Пётр Викентьевич Тарапата родился 1 ноября 1908 г. в г. Владимире. Его родители поляки Викентий и Стефания Тарапата были члены местной католической общины. Кроме него в семье было еще пять человек детей. Семья жила в полуподвальном помещении дома № 18 по улице Подсоборной (улица Урицкого).
Улица Урицкого, д. 18
Часто болела мать, поэтому домашняя работа возлагалась на старших мальчиков. Отличительной чертой детей в этой семье было уважительное отношение к старшим, добросовестность, исполнительность. Всегда поражала и чистота, и порядок в доме, как вспоминала их соседка и участница детских игр Е.А. Корнилова.
В 1924 – 1926 гг. учился в первых двух классах 3-й советской школы II ступени, но, очевидно, оставил ее из-за неуспеваемости. Пошел работать в железнодорожное депо.
Петр уехал из Владимира. В 1930 г. стал членом ВКП(б). В 1931 г. закончил Ворошиловградскую (Луганскую) школу военных пилотов и был оставлен в ней инструктором.
Петр Тарапата был женат на Лидии Андреевне, у них была дочь Анеля. Какое-то время они жили в Уральске.
Два брата Тимофей и Иван в 1937 году были репрессированы и погибли.
В 1942 г. капитан Тарапата прибыл из Ульяновского летного училища на должность командира 3-й эскадрильи в г. Чапаевск Куйбышевской области, где формировался 952-й ав.полк. Сослуживцы по полку, знавшие его в то время, отмечали, его доброту, гуманность, душевность, вежливость, скромность, умение сострадать, но также и то, что он был отличным летчиком-инструктором. В период формирования полка он «с каждым летчиком много летал, учил по-настоящему овладевать летным мастерством, был смелым и находчивым, мужественным и отважным». С 10 октября 1943 г. полк находился на Западном фронте и начал боевые действия с аэродрома Фролы близ ст. Катынь Смоленской области.
Согласно документам ЦАМАО, 17 ноября 1943 г. капитан Тарапата в воздушным стрелком старшим сержантом Коноваловым на самолете ИЛ-2 № 8423 не вернулись с боевого задания. Полк имел задание произвести штурмовой удар на уничтожение артминбатарей и живой силы противника в районе Шибаны, Загрядье, Заволны. «По докладам летавших вместе экипажей установлено, что капитан Тарапата над целью в период атаки сбит огнём зенитной артиллерии противника, сделал полную петлю и крутой разворот и пошёл со снижением на территорию противника вдоль линии фронта в районе восточнее Заволны». Согласно свидетельству однополчан П.В. Тарапаты, самолет Петра Викентьевича совершил в вертикальной плоскости две петли Нестерова и затем вертикально стал пикировать на скопление войск и боевой техники врага, произошёл огромный взрыв, уничтоживший много врагов.
В наградном листе при представлении П.В. Тарапаты посмертно к награждению орденом Отечественной войны I степени написано: «Тов. Тарапата за период пребывания в полку проявил себя дисциплинированным, преданным делу партии Ленина, Сталина и Социалистической Родине. Командир-организатор, большой силы воли, требовательный к себе и подчиненным. До прибытия в полк работал командиром звена в школе на самолете СБ. Хорошо подготовлен как летчик-инструктор. Своим кропотливым трудом выпустил десятки молодых летчиков для пополнения маршевых полков действующей Армии, которые теперь громят с воздуха немецко-фашистских захватчиков. Работая командиром АЭ, тов. Тарапата при полной отдаче сил и энергии, весь летный состав АЭ подготовил и выпустил к самостоятельному вылету на самолете ИЛ-2 – 7 человек. Подготовленный им летный состав летает хорошо и отлично, с каждым днем совершенствуясь в технике пилотирования. За период учебно-тренировочных полётов эскадрилья налетала на самолете ИЛ-2 473 ч. 20 мин. Сам тов. Тарапата имеет налет на всех типах самолётов 1715 часов, из них на самолёте ИЛ-2 112 часов без летных происшествий и поломок. Под его непосредственным руководством техсостав АЭ в зимних условиях без теплого обмундирования принял на заводе 64 боевых самолета ИЛ-3 и передал в полной готовности действующим частям на фронт. Технический состав его эскадрильи безотказно обеспечивает матчасть на всем протяжении боевой учебы полка. Тов. Тарапата можно всегда видеть там, где требуется командирская помощь, организация и руководство подчиненным составом. Тов. Тарапата имеет большой опыт в дальних маршрутных полетах. Умело, уверенно и решительно ведет в бой свой летный состав на уничтожение врага: будучи ведущим группы в составе 4-х самолетов ИЛ-2 30.10.43 г. своим действием сорвал контратаку противника, что подтверждено наземными войсками. Ведомые им группы по 4 самолета смело уничтожили живую силу и технику противника. За 4 боевых вылета подавлен огонь 6–7 батарей, создано до 7–10 очагов пожара и уничтожено до взвода солдат и офицеров противника. Выполняя боевое задание 17.11.43 г. ведущий четвёрки самолётов ИЛ-2 над целью попал в полосу сильного огня противника, но он не растерялся, пустил в ход всю силу бомбового и пулемётно-пушечного огня и на исходе боеприпасов, не выдержав, видя что еще не уничтожил всех фашистов, направил свой самолет в место скопления солдат и офицеров противника. Тов. Тарапата героически погиб за Родину, с честью выполнил задание командования. Достоин представления к правительственной награде орденом "Отечественной войны I степени"».
Петр Викентьевич Тарапата
В документах сведений о совершенном боевом таране летчиком Тарапатой ничего не говорится... Но поисковики в Витебской области, где погиб Петр Викентьевич, продолжали поднимать из болот самолеты... Встречались ветераны полка, где служил наш Тарапата. И вот, наконец, было получено письмо от ветерана Ивана Родионовича Гаврилова из Москвы: «Я лично знал и хорошо помню капитана Тарапату Петра Викентьевича. Мы находились вместе с самого начала формирования 952 ав.п. в г. Чапаевске Куйбышевской области в 1942 году. Я был рядовым летчиком, а Тарапата командиром 3-ей эскадрильи... Мне тогда было 19 лет, а Петру Викентьевичу 34 года. Для нас он был как отец. Мы все, молодые летчики, его очень любили. Со всеми нами он обращался очень душевно, с уважением, всегда говорил с улыбкой, за все это и уважали его летчики всех 1, 2 и 3-ей эскадрилий. Кроме прекрасных, самых важных человеческих качеств (доброты, душевности, вежливости, скромности, сочувствия и сострадания), Петр Викентьевич был отличным летчиком-инструктором. С каждым летчиком много летал, учил по-настоящему овладевать летным мастерством, был смелым и находчивым, мужественным и отважным. После того, как все летчики были подготовлены для боевых действий, наш полк в сентябре 1943 года прибыл на фронт. И с аэродрома Фролы (близ ст. Катынь Смоленской области) мы начали бить фашистов, выполнять боевые полеты для ударов по войскам и боевой технике противника... Петр Викентьевич был всегда ведущим своей эскадрильи. Его эскадрилья выполняла очень важные боевые задачи в районе Орши и Витебска, Богушевска и других районах... В одном из боевых полетов не вернулся с задания капитан Тарапата... По возвращении с задания летчики капитана Тарапаты рассказывали, как я помню, что при атаке цели самолет Петра Викентьевича совершил в вертикальной плоскости две петли Нестерова (по-старому «мертвая петля») и затем вертикально стал пикировать на скопление войск и боевой техники врага. Произошел огромный взрыв... Так был совершен героический подвиг капитаном Тарапатой Петром Викентьевичем. Мы все, весь летный состав полка, были потрясены героическим подвигом однополчанина. Хорошо помню, за этот подвиг капитан Тарапата П.В. был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Не знаю, вручены ли ордена семье или нет? Верная дата подвига 17 ноября 1943 года...».
В истории 952-го штурмового авиаполка записано: «3-летняя дочь Тарапаты осталась сиротой. Она растет одна без родного отца, но она растет среди народа, потрясенного великим горем и бедствием этой войны. Она вырастет большая, но не будет знать своего отца, и только по рассказам матери и бабушки узнает, где ее отец».
На Князь-Владимирском кладбище во Владимире погребены родственники Героя: его отец, работавший железнодорожником, мать, сестра Анеля, жена брата Ивана Антонина Семеновна.