Мстёрская вышивка, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстёре. История промысла насчитывает несколько столетий. В каждой местности женское рукоделие имело свои отличительные черты, выражавшиеся в предпочтении определённых мотивов орнамента, техники исполнения и цветового решения шитья. К кон. XIX в. Мстёра славилась вышивкой белой гладью. В редкой семье не было мастерицы, владеющей сложными приёмами работы в этой технике. Вышивание белой нитью по тонкой ткани стали называть «мстёрской белой гладью».
Мстёрская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого. Монахи украшали золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала – хоругви, плащаницы, воздухи.
Гладь - двусторонний шов, стежки которого кладутся плотно друг к другу в горизонтальном или вертикальном направлении по рисованному контуру. Она оживляется разнообразными «сетками» и «разделками». «Владимирский шов» - второй характерный для Мстёры тип вышивки, с преобладанием свободно построенного растительного орнамента. В основу техники положена односторонняя гладь, при которой на лицевой стороне выполняются крупные стежки, а на изнаночной - мелкие, напоминающие пунктир. «Владимирский шов» - яркая вышивка мулине или шерстью, основу колорита которой составляет красный цвет, а вспомогательными являются синий, жёлтый, зелёный.
Начало современному промыслу Мстёрской вышивки положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки». Здесь изготавливали столовое бельё, покрывала, портьеры, женское лёгкое платье, мужские рубашки.
«Мстёрская художественная артель вышивок, организованная в 1923 г. пережила много всяких кризисов. Доходило дело до ликвидации. Было время — артель, погибала, а мстёрский хозяйчик торжествовал. Но с прошлого года артель при помощи местной кооперации, стала укрепляться. Работницы целыми десятками пошли в артель. Там есть чему поучиться; при артели открыты производственные курсы. Квалификация работниц поднимается. В ближайшее время артель открывает свои отделения в рыловском, станковском и сувориховском районах. Партийная и комсомольская ячейки уделяют артели большое внимание, обслуживая ее лучшими работниками. Мстёрская артель вышивок становится, действительно, образцовой, показательной» («Призыв», 10 февраля 1926).
«Во Мстёре, Вязниковск. у., организован местком работниц-гладошвеек. Записалось в члены около 140 человек, работающих у частных предпринимателей. После вступления в союз, положение гладошвеек постепенно улучшается. Если раньше средняя месячная зарплата колебалась от 15 до 25 р., то теперь, с заключением нового колдоговора, она повышается от 20 до 30 руб. С большим трудом союзу приходится бороться с частными беспатентными хозяйчиками, которые ведут скрытую эксплуатацию гладошвеек. Кроме этого, в Мстёре организовался коллектив безработных, объединивший 25 человек. Коллектив успешно начал свою работу и предполагает довести количество членов до 100. Все же, главной задачей союза остается борьба с частными предпринимателями, которые сумели укрепиться в мстерском районе и забрать под свое влияние большую часть работниц-гладошвеек» («Призыв», 3 апреля 1926). «Гладошвеек надо организовать в артель С объявлением НЭП'а во Мстёре, Вязниковского уезда, бывшие хозяйчики-богомазы стали изыскивать новые пути легкой наживы. На изыскание времени ушло немного. Раз-два и дело, как говорится, было в шляпе. Хозяйчики ухватились за гладошвейное производство, оказавшееся очень и очень прибыльным. Круглые сутки за 50 коп. Началом развития этого производства можно считать конец 22 года. Сначала один хозяйчик, затем другой, третий и в 23-м году их уже насчитывалось около 10. С увеличенном хозяев увеличивалось и число мастериц-вышивальщиц, попавших в полную эксплуатацию к ним. Охрана труда, обратив на это внимание, предложила хозяйчикам, как здесь выражаются, «прикрепить» (застраховать) мастериц. Хозяйчики долго не шли на это, но после долгих разборов «гладошвейные царьки»: И.Ф. Крестьянинов, И.И. Щадрин и др., все-таки «прикрепили» к себе по 10-12 мастериц. Охрана труда на этом и успокоилась, продолжает сохранять спокойствие и до настоящих дней. Но посмотрим, имеет-ли она на это право. До сих пор в производствах Крестьянинова и др. числится не более 10-1I застрахованных мастериц, а между тем на них работают сотни незастрахованных. Застрахованных работниц, преимущественно жителей Мстёры, хозяева «берегут», не заваливая их работой. — Уж очень с ними канительно,— говорят хозяйчики. — Каждый месяц страховые плати, заболеет - тоже плати, да и за работу дороже берут. Сотни деревенских не застрахованных работниц, конечно, выгоднее для них. И они их заваливают работой, оплачивая ее на 25-30 проц. дешевле, чем застрахованным. Шестнадцатилетняя девушка (а большинство их в таком возрасте) за 50 к. сидит почти круглые сутки за «пяльцами», вышивая гладь. Да, круглые сутки. И это за гроши. А работа кропотливая, несущая заболевание туберкулезом. Уловки хозяйчиков. Хозяйчики, зная, что за все это власть их не похвалит, подговаривают работниц, чтобы они во время обхода финагентов заявляли, что работают на себя. Сноска работы обычно бывает по субботам, а у крупного предпринимателя в субботу вы не увндяте и 10 человек. Этим также проводят финагентов, которые привыкли считать субботу днем сноса и следят только в этот день. Суббота прошла и финагенты считают свою работу оконченной до следующей субботы. А в воскресенье к тому или иному хозяйчику тянутся работницы, и тянутся одна за другой в лаптях, с огромнейшими узлами на спине. Эт пришли крестьянки из Ландеховской и других волостей, за 40-50 верст, сдавать работу. 4500 незастрахованных. По приблизительному подсчету в Мстёрской волости насчитывается до 3000 гладошвеек, да в деревнях Ковровского уезда и Ландеховской волости тысячи две наберется. Застрахованных же из них около 100, да объединено артелью художественных вышивок около 400, а остальные эксплуатируются частными предпринимателями, и «беспатентными», работающими нелегально. С такой массовой нелегальщиной производства и эксплуатацией местная власть не может справиться, так как предприниматель стал настолько аккуратен, что «не подкопаешься». И кооперация работает на хозяйчиков. Сейчас в связи с мануфактурным голодом ощущается недостаток в сырье. Этим воспользовались бывшие «офени» из деревень и вокруг предпринимателей создалась значительная группа спекулянтов, которые какими-то способами в Шуе, Иванове, Александрове и других городах имеют возможность закупать по несколько десятков кусков мануфактуры и перепродавать ее гладошвейным царькам. Сорта мануфактуры, требующиеся для гладошвейного производства, иногда бывают и в местном ЕПО, и они также перепродаются опять тем-же «царькам», а не членам кооперации. Недавно был такой случай, когда правление ЕПО додумалось занять у одного из крупных предпринимателей — И.Ф. Крестьянпнова денег. Просрочивши выплату долга, ЕПО было вынуждено вместо них сплавить со своих складов всю мануфактуру. Меры, меры нужно принять! Считая необходимым сейчас же начать решительную борьбу за освобождение кустарок-гладошвеек, мы с своей стороны рекомендуем бросить на эту борьбу несколько человек, поручивши им заняться выявлением «беспатентных» и незастрахованных, работающих на хозяйчика, для привлечения последних к ответственности. Помимо этого необходимо поставить на должную высоту работу артели художественных вышивок путем отпуска ей большего кредита и усиленной агитации за объединение кустарок в артель» («Призыв», 12 мая 1926).
26 мая 1927 года, отправили всем коллективом письмо к Надежде Константиновне Крупской с просьбой на присвоение артели ее имени. И вот пришел ответ: «не могла отказать подругам-пролетаркам Крупская!» Через год получили вышивальщицы заказ на изготовление советских знамен — с серпом и молотом, с красной звездой. Стали выпускать также скатерти, белье, детские изделия. «В международный женский день Мстёрская артель художественных вышивок пустила в ход новую вышивальную и швейную фабрику, в которой занято 500 человек. Разбросанные по домам кустари-одиночки объединились в одну крупную социалистическую семью» («Призыв», 16 марта 1930). До середины 1930-х годов продукция в основном шла на экспорт и была, очевидно, слишком старорежимной для граждан молодой советской страны, призывавшей жить проще. «28 мая 1945 г. Артель художественной строчки им. Крупской (поселок Мстёра), работавшая в годы войны на нужды Красной Армии, с 15-го мая целиком перешла на производство товаров для населения. Она выпускает дамские строчные сорочки, мужские расшитые косоворотки, украинские рубашки, дамские блузки, носовые платки из льняного и шелкового полотна, батиста и «майи». Всего артель выпустит этих товаров на 5 миллионов рублей. Среди мастеров художественной строчки и вышивки объявлен конкурс на лучший рисунок. Восстанавливается отделочная мастерская строчки и вышивки» («Призыв», 29 мая 1945). «Полгода назад молодые мастерицы художественной строчки и вышивки артели им. Крупской сделали вызов ко всем работникам кустарных промыслов всемерно увеличивать выпуск товаров, изготовлять продукцию только высокого качества. Слово мстёрских мастериц оказалось твердым. В минувшем году они досрочно выполнили программу, дали продукции более чем на 7 миллионов рублей. В текущем году артель еще более увеличила выработку, за что получила четыре переходящих Красных знамени областных и районных организаций и заняла первое место в республиканском соревновании артелей художественных промыслов. Замечательно и качество. Строченые и вышитые белой гладью шали и скатерти, платья и сорочки, блузки и комбинации получили высокую оценку на выставке в Москве. В чем секрет успехов мстёрцев?
— Стремление работать добросовестно, помогать друг другу, — отвечает на этот вопрос председатель правления артели Евгения Ивановна Демидова. Старые опытные мастерицы-гладошвейки не только сами перевыполняют план, но и повседневно передают стахановский опыт новичкам. Постичь сложное искусство художественной вышивки и строчки нелегко. Зине Морозовой семнадцать лет. Через четыре месяца любознательная, трудолюбивая девушка стала мастерицей-гладошвейкой. Теперь она самостоятельно вышивает белой гладью дамские платья, сорочки, блузки. Безупречно трудятся Нина Пынина, Валя Давыдова, Дуся Карташева, вчерашние ученицы. Все они — примерные стахановки, изо дня в день перекрывают нормы выработки и не знают, что такое брак.
Инструктор по качеству, опытная гладошвейка Мария Григорьевна Роговик, находится безотлучно у рабочих мест. Она тщательно вникает в работу каждой вышивальщицы. Все малейшие недоделки она требует исправить, добиваясь безукоризненного качества. В артели умеют поощрять людей. Имена лучших заносятся на доску почета, опыт передовиков освещается в стенной газете. Люди, хорошо овладевшие техникой работы, переводятся на более высокие разряды, ставятся на ответственные должности. Нина Антоновская в прошлом году окончила художественную школу. Теперь работает инструктором, сама обучает молодежь; вышивальщицы Пелагея Михайлина и Любовь Кибарева назначены начальниками цехов. В артели много различных трудностей. Не хватает материалов: шелка, маркизета, отсутствует свой транспорт. Тем не менее, коллектив в предмайском соревновании добивается еще лучших показателей. Н. ФЕДОРОВ» («Призыв», 19 апреля 1946).
В 1940-1950-е гг. мастерицы обращаются к темам сказок, песен, продолжает развиваться и орнаментальное направление. Популярны мотивы живой природы: причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветках яблонь. В последующие два десятилетия появляются оригинальные художественные композиции, старинные техники обогащаются новыми приёмами. Возрождается дореволюционный вид вышивки – «русская гладь». Это разновидность счётной вышивки, в которой весь узор выполняется плотно прилегающими друг к другу стежками, идущими в одном направлении. Использование толстых шерстяных нитей делает рисунок объёмным.
В 1950-х годах Мстёрские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади «владимирский шов» – (верхошов, односторонняя гладь).
Строчевышивательная фабрика имени Н.К. Крупской
В 1961 году Артель преобразована в строчевышивательную фабрику имени Н.К. Крупской. Фабрика переходит в подчинение Управления Мстёрской промышленности исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся.
В связи с реформой органов государственной власти с 1963 по 1965 год фабрика находилась в ведении Управления бытового обслуживания сельского населения исполнительного комитета Владимирского (сельского) областного Совета депутатов трудящихся. В 1965 году после ликвидации сельских облисполкомов фабрика была подчинена Управлению местной и топливной промышленности исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся, в 1966 году это управление было реорганизовано в Управление местной промышленности. В связи с принятием в 1977 году новой Конституции СССР Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов, соответственно фабрика стала подчиняться Управлению местной промышленности исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов.
В 1992 году Управление было ликвидировано, после чего фабрика функционировала как самостоятельное предприятие.
На основании договора купли-продажи №187 от 24 июля 1995 года между Фондом имущества Владимирской области и товариществом с ограниченной ответственностью "Мстёрская вышивка" приказом №43 от 1 декабря 1995 г. Мстёрская строчевышивальная фабрика им. Н.К. Крупской была преобразована в товарищество с ограниченной ответственностью "Мстёрская вышивка", являющееся правопреемником фабрики.
В 1990-е гг. мастерицы, стремясь к сохранению особенностей традиционной вышивки, возвращаются к украшению предметов одежды. Большой вклад в развитие промысла внесли художники Л.А. Ерофеев, А.И. Кислина, Н.М. Коткова, В.Н. Носкова. особое место среди них занимал заслуженный художник России, педагог Т.М. Шульпина, коренная Мстёрянка, одарённая ярким талантом, она всю жизнь посвятила вышивке.
Последний директор фабрики - А.М. Захарова.
В 1996 году помещение архива фабрики было продано под жилое помещение.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 21 июля 1998 г. в товарищество было введено конкурсное управление с дальнейшей ликвидацией организации. К июню 2002 г. конкурсное производство было завершено.
ООО "Мстёрская Вышивка" зарегистрирована 7 апреля 2003 г.
В 2005 году Мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова, основанное в 1932 году, последний раз выпустило мастеров декоративно-прикладного искусства.
Продукция выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Её успех - в самобытности, являющейся одной из граней богатой народной культуры древней Владимирской земли. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются на специализированных выставках.
Генеральный директор - Балкова Светлана Валерьевна, Цветкова Татьяна Ивановна (с 9 января 2020 г.).
Адрес ООО "Мстёрская Вышивка": Вязниковский район, посёлок Мстёра, площадь Ленина, д. 11.
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Вдоль деревни. Ковёр. 1969 г. Ткань смесовая, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Полотенце декоративное. 1986 г. Лён, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Шульпина Т.М. Бой петухов. Панно. 1969 г. Ткань шерстяная, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Полотенце декоративное. 1983 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Юдина И.И. Цветы. Настольник. 1995 г. Лён, нити шерстяные, мулинэ шёлковое, вышивка ручная «русская гладь». Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Настольник декоративный. 1979 г. лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Золушка. Панно. 1977 г. Маркизет, нити хлопчатобумажные, вышивка ручная «белая гладь».