Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
14:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Протопоп Иоанн Иоаннов и его «Солнечный календарь»

Протопоп Иоанн Иоаннов и его «Солнечный календарь»

В фондах документов музея-заповедника хранится 26-страничный календарь протопопа суздальской соборной церкви Иоанна, выполненный им в 60-е годы XVIII столетия.
Пожалуй, не менее, чем сам календарь, интересна личность автора.
На одном из листов календаря протопоп Иоанн представляет свою родословную, предваряя ее словами: «Сие родословие Суздальской соборной церкви протопопа Иоанна Иоаннова, сочиненное 1763 году трудами ева (знак тельца) в 45 день» (ил. 1).


Ил. 1
Родословная протопопа Иоанна

Из родословной очевидно, что его предки практически все - представители духовного сословия среднего звена. Многие из них служили во Входо-Иерусалимской церкви г. Суздаля. Протоиерей изложил родословную и письменно, она была опубликована с комментариями К.Н. Тихонравова во «Владимирских ведомостях» в 1879 году, там о своих родителях он пишет: «Родитель мой Входския церкви и Александровского монастыря диакон Иоанн родился 1672 года октября 26... а в 1702 году марта 25 преставился и погребен в 27 день у Входской церкви возле родителей своих. Жития его 30 лет и 7 месяцев. Супруга его Марфа Михайловна родилась 1678 году июня 27 дня... а от роду ей 25 лет было, в 1702 году постриглась в Покровском монастыре, и нарекли имя Матрона, и была монахинею 40 лет. 1741 году марта в 7 день преставилась схимонахиня Матрона, а в 8 день в воскресенье погребена...». В семье родителей было трое детей, из которых двое умерли в младенчестве, выжил один - будущий протоиерей Рождественского собора, автор календаря.
Из родословной и из написанной автобиографии узнаем и сведения о самом авторе: «В лето от сотворения мира 7209, а от Рождества Хр. 1701 ноября в 8 день в субботу родился азъ, раб Божий Иоанн... а в 1708 году обучен чтению и писанию; а в 1710 году определен преосвященным Ефремом, митрополитом Суждальским, в подьяка; а в лето 1711 году июня в 15 день посвящен в стихарь преосвященным Игнатием, епископом Суждальским».
Ровно за 40 лет отец Иоанн прошел путь от рядового священника до протопресвитера. Из той же автобиографии: «а в 1751 году апреля в 20 день определен в Суждальскую соборную церковь Рождества Богородицы и посвящен преосвященным Порфирием, епископом Суждальским и Юрьевским, того же года (-) в 21 день недельный в протопресвитеры». Протопоп (протопресвитер, с XIX века больше в ходу было название «протоиерей») - жалованное звание, сан священника и настоятеля соборного бесприходного клира.
В семье отца Иоанна родилось 16 детей, во время родов последней двойни жена умерла. Большинство детей (12) умерло в младенчестве, выжили и дали потомство три сына, один из которых, Михаил, стал дьяконом в Петропавловской церкви, другой, Гавриил, был слугою в Покровском монастыре, сын Авраам служил протоиереем при суздальской Никольской кремлевской церкви. В конце жизни отец Иоанн написал пространное «Завещание Суждальския соборной церкви протоиерея Иоанна Иоаннова Михайлу, Аврааму и от них прочим чадам, даже до четвертого колена». В завещании протоиерей, обращаясь к детям и внукам, призывая их жить по Божьим заповедям, по существу, изложил свои жизненные принципы.
В комментариях к автобиографии Иоанна Иоаннова К.Н. Тихонравов пишет: «Протоиерей Иоанн по своему времени был лицо замечательное по неутомимой своей деятельности и любознательности; не получив образования классического, он развивал в себе познания неусыпным чтением и, мало того, все попадавшиеся ему книги, печатанные в его время, списывал для себя всецело, а не в извлечениях только, и притом с разными украшениями по страницам бордюрами разнообразными, им самим рисованными пером. Судя по уцелевшим его рукописям, любимые им предметы были: география, пасхалия, астрономия, а главное - астрология и хиромантия». К К.Н. Тихонравову рукописи попали от его тестя - правнука отца Иоанна, также протоиерея соборной церкви Георгия Яковлевича Протопопова, который тоже был заметной фигурой среди суздальского священства. В восьмом номере «Владимирских губернских ведомостей» за 1868 год и в № 6 «Епархиальных ведомостей» были помещены некрологи о его смерти. Более ста лет потомки Иоанна Иоаннова служили протоиереями в разных храмах Суздаля, отчего и произошла в дальнейшем фамилия Протопоповы. Кроме родословной, вероятно, еще некоторые рукописи отца Иоанна через К.Н. Тихонравова попали на страницы «Губернских ведомостей», так, в № 8 за 1856 год был помещен материал «Распознавание погоды по разным признакам из рукописи протоиерея Иоанна Иоаннова». Но, к сожалению, неофициальную часть этого номера найти не удалось.
Среди потомков отца Иоанна интересна личность Якова Егоровича Протопопова, праправнука протоиерея. С 1838 года, когда начали издаваться «Владимирские губернские ведомости», Яков Егорович на протяжении нескольких лет сначала активно участвовал в издании неофициальной части, а с 1840 года стал ее редактором. В это время он сам активно печатался с материалами по вопросам истории и археологии Суздаля.
В Суздале во времена протопопа Иоанна была кафедра епископа, и клир соборной церкви был достаточно для того времени образован, также, как и возглавлявшие его епископы. Так, например, Порфирий Крайский, который произвел Иоанна в протоиереи, был из ректоров Славяно-греко-латинской академии, одно время возглавлял известный Донской монастырь в Москве. Одновременно с протоиереем Иоанном ключарем Рождественского собора служил известный нам Анания Федоров, первый историк Суздаля, автор «Исторического собрания о граде Суждале».
Последний труд отца Иоанна - «собственноручный список напечатанной в 1787 году священной истории. Рукопись эта в 1864 году передана в дар в Императорскую публичную библиотеку». После смерти отца Иоанна его многочисленные невостребованные рукописи хранились у его внука Георгия Абрамовича, также протоиерея суздальского Рождественского собора, а после кончины последнего были поделены и развезены «на возах» его детям, многие были утрачены. К.Н. Тихонравов в том же номере «Владимирских ведомостей» упоминает, что ему приходилось видеть дом, перегородки которого были оклеены рукописями отца Иоанна.
О служебной деятельности протоиерея находим упоминание и в историко-архитектурном описании суздальского Ризоположенского монастыря В.Т. Георгиевского. После пожара 1769 года для составления описи сгоревшего была образована комиссия, по указу Преосвященного Суздальского Геннадия, в числе членов которой указан и суздальский соборный протопоп Иоанн Иоаннов. Три указа Суздальской Духовной консистории, последовавшие за этим, были подписаны Иоанном, протопопом Рождественским. В сохранившемся архиве Покровского монастыря также встречаются документы Суздальской Духовной консистории, подписанные протопопом Иоанном. Учитывая, что отец Иоанн возглавлял клир соборной церкви на протяжении более 30 лет, можно предположить, что он был грамотным, авторитетным и ответственным священнослужителем.
По сведениям того же К.Н. Тихонравова, последние два года своей жизни по слабости здоровья протоиерей Иоанн уже не служил, но на службе все-таки состоял и жил вместе с семьей сына Авраама Иоанновича, священника Николо-Кремлевской церкви. Скончался протоиерей Иоанн на 93 году жизни, похоронен согласно желанию в церкви городского Златоустовского кладбища па правой стороне напротив царских врат.
Печатная история русских календарей начинается с петровского времени, тогда в календарях помимо росписи дней определенного года помещалась краткая хронология событий, месячные знаки, имена планет и знаки зодиака, евангелия и апостолы, святцы, предсказания погоды, астрологические пророчества и т.д. Очень популярным и распространенным стал появившийся в 1709 году так называемый Брюсов календарь, он представлял собой свод всякого астрологического материала по образцу западных альманахов.
В 1724 году исключительное право издания календарей было предоставлено Академии наук. Академический календарь был более научным по содержанию, особенно вначале, но и здесь печатались приметы и предсказания.
Рассматриваемый нами календарь по структуре напоминает вышеупомянутые календари и, возможно, учитывая склонность протоиерея к переписке книг, частично копирует их. К сожалению, в музее учетные сведения о календаре практически отсутствуют. В имеющихся очень лаконичных документах нет и даты поступления в краеведческий музей. В карточке научного каталога значится: «Наименование - Солнечный календарь, материал - бумага, тушь, акварель». Указан размер листов: 36 х 44 и год - 1763, взятый из календаря. В описании указано: «Календарь написан протопопом Суздальского собора Иоанном Иоанновым. На 26 листах. На последнем листе - родословие автора». В старой книге поступлений описание дополнено следующим: «календарь исполнен на старинной бумаге печатным славянским (церковным) шрифтом, и на каждом листе календаря изображены рисунки разного значения. Так, на 2,3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16 - находятся изображения солнечных планет, а на последних листах (20-21) находится географическая карта. На первом листе вверху написано изречение: «Небесные планеты - неизгладимые часы дней наших и нощных с показанием действия». Сохранность календаря неудовлетворительная».
Указанную надпись следует читать: «Небесные планетные неисходимые часы дневные и ночные с показанием действия». Отверстия и обрывы по левому краю листов свидетельствуют, что труд когда-то был переплетен. Существующая нумерация на большинстве листов, судя по почерку на карточке и на страницах календаря, произведена в момент поступления экспоната в музей, когда работа состояла из отдельных листов, поэтому она может и не отражать первоначального порядка расположения страниц. Автор использовал бумагу размером 44 х 36 см, разную по плотности и качеству. На большинстве листов имеются водяные знаки нескольких видов русских бумажных фабрик (Русская фабрика Василия Сомова (?), фабрика князя Петра Репнина и Ярославская мануфактура Алексея Затрапезного).
Протопоп Иоанн имел явные художественные способности, что проявилось в оформлении его труда: каждый лист украшен рисованными пером декоративными бордюрами, заставками и рамками. Особенно живописно оформлен лист с родословной автора. Рисунками украшались и другие календари (например, Брюсов календарь).


Ил. 2
Карта Западного полушария

По содержанию календарь условно можно разделить на четыре раздела - астрономический, географический, библейский и астрологический (предсказательный). Географический представлен тремя картами: на одном листе - карта Западного полушария с Северной и Южной Америкой, с обозначенной линией экватора, на которую нанесены 6 соответствующих знаков зодиака (ил. 2), на втором - карта севера Европы, на третьем - относительно подробная карта Германии с частью Польши, королевства Венгерского и Италии. На одном листе с изображением Солнца и сторон света автор указывает страны и народы, там обитающие.


Ил. 3
Система Птоломея

Астрономический раздел представлен изложением трех систем. Геоцентрическая система мира Птолемея, по существу, господствовала в науке почти 1500 лет и была изложена в его основном труде «Альмагест», или «Большое математическое построение», являвшимся основным учебником астрономии до Коперника. По его системе в центре мира находится Земля, которая имеет шарообразную форму, вокруг неподвижной Земли вращаются Солнце, Луна и все планеты. Такую схему (ил. 3) и изобразил протоиерей Иоанн в календаре: вокруг Земли на окружностях обозначены, начиная от центра, Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и далее - окружность звезд и внешняя окружность знаков зодиака. На листе внизу указано: «по мнению Птоломея». Каждый лист календаря протоиерея сопровождается выдержками из Библии и Евангелия на тему сотворения мира. Например, на этом листе вверху в рамке - изречение: «Вся премудростию сотворил еси, дивна дела твои, Господи».
На одном листе календаря автор изобразил систему мира «по мнению Тихобрага». Тихобраге (Тихо Браге) - немецкий философ, астроном и астролог XV века. По теории Тихобраге в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце и три планеты. На краю область «недвижимых» звезд и окружность зодиака. Вокруг Солнца вращаются две планеты - Меркурий и Венера. В таком виде система Тихобраге представлена в календаре.
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника с первой половины XVI века распространилась в мире и заняла главенствующее положение в науке. Протоиерей Иоанн отражает ее в своем календаре (ил. 4). Даются характеристики погоды в положении планет, например, Меркурий - мокро и знойно, Венера - студено и мокро, Марс - тепло и сухо и т.д.


Ил. 4
Система Коперника

Внешняя сфера - сфера невидимых звезд. Тогда еще не было известно, что представляют собой звезды. На наружной окружности также расположены зодиакальные созвездия. Внизу в середине в декоративной рамке - высказывание, характеризующее философские наклонности протоиерея: «годы сокращают житие человеческое: весна образует юность; лето мужество и средовечие; осень снисхождение к старости; зима старость, и болезнь, и скончание жизни; блажен человек, иже в разуме прав состаревшися умре».


Ил. 5
Схемы лунных затмений

На одном листе автор схематично показывает, при каких условиях могут происходить лунные затмения (ил. 5). Полное лунное затмение происходит, если луна окажется на одной прямой с центрами Земли и Солнца. В текстах автор дает пояснения изображениям.
Отдельный лист посвящен планете Сатурн. Сатурн в то время был последней планетой, открытой Галилеем в начале XVII века, кроме того кольца вокруг Сатурна представляли собой уникальное и неизведанное явление, объяснявшее повышенный интерес к Сатурну в то время. Этим, вероятно, и объясняется ее отдельное описание, многое из которого сейчас кажется наивным.


Ил. 6
6 знаков зодиака с характеристиками

Ил. 7
Оборот предыдущего листа

На двух листах помесячный календарь с указанием восходов, заходов Солнца, долготы дня и ночи и краткими характеристиками. В полукругах - изображения соответствующих знаков зодиака, рядом - их символы и сроки вступления Солнца в знак (ил. 6). На оборотах этих двух листов в таблицах гороскопы: на одном (ил. 7), который протоиерей называет «Планетныя обращающаяся часы дневныя и нощныя с показанием каковы оне; и кто в кой час родивися...» - внешние признаки, черты характера и склонности человека в зависимости от дня недели, часа, планеты рождения. Например, родившиеся в среду в планете Меркурий характеризуются так: «ростом высок и тонок... любитель пения, книгочтец, и духовного чина, гневлив и несчастлив, добротбор и женолюбитель, и землепроходец, но болезнен». На обороте другого листа помещена таблица благоприятствия в делах в определенное время.
Много внимания в календаре уделяет протоиерей цитированию из Библии и переложению библейских историй и заповедей, так, например, на одном листе, достаточно декоративно оформленном, изложена библейская история сотворения мира по дням с характеристиками и соответствиями святых архангелов. На другом листе пересказаны в декоративном оформлении заповеди библейские, заповеди церковные, семь таинств церковных, семь даров духа святого, задачи духовные, семь смертных грехов, чудеса Господа в земле египетской. В календаре отца Иоанна приводится и таблица пасхалий, которую автор называет «Ключ неисходимый Пасхальных литер: по кругу солнечному и лунному» (ил. 8), на этом же листе вверху таблицы новолуний и полнолуний на 19 лет, так как фазы Луны возвращаются к тем же числам месяцев через 19 лет.


Ил. 8
Таблица пасхалий

Ил. 9
Планеты с характеристиками

На одном листе (ил. 9) в семи четырехсекторных кругах дается астрологическая и предсказательная характеристика планет, причем к планетам протоиерей ошибочно относит Луну, но в их ряду отсутствует Земля. В центральном круге - Солнце, вокруг него слева направо - планеты с обозначением символов. О Сатурне протоиерей пишет: «всех есть выше Сатурнус, роду человеческому вельми противный, иным делам нефартунный, а паче женскому полу, стоит над российскою и польскою землями...». Приводятся все соответствия планете - число, день недели, архангел, знаки зодиака, период обновления (оборота планеты по кругу зодиака).
Календарь протоиерея Иоанна свидетельствует о нем как о неординарной личности на фоне суздальского священства. Трудолюбие и разносторонние интересы сопутствуют ему всю его долгую жизнь. Не имея классического образования, благодаря постоянному самообразованию, в процессе письменного копирования книг протоиерей приобрел знания, позволившие ему составить календарь, что само по себе характеризует его как личность смелую в своих творческих амбициях. Подобные изданные календари были достаточно распространены в то время. Брюсов календарь, упоминаемый выше, неоднократно переиздавался и был популярен именно во времена отца Иоанна. В настоящее время сохранилось лишь три экземпляра первого издания Брюсова календаря.

Используемая литература:
Материалы исследований. Выпуск 15. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 2009.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Город Суздаль
Владимирская епархия.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.09.2018)
Просмотров: 1400 | Комментарии: 1 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 prota38 • 02:25, 14.10.2023
Очень интересная история и интересный человек протопоп Иоанн. Человек, знающий свои корни (в Родословии отведено место не только родителям, но и дедам и прадедам), и хорошо знающий своё время. Спасибо Вам за впечятляющее исследование.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru