Левино (Левинский Погост) - село в Вязниковском районе Владимирской области.
Расположено юго-западнее дер. Харино. «Левинский погост находится в 26 вер. от уездного города и в 105 от губернского, недалеко от границы Вязниковского уезда с Судогодским». [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Первая церковь, как показывают патриаршие окладные книги, построена в деревне Левине в 1690 году. К церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница; в состав прихода вошли 30 дв. крестьянских средних; земли для причта отведено по 12 чети в поле, сенных покосов 49 копен.
Церковь эта была деревянная с одним престолом во имя св. Димитрия Солунского. Между 1780—85 гг. церковь эта сгорела.
С разрешения епископа Владимирского Виктора в Левино перевезена была церковь из упраздненного села Ширяева Судогодского уезда и освящена здесь во имя того же угодника. В это время при церкви было уже 220 приходских дворов.
В 1795 году в Левине построена была другая теплая церковь во имя Св. Николая Чудотворца.
В 1828 г. вместо деревянных церквей в Левине начат постройкой каменный храм: трапеза была освящена в 1832 г., а главный храм в 1838 г. [1]
Престолов в нем два: главный во имя св. Димитрия Солунского, в приделе теплом во имя Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского с житием и чудесами. Украшениями отличалась храмовая икона в.-муч. Димитрия; венец и одежда на нем низаны жемчугом. От прежних церквей хранилось напрестольное Евангелие изд. 7165 (1657) года. [1]
В церковном архиве хранились две храмоосвятительных грамоты 1785 и 1795 гг. Причта в приходе по штату положено — священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений более 800 руб. в год, от земли церковной и сбора с прихожан до 140 руб. и процентов с причтового капитала (300 р.) —12 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 4 десят. 834 саж., пахотной 24 десят. 1800 саж., сенокосной 14 десят. 1146 саж., под церковью и кладбищем 1 дес. 30 с., а всего 44 дес. 1510 с.; план и межевые книги на землю имелись. [1]
Приход состоял из деревень: Гуляихи (1/2 вер. от церкви), Кротихи (3 вер.), Шереметьева (4 вер.), Коровина (6 вер.), Фронской (3 вер.), Лисихи (2 вер.), Путятина (2 вер.), Михалева (1 ½ вер.), Гладнева (3 вер.), Проскурякова (2 вер.), Харина (1/2 вер.) и Федосьина (Судогод. уезда 3 вер. По патриаршим окладным книгам в Ярополченской волости в вотчине Григ. Борисова значится под 1628 г. село Федосьино, а в нем церковь Покрова Пресв. Богородицы. В 161 (1653) г. при этой церкви причта не было; в приходе были дв. вотчинников и 31 дв. крестьянский. Церковь отмечалась в этих книгах до 1746 г. Когда она упразднена, сведений не сохранилось. В кон. XIX века в Федосьине была деревянная старой постройки часовня); в них по клировым ведомостям числилось 275 дв., 945 душ мужского пола и 1052 женского. [1]
При церкви с 1885 г. имелась земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 51. [1]
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 28 февраля 1910 г. совершил литургию в соборе, во время которой был рукоположен во диакона псаломщик села Левина, Вязниковского у., М.Т. Лебедев, определенный на штатное диаконское место в тоже село.
В мае 1910 года Преосвященный Евгений, Епископ Муромский «из Городищ последовал в село Левино, Вязн. у., где представился ему благочинный о. протоиерей Вязниковского собора В.М. Орлов. Из Левина приехали в Успенский погост поздно; Владыка только, по совершении молебна, осмотрел храм, а всенощное бдение было совершено в доме священника…».
11 — 12 июня 1915 года был совершен крестный ход в с. Левино Вязниковского уезда, к чудотворной иконе Святителя Николая Чудотворца.
«Крестный ход. С разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, 11 — 12 июня 1915 года был совершен крестный ход в с. Левино Вязниковского уезда, к чудотворной иконе Святителя Николая Чудотворца. Участниками хода были священники: с. Гришина о. Алексий Ильин, Погоста Индруса о. Павел Анисов, с. Татарова о. Александр Беляев и с. Свято о. Василий Руберовский — под возглавлением своего о. Благочинного священника с. Сергиевых-Горок о. Василия Цветкова, которому и принадлежала мысль об устройстве этого хода. 11-е число (субботу) все вышепоименованные приходы праздновали и в этот день в 7 часов утра тронулись с хоругвями и иконами по направлению к селу Сергиевы Горки, которое, как лежащее на полдороге, было избрано сборным пунктом. Пришли сюда к 11 часам дня. После часового отдыха, по звону колокола все собрались на церковную площадь, где был совершен молебен о даровании победы. На молебне окружным проповедником свящ. с. Татарова было сказано поучение о значении и богоугодности крестных ходов. По окончании молебна совместный крестный ход тронулся в путь. По дороге были совершены по просьбе крестьян молебны в дер. Бахталове и Проскурякове. В 5 часов вечера — были в с. Левине. Раздавшийся, в 6 часов колокольный звон известил собравшихся о начале всенощного бдения, которое продолжалось до десяти часов. В 8 часом утра совершена была литургия, после которой на церковной площади молебен о даровании победы пред явленным образом Николая Чудотворца. Совершали богослужение шесть священников и 3 диакона. Пел выдающийся Сергиево-Горский хор певчих под управлением студента 3 курса Казанской Духовной Академии Евгения Цветкова. Некоторые песнопения были пропеты всей церковью. Не бывавшее никогда доселе религиозное торжество собрало столько народу, что обширнейший Левинский храм не мог вместить всех собравшихся, почему народ стоял и в ограде, которая была также полна, и за оградой. Всего народу было около 6000 человек. Крестный ход возбудил чувство умиления и сознания своей греховности пред Богом, тронуты были даже приемлющие «Австрийское священство» жители села Рытова. Все они во главе со своим «лже-священником Ильей» встретили ход и проводили селом и за село, при несмолкаемом колокольном звоне. Во время крестного шествия, где только была возможность, служились молебны, которые сопровождались проповедями — импровизациями, или краткими речами, произносимыми о. окружным проповедником. Молебны были отслужены в 8 деревнях. В д. Бахталове, как лежащей в центре старообрядческого населения, вниманию слушателей была предложена проповедь миссионерского характера, на слова: «испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне» (Иоан. 5, 39). В час дня 12-го иконы были подняты и крестный ход направился к своим местам, куда благополучно все и возвратились. Погода была вполне благоприятная; паломники были весьма довольны устроенным, те же которым по какой либо причине не пришлось принять участие в торжестве, высказывали свое сожаление. А вместе те и другие надеются, что пастыри церковные еще раз устроят такое торжество, чем и успокоят их болящее сердце» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 7-го февраля 1915).
«На танк «Никологорский школьник». По примеру школ Фоминского района учащиеся Харинской неполной средней школы, Никологорского района, собрали 1000 рублей на танк «Никологорский школьник». Сбор продолжается. Е. Цепелева, директор школы» («Призыв», 17 января 1945).
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.