Главная
Регистрация
Вход
Суббота
17.05.2025
00:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1635]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [275]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2425]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [193]
Боголюбово [42]
ВТЗ [69]
Володарка [3]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в августе-сентябре 1954 года

Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в августе-сентябре 1954 года

Назад »»» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в мае-июле 1954 года

В ПЕРВЫХ РЯДЯХ
Соревнуясь за досрочный выпуск юбилейной коробки скоростей, коллектив участка цилиндрических шестерен дал слово в июле сэкономить от снижения себестоимости 30 тысяч рублей и выполнить план на 108 процентов.
Рабочие и работницы развернули настойчивую борьбу за выполнение принятых обязательств. Так, токарь тов. Мохова довела выработку до двух с половиной норм в смену. Зуборез тов. Массова вместо 40 деталей обрабатывает по 70—80 деталей.
На участке проведен ряд технических усовершенствований, направленных на экономию металла и улучшение качества продукции. Внедрена новая конструкция шлифовального патрона, ведется работа над внедрением солипса на шлифовке шестерен. Все это позволило коллективу выйти в число передовиков. Участок на два дня раньше срока завершил июльский план, выдал сверх плана свыше 1000 цилиндрических шестерен, сэкономил около 34 тысяч рублей, на 7 процентов повысил производительность.
Г. КОЛТУКОВ, старший мастер
Владимир, тракторный завод
Начальнику цеха коробки скоростей тов. ХЕНКИНУ.
Секретарю парторганизации тов. ФЕДОРОВУ.
Председателю цехового комитета тов. КОБЫЛИНУ.
Секретарю комсомольской организации тов. БАЛАШОВУ.
ГОРЯЧО ПОЗДРАВЛЯЕМ СЛАВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ РАБОЧИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ ЦЕХА С ДОСРОЧНЫМ ВЫПУСКОМ ЮБИЛЕЙНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ.
ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ В РАБОТЕ ПО РИТМИЧНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ И ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА ВЫПУСКА КОРОБОК, И УЛУЧШЕНИЮ ИХ КАЧЕСТВА, А ТАКЖЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗАДАННОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ.
С. КИРЕЕВ, директор завода. Е. ПОЛУНИН, парторг ЦК КПСС на заводе. К. БАГАЕВ, зам. председателя завкома. Ю. ТАРАСОВ, комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе.
Ценный вклад новаторов
Коллектив нашего цеха досрочно выпустил юбилейную коробку скоростей. Немалая заслуга в этом принадлежит нашим рационализаторам, которые неустанно совершенствуют технологию, вскрывают резервы производства, ищут пути повышения производительности и снижения себестоимости.
За полугодие ими внесено 110 рационализаторских предложений, из которых 40 внедрено в производство. Получена условно-годовая экономия в сумме 50 тысяч рублей.
Одним из лучших рационализаторов является слесарь службы механика тов. Луханин. С начала года он внес 12 предложений и все они направлены на улучшение условий труда рабочих и повышение производительности. Шесть предложений внесла токарь участка валов и вилок комсомолка тов. Климкина.
М. ПЕТРОВА
Лучше готовить энергохозяйство к зиме
(Беседа с главным энергетиком тов. Бухманом)
Успешная деятельность завода зимой во многом будет зависеть от того, как подготовлено энергохозяйство цехов к работе в зимних условиях. Коллектив отдела главного энергетика направляет свои усилия на то, чтобы в срок выполнить все намеченные мероприятия по подготовке энергохозяйства к зиме.
Сменой мастера тов. Седова закончен ремонт основного оборудования центральной котельной. Из пяти паровых котлов уже капитально отремонтированы 4. Слесарь тов. Максимов внес ценное предложение по изменению конструкции механизма топки, что обеспечивает надежность работы котла зимой. Рабочие этой же смены отремонтировали и вспомогательное оборудование: дымососы, вентиляторы, водяные экономайзеры.
Много мероприятий по подготовке к зиме намечено на водопроводном участке. Выполнение некоторых из них, как ремонт водопроводных и канализационных сетей, ремонт и монтаж отопительных систем, идет в графике.
Но сроки осуществления ряда важных работ по этому участку находятся под угрозой срыва. Намечалось во втором и третьем кварталах провести перемонтаж систем отопления в корпусе № 22, в складах, в заводской больнице, а также замену бойлеров в моторном и термическом цехах. Однако до сих пор мы не можем приступить к делу из-за отсутствия сантехнической запорной арматуры.
Работники отдела снабжения завода проявляют какое-то бездушно-бюрократическое отношение к нашим запросам и нуждам, а начальник тов. Антонов не интересуется, как на заводе обстоит дело с ремонтными материалами, и не требует с подчиненных ему работников, чтобы они заботились об этом.
Плохо подготовляется к зиме теплоизмерительное хозяйство. Ни в одном из цехов не сделаны установки паромеров. Вина за это ложится на начальника теплоизмерительного хозяйства тов. Куликова. Мало он проявляет инициативы в деле ускорения работ по теплоизмерению.
Медленно идут работы по подготовке к зиме в цехе связи. Начальник цеха тов. Болдин все еще оправдывается ссылкой на отсутствие леса для столбов. Лес на заводе есть, надо только тов. Болдину проявлять больше оперативности и разворотливости в решении этих вопросов.
Большой объем ремонтных работ по энергохозяйству намечен в литейном цехе № 1. В первую очередь надо капитально отремонтировать отопительную систему и вентиляцию. Эти работы ведутся недопустимо медленно. Работники службы энергетика в цехе используются не по назначению. Тов. Петухову надо обратить на это внимание.
Большим затруднением при подготовке энергохозяйства к зиме является и тот факт, что слишком медленно ремонтно строительный цех утепляет корпуса цехов и отделов. Во многих цехах крыши протекают и окна разбиты, ворота и двери не исправны. Начальнику ремонтно-строительного цеха тов. Русину и его заместителю тов. Грачеву надо ускорить подготовку к зиме» («Тракторостроитель», 5 августа 1954).
«Что мешает участку испытания и сдачи тракторов работать ритмично, по графику
Коллектив участка испытания и сдачи тракторов прилагает все усилия к тому, чтобы изо дня в день выдерживать суточный график. За первую декаду августа им сдано на несколько машин больше, чем положено сдать по заданию. Сборщики и слесари-испытатели успешно справились и с заданием второй декады. Слесарь-испытатель участка Иван Михайлович Егоров, например, ежедневно выполняет сменную норму на 150—160 процентов. Вместо четырех машин по заданию он, как правило, сдает по 6—8. Такой же высокой производительности систематически добивается и другой слесарь-испытатель Владимир Шерстнев.
Но за мнимым благополучием в работе участка скрываются серьезные недостатки. Этот участок еще работает неритмично. В отдельные дни он успешно справляется с графиком, а в иные недодает нужного количества тракторов, остается в долгу. И чтобы устранить задолженность на участке, начинается штурмовщина, все пускается в ход, чтобы наверстать упущенное.
Почему так происходит? Повинны в этом и руководители участка, но основная вина ложится все-таки на работников производственно-диспетчерского аппарата завода, которые мало беспокоятся о своевременной подаче необходимых деталей. Зачастую по этой причине снимаются с главного конвейера некомплектные тракторы, которые потом, в ожидании нужных деталей, простаивают целыми днями и неделями. Так, на 19 августа 52 трактора, выпущенные в этом месяце, оказались без скоб прицепа, 25 машин — без растяжек прицепной скобы, 31 — без коротких тяг передней оси. У восьми тракторов оказались бракованные колеса. Все эти машины считались сданными, а на самом деле они требовали доделок или ремонта. Только когда настали сроки отчитываться за работу во второй декаде, об этих тракторах вспомнили. У начальника производства тов. Великанова и главного диспетчера завода тов. Круглова сразу нашлись нужные детали к ранее выпущенным машинам.
А что получилось в цехе и, в частности, на участке испытания и сдачи? Горячка, штурмовщина. Рабочим надо выдерживать суточный график, а тут уйма возни у старых машин. Не удивительно после этого, что 19 августа было испытано и сдано на 12 тракторов меньше положенного количества по графику.
Между тем отмеченные недостатки вполне устранимы. Детали, о которых здесь шла речь, изготовляются на нашем заводе. И для того, чтобы они в нужном количестве поступали на главный конвейер, требуется лишь оперативное вмешательство в это дело руководителей завода, работников производственно-диспетчерского аппарата.
Большим тормозом в работе участка является и то, что в ряде ведущих цехов еще не на должной высоте стоит технический контроль за сдаваемой продукцией. Чем как не этим можно объяснить тот факт, что 20 августа пришлось снять с конвейера 13 тракторов, у которых оказались серьезные неисправности то в моторах, то в коробках скоростей, то в задних мостах.
Коллектив участка испытания и сдачи тракторов имеет все возможности работать точно по графику и ритмично. Но все дело упирается в руководителей завода, работников производственно-диспетчерского аппарата, которые никак не могут создать условия для нормальной работы участка. А необходимо создать их и в ближайшее время.
В. Новиков» («Тракторостроитель», 24 августа 1954).

«Детали сверх плана
В кузнечном цехе все настойчивее идет борьба за досрочное изготовление деталей для юбилейного трактора. Участок старшего мастера тов. Сергеева 26 августа завершил месячное задание и сейчас сдает детали сверх плана. Более, чем на 4 процента перевыполнил месячную программу участок горизонтально-ковочных машин, где старшим мастером тов. Евстигнеев.
Высокой производительности труда систематически добиваются также бригады кузнецов, которыми руководят тт. Силуянов и Моисеев. Их сменная выработка составляет 200—215 процентов к норме. До двух и более норм ежедневно дает бригада В. Петрова из термического отделения цеха.
Для юбилейного трактора
Рабочие, инженеры, техники цеха шасси развернули социалистическое соревнование за досрочный выпуск юбилейного трактора. Слесари, токари, фрезеровщики, рабочие всех профессий обязались в августе дать сверхплановой продукции на сотни рублей. