Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
18:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Сокольский Михаил Герасимович, протоиерей

Протоиерей Михаил Герасимович Сокольский

27 мая 1890 года в 10 часов утра, неожиданно для всех родных и знакомых, скончался в селе Светикове, Суздальского уезда, протоиерей Михаил Герасимович Сокольский на 60 году от рождения и на 33 году своего пастырского служения. По своей многоплодной, полезной деятельности о. протоиерей принадлежал к числу тех служителей алтаря Господня, кои по жизни своей имеют право быть названы образцами для духовенства, достойными подражания. Воспоминание о таких личностях поучительно и приятно.
О. протоиерей был сын бедного священника села Нерльской-Новоселки, Переславского уезда. Первоначальное образование получил в Переславском духовном училище, где во все время шестигодового обучения числился под № 1-м; затем свое образование продолжал во Владимирской духовной семинарии, где окончил полный семинарский курс в 1852 г. с званием студента, в числе лучших учеников.
По окончании курса Михаил Герасимович занял место народного учителя в селе Мячкове, Александровского уезда, и пробыл учителем пять лет. Затем, в 1858 году, Преосвященнейшим Иустином определен был во священника в село Светиково со взятием сироты Евдокии Ивановой Приклонской (Означенная сирота Приклонская заступила место не прямо по смерти своего родителя, бывшего тоже священником и благочинным в селе Светикове много лет, а уже после выбытия поступившего на его место зятя своего священника А. Сакацинского.). О. протоиерей во всю жизнь свою благодарил Создателя за свою семейную жизнь. Он сам говорил своим близким друзьям: «моя жена — добрая женщина, примерная хозяйка; это — ангел утешитель для меня в часы душевных неприятностей». В последнее же время, когда о. протоиерей страдал телесным недугом, они и денно и нощно неотлучно находилась при его постели, за исключением 2—3 часов суточного покоя.
Быть служителем алтаря — священником было заветной мечтой о. Михаила. Вот что сам о. протоиерей заметил об этом в речи, сказанной им подведомственному духовенству во время юбилейного торжества по случаю двадцатипяти-летнего служения его в должности благочинного: «Родился я, в семье бедного сельского священника, жизнь которого немногим отличалась от простолюдина; в детстве приходилось мне иметь и видеть обращение только с простыми сельскими крестьянами. Таким образом волей-неволей привык я к жизни простой, и до сих пор не знаком с лицемерием и двоедушием. Но за то с ранних лет я полюбил простоту сельской жизни так искренно, что заветной мечтой моей юности было сделаться священником, и непременно — сельским.
На четвертом году своей священнической службы о. протоиерей был избран ведомственным духовником. Как духовник, он был, поистине, благоискусный. Он умел как-то с любовью и снисходительностью совмещать строгость, а со строгостью — и любовь и доброту. Как духовник священнодействующих, он умел кающихся вызвать на откровенность и сокрушение, и ничего не пропускал без замечания, всегда делал каждому вразумления; но вместе с тем плакал с немощным о немощах, и молился о грехах кающегося.
Пробывши духовником всего два года, о. Михаил, по распоряжению Епархиального Начальства, был назначен ведомственным благочинным при Преосвященном Феофане. Мне, как родственному лицу, вот что говорил об этом о. Михаил. «При определении во священника в село Светиково был у нас благочинный о. А.А. и всегда почему-то питал ко мне расположение и нередко говорил мне: «после меня вы, о. Михаил, должны быть благочинным, так как вы деятельны во всех отношениях». Конечно о. Михаил никогда и не думал об этом по своему смирению. Но судьбы Божии неисповедимы. Действительно, по выбытии о. Альбицкого, о. Сокольский был назначен благочинным на седьмом году своей священнической службы, что бывает очень редко. Когда, по прибытии на Владимирскую кафедру Высокопреосвященного Антония, первый раз к нему являлись благочинные с годичными отчетами, то Владыка заметил благочинному Сокольскому: «неужели ты, такой молодой священник, и уже благочинный,— дивлюсь». Но потом, без всякого преувеличения можно сказать, у Архиепископа Антония благочинный Сокольский считался одним из лучших и аккуратных благочинных. Особенно обратил внимание Архиепископ Антоний на подробный реестр поучений, представленный благочинным Сокольским, с полным содержанием поучений, произнесенных священниками его ведомства в течение года. За труды по должности благочинного о. Михаил награжден был орденом св. Анны 3-й степени, чрез 9 лет его благочиннической службы. При этом Архипастырь Антоний предлагал о. Михаилу лучшие приходы; но о. Сокольский отказывался от перехода из Светикова куда-либо и говорил бывало: «кости свои положу в Светикове». Вообще о. Михаил пользовался расположением Архиепископа Антония, который даже писал к нему частные письма.
Затем о. протоиерей был благочинным и по выбору, и всегда пользовался особенной любовью и расположением от подведомственного ему духовенства. Такое расположение к себе о. протоиерей приобрел преимущественно своей добротой. Простота в обращении, непамятозлобие, миролюбие были отличительной его чертой. Он всегда был сдержанный, осторожный, не кидал, как говорится, слов на ветер и всегда дорожил словом. Потому всякое слово его заключало в себе назидание или полезный совет. С величайшим удовольствием вспоминается его приветливость, ласковость, доброжелательство и сердечная доброта. При двадцатипятилетнем служении его в должности благочинного он всегда старался внушить и устроить согласие, мир, общую любовь в своих подначальных. За это признательное духовенство почтило о. протоиерея торжественным празднеством в день двадцатипятилетия его благочиннической службы (16-го мая 1889 г.) и поднесло ему очень ценную икону Святителя Михаила в богато-украшенном киоте.
Теперь обратим внимание на о. Михаила, как на священника, пастыря словесного стада,— и начнем с народного образования. Лишь только о. Михаил был определен во священника в село Светиково, он открыл в своем доме народное училище, где был сам учителем и законоучителем несколько лет. По отзыву начальства, его училище было одно из лучших. Затем, по его старанию, в Светикове открыто было земское училище, куда был назначен учитель, а о. Михаил был законоучителем до самой смерти. Как личность, выдающаяся по педагогическим способностям, о. Михаил несколько раз получал благодарность от Училищного Совета и даже денежные награды по 50—70 рублей. По представлению Училищного Начальства, за примерную службу по народному образованию о. Михаил награжден был набедренником чрез три года священнической службы, что на долю других выпадает очень редко.
Старанием жe о. протоиерея в Светикове открыто было и женское училище, в его же доме безвозмездно,— и здесь он также был законоучителем. В последнее время, за три года до смерти о. протоиерея, заботами и старанием его устроено отдельное училищное здание в церковной ограде; училище очень хорошее во всех отношениях,— устроено по плану о. протоиерея, под его надзором и руководством.
Не менее достойна похвалы деятельность о. протоиерея по устройству и украшению храма Божия в с. Светикове. Приходский холодный Тихвинский храм, благодаря заботам и трудам о. протоиерея, поновлен и считается одним из лучших в его ведомстве. При о. протоиерее в этом храме вся живопись и иконостас сделаны заново. Другой храм, отдельный теплый, трех-престольный, вновь устроен исключительно трудами и заботами о. Михаила. Бывало, говорит супруга о. Михаила, ночи не спит он, все думает, как бы устроить храм. Просит крестьян съездить за кирпичом, песком и прочими материалами для храма... Сам нанимает рабочих, сам закупает материал и едет в Ростов, Ярославль и Иваново-Вознесенск. И действительно, в три-четыре года храм был устроен в лучшем виде; и на его устройство употреблено, по словам о. Михаила, около 15-ти тысяч. Где такая сумма взята, известно одному Богу. Означенный храм вышел прекрасный во всех отношениях; заботами о. протоиерея, за год до его смерти, в этом храме сделана живопись, стоящая около 1500 рублей. О. Михаил очень любил торжественную обстановку в богослужении,— и не более, как через год после своего поступления в Светиково, устроил хороший хор певчих. Сам пел отлично. Певческий хор, образовавшийся при содействии о. протоиерея, в знак благодарности за его любовь и попечение о певчих в течение всего священнического служения, поднес ему, во время его юбилейного торжества 16-го мая, крест, а один из певчих, крестьянин М. Королев, сказал речь.
Любя стройное церковное пение, о. протоиерей особенно любил хороший колокольный звон, а потому им приобретена была, не известно где, сумма на покупку 300 пудов, колокола. Ризница и прочая церковная утварь о. протоиереем приобретена примерная. Бывало, сам о. протоиерей мне лично говорил: «когда я поступил в Светиково, то было даже одно напрестольное Евангелие». А теперь ризница в Светиковском храме считается самой богатой из всего ведомства. При этом заслуживает внимания одно обстоятельство из последних дней жизни о. протоиерея. За год до его смерти в Светикове прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност, и в храме все нашел исправным и в лучшем виде; но выходя из храма, он сделал такое замечание церковному старосте: «у тебя, староста, в церкви хорошо, и священник — даже протоиерей, а ценных риз нет». Это замечание, сказанное старосте, принял к сведению о. Михаил,— и вот в апреле 1890 года о. протоиерей со старостой едут в Москву и покупают ризу в 200 р., серебряное кадило и многое другое для храма на сумму около 1000 рублей. Привезя эти вещи, о. протоиерей их освятил и сказал старосте: «слава Богу,— у нас и ризы ценные есть и утварь дорогая. Все это обновлю в Тихвинскую» (престольный праздник). Но, увы! Новой ризы не пришлось обновить ему, так как ровно за месяц до Тихвинской он скончался,— а облачение было обновлено при его погребении.
При поступлении на место о. Михаила, Светиковский приход казался далеко не так значительным, как в настоящее время. Находясь в глухой местности, он не представлял, по-видимому, ничего такого, чем мог бы заняться умный, молодой священник. Но предприимчивый о. Михаил не смутился своим положением. Помолясь Богу, он начал новую жизнь самообразованием,— и для этого с первых дней служения завел посильную библиотеку, посвящая ежедневно определенную часть времени на чтение книг как духовного, так и светского содержания. Затем он ежегодно приобретал книги, так что теперь, через 32 года служения о. Михаила, в Светиковской библиотеке насчитывается до 2000 экземпляров книг духовного содержания; тут есть почти все духовные журналы и есть капитальные сочинения. Все книги переплетены (о. Михаил любил аккуратность), и находятся в шкафах под номерами.
Каждое воскресение, после утрени, о. протоиерей вел собеседования в здании училища, и раздавал книги для чтения из церковной библиотеки. С той же ревностью о. Михаил с первых дней священства принялся за проповедание слова Божия. Его проповеди всегда отличались простотой и задушевностью, а потому всегда выслушивались с особенным вниманием, чему много способствовало его умелое произношение. За свою деятельность по устройству нового храма и его украшению, а также за усердное проповедание слова Божия о. протоиерей пользовался особенным уважением и любовью своих прихожан.
Как вообще человек, о. протоиерей Сокольский был прекрасный в своих отношениях к другим,; он был другом и советником каждого, кто искал его помощи; был гостеприимен и радушен, любил заезжего гостя приветствовать и обласкать, любил угостить хлебом-солью. В отношении к себе был внимателен и бережлив, любил чистоту и опрятность; в доме держал во всем порядок и аккуратность. Бывало, с величайшим удовольствием идешь в его дом, где было все прибрано и каждая вещь лежала на своем месте. Тоже самое видно у него и в храме Божием: всякая вещь имела определенное место, и к своему времени у него все было готово.
О. протоиерей был примерный домохозяин, примерный отец своих детей,— а детей у него было 8 человек. Своих дочерей он пристроил за священников (Старший дочь за свящ. в г. Иванов.-Ухт. Александров. уезда Ф. Беляевых; вторая за свящ. П. Леонидовым в с. Якимове Суздал. уезда; третья за П. Чудовым свящ. с. Санкова Сузд. уезда и четвертая на месте умершего в с. Светикове за свящ. Н. Сперанским, а последняя дочь состоит учительницей в с. Светикове.) почти всех, кроме последней, оставшейся после его смерти девицей. Двум последним дочерям дал образование; воспитывал в семинарии троих сыновей. Он всегда с любовью навещал своих зятей и всегда внушал им добрые советы. Это была каменная стена для всех родных,— что ни спроси о. Михаила, он всегда, во всяком деле, даст верный, благоразумный и практический совет. Он был практичен во всех отношениях, и знал всему настоящую цену.
Таким неутомимым деятелем во всех отношениях был о. протоиерей. За то и от начальства он был почтен особенными знаками внимания. Не говоря о разного рода признательностях и благодарностях, которыми разукрашен его формуляр, он имел награды; набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, орден св. Анны 3-й степ. и сан протоиерея; был наблюдателем за церковно-приходскими школами своего ведомства и председателем съезда уполномоченных по Суздальскому уезду.
Самой же лучшей наградой о. протоиерею и лучшим выражением и доказательством его достоинства были — та любовь и то уважение, которые питали к нему все знавшие его. При его погребении обширный Светиковский храм не мог вместить молящихся. Хотя время для крестьян было рабочее, но прихожане накануне погребения и в день погребения не работали. Духовенство его ведомства почти все было при его погребении, хотя его ведомство простирается на 45 верст,— и шесть иереев почтили память его своими глубоко прочувствованными надгробными речами; были даже священники не его ведомства. По окончании отпевания, когда тело о. протоиерея несли храмом, то положительно все, бывшие в это время в храме и вне оного, плакали вслух.
Священник Феодор Беляев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1891 года).

Псаломщик пог. Старо-Никольского, Ков. у. Евфимий Рудаков 17 дек. 1916 г. определен во диакона в с. Светиково, Сузд. у.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (02.12.2017)
Просмотров: 1293 | Теги: Суздальский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru