Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской в гор. Владимире

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской

В 1912 г. при Владимирской учительской семинарии была открыта образцовая школа. Точно не установлено, но предположительно она была на Студеной горе, где сейчас расположен дом паломников.
«7-го декабря 1917 г. начинаются занятия во вновь открытой образцовой школе при Владимирской Земской женской гимназии. Занятия будут происходить по вечерам, т. к. за недостатком места в гимназии отвести для малышей утренние часы оказалось «невозможным» («Владимирская жизнь», 4 дек. 1917).
21 декабря 1919 года при ИНО открылась 1-я Опытно-Показательная школа (ОПШ). Ее первым директором был Жаровщиков Петр Алексеевич.
До 1920 гг. образцовая школа I ступени размещалась на Студёной Горе, в одноэтажном деревянном доме с мезонином, что у церкви Архистратига Михаила.


Ул. Студеная Гора, д. 1

С 1-го января 1920 г. по октябрь 1922 г. школа в ведении Наркомпроса. В 1920 году образцовой школе был присвоен статус опытно-показательной школы-коммуны.
До 1921 года школа I-й ступени имела 5-ти летний курс (8—13 л.) и школа II-й ступени 4-х летний курс (13—17 л.), т. е. 9-ти летний курс обучения. С 1921 года 7-ми летний курс обучения: школа I-й ступени 4-х летняя и школа II-й ступени 3-х летняя, после чего дети поступают в область профессионально-технического образования по специальности в Техникумы.
В 1920—1922 гг. школа занимала бывший дом Фаворского в Куткином переулке (ныне ул. Гоголя, здание не сохранилось).
Первоначально школа имела лишь 5 групп с небольшим колличеством учащихся, но с каждым годом число групп и учащихся увеличивалось.
«В воскресенье, 4-го декабря (1921), состоялось общее собрание родителей учащихся Владимирской опытно-показательной школы-коммуны при ИНО, на котором постановлено взять на содержание школы одного ребенка школьного возраста из Татреспублики. Ребенок будет на полном иждивении родителей учащихся и педагогов школы вплоть до нового урожая. Жить он будет в общежитии-коммуне при школе. Избрана особая комиссия из родителей и преподавателей, которой и поручено непосредственное наблюдение и заботы за жизнью и состоянием ребенка» («Призыв», 10 дек. 1921).
Софья Оттовна Дрейер-Мотренко (1895 – 1970) - учитель немецкого языка и рисования в опытно-показательной школе (1919-1930).
5 декабря 1921 г. в Опытно-показательной школе состоялся литературно-вокальный вечер в память Н.А. Некрасова. Среди вечера был устроен сбор в пользу голодающих детей Поволжья. Дети и присутствующие на вечере родители охотно жертвовали.
Ученики своими силами оборудовали кабинеты: физико-математический, естествознания, географии, родного языка и истории. Ездили на экскурсии по Волге. Выпускали рукописную газету «Мысли школьника» и журнал «Родная школа». Большую роль в жизни учащихся играл ученический клуб, организованный в феврале 1922 г. Члены клуба готовили доклады, вечера художественной самодеятельности, на которых инсценировались даже отрывки из опер.
Сознательную дисциплину и товарищескую спайку ребят этой школы отмечали учителя, родители, представители различных комиссий. Учащиеся регулярно устраивали выставки своих работ, на каждой из которых представлялось до 700 экспонатов: рисунки, физические приборы, макеты, вышивки, модели электростанций и др.
«Многие знают о существовании Опытно-показательной школы коммуны. Знают о том, что эта школа чем-то отличается от прочих школ города и отличается в хорошую сторону. Многие родители стремятся пристроить своих детей прежде всего в показательную школу. Но что делает эту школу отличительной от других и почему она носит такое, на первый взгляд, витиеватое название «опытно-показательной школы-коммуны», это для широких слоев владимирской публики покрыто мраком неизвестности. Школа эта имеет семилетний курс. На первых трех годах обучения применяется классная система, начиная с 4-ой группы занятия ведутся по кабинетам; применяется точно также и лабораторный метод, к сожалению, не могущий занять преобладающего места благодаря недостаточности помещения и за отсутствием нужных материалов. вполне исчерпывающе проводится в школе принцип наглядности и принцип трудового подхода к изучению дисциплин. Здесь школа являет собой пример показательности школ Республики, где из ребенка развивалась бы не бездушная кукла, набитая бессистемно-книжной премудростью, а гармонически воспитанная человеческая личность. Старая школа, практикуя граммофонный метод преподавания, совершенно не заботилась о создании единой связной программы, тесно сплетенной с жизнью. Школа-коммуна устранила эту ненормальность. Два раза в год (перед зимней и летней школой) педагогические комиссии и совет школы вырабатывают единую программу с удачно подобранным изучаемым материалом из местного края. Программы эти составляются на основании новых принципов школьного воспитания. Программы первых трех групп отличаются тем, что представляют собой единое целое без всякого разделения по отдельным предметам. Для ребенка становится незаметно, что сейчас он изучает арифметику, через час географию и т.д. Здесь, незаметно для него самого, даются ему сведения из всех областей, доступных для его понимания. В старших группах система преподавания предметная, но и там тесная связь между предметами поддерживается тщательнейшим образом. Например – целью преподавания русского языка являются попытки внести жизнь в преподавание путем применения иллюстрированного чтения, развития живой речи учащихся, пробуждения творчества детей, развитие критического отношения к читаемому. Что касается математики, то она не представляется для детей каким-то кавардаком цифр, дробей и проч., а предметом, тесно связанным с жизнью. Учащиеся свободно могут разобраться в различных диаграммах, сами их свободно чертят, умеют составлять графики для переводов одних величин в другие, лично справляются с черчением планов в известном масштабе, умеют произвести измерения и построения на поверхности земли и проч. В школе практикуется метод обучения иностранным языкам посредством бесед и игр. В течение двух лет замечено, что при таком методе дети очень интересуются изучением языков. Большей любовью среди учащихся пользуется рисование, ставящее целью научить детей посредством рисунка излагать свои мысли. В старших группах рисуют с натуры. Во всех группах рисование тесно связано с другими предметами. Учащиеся иллюстрируют при помощи карандаша и кисти, чтения и беседы по изучению языков, географии, истории, естествознанию и математике. Такое рисование пробуждает в детях творческую самодеятельность и развитие художественного вкуса.
Вся жизнь школы построена на вполне сознательной дисциплине. Самое высшее наказание – выговор и вызов в президиум Совета родителей провинившегося ребенка. То послушание, какое поражает посетителя школы, основано исключительно на уважении учащихся к преподавателям, сумевшим установить с детьми истинно дружеские отношения.
Насколько учащиеся любят свою школу, показывает то обстоятельство, что несмотря на пребывание в ней с 9 час. утра и до 3-4 часов вечера, они все-таки не хотят уходить домой, с охотой работая после занятий. Показательной здесь также является сравнительно низкая цифра пропусков,- всего было пропущено из 9714 учеников-дней 10%.
При школе существует общежитие-коммуна на 12 человек,- первая тсупень по переходе всей школы на положение школьной коммуны. Общежитие является действительной маленькой дружной коммуной, построенной на разумном труде, чередующемся с целесообразным досугом. Дети сами регулируют совю жизнь и организуются для выполнения той или иной задачи. Это выработает в них твердую уверенность, что каждый отдельный человек есть часть коллектива, что коллективный труд целесообразнее одиночного…» («Призыв», 11 фев. 1922).
1922-23 гг. – в ведении губоно. В 1922 г. с школой сливается губернский детский сад.
Осенью 1922 г. здание бывшего Духовного училища было передано Опытно-показательной школе.


Ул. Луначарского, д. 13а.

Педагогический Совет Владимирской Опытно-показательной школы cовместно с Губоно ходатайствовал перед Н.К. Крупской (Лениной-Ульяновой) о разрешении назвать школу ее именем. 29 декабря 1922 года от Н.К. Крупской получено согласие и, таким образом, школа стала носить название: «Владимирская Опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской».
«Школьная выставка. 10 июня открылась во Владимире выставка работ учащихся опытно-показательной школы. Эта выставка — публичный экзамен школы, т. к. выставлены работы, проделанные в течение настоящего учебного года. По ним всякий посетитель может ознакомиться и проследить работу школы и состоящего при ней детского сада в течение всего года.
Выставка производит самое отрадное впечатление, и следует горячо рекомендовать посетить ее всем, интересующимся воспитанием и образованием детей. А для всех учителей посетить эту выставку прямой долг.
Выставка расположена в трех комнатах. Середину самой большой из них занимают работы детского сада. Вы здесь видите рисунки, аппликации, макеты и другие изделия малышей. Вы чувствуете по этим работам, как и в каком направлении развиваются дети. У стены лежат дневники детского сада. Здесь записаны наблюдения над отдельными детьми. Читая их, вы замечаете все разнообразие внутренней деятельности детей, их психологические особенности, их склонности, интересы; видите, что руководительницами все это учтено. Сопоставляя дневник с выставленными тут же работами, вы можете проследить, как развивался тот или иной ребенок.
По бокам большой комнаты выставлены работы школьников по естествознанию, русскому языку, истории и рисованию. Здесь вы видите естественно научные коллекции, собранные и преппарированные детьми разных групп, террариум, несколько аквариумов, диаграммы наблюдений над погодой, тетради-дневники с записями наблюдений — это результат занятий, преимущественно, в летней школе. Работы по русскому языку и истории заключают в себе иллюстрации прочитанных в школе и дома рассказов, сказок и басен и ученические тетради с работами в том самом виде, как они подавались, со всеми промахами и погрешностями и с замечаниями преподавателей. Выставленные тут же №№ ученического журнала позволяют судить о свободном творчестве детей вне учебной программы.
Две другие комнаты заняты работами учащихся по физике и математике и географии.
Ряд самодельных физических приборов: весы, насосы, мензурки, ватерпасы, блоки, батареи и др. и даже модель целой электрической станции показывают, что дети умеют сделать и, следовательно, что они знают настолько, что могут применить на деле. Тот материал, из которого изготовлены приборы, консервные банки, пробки, трубочки, воск и сургуч, наводит на мысль, что и при нашей бедности, благодаря вдумчивости и находчивости преподавателя и учеников, можно изучать физику и гораздо лучше, чем прежде, на дорогих приборах: что сами сделали, то знают основательно. Масса прекрасно и чрезвычайно показательно исполненных диаграмм показывает, как основательно изучается жизнь школы, города России. Ряд графических изображений математических выкладок показывает, что в этой школе наглядность обучения даже математике доведена до совершенства.
В географической комнате, кроме ряда диаграмм, иллюстрирующих важные стороны человеческой жизни, вы видите макеты разных уголков нашей республики и земного шара и по ним можете судить, насколько правильные представления о них имеются у детей. Остроумная электрическая карта Владимирской губернии останавливает внимание большинства посетителей.
Особый уголок в первой комнате отведен преподаванию иностранных языков по натуральному, в соединении с трудовым, методу. Всем интересующимся обучением языкам рекомендуется заглянуть туда.
На меня лично выставка произвела самое светлое впечатление. Имея такую школу, как опытно-показательная, а по ней должны равняться и все другие, мы смело можем глядеть в будущее. Труд учащихся свободен, легок, бодр и смел и полезен, не в отвлеченном смысле, а на деле. Чувствуется, что окончившие эту школу будут знающими и дельными работниками.
И работа учащих видна: вдумчивая, серьезная, строго продуманная и согласованная с силами и интересом учащихся. Я вышел с выставки удовлетворенным и спокойным за школу. Рекомендую посетить выставку всем и проверить мои впечатления; она бесплатная, помещается за Лыбедью в зд. бывш. Духовного уч., открыта до 1 июля с 10 до 2-х, кроме понедельника, а в праздники с 12 до 4 дня» ("Призыв", 19 июня 1923).
«Еще о выставке Владимирской Опытно-показательной школы имени Н.К. Крупской. С 10-го июня по 1-е июля в нашем городе была открыта выставка ученических работ, детского творчества в Опытно-показ. школе имени Н.К. Крупской и детсада.
Выставка имела успех, и для подавляющего большинства посетивших ее педагогов она дала нечто новое, заронила желание начать работу по другому.
Уверила многих сомневающихся в своих силах, показав, что труд и любовь к нему могут сделать многое в смысле приближения к идеалу трудовой школы, хотя бы и работали на этой ниве самые обыкновенные работники.
Выставка натолкнула посетителей-педагогов на новую дорогу в своей деятельности.
У некоторых создала непреклонное желание многое виденное на выставке применить у себя в школе.
И все это лишний paз доказывает, насколько сильна тяга у нашего учительства «подучиться», посмотреть новое, позаимствовать его и применить у себя.
Ясно, что того апатичного шкраба 19—20—21-го годов, когда мысль была направлена лишь на то, как бы достать пуд хлеба, как бы получить жалованье,— уже нет.
Сдвиг в сторону самообразования, в сторону горячего желания получше работать в новой школе и правильно ответить на те запросы, какие ставит учительству Советское государство,— этот сдвиг налицо.
В эти 18 дней выставку посетила 600 человек, преимущественно школьных работников и почти 1000 человек детей-школьников I и II ступени в виде экскурсий на выставку. Выставкой интересовалось не только местное городское учительство, но много было и из уезда.
Приходили пешком учителя из Судогды и Судогодского уезда, приезжали учителя с фабрики Карла Либкнехта, Ковровского уезда, с культкомиссией во главе.
Работников опытной школы это ободряет, которые с будущего учебного года имеют в виду еще больше расширить и углубить свою педагогическую деятельность, еще больше «повернуть руль на открытое море жизни и современности» и по «путям к новой школе» добраться до этой новой школы.
Выставка закрыта, но она согласно учебного плана Губернских педагогических курсов по переподготовке учителей будет в течение лета использована для слушателей этих курсов в качестве иллюстрации к некоторым лекциям по педагогическому циклу» («Призыв», 18 июля 1923).
«В ШКОЛЕ «КОММУНА». Гр. Н…., приславший заметку в редакцию о «пролетаризации» опытно-показательной школы «Коммуна», пишет:
— «Мою дочь исключили из школы. И исключили только из-за того, что я имею на руках промысловый патент III-го разряда.
Это происходит в то время, когда в школе остаются учиться дети таких крупных воротил, как Сырунина и Краснощекова».
Правда, по справедливости этого быть не должно.
Что скажет администрация школы?» («Призыв», 10 окт. 1923).
1923-24 гг. в ведении УОНО. С 1924 г. в ведении Наркомпроса.
3-го февраля 1924 г. во владимирской опытно-показательной школе имени Н.К. Крупской был детский вечер в честь 3-х-летнего юбилея общежития при школе. Присутствовали родители, дети из детдома имени Луначарского, учащиеся из подшефной Богословской школы. Вечер устраивался исключительно силами детей общежития.
Программа самая разнообразная. После краткого слова одного из учащихся—члена общежития коммуны, была поставлена пьеска в 2-х действиях «Пылинка»—Дементьевой. Детская пьеска с уклоном природоведения,— где герои пылинки от хлопка, шерсти, льна, шелка и сажи каменного угля рассказывали с пением каждый свою историю. Очень удачно поставлены были живые картины при бенгальском освещении — «Наш герб», — «Представителя СССР» и др. Во время картины «Наш герб» присутствующими в зале был исполнен «Интернационал».
Среди других номеров обращает на себя внимание разыгранная в семи картинах шарада — (аз-бука-ком-му-низ-ма), а также трио и дуэт, исполненные 9-ти-летними девочками под аккомпанимент рояля. Приходится отметить то отрадное впечатление, какое произвел вечер на всех присутствующих.
Дети-слушатели были очень довольны, не менее своих товарищей артистов».
«17-го февраля 1924 г., в опытно-показательной школе было отпраздновано пятилетие со дня основания детсада при школе. На празднике присутствовали родители, дошкольные работники города, учащиеся школы, бывшие питомцы детсада, представители учреждений и командированные в школу школьные работники уезда.
После официального заседания с приветствиями в честь юбилея, в зал с красными флангами, под звуки марша, влился поток детей. Дети получили поздравление от губОНО, от педагогического коллектива школы и др. Было высказано им пожелание увидеть их в школе в качестве уже ее питомцев. Затем дети совершенно непринужденно, без всякой особой подготовки и муштровки, исполнили игру, в которой воспроизвели оставшееся у них в памяти событие из жизни сада поездку в колонию летом.
Праздник весело закончился свободными детскими играми и раздачей подарков – сластей от шкафа школы – Правления Артсоюза» («Призыв», 24 февр. 1924).
В 1924-м учебном году школа имела 4 группы д./сада, 8 групп школы с общим количеством детей 310 ч. «Вместе с расширением школы широко развертывается работа ее по переподготовке массового учительства и идет интенсивная разработка новых методов в сторону их практического осуществления. Новые принципы трудовой школы первоначально носили отвлеченный характер. Являлась настоятельная потребность облечь их в плоть и кровь, применить к современной обстановке, ввести в обиход повседневной школьной жизни. Школой этой области была проделана большая работа. Она чутко прислушивалась к запросам современности в области педагогической мысли, и воплощала их в своей деятельности. Школа первая начала работу по программам ГУСа, организуя свои занятия по комплексной системе.
Такая работа школы нашла себе надлежащую оценку, ярко выразившуюся в массовом ее посещении. Школа широко открыла двери всем интересующимся школьным строительством и делится с ними результатами своих опытов, своими достижениями. О количестве посетителей можно судить по следующим цифрам: за последние два года имели в школе двухнедельный практикум около 200 школьных работников; посетили школу и выставки ученических работ, которые устраиваются ежегодно, более 2000 лиц. Кроме того, школа участвовала на двух выставках Наркомпроса» («Призыв», 1924).
«Первая в губернии школа-девятилетка.
Владимирская опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской преобразована из семилетки в школу с 9-тилетним курсом. При школе существует детский сад, куда принимаются дети с 8-хлетнего возраста, которые непосредственно переходят в 1-ю группу школы. Следовательно, осуществляется полная преемственность в переходе детей от одной ступени воспитания в другую, затем в третью. Ребенок, поступивший в детсад в период 3-х—4-хлетнего возраста, постепенно доходит до дверей высшего учебного заведения, проводя все 13—14 лет в одних и тех же стенах учебного заведения под руководством одного, цельного, программного плана воспитания и обучения. Ему не встретится необходимости переживать ломку своих привычек к обстановке, к товарищам, к укладу школьной жизни, к руководителям,— ломку, которая неизбежна бывает при переходе учащихся из одной школы в другую, из детсада в 1 ступень, из 1 ступени во 2-ю. Воспитать человека от первых, детских шагов его до университета, в то же время отдавать свою работу на суд всему педагогическому миру интересующемуся населению — это задача чрезвычайно серьезная. Школа, благодаря своему опыту, надеется с ней справиться при поддержке руководящих органов Наркомпроса и профсоюза с одной стороны, трудового населения и шефа школы Артсоюза — с другой» («Призыв», 20 апреля 1924).
«Выпуск учащихся опытно-показательной школы. Учебный год закончился особыми отчетными конференциями учащихся. Каждая группа детей выступала перед собравшимися товарищами, родителями и представителями различных учреждений, с докладами о проделанной за год работе. После этого, каждый учащийся устно выступал перед аудиторией на ту или иную тему из пройденного курса. Все собрания велись самими-же детьми, под председательством одного из учащихся. Дети очень заинтересованы этой системой поверки знаний. Все учащиеся пожучили от школы особые краткие характеристики, взамен прежних цифровых бальников» («Призыв», 31 мая 1924).
В 1925 году во Владимирской опытно-показательной школе прошла первая научно-практическая конференция работников центральных и местных ОПУ, в которой приняли участие свыше 300 человек. Популярность школы в те годы была так велика, что в 1924-25 учебном году на 20 мест в первый класс было подано 113 заявлений.
«Годовая отчетная выставка школы им. Крупской.
Год трудовой жизни опытно-показательной школы им. Крупской, год напряженной работы закончился годовой отчетной выставкой. Выставка вместе с детсадом занимает семь больших комнат, вместивших 400 экспонатов, не считая некоторых прошлогодних, еще не потерявших своего значения и интереса.
Осмотр выставки, сопровождаемый объяснениями как педагогов, так и учащихся дает полную картину большой работы в школе.
В газетной статье нет возможности подробно описать как впечатления от выставки, так и самую выставку. Остановимся на самом выдающемся.
В первых четырех группах представлена наглядно на схемах и экспонатах, изготовленных детьми, работа по комплексной программе ГУС-а. Каждый комплекс, каждая тема иллюстрирована экспонатами в том порядке, в каком протекала работа.
Материал V группы также расположен по комплексам, а дальше с VI группы экспонаты представлены по предметам.
Тут же, в справочном столе лежат и программы, и задания по Дальтон-плану, и литература, которой пользовалась школа.
За истекший год в школе против прошлых лет можно заметить следующие нововведения: IV группа находилась в руках одного лица, что судя по выставке, дало положительные результаты. В школе в VIII группе введен был Дальтон-план, который, как видно из бесед с учащимися и педагогами, дал тоже положительные результаты.
В школе в этом году был организован кооператив, на выставке со всеми подробностями представлена работа этого кооператива вплоть до образцов всех товаров, продававшихся в кооперативе.
Обращают на себя внимание экспонаты по физике, сделанные из бросового материала, но довольно ярко и наглядно иллюстрирующие курс физики, а также заинтересованность и усвоение детьми этого курса.
Школа, кроме обучения детей, вела еще довольно сложную работу по переподготовке учительского персонала из других школ. На выставке можно видеть, что за истекший год прошло через школу 50 человек школьных работников, которые были в школе по 2 недели, участвуя в жизни школы, в разработке программ, в собраниях, советах и т.д. А всего через двухнедельный практикум в школе за 2 ½ года прошло 212 человек учителей. Эта колоссальная работа педагогического персонала отнимала не мало времени и сил.
На выставке представлена и общественная работа школы. Самоуправление учащихся, пионерское и комсомольское движение в школе отразилось в тех или иных экспонатах. Стенные газеты, плакаты, протоколы собраний, школьный журнал, которого вышло уже 25 номеров – все это говорит за то, что организация детской жизни в школе налаживается и против прошлых лет заметно подвинулась вперед.
Выставку, главным образом, посещают педагоги, учащиеся и родители. Чаще раздаются голоса одобрения и отдается должная дань работе школы.
Некоторые из городских учителей, посетивших выставку, высказывали пожелание теснее связаться с опытной школой в повседневной годовой работе. Этому желанию совет школы, насколько мне известно, вполне идет навстречу и с осени план более тесного единения и связи школы с городским учительством будет проводиться в жизнь.
Есть, конечно, недостатки в школе, но, судя по выставке, достижения в работе школы идут гигантскими шагами и, если прислушаться к беседам и толкам вокруг школы, то можно несомненно утверждать, что школа оправдывает свое назначение опытно-показательного учреждения и, по выражению члена гос. уч. совета т. В. Иванова, является ценным фактором для местного края в области школьного строительства» («Призыв», 6 июня 1925).
«13-го сентября 1925 г. состоялось общее собрание родителей учащихся школы. Собрание было сравнительно многолюдным; присутствовало свыше 60 ч. Обсуждались вопросы о задачах работы школы на 1925-26 уч. год и о коллективной закупке учебников.
Следует отметить живой интерес родителей к новой системе преподавания, которая вводится в школе в пяти старших группах (с 5 по 9 гр.). Система эта лабораторно-студийная или, как ее обычно не совсем точно называют, Дальтон-план.
Развивая в детях самодеятельность и воспитывая в них способность к самостоятельной работе, эта система вместе с тем дает возможность не задавать уроков на дом, а всю работу проводить в школе коллективным путем при минимальной количестве учебников. Учебники будут в каждой группе общим достоянием всех, а не у каждого учащегося. Это сократит расходы на учебники.
Собрание родителей в принятой резолюции приветствовало новую систему учебных занятий в школе и постановило на следующем заседании заслушать подробный доклад о Дельтон-плане, а также подтвердило свое весеннее постановление — заслушать план работы школы на первый триместр (от сентября до ½ декабря). Постановлено еще выработать план постоянной работы и связи школы с родительским составом путем периодических собраний, на которые будут приглашаться не только родители учащихся, но и представители всего организованного населения, интересующиеся работой опытно-показательного учреждения» («Призыв», 18 сент. 1925).
В ноябре 1925 года Жаровщикова перевели на работу в губернский отдел образования.
«Экскурсионный фонд в опытно-показательной школе имени Крупской. Путем устройства платных вечеров, концертов и т. д., образовался фонд около 300 руб. Деньги предполагается использовать на летние экскурсии учащихся на Кавказ.
Плохое оборудование физического и химического кабинетов тормозит их работу (особенно при лабораторном методе работы) и мешает выполнению учебного плана.
Недостаток литературы. Школьная библиотека насчитывает около 8000 книг. Новейшей литературы, особенно пролетарских писателей, не хватает. Запросы старших групп учащихся не удовлетворяются из-за этого.
Горячие завтраки. Введены горячие мясные завтраки. Каждый учащийся вносит 2 р. в месяц. Охвачено до 80 процентов учеников. В организации завтраков приняли участие комитет содействия и кооперативная комиссия» («Призыв», 17 марта 1926).
«Временно закрыт детский сад при опытно-показательной школе. Причина - обнаружение заболевания скарлатиной среди детей» («Призыв», 10 декабря 1926).
«Из опытно-показательной школы им Крупской украден радио-приемник, с 3-мя слуховыми трубками» («Призыв», 4 июля 1926).
«Среди ваших городских школ, опытно-показательная школа имени Крупской занимает исключительное место. Здесь впервые прорабатываются новые методы обучения. Изучаются программы ГУС-а, ведется точный учет работы, составляются планы будущих занятий и т. д. В своем составе школа имеет 1-ю и 2-ю ступень, и детский сад.
Новые методы обучения своебразны и не могут не интересовать наше учительство. Поэтому, посетители здесь не редкость. За год в школе перебывало около 1000 человек.
И действительно, много нового и интересного можно узнать в этой школе.
— Занятия у нас идут по лабораторному методу,- говорит преподавательница.
Входим в класс. Вдоль стен просторной комнаты, за столами, сидят ученики. Они увлечены каким-то спором.
- Не перебивайте меня, — говорит один, — я еще не высказал своей мысли...
Раз мужчина охотился, а женщина собирала коренья, то первым возникло скотоводство. Мужчина мог на охоте поймать хотя бы кролика и затем приручить его.
— Неправда! — с жаром возражает ему ученица. — Прирученный кролик вовсе не есть скотоводство. По моему мнению, первым возникло земледелие.
— Сейчас идет час — конференция по обществоведению,— поясняет нам преподавательница. — Предыдущий урок они самостоятельно работали над темой — «Первобытная родовая община», а сейчас эта тема всесторонне обсуждается на конференции.
«Дискуссия» в полном разгаре. Поднимаются новые вопросы. С разных сторон сыпятся новые доказательства и ссылки. Судя по тому увлечению, с которым учащиеся дискуссируют, видно, что этот метод занятий им по сердцу.
А вот и еще пример лабораторного метода — это музей школы, которым она вправе гордится.
Здесь все сделано и подобрано самими учащимися. Тут и рисунки, схемы, диаграммы, всевозможные экспонаты, физические приборы и т. д.
Много экспонатов собрано при экскурсиях, на фабриках, в различных мастерских, в деревне и в Москве. «Коллекция с фабрики «Комавангард» — говорит надпись; ввозу хлопок, все виды пряжи, рисунки и статистические данные.
То, что раньше запоминалось «зубрежкой», сейчас ученики изучают наглядно, по этим рисункам и коллекциям.
Регулярно, каждые две недели, учащимися выпускается стенгазета «Мысли школьника» — одна из лучших стенгазет в городе.
В школе есть и теневые стороны. Горячих завтраков нет; их заменяют подозрительные пышки, пирожки и разные сласти, продаваемые на улице. Крайне болезненно переживает школа последнюю новость — вводимую плату за обучение.
От посещения школы остается глубокое впечатление. Так постепенно, шаг за шагом, в стенах школы делается большое и полезное для всех дело» («Призыв», 3 ноября 1926).
По школьному образованию (1926 год): школ 1-й ст. - 10, учащихся в них - 2348, учителей - 78; школ ІІ-й ст. - 4, учащихся в них - 1717, учителей - 73; опытно-показательная школа 9-тилетка - 1, учащихся в ней - 245, учителей - 18.
Весной 1927 году школу посетил Генри Ноэль Брэйлсфорд.
«На-днях будет приступлено к переустройству школьного музея при опытно-показательной школе во Владимире. Проект переустройства одобрен» («Призыв», 13 июля 1927).
«С начала учебного года число учащихся в опытно-показательной школе им. Крупской будет увеличено. Чтобы увеличить число классов школы и произвести необходимый ремонт, горсовет отпустил школе 2500 руб.» («Призыв», 11 авг. 1927).
«На-днях состоялось родительское собрание в опытно-показательной школе имени Крупской. Был поднят вопрос о закупке учебников и устройстве горячих завтраков для учеников. Вынесено единогласное решение: собрать 1000 рублей на учебники, а также необходимые средства для организации горячих завтраков. Ремонт помещения школы закончен. Занятия будут вестись в одну смену» («Призыв», 2 окт. 1927).
«Вторые смены, так вредно отражавшиеся на занятиях, были уничтожены во всех городских школах 2-й ступени, за исключением 3-й школы. На-днях и ей удалось избавиться от второй смены. В дальнейшем, первая, вторая и третья группы этой школы обеих смен будут заниматься в опытно-показательной школе. В 3-й школе остаются лишь старшие группы лет» («Призыв», 23 октября 1927).
«При опытно-показательной школе организуется площадка для игр. Здесь же будет организована и площадка для детей просвещенцев» («Призыв», 22 апреля 1928).
«Вторая и третья школы II-ступени сливаются в одну школу, которая будет помещаться в здании опытно-показательной школы.
Опытно-показательная школа переводится в помещение третьей школы II-й ступени (быв. Васильевское училище)» («Призыв», 4 августа 1928).


Улица Комсомольская, д. 1

До 1929 г. она продолжала называться опытно-показательной.
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Школа-семилетка им. Крупской прикреплена к фабрике «Пионер» и ватной. В 1930 г. школа стала - ФЗС (фабрично-заводская семилетка) им. Крупской.
«Отрядом пионеров при ФЗС им. Крупской на-днях был проведен субботник в совхозе «Коммунар». В работе приняли участие 25 чел. Было разобрано и убрано с парников в сарай более 7 тонн свеклы» («Призыв», 10 октября 1930).
«Школа им. Крупской участвует во всеобуче. Решения партсъезда о всеобщем нач. обуч. учениками школы имени Крупской подхвачено своевременно и проводится в жизнь.
Из всех групп школы создана бригада по выявлению неграмотных детей школьного возраста, а также взяты на учет и все взрослые малограмотные и неграмотные Залыбедского района. Школьники устроили показательную доску, на которой отмечается вся работа по ликвидации неграмотности и учет посещаемости.
Не отстают учащиеся и с реализацией займа. На сегодняшний день имеется облигаций на 150 рублей. Подписка продолжается.
Недостаток школы — плохая работа пионеротряда. Пионер-вожатый тов. Соколов на сборы отряда не является. Дисциплины среди пионеров нет» («Призыв», 5 ноябр. 1930).
«На днях зав. школой имени Крупской тов. Беликов на собрании родителей отчитывался о работе школы за прошедший учебный год.
Помимо общеобразовательных предметов в школе были введены уроки интернациональные, антирелигиозные и военные. Кроме того, школа имела опытно-показательный уклон, а потому группы получали задания: младшие на лепку из глины экспонатов сельско-хозяйственных и фабрично-заводских машин, а старшие группы занимались трудом по ткачеству из ниток и бумаги.
