Компрессорная и Кузнечный цех на втором плане. Строительство моторного цеха.
Лебедев Всеволод Михайлович вспоминал: «На ВТЗ я был командирован Ковровским комитетом КПСС в апреле 1944 г. В Коврове работал слесарем на заводе, носящем теперь имя В.А. Дегтярёва. Меня принял Главный инженер А.К. Рухадзе. Побеседовали. Я был назначен мастером прессового цеха. Я тут же отправился посмотреть место своей будущей работы. Каково же было мое удивление, когда я увидел фактически пустое помещение без людей и оборудования. Начальник прессового цеха Корольков Д.М. сообщил мне, что все рабочие прессовщики и сварщики проходят обучение на Горьковском автозаводе».
Лебедев Всевлод Михайлович
Рузов Семен Лазоревич вспоминал: «Перед войной я работал на ГАЗе старшим мастером формовочного отделения литейного цеха. После второго ранения на Невской Дубровке я был признан ограниченно годными и был направлен на работу во Владимир. Было это в мае 1944 г. Остановился я на Всполье в общежитии ИТР и сразу пошел в отдел кадров, который находился рядом в одном из бараков. В отделе кадров мне предложили должность старшего мастера формовочно-плавильного участка литейного цеха. Литейный цех еще не был достроен до конца. Были возведены только стены и крыша. Пол пока оставался земляным. Вместо окон и дверей зияли проемы. Начальник цеха Ушанов заверил меня что цех скоро начнет быстро достраивается, а к осени будет поступать оборудование».
Рузов Семен Лазоревич
«За столом в цехе шасси сидит молодая табельщица. — Тов. Нестерова, скажите, сколько в мае было невыходов на работу? — спрашивает у нее начальник производственно-планового бюро тов. Порозов. У табельщицы полно-набитый хлебом рот. — Откуда я знаю, надо долго подсчитывать,— с трудом прожевывая пищу, грубо ответила она. В конторе все кропотливо работали. И пока начальник разговаривал с табельщицей, она, не переставая, ела. Такое поведение можно назвать не только плохим тоном, признаком некультурности, но и примером недисциплинированности на работе. Об отсутствии порядка на Тракторном заводе известно давно. На-днях мы побивали в цехах завода, где встретились с фактами грубого нарушения трудовой дисциплины. Прогулы, опоздания на работу, невыполнение приказов командиров — систематическое явление на завода. К фрезеровщику Пичугину подошел начальник отделения. — Какая деталь у вас поставлена на станок? Вместо того, чтобы внимательно выслушать вопрос начальника и вежливо ответить, рабочий повернулся спиной, махнул рукой и на ходу буркнул: - Да там дали какую-то... О чем, как не о расхлябанности свидетельствует этот факт? На заводе простаивает много оборудования. - Тов. Посейкина, у вас есть задание, почему вы не работаете? — спрашивает мастер. — И не буду работать вашими резцами. — Резцы хорошие. Немедленно выполняйте задание. Время идет. Посейкина стоит — ей не нравится работать отрезными резцами (?!). Недавно ночная смена мастера Корнилова простояла всю ночь. Люди безответственно отнеслись к делу. Мастер ушел в отпуск, не предупредив днем начальника отделения, а тов. Венцов, не зная об этом, оставил смену без задания. Сознательный рабочий, тем более коммунист, не гнушается никакой работой. Он выполняет всякую работу, которая нужна в данное время. Но не все это понимают на Тракторном заводе. Коммунисту, профоргу цеха сборки Кондратьевой нечего было делать. Начальник производства тов. Слуцкий предложил ей заняться очисткой деталей. Именно на этой детали создалось напряженное положение. — Что я, чернорабочая что-ли? Не мое это дело, — ответила та. Люди опаздывают на работу, раньше уходят со смены, уйма времени растрачивается в столовой, в ожидания заданий мастера, на бесцельное хождение по цехам. Бурный разговор произошел в нашем присутствии между главным металлургом тов. Фруминым и мастером монтажного цеха тов. Харламовым. — Где ваши рабочие? - спросил Фрумин. — В цехе. — Там кроме одного старика нет ни одного рабочего. — Тогда, значит, обедают... Но обед окончился час назад. Люди должны были быть на месте и работать, а они где-то гуляли. Неудивительно после этого, что монтажники работают через пень колоду и двое суток не могут установить формовочную машину в литейном цехе. На заводе нет ни часов, ни гудков. Поэтому в ремонтно-строительном цехе, например, начинают я кончают работу по... солнышку. Проходная будка пропускает и выпускает рабочих с завода в любое время. Бывают случаи, что человек уходит с завода никем незамеченным. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года запрещен самовольный уход рабочих и служащих с работы. Однако на заводе этот закон не соблюдается. В цехе шасси в мае и за первые дни июня прогуляло 12 человек. А сколько прогулов осталось незамеченными? Товарищ Сталин требует, чтобы все наши люди и все учреждения в тылу работали слаженно и четко, как хороший часовой механизм. Большинство рабочих завода сознает себя частицей этого механизма, трудится самоотверженно. Они сознают, что работают для фронта и всеми силами стремятся выполнить свой долг перед Родиной. Но приведенные выше факты говорят о том, что есть еще много любителей работать не спеша, не перевелись разгильдяи, рвачи. Они мешают созидательному труду коллектива. Дисциплина — это тот цемент, который скрепляет коллектив в одно целое. Недисциплинированность на производстве была нетерпима в мирное время, она преступна в дни войны. Партийная, профсоюзная и комсомольская организации до сих пор плохо занимались вопросами повышения трудовой дисциплины, воспитания рабочих и организацией социалистического соревнования. А в этом сейчас главное. А. Конькова Новые рекорды Григория Щелкунова Среди строителей Тракторного завода большой известностью пользуется знатный монтажник Григорий Щелкунов. Первые дни июня он ознаменовал новыми производственными успехами. В одном из цехов нужно было срочно установить фермы. Поручили эту работу Щелкунову. Он взялся выполнить задание на 150 процентов. Но, применив скоростные методы работы, стахановец установил пять ферм, вместо двух. Таким образом, задание было выполнено на 250 процентов. 11 июня ему поручили новую срочную работу. В этот день Щелкунов выполнил нормы на 428 процентов. И. Викторов» («Призыв» 14 июня 1944).
«О столовых Основным источником питания в то время были карточки - хлебная и продуктовая. Они делились ном по категориям: 400 г. хлеба - служащим, 700 г.- рабочим в механических цехах и 1000 г. литейщикам. А в продуктовой карточке - 1,5 кг. мяса, 2 кг. крупы и 1 кг. жиров на месяц. Карточки были разграфлены на маленькие купончики по нескольку граммов. Семейные люди отоваривали эту карточку в магазине всю сразу, а у обедающих в столовой каждый обеденный талон выстригали из карточки по купончику. Чтобы пообедать в столовой, часом не управишь ся никак: нужно отстоять очередь за талонами на обед, затем - очередь за хлебом, потом - чтобы занять место за столом, дождаться пока официантка заберет талоны и принесет обед. Иногда в вечерней смене, стоя в очереди, люди просто засыпали. Обед подавали в мисочках, сделанных из больших банок из-под американской тушенки. В них же подавали и чай. Трапеза наша состояла обычно из жиденьких щей и пшенной каши. Редко, но бывала и картошка, и американский омлет. Сидишь, бывало, за столом, ждешь обед, щиплешь хлебушек. Принесут обед, а хлебушка-то и нет. Ешь без него. А ложки? Ложка своя за голенищем сапога или в кармане. Забыл ложку - беда. Проси у кого-нибудь, да не каждый еще и даст. Помнится, пришел к нам в цех парторг завода Островский. Увидел у нас за голенищами ложки и говорит: - Ничего, ребята, скоро вы свои ложки выбросите! Мы просто засмеялись, до чего абсурдной показалась нам эта мысль. А потом открылась еще одна столовая в моторном корпусе. Здесь уже и очереди были поменьше, и ложки стали выдавать в обмен на пропуск. А начальство, кажется, начиная со старшего мастера, питалось по спецкарточкам «СП» в столовой здания заводоуправления. Как-то раза два ночью нас кормили в ней, правда, по нашей норме, но обслуживание там было на более высоком уровне. Потом, с отменой карточек, открылись столовые в кузнечном и литейном цехах. И пропали очереди, и пообедать мы могли за полчаса. Между прочим, в столовых РМЦ и кузнечном в 50-е годы свободно продавалось пиво. Было такое. Было и другое. Даже когда столовая была перегружена до отказа, к раздаче никого не подпускали. Обслуживали только официантки. А много позже, когда вроде культура людей поднялась на более высокий уровень, культура в столовых упала до предела. Нас заставили стоять с подносами в очередь к раздаче. Официантов ликвидировали, якобы ради удешевления обедов. Но я что-то не заметил этого. Да и многие не посчитались бы заплатить лишние копейки, лишь бы прийти в столовую, сесть за стол и культурно пообедать» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин).
«Успех молодых рабочих В литейном цехе Тракторного завода требовалось срочно поставить пути для конвейера. Эту работу взялась выполнить к 13 июня бригада мастера Шаляева. Не хватало материалов. Заданию грозил срыв. Тогда бригада решила заменить угловое железо полосовым. На это понадобилось много времени. Люди работали по 15—18 часов не выходя из цеха. С помощью лебедки и хорошо размещенных роликов, слесарь Петров избежал необходимости установки специальных устройств. Бригада выполнила задание в срок на 280 проц. Мастер Шалаев рассказывает: — На моем участке только 6 квалифицированных слесарей, остальные 29—новички. Казалось бы. трудно выполнить план. Но мне помогает правильная расстановка рабочей силы. Молодые рабочие прикрепляются и опытным слесарям и работают под их руководством и наблюдением. Это не только обогащает опыт молодежи, но и заставляет ее работать лучше. Особенно хорошо работают тт. Петров, Русов, Зотов, Алышев, Горохов. А. Конькова» («Призыв» 15 июня 1944). «Трудовым участием населения в воскреснике ускорим строительство Тракторного завода Перед коллективом Тракторного завода правительство поставило боевую задачу: в июле нынешнего года начать выпуск тракторов. К XXVII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции завод должен выпустить 250 тракторов. Внимание всех предприятий, организаций и населения города приковано сейчас к строительству завода: он составит нашу гордость и будет хорошим ответом на победы героической Красной Армии над фашистскими извергами. Наши стройки — дало всего советского народа. Тракторный завод будет построен в срок и, безусловно, с активным участием владимирцев. Партийно-хозяйственный актив города на своем совещании принял решение обратиться к рабочим, служащим, учащимся и домохозяйкам с призывом вложить долю своего труда в строительство. Организацией массовых воскресников населения ускорим строительство завода. Первый такой воскресник проводится 18 июня. Все рабочие и служащие, свободные от работы, учащиеся и домохозяйки приглашаются явиться в 7 часов 30 минут утра и зданию горкома партии. Отсюда все направятся на строительную площадку. Товарищи владимирцы! Своим трудовым участием в воскреснике поможем созданию нового завода — нашей красы и гордости. Этим мы внесем ценный вклад в дело окончательного разгрома врага. Все на воскресник! Нет технической документации По плану мы должны к 1 ноября закончить строительство моторного корпуса Тракторного завода. К работе давно пора приступать, но завод до сих пор не обеспечил нас технической документацией. Кирпичная кладка задерживается, а из-за этого других строительных работ мы проводить не можем. Из-за отсутствия технической документации неизбежно получаются переделки. Так, недавно при установке прогонов по металлическим фермам кирпичных столбов пришлось работу переделать. Безразличное отношение завода к технической документации ставит строительство цеха под угрозу срыва. С. Лимонов, начальник 1 участка строительства По-фронтовому... — Слышали, ребята, наш-то Данилов опять на первое место в соревновании вышел? — Говорят, рекорд поставил. — Да, его бригада работает молодцом. Шутка ли, выполнить план на 324 процента. Замечания справедливы: бригада Данилова на Тракторном работает по-боевому. В апреле ей присвоили звание фронтовой. Эта победа окрылила молодых производственников. — Будем драться в тылу так же, как наши отцы и братья — на фронте. Котельно-сварочный цех, где работает бригада, из-за транспорта ощущает недостаток в материалах. Два человека не в состоянии вручную обеспечить цех материалами. Тогда на помощь приходит фронтовая бригада. — Айда, товарищи, за материалами! Не хватает оборудования, мало сверлильных станков. И тут славный коллектив Данилова выходит из положения: не считаясь с отдыхом и временем, молодежь остается после смены в производстве и доделывает то, что цех не мог сделать в течение дня. Сам тов. Данилов — квалифицированный рабочий. В короткий срок он обучил молодых рабочих, привил бывшим юным колхозникам любовь к производству. А. Конькова» («Призыв», 17 июня 1944). «На Тракторном заводе проводится художественное оформление цехов. Прибывший недавно из Иванова художник В. Пахров хорошо исполнил три больших портрета великого полководца Маршала Советского Союза товарища Сталина. Горожане на воскреснике Воскресное утро. Улицы города необыкновенно оживлены. К зданию горкома партии со всех сторон с песнями подходят рабочие и служащие. К 8 часам утра их собралось свыше 1.000 человек. Выстроившись в стройные колонны, владимирцы двинулись к Тракторному заводу на первый в этом году воскресник. По пути к них примкнули еще десятки горожан. В прошлом году владимирцы рыли здесь котлованы, а теперь на пустыре выросли огромные корпуса. Завод дышит, завод работает, скоро он выпустит первые тракторы. Работать начали дружно. Каждая организация получила свой участок, норму. У кузнечного цеха люди производили нивелировку (выравнивание) площадки. Земляной вал с каждой минутой становился меньше. Прохода по участкам, мы невольно залюбовались работой студентов механического техникума. Сильные, закаленные юноши Христов, Баканов, Шмонин, Архипов и другие работали энергпчно, горячо. Коллектив мастерской Иппошива разделился на две бригады. С первой же минуты работы между ними возникло соревнование. Одну из бригад возглавляла секретарь комсомольской организации тов. Воронина, энергичная, живая. Она подзадоривала всех: — Зина, Юля, огонька не видно, работайте как Катя Гулина. И бригада показала замечательные образцы труда. Катя Гулина на вид подросток. Но за ней так никто и не мог угнаться. Значительно перевыполнил норму коллектив ОЗПО. На славу работали женщины тт. Салтыкова, Голубкова, Орлова, Кузьмина, Макарова. Они не уступали в силе и ловкости мужчинам. Коллективы химического техникума, фельдшерско-акушерской школы выгрузили и перевезли 100 тонн металла. Работники Госбанка, мельзавода были заняты на уборке шлака от линии железной дороги. Рабочие ликеро-водочного завода заштабелевали 150 тонн угля. В 2 часа дня — на час раньше срока — работы были закончены. Воскресник показал, что владимирцы глубоко заинтересованы в судьбе завода. Они готовы в любую минуту придти ему на помощь. Надо полагать, что первый воскресник будет не последним. Руководителям Тракторного завода надо лучше готовиться к приему горожан, четко организовывать их труд на воскресниках. А. Конькова Большая помощь заводу (Беседа с главным инженером Тракторного завода тов. А.К. Рухадзе) Участники первого в этом году воскресника работали, главным образом, на приведении в порядок и перевозке отливок деталей тракторов. За 4 часа 120 человек перевезли более 150 тонн литья. Другая труппа заштабелевала 100 тонн угля. Как одну из наиболее существенных работ нужно ответить подготовку площади под склад металла. Трудящиеся города проделали большую работу, оказали существенную помощь заводу. Хочется отметить особенно хорошую работу коллективов механического и сельскохозяйственного техникумов, фельдшерско-акушерской школы. Они работали дружно и производительно» («Призыв», 20 июня 1944). «На Тракторном заводе наступил напряженный предпусковой период. Дорога каждая минута, дорог каждый лишний рабочий на стройке. Сознавая все значение строящегося тракторного завода, колхозники ближайших колхозов решили оказать трудовую помощь стройке. Позавчера на строительную площадку завода прибыла первая группа колхозников Богословского, Сеславского, Красносельского, Спасского, Семязинского и др. сельсоветов. Колхозники прибыли со своим инструментом и в тот же день приступили к работе. Колхозным бригадам были отведены определенные участки, установлены нормы. Сразу же между бригадами завязалось соревнование за досрочное выполнение заданий. Отличных результатов добилась бригада Сеславского колхоза им. Ворошилова. За 6 часов они выполнили норму на земляных работах на 122 проц. Хороших результатов достиг и ряд других бригад. Например, бригада тов. Деминой из Нежитинского колхоза «Путь к социализму», Богословского сельсовета, состоящая из 11 человек, перевыполнила нормы на 4 кубометра. Бригады колхозников были заняты на планировке строительных площадок. Большинство бригад выполнило и перевыполнило задания. За 6 часов 286 колхозников вынули и перенесли 395 кубометров земли. Колхозники проработают на стройке четыре дня. Они внесут большой вклад в строительство Тракторного завода. На-днях на строительной площадке Тракторного завода состоялся второй воскресник, в котором приняли участие около 400 рабочих городских предприятий. Они были заняты на земляных работах: разравнивании строительных площадок и подъездных путей» («Призыв» 25 июня 1944).
Летом 1944 г. действующим на территории завода был только один корпус (корпус №3), и инструментальный цех на территории завода №328, где сейчас завод «Электроприбор». В корпусе №3 (в дальнейшем цех шестерен и термический цех) вдоль западной стены располагалась термичка. За ней ЦИС. Потом кузница, где пленные румыны клепали колеса. А дальше в тамбуре ворот располагались два стенда для испытания моторов. Вдоль стены термички был моторный цех, который состоял из механического участка и отгороженного легкой перегородкой сборочного участка. Далее шли линии цеха шасси, а в конце линий примостились 2-3 одношпиндельных автомата «Индекс» и столько же прессов. Это были участок нормалей и прессовый участок.
«Александр Николаевич Афанасьев: - Я работал на заводе почти со дня его основания. В корпусе было сразу три цеха - цех шестерен, термический и цех коробки скоростей. Я обрабатывал и налаживал станки для различных шестерен к трактору «Универсал». Помню, придем на работу, a в цехе все замерзло - и масло, и эмульсия. Приходилось все отогревать, разжигали костры прямо в цехе. После этого нас было не отличить, все на одно лицо - черные, чумазые. У нас была молодежная бригада, где я работал бригадиром. Мы все вместе учились, повышали квалификацию, всегда выполняли и перевыполняли план. При этом качество деталей всегда было отменное. Часто проводили субботники, воскресники, которые сближали нас и где мы чувствовали локоть друг друга. Это было золотое время!»
4 июля 1944 года свыше 1100 рабочих Грамзавода и «Автоприбора» приняли участие в массовом воскреснике на строительстве Тракторного завода. «… руководители строительства – начальник ОСМУ-5 Денисов и секретарь партбюро тов. Глебов снова плохо подготовились к приему участников воскресника. На работе опять не было воды. Люди, пренебрегая жаждой, работали пять часов под солнцем, но нормы перевыполнили. Секретарь партбюро «Автоприбора» тов. Челноков, председатель завкома тов. Галин, комсорг ЦК ВЛКСМ Сучкова вместо того, чтобы быть примером трудового энтузиазма для всех участников воскресника, блистательно отсутствовали. Этим самоустранением руководители партийно-профсоюзных организаций «Автоприбора» показали свое отношение к важнейшим задачам Владимирской парторганизации.
Участок нормалей. Дальше вдоль окон разместился участок сборки тракторов. Моторы собирались на 3-х металлических столах, а сборка тракторов производилась на деревянных козлах. Бригадир комсомольской бригады Тукмаков Е. за сборкой мотора.
В середине лета 1944 года на ВТЗ прибыла большая группа выпускников высших технических учебных заведений страны. Эти инженеры стали костяком руководителей производственных участков в цехах, технических бюро отделов и служб завода. Среди них были выпускники МВТУ им. Баумана: Ю.М. Полукаров, В.М. Качаев, Н.Г. Гришина, Н.Ф. Бочаров, Б. Любимов, и Бежицкого механико-машиностроительного института: Г.Л. Андрюшкин, Р.И. Зубарева, Н.С. Докиль, А.В. Зуев, Е.П. Качаева. В отдел главного металлурга прибыла на должность ведущего инженера И.К. Петрова, в ЦИЛ – Л.А. Рябова, в ОГТ появились молодые техники, среди них – Т.Е. Тарасова, А.В. Куликова. Позднее из Омска приехали молодые техники – Г.Ф. Петрова, Н. Ломтева.
Из армии летом 1944 года демобилизовались М.Ф. Бакунов, принятый на должность заместителя начальника ОТК завода, и М.К. Чуфарин – на должность заместителя начальника инструментального цеха (11 декабря 1944 года был назначен начальником моторного цеха).
Чуфарин Михаил Кузмич вспоминал: «Ранним утром 25 июня 1944 г. поезд Москва – Горький прибыл на станцию Владимир. Я вышел на привокзальную площадь. После ночного дождя грязная площадь была вся заполнена военными. У местных жителей пытаюсь узнать где находится тракторный завод. О таком заводе никто не слышал. Только в военной комендатуре сказали, что завод еще только строится и находится в районе Всполья по Юрьевскому шоссе. Через центр города иду на Всполье. За чертой города сразу после городской свалки слева от дороги стоит несколько новых трехэтажных домов. Далее дорога резко поворачивает вправо, и передо мной появляются заводские кирпичные корпуса. В конце дороги стояла маленькая проходная, от которой направо и налево тянулось метров по десять деревянного забора. Я был с ног до головы забрызган грязью от проезжающих автомобилей. Приведя себя в порядок, направился в третий корпус, где на 3 этаже размещался кабинет директора. Директор завода Буров А.Н. и парторг ЦК Денисов А.И. приняли меня радушно. Я рассказал о своей работе на Горьковском Автозаводе, о службе в армии. Александр Николаевич сказал, что на этапе освоения производства «Универсала» особая роль отводится производству инструмента, приспособлений и оснастки.
Чуфарин Михаил Кузмич, 1913 года рождения, начальник моторного цеха Владимирского тракторного завода, член ВКП(б).
26 июня 1944 г. вышел приказ о моем назначении заместителем начальника инструментального цеха. Цех находился тогда на производственной площадке №328, там, где теперь находится завод «Электроприбор». На этой площадке располагались в то время вспомогательные цеха завода: инструментальный, модельный, котельно-сварочный (будущий цех нестандартного оборудования), ремонтно-строительный и некоторые мелкие подразделения. Там же была школа ФЗО (РУ7) которая готовила кадры для завода. Инструментальный цех занимал единственное на площадке двухэтажное здание. На первом этаже размещались участки режущего инструмента и приспособлений, на втором – участок измерительного инструмента и классы школы ФЗО».
«Не готовят жилища к зиме («Призыв» 5 июля 1944) Прошлая зима была теплой, но временами морозы доходили до 30 градусов. Тогда рабочие Тракторного завода, придя домой, ложились на кровать и на себя накладывали матрацы, чтобы согреться в неотапливаемом помещении. Но к зиме, как и в прошлом году, на заводе не готовятся. Прошел июнь, а запасов топлива нет ни в жилищно-коммунальном отделе, ни на промплощадке. Рабочий поселок по улице Всполье имеет центральное отопление. Но это отопление плохо обогревает. Дело в том, что количество котлов, установленных в котельной, недостаточно. Прошлой зимой приступили было к монтажу недостающего котла, установили фундаменты, но на этом и успокоились. Дом № 14 полностью еще не отстроен, зимой в нем жить нельзя, двери не отеплены, всюду сквозит ветер. Светопроводка не закончена, на кухне совсем нет освещения. О культуре поселка жилищно-коммунальный отдел совершенно не заботится. Посадили несколько кустов акации, но за ними никто не ухаживает. В конце поселка имеется единственный радиорепродуктор. В квартирах нет часов, радио тоже не работает. Никто на заводе не заботится о проведении в порядок дорог. Осенью опять невозможно будет ни проехать, ни пройти. Для пешеходов можно сделать дорожку из шлака, которого у котельной лежит огромная куча». «Лето не ждет («Призыв» 13 июля 1944). На стройке Тракторного не готовятся к зиме. Чем занимается коммунально-бытовой отдел нa стройке Тракторного завода, возглавляемый тов. Савиновым? Ответ простой — ничем, если не считать те беспорядочные переселения, которые приходится наблюдать в последнее время. Вопросы отопления, приготовления кипятка, освещения, почты, охраны имущества жильцов, чистоты, уюта в бараках, наружного благоустройства поселка отдел не интересуют. Если теперь не требуется отапливать общежития, то не далек отопительный сезон. Подготовки же к нему нет. О ремонте бараков, который откладывали до лета, видимо, забыли. А ведь лето не ждет. В общежитиях нет освещения, в коридорах — грязь. Отсутствует инвентарь — тумбочки, табуретки, платяные шкафы. Не работает прачечная. Начали было в поселке устраивать шлаковые дорожки, но остановились наполовине. Попробуйте осенью пройти из бараков в уборную! Вы рискуете увязнуть в грязи. Безобразно обстоит дело с почтой. Комендант Веденеева не хочет даже принять почтовую корреспонденцию для рабочих от письмоносца. Ссылается, что она не может дежурить и ждать почты. А добрый совет — повесить ящик для почты — почему то не может исполнить. Руководителям стройки пора перестроить работу коммунально-бытового отдела».
В июле 1944 года на Владимирском тракторном заводе, который еще только строился, уже шла работа над выпуском первых тракторов. «Тракторный завод в этом месяце (июле) должен выпустить первые 5 тракторов. Однако график изготовления деталей тракторов выполняется медленно. Цех шасси, например, должен изготовить в июле 253 детали, но на 12 число дал лишь 64, прессовый цех из 279 деталей изготовил 61. Это внушает опасение – будут ли своевременно выпущены тракторы? Причина неудовлетворительной работы этих цехов объясняется низкой дисциплиной, плохой организацией труда. Цех шасси – один из крупных и ведущих на заводе. И беспорядков здесь больше чем где-либо. На-днях мы застали в цехе такую картину: в одиночку и группами люди праздно прохаживались по цеху, словно по бульвару. Автоматчик Алексей Юхлин – взрослый парень, бегал по цеху за новичком; догнав, он ударил его. Отшлепав одного, он подобрал с пола промасленную тряпку и сунул ею в лицо наладчику Леше Романову, который работал в это время. Примерно так же ведет себя молодой рабочий Пименов. Так дезорганизаторы производства и сами не работают и другим мешают. Однако никто с дезорганизаторами и хулиганами не борется. Серьезная воспитательная работа в цехе подменена администрированием. Борьба за укрепление трудовой дисциплины ведется исключительно репрессивными мерами. На-днях начальник цеха Якобсон объявил строгий выговор 48 рабочим. Якобсон не рискует дать срочное задание рабочему, не пообещав талон на водку или ордер на промтовары. Эта вредная система никак не содействует укреплению трудовой государственной дисциплины. У многих нет постоянного рабочего места. Рабочих перебрасывают от станка к станку. А когда нет определенного места – нет и заботы о станке. К оборудованию, к инструменту в цехе – варварское отношение. Вот стоит красивая и дорогостоящая машина, а у ней разбиты края камня. Инструменты хранить негде, они пропадают. Комплекты приспособлений разбросаны по цеху. Молодых рабочих учат, потом переучивают и по 8-9 месяцев они считаются учениками. Вот, к примеру, Комолова – квалифицированный токарь, ее прислали на Тракторный, как лучшую стахановку, с Ковровского завода, а здесь она – ученица. Мы подошли к Блинову, юноше лет 16. С него пот градом льется. - Ничего не получается,- чуть не плача рассказывает молодой рабочий. – Не знаю, как пользоваться микрометром. Показать некому. Бьюсь целый день и толку нет. Молодых рабочих не учат. Они, как и тов. Блинов, варятся в собственном соку. Табельная служба на заводе организована очень плохо. Когда угодно можно уйти и прийти на завод. В цех может войти любой человек с любыми намерениями. При нас в цех въехала грузовая машина. Это прибыл начальник цеха Грамзавода со своими рабочими, чтобы наладить бесцентрово-шлифовальные станки. Бригада работала полдня и никто не поинтересовался – откуда они, зачем здесь. Нормы выработки не доведены до рабочих. Результаты своего труда они не видят. По 30-40 минут уходит ежедневно на ожидание заданий. Цех шасси выпускает много брака, грубо обрабатывает детали. Много нервов пришлось попортить начальнику сборочного цеха тов. Яковлеву, когда он собирал моторы – детали из цеха шасси шли бракованные. В июля сборщики должны собрать 15 моторов, пока не сделали ни одного – детали не поступают. «Призыв» не первый раз пишет о вопиющих недостатках на заводе, о расхлябанности, об отсутствии твердой дисциплины, но серьезных мер к устранению их дирекция завода не принимает. Когда же директор завода тов. Буров наведет порядок в своем хозяйстве?» («Призыв» 16 июля 1944).
«В двадцатых числах июля в сборочном цехе Тракторного завода наступили напряженные дни: началась сборка первых тракторов. 24 июля ночью из цеха вышла первая машина. Вчера на заводе закончилась сборка пятого трактора. Таким образом, поставленная правительством перед заводом задача – дать в июле 5 тракторов – выполнена. В эти напряженные дни начальник цеха сборки Барышников, старший бригадир Ухалов, слесарь Садовников, бригадир Зюзин, мастер Афонин и десятки других людей, чтобы выполнить в срок задание правительства, работали по нескольку суток кряду, не выходя из цеха. Проведенные заводские испытания тракторов дали положительные результаты. В ближайшие дни тракторы будут испытаны в поле. Первые пять тракторов завод выпустил с помощью Горьковского автозавода имени Молотова и Ленинградского Кировского завода. В августе перед заводом стоит еще более ответственная задача – дать 25 тракторов, сделав их исключительно своими силами, без помощи других предприятий» («Призыв» 30 июля 1944).
В июле из комплектов, присланных с ленинградского Кировского завода, были собраны первые 5 тракторов: три трактора модели «Универсал-2» - 22 л.с. и два трактора модели «НАТИ-У2» (бензиновый двигатель и коробка передач с автомобиля ГАЗ). Пропашные тракторы «Универсал-2» - простые в устройстве, не имевшие кабины и шин, с керосиновым карбюраторным двигателем мощностью 22 лошадиные силы. «У-2» был модификацией пропашного трактора «Универсал» с расставленными передними колесами (для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур). Трактора направлены на Госиспытания. Победили трактора модели «Универсал-2». Первые «Универсалы», собранные в июле 1944 года, были «гибридами». Они представляли собой причудливую смесь узлов тракторных и автомобильных. Конструкция этой машины включала раму, ходовую часть, топливный бак и сиденье тракториста с трактора У-2, выпускавшегося до Великой Отечественной войны ленинградским Кировским заводом. Двигатель был бензиновый, спроектированный НАТИ специально для этого трактора. Трансмиссия состояла из автомобильных узлов, выпускавшихся в то время Горьковским автозаводом. Борис Иванович Алисанов был на Кировском заводе ведущим инженером по тракторам. Его называли так: — Хозяин «Универсала». Потом он переехал на ВТЗ и стал заместителем главного конструктора. Рассказывал он об «Универсале» в самых теплых тонах. — Наш трактор УН был более модернизирован. Мы с ним долго возились и нянчились, многое перерабатывали. Это — работящая лошадка для сельского хозяйства, безотказная. Трактор в ремонте неприхотлив. Его можно залатать в борозде, в любой обстановке. Недостаток у него — керосиновый двигатель. Да и то сказать — в то время другого топлива не было, только керосин. Так что в недостатке оказалось и преимущество этой машины. Александр Николаевич Буров решил поехать к наркому среднего машиностроения С. Акопову. В официальном пуске завода были свои минусы и плюсы.
Накануне в кабинете директора состоялась жаркая дискуссия по этому поводу. Главный аргумент противников - будет спущен жесткий план, который из месяца в месяц потребует наращивания выпуска тракторов, а возможности для этого у коллектива еще зыбкие. Главные доводы сторонников - другим станет снабжение завода сырьем и материалами, изменится статус предприятия.
План по тракторам Бурова не пугал, он понимал, что это будет подтягивать людей, заставит их ответственней относиться к работе. Необходимость наращивания выпуска продукции Владимирским тракторным заводом подстегнет и родной наркомат, и другие министерства. «Плюсы», по его мнению, явно перевешивали.
Нарком на этот раз холодно отнесся к инициативе директора ВТЗ. Он спросил только: «Главный конвейер когда запускаете?». Услышав, что в феврале-марте следующего года, отрезал: «Вот тогда и будем говорить об официальном пуске завода». А потом поняв, что перегнул палку, добавил: «Александр Николаевич, план вы не вытащите. У нас ведь как: раз завод заработал, значит три шкуры с него драть надо. Давайте не будем торопиться, вам еще строить и строить».
Уже возвращаясь во Владимир, Буров понял, что Акопов не захотел усложнять свое положение, да и жизнь директора ВТЗ тоже. Тем более, в эти военные годы и от наркома, и от руководителя предприятия в иные дни мало что зависело. Но об этом в коллективе говорить не стоило. Надо было работать.
Трактор «Универсал У-2» Памятник первому владимирскому трактору. Стоял на территории Владимирского тракторного завода. Автор: Игорь Михалев Трактор увезен в Чебоксарский Научно-технический музей истории трактора.
«Администрация Тракторного завода организовала рейсы автобуса от Золотых ворот до завода и обратно для перевозки рабочих, живущих далеко. Это очень хорошее дело, но люди, видимо, больше интересовались коммерческой стороной, а не созданием удобств для рабочих и служащих. Плата за проезд установлена в 2 рубля в один конец. Выходит, что за проезд на работу и обратно рабочий должен заплатить 4 рубля. В месяц это составит 100 рублей и больше. Не дорого ли?» («Призыв», 3 авг. 1944).
Козлов Федор Васильевич
Козлов Федор Васильевич вспоминал: «Весной 1944 г. к нам на Горьковский Автозавод приехал Главный инженер Владимирского тракторного завода А.К. Рухадзе. Он привез приказ заместителя министра автотракторного машиностроения П.С. Кучумова о моем направлении на шестимесячную командировку на строящийся во Владимире тракторный завод для оказания технической помощи в организации модельного производства. Во Владимире Рухадзе представил меня директору завода А.Н. Бурову и по согласованию с ним я был оформлен начальником модельного цеха. Модельная мастерская находилась недалеко от остановки Всполье. Первая же работа выявила техническую безграмотность моих рабочих. Читать чертежи они не умели. Решили организовать техническую учебу. Через день начали оставаться на два часа после работы, вскоре рабочие смогли самостоятельно выполнять простые задания. В конце августа 1944 г. нашему коллективу в корпусе №1 была предоставлена площадь для организации модельного цеха».
Кузнечный цех
В августе 1944 г. начат монтаж оборудования в первом пролете кузнечного цеха. Ведется монтаж оборудования в корпусах №1 и 3.
Готовые трактора сходят с конвейера Владимирского тракторного завода, 1944 г.
«Самозабвенный труд конструкторов. В июле 1944 г. перед коллективом отдела главного технолога Тракторного завода была поставлена трудная и ответственная задача: закончить проектирование приспособлений, штампов, мерительного и режущего инструментов, а также вести монтаж оборудования и по обходной технологии изготовлять детали трактора. Многим, даже опытным инженерам, казалось, что этот объем работы невыполним, так как большинство конструкторов и технологов отдела состоит из молодых специалистов, с которыми надо еще очень много заниматься, растить их, чтобы они могли самостоятельно выполнить эту работу. Решено было сочетать практическую работу с учебой молодых специалистов. Составили графики и приступили к работе. Много трудностей, неполадок было на пути, но одно желание – выполнить в срок задание партии и правительства придавало людям силы, уверенность, и конструкторы с технологами, не считаясь с временем, работали каждый за двоих и за троих, отвечая своим трудом на героические успехи Красной Армии. Образцы хорошего отношения к труду проявили тт. Комолов, Сазонова, Лазарева, Лебедева, Довженко, Фатеев, Комиссарова, Варегина, Коломина и многие другие молодые специалисты и ведущие работники отделов. В результате отдел главного технолога перевыполнил июльский план. Хорошая работа конструкторов оказала существенное влияние на состояние подготовки производства Тракторного завода. Вас. Емелин, старший конструктор центрального конструкторского бюро завода».
«Приказ есть, а дела нет. ОРС Тракторного завода должен заложить на хранение 1790 тонн картофеля и овощей. В настоящее время хранилищ имеется: на 400 тонн во Владимире и на 300 тонн в Суздале. Недостает таким образом помещений на 1090 тонн. Для засолки овощей требуется тары на 460 тонн, имеется дошников на 170 тонн. Чтобы покрыть недостаток в помещениях, решено построить подвалы в подсобных корпусах завода на 400 тонн и в доме № 13 на Всполье на 150 тонн. Кроме того, в корпусе, предназначавшемся под гараж, намечено построить цементно-бетонные дошники общей емкостью в 700 кубометров. На все это есть приказ директора завода. Нет только самого главного – дела. К работе по постройке до сих пор не приступлено. И есть основание опасаться, что к приему овощей ОРС завода окажется совершенно неподготовленным. Жилища Тракторного завода по-прежнему не готовятся к зиме Бытовые условия рабочих тесно связаны с выполнением производственной программы предприятия. Эта простая истина не должна до сознания руководителей жилищно-коммунального отдела Тракторного завода. Лето идет к концу, а благоустройство заводских рабочих поселков «Всполье» и им. Осипенко еще не начиналось. Даже сейчас, при малейшем дожде, на площадях поселков непролазная грязь. Осенью здесь совсем нельзя будет пройти. На весь поселок «Всполье» есть только одна уборная, мало помоек и мусорных ящиков. Это еще больше способствует загрязнению поселков. Общежития полностью не оборудованы. Не хватает столов, стульев, бачков для воды, нет помещения для стирки белья. К зиме жилища не подготовлены. Оконные рамы и двери не пригнаны к коробкам, не проверяется система центрального отопления, не все благополучно с топливом. В прошлые зимы из-за отсутствия топлива, плохой пригонки окон и дверей, неисправности отопительной системы в домах поселка «Всполье» температура падала до 6-8 градусов тепла, а иногда – до 2-4. То же самое может повториться и наступающей зимой. Подрядчик Тракторного завода по строительству – стройуправление № 5 очень недобросовестно строит дома в поселке. Комиссия же завода принимает дома в эксплуатацию со многими крупными недоделками (отсутствуют водосточные трубы, не в порядке центральное отопление, уборные в квартирах не оборудованы, оконные рамы и двери по своим размерам не подходят к коробкам). В приемных актах оговорок об этих недоделках не делается, завод на основании актов полностью платит стройуправлению деньги и, в результате, недоделки остаются неисправленными» («Призыв» 13 авг. 1944).
В августе 1944 г. образована Владимирская область. Газета «Тракторостроитель». 22 июля 1943 года состоялось заседание бюро парткома завода, на котором рассматривался вопрос о первом номере стенной газеты «Трактор». Эпштейн Яков Израйлевич, директор строящегося завода, высказал мысль, что выпускать в свет этот номер газеты не следует, так как она не хорошо и безграмотно оформлена. «Я предлагаю выпускать печатную газету - заводскую многотиражку, типа «Молний», а стенгазеты выпускать по цехам и отделам». Предложение сочли дельным, и оно всем членам бюро пришлось по душе. Постановление вынесли такое: «Поручить т. Блинову (руководитель агитколлектива завода) связаться с т. Бакановым (ответственным редактором «Призыва») и решить вопрос о выпуске многотиражки». Прошел, однако, год, прежде чем идея нашла свое материальное воплощение. 12 августа 1944 годарабочие ВТЗ получили первый номер собственной газеты, названной «Тракторостроитель». Она стала органом партбюро завода, заводского комитета профсоюза и заводоуправления. Редколлегия формально состояла из 5 человек. Любовицкий Станислав Мечиславович, редактор газеты (образование средне-техническое, начальник котельно-сварочного цеха, член партии с 1941 года. Имел опыт работы в течение 2,5 лет в многотиражной газете Ковровского машиностроительного завода). Малыгин, начальник отделения моторного цеха. Флюков, зам. главного инженера Данилов, секретарь партбюро цеха. Швейко, работница подсобного хозяйства. Фактически, кроме самого редактора, участвовали в работе редакции Малыгин и изредка Флюков. Тяжеловато приходилось Любовицкому. Совместительство отвлекало его от основной работы в качестве начальника цеха, и в то же время не давало ему возможности заняться новорожденным детищем, делать газету злободневной. Первое время редакция даже не имела своего помещения. Оперативный штаб ее работал в кабинете главного механика. Печаталась многотиражка в областной типографии. Отношение к новой газете было неважное. Часто выпуск ее срывался. О еженедельном выходе не могло быть и речи. За период с августа по конец 1944 г. увидело свет только 9 номеров газеты общим тиражом в 1000 экз. Многотиражку не обошел вниманием и Владимирский ГК ВКП(б). Обсудив бедственное положение газеты «Тракторостроитель», он вынес 17 ноября 1944 года постановление: «В срок до 1 декабря создать нормальные условия для работы редакции…, систематически руководить ее работой, сделав газету коллективным организатором в борьбе за производственные успехи завода».
В августе 1944 г. на завод прибыла большая группа молодых специалистов – выпускников ВУЗов и техникумов. Среди них: ИС. Докиль - выпускник Бежицкого машиностроительного института.
Зубарева Раиса Михайловна - выпускница Бежицкого машиностроительного института, поступила работать конструктором отдела Главного механика. Зуев Александр Васильевич – выпускник Бежицкого машиностроительного института будущий главный технолог в 50-х. Качаев Виктор Матвеевич – выпускник МВТУ им. Баумана Бурова (Манова) Татьяна Алексеевна, 1923 года рождения, выпускница Авиамеханического техникума, старший конструктор отдела главного технолога Владимирского тракторного завода, беспартийная.
«НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ В первых числах августа 1944 года с направлением Судогодского райкома комсомола я, деревенский паренек, переступил порог кабинета комсорга ЦК ВЛКСМ на Владимирском тракторном заводе от Сергея Сарапина. Кабинет этот представлял собой маленькую комнатушку в 2-х этажном деревянном домике в поселке Всполье. Здесь располагался и отдел кадров и другие подразделения завода. А сам поселок был на некотором удалении от города и состоял из нескольких кирпичных домов, стоящих вдоль Юрьевской дороги, за которыми находился этот “штабной” домик, а дальше - более десятка
деревянных бараков. «Хорошо. Рабочие, тем более комсомольцы, нам нужны!» - встретил меня С. Сарапин. Спросил, кем я хотел работать, а потом предложил идти на сборку моторов. И пошли мы смотреть завод: по тропинке через картофельное поле, через маленькую тесовую проходную. Называлось предприятие тогда «Завод номер 303». Территория вся была изрыта траншеями, завалена горами земли. По деревянным настилам мы обошли всю стройку. Кругом тарахтели тракторы, натужно взвывали автомашины. И повсюду были люди. Они копошились и на земле, и на стенах, и на крышах строящихся корпусов. Среди них было немало пленных немцев. Но большинство, конечно, были свои, мобилизованные со всей Ивановской области (Владимир тогда входил в ее состав). Разоренным муравейником предстал передо мной «завод из заводов», каким обрисовал мне его будущее С. Сарапин. А под крышей к тому времени было уже 2-3 корпуса. В литейном третьем немцы мостили полы, монтировали вагранки. Возводились стены кузнечного корпуса и компрессорной. На месте прессового цеха возвышались только металлические колонны каркаса. Стройка велась круглые сутки. Поздними вечерами всполохи электросварки освещали плывущие облака и доходили до центра города. Действующими же в то время был только один корпус на этой территории, да инструментальный цех на территории завода под номером 328, где сейчас завод «Электроприбор». Обойдя строительную площадку, пришли мы в действующий корпус к начальнику моторного цеха
В.Н. Кузнецову. Предложил он мне работать разметчиком, но по совету Сарапина я пожелал стать слесарем-сборщиком. На том и порешили. В тот же день, даже без паспорта, по свидетельству о рождении я был оформлен на работу.
ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ 4 августа 1944 года, я пришел рабочим на завод 303. А завод этот размещался в одном теперешнем корпусе цеха шестерен. Здесь вдоль западной стороны (где и сейчас), за стеной, расположилась термичка, за ней центральный заводской инструментальный склад, потом кузница, где пленные румыны клепали колеса, а ободья к ним в другом уголке гнули пленные немцы. Колеса были целиком металлические, с шипами. А дальше, в тамбуре ворот, располагались два стенда для испытания моторов. Вдоль стены термички был моторный цех, который состоял из механического участка и отгороженного легкой перегородкой участка сборки моторов. Дальше шли линии цеха шасси, а в конце их примостились 2 или 3 одношпиндельных автомата «Индекс» и столько же прессов. Это была основа будущих автоматного и прессового цехов. Дальше, вдоль окон, разместился участок сборки тракторов. Определили меня в бригаду узловой сборки, где бригадиром был общительный парень с Ямской улицы Анатолий (Тошка) Голышев. Был он немного постарше меня, но успел поработать на ВЗПО и теперь передавал мне свой опыт. Потом он проделал путь до старшего мастера, а где-то в 50-х годах уволился с завода. Мастером же был молодой, жизнерадостный москвич с пересыльного пункта после ранения - Михаил Романов. До войны был он, как мне кажется, оперным артистом. В офицерской шинели ходил по участку, пританцовывая и напевая куплеты: «Дядя Ваня хороший и пригожий» или: «О, Роз Мери, о Мери, о, как вы загорели». Старшим мастером участка работал ленинградец с Кировского завода. Худощавый, уже с сединой, К.Я. Яковлев старался навести в нашем, еще не сложившемся хозяйстве порядок и дисциплину, как на «Кировском». Помнится такой случай. Инструментом нас, в основном, снабжали американцы. Это и отличные накидные ключи, и уложенные в деревянные пенальчики метчики и сверла. Но вот однажды, не знаю откуда, попала партия сверл из сплошной спирали без хвостовика. Крошились они, как сухари. Попробовал я сверлить ими, бросил и сел на верстак. - Почему не работаешь? - подошел ко мне Яковлев. - Сверла не годятся, ломаются, - отвечаю. - А я говорю, сверли! Это повторилось несколько раз. - Пойдем, сверли при мне! - закончил он. Пошли к станку. Он встал рядом. Я старался сверлить с большой осторожностью, но сверло все равно сломалось. Он молча ушел, потом принес мне нормальное сверло, и я приступил к работе. Эпизод этот больно задел его самолюбие, и он долго не мог простить мне этого. Узловая сборка велась на верстаках, а сами моторы собирались на 3-х металлических столах. У каждого работала бригада из 3-4 человек. Все они были присланы пересыльным пунктом, после ранения. Первые моторы собирались в основном из деталей, привезенных с Кировского завода, но кое-что из мелочишки стало поступать и свое. Качество у таких деталей - приблизительное, да и кировские не всегда были кондиционными. Много времени шло на их подгонку. Поэтому на сборку каждого мотора уходила почти неделя. Помню, в первом номере вышедшей в середине августа газеты «Тракторостроитель» ставилась производственная задача - собрать за месяц 30 моторов, но собрали, наверное, только половину. Каждый собранный мотор воспринимался как праздник. Всем участком, а это 10-12 человек, кувыркали этот мотор со стола на тележку и везли в тамбур ворот, а там уже вручную ставили на испытательный стенд. Руководила нами молодой инженер Женя Стефанова, впоследствии ведущий конструктор Евгения Павловна Качаева. Испытанный мотор также торжественно везли на тележке на сборку тракторов, собирались которые на деревянных козлах. Наступила зима, и в корпусе стало довольно прохладно. А в термичке были уже в работе две напольные печи. Когда случался простой, мы пристраивались на ящиках у этих печей и дремали. Мастер знал, где нас найти, если подвезут детали. Но главным местом обогрева считалась кузница. Она была довольно просторная, постоянно горел горн, где румыны калили заклепки для колес. И здесь вдоль стен постоянно сидели любители теплого местечка. И когда ни придешь, одни и те же приблатненные парни. Не знаю работали ли они: многие тогда только отбывали время ради продовольственных карточек. Шло время, и моторов стали собирать больше. Как-то перед октябрьскими праздниками потребовалось срочно закончить сборку трех моторов. Рабочая смена была тогда 12 часов - с 8 утра и до 8 вечера. И нас, 5 человек, оставили после смены. Когда мы заканчивали работу, часов примерно в одиннадцать вечера, к нам пришел директор завода Буров и поблагодарил: «Спасибо вам, ребята». Тут же вызвал свой газик и велел шоферу развезти всех по домам. Жили некоторые аж на Ямской улице (по в тем временам - очень далеко), а ведь к восьми утра нужно было снова приходить на работу» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин).
Прессовый цех переведен из корпуса №3 в корпус №1. В цех начало поступать новое оборудование. Организована бригада для поездки на Кировский завод за уцелевшей штамповой оснасткой.
Технолог И.Ф. Литваковский согласовывает чертежи штампов, заказанных на ГАЗе и ЗИЛе.
«БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КАЧЕСТВУ Нет нужды особенно доказывать, что низкое качество деталей, наличие в них различных отклонений резко снижают производительность сборщиков и что собранная таким образом машина будет работать меньше положенного времени. В цехе сборки моторов можно часто наблюдать припиловку буртиков гильз или даже верхней плоскости блока. Очень часты случаи засылки на сборку деталей с недосверленными или вовсе непросверленными отверстиями, что приводит к необходимости разборки уже собранных моторов. Такой поток бракованных деталей на сборку моторов и главный конвейер требует принятия немедленных конкретных мер. Необходимо немедленно запретить всем начальникам цехов принимать продукцию у своих поставщиков без накладной, подписанной контрольным мастером, и без клейма ОТК» («Тракторостроитель», 8 декабря 1944). «Об инструктаже рабочих безопасным методам работы Весь административно-технический персонал цехов завода обязан выполнять все мероприятия, необходимые для создания здоровой и безопасной производственной обстановки и следить за выполнением рабочими правил по технике безопасности и производственной санитарии. Каждый мастер или руководитель самостоятельного участка работы обязан руководить проведением вводного и производственного повседневного инструктажа рабочих на рабочем месте, следить за применением безопасных методов работы, за исправным состоянием оборудования, инструмента, ограждений и предохранительных устройств» («Тракторостроитель», 15 декабря 1944).
26 февраля 1944 года Народный комиссар среднего машиностроения СССР издал приказ об открытии с 27 марта 1944 года тракторного техникума при Владимирском тракторном заводе. В сентябре на арендуемых площадях Энергомеханического техникума приступает к занятиям Владимирский тракторный техникум. К преподаванию специальных дисциплин привлекаются работники Тракторного завода и завода «Автоприбор». Первый директор техникума Рыбин С.А., бывший начальник РМЦ ВТЗ.
В декабре 1944 года на заводе были организованы курсы мастеров под руководством начальника производства завода Слуцкого.
В августе было изготовлено 15 «Универсалов», в сентябре - 45, всего за 1944 г. выпущено 265 тракторов«Универсал».
На 1 января 1945 г. на заводе работало 2941 чел., в том числе – 1436 рабочих, в большинстве своем женщин (1321), мужчин было всего 115, да и то это были в основном подростки, да раненые фронтовики.
Трактор "Универсал-2" производства Владимирского тракторного завода. 1945-1949 гг.
Зима 1945 года – в цехах холодно. Эмульсия и масло в станках замерзают. Рабочим чтобы обогреться приходится жечь в цехах костры. Главными местами для обогрева в корпусе №3 считались термичка с двумя работающими печами и кузница, где постоянно горел горн. Из-за недостатка воды не работали умывальники. Рабочие, закончив смену, шли домой в засаленной одежде с грязными руками и лицами.
В цехах имелись маленькие столовые, которые обеспечивали рабочих обедом. Завтрак и ужин можно было получить по талонам в столовой, которая находилась за территорией завода в здании, примыкающем к гаражу со стороны улицы Тракторной, там, потом располагалась старая медсанчасть.
Продукты питания распределялись по карточкам. Карточки были двух типов – хлебная и продуктовая. Они делились по категориям: 400 г. хлеба – служащим, 700 г. – рабочим в механических цехах и 1000 г. литейщикам. Карточки были разграфлены на маленькие купоны. У обедающих в столовой в обмен на талон каждый раз выстригали из карточки по купону. Чтобы пообедать, надо было отстоять очередь за талонами на обед, затем – очередь за хлебом, потом – занять место за столом и дождаться пока официантка заберет талоны и принесет обед. Обед подавали в мисочках, сделанных из больших банок из-под американской тушенки. В них же подавали и чай. Обед обычно состоял из жиденьких щей и пшенной каши. Иногда бывали картошка или американский омлет. Обедать каждый приходил со своей ложкой. Позднее ложки стали давать в обмен на пропуска. Руководство, начиная со старшего мастера, питалось по спец карточкам в столовой заводоуправления. Весной и осенью ходить по заводу было нелегко. Повсюду была такая грязь, что без резиновых или кирзовых сапог было не обойтись. Технологи ОГТ разрабатывают технологию под универсальное оборудование. Приспособления проектируются с ручным зажимом. В марте 1945 года моторный цех переезжает из корпуса №3 в новый моторосборочный корпус. Участок сборки двигателей располагался вдоль окон с правой стены здания. В конце корпуса разместился цех приспособлений. Михаил Чуфарин вспоминал: «11 декабря 1944 г. директор А.Н. Буров вызвал меня к себе и вручил приказ о моем назначении начальником моторного цеха. Моторный цех в это время находился в корпусе №3. В корпусе было тесно, там размещались главный конвейер, цех шасси, автоматный и термический цеха, испытательная станция. С заместителем главного инженера по подготовке производства В.Я. Фиюковым спустились в цех. Весь пролет цеха где стояли станки был окутан дымом. В «шляпах» - штампованных крышках дифференциала горели небольшие костры, к которым подходили рабочие, что бы согреть руки. Начальник участка блока моторов В.М. Качаев вышел к нам на встречу в шубе и рукавицах. Прошлись по цеху. Я увидел что созданы все службы: механика, энергетика, техсектор, инструментально-раздаточная кладовая, планово-распределительное бюро. Главная задача цеха в те дни состояла в том, чтобы обеспечить ежедневный выпуск пяти комплектов деталей на сборку двигателей. Только после сдачи всех деталей ОТК начальники участков имели право заканчивать работу и идти отдыхать. Строительство моторного корпуса шло ускоренными темпами. В середине марта 1945 г. без остановки производства моторов начался перемонтаж оборудования из корпуса №3 в моторосборочный корпус. Участок сборки двигателей располагался вдоль окон с правой стены здания. В конце корпуса разместился цех приспособлений.