Десятилетие Ярополческой, в гор. Вязниках, образцовой двухклассной Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школы
В субботу 23-го сентября 1895 г. исполнилось десять лет, как открыта Ярополческая, в гор. Вязниках, образцовая двухклассная Кирилло-Мефодиевская церковно-приходская школа. К этому времени заведующим школой, протоиереем Конст. Веселовским, было исходатайствовано от Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского разрешение отпраздновать десятилетие существования школы молитвенным празднеством в храме, с учреждением, после литургии, крестного хода сперва в здание школы, а потом, после молебна, вокруг всех школьных зданий. К празднеству, еще накануне его, прибыли из Владимира член Владимирской Духовной Консистории протоиерей Иоанн Аввакумович Павлушков, некогда бывший протоиереем Вязниковского Казанского собора, и член той лее Консистории и вместе Владимирского Епархиального Училищного Совета, протоиерей Василий Васильевич Косаткин, бывший Секретарь Владимирского Православного Александро-Невского Братства.
Накануне празднества, в 5 ½ часов пополудни, на колокольне городского Троицкого храма, при котором устроена школа, раздался благовест ко всенощному бдению и собрал в храм Божий толпы молящихся. Во время всенощного бдения на литию и величание выходили 4 протоиерея, 1 игумен и 3 священника. За всенощным бдением от начала его и до окончания были все обучающиеся в Ярополческих школах дети, — и мальчики и девочки, которые общим хором пропели «Славословие великое». Всенощное бдение окончилось в 45 мин. 9-го часа.
Утром, в самый праздник, со скорым поездом, из Москвы прибыл Попечитель школы, Потомственный Почетный Гражданин Василий Никандрович Дедюхин. В 9 час. утра начался благовест к литургии, которую совершали 5 протоиереев, 1 игумен и 3 священника. Во время литургии «Символ веры», «Достойно есть» и «Отче наш» пели все дети. Остальное пение исполнял хор певчих, составленный из местных школьников. Причастный стих пропет был кратко, а после оного учителем школы г. Трелиным сказано было соответствующее торжеству слово.
Вот его содержание: да назидает кийждо ближняго своего (Колос. V, 11),— учит Св. Апостол Павел, вменяя каждому из нас заботу о назидании ближних. Какие же средства мы можем употреблять для этого столь важного, трудного и сложного дела? Одним из верных средств к назиданию ближних служит добродетельная жизнь, как говорит Господь наш Иисус Христос: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Ошца вашею, иже на небесех (Мф. 5, 16). Другим верным средством, в деле назидания и религиозно-нравственного просвещения ближних, служит распространение грамотности. Грамотность дает человеку возможность самообразования, возможность основательно научиться Закону Божию и познакомиться с книгами, говорящими об истинно доброй жизни христианина во всех житейских положениях и состояниях, а наилучшими рассадниками грамотности служат несомненно школы, так как здесь правильная последовательность в учении, правильное распределение учащихся по мере знаний, взаимная их помощь, проверка приобретенных знаний, неизменность принятых порядков и строгое соблюдение благочиния — представляют такие удобства к усвоению учения веры и благочестия, какие вне школы почти не возможны. Служа наилучшим средством к религиозно-нравственному просвещению, школы в тоже время являются одним из вернейших путей к ослаблению раскола, разных суеверий и заблуждений. Это должно сказать преимущественно о школах при храме. Ученики и ученицы таких школ, питаемые, под покровом церкви, словом веры и добрым учением, при благодатном воздействии церковных молитв, песнопений и священнодействий, должны воспринимать преподанные им уроки не умом только, но и сердцем.
Но при всей важности и великом значении школ, не возможно каждому быть учителем, как говорит Апостол: еда вcu пастырие, еда вcu апостоли, еда вcu учителие? Да нет нужды и искать учительства всякому, чтобы исполнить слово Апостола о назидании ближних,— и помимо учительства, каждый из нас может содействовать просвещению разными другими средствами: мудрыми и добрыми советами, полезными распоряжениями, влиянием, посильными материальными жертвами на пользу просвещения и т. п. В этом отношении да послужат нам поучительным примером самоотверженная энергия строителя здешних школ и щедрая жертва благотворителя. Пустое, заброшенное место, поросшее репейником и всякой сорной травой, благодаря двум лицам, стало рассадником грамотности для мальчиков и девочек, для бедных сирот и незнатных детей и даже для глухонемых. Если грамота имеет важное значение для нас, имеющих возможность выслушивать церковное пение и чтение, то как дорога должна быть грамота для несчастных глухонемых. Она как бы побеждает природу глухих, отверзая понимание Священного Писания, богослужения и всего совершаемого в их глазах, давая им вместе с тем возможность ясно и понятно изливать свою душу, свои мысли, чувства и желания пред другими. Здесь же, помимо обучения грамоте, в доме общежития для бедных учеников ведутся религиозно-нравственные чтения для всех алчущих и жаждущих духовной пищи. Поистине, братие, теперь можно сказать об этом месте: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин, и на жаждущей земли источник водный будет (Ис. 31, 1—7). Вот как Господь Бог благословляет доброе дело просвещения, начинаемое иной раз без всяких средств.
Грешат из нас, братие, те, которые не хотят принять никакого участия в деле просвещения ближних своих, не предпринимают никаких мер в этом отношении, даже прямо считают это дело не своим. Еще более грешат те, которые стараются в глазах других унизить ту или другую школу, указывают на неблагоприятную школьную обстановку и на другие недостатки. А между тем долг каждого из нас скорее придти на помощь к таким школам, поддержать их и так или иначе содействовать их улучшению. Ведь и в таких школах, если они и не отличаются особенною благоустроенностью, хоть и слабый луч, а светит во тьме заблуждения, неведения и страстей. С течением времени этот луч может возрасти, увеличиться и заблистать ярким светом.
К нашему утешению, школы и в особенности церковно-приходские должны еще более возрасти и увеличиться, благодаря сочувствию возлюбленного Монарха нашего Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича к делу религиозно-нравственного просвещения народа. Позаботимся же, братие, и мы, по мере возможности, о религиозно-нравственном просвещении ближних. Господь да поможет нам в этом важном и полезном деле.
Ныне же, в день исполнившегося десятилетия существования здешней мужской школы, воздвигнутой с Божией помощью и послужившей как бы началом других здешних школ при храме, возблагодарим Господа Бога, дивно промышляющего о духовном преуспеянии нашего народа и благословляющего всякое доброе начинание. Аминь. По окончании литургии, к наличным, совершавшим оную священнослужителям, еще прибавилось 4 и все отправились в здание школы крестным ходом. Здесь было совершено благодарственное Господу Богу молебствие с присовокуплением тропарей святым Кириллу и Мефодию и «спаси Господи люди Твоя», которые были пропеты детьми. Молебен закончился многолетиями: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Архиепископам: Владимирскому и Суздальскому Сергию, Новгородскому и Старорусскому Феогносту, при котором школа получила свое начало, начальствующим, учащим и учащимся, попечителю и всем благотворителям школы, и провозглашением «вечной памяти» в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу. После молебна крестный ход направился кругом школ и местного храма. Как за литургией, так и на молебне в школе были все представители города и приглашенные к участию в торжестве гости.
По окончании крестного хода, от попечителя школы Дедюхина было предложено учащимся в школах угощение, состоявшее из пирогов, яблок, конфет и орехов. В это время в доме общежития собрались участвовавшие в молитвенном празднестве уездные власти и представители города. Заведующий Ярополческими церковно-приходскими школами и строитель их протоиерей К. Веселовский прочитал собравшимся гостям полученные в этот день приветствия: от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Новгородского и Старорусского — письменное: «От всего сердца моего приветствую вас, отец Протоиерей, всех учащих и учащихся в Кирилло-Мефодиевской двухклассной церковно-приходской школе с благополучно совершившимся десятилетием школы, призываю благословение Божие на школу и на другие при ней учреждения и молю Господа о благодатной Его помощи вам и всем учащим и учащимся, о благоденствии, преуспеянии и процветании школы и всех учреждений при ней. Феогност Архиепископ Новгородский». 20-го сентября 1895 года.
От Преосвященнейшего Епископа Тамбовского и Шацкого пропитана была телеграмма: Вязники, протоиерею Веселовскому: «Сердечно приветствую с десятилетием Ярополческую школу и молитвенно призываю благословение Божие на дальнейшее процветание ее. Да считает она в будущем своих учеников, воспитанных в духе православной веры и пламенного патриотизма не сотнями, а тысячами и да служит рассадником истинных сынов церкви и отечества». Александр Епископ Тамбовский.
Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках
|