История Мстёрских ювелиров связана с древним иконописным ремеслом. Уже в XVII — XVIII веках во Мстёре работали искусные чеканщики окладов для икон. Промысел Владимиро-Суздальской земли веками складывался усилиями кустарей-одиночек, которые в конце XIX — начале XX века объединились в мелкие артели и не только заложили производственные площади будущего предприятия, но и во многом определили его художественную направленность.
Фольгопрокатных заведений в сл. Мстёре было три. Ими владели Василий Семенович Крестьянинов, Петр Иванович Мумриков и Александра Евграфовича Фатьянова. На них производилась фольга для украшения икон.
Фольго-прокатное заведение в с. Мстёре основано в 1885 году. В 1890 г. «Фольго-прокатное завед. крестьянина Александра Евграфовича Фатьянова. Поизводство окладов для икон. Паровая машина – 1, сил – 8, паровой котел – 1. Освещение – керосином. Работает днем. Рабочих – 23 муж.» (Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. 1890).
1912 г. «Завод фольго-прокатный, Фатьянова Сергея Александровича, в сл. Мстёре. Медная фольга посеребренная. 46 ч.». «В лапах у арендаторши. (Посад Мстёра, Вяз. у.). Арендаторша Фатьянова создала невозможные условия работы для работниц. Войдешь в завод: грязь, дым, спертый воздух, 8 часов работы в этой обстановке — прямая гибель рабочим. Если же арендаторша пронюхает о приезде инспектора труда, то начинает бешеную чистку: открываются двери для освежения помещения (вентиляции нет), чистят и скребут грязь и даже вешают полотенце. Работниц арендаторша безжалостно эксплуатирует: есть на заводе работница С., работает она 14 часов — 8 на заводе, да 6 у арендаторши в прислугах. Отказаться же не решается, боится откажут от работы» («Призыв», 14 февраля 1924). «При перезаключении колдоговора с арендатором завода «Латунь-фольга» Фатьяновой, последняя отказалась выполнить требование союза об увеличении ставки 1 разряда с 18 рублей 50 коп. до 19 руб. 50 коп. Арендатор, кроме того, требовал сокращения рабочих на 11 человек. Рабочие, опасаясь сокращения, пошли было на уступки, но союз не согласился с требованием Фатьяновой и передал дело в третейский суд. Фатьянова, не дожидаясь разрешения дела судом, со всеми требованиями союза согласилась: рабочие получают прибавку и сокращения не будет» («Призыв», 8 сентября 1926). «На заводе Латунь-Фольга отсутствует гигиена. В плохих санитарно-гигиенических условиях приходится работать рабочим мстёрского завода — Латунь-Фольга. Сейчас на заводе страшная темнота. Вместо электричества горят маленькие керосиновые лампочки, да и те имеются далеко не в достаточном количестве. Рабочим часто приходится носить свои лампы. Нет на заводе в достаточном количестве и полотенец. На весь завод висят всего только два полотенца, несколько месяцев уже нестираных и покрытых на вершок грязью. Инспекция труда, загляни на Латунь» («Призыв», 16 ноября 1926).
В кон. 1908 г. предприниматель Василий Семенович Крестьянинов основал меднопрокатный завод, на которой вырабатывалась фольга для изготовления икон, который именовался «Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги». Для неё построили двухэтажный кирпичный корпус, оснастили двигателем в 40 сил. К 1910 году на фабрике работали 25 человек, фольги изготавливалось на 14 тысяч рублей в год. К 1912 году количество рабочих увеличилось до 30, а годовой выпуск продукции – до 23 тысяч рублей.
... Возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение - гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов. Массовая более дешевая продукция икон подрывает творческие начала иконописания. Недорогая «фолежная икона» с написанными наспех, по шаблону только руками и ликами и убранная вся разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. Индивидуальные иконописцы не могут конкурировать с мануфактурным производством и попадают в кабалу к скупщику и предпринимателю.
На фабрике В.С. Крестьянинова делались иконы в металлических окладах и бисерных «одежках». На окладах надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ [сыновьями]. Фабрика в с. Мстёре Вл[адимирской] губ[ернии]».
Штемпель Торгового дома В.С. Крестьянинова во Мстёре. Резина; металл; дерево; резьба; штамп; работа токарная. 1910-е гг. 54x19 мм. Высота с рукояткой - 52 мм.
После революции 1917 года предприятие перешло в ведение государства и было переименовано в артель по прокатке красной и зеленой меди «Металлоштамп», выпускавшую предметы быта.
«Мстёрский Металло-обрабатывающий завод, изготовлявший иконы, постановлением Президиума Губсовпархоза предложено было перевести на работу мелких штампованных изделий. В 1920 году завод приступил к установке нового парового двигателя, построив новое кирпичное здание под котельную, одновременно подготовляя ряд штампов для производства изделий. Заводом изготовлено брезентовых колец 5534 штуки, ведерных ушков 11600 штук, воронок к прядильным машинам 50000 штук, шайб 79590 штук» (Труды 3-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства. Январь 1921 года.)
В 1922 г. предприятие перешло в ведение Губсовнархоза.
«ГСНХ расторгнут договор с арендатором Мстёрского металлообрабатывающего завода Крестьяниновым за невыполнение принятых им на себя обязательств по договору. Крестьянинов привлекается к судебной ответственности. Владлеспромтопу ГСНХ разрешено возбудить ходатайство об увеличении кредита во владимирском отделении госбанка до 500 000 рублей» («Призыв», 24 апреля 1925). В 1925 г. завод был передан в систему промысловой кооперации.
«ГСНХ утвердил передачу артели Мстёрского завода по прокатке меди. Завод передается на 6 лет на следующих условиях: 3 года артель пользуется заводом бесплатно, произведя ремонт на 7000 р., остальные 3 года – за плату около 5000 р. в год» («Призыв», 27 нояб. 1925).
В 1927 году произошло объединение с Фатьяновским заводом фольги. Это позволило расширить производство: были открыты новые цеха, специализировавшиеся на выпуске металлических изделий. Основной ассортимент составляли инструменты и фольга
1930 год ознаменовался для артели переходом к производству изящных изделий из латуни, а впоследствии – из серебра. Мастера создавали столовые приборы, подстаканники, стопки, разливальные черпаки и другие предметы, украшенные орнаментом, выполненным штамповкой или гравировкой с позолотой.
Артель им. Молотова
В 1932 году артели присвоено имя В.М. Молотова и в этом же году артель переходит на выпуск посуды: подстаканники, ложки чайная, кофейная, пудреницы и прочее.
К середине 30-х годов в артели сформировалась группа талантливых чеканщиков, в которую вошли опытные мастера – Дмитрий Трофимович Кулаков, Павел Михайлович Черепенин и Михаил Антоновский. Их работы отличались тонкостью исполнения и высоким художественным уровнем.
В 1937 году во Мстёре появились первые филигранные изделия. Поначалу техника их изготовления была несовершенной, а некоторые работы – грубоватыми и лишенными изящества. Ассортимент сканых изделий оставался весьма ограниченным, но это был лишь первый шаг к будущим достижениям.
Во время Великой Отечественной войны артель выпускала лишь ограниченный ассортимент художественных изделий – броши и серебряные ложки по заказу «Ювелирторга». Однако после победы производство постепенно переориентировалось на галантерейные товары массового спроса: мельхиоровые броши, подстаканники и другие подобные изделия.
«До войны ювелирные изделия Мстёрского завода им. Молотова пользовались широкой известностью. Сейчас производство ювелирных изделий на этом заводе возобновляется. Образцы, посланные в Москву, утверждены. Из цветных металлов будут изготовляться серьги, кольца, металлические ложки, подстаканники. «Ювелирторг» сдал заказ на изготовление этих изделий до конца года на 800 тысяч рублей» («Призыв», 29 мая 1945). «В меньшей степени сохранился промысел чеканки и гравировки. Артель им. Молотова, занимающаяся этим промыслом, только начинает его восстановление. Она будет делать гравированные филигранные и чеканные подстаканники, - ложки разливные, столовые и чайные с художественной отделкой, никелировкой и серебрением, винные стаканчики и бокалы, фольгу и другие изделия из благородных металлов. В артели сохранилось прекрасное оборудование: цех проката цветных металлов, своя литейная, хорошее силовое хозяйство» («Призыв», 14 сентября 1945).
«Мстёрская артель им. Молотова славилась исключительным мастерством художественной обработки благородных металлов. В годы войны производство артели из-за отсутствия мастеров сильно упало. Сейчас оно вновь возрождается. Старые работники взяли на себя инициативу обучить молодежь сложному ремеслу» («Призыв», 16 ноября 1945).
Один из инициаторов возрождения производства артели, 65-летний ювелир-монтировщик П. Калинин.
Со временем ассортимент расширялся: возрождалось искусство филиграни, возобновился выпуск изделий из латуни и мельхиора, осваивались новые техники – гравировка по серебру и золоту. Примечательно, что в те годы на предприятии ещё не было штатных художников – мастера самостоятельно разрабатывали дизайн, придумывали орнаменты и вручную воплощали свои замыслы.
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ —НАСЕЛЕНИЮ В годы войны мстёрская артель имени Молотова значительно сократила ассортимент изделий, вырабатываемых для населения. Сейчас производство восстанавливается. Оборудование отремонтировано, снова начали работать четыре прокатных стана. Расширяется ассортимент и увеличивается выпуск продукции. После значительного перерыва артели снова начали делать красивые металлические подстаканники — гравированные, штампованные, филигранные. В июле их сделано 1500 штук. Изготовляются также чайные ложки. Хорошее впечатление о работе мастеров художественной чеканки остается, когда посмотришь на искусно сделанные небольшие металлические ларцы. Замечательно то, что в отделке их принимают участие три художественных артели Мстёры. Граверы артели им. Молотова выполняют работу по металлу, гладошвеи артели им. Крупской производят внутреннюю отделку ларца бархатом, художники-живописцы артели «Пролетарское искусство» по крышке ларца делают живописный рисунок. Из месяца в месяц коллектив артели добивается новых успехов. Иван Захаров и Александр Куликов, работая на прокатных станах, выполняют нормы выработки на 120—130 процентов. От полутора до двух норм дает ежедневно мастерица филигранного цеха Юлия Тюлина. Одновременно она обучает своему искусству семь молодых рабочих. Ученица Лида Юразова, переняв опыт мастера, уже вырабатывает 150—170 процентов нормы в смену. На 200 процентов выполняет норму на давильном станке Борис Миронов. Высокие образцы труда показывает рабочий гальванитного цеха Сергей Градусов, проработавший на производстве 51 год. Коллектив артели имени Молотова осуществил план июля на 111 процентов. И. СИМОНОВ» («Призыв», 27 августа 1946).
В конце 1940–х годов мстёрские умельцы, параллельно с созданием филигранных работ, занялись реставрацией старинных серебряных изделий. Этот опыт значительно обогатил их художественное восприятие и способствовал развитию более утончённого вкуса.
С 1950 года в ювелирном искусстве Мстёры происходит важное обновление: ажурная филигрань начинает сочетаться с гладкой полированной поверхностью металла, что придаёт изделиям особую элегантность и завершённость. В этот же период на фабрике «Ювелир» формируется экспериментальная творческая группа, в которую вошли выдающиеся мастера: А. А. Семилетов, В. Г. Щадрин, С. А. Шишкинский, гравёр по стали В. А. Кочетов и другие. Коллектив предприятия также пополнился талантливыми выпускниками местной профтехшколы.
Со временем филигрань становится тоньше, а композиция – свободнее и динамичнее. Это придаёт мстёрским изделиям лёгкость, изысканность и праздничную нарядность. Узор формируется из изящных завитков, скобочек, колечек и других элементов, которые, искусно комбинируясь, создают неповторимый орнамент. Мастера экспериментируют с техникой набора скани, а также с волочением, серебрением, оксидировкой и эмалью, сочетая ажур с гладким или чеканным металлом. Дополнительную выразительность работам придают вставки из цветного стекла, поставляемого Гусевским хрустальным заводом.
В 1956 году Всесоюзная торговая палата присудила предприятию Диплом II степени за систематический, массовый выпуск ювелирно-художественных изделий высокого качества.
К концу 1950-х годов появляются новые орнаментальные мотивы, обогатившие художественный язык мстёрской филиграни. Хотя в ней прослеживается влияние красносельских и казаковских традиций, местные мастера сохраняют узнаваемый стиль – свободное, воздушное расположение элементов, подчёркивающее ажурность и изящество.
В последующие годы производство продолжает развиваться: ажурная и накладная филигрань дополняется рельефными напаянными клеймами, а сами узоры становятся ещё утончённее.
Особой вехой стал 1958 год, когда фабрика запустила массовый выпуск сувениров к 850-летию Владимира. Среди них – посеребрённые подстаканники с изображением Золотых ворот и юбилейной эмблемы, чайные ложки, а также роскошная декоративная ваза в металлической оправе и изысканный чернильный прибор с чеканной филигранью, подаренные городу в день празднования.
Завод художественных изделий «Ювелир»
В 1960 году промартель была преобразована и в художественную фабрику «Ювелир».
Среди творений фабрики «Ювелир» того времени особенно выделялись изящные подстаканники, стопки и графины, ажурные сахарницы и корзинки, конфетницы, вазы с тончайшим кружевным орнаментом, а также пудреницы, подносы и разнообразные наборы, украшенные сквозными узорами. Сканые броши, браслеты и серьги, выполненные в уникальной технике, поражали своей утонченностью. А сувениры мстёрских мастеров – мельхиоровые ложки «Владимир», декоративные панно-экраны «Суздаль» с накладной сканью или миниатюра с силуэтом Святых ворот Ризположенского монастыря – становились для туристов прекрасными напоминаниями о путешествиях по Владимирской земле.
В 1972 году фабрика «Ювелир» была преобразована в завод художественных изделий «Ювелир».
В 1970–х годах у ювелиров сложился особый стиль филиграни, отличающийся игрой контрастов – от плотного ажура к воздушному, почти невесомому. Геометрические узоры оставались визитной карточкой сканных изделий, но в них органично вплетались и растительные мотивы. Подлинным новаторством стало использование накладной ажурной филиграни в сочетании с оксидировкой. Благодаря этой технике изделия приобретали эффект чернения: рельефный ажур, словно кружево, эффектно выделялся на серебристом фоне.
В 1976 году пущен в эксплуатацию новый производственный корпус, что позволило значительно увеличить и улучшить выпускаемую продукцию.
«…На окраине поселка выстроен двухэтажный корпус из стекла и бетона, который неплохо вписался в окружающий пейзаж. В нем разместились основные производственные участки «Ювелира». А в старом неказистом здании, в котором завод теснился долгие годы, после реконструкции откроется филиал предприятия… только в новом корпусе [производственная площадь] составляет шесть тысяч квадратных метров. Завезено и установлено новое, современное оборудование. Словом, завод преображается на глазах» («Призыв», 1976 г.).
Производственные показатели неуклонно росли – ежегодный выпуск продукции достигал 4,5 млн рублей, а к 1980 году планировалось увеличить этот объём до 6 млн.
Расширяется ассортимент выпускаемых изделий, особенно из мельхиора и серебра. Одним из знаковых событий стал выпуск олимпийских подстаканников, которые создавались как сувениры для участников и гостей главного спортивного события страны.
В 1988 году освоен выпуск серебряных цепочек.
Начало 1990-х годов выдались непростыми: производство столкнулось с серьезными трудностями, особенно с поставками сырья. Однако, несмотря на сложности, предприятие продолжало развиваться – строились новые цеха, расширялись мощности, а коллектив смотрел в будущее с уверенностью.
АО «Мстёрский ювелир»
ЗАО "Мстёрский Ювелир" действует с 22 декабря 1998 г.
АО "Мстерский Ювелир" зарегистрирована 01.11.2002 г.
К началу 2000-х штат компании насчитывал около 300 сотрудников, хотя в лучшие времена их число достигало вдвое больше.
Предприятие не раз демонстрировало свои достижения на международном уровне. Так, к визиту Владимира Путина в Англию были изготовлены и отправлены 50 наборов мстёрской посуды. А на выставке в Италии коллектив завода был отмечен дипломом, а главный художник – Владислав Некосов – удостоен высшей награды в номинации «Классическое наследие в ювелирном искусстве».
В 2001 году производство во Мстёре было включено в перечень народных художественных промыслов Владимирской области. Сохраняя наследие, предприятие продолжает развиваться и сегодня, оставаясь символом русского ювелирного искусства.
В декабре 2024 года продукция «Мстёрского ювелира» была удостоена Золотого знака-логотипа «100 лучших товаров России».
В настоящее время 3АО «Мстёрский ювелир» является современным предприятием, где мастерство талантливых художников и мастеров-ювелиров сочетании с применением современного оборудования и технологий находят свои воплощение в выпускаемой продукции, широко известной в России и за рубежом
Постоянно расширяющийся ассортимент насчитывает на сегодняшний день более 200 различных наименований изделий:
- посуда и предметы сервировки стола из серебра и цветных металлов покрытые благородными металлами (винные и кофейные наборы, наборы для чая, столовые приборы, вазы, бокалы, рюмки, подстаканники, солонки и т. д.)
- ювелирные украшения из серебра в сочетании с лаковой миниатюрной живописью, финифтью, эмалью, (серьги, кольца, цепочки, броши и т. д.).
Мастера предприятия в совершенстве владеют приемами ювелирного мастерства, вносят свой вклад в развитие традиционного искусства художественных народных промыслов. При изготовлении изделий широко используется ручной творческий труд, методы творческого варьирования авторского изготовления изделий, что обеспечивает их высокий художественный уровень. В последние годы акцентировано производство высокохудожественной посуды и столовых приборов из серебра, ассортимент которых был расширен и обновлен на 80%.
Стремясь к безусловному удовлетворению потребностей покупателей, коллектив предприятия ведет неустанную работу над созданием условий для быстрого развития производства, внедрением новых и совершенствованием традиционных ювелирных технологий.
Структура ассортимента имеет тенденцию к сдвигу от продукции серийного к мелкосерийному и единичному производству.
Продукция предприятия всегда отличились высоким художественным уровнем и качеством исполнения. Украшенные ручной гравировкой, филигранью горячей эмалью, зернью в сочетании с декоративным золочением и зеркальной полировкой, изделия наряду со своей художественной ценностью широко используются в быту. Благотворное влияние серебра на организм человек, создает дополнительную привлекательность изделиям посудной группы. Неповторимым ажуром отличается филигрань, выполненная на просвет, а также по золотым и иным фонам. Разнообразна архитектоника форм.
Продукция предприятия пользуется неизменным спросом. Широко распространена форма изготовления изделия на заказ по эскизам, либо пожеланиям покупателей.
Сохраняя лучшие традиции Мстёрского ювелирного искусства, художники и мастера создают новые неповторимые произведения, способные удовлетворить потребности самого взыскательного покупателя.
В соответствии с постановлением главы администрации Владимирской области от 30.03.2001 года № 173 производство ювелирных изделий Мстёре входит в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Владимирской области.
Изделия 3АО «Мстёрский ювелир» зарегистрированы Министерством промышленности, науки и технологии Российской Федерации (Министерством промышленности и торговли РФ) в качестве изделий признанного художественного достоинства: регистрационный № 155 от 27.12.2001; № 294 о 12.03.2003; № 334 от 29.12. 2003; № 12 от 29.05.2009; № 21 от 03.11.2009.
Генеральный директор - Малеев Иван Владимирович, с 4 декабря 2023 г. Перевалова Жанна Владимировна.