Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
22:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда

Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда

СЕРАПИОНОВА ПУСТЫНЬ Владимирской губернии Вязниковского уезда
История ее, древности и современное значение.
С литографированным видом.
Составил
Член сотрудник Императорских: Русскаго Географическаго и Вольнаго Экономическаго Обществ, член корреспондент Московскаго Археологическаго общества в Действительный Член Владимирскаго Губернскаго Статистическаго Комитета.
И. Голышев.
г. ВЛАДИМИР.
В Губернской типографии. 1869.

Серапионова упраздненная пустынь (по народному названию пустынька) находится Владимирской губернии в Вязниковском уезде, по левую сторону реки Клязьмы, в 2 верстах от нее, в расстояния от губернского города Владимира, считая по линии Московско-Нижегородской железной дороги, 109 верст от уездного Вязников 12 верст, от станции на железной дороге Мстёры в 10 верстах.
Пустынь расположена на пойме, находится на довольно живописной местности: не большая каменная церковь, покроенная на высоком холме, и неподалеку от нее деревянная низенькая четвероугольная, окрашенная под вид каменной, колокольня, с трех сторон, осеняются вековыми деревьями, с запада к северо — востоку огибает полукругом большое чистое озеро, называемое Калачное, а с севера к востоку и кругом холма вся местность обрамлена дубовым кустарником, по местам с большими деревьями: неподалеку от церкви дома священника и причетника, к северу возвышается большой деревянный дом, и около него три маленькие домика девиц, посвятивших себя служению Богу и составляющих здесь хор пения.
Время основания пустыни положительно определить нельзя, но по достоверным преданиям и сведениям известно, что она основана была в начале XVII столетия. Строитель ее, по имени Серапион, коему мирское имя было Сергий; место это называлось семибратскою пустынею и был мужской монастырь, что видно и из уцелевшего 1728 года синодика: «Тояж пустыни тщанием многогрешнаго иеромонаха Герасима Вязниковца, при казначее старце Сергие Лихопожнинском» (Деревня Лихая Пожня существует и доныне. Она находится на шоссе в 12 верстах от уездного города Вязников.). Кроме Серапиона, в синодике упоминаются основателями пустыни иеромонахи Сергий и Герасим; пустынь существовала до половины ХVIII столетия, около 50 лет находилась в большой скудности и опасности со стороны тогдашних разбоев; лесные бродяги неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили, около 1749 года окончательно разорили и церковь деревянную во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя выжгли. Монашествующие, в числе 5 человек, переселились после этого в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь (В Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь переселились, полагать надобно потому, что здесь был прежде Суздальский уезд, то они и перешли как в свой уездный город.). Затем пустынь упразднена в 1764 года, при учреждении штатов.


Серапионова пустынь

Настоящая церковь сооружена усердием прихожан.
В настоящее время (1860-е годы) Серапионова пустынь приходская, к ней приписано несколько по близости находящихся деревень; часть дерев. Круглицы, Порзынки, Деревеньки и Кобякова; в пустыни находится 1 священник и 1 причетник. Пустынь и доселе была бы незаметною и не имела в себе того значения и прилива богомольцев, если бы не ознаменовалась новым благолепием к ее процветанию.
В 1844 году поселились здесь девицы от суеты мирской, посвятившие себя служению Богу, в числе 9 человек; все они Вязниковского уезда; имена их, как видно из синодика, Наталья, три Анны, две Александры, Марья, Феодосия и Параскева; они, находясь при церкви, молились, пропитываясь собственными трудами, а между тем устраивали хор пения, которое с каждым годом улучшалось и начало привлекать много богомольцев, тем более, здесь такое пение составляет интерес, потому что в Вязниковском уезде женского монастыря нет. В последнее время, около 1860 года, перешла сюда, из Нижнего Новгорода, Нижегородского женского монастыря девица Агафья Данилова; она со всей энергией горячо принялась за устройство женской обители или общины, словом посвятила все свои труды этому богоугодному делу. До этого времени они жили без всякого устава; домики их находились частью на церковной, частью на помещичьей земле; одна помещица дозволила им выстроить кельи, но за смертью ее, земля эта поступила в заведывание ее родственника, который начал теснить девиц и таким образом вынудил купить у него землю, заплатив с небольшим за 2 десятины неудобной земли 300 р. с. Чтобы более упрочить свое положение на будущее время, в январе месяце 1865 г. Агафия Степанова обратилась вместе с другими 10 девицами, или, как они называют, сестрами, с просьбой к бывшему преосвященному Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому, о дозволении им жить при Троицкой пустынской церкви. В прошении между прочим выражено:
При означенной церкви находится чудотворная икона Корсунской Божией Матери, который на поклонение приходят из посторонних сел и деревень и что известно религиозное чувство христианина более всего трогается чинным благоговейным клиросным пением, с подчинением власти местного священника, и о дозволении построить им дом, так как домики их стали приходить в ветхость; общежитие они положили по уставу Саровской Пустыни, прибавляя к нему утро и вечер правило утренних и вечерних молитв, поклоны по Саровскому уставу, чтение акафиста Корсунской Богоматери, канон Ангелу хранителю, дневной акафист. При прошении они представили и свидетельство священника о желании постройки из дома, который выразил: и со стороны нашей не только никаких препятствий не имеется, но даже и сами желаем, потому что, чрез их пение и чтение доставляется большая польза для храма и возбуждается в предстоящих благоговение.
Преосвященный 19 января того же года разрешил им следующей резолюцией: «19 января 1865 г. Бог благословит; разрешается устроить дом; надзор над девицами поручается местному священнику и устав молитвенный утверждается: исполнять его не упустительно; пусть приобретут книги для чтения, и назначат час и читают все вместе книги, особенно полезные; Ефрема Сирианина, Макария Египетскаго, святителя Тихона, Четь-Минеи; смотрительница за порядком и всею жизнью определяется просящая Агафия Степанова. Если вздумают определить с большею подробностью правила, пусть сделают и представят. Феофан Епископ Владимирский».
По получении благословения преосвященного, смотрительница Агафия еще с большей энергией принялась за устройство обители, как мы говорили выше, приобрела в собственность землю, благодетели пожертвовали лесу на постройку дома, увеличилось число сестер, вместе с ней из Нижегородского же монастыря поступила сюда ее племянница еще с тремя другими девицами, из них Авдотья Прокофьева управляет хором пения; из окрестных селений Вязниковского уезда девиц 13 человек, так что число их простирается до 18 человек (Постоянно являются много желающих девиц поступить в число сестер, но они принимают не иначе, как с строгим усмотрением.); улучшился прекрасный хор певиц, в числе коих и сама смотрительница, увеличилось значительно число посещающих отовсюду богомольцев, даже приезжающие из Сибири не забывают известить пустынь; так сказать с этого времени Серапионова пустынь приняла против прежнего благоустроенный цветущий вид (Нам особенно замечателен следующий случай: несколько лет назад хор девиц что-то расстроился и доход церковный был самый пустой, но когда хор певиц улучшился, доход месяца почти равнялся годовому.).

Церковь во имя св. Троицы, с приделом в честь Корсунской Божией Матери, каменная, двух престольная, главный престол св. Троицы, холодная, а теплая Корсунской Богоматери; церковь одноэтажная, покрыта железом овальным куполом, кончающимся небольшим с четырех сторон храма скатом; на верху купола четырехугольный фонарь с окнами пропускающими с четырех сторон свет в церковь; на верху этого фонаря, еще меньший глухой фонарь, ведущий к самой шейке главы; на ней утверждена одна глава в виде луковицы, покрытая белым железом, ананасной гранью, на коей осмиконечный крест; алтарь полукруглый, одночастный, покрыт полукругом на один скат; западный притвор (трапеза) и теплая церковь много ниже холодного храма, отделена от холодного каменной стеной, среди коей пробит аркой вход в холодную церковь, в зимнее время заставляемый стеклянными щитами; трапеза сверху покрыта железом на один скат; на южной стороне крыши укреплена над приделом небольшая глава с крестом; к западной двери пристроен небольшой еще деревянный вход — паперть.
Оба престола освящены в разное время как видно из надписей на храмозданных крестах; во имя св. Троицы в 1837 году; на кресте надпись следующая: «освятися жертвенник во имя Живоначальныя Троицы, 1837 года июня 29 дня в день первоверховных апостол Петра и Павла, при державе благочестивейшаго и Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Павловича всея России и при супруге Его благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне, и при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Александре Николаевиче и при благоверных Государях «великих князех Константине, Николае, Михаиле Николаевичах, при благоверных Государынях великих княжнах Марии, Ольге, Александре Николаевнах, и при благоверных Государынях и великих княжнах Марии, Елисавете, Екатерине Михаиловнах, и при благоверной Государыне и великой княгине Марии Павловне и супруге ея, и при благоверной Государыне и великой княгине Анне Павловне и супруге ея, по благословению святейшаго правительствующаго синода, преосвященнейшим Парфением архиепископом Владимирским и Суздальским и кавалером».
Престол во имя Корсунской Богоматери освящен в 1816 году; на кресте надпись следующая: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Корсунския при державе благочестивейшаго Самодержавнейшаго великаго Государя Императора Александра Павловича всея России, при супруге его благочестивейшей Императрице Елизавете Алексеевне, при матери его благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Константине Павловиче, и супруге его благоверной Государыне великой княгине Анне Феодоровне, при благоверных Государех великих князех Николае Павловиче, и Михаиле Павловиче, при благоверной Государыне великой княгине Марии Павловне, и супруге ея, при благоверной Государыне и Королеве Виртембергской Екатерине Павловне и супруге ея, и при благоверной Государыне и великой княгине Анне Павловне и супруге ея, по благословению преосвященнаго Ксенофонта епископа Владимирскаго и Суздальскаго, в лето от сотворения мира 7324, от Рождества Христова 1816 года июня 11 дня на память святых апостол Варфоломея и Варнавы».
Далее надпись: «крест хранитель всея вселенныя, крест красота церкви, крест царей держава и верных утверждение, крест ангелов слава и демонов язва».
Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.

Описание церкви

Придел во имя Корсунской Божией Матери, или трапеза.
Теплый придел, от западной стены холодного, до западных входных дверей, длины 12 аршин, в ширину 10 аршин, к южной стене придела устроен алтарь, длиною 5 аршин, в ширину 4 арш.; придел освещается с северной стороны 2, а южной 3 окнами в один свет, 3 окно с южной стороны занимает место для освещения алтаря. По небольшому размеру придела иконостас состоит более в местных иконах: к северной стороне царских врат, древний образ с изображением в средине Корсунской Божией Матери, сверху иконы Знамение Пресв. Богородицы и Утоления печали, внизу Боголюбовския Московския, и Скорбящей Божией Матери, к южной стороне благословляющий Господь Вседержитель; на западной стене холодного храма, под самой аркой, по сторонам арки и по стене к северной стороне, уставлено древними разными иконами; полагать надобно, что многие из них остались и спасены во время пожара от первобытной церкви. Как в холодном храме, так и в приделе по стенам в куполе нет никакой живописи.
Неподалеку от церкви невысокая деревянная колокольня, выстроенная четырехгранным столбом, покрыта кругообразной чашей, на ней маленькая небольшая круглая глава, в которую укреплен четырехконечный крест, с полулуной; к низу колокольня устроена много шире верха; на колокольне 5 колоколов; на большом вылиты изображения св. Троицы, Благовещения Пресв. Богородицы, св. Иоанна Крестителя и великомученика Георгия. Сверху изображений вылиты слова: «На то установлен благовест и звон, чтоб церкви чад сзывал в земной святой Сион», внизу колокола: «Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме, на заводе купчихи Ироиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта». Над этой надписью вырезало: «в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол, Серапионовской пустыни церкви Живоначальныя Троицы, весу 25 пуд 25 ф.». Остальные три колокола небольшие, без надписей.

Из икон по древности своей в пустыни замечательны следующие.
1. Храмовой престольный образ Корсунской Божией Матери, величиною 6 ½, ширин. 5 вершков; икона эта вырезана из камня, древняя, лик Богоматери и предвечного Младенца окрашены древнего иконописьма краской; образ вырезан из камня не так выпукло и на не пристальный взгляд кажется как-бы писанным на доске старинным письмом; вся икона, кроме ликов, закрыта золоченой ризой с венцами; на венце Богоматери большая корона, по голове Божией Матери вынизано правским не очень крупным жемчугом, по местам с разноцветными камнями; на венце Богоматери, в числе разных крестов и привесок, навешены 2 древние серьги с подвесками без спеньков, серьги представляют вид птичей лапки; в средине серег темного цвета эмалированный шарик, который укреплен на шпильке и вертится кругообразно, по темному цвету шарика обвивают веточки с листьями желтого и зеленого цвета ценинной поливы, наверху шарика ветвь, обнимающая шарик со всех сторон, с ценинной поливой голубого цвета; наверху этого стебелька кольцо для вздевывания в уши, внизу серег на кончиках 5-ти листочков привешены 5 крупных правских неотделанных жемчужин. Икона Корсунской Божией Матери особенно чтится в здешней местности и к ней окрестные жители имеют особое благоговение; по преданиям народа она считается чудотворною и явленною на этом месте, на котором основана пустынь.
2. Вырезанная из камня усеченная глава святого Иоанна Крестителя, положенная на блюдо; величина блюда в длину 12, в ширину 9 ½ вершк.; блюдо представлено продолговато-овальное, старинного рисунка, с небольшим углублением, в нем положена усеченная глава Иоанна Крестителя в натуральную величину головы человеческой; глава Крестителя вырезана очень искусно и правильно, окрашена темно-коричневым цветом; в чертах ее можно видеть страдальческое лице угодника. Большей частью резные главы Иоанна Крестителя находящиеся во многих храмах, видны положенными в профиль, но здесь она изображена в фас, т.е. на затылок совершенно в прямом положении; сверху и снизу главы, от блюда идут прямые отступы, от них небольшие выемки, за тем отступ параллельно к овалу, так что блюдо с верху и низу имеет по 4 небольших угла; поддон под блюдом сделан из дерева. На этой главе также есть много привесок, но особенно замечательных по древности не видно.
3. Древний образ св. Иоанна Крестителя, величиною длины 1 арш., ширина 111/2 верш.; в средине образа изображен угодник в рост с крыльями, в одной руке свиток, а в другой купель с Предвечным Младенцем, кругом его изображены чудеса из жизни угодника; средина иконы изображение угодника, покрыта золоченой металлической ризой, венец угодника вынизан по металлу правским некрупным жемчугом.
4. Распятие Иисуса Христа, высеченное на каменной доске, длины 8, в ширину 7 вершков. Иисус Христос представлен распятым на кресте, по обеим сторонам с верху изображены солнце и луна, с правой стороны плачущие Божия Матерь и св. Мария Магдалина, с левой, св. Иоанн Богослов, и Логгин Сотник, назади коих видны строения в готическом вкусе, с верху каменная доска с изображениями расписанными соответствующими красками, оканчивается полукругом или овалом. Икона эта врезана в большой деревянный образ, на коем написаны события страстей Господних, письма нового времени; самый крест, перед коим благоговеют местные жители, относится к древним памятникам пустыни, также как Корсунская икона Богоматери и глава Иоанна Крестителя.
5. Храмовой престольный образ св. Троицы, величина длиною 1 арш. 12 вершк., шириною 1 арш. 4 вершка. Икона изображает 3 ангелов, сидящих за ,столом, накрытом скатертью, на котором поставлено несколько блюд с яствами, с правой стороны Авраам подносит блюдо с плодами, назади его и над головой ангела видна голова Сарры, выглядывающей из здания с старинными теремками; образ украшен золоченной басебной ризой, но нельзя отнести иконопись к слишком древнему времени; работа ее относится к половине ХVIII века.
6. Древний образ с изображением разных святых, украшен басебной золоченой ризой, величиною длины 1 ар. 7 верш., ширины 1 аршин; по средине образа вырезано место для иконы, в коем находится икона Корсунской Богоматери, нового письма, украшенная низанной из искусственного жемчуга с цветными камушками ризой; приписанные изображения довольно древней работы. Образ этот служил кивотью для иконы Корсунской Богоматери, высеченной из камня, но эта икона для большого удобства ношения в крестных ходах и молебствия богомольцев поставлена в маленький кивот на аналое, а в замен ее вставлена икона нового письма. Древние изображения следующие: с верху иконы Богоматери, посредине Господь Саваоф, сидящий на херувимах, у него Дух Святой, по сторонам предстоят 2 ангела и разные святые угодники.
7. Икона резная из дерева, большого размера, св. Николая чудотворца Можайского, кругом изображены чудеса из жизни его, над ним в особой кивоте, маленький образ, резанный из дерева же, — Иисус Христос, сидящий в темнице.
Из церковной утвари, а также книг особенно замечательных незаметно; может быть истреблено было все это пожаром, или грабежами разбойников, а может быть и другие какие причины утратили их: так еще не очень давно нам рассказывали, в этой пустыни были уничтожены древние монашеские одежды, которые предали неизвестно, для какой цели, огню. Из древних книг уцелел рукописный синодик, с 25 рисунками, нарисованными красками; заглавный лист е виньеткою; на нем надпись следующая: «Лета от Рождества Христова 1728 годе сей синодик дому Живоначальныя Троицы Серапионовы пустыни переделан вновь тоя пустыни тщанием многогрешнаго иеромонаха Герасима Вязниковца. При казначее старце Сергие Лихопожинском». Заголовок к тексту написан: «синодик соборный и апостольский». Рисунки изображают: 1-й череп человеческий; 2-й рисун. — глава человеческая на пьедестале, перед нею сидит царь, с другой стороны человек указывающий перстом; 3-й рис. — человек во гробе, а над ним совершают погребение в пещере. Остальные рисунки заключают все событие из жизни Новоградского посадника Щила. Замечательно, что такого имени не существует, но в этом синодике начинается так: «бысть ввеликом Нове граде чудо страшно и удивлению достойно бе некто посадник именем Щил имея у себя сына едина чадо, бе богат вельми и многим даяше сребро влихву взимаше на год на новгороцкой рубль деньгу Новгородцкую. И от того собра имения много и помыслив на то сребро церковь поставити и монастырь оградити».
Из утвари уцелели также оловянные сосуды.

Крестные ходы и богомолья

В течение года, особенно после весны в летнее время, в пустыни бывают богомолья и крестные ходы, по особенному благоговению-окрестных жителей перед иконами Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя.
21 мая крестный ход совершается в деревню Круглицы.
28 июня — в село Станки.
28 июля — в дер. Деревеньки.
31 июля — в дер. Пагарицы.
1 августа — в дер. Круглицы.
18 августа — тоже в Круглицы.
В пятницу перед праздником св. Троицы, деревня Старково с другими молебствует на поле. Кроме этих положенных молебствий, в летнее время совершаются постоянные, или, можно сказать, беспрерывные молебствия.

Храмовые праздники в пустыни следующие:
Св. Тропцы;
Корсунской Божией Матери, 8 октября.
Большое особенное богомолье в день усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа.

Помещение, хозяйство, занятия и пение девиц

Девицы прежде жили в трех маленьких кельях, выстроенных на самом берегу озера Калачного, саженях в 100 от церкви, которые время от времени пришли в ветхость; особенно во время весны, при большом разливе, вода вливалась в нижний этаж, вредила полы и вливалась в печку. Такое стеснительное положение вынудило смотрительницу Агафию прибегнуть к постройке не отдельных келий, а одного большого дома, в котором бы можно поместиться без стеснения, в чем и оказался полный успех, при помощи благотворителей.
В настоящее время, рядом с старыми кельями, выстроен большой деревянный двухэтажный корпус величиной в квадрате 24 аршина; расположение в нем устроено очень благоразумно; верхний этаж занимают следующие комнаты: к востоко-югу большая чистая светлая молельная, в которой много образов разных св. угодников и Корсунской Божией Матери, перед которой неугасимая лампада, в этой молельной отправляют девицы свое правило молитвы, рядом с ней гостиная, и затем спальня смотрительницы и назади две комнаты сестер; в нижнем этаже под молельной большая трапезная, кухня и 5 комнат; везде видна чистота и опрятность, комнаты украшены иконами и духовными картинками.
Устроили на своей земле 2 небольшие огорода, с необходимыми для себя овощами, расчистили дубовый принадлежащий им кустарник, завели 5 коров и лошадь, словом завелись полным, достаточным для них, домохозяйством.

Повторим здесь нашу заметку посещения нашего этой пустыни в 1867 г.
«Нам пришлось быть в этой пустыни 29 ч. августа, в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя. В этот день из отдаленных мест и селений стекаются многочисленные массы богомольцев, всех возрастов, из г. Вязников, с. Мстёры, с. Станков, сел: Рыла, обоих Татаровых, Пантелеева, Липок и многих селений и деревень; служат молебны св. угоднику, делают разные пожертвования, кладут на главу угодника нитки, шнурки и тесьму; по окончании молебствий снимают и хранят их для излечений от головной боли, обвязывая ими больную голову. К сожалению в настоящий год погода была ненастная, сильный дождь лил попеременно с мелким градом, стояло очень холодно, но и при такой ненастной погоде, народ шел массами со всех сторон. Мы поспели к ранней обедне, и тотчас поспешили в церковь; литургия совершалась - в приделе Корсунской Божией Матери; прекрасное стройное пение девиц нас очаровало. В. 10 часов мы были у поздней обедни, совершенной в холодном храме св. Троицы; храм был полон народа, и прилично освещен паникадилом. Нельзя было буквально положить поклон, от тесноты; приятное пение за поздней обедней еще более вызывало чувства молитвы в присутствующих.
После литургии совершен всеобщий молебен св. Иоанну Крестителю; по окончании, мы были в доме смотрительницы за чаем и встретили самый радушный ласковый прием. Домик, в котором она имеет жительство, уже ветхий (В то время новый корпус только еще строился, и в него перешли они только 22 сентября 1868 года.), но в комнате довольно чисто, опрятно и приличию; за тем ее гостеприимством приглашены за общую трапезу. Вместе с нами было, несколько богомольцев. Перед трапезой клир девиц пропел 144 псалом «Вознесу тя, Боже мой, Царю, мой», «Отче наш». Трапеза состояла из простых, но очень вкусно приготовленных 4 блюд. Во время трапезы одна из девиц приятным голосом читала нам Четь Минею о усекновении главы Крестителя. После трапезы, также пропели: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», молитвы: «Благодарим тя, Христе Боже наш», «Достойно есть яко во истинну», тропарь св. Иоанну Крестителю, и после всего, одна сестра прочитала молитву о здравии Государя Императора, Государыне Императрице и всего Августейшего Дома, святейшего синода, высокопреосвященного Антония архиепископа Владимирского и Суздальского, преосвященного епископа Феофана, иеромонаха Моисея, смотрительницы пустыни, благотворителей и всех православных христиан.
Мы с полным удовольствием слушали остроумные рассказы смотрительницы, видели всю скудость их отшельнической жизни, средств доходных у них никаких, кроме печения просфор; от церкви никакого дохода, даже не ходят с блюдом по церкви, так как не имеют на это разрешения, нет у них и кружки, нет и сборной книжки; они живут собственными трудами, но и тут нет также приличного вознаграждения; мы любовались их работой: строчкой полотенцев и белья. Работа очень хорошая, но куда ее сбывать? Кто купит? В город далеко, да и как примут подобное предложение. Любовались работой уборки образков фольгой и деланием для них цветов; особенно это искусство развили девицы, перешедшие из Нижегородского женского монастыря и родственницы смотрительницы, но и тут препятствие: нет у них хорошей бумаги, нет хорошей фольги, в г. Вязниках приобрести негде, а с столицей какие могут быть у них сношения? Благодаря Бога, что есть еще благодетели и добрые благотворители, которые не оставляют их в полном смысле отшельнической жизни.
Прислуги у них никакой, работают все сами; мы слышали, что пожертвованный им лес они сами вытаскали из воды на берег, сами очищали с него кору. Под силу ли это девицам и может ли быть сбережен голос при таких трудных тяжелых работах? Если бы не эти работы, то конечно пение еще более улучшилось бы.
Несмотря на свои скудные средства, и понергично одеваются вполне и принимают к себе богомольцев, дают приют, поят, кормят; мы видели, и в этот день было человек до 10-ти.
В Серапионовой пустыни, во время богомолья, несмотря на многочисленное стечение народа, никогда не встретить не только пьяного, но и мало хмельного человека, как это зачастую бывает на других богомольях; питейной продажи никакой, а только приезжают торговцы из с. Мстёры, дер. Ставрова и других селении с разными лакомствами: баранками, орехами, пряничками, конфетами, ягодами и т. п., раскидывают палатки близ самой церкви».
Это же самое мы встретили и при вторичном посещении, в настоящем 1868 году, но с той разницей, что погода стояла ясная и буквально хорошая; было такое стечение богомольцев из разных мест, что гостеприимные девицы, как ни старались дать приют, ночлег на день усекновения главы Крестителя, но не было никакой возможности: три старые кельи были заняты, в новом корпусе было полно народа в комнатах, сенях, наконец в сарае, даже в бане приютились богомольцы, а сами девицы уже стеснились до крайней возможности.
Здесь нелишним находим сказать, что и к ним, этим отшельницам, посягала преступная рука похитителей: в 1867 году в декабре месяце, воры залезли в сарай и погреб через крышу, с намерением увезти лошадь, но сарай быль крепко заперт, а потому лошади увести было нельзя, и грабители воспользовались лишь кринками творога, масла, сметаны и т. п. мелочами.
Перед нашим отъездом из пустыни мы с истинным удовольствием прослушали прекрасное их пение духовных стихов и в заключение «ныне отпущаеши раба твоего, владыко», оставили самое приятное воспоминание.

Дай Бог этой благочестивой обители полного процветания и полного успеха!

Александра Ильинична Шипулина (1867-1943) переведена на должность заведующей Алексеево-Серапионовой общины Вязниковского уезда 29 июня 1914 года.
Община-скит Свято-Троице Серапионова пустынь.
Иван Александрович Голышев

Категория: Вязники | Добавил: Николай (05.12.2016)
Просмотров: 1958 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru