В срок проведем подготовку производства к выпуску двигателей Д-37М ОПЕРЕЖАЯ ГРАФИК Л.В. ИЖОРИН, начальник ЦКБ отдела главного технолога Включившись в соревнование за коммунистический труд, коллектив центрального конструкторского бюро отдела главного технолога с большим вдохновением трудится над разработкой оснастки на детали двигателя Д-37М с воздушным охлаждением. Нам предстоит спроектировать 219 приспособлений и 33 холодных штампа. На 8 марта было спроектировано 45 приспособлений и 14 штампов. Конструкторы группы приспособлений, возглавляемой тов. Ивановым, полностью оснастили такие крупные детали, как картер двигателя, цилиндр, шатун, коленвал. На них спроектировали 14 сложных приспособлений. Много займет времени оснащение головки. Конструкторы Андрианов и Громыхалова, не дожидаясь поступления технологии, начали разрабатывать оснастку. При проектировании оснастки на детали Д-37М конструкторы стараются предусмотреть широкое применение многошпиндельных сверлильных головок, приспособлений с гидропластовыми зажимами и фиксацией, многоместных, многопозиционных приспособлений, которые позволят сократить вспомогательное время. Успешно работает и коллектив группы холодных штампов, руководимый тов. Сипаковой. Задание им выполнено уже наполовину. С большим творческим подъемом ИГОШИН, заместитель главного технолога Борьба за неуклонный подъем сельского хозяйства — это важнейшее условие построения коммунистического общества, это поистине всенародное дело. Все советские люди, как труженики села, так и труженики города, должны считать своим неотложным, почетным долгом всемерно содействовать дальнейшему подъему социалистического сельского хозяйства. Колхозники ждут от нас, тракторостроителей, высокопроизводительные, надежные машины. Сейчас на заводе развернулась подготовка производства к выпуску двигателей Д-37М. С большим творческим подъемом работает в эти дни коллектив отдела главного технолога. Технологи в основном закончили разработку технологических процессов на детали двигателя Д-37М. Исключением является одна деталь - шпилька. На нее нет чертежей. На наш взгляд, конструкторы задают слишком малые размеры шеек шпильки, что крайне затруднит решение вопроса с технологией ее изготовления. Конструкторы не учитывают этого. Для обработки деталей нового двигателя предусматриваем модернизировать 25 специальных станков. На тринадцать станков уже выдали задания, технический отдел по механизации и автоматизации производства приступил к проектированию. Выпуск двигателей с воздушным охлаждением будет постоянно увеличиваться. Исходя из задач роста, предполагается в этом семилетии пустить в производство до пятидесяти автоматических линий и около 250 специальных высокопроизводительных станков. Чертежи поступили не все А.Н. КОНДРАТЬЕВ, начальник литейного сектора отдела главного металлурга Коллектив литейного цеха № 1 должен освоить 17 наименований отливок на двигатель Д-37М с воздушным охлаждением. С 15 февраля работники литейного сектора отдела главного металлурга начали разработку технологии новых деталей. Технолог тов. Евсеев точно по графику разработал технологию на такую сложную и трудоемкую деталь, как цилиндр. Вместе с тов. Воструховым я занялся разработкой технологии блока. Стержни блока Д-37М будут теперь изготовляться на пескострельной машине. Для этой цели мы заказали специальное приспособление в ремонтно-механический цех, разработанное технологами тт. Марьюшкиным и Борисовым. На восемь деталей Д-37М технология уже разработана, спроектирована оснастка. Сейчас мы занимаемся разработкой технологии корпуса масляного фильтра. Столкнулись с рядом трудностей: конструкторы отдела главного конструктора некоторые чертежи подают недоработанными. Например, конструкция корпуса масляного фильтра нетехнологична, требует немедленной конструктивной доработки. Задержали конструкторы отдела главного конструктора выдачу чертежей на шкив вентилятора, корпус редукционного клапана, патрубок глушителя, шкив генератора. До последнего времени по этой причине мы не имели возможности начать оснащение этих четырех деталей. Это нас тревожит потому, что время уходит. Параллельно с подготовкой производства к выпуску двигателя Д-37М, коллектив литейного сектора и конструкторы отдела занимались разработкой технологии и проектированием оснастки на опытные образцы нового мотора. 7 марта мы сдали модельщикам все чертежи для изготовления оснастки на эти образцы. Оснащаем алюминиевые детали Ю.П. АЛЕКСЕЕВ, начальник КБ цветного литья отдела главного металлурга Ряд деталей на новый двигатель Д-37М будет изготовляться из алюминия. У нас на заводе нет цеха цветного литья, поэтому девять алюминиевых деталей будем получать по кооперации. Наша задача — спроектировать и сделать оснастку на эти детали, передать ее заводам-поставщикам, а также помочь им в доводке и отладке. Коллектив конструкторского бюро цветного литья отдела главного металлурга на прошлой неделе закончил оснащение пяти деталей точного литья и приступил к проектированию кокилей на головку, крышку клапанов, ротор. Всего надо сделать девять кокилей. Работа сложная, а сроки крайне малы. Наши конструкторы много работают, ни одной минуты не теряют зря. К 30 апреля постараемся закончить проектирование всех девяти кокилей. Нередко нас сдерживают конструкторы отдела главного конструктора. Ряд деталей, как например, направляющий аппарат, конструктивно ими не доработан, деталь не технологична. Три алюминиевых детали на двигатель Д-37М будут изготовляться литьем под давлением» («Тракторостроитель», 14 марта 1961).
«Общественный конструктор ...Заводской гудок известил об окончании смены. Словно говорливые ручейки потекли к заводской проходной людские потоки. Из цеха шасси вместе с многочисленной группой производственников вышла стройная, голубоглазая девушка. Это Валя Рябова, она прибавила шаг и вскоре свернула с центральной аллеи в сторону. — Ты разве не домой? — окликнули ее подруги. — Нет, я в отдел главного конструктора, в общественное конструкторское бюро. Еще задолго до создания общественных конструкторских бюро на заводе, Валя стала помогать рационализаторам цеха в разработке предложений. Это она по предложению техналадчика тов. Александрова спроектировала четырехместное пневматическое приспособление для фрезерования деталей. Ее умелыми руками выполнены чертежи для изготовления средств малой механизации, облегчающих труд сборщиков. Большую долю своего творческого труда Валя внесла и в совершенствование технологического процесса изготовления кулачков для расточки отверстий предкамеры. Для фрезерования рычага она спроектировала двухместное малогабаритное приспособление. — Способная девушка, ей можно поручить любую конструкторскую работу, — говорит о ней руководитель общественного конструкторского бюро тов. Соколов. Работу в цехе и общественном конструкторском бюро Валентина Рябова успешно сочетает с учебой в институте. Она учится на шестом курсе, скоро получит диплом инженера. А. ПЕТРОВА» («Тракторостроитель», 21 марта 1961).
