Троицкое-Татарово — село в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования посёлок Мстёра.
Расположено в 5 км на север от центра поселения посёлка Мстёра. «Село Новое-Татарово при безымянном озере находится в 27 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 105 от губернского». [1]
Первоначально Троицкое Татарово прозывалось просто Татарово. Когда точно оно возникло – неизвестно, но первоначально находилось в пределах Стародубского княжества, причём в его части, которая непосредственно принадлежала владетельным князьям Стародубским из старшей линии этой династии.
Известно, что вплоть до начала 1520-х годов Татарово принадлежало князю Ивану Васильевичу Ромодановскому – праправнуку героя Куликовской битвы князя Андрея Федоровича Стародубского.
В духовной грамоте Ивана Васильевича Ромодановского от 1521 - 1522 гг. упоминается Свято-Ивановский монастырь близ села Татарово.
Последним владельцем села из рода Стародубских стал князь Афанасий Андреевич Нагаев Ромодановский, который в начале 1570-х гг. завещал Татарово своему сыну Федору с условием последующей передачи вотчины Троицкому монастырю. Ещё князь просил похоронить его в татаровской Богородице Рождественской церкви, тогда ещё деревянной, где находилась родовая усыпальница Ромодановских, что, очевидно, и было исполнено. После того, как молодой князь тоже ушёл из жизни, его мать вдова Нагаева, принявшая иноческий постриг с именем Евфимия, отдала Троицкому монастырю село Татарово «со всеми деревнями, пустошью и половиной мельницы на реке Таре».
С тех пор село Татарово оказалось троицкой вотчиной, в каковом качестве упоминается в известном завещании царя Ивана Грозного, составленном в 1572 году.
В пору Великой Смуты начала XVII столетия, когда значительная часть архивов погибла в огне пожаров, документы, касающиеся истории Татарова, чудом уцелели благодаря тому, что они хранились в Троицком монастыре, а эту обитель польские интервенты не смогли захватить даже после полуторагодичной осады с сентября 1608-го по январь 1610 года. Поэтому сохранилась выписка из писцовых книг 1592–1594 годов, где говорится о селе Татарове и деревянном храме в нём: «Село Татарово Новое, на речке на Прости, а в нем церковь Рожество Пречистые Богородицы, да придел Архистратига Михаила, да Офонасья Александрейского, древена вверх, а в церкви образы и книги, и свечи, и все строенье приходных людей, а дворов церковных: во дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да в селе ж двор монастырской, а крестьян 14 дворов, да бобыльских 4 двора, да 4 двора крестьянских пусты». Около села находились три небольших озерца – Евфимьево, Старица и Калемба. Лес вокруг тянулся на целую версту в длину и на полверсты в ширину. Теперь таких лесов там уже нет.
В XVII столетии Троицкое уже начинает именоваться как Троицкое Татарово в знак принадлежности к Троицкой обители и для отличия от соседнего селения, тоже Троицкого, которое принадлежало дворянам Нестеровым и именовалось как Барское Татарово.
По переписным книгам 1678 г. в Татарове значится также двор монастырский, а в нем живут подъячие, кои присылаются для письма из Троице-Сергиева монастыря. В то время Татарово было административным центром громадной Троицкой вотчины, которая состояла из 49 селений, а в них было 459 дворов крестьянских и 45 бобыльских с населением в 1808 душ мужского пола.
Изображение села Троицкое Татарово (справа) и Барское Татарово (слева) из архивного документа середины XVII в.
В Российском государственном архиве древних актов в Москве сохранилось интересное изображение Богоявленской слободы (Мстёры) и соседних сёл, в том числе Троицкого Татарова середины XVII века. Там в окружении невысоких крестьянских изб изображён шатровый деревянный одноглавый храм и рядом с ним отдельно стоящая невысокая звонница под открытым навесом. Церковь в Троицком Татарове той поры была меньше, чем в Барском Татарове, не говоря уже о Богоявленской слободе, где помимо двух деревянных обозначены ещё и две каменных церкви.
Во владении Троице Сергиева монастыря, а потом и лавры, Троицкое Татарово оставалось почти двести лет – в плоть до начала царствования императрицы Екатерины II. В 1764 году эта государыня приняла решение о секуляризации всех монастырских имений – то есть о передаче их в казну. С тех пор село Троицкое Татарово стало имением ведомства Государственной коллегии экономии, после чего опять стали использовать второе название – Новое Татарово.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Мстёрской волости Вязниковского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Барско-Татаровского сельсовета.
При Советской власти село вновь стало Троицким-Татаровым.
Вплоть до конца 1980-х годов именно в Троицком-Татарове заканчивался асфальт со стороны Мстёры, а дальше в сторону села Пантелеево в соседнем Ковровском районе вела лишь подсыпанная гравием грунтовка. После того, как шоссе Ковров – Мстёра заасфальтировали целиком, Троицкое Татарово оказалось на «малом золотом кольце», как в шутку именуют местные жители дорогу, действительно богатую на памятники старины и всевозможные достопримечательности.
Осенью 2011 года в Троицком Татарове был открыт памятник едва ли не самому знаменитому уроженцу этого села генерал полковнику МВД, Герою России Ивану Ивановичу Голубеву, который прошёл путь от инспектора уголовного розыска Вязниковского ОВД до заместителя министра МВД РФ, выполнял интернациональный долг в Афганистане, а Золотую Звезду получил за успешную оборону населённых пунктов Дагестана от чеченских боевиков. С 1977-го Голубев руководил ОВД Ленинского района г. Владимира, а в 1993–1995 гг. возглавлял УВД Владимирской области. Он скончался в 2003 году. Памятник – гранитную глыбу с поясным изображением генерала Голубева в виде барельефа, равно как и два гранитных обелиска, входящих в комплекс мемориала, изготовили умельцы из посёлка Мелехово соседнего Ковровского района.
Открытие памятника генерал-полковнику И. И. Голубеву, 29.10.2011 г.
Мемориальная доска в гор. Владимире на здании УВД (г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 45) «Герой России, генерал-полковник милиции Голубев Иван Иванович возглавлял УВД Владимирской области с 1993 г. по 1995 г.»
Численность населения: в 1859 г. – 363 чел.; в 1905 г. – 259 чел.; в 1926 г. – 396 чел.; в 2002 г. – 43 чел.; в 2010 г. – 38 чел.
Село всё больше становится похожим на дачный посёлок – отраду грибников и рыбаков, а табличка на дороге представляет собой настоящий ребус: «Тр. Татарово» – попробуй угадай, что бы это значило. И лишь издалека бывшая вотчина обители преподобного Сергия выглядит почти как столетие назад.
Причт села Новое Татарово
По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 — 30 гг. это село значится за Троицким монастырем; в нем тогда была уже церковь Рождества Пресв. Богородицы — древяна вверх — строение монастырское; при церкви священник, диакон, пономарь и просвирница, у священника на дворе 3 кельи бобыльских; пашни церковной по 25 четв. в поле, сена 30 копен; в селе был двор монастырский, двор скотской, двор пчельной, двор плотника, 5 дворов крестьянских и 8 бобыльских (в 1897 г. в Татарове 51 двор).
Каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы возвели на рубеже XVIII–XIX столетий на средства местных крестьян и освятили в 1802 году по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта (Троепольского).
Иван Иванович Соболевский в 1877 году окончил Владимирскую духовную семинарию, служил учителем в сельских школах Меленковского и Судогодского уездов, а потом священствовал в различных храмах. С 1896-го г. более 20 лет он являлся настоятелем Троицкой церкви села Новое-Татарово.
Престолов в этом храме два: главный — в честь Рождества Пресв. Богородицы, в приделе теплом — во имя преп. Сергия Радонежского. Над главным престолом устроена сень на четырех колоннах. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена вполне достаточно. Из св. икон ценностью украшений отличались: Смоленска икона Божией Матери, две Владимирских иконы Богоматери и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»; ризы на всех этих иконах серебряные. Имелись два серебро-позлащенные сосуды, три серебряных напрестольных креста, два серебряных вызолоченных ковчега для хранения Св. Даров. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось в кон. XIX века из разных источников около 300 руб. в год. Дом для священника общественный, у псаломщика собственный; оба на крестьянской земле. [1]
Земли при церкви: пахотной 33 десят., сенокосной 3 десят. и неудобной 3 десят., усадебной же земли не было. [1]
Приход состоял из села Нового Татарова и деревень: Ногорнова (1 вер. от церкви), Кокина (1 вер.), Лукина (2 вер.), Гаврихи (2 вер.), Никитина (4 вер.), Напалихи (1 вер.), Полян (6 вер.) и Сосновок (6 вер); во всех их по клировым ведомостям числилось 317 душ мужск. пола и 360 женского. [1] Татаровское училище, Мстёрской волости, в селе Новом-Татарове, основано в 1843 году. Ближайшие училища: Татаровское фабр. в 4 вер. и Мстёрские в 5 вер. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна—длиной 6 1/2, шириной 7 ½, вышиной 4 ½ арш. Учебных пособий не достаточно — на 152 р. 94 к. Библиотека есть — 432 тома. Земли нет. Законоучитель священник Петр Архангельский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с октября 1875 г.; учительница Мария Лбова, окончившая курс в Вязниковской женской прогимназии, преподает с 1883 г. Попечитель крестьянин Алексей Егорович Бархатов; пожертвовал учебн. пособия. Учащихся к 1-му января 1883 г. 40 м. и 6 д. Выбывших до окончания курса не было. Окончило курс со свидетельствами 7 м. Вновь поступило 13 м. К 1-му января 1884 года состояло 46 м. и 6 д. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 л. 8, 8—9 л. 10, 9—10 л. 17, 10—11 л. 15, 11—12 л. 1, 12—13 л. 1. Из учащихся: 18 из с. Нового Татарова, 34 из дер. Напалихи в 1 в., с. Кувезина — 6 в., Пантелеева—6 в., Суворихи—4 в., Степанова—7 в., Лукина—2 в., Фатьянова—4 в. и Нагорнова 1 ½ в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 34 уч., с платой по 1 р. 50 к. в год. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 д., крест. 46 м. и 4 д. Средства: от земства 310 руб., от общества 50 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учительнице 250 р. Посещали классы неисправно 6 уч.,— по болезни. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 14-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 5 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 6, по Славянскому языку 2, но арифметике 6, по рукоделию 2. Получил награду 1. Получившие свидетельства учились 3—4 г. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет, а рукоделию девочки обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1897 году было 30. [1]
«Святой» вор. В селе Татарово, Вязниковского уезда, есть поп, который имеет наемного работника, имеет лишний хлебец и сенцо (милостью божией!..) Жадность поповская трясется над каждой крупицей и каждая кроха находит свое место. Поп не гнушается для удовлетворения хищнических инстинктов никакими средствами. Забывает и бога, и святых. Итак, поповский работник, по велению батюшки, приехал на базар продать лишек сенца. Привез и продал. Сено купила одна очень бедная вдова, которая собрала свои последние крохи, сделала у зятя заем, чтоб не лишиться кормилицы - коровки. Зять только-что получил жалованье и, еще не научившись разбираться в новых (23 г.) дензнаках, выдал родственнице вместо 5 р.—50. Вдова, ничего не подозревая, отдала эту сумму поповскому работнику, думая, что платит только пятерку. Работник был неграмотный, в деньгах разбирался по количеству нолей и по цвету бумажки, он взял деньги и передал попу.
Жадный поп даже не поблагодарил работника и, как коршун, вцепился в деньги. Вскоре ошибка с переплатой за сено выяснилась. Найден был и владетель сена — духовный пастырь, но в том, что он получал деньги — не сознался. Обратились к работнику. — Деньгу с цифрой пять и тремя нолями я отдал батюшке, уверял работник, обличая попа во лжи и хищничестве. Пойманный на месте преступленья поп сознается, но... денег снова не отдает. Платит мукой (должно-быть много лишков — от «праведных» трудов). Платит за 45 миллионов 2 пуда муки, которая на базаре стоила 12 миллионов пуд. Ловко, нечего сказать, обдирает поп бедняков. Не мешало-бы в это дело вмешаться Мстёрской милиции» («Призыв», 12 января 1923).
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Разорённый ещё в 1930-е годы церковь Рождества Пресвятой Богородицы стали восстанавливать, этим занимается братия мстёрского Богоявленского монастыря.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Село Барское-Татарово Пос. Мстёра