Десять лет Василий Федорович Морозов проработал в Московском Академическом ордена Ленина Малом театре.
27 апреля 1933 г. Василий Федорович Морозов, придя на «Грош» (пьеса А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»), не захотел читать свой пролог к пьесе, то есть не стал участвовать и уехал. Его заменил режиссер Платон.
Работал он в качестве режиссера в Киевском и Одесском драмтеатрах, был художественным руководителем в Удмуртском республиканском национальном театре.
Вступив в 1941 году в качестве художественного руководителя во Владимирский драм. театр Морозов принес с собой высокую театральную культуру и подлинную любовь к театру. Его деятельность не замедлила сказаться на художественном росте театра, успех несомненен за последние годы. Под его руководством осуществлена постановка целого ряда классических пьес. Таковы: «Ревизор» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, «На бойком месте» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Собака на сене» Лопе де Веги. Среди многочисленных советских пьес, поставленных Морозовым,- такие, как «Разлом» Лавренева, «Олеко Дундич» Ржешевского, «Парень из нашего города» Симонова, «Надежда Дурова» Ликсперова и Кочеткова и др.; многие из них могут быть расценены очень высоко по своей выдержанности, искренности, подлинному патриотическому подъему.
19 июня 1942 г., впервые за время войны, на заседании горисполкома слушался вопрос о работе местного драмтеатра. Был одобрен его репертуар, как соответствовавший духу времени. В театре шли такие пьесы, как «Русские люди» К. Симонова, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Олеко Дундич» М. Кац и А. Ржешевского, а также классические: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и многие другие - и патриотической направленности, и классические. Отмечалась заслуга театра в обслуживании частей Красной армии, перевыполнение промфинплана, благодаря чему театр отказался от дотаций. Благодарность вынесли большой группе актёров: Е.В. Мирской, К.И. Сухареву, Е.Т. Левгонт, Т.Г. Опалихиной, В.Д. Волохову, А.А. Евдокимову, В.П. Григорьеву, П.М. Уздомир. Одной из ярких актрис театра была Еликонида Васильевна Мирская, ставшая впоследствии заслуженной артисткой РСФСР. Она сыграла более 300 концертов в воинских частях местного гарнизона. Неоднократно избиралась депутатом местных советов. В театре была создана фронтовая бригада из 8 человек, которая за военные годы дала 46 спектаклей для бойцов Брянского фронта. В театре работал Сергей Иванович Левкоев, музыкант, композитор, написавший музыку более чем к 20 спектаклям театра. Горисполком принял постановление о подготовке театра к новому сезону. Дирекции предлагалось своевременно подать заявки на необходимое оборудование, представить смету ремонтных работ, оборудовать в театре буфет, где бесперебойно торговать морсом и квасом, а для актёров организовать постоянное питание в одной из городских столовых. Разрешалось премировать актёров за счёт перевыполнения финансового плана. Перед областной администрацией горисполком хлопотал о выделении драмтеатру 200 метров плюша и 500 метров шёлка для декораций и костюмов. В следующем году, обсуждая работу театра и положение артистов, которые отдавали много сил обслуживанию воинских частей, выезжали на фронт, выступали под обстрелом противника в дождь и в снег, было принято решение, обязывающее директоров предприятий закрепить ведущих артистов за ОРСами - отделами рабочего снабжения предприятий (всего 35 человек), а также выделить без карточек артистам фронтовых бригад 8 пар сапог. Надо сказать, что в военные годы театр был почти единственным местом, куда с удовольствием приходили как старожилы города, так и все приезжавшие во Владимир. Он был всегда полон. Приходили солдаты и офицеры формирующихся здесь воинских частей, выздоравливающие раненые из госпиталей, школьники. Их манил не только репертуар театра, но «свет и тепло», музыка в фойе перед началом спектакля, под которую можно было даже и потанцевать. Здесь была редкая возможность встретиться с друзьями и знакомыми, поговорить в спокойной обстановке, отвлечься от ежеминутных тревог, которыми жили люди вне стен этого уютного гостеприимного места. На премьеры театра, на открытие сезонов собиралась «вся знать», как выразился один из его посетителей - Юрий Никифоров, который находился на излечении в одном из местных госпиталей и попал на открытие театра 18 октября 1943 года. Он вспоминал, что встретился с теми, кого знал до войны. Это были П.Ф. Баканов, редактор «Призыва», А.И. Березин, заведующий отделом пропаганды и агитации городского комитета партии, Н.А. Соков, заведующий военным отделом горкома партии и другие.
«Нашествие». Когда смотришь в драмтеатре пьесу лауреата Сталинской премии Л. Леонова «Нашествие», еще лучше понимаешь великое прошлое нашего народа и соединяешь прошлое с настоящим. Пьеса глубоко и сильно показывает стойкость и мужество советских людей, помогающих Красной Армии очистить свою землю от фашистской нечисти. Спектакль раскрывает силы советского патриотизма людей разных профессий, разных возрастов и социальных прослоек. Через всю пьесу проходит одна мысль – великая идея защиты своей отчизны от врага жестокого, неумолимого и способного на любую подлость и провокацию. Этой идее подчинена личная трагедия семьи доктора Таланова. По ходу развертывающихся событий и прифронтовой полосе, семья Таланова отходит от полиции «нейтралитета» и становится в ряды активных защитников своей страны. Даже опустошенный морально и обиженный сын Таланова Федор постепенно вливается в общую струю советского патриотизма и находит место среди героев своего народа. Пьеса имеет много потрясающих сцен (возвращение Федора в дом отца перед эвакуацией города, приход немецких грабителей, свидание родителей на допросе сына, ожидание смертников, счастливое освобождение). В ней правдиво и всесторонне показаны моральный облик, распоясанная жестокость и звериные инстинкты фашистских солдат и офицеров. В ней демонстрируется тот «порядок», который несут на своих штыках бесноватые гитлеровцы, ту «опору», на которую они опираются при насаждении своей власти во временно захваченных районах. Ни террор, ни ухищрения врага не поколебали стальной воли советских патриотов, их страстного желания видеть свою землю свободной и счастливой. Коллектив драмтеатра под руководством постановщика Григорьева удачно освоил персонажи пьесы и дал зрителям идейный актуальный и волнующий спектакль. Не случайно этот спектакль пользуется большой популярностью среди горожан. Десять спектаклей пьесы, при полных аншлагах – неопровержимое доказательство большой социальной значимости произведения Леонова и доказательство новой удачи работников театра. Шесть тысяч владимирцев видели эту постановку, учились ненависти к врагу. Режиссерские и исполнительские силы драмтеатра и в этой постановке показали свою профессиональную зрелость и политическое чутье. Внимательно подошел к решению своей задачи оформитель Гладышев. Безукоризненно ведут свои роли доктор Таланов (артист Смирнов), его жена Анна Николаевна (артистка Рунич), их дочь Ольга (артистка Левгоад), их сын Федор (артист Евдокимов), их няня (артистка Мирская). Предрика – коммунист Колесников (артист Хренов) дал запоминающийся образ бесстрашного организатора и вожака партизанского отряда. Удачно выполняет роль градоначальника Флюнина артист Григорьев. Он и в этой роли оказался на высоте своих больших дарований. Мастерски раскрыли дикие нравы и трусливость немецких офицеров художественный руководитель тов. Морозов в роли Вебеля… Общая композиция спектакля верна и подана в зрительный зал проникновенно и с любовью. Неудачным можно считать совмещение двух ролей – официанта и парашютиста, при плохом гриме и оформлении. Уходя со спектакля, уносишь цельное представление о чудесных качествах советских людей, их героизме, их любви к народу и его армии, о творческом росте наших драматургов и театральных работников. Однако досадно чувствуешь отставание от работы артистов в работе административного состава театра и билетеров. Постановка почему-то начинается с 10-минутным опозданием. При открытом занавесе впускают из фойе в зал зрителей. Билетеры не помогают публике отыскивать свои места. Первые диалоги действующих лиц заглушаются шумом в зале. Все это дергает зрителя и ему приходится долго настраиваться и бесполезно напрягать свой слух и зрение. К тому же пора понять, что дети на вечерние постановки не допускаются. Между тем их немало просачивается в зал. Г.В. Абельмасов» («Призыв» 30 марта 1943).
«Горе от ума» Театр открыл зимний сезон неумирающей комедией Грибоедова «Горе от ума». Поставить «Горе от ума» - это событие в жизни каждого театра. Вл. Ив. Немирович-Данченко писал в одной из своих статей, что «реставрировать комедию Грибоедова было волнующей мечтой Художественного театра с первых лет его существования». Можно себе представить, сколько волнения, внимания, труда и напряжения всех сил было потрачено нашим театром. И это не напрасно – постановка в целом удалась режиссеру Морозову и коллективу театра. перед театром стояла двойная задача: подчеркнуть идейную борьбу нового передового мировоззрения со старой барской крепостнической Москвой и дать образы живых людей с их личными переживаниями. Как удалось это главному действующему лицу, у которого и было горе от ума – Чацкому? Чацкий Евдокимова очень хорош, когда перед нами только молодой влюбленный человек: и лиризм, и страсти, и оскорбленное чувство – все дано прекрасно. Но Чацкий – выразитель общественно-политической борьбы со старым строем и бытом несколько бледен. Его обличительные монологи против ужасов крепостного права, низкопоклонства, подхалимства, паразитизма не затрагивают и не волнуют зрителя. Часть вины снимается с артиста потому, что нельзя же серьезно рассчитывать на то, что современный зритель может быть захвачен горячими тирадами против крепостного права и косности, которые давно сданы в архив, вымерли и потеряли всякий живой интерес. Тот же Немирович-Данченко говорил, что «нет, кажется, такого исполнителя роли, которому удавался бы целиком Чацкий». Как полная противоположность Чацкого, Грибоедовым зарисован Фамусов – барин, крепостник и службист. Все, что дорого и свято Чацкому, Фамусову кажется смешным, глупым или опасным. Артист Григорьев прекрасно сыграл Фамусова, но и у него есть маленькое «но». Он дал Фамусову чересчур благодушным и не показал нам Фамусова – барина, с той барской осанкой, которую Фамусов иногда принимает. В остальном он хорош. Заискивание перед Скалозубом, роль отца, чиновника, заигрывание с горничной, боязнь перед «завиральными» идеями Чацкого – все тщательно продумано. Его дочь Софью играет т .Сухарева. она дала типичную барышню 20-х годов прошлого века, воспитанную на французских романах. Артистка Сухарева очень тонко проводит скрываемую Софьей любовь к Молчалину. Виден и ум Софьи в ее колких ответах Чацкому, что сумела выпукло передать артистка. Лиза очень удалась артистке Шибачевой. Ее Лиза типичная субретка, настоящий продукт крепостного права. Она по произволу и капризу барышни тоже служанка, то ее служанка, то ее наперсница, хранительница ее тайн. О Лизе – Шибачевой вполне можно сказать словами Молчалина – «светлое созданье ты, живое». Молчалин – этот концентрат раболепства, подхалимства и низкопоклонства, с вросшимся в плоть и кровь «да-с и нет-с» подан артистом Тарапата слабо, особенно в сцене с Лизой и Чацким. Живость манер, порывистость, игра глаз – все это снижает качество исполнения. Полковник Скалозуб (артист Смирнов) довольно типичен: за основную линию поведения артист, очевидно, взял отзыв о Скалозубе – «он слова умного не выговорил сроду». Из эпизодических ролей хочется указать на очень хорошую пару – муж и жена Горичи. Жена – артистка Рунич дала настоящую светскую женщину, чрезмерно влюбленную с своего мужа. А артист Жуковский прекрасно передал положение мужа под башмачком жены. К сожалению, нельзя разобрать игру всех, - но нужно сказать, что плохо играющих артистов в этом спектакле нет. Выше всяких похвал декорации художника Гладышева. Особенно хорош белый зал с колоннами, который как бы раздвинул нашу сцену. Постановка спектакля очень тщательная, богатая и делает честь нашему театру. В. Крюкова» («Призыв», 23 октября 1943).
Видя в культурном росте актера залог его успеха в работе над образом, Морозов, как художественный руководитель театра, уделяет большое внимание образовательной работе среди своего коллектива, устройству бесед, лекций и т.д.
В 1944 году исполнилось 25 лет работы в театре художественного руководителя и главного режиссера Владимирского драмтеатра Василия Федоровича Морозова.
«Жан Бесстрашный». Постановка сказки «Жан Бесстрашный» драмтеатром является хорошим подарком ребятам к Новому году. Сказка содержательна. Построенная на мотивах фламандрской народной поэзии, она будет иметь на юных зрителей большое воспитательное воздействие. Моральная тенденция сказки близка русским народным сказкам, с их верой в торжество справедливости, добра в отношениях людей друг к другу. Сказка вызывает здоровые социальные симпатии: сочувствие к простым, честным трудовым людям Жану и Жаннете, ненависть – к королям и принцессам с их фальшью, жадностью, деспотизмом. Образ мужественного солдата Жана, много лет сражавшегося за свою родину, бесстрашно совершающего героические подвиги, - этот образ невольно перенесет мысль юного зрителя к мужественным защитникам нашей родины. Постановщик спектакля тов. Евдокимов (Александр Андреевич Евдокимов) сумел сделать его особенно занимательным, интересным для детей. Он проявил большую режиссерскую изобретательность. Привлечены в качестве артистов ребята, введен мимический образ негритянки, вставлена интермедия. Моментами действие очень удачно выносится со сцены в зрительный зал. Необходимо отметить, что образ негритянки (хорошо исполняемый тов. Муравской) и интермедия (танец змеи – в исполнении выдвиженки т. Чернышевской) идут в плане основного социального звучания пьесы, ее содержания и, таким образом, не нарушают единства художественного впечатления. Выступающие в пьесе детишки, особенно крохотная Галочка Орлова, которая мило читает …, а у детей эти выступления должны будить порыв к художественной самодеятельности, желание и самим выявить свои способности стать «артистами». Хорошие декорации тов. Савицкого, продуманные звуковые и световые эффекты, костюмы, хотя недостаточно стильные, но нарядные – все направлено к тому, чтобы сделать спектакль красочным, радостным для ребят. Надо приложить все усилия, чтобы сократить антракты и придать спектаклю нужную динамичность. Художественная выдержанность спектакля нарушается только гротескным образом принца. Один гротескный образ среди всех остальных, поданных в реалистическом плане, делается пятном… Артисты, занятые в спектакле, отнеслись к работе серьезно и вдумчиво. Образ солдата Жана Бесстаршного, созданный тов. Тарапата, неплох: типичные жесты, физическая ловкость, простота и искренность интонацией, подкупающая улыбка – все это делает образ верным и доходчивым. «Перевоплощение» его в продавца слив и в доктора проведено удачно. Молодая артистка Орлеанская играет Жаннету искренно и тепло. Интонации ее мягки и достаточно гибки. В жестах ей надо добиваться большей простоты, которая является неотъемлемой принадлежностью … художественности. Хороший образ королевы, надменной и бессердечной, дает тов. Рунич: совершенно выдержанные интонации и жесты, тонкий, без шаржа, но чрезвычайно удачный грим – такое лицо сразу раскрывает душу человека. Тов. Уздемир, исполняющий роль короля, ярко вскрывает за внешним добродушием его и жадность к деньгам, и деспотизм, и способность ко всякой «подтасовке фактов». Артисткой Шибачевой хорошо сделан отрицательный образ принцессы Людовины при чарующей, привлекательной внешности – в каждом жесте, в каждом слове ее видна злая, избалованная, двуличная, бесчестная «змея». Можно с уверенностью сказать, что «королевское семейство» вызовет должную реакцию у юных зрителей. Все исполнители играют эту … которая так необходима в детском спектакле. Таковы и «шестеро из замка» с их танцем, таков и заикающийся лекарь (тов. Григорьев). Артисты сумели увлечься этой работой и увлечь своих юных зрителей. Глубокое внимание царит в зрительном зале. Ребята чутко реагируют на все происходящее на сцене, они радостно увлечены спектаклем. Одна девочка выразила это в словах: «Я бы весь день смотреть стала». Вот в этом – лучшая награда за большую работу над детским спектаклем как для режиссера, так и для всех участников его. Л. Морякина» («Призыв», 5 января 1944).
В 1944 г. внимание к восстановлению зелёных насаждений в городе сказалось даже при обсуждении работы драмтеатра. Его работа была одобрена, постановлено - оказать ему помощь в ремонте, в оформлении фойе картинами, для чего обратиться в музей с просьбой предоставить картины из его фондов. Кроме того, было предложено огородить территорию вокруг театра и сделать там зелёные насаждения.
««БОРИС ГОДУНОВ». Артисты нашего драмтеатра готовятся к новым постановкам. Художественный руководитель В.Ф. Морозов детально разрабатывает план постановки трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Художественное оформление этого шедевра русской драматургии поручено художнику-декоратору В. Гладышеву» (В. Славин. «Призыв», 1 июня 1944).
«Накануне открытия театрального сезона. Новые постановки драмтеатра. Недавно закончилось гастроли Владимирского драмтеатра в Гусь-Хрустальном. За время гастролей театром дано 35 спектаклей. Широко были произведены чеховские дни. Были также обслужены театром в порядке шефства госпитали и предприятия города. Помимо уже известных владимирцам пьес, шедших в прошлом сезоне, театр осуществил в Гусь-Хрустальном новую постановку – «Последние» М. Горького (постановщик спектакля режиссер А. Евдокимов, художник В. Гладышев). Премьера пьесы прошла с большим успехом. Этой пьесой предполагается открыть новый сезон во Владимире. Сейчас театр готовит постановку Л. Толстого «Живой труп». Ставит спектакль художественный руководитель театра В. Морозов, оформление поручено художнику В. Гладышеву. В репертуар включена сказка В. Гольфельда «Об Иване царевиче и родине любимой». Оформлять спектакль будут художники Палеха. В ближайшие дни театр отправляет бригады артистов в колхозы для обслуживания уборочной кампании. В. Морозов, художественный руководитель театра» («Призыв» 15 августа 1944).
Владимирский областной театр драмы им. А.В. Луначарского