«Все силы на завершение квартального плана! Весна! Во всем чувствуется ее наступление. Под яркими лучами солнца быстро тает снег, весело зажурчали ручейки. На юге страны начинаются весенне-посевные работы. Чтобы провести их качественно и в срок, нужна высокопроизводительная, совершенная техника. Сельские механизаторы ждут от нас тракторы, запасные части. В марте тракторозаводцы должны отправить только хлопководам 1026 тракторов Т-28Х с двигателем воздушного охлаждения. За две декады месяца собрано лишь 473 машины. На главном конвейере сборку хлопководческих тракторов сдерживает в основном моторный цех. Моторостроители слишком медленно наращивают темпы выпуска двигателей Д-30. Их среднесуточный выпуск в марте по сравнению с февралем возрос лишь на 5 двигателей. Такие темпы роста не могут обеспечить выполнение повышенного задания. Руководители моторного цеха тт. Князев, Любимцев, Демин не решили своевременно ряд организационных и технических вопросов, от которых зависит наращивание выпуска двигателей Д-30. Линия коленвала оказалась неподготовленной к выполнению спущенного графика, имеющиеся здесь рабочие не успевают обрабатывать заготовки. Давно бы следовало обучить людей, организовать вторую смену, но об этом начинают думать лишь сейчас. Такое же положение на линиях шатуна и цилиндров. Рабочим сборочных участков моторного цеха и цеха главный конвейер много приходится простаивать из-за неритмичной подачи деталей автоматчиками, прессовщиками, коллективом тракторного цеха, в результате срывается график сборки не только хлопководческих машин, но и тракторов общей модификации, экспортных, тропических. В течение двух декад марта завод лишь три дня выполнял суточный график. На 20 марта он отстал от графика на 112 тракторов, на 43 тысячи рублей недовыполнил задание по производству запасных частей. Один только тракторный цех выполняет план по запасным частям, остальные цехи, особенно моторный, заготовительный, главный конвейер резко отстают. В очень тяжелое положение коллектив завода поставили работники материально- технического снабжения. Они крайне не оперативно реализуют спущенные фонды. Конец квартала, а на заводе нет ни мелких, ни крупных профилей металла. Отсутствует круг 18, 19, 25, 145. Во вторник обещали доставить миллиметровый лист на переднюю облицовку — не подвезли. Обещать, заверять и не выполнять — стало стилем работы снабженцев. Надо искоренять этот негодный метод» («Тракторостроитель», 24 марта 1961).
«Пристройку - в действие Коллектив завода взял обязательство к 1 Мая полностью пустить в эксплуатацию пристройку литейного цеха № 1, освоив в ней производство коркового литья. В феврале и марте здесь работали нестандартники, рабочие теплоцеха, электросилового цеха и участка «Союзпроммеханизации». Бригада слесарей ЦНОМА, возглавляемая тов. Левиным, установила подвесной заливочный конвейер. Успешно выполнили сложные электромонтажные работы рабочие смены мастера Юзвика из электросилового цеха. Слесари теплоцеха под руководством А.И. Гущина за несколько дней подвели воду и сжатый воздух. Добросовестно, с огоньком работала над изготовлением эстакады и заливочных путей бригада Крючкова с участка «Союзпроммеханизации». Пуск в эксплуатацию участка коркового литья позволит коллективу завода более быстрыми темпами наращивать выпуск деталей двигателей с воздушным охлаждением. Новый участок оснащен современным высокопроизводительным оборудованием, широко применена автоматика, гидравлика. Здесь смонтированы четыре высокочастотных индукционных печи. Мощность каждой из них почти в три раза больше печей, имеющихся на участке точного литья в литейном цехе № 2. Одной плавкой можно залить 15 корок — 30 цилиндров. На прошлой неделе был произведен обжиг двух печей. Печи, генератор и аппаратура работают нормально. Надо скорее осваивать на новом участке массовый выпуск цилиндров. Но здесь к этому пока еще не подготовлены: нет заливочных приспособлений и ковшей. Заместитель главного металлурга тов. Александров вовремя не позаботился о их проектировании и изготовлении. Этот вопрос требует немедленного решения. Работники отдела главного металлурга не продумали задание на проектирование заливочных путей. Рабочим участка «Союзпроммеханизации» пришлось их переделывать. В ближайшие дни начнется перемонтаж на новом участке оборудования для приготовления корок. Эту работу надо провести организованно и в самые кратчайшие сроки. Черепашьими темпами Рассказ заместителя главного энергетика И.Г. Давыдова Официальные документы говорят о том, что пятнадцатого апреля этого года тракторный завод получит с Содышки воду на производственные нужды. Событие немаловажное. Однако, кое-что ставит под сомнение это пятнадцатое число. Будем выражаться яснее: еще не закончены работы по донному водоспуску. Воду до сих пор не накапливают в водохранилище, а паводок в этом году ожидается небольшим, да может быть его совсем не будет. Поэтому вода может не достичь уровня, обеспечивающего работу насосной станции для подачи воды на завод. Водовод технической воды также не готов, однако УНР № 666 в настоящее время не ведет здесь работы. УНР № 590 не приступил к монтажу внутринасосной станции. Строительство водовода технической воды внутри завода до сих пор еще не начато. Сколько впереди дел, а до 15 апреля остались считанные дни. На что рассчитывают руководители УНР 590 и 666? Не чувствуется заботы за своевременный пуск объекта и со стороны работников ОТН.
Строительство моторного цеха № 1. 1961 гг.
Плохо монтируется оборудование в новом корпусе В третьем году семилетки заводу спущено повышенное задание по выпуску экспортных тракторов. Имеющийся экспортный участок очень мал, из-за недостатка площадей он не обеспечивает выполнение плана. Строители треста № 94 сдали в новом моторном корпусе производственные площади под монтаж оборудования экспортного участка. В марте первая очередь участка должна быть пущена в эксплуатацию. Редакция газеты «Тракторостроитель» организовала рейд по проверке того, как осваиваются площади новом корпусе, как ведется монтаж оборудования на экспортном участке. Час работаем, два сидим... До обеденного перерыва оставалось около часа, а большая группа рабочих цеха нестандартного оборудования, механизации и автоматизации собралась на новом экспортном участке у калорифера. Один мужчина что-то оживленно рассказывал, а остальные громко смеялись. — Ребята, ток появился, пошли работать, — позвал товарищей невысокий коренастый монтажник. — И так два часа прокурили, пока ждали, когда электроэнергию включат. Несколько слесарей, подхватив подвеску, начали устанавливать ее на балку, на которой будет закреплен подвесной конвейер для отделки экспортных тракторов. По графику его монтаж должен быть закончен в марте. Но конвейера пока еще нет. Слесари бригады коммунистического труда стараются как можно быстрее выполнить заказ, но им приходится часто простаивать: то кислород вовремя не подвезут, то карбид весь кончится. Такое же положение и в других бригадах, занятых монтажом оборудования. Особенно плохо налажена подвозка материалов. ЦНОМА выделяют лишь один трактор, который не может весь день обслуживать экспортный участок, так как постоянно нужен в цехе. По нескольку часов просиживают слесари, ожидая, когда, наконец, привезут заготовки в новый корпус. Бригадиры просили администрацию завода выделить специально для экспортного участка машину, но их просьба оставлена без внимания. Не лучше положение на вентиляционном участке, расположенном в новом корпусе. — Чтобы выпросить у начальника гаража тов. Игнатьева трактор для перевозки материалов со склада, надо полдня потерять, — рассказывает руководитель вентиляционного участка тов. Гребенщиков. Снабженцы обещают Сделав кистью несколько последних мазков, рабочий отошел в сторонку и, любуясь выполненной работой, воскликнул: — Хороша камера, можно бы воду подводить, да вот нет моторов. — Я слышал вчера подвезли один мотор, — заметил сваривающий трубы сварщик. — Негоден этот мотор, лопасть сломана, надо ремонтировать, до 1 апреля не успеем поставить... Моечно-сушильные камеры для экспортных тракторов почти готовы — для их запуска не хватает трех моторов. Из-за отсутствия мотора и редуктора задерживается окончание монтажа подвесного конвейера. — Все энергооборудование для ввода в эксплуатацию первой очереди экспортного участка есть, — заверял еще в январе и феврале нестандартников и рабочих вентиляционного участка начальник сектора оборудования ОТН тов. Новожилов. Хочется спросить тов. Новожилова и главного энергетика тов. Бухмана, куда же девались моторы? Большой объем работ предстоит выполнить на новом экспортном участке коллективу бригады тов. Юдакова. Надо смонтировать моечно-сушильные и окрасочную камеры, моечно-сушильный агрегат для деталей и узлов. Слесари поставили каркас на сушильную камеру, набили половину панелей и... работа приостановилась. Нет шлаковаты для набивки панелей. Хотели было приступить к сооружению площадки под вентиляцию — на «кладе не оказалось нужного швеллера. Не раз бригадиры и мастера ЦНОМА и вентиляционного участка писали заявки в отдел снабжения на шлаковату, швеллер, электроды, необходимые для монтажа оборудования в новом корпусе. Снабженцы не отказывают, но и не обеспечивают. Они обещают, а время уходит, сроки
монтажа оборудования срываются. Редкие гости Стрелки часов показывают пятнадцать часов пятнадцать минут, а новый экспортный участок уже опустел. За прошедшую смену здесь почти ничего не изменилось. Сделано очень мало. Но кого это встревожило? Может быть, начальника нового корпуса тов. Торилова или его заместителя тов. Нагорного? Нет, они спокойно сидят в своих кабинетах и «решают» перспективные вопросы. Оба не сумели выкроить несколько минут, чтобы спуститься вниз и посмотреть, как сегодня идет монтаж оборудования, из-за чего произошла задержка, и тут же принять меры по обеспечению нормальной работы нестандартников, работников теплоцеха. К сожалению, эти руководители — редкие гости на новом экспортном участке, они предпочитают отсиживаться в своих кабинетах. Участники рейда: Н. РУЗИН, бригадир; Н. КОМИССАРОВ, Н. АНДРИАНОВ, слесари; Н. ТОРГОВЦЕВ, бригадир ЦНОМА; К. ЧЕРНЯЕВ, мастер вентиляционного участка; Г. ЦЫКИНА Механизируем склад стержней Коллектив нашей группы по заданию литейного цеха № 1 разрабатывает комплекс средств механизации для стержневого отделения. Стержни от зоны склейки и сухой обработки передвигаются к зоне загрузки на подвесной конвейер по рольгангам. Рольганги одноярусные, они занимают много площади, при транспортировке по ним стержни часто бьются. В скором времени рольганги будут заменены двухрядными, трухъярусными стеллажами, созданными нашими конструкторами. С вдохновением работали над выполнением этого задания тт. Румянцев, Назаров, Бушков. Они разработали проекты стеллажей для стержней трансмиссии, блока Д-28, емкость которого 108 комплектов, восемнадцатиметровый стеллаж для стержней картера маховика и блока Д-30. Нестандартники приступили к изготовлению стеллажей. Использование трехъярусных стеллажей более чем в два раза увеличит емкость склада, высвободятся рабочие площади. Сократится бой стержней за счет плавности передвижения тележки со стержнями по путям стеллажа. Передача стержней со сборочного стола на стеллажи склада и по его ярусам будет осуществляться с помощью пневматической подъемной каретки. Стоит только рабочему повернуть пневматический кран, и каретка доставит стержень на определенный ярус. Разработкой проекта этой механизации заняты сейчас конструкторы тт. Егоров, Петухова, Придворов. В первой декаде апреля задание будет выполнено. А впереди еще более сложные работы. Конструкторы группы будут проектировать средства механизации и оборудование на поточную линию для обнаждачивания и обрубки цилиндров. Б. ОЗЕРОВ, руководитель группы» («Тракторостроитель», 28 марта 1961). Филиал HATИ приступил к работе с 21 марта 1961 года.
В 1961-1978 годах директором завода был Гришин Петр Иванович. 28 марта 1961 года директором завода был назначен Петр Иванович Гришин. Ему нелегко пришлось торить свой путь в этой роли в то архитяжелое для завода время. Прорех было множество. План не выполнялся. Новые двигатели с конвейера все еще не сходили, их качество по-прежнему было плохим. В этой обстановке у некоторых более слабых работников появились признаки растерянности, нервозности. Чтобы исправить положение, нужно было новое напряжение сил всего коллектива. Необходима была и какая-то помощь заводу со стороны. Но главное, что требовалось, — повседневная кропотливая организаторская работа, воспитание людей, укрепление их веры в успех дела. Опираясь на партийную организацию, с этого и начал свою работу на заводе новый директор. «Его биография говорит о том, что он не отсиживался в запасном блиндаже, а все время находился в гуще бед, на переднем крае борьбы за индустрию страны. Шегалин четырежды прав, когда он говорит на счет личного поведения директора. Это глубокая мысль. Иногда директор представляется нам как советский полпред за границей. Это относится и к Петру Ивановичу. Вид у него представительный, он всегда внешне и внутренне подтянут, безукоризненно одет, безупречно ведет себя по отношению к людям. Умный человек, он с подчиненными держится просто, не спускаясь до простоватости. Нынешнему директору не подобает быть рубахой-парнем. У директора лицо очень характерное, из числа тех, что называют волевым. Очевидно, хотим мы или не хотим — должность с годами налагает отпечаток на личность человека. Он — смуглый, черноволосый, с зачесом назад, посреди некогда черных волос обильно сверкает седина, а одна широкая прядь посредине прически блестит, словно белая пряжа из нейлона. Петр Иванович носит модные ныне очки в позолоченной оправе, но не для моды, а от нужды. Зрение у него требует щадящего режима, который он, к сожалению, не соблюдает. Взгляд из-за очков получается несколько исподлобья, скулы резко обозначены, подбородок всегда немного выдается вперед, как бы каждую минуту готовый к бою, сверкают белки несколько расширенных глаз, умеющих смеяться с искоркой внутреннего смеха. Голос немного резковат, фразы бывают отрывистыми, категоричными. В нем заметна большая внутренняя сосредоточенность, убежденность в правоте того, что он делает. Иногда думается: есть в человеке что-то от электронно-вычислительной машины. Когда надо — он все моментально соображает, все видит, все знает и тотчас решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Может, все это чрезмерно? Ничуть. Это минимум того, чем должен обладать директор, за каждым жестом которого следят тысячи пристрастных, внимательных глаз. Директор настойчиво борется за то, чтобы сделать завод передовым с точки зрения культуры производства, эстетики в цехах, во всем внешнем облике завода. Он пригласил архитектора, художника. Особенно силен Гришин в распознавании людей, в умении расставить кадры с учетом того, где они покажут себя с лучшей стороны, используют все свои возможности. Тут его проницательность просто феноменальна. На это он не жалеет усилий. И еще: умеет замечать людей и смело выдвигает молодежь. Иногда его упрекают в излишнем внимании к мелочам, в том, что он легко встает на сторону посетителей-жалобщиков».
«Перевооружаем производство В решениях XXI съезда партии и Пленумов ЦК КПСС, определивших пути развития промышленного производства в текущем семилетии, подчеркивается необходимость коренным образом реконструировать и технически перевооружить действующие предприятия на базе комплексной механизации и автоматизации. На нашем заводе в выполнении этой почетной и ответственной задачи важнейшая роль принадлежит коллективам технического отдела механизации и автоматизации производства и ЦНОМА. За последнее время они усилили борьбу за создание надежных, выгодных с экономической точки зрения, средств механизации и автоматизации. В 1960 году объем изготовленных на заводе средств механизации и нестандартного оборудования возрос больше чем вдвое в сравнении с 1959 годом. Изменилось и качество продукции. Вместо простейших средств механизации и инвентаря по проектам ТОМАП комплексно механизируются целые производственные участки с большим количеством средств механизации, нестандартного оборудования, сложных подъемных механизмов. Заканчивается монтаж всего комплекса средств механизации и нестандартного оборудования на участке коркового литья. Здесь впервые на заводе будет действовать система подачи песка с помощью воздуха. Конструкция разработана в бюро под руководством Р.И. Зубаревой. Завершается реконструкция участка очистки литья в литейном цехе № 2. Здесь переделана вся система механизации, установлены новые подкрановые пути, смонтирована кранбалка, дробеструйно-дробеметная камера. Как известно, «узким» местом в работе литейного цеха № 1 является стержневое отделение. Тут еще широко применяется ручной труд. Коллективы ТОМАП и ЦНОМА получили задание — в сжатые сроки механизировать этот участок. Разработанные нашими конструкторами средства механизации позволят лучше использовать имеющиеся площади участка, в два-три раза увеличится накопительный склад. Руки стерженщиков, занятые транспортировкой стержней, заменят подъемники и толкатели пульсирующего устройства. Конструкторами ТОМАП разработан комплекс оборудования для экспортного участка в новом корпусе. В этом комплексе предусмотрены все необходимые средства механизации, обеспечивающие хорошую подготовку тракторов, узлов и деталей к окраске и качественную их отделку. Заканчивается проектирование напольного конвейера для сборки экспортных машин. В настоящее время коллектив отдела занят подготовкой к массовому изготовлению узлов и деталей для подвесных конвейеров с заданным адресованием, которые будут смонтированы в новом моторном корпусе. Очень большая и сложная работа. Длина конвейеров около шести километров. Большинство типичных для этих конвейеров узлов и деталей нами испытаны и доработаны при создании конвейера толкающего типа в моторном цехе. Сейчас нами разрабатывается технология, проектируется оснастка. Все бюро и секторы отдела вносят долю своего труда в дело скорейшей подготовки производства к массовому выпуску новых двигателей. Коллектив бюро автоматики и электроники создает сложные электросхемы для новых и модернизированных металлорежущих станков, вместе с работниками участка КИП и автоматики усовершенствует системы считывающих устройств конвейеров с заданным адресованием. Наращивание производственных мощностей, необходимых для выполнения повышенной программы, требует еще более высоких темпов создания средств механизации и автоматизации, нестандартного оборудования. Дирекция завода должна ускорить решение вопроса о расширении ЦНОМА, оснащении его металлорежущими станками. Необходимо улучшить обеспечение металлом, комплектующими изделиями. Очень важно доукомплектовать отдел. И. ДОКИЛЬ, начальник отдела На смену ручному труду Весной прошлого года при ТОМАП было создано конструкторское бюро механизации и автоматизации механосборочных цехов. За этот короткий период коллектив выполнил большие проектные работы по механизации, как отдельных операций, так и целых участков. В новом моторном корпусе по нашим проектам создан участок консервации деталей и пакетное отделение, о настоящее время изготовляется оборудование для участка улучшенной отделки тракторов. На участке консервации деталей установлены механизированные ванны с паровым подогревом и боковым отсосом паров смазки, разработанные конструкторами тт. Виклашовым и Петровым. Ванны снабжены пневматическими подъемниками, намного облегчающими труд рабочих и увеличивающими производительность. Там же установлены разборные стеллажи для складирования деталей, состоящие из секций. Они могут быть собраны любой длины, и кроме того в стеллаже может быть установлено любое количество полок необходимой высоты, что позволит при переездах и изменении планировок складов металлоконструкции стеллажей использовать с необходимыми изменениями. Для участка улучшенной отделки тракторов конструктор тов. Иванов разработал проекты моечно-сушильных агрегатов для тракторов и узлов. Агрегаты состоят из трех моечных камер, где трактор или собранный узел поочередно промывается моющим составом, а затем дважды водой, и сушильной камеры. Такая промывка обеспечивает более качественное покрытие трактора или узла. Спроектированные конструкторами тт. Плутовым и Акимовым окрасочные камеры для тракторов и узлов, имеют приточно-вытяжную вентиляцию с нижним отсосом загрязненного воздуха и обливаемой водой стенкой. Это значительно улучшает условия работы маляра. Конструктору тов. Митрофановой принадлежат проекты сушильных камер. Камеры связаны между собой подвесными конвейерами, разработанными конструкторским бюро механизации и автоматизации металлургических цехов и грузоподъемного оборудования. Удачное проведение эксперимента с подвеской для сборки мотора, разработанной руководителем группы тов. Вавиловым совместно с молодыми конструкторами, решит вопрос сборки на подвесном конвейере. А. КАДЕЦКИЙ, начальник КБ В поисках эффективных конструкций Конструкторское бюро модернизации призвано быстро реагировать на все изменения и своевременно обеспечивать проектами на модернизацию специальных станков цехи-изготовители. При переходе с трактора ДТ-24 на Т-28, а затем на воздушник Д-30, конструкторы нашего бюро качественно и в срок выдали все необходимые проекты. Здесь хочется упомянуть о конструкторах: тов. Дунаеве, которому удалось быстро выполнить трудоемкий проект модернизации специального станка ЗA-436, тов. Урихе, разработавшим проект специального станка ВД-93, тов. Фомине, авторе проектов модернизации ряда прессов. Накопленный опыт и знания позволяют нашему небольшому и молодому коллективу выпускать проекты самых разнообразных станков от простых, с применением стандартных узлов до самых сложных — автоматов, изготавливаемых целиком нашим заводом. Следует отметить удачное решение вопроса при проектировании стенда для обкатки компрессора конструктором тов. Третьяковой и группы стендов для гидроиспытания цилиндра компрессора, предкамеры, головки цилиндров конструктором тов. Шабановой. Гидростенды уже изготовлены. Нами разработан ряд проектов на автоматизацию универсальных станков: шевинговальных, вертикально-сверлильных, кругло-шлифовальных, а также токарных и бесцентрово-шлифовальных станков. Но только два последних проекта выполнены в металле. Оба автоматизированные станка работают в автоматном цехе на шпильке. Хотелось, чтобы проекты на автоматизацию не откладывались в долгий ящик. Это важно потому, что раз изготовив и доведя конструкцию, мы сможем в дальнейшем производить широкую автоматизацию данного типа станков по однотипным проектам. Сейчас у нас горячая пора. На модернизированный двигатель Д-37М нам предстоит выполнить большой объем работ по всем трем направлениям, здесь и модернизация, и изготовление станков вновь, и автоматизация. Наш коллектив приложит все силы для выполнения в срок проектов на двигатель Д-37М. В заключение хочется отметить технологов и конструкторов отдела главного технолога, которые помогают нам быстро решать вопросы, возникающие в процессе проектирования. В. ХАМЗИН, руководитель группы КБ модернизации» («Тракторостроитель», 31 марта 1961).
«Есть квартальный план Радостная весть: тракторостроители выполнили государственный план марта: по товарной продукции на 105.3 процента, по валовой — на 100 процентов. Выпущено сверх плана 50 машин. Сдано дополнительно к заданию запасных частей на 50 тысяч рублей. Самоотверженная борьба коллектива за выполнение взятых обязательств в марте решила судьбу плана первого квартала: задание по товару завершено на 101 процент, по валу — на 101,1 процента» («Тракторостроитель», 7 апреля 1961).
«Социалистическое обязательство коллектива завода Владимирские тракторостроители, стремясь встретить XXII съезд КПСС новыми трудовыми успехами, включаются во всесоюзное социалистическое соревнование в честь Дня международной солидарности трудящихся — 1 Мая и принимают на себя следующее дополнительное обязательство: 1. Выпустить в апреле сверх плана 150 двигателей Д-30 для Липецкого тракторного завода. 2. Дать за четыре месяца 20 тысяч рублей экономии от сверхпланового снижения себестоимости. 3. В апреле внедрить в производство 90 рационализаторских предложений с условно-годовой экономией 50 тысяч рублей. 4. К 1 Мая изготовить опытные образцы двигателя Д-37М и передать их на заводские контрольные испытания. 5. К 1 Мая пустить в эксплуатацию пристройку литейного цеха № 1, освоив в ней производство коркового литья и выдать 10 тонн отливок цилиндров для двигателей с воздушным охлаждением. 6. Смонтировать цементационно-закалочный агрегат ТЦП-160 в термическом цехе и сдать его в наладку. 7. Внедрить в апреле 8 единиц специального высокопроизводительного металлообрабатывающего оборудования. 8. Изготовить и смонтировать средства механизации и комплекс окрасочно-сушильного оборудования для экспортного участка в новом моторном корпусе, ввести его в эксплуатацию. 9. Сдать к 1 Мая в эксплуатацию столовую в новом моторном корпусе. 10. На 50 процентов выполнить строительные работы и реконструировать коровник в совхозе «Рябининский». 11. К 1 Мая закончить капитальный ремонт двух жилых домов по улицам 850-летия Владимира и Молодежной и высадить не менее 500 деревьев. Коллектив владимирских тракторостроителей приложит все силы, чтобы с честью выполнить предмайское социалистическое обязательство. Обязательство обсуждено и принято на собраниях рабочих и служащих в цехах и отделах завода. Повысилась стойкость покрытий Многие детали на экспортные тракторы проходят процесс цинкования в гальваническом отделении термического цеха. Коллективу этого участка присвоено звание коммунистического. Рабочие дорожат честью заводской марки, постоянно ищут пути повышения качества выпускаемой продукции. В целях повышения стойкости покрытия, новаторы тт. Толкова и Кочетков предложили вместо осветления внедрить процесс пассивирования деталей. Новый состав, которым теперь покрываются детали, повышает их стойкость. Он в несколько раз дешевле ранее применяемого xpомового ангидрида. От внедрения нового техпроцесса цех ежегодно экономит более 4 тысяч рублей и 11,6 тонны хромового ангидрида. НА ПРАКТИКЕ В цехах завода проходят производственную практику учащиеся девятых и десятых классов средних школ города. В службе механика автоматного цеха работают учащиеся старших классов школы № 26. Около станков, которые за ними закреплены, табличка: «Рабочее место учащихся школы № 26». Квалифицированные токари Широков, Семин, фрезеровщик Данилов с большой любовью передают молодежи свой опыт работы. Ребята хорошо научились изготовлять крепежный материал» («Тракторостроитель», 11 апреля 1961).
«РАДУЕМСЯ, ГОРДИМСЯ Тракторостроители восхищены подвигом Юрия Гагарина Заводская площадь в праздничном убранстве. В центре импровизированной трибуны, украшенной кумачом и живыми цветами, большой портрет первого советского космонавта Юрия Гагарина. Сюда, на митинг, из цехов и отделов спешат тракторостроители. У некоторых из них в руках плакаты: «Слава Юрию Гагарину!», портреты героя. Митинг, посвященный успеху советской науки и техники в завоевании космоса, открывает секретарь парткома завода тов. Борисов. - 12 апреля этого года осуществилась вековая мечта человечества, — говорит он, — впервые совершен полет человека в космос. Первым космонавтом стал гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. На трибуну поднимается слесарь литейного цеха № 1 тов. Дощатов. — Мы ждали этого события, уверенные в том, что первым человеком в космосе будет гражданин нашей великой Родины, — заявил он. — И все же весть о полете Юрия Гагарина потрясла, ошеломила нас. Мы, литейщики, горды изумительной победой Юрия Гагарина. Обещаем успешно завершить план апреля и выполнить обязательство, взятое в честь XXII съезда КПСС. Взволнованно звучит речь инженера-конструктора тов. Салова. — С замиранием сердца слушали работники нашего отдела лаконичные, полные уверенности сообщения: «Наблюдаю Землю, видимость хорошая. Настроение бодрое. Машина работает нормально». Невиданное мужество и воля проявлены Юрием Гагариным, невиданное совершено нашими учеными, инженерами, рабочими. Мы говорим им: «Слава»! Замечательная победа советской науки и техники воодушевляет инженерно-технических работников завода на дальнейшие творческие поиски лучших конструкций машин и технологических процессов. — Наш знаменитый соотечественник Циолковский уже давно предвидел, что первым в космос полетит советский человек, — говорит наладчик моторного цеха Баландин. — Сегодня осуществилось пророчество великого ученого. Мы горды за нашу Родину, за наш народ, приложим все силы для успешного выполнения семилетки. Выступивший на митинге секретарь горкома партии Малюшин подчеркнул, что советские люди свои достижения и открытия ставят не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов. В этот торжественный день мы снова обращаемся к народам и правительствам всех стран с призывом о мире, о прекращении гонки вооружений. В ответ на подвиг Юрия Гагарина, на выдающееся достижение советской науки и техники тракторостроители решили еще шире развернуть соревнование за достойную встречу 1 Мая, дать в апреле сверх плана 150 двигателей Д-30 с воздушным охлаждением, изготовить опытные образцы двигателя Д-37М и передать их на заводские контрольные испытания. Почетный долг В. СВЕРЖЕВ, главный механик завода Несмотря на бурное развитие машиностроения, к концу семилетки в народном хозяйстве будет находиться еще значительное количество оборудования с «большим возрастом». XXI съезд КПСС и июньский (1959 г.) Пленум ЦК КПСС признали необходимым значительно усилить проведение работ по модернизации оборудования. На нашем заводе имеется большое количество морально-устаревших станков и машин, которые не отвечают современным требованиям производства. Семилетним планом предусматривается модернизировать более 1000 единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. Перед коллективом ставится задача — выполнить это задание в 1964 году. Уже в этом году надо переделать 182 станка и машины. Темпы для нас небывалые. Большое внимание должно уделяться повышению механизации и автоматизации рабочего цикла и сокращению вспомогательного времени. За прошедшие два года семилетки силами ремонтной службы завода было модернизировано 260 единиц универсального и специального оборудования. Такие темпы явно недостаточны для выполнения семилетнего плана досрочно. Для нового двигателя Д-37М необходимо в кратчайшие сроки модернизировать 25 специальных и универсальных станков, без которых не может быть начато производство Д-37М. Эта работа почти целиком ложится на коллектив ремонтно-механического цеха. Трудность состоит в том, что надо модернизировать станки, на которых изготовляются детали двигателя Д-30, то есть почти не останавливая производство. Поэтому нами принято решение готовить узлы заранее. На сегодня технический отдел по механизации и автоматизации производства выдал проекты на пять станков. Времени остается немного, поэтому необходимо ускорить темпы проектирования. На заводе пока не имеется шести станков и автоматической линии МПЛ-2, которые входят в число двадцати пяти, подвергающихся модернизации на двигатель Д-37М. Считаю необходимым отметить, что конструкторская подготовка по модернизации на заводе проводится крайне недостаточно из-за малочисленности конструкторских сил. Достаточно сказать, что план модернизации 1961 года обеспечен проектами только на 47 станков, что очень затрудняет подготовку и проведение модернизации. Для успешного выполнения плана необходимо иметь не менее, чем 4—6-месячный задел проектов. Кроме того, невысокое качество типовых проектов, а часто отсутствие их, затрудняет нашу работу. На это следует обратить серьезное внимание. Раньше ремонтные базы цехов проводили модернизацию, получая готовые детали и узлы из ремонтно-механического цеха. В настоящее время, в связи с возросшим заданием, они все делают сами. Такое направление ставит вопрос о необходимости централизованной технологической подготовки работ по модернизации, которая должна, видимо, проводиться при отделе главного механика. Назрел также вопрос об усилении конструкторского бюро модернизации ТОМАП и организации технологического бюро подготовки производства по модернизации и станкостроению при нашем отделе. Производственная база РМЦ не отвечает возросшим требованиям производства. Поэтому сроки модернизации оборудования растягиваются, а зачастую срываются. Необходимо в настоящее время принять меры к развитию и увеличению мощности цеха. Кроме того, коллективу РМЦ приходится постоянно делать и нестандартное оборудование, так как у ЦНОМА слаба производственная база, а оно отличается известной сложностью, что в значительной степени отражается на модернизации, станкостроении и других работах. Плохо на заводе решаются вопросы с ремонтным литьем. Литье поставляется некачественное и не вовремя. Настала пора серьезно заняться участком ремонтного литья, который, надо прямо сказать, сдерживает рост производства» («Тракторостроитель», 18 апреля 1961).
«185 тракторов в сутки Идет весна. Во многих республиках страны начался сев. Фронт весенне-полевых работ продвигается на север. Работники сельского хозяйства, вдохновленные решениями январского Пленума ЦК КПСС, повели решительное наступление за высокий урожай. Трудовую вахту в честь Первомая несут и работники социалистической промышленности. Повышенные обязательства взяли на себя владимирские тракторостроители. Дал слово — сдержи его! - этот девиз стал традицией советских людей. На заводе имеются все возможности, чтобы успешно выполнить предмайское обязательство. Собственно, коллектив и брал его не для красного словца. И тем не менее, дела на заводе не совсем благополучны. Мы отстаем как сборке, так и по сдаче тракторов и запасных частей к ним, то есть не выполняем основную заповедь перед государством. Особенно плохо с выпуском экспортных тракторов. За две первых декады коллектив задолжал стране на 30.750 рублей запасных частей. По 184 наименованиям деталей план не закрыт. Серьезное отставание допустили по головкам — 1120 штук! Коленвалам, распредвалам, дискам фэрадо, клапанам, радиаторам… На совещании у директора завода, посвященном итогам работы завода за первую декаду, начальник литейного цеха № 1 тов. Елшин дал заверение наверстать упущенное по головкам и другим деталям. Однако слова не сдержал, и на совещании 21 апреля, на котором шел горячий разговор о срыве заданий за две первых декады, тов. Елшин чувствовал себя весьма неловко. Да не только он. Многие начальники цехов не выполнили своих заверений. Мало сказать, что это не солидно. Не серьезно! Несостоятельным оказалось обещание начальника моторного цеха тов. Князева — сократить дефектность двигателей. На главном конвейере бракуются ежедневно десятки моторов. При таких условиях рабочим трудно вести борьбу за четкое соблюдение часового графика сборки тракторов. На заводе все еще имеют место разные «случайности», ведущие к срыву графика. Скажем, из-за отсутствия краски на несколько часов были приостановлены работы на экспортном участке. А потерю времени уже ничем нельзя наверстать, план поставлен под угрозу срыва. Вопрос окраски вообще на заводе решается плохо. Он стал гвоздем программы. Вот сейчас надо ежедневно собирать по 15 экспортных тракторов, но прессовый цех, по заявлению Вьюнова, не пройдет по окраске. На совещании у директора заместитель главного инженера Литваковский и главный технолог Зуев пообещали помочь прессовщикам. Мы обещали в апреле выпустить сверх плана 150 двигателей с воздушным охлаждением для липчан. Но обязательство под угрозой срыва. Жалуемся на Балашиху «Мало подает головок», а сами, между тем, задержали отправление ей предкамер и индивидуальных пакетов. Как говорится, сами себе наступили на хвост. Побольше оперативности, четкости, дисциплинированности в работе, товарищи командиры производства. Только недостатком ответственности за порученное дело можно объяснить, например, срыв 20 апреля графика подачи заготовок шатуна вечерней сменой заготовительного цеха. Интересы производства, третьего года семилетки требуют, чтобы работники отдела материально- технического снабжения коренным образом улучшили снабжение завода металлом и покупными изделиями. Месяц кончается, а на ряд деталей металл находится только на подходе. Наша задача — в оставшиеся дни выпускать по 85 тракторов каждые сутки. Успешно выполним обязательства, взятые в честь Международного праздника Первое мая! Дадим Родине больше тракторов. Отстали… нагнать! Вступая в предмайское соревнование, моторостроители обещали в апреле выпустить сверх плана 150 двигателей Д-30. Как выполняется это обязательство? Растут ли темпы выпуска двигателей с воздушным охлаждением? Итоги работы цеха за первую и вторую декады апреля вызывают тревогу. Боюсь, что завод не сможет к празднику отправить липчанам обещанные сверхплановые двигатели Д-30. На 20 апреля цех отстал от графика на 128 двигателей Д-30. Сказался недостаток головок. За две декады недодано 140 комплектов головок. В начале месяца сборщики простаивали из-за отсутствия цилиндров. С вводом в действие пристройки к литейному цеху № 1 выпуск отливок цилиндров заметно возрос, но при хонинговании много их отходит в брак. До последнего времени эту операцию производили на новых высокопроизводительных станках брусками из алмазной крошки. Бруски износились, заменить нечем, решили хонинговать на других станках образивными брусками, но получается много брака. Дело чести работников техсектора нашего цеха и отдела главного технолога добиться улучшения качества хонингования цилиндров Д-30. Сейчас на линии обработки этой детали организуется вторая смена. Кроме головок и цилиндров сборку двигателей с воздушным охлаждением ежедневно определяет прессовый цех. Мы понимаем — трудно прессовщикам, не хватает производственных площадей, но ведь и они единодушно приняли предмайское обязательство. А уж если дали слово, надо его сдержать. До праздника остаются считанные дни. Хочется надеяться, что прессовщики, автоматчики, коллективы цехов шасси и литейного № 2 улучшат подачу деталей на двигатели Д-30. В. ЛЮБИМЦЕВ, заместитель начальника моторного цеха 70 крышек в час Приятная весть: в моторном цехе полностью запустили в работу автоматическую линию 1Л94 для обработки крышки распредшестерен на двигатель Д-30. Производительность новой линии — 70 крышек в час. Со-стоит она из 7 агрегатных станков, соединенных транспортирующим устройством для межоперационной передачи деталей от станка к станку. Кроме того, имеется транспортер для доставки обработанных деталей к месту загрузки. Таким образом, загрузка и выгрузка осуществляется одним человеком. Автоматическая линия снабжена устройством для уборки стружки» («Тракторостроитель», 25 апреля 1961).
В мае 1961 г. в моторном цехе вступила в эксплуатацию автоматическая линия 1Л94 обработки крышки шестерен.
«Конструкторы помогают Коллектив общественного конструкторского бюро отдела главного металлурга, руководимый тов. Рыжковым, помогает новаторам осуществлять их творческие замыслы. В нерабочеe время 13 конструкторов-общественников разрабатывают рационализаторские предложения. В 1-м квартале ими спроектирована оснастка на 9 рацпредложений, направленных на повышение производительности труда, снижение трудоемкости. Много времени и сил отдают этой работе общественные конструкторы Власов, Василевская, Любовицкая. Внедряем порошковые втулки Работники ЦЗЛ в содружестве с коллективом автоматного цеха внедрили порошковые втулки на двигатель Д-28, изготовленные из железного порошка вместо оловянной бронзы. Применение порошковых втулок позволило в первом квартале сэкономить 1400 килограммов оловянной бронзы. Во втором квартале намечено перевести еще три бронзовых втулки двигателя с воздушным охлаждением на железокерамику, что даст дополнительно экономию 2,5 тонны бронзы. Стоимость железокерамических втулок в 3,5 раза дешевле бронзовых, поэтому широкое внедрение порошковых втулок является одним из резервов снижения себестоимости. Е. ВЕРНЕР, руководитель группы ЦЗЛ Молодежь идет в колхоз По призыву партии молодые тракторостроители идут работать в сельское хозяйство. В своем заявлении в заводской комитет ВЛКСМ работник отдела главного энергетика Александр Евсеев пишет: «Прошу направить меня на работу в колхоз «Маяк» Судогодского района. Я уроженец сельской местности, окончил Владимирский механический техникум по специальности техника-электрика. Думаю, что буду полезен на селе». Просьба Александра Евсеева удовлетворена. В Селивановский район, в совхоз «Селивановский» по комсомольской путевке отправился слесарь сборочного цеха Владимир Шагин. Изъявил желание поехать в село и слесарь цеха нестандартного оборудования, механизации и автоматизации тов. Фролов» («Тракторостроитель», 4 мая 1961).
«Преодолеем отставание по тракторам Сотни тракторостроителей несут трудовую вахту в честь XXII съезда Коммунистической партии. Дела у нас становятся несколько лучше. В апреле коллектив завода выполнил план по валовой продукции на 102,8 процента и по товарной продукции — на 103,5 процента. Выпустили сверх плана на 20 тысяч рублей запасных частей. Но мы не справляемся с заданием по выпуску тракторов. В первом квартале завод недодал: сельскому хозяйству 83 трактора, в апреле — 24 машины. Преодолеть отставание по тракторам — наш долг перед Родиной. Обязательство и приказ не выполнены Освоение дополнительных производственных площадей является одним из главных резервов увеличения выпуска продукции. Коллектив завода брал обязательство в апреле сдать в эксплуатацию участок сборки и отделки экспортных тракторов в новом корпусе. К этому обязывал исполнителей и приказ директора завода за № 118. Однако обязательство и приказ не выполнены. Начальник ЦНОМА Криницын не обеспечил своевременный монтаж нестандартного оборудования. Бригада слесарей, руководимая Фроловым, в апреле должна была изготовить и смонтировать подвесной конвейер для сушки и окраски экспортных узлов и деталей. С заданием бригада не справилась — сил не хватило, да и материалами была плохо обеспечена. По этой же причине бригада Димакова не сдала в срок окрасочную камеру. В новом корпусе не закончена промразводка, канализация. Работники теплоцеха, УНР № 590 медленно ведут сантехнические работы. Из УНР № 590 ежедневно работает маленькая группа людей из 8 — 10 человек, надо не менее 70. Назначен новый срок ввода в эксплуатацию экспортного участка — 15 мая. Начальник ЦНОМА Криницын, начальник электросилового цеха Борисовский, и. о. начальника теплоцеха Седов обязаны в оставшиеся дни принять срочные меры к завершению всех работ. Строители УНР № 8 обещают в мае сдать заводу еще два пролета в новом корпусе. Здесь разместится участок сборки, испытательная станция, термическое отделение. Надо без промедления начать монтаж транспортного и нестандартного оборудования. Однако до сих пор не решен вопрос, какой будет конвейер для сборки двигателей: подвесной или напольный. Работники техчасти нового корпуса утверждают, что будет напольный конвейер. Строители не хотят делать под него земляные работы, заявляя, что это отнимет много времени, они не смогут в срок сдать площади. У главных специалистов завода тоже пока еще нет твердого мнения, какой же все-таки будет конвейер, а время идет. Большой объем работ на участке сборки двигателей предстоит выполнить коллективу ЦНОМА. Кроме конвейера сборки двигателей, надо изготовить толкающие подвесные конвейеры, моечные ванны, монорельсы, стенды для испытательной станции, моечно-сушильные агрегаты. Эти заказы выполняются пока крайне медленно. Долг нестандартников — ускорить изготовление оборудования для нового корпуса. Н. НИКОЛАЕВА Празднование Дня победы Сегодня coвeтcкие люди празднуют День победы над немецко-фашистскими полчищами. 16 лет минуло с того памятного дня, когда был дан салют в честь разгрома врага. Солдаты и офицеры вернулись к мирному труду. Много бывших участников Великой Отечественной войны трудится на нашем заводе. Праздник они встречают трудовыми подарками. В эти дни в цехах и отделах можно встретить воинов из подшефного гарнизона. Они выступают перед рабочими и служащими с лекциями и воспоминаниями о Великой Отечественной войне, великом историческом значении победы над гитлеровцами. Стенгазета «За новую технику» заняла первое место в городе Владимирская общественность 5 мая широко отметила День советской печати. В Доме политического просвещения состоялось торжественное собрание партийного, советского, профсоюзного, комсомольского и рабкоровского актива, посвященное празднику. С докладом о советской печати и радио выступил редактор областной газеты «Призыв» тов. Кузьмин. День печати был днем городского смотра стенных газет. От нашего завода на смотр были представлены стенные газеты «За новую технику» — отдела главного конструктора, «За культуру в быту» — жилищно-коммунального отдела, «Литейщик» — литейного цеха № 2. Решением жюри стенной газете «За новую технику» присуждено первое место среди стенгазет промышленных предприятий, стенгазете «За культуру в быту» — второе место среди стенных газет учреждений города. Редакторы тт. Истомина и Алымова премируются ценными подарками» («Тракторостроитель», 9 мая 1961).
«Интенсивно наращивать мощности Рассказ заместителя главного инженера Н.Н. Маркелова В нынешнем году коллективу завода предстоит, не снижая темпов выпуска тракторов, подготовить мощности и начать производство двигателей с воздушным охлаждением для липчан. Роста выпуска продукции мы сможем добиться, если осуществим реконструкцию ряда важнейших участков и в первую очередь литейного производства. Ввод в действие в апреле пристройки к литейному цеху №1 создает возможность для выполнения повышенной программы 1961 года по корковому литью. С каждым днем растет выпуск отливок цилиндров. Заместителю директора завода Полынкину надо принять решительные меры к завершению строительства шихтового двора к пристройке и в мае начать в нем монтаж оборудования. К 20 мая на участке коркового литья необходимо установить вентиляцию, сделать отвальную систему вместе с выбивкой. Планом развития мощностей литейного производства предусмотрено в четвертом квартале текущего года ввести в действие вторую пристройку к стержневому отделению литейного цеха №1. Срок не за горами, однако здесь не приступали еще даже к земляным работам. Важным резервом повышения производительности труда литейщиков является реконструкция вентиляции. Генеральный проект реконструкции вентиляции литейного цеха №1 выполнен лишь на 20 процентов. Не введено в строй ни одной приточной системы. Из 110 вентиляторов установлено лишь 22. Завод не обеспечен ни вентиляторами, ни двигателями. Крайне медленно сооружаются камеры, где разместится оборудование. Более полугода строители занимались двумя камерами, но и поныне не закончили их. Строительство двух других камер не начато. В нынешнем году намечается начать строительство нового чугунолитейного цеха и освоить 150 тысяч рублей. До последних дней строители не появлялись на этом объекте, хотя документация на вертикальную планировку им выдана. Другим, не менее важным объектом является строительство пристройки к кузнечному цеху. За счет ее расширится термическое отделение, пропускная способность которого сейчас крайне мала. Работники УНР № 8 приступили к строительству этой пристройки, ведут земляные работы, но делают это крайне медленно. Всю прошлую неделю их техника здесь бездействовала. Без ввода в эксплуатацию новых площадей немыслимо развитие производства двигателей Д-37М. Предполагается их выпуск начать в июле в новом моторном корпусе. К этому времени строители обязаны нам сдать часть площади. С ними проработаны графики окончания строительства пускового объекта. К сожалению, ни один срок не выдерживается. Мы надеемся в июне получить площади участка сборки двигателей. Коллективам ТОМАП и ЦНОМА необходимо в крайне сжатые сроки спроектировать, изготовить и смонтировать нестандартное оборудование для производства двигателей и в первую очередь сборочный конвейер. Инструментальщики должны торопиться с изготовлением оснастки, а ремонтники — стендов для обкатки двигателей. С этим заданием РМЦ справляется пока плохо. Нужно делать не менее 5 — 6 стендов ежемесячно. В апреле мы не сумели пустить в эксплуатацию экспортный участок. Нет канализации, воды. Не все оборудование смонтировано. Наша задача — в мае участок ввести в строй. Будет подвергнут реконструкции прессовый цех. Он расширится за счет площадей цеха шасси. Здесь намечена механизация уборки обрезов и пакетировка их. Это повысит производственную культуру, улучшит условия труда прессовщиков. Предусматривается новая, более совершенная планировка, обеспечивающая лучшую поточность. Улучшится складирование штампов. Будет смонтирована окрасочно-сушильная камера с окраской в электростатическом поле. Полтора месяца осталось до начала перехода на выпуск новых двигателей. Долг тракторостроителей — ускорить подготовку нового производства, интенсивнее вести реконструкцию.