Николай Александрович Демидов (1915 - 1986) – участник ВОВ, резчик, мастер художественно-ремесленного училища № 1, «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», художественный руководитель Владимирской опытно-экспериментальной фабрики художественных изделий.
Николай Александрович Демидов родился в семье поморов села Денисовка (ныне с. Ломоносово) Холмогорского уезда Архангельской губернии 18 июля 1915 года. Глава семьи Александр Иванович относился к крестьянскому сословию, а его жена - Евдокия Михайловна (в девичестве Мышкина) происходила из рода мореходов. Демидовы были трудолюбивыми, многодетными, хозяйствовали исправно, держали 7-8 коров-холмогорок. А Николая с раннего детства тянуло к прекрасному. Он увлекался рисованием, вырезал из бумаги силуэты лошадей и расклеивал их на оконные стёкла. Сильное впечатление на маленького Николая произвело цветное изображение корабля, которым командовал капитан Мышкин, его дядя. Это изображение было выполнено в английской татуажной мастерской на груди капитана. На родине Николая Александровича веками развивалось и сохранилось до наших дней искусство художественной холмогорской резьбы по кости. Наблюдая за работой местных косторезов, он пристрастился к резьбе и рисованию.
Первая мировая война, революция и Гражданская война привели к упадку промысла. Семья Демидовых в это время бедствовала - умерли отец и один из старших братьев, хозяйство пришло в упадок. Николаю Александровичу удалось окончить косторезную школу в 1933 году. После окончания школы он поступил в Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина. Закончив его в 1937 году, он получил специальность художника-мастера и был направлен на работу в город Владимир. Здесь, на недавно построенном химическом заводе был открыт цех по производству нового пластического материала - неолейкорита, в быту называемого искусственной костью. Николай Александрович разрабатывал эскизы и опытные образцы изделий народного потребления из этого материала (мундштуки, браслеты, ручки для зубных щёток, зонтиков и пр.). Но ему недолго пришлось работать на химическом заводе. В 1937 году он был призван для прохождения службы в ряды Красной армии. Служил на Дальнем Востоке - матросом на флоте, работал главным художником Дома культуры Тихоокеанского флота.
В начале Великой Отечественной войны, после гибели старшего брата, написал рапорт и добровольцем пошёл на фронт. Воевал в Первом маршевом батальоне морской пехоты. Немцы звали это подразделение «чёрной смертью» - за их отвагу и чёрный цвет бушлатов. Моряки не только отчаянно сражались на передовой, но и совершали диверсии в тылу врага. Ленточку с бескозырки того времени с надписью «Тихоокеанский флот» Николай Александрович пронёс через всю войну. Она до сих пор хранится в семье как реликвия. После тяжёлого ранения в живот под Калинином он был направлен в город Омск, во Второе гвардейское миномётное артиллерийское училище, которое окончил в звании лейтенанта в 1944 году. Н.А. Демидов принимал участие в боях на территории Польши, Германии, Чехии, был дважды ранен. За доблесть и мужество был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», юбилейными. Приказом Верховного Главнокомандующего 15 июня 1946 года личному составу соединения, в котором воевал гвардии лейтенант Н.А. Демидов, была объявлена благодарность - за форсирование р. Одер юго-восточнее Бреслау, за прорыв обороны немцев на р. Нейсе, за взятие г. Дрездена.
В 1946 году Николай Александрович демобилизовался из армии и вернулся в г. Владимир, с которым навсегда связал свою жизнь. Здесь он женился, здесь родились его дети, внуки, появились ученики.
В 1948 году он был принят в Союз художников РСФСР, участвовал в областных художественных выставках.
С сентября 1948 года работал мастером художественно-ремесленного училища № 1. Долгое время это училище было единственным во Владимире учебным заведением для молодёжи, желающей получить художественное образование (впоследствии - Владимирский строительно-художественный лицей). Тогда, после войны, оно готовило специалистов, необходимых для восстановления разрушенных войной городов - альфрейщиков, лепщиков, реставраторов-краснодеревщиков.
В те годы училище имело прекрасный преподавательский состав из художников, получивших в своё время блестящее образование. Николаю Александровичу довелось работать с Фёдором Никитичем Захаровым, Николаем Петровичем Сычёвым, Сергеем Сергеевичем Преображенским, Михаилом Михайловичем Сахаровым, Владимиром Ивановичем Маркеловым; были и хорошо знающие своё дело мастера. Уровень преподавания и требования к учащимся были очень высокими. В училище Николай Александрович проработал 35 лет, совмещая педагогическую деятельность с творчеством. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях России, США, Индии.
В газете «Призыв» 18 января 1967 года была опубликована статья Петра Алексеевича Савкина «Резчик» - об Н.А. Демидове, где он пишет: «Большая любовь к искусству резчика и упрямая воля позволили Демидову выполнить работы, многие из которых отличаются изяществом, высокой культурой исполнения и глубоким идейным содержанием. К числу таких произведений мастера-художника следует отнести декоративные ажурные кубки из мамонтовой кости «Родина» и «Победа», барельефы В.И. Ленина из слоновой кости, футляр-оклад ажурной резьбы для альбома «850 лет городу Владимиру» и многие другие.
Николай Александрович - исполнитель сложных макетов-памятников материальной культуры. Помнится, во Владимирском краеведческом музее появился макет Дмитриевского собора. Выполненный в масштабе 1:50, он отличался сохранением удивительной точности пропорций деталей. Автору удалось сохранить в макете «дух торжественного великолепия и ведущий архитектурный мотив собора». Особое восхищение вызывало исполнение резных узоров горельефных колонок и тематической резьбы на стеновых плоскостях собора». Этот макет был выполнен для музея по просьбе заслуженного деятеля искусств РСФСР Алексея Дмитриевича Варганова.
За годы работы в училище Николай Александрович подготовил много учеников, которые стали мастерами своего дела: художниками, реставраторами, столярами, производственниками. Вот некоторые из них:
Александр Фёдорович Якунин, который долгие годы работал начальником цеха Владимирской музыкальной фабрики;
Владимир Владимирович Хватов был главным инженером объединения «Ленмебель» - крупнейшего ленинградского мебельного комбината;
Анатолий Дмитриевич Усюк, выпускник 1974 года, работал художником-реставратором Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Боголюбовского монастыря;
Алексей Иванович Ершов учился у Николая Александровича резьбе - он работает в училище более 42-х лет мастером, старшим мастером;
Иван Медведев работал на экспериментальной фабрике «Владимирские узоры», был художником в г. Гусе-Хрустальном;
Валерий Сибирёв - ведущий специалист «Владспецреставрации», реставрировал здание Российского представительства в Японии.
В 1965 году Н.А. Демидову было присвоено звание «Отличник профессионально-технического образования РСФСР». В 1970 году он был награждён бронзовой медалью главного комитета ВДНХ.
В коллективе Николай Александрович пользовался заслуженным авторитетом. Ученики любили его за большое мастерство и человечность, ведь даже после окончания училища мастер, говоря современным языком, педагогически сопровождал своих воспитанников, старался трудоустроить их.
С этой целью в 1971 году Николай Александрович обратился в исполком областного Совета народных депутатов с предложением открыть фабрику для производства художественных изделий - сувениров с владимирской тематикой. В это время Владимир уже был крупным туристическим центром, входил в состав «Золотого кольца», но не имел своей сувенирной продукции.
Сохранилось письмо из армии ученика Николая Александровича Владимира Артюшкина от 5 июня 1971 года, где он пишет: «Николай Александрович, в свободное время я рисую, делаю эскизы будущих сувениров, уже несколько сделал эскизов на различные темы. Как там насчёт фабрики, которая будет выпускать сувениры?»
Владимирская опытно-экспериментальная фабрика художественных изделий была открыта в октябре 1971 года. Позднее она стала называться «Владимирские узоры» и получила статус местного художественного промысла. В первые годы существования фабрики Николай Александрович был её художественным руководителем. Первой продукцией фабрики были сувениры, выполненные в технике «маркетри» (мозаика из шпона дерева), резьбы по дереву, а первыми сотрудниками стали выпускники ГПТУ № 15 - Б.Н. Лебедев, А.М. Мельников, А.Н. Демидов, В. Лукьянов, А. Васин, И. Медведев. Позднее на фабрику пришли работать выпускники других училищ: В.И. Корнев из Московского художественно-профессионального училища, Е.П. Носков из Мстёрского художественного училища (главный художник фабрики), В.А. Волков, Л.И. Голубева; из г. Семёнова приехали токари.
Молодыми талантливыми мастерами фабрики были созданы свои неповторимые орнаменты, которые дали начало новому направлению в росписи деревянной посуды. В 1980-е годы фабрику курировали научные сотрудники НИИ художественной промышленности (г. Москва); тогда предпринимались попытки перенести мотивы традиционных народных художественных промыслов Владимирщины (например, мстёрской вышивки) в роспись.
«Сегодня на фабрике выработан свой неповторимый стиль. Отличительной особенностью мастеров «Владимирских узоров», можно назвать несколько тонкостей в технике росписи, делающие изделия непохожими ни на какие другие. Оставляя при росписи изделий фрагменты «живого», некрашеного дерева, используя уникальную, присущую только им технику тампонирования, позволяющую на фоне уже наложенного рисунка раскрыть объём и полноцветную глубину красок», - написано в буклете «Народные художественные промыслы. Владимирские узоры».
Н.А. Демидов. 1981 г.
Николай Александрович вместе с женой Лидией Андреевной воспитали двоих детей. Сын Александр Николаевич - художник (выпускник ГПТУ № 15 и МХПУ), дочь Елена Николаевна работала на фабрике «Владимирские узоры». Зять - Борис Николаевич Лебедев долгие годы работал на фабрике «Владимирские узоры» токарем; по его рационализаторскому предложению была создана полуавтоматическая линия производства деревянных ложек. Внучка Николая Александровича - Наталья Борисовна Лебедева - выпускница художественно-графического факультета ВГПУ, работает художником-реставратором живописи.
Н.А. Демидов прожил яркую, полную событий жизнь. Скончался 21 февраля 1986 года.
Сложная экономическая ситуация 1990-х годов практически подорвала промысел. С 2007 г. фабрика получила второе рождение на базе деревообрабатывающего производства в Суздале (директор В.Э. Кехтер) и возобновила свою работу уже как ООО НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ "Владимиро-Суздальские Узоры".