Пётр Алексеевич Жаровщиков родился 15 (27) декабря 1885 года в г. Суздале в большой мещанской семье.
В 1904 году окончил полный курс Киржачской учительской семинарии и был назначен вторым учителем Лухского двухклассного мужского училища Костромской губернии, откуда «предложением г. Директора народных училищ Костромской губернии от 31 октября 1905 года уволен от занимаемой должности». Причиной этому явилось участие Петра Алексеевича в революционных событиях 1905 года.
За распространение нелегальной литературы и пропаганду революционных идей среди учащихся он был привлечён к суду и приговорён к заключению в крепости сроком на 1 месяц. Следствие по делу Жаровщикова длилось более года, да и места во Владимирской губернской тюрьме для отбывания срока наказания ему пришлось ждать ещё около полугода. Выйдя из тюрьмы в начале июня 1907 года, Жаровщиков сразу же подаёт прошение губернатору Ив. Н. Сазонову с просьбой выдать ему свидетельство о политической благонадёжности и разрешить вернуться к учительской работе. Понимая, что получить место учителя в родной губернии ему вряд ли удастся, он пишет письма губернаторам Курской, Саратовской, Рязанской, Тверской губерний в тайной надежде, что его революционное прошлое в тех местах не будет выявлено. Однако после поражения первой русской революции власть строго следила за тем, чтобы политически неблагонадёжные личности не смогли получить места в учреждениях образования. Тем более, что на запрос о Жаровщикове, Владимирский губернатор получил из губернского жандармского управления следующую характеристику на молодого революционера: «...Проживая в городе Суздале, Жаровщиков вёл близкое знакомство с лицами неблагонадёжными в политическом отношении, ныне привлечёнными по делу Суздальской группы Владимирской окружной организации Р. С. Д. Партии и занимался распространением преступных изданий среди крестьян Суздальского уезда». В конце лета, отовсюду получив отказ в приеме на работу, Пётр Алексеевич пишет отчаянное письмо губернатору: «...Ваше превосходительство, я прибегаю к Вам не только как к начальнику губернии, но и как к родному отцу, перед которым ничего не хочу скрывать, помня, что только от Вашего слова зависит вся судьба, карьера, вся моя жизнь, которая у меня только начинается и вся ещё впереди. Я знаю, что только Вашей властью разрешить мне или не разрешить быть учителем, и тем самым во власти Вашего Превосходительства направить мою жизнь по тому или другому руслу...». Одновременно он пишет личное письмо попечителю Московского Учебного Округа, в ведении которого находились народные училища Владимирской губернии. В нём он также просит поверить ему и оказать содействие в получении места учителя во Владимирской губернии. Письма Жаровщикова возымели своё действие и его отправляют учительствовать в глухую деревню Дубки Гороховецкого уезда.
Работая в Дубках, Пётр Алексеевич подготовился и успешно сдал экзамен на звание учителя математики уездного училища в педагогическом совете Нижегородской мужской гимназии. Именно это обстоятельство, скорее всего, позволило ему в новом 1908 - 1909 учебном году предложением Попечителя Московского учебного округа получить место учителя математики Судогодского городского 3-х классного училища (с 1912 года - высшего начального). Однако его не принимают в штат училища. Свои обязанности он исполняет из платы по найму, что лишает его ряда льгот и надбавок к заработной плате. Проживая в Судогде, Жаровщиков всё ещё находится под негласным надзором полиции. В 1910 году, он успешно выдержал экзамен на звание учителя русого языка уездного училища в педагогическом совете Владимирской мужской гимназии, но Владимирский губернатор секретно уведомил директора гимназии о том, что «в настоящее время не признаёт возможным изъявить своего согласия на выдачу Жаровщикову означенного свидетельства».
С 1914 года до февральской революции 1917 года Жаровщиков служил палатным надзирателем во Владимирском госпитале. В газете «Старый Владимирец» от 13 августа 1917 года в опубликованном списке гласных Владимирской городской думы и кандидатов к ним встречается фамилия П.А. Жаровщикова, проходящего по списку №4 от российской социал-демократической партии (фракция меньшевиков). Летом 1917 года он также принимал участие во Всероссийской переписи населения по Суздальскому уезду.
Представляет большой интерес объяснительное письмо П.А. Жаровшикова, написанное после первого ареста в марте 1931 года, в котором он так характеризует свое отношение к Октябрьской революции: «Для меня, как и для большинства служилой интеллигенции в то время, Окт. Револ. явилась полной неожиданностью. Анализируя историю человечества, нельзя было найти случая, чтобы власть в государстве перешла к самым левым партиям... Октябрьская революция, таким образом, встречена была мною сдержанно, с некоторым недоумением». И всё-таки Жаровщиков с энтузиазмом начал работать в школе, и первые годы советской власти стали для него годами наивысшего рассвета его педагогического таланта и взлёта служебной карьеры.
В 1920 году образцовой школе, в которой работал П.А. Жаровщиков, был присвоен статус опытно-показательной школы-коммуны, а он назначен её заведующим.
В тяжелейших условиях политики военного коммунизма П.А. Жаровщиков проявил потрясающую трудоспособность, энтузиазм и деловую смекалку в деле укрепления материальной базы школы, улучшения быта учителей и учащихся. С февраля по декабрь 1920 года, из под его пера выходит около 700 исходящих документов в разные государственные и партийные органы. Сегодня они могут служить ярчайшим примером бедственного положения школ в России с одной стороны и образцом самоотверженного служения порученному делу с другой. Он добивается выделения для школы-коммуны коровы к уже имеющимся двум козам, организует силами учителей и учащихся сенокос, добиваясь при этом через горздравотдел усиленного питания коллектива в период сенокоса. В отдел рабоче-крестьянской инспекции идут просьбы разрешить покупку вещей по вольным ценам. В Наркомпрос поступают настоятельные требования об увеличении оплаты труда учителям и служащим.
Большое внимание уделяется пополнению школьной библиотеки. С 1920 по 1923 годы она выросла с 2000 наименований до 5000! И в первую очередь это пополнение он организует путём закупки книг у учителей школы и родителей учащихся, тем самым, помогая им материально.
Летом 1920 года он добивается выделения школе денег для организации многодневной экскурсии учащихся в Нижний Новгород. И всё-таки самым главным делом этого периода его жизни является то, что в 1920 -ые годы под его руководством в школе сложился прекрасный педагогический коллектив, и была разработана уникальная система обучения и воспитания.
В 1925 году именно во Владимирской опытно-показательной школе прошла первая научно-практическая конференция работников центральных и местных ОПУ, в которой приняли участие свыше 300 человек.
Популярность школы в те годы была так велика, что в 1924 -25 учебном году на 20 мест в первый класс было подано 113 заявлений. В ноябре 1925 года Жаровщикова перевели на работу в губернский отдел образования, где он возглавил научно-методическое бюро и проработал здесь до 1931 года.
В марте 1931 года он был в первый раз арестован по обвинению в «походе против коллективизации». Интересна мотивация обвинения П.А. Жаровщикова по этому делу. Вот, что он пишет об этом в объяснительном письме сотрудникам НКВД: «Вспоминаю, год тому назад при организации в 1 школе 2 ступени работы по коллективизации деревни я высказал на педагогическом совещании мысль, что едва ли нашим учащимся под силу будет работа по коллективизации, по существу, я предлагал сначала ограничиться работой в области культурно-просветительской в связи, конечно, с вопросом о коллективизации. Мне на это руководящие коммунисты возразили, и я согласился. Впоследствии (как я потом узнал) это моё предложение было расценено, как поход против коллективизации». Арест был недолгим. Обвинения удалось отклонить. Но в губоно его уже не приняли, и он поступил на работу учителем математики в химический техникум. И здесь он продолжал оставаться одним из лучших учителей, руководил дипломными работами студентов.
5 марта 1938 года он был арестован во второй раз. Судебный процесс длился более полугода. Приговор гласил: «...будучи кадровым меньшевиком (с 1905 года) в 1931 году вошёл в состав антисоветской меньшевистской террористической повстанческой организации... Жаровщиков по заданию меньшевистской организации вербовал боевиков-террористов для подготовки и совершения террористических актов в отношении руководителей ВКП (б) и советского правительства. Признавая Жаровщикова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.58-8 и 58-11 УК РСФСР. Высшая коллегия Верховного суда Союза ССР приговорила: Жаровщикова Петра Алексеевича к высшей мере уголовного наказания -расстрелу. Приговор на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года подлежит немедленному исполнению». П.А. Жаровщиков был расстрелян 29 сентября 1938 года в г. Иванове. Так оборвалась жизнь П.А. Жаровщикова, неутомимого романтика, мечтавшего всю жизнь о настоящей свободе и демократии в России, верившего в её светлое будущее. Он был предан своей работе, до конца пытаясь убедить себя в торжестве справедливости, разума, благородства.
В 1958 году приговор по делу П.А. Жаровщикова был отменён.
В музее гимназии № 3 г. Владимира хранится около 10 писем - воспоминаний учащихся 1923 года выпуска Владимирской образцовой ОПШ (опытно-показательной школы). Сегодня уже нет в живых никого из них, но письма, написанные ими в школу в 1960-70-е годы со словами благодарности судьбе, которая свела их с Петром Алексеевичем Жаровщиковым, убеждают в том, что это, действительно, был незаурядный человек, жизнь и педагогическая деятельность которого заслуживают изучения. К сожалению, сохранившиеся письма отражали только небольшой период жизни П.А. Жаровщикова: с 1920 по 1925 - ый год.