Разбивка работы педагогами была плановая и проводился учет всех работ школы. Отстающим группам давалась помощь через прикрепление педагогов.
Школьниками выпускались газеты. Каждый революционный праздник, все политические кампании, а также и антирелигиозные праздники подробно освещались в газете. За учебный период их выпущено 11 номеров.
Не забыта школьниками и ликвидация неграмотности. Ученики старших групп вели работу среди неграмотных и малограмотных и ликвидировали неграмотность у 17 человек. Младшие же группы занимались разноской повесток по извещению неграмотных.
Кампания по сбору утильсырья и мешков учениками была подхвачена своевременно и быстро. Особое внимание они уделили сбору цветных металлов, которых было собрано достаточное количество.
Для снабжения малообеспеченных учеников школьным советом и комсодом было отпущено 550 рублей. Из этой суммы было удовлетворено 15 человек обувью и 17 учеников пользовались бесплатно горячими завтраками.
Проходило в школе и соцсоревнование. Соревновалась группа с группой и класс с классом. Кроме этого был заключен договор на соцсоревнование со школой семилеткой фабрики «Оргтруд». Пунктами соревнования были: лучшее снабжение учебными пособиями, охват всех учеников подпиской на газеты и журналы, введение горячих завтраком, 100-процентная посещаемость школы и организации правильного самоуправления.
Все ученики также охвачены и подпиской на займы. Они приобрели на 100 р. облигаций 2-го и 3-го займа и вынесли решение о подписке на заем «Пятилетка — в 4 года». Кроме этого коллективно собранные деньги в сумме 40 руб. положили в сберкассу.
Решение партии о коллективизации учениками было отмечено организацией сельско-хозяйственной артели по обработке земли. Своими силами школьники обработали участок земли и засадили его овощами. В работе артели принимало участие 112 человек. Было стремление организовать колхоз с вступительными взносами с каждого члена, но этот вопрос оставлен открытым из-за отсутствия земли.
Сейчас школа перестраивается в политехническую. Она будет иметь фабрично-заводский уклон и для практических занятий прикрепится к одной из фабрик.
Работа учеников школы имени Крупской, надо сказать, поставлена образцово» («Призыв», 29 сент. 1930).
«А вот в школе семилетке им. Крупской завтраки доставляются ЦРК регулярно, но зато в 12 или 1 час дня, когда младшие группы уже распущены домой. Последние всегда остаются без завтрака» («Призыв», 26 окт. 1930).
«При школе ФЗС им. Крупской на-днях открылся клуб. Задача клуба — дать культурный отдых учащимся. При клубе работают кружки: фото, физкультурный, синяя блуза. В клубе есть газеты, журналы, книги технического и политического характера, есть также игры: шахматы, полит-лото и др. Клуб открылся по инициативе школьного отряда пионеров. Предложение об открытин клуба было подхвачено учениками школы и педагогическим коллективом и, спустя некоторое время, проведено в жизнь. Педагоги помогают в работе клуба, проводят беседы, помогают в проведении «вечеров вопросов и ответов» и т. д. Школа им. Крупской вызывает последовать ее примеру остальные школы города. Б. Яковлев» («Призыв», 29 января 1931).
С 1931 года - фабрично-заводская семилетка № 1.
«ФЗС № 1. Занятия начинаются с половины девятого утра и кончаются в восемь часов вечера. Расписание уроков не перестроено. При этом количество уроков в декаду твердо не установлено и чередование между легкими и трудными уроками не соблюдается. Причина — преподаватели по совместительству занимаются в разных школах.
Столовой при школе нет. Ребята завтракают в коридоре и в кабинетах.
Элементарные правила гигиены учащимися выполняются не полностью. Школьные же работники не обращают на это внимания.
Порядка в раздевальне нет. Она мала.
Нагрузки среди учащихся не распределены.
Школа организует досуг ребят путем устройства кинокартин, постановок и массовых игр.
Собрания родителей по проработке постановлений двух наркомов школа до сих пор не провела. Беседы же с ребятами на эту тему школьным комитетом проводились.
Бригада считает, что постановления двух наркомов в школе выполняются чрезвычайно слабо.
Не нашли отражения эти постановления и в школьной стенгазете» («Призыв», 11 апреля 1932).
«На-днях образцовый детский сад имени Н.К. Крупской переехал в новое помещение на Комсомольской улице (бывшее здание физкультурного техникума). В чистых, светлых комнатах разместилось 100 детей рабочих и трудящихся» («Призыв», 6 декабря 1935).
Вскоре она стала школой № 4 с сохранением имени Крупской.

Далее »»» Школа № 4

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (29.09.2025)
Просмотров: 51 | Теги: владимир, школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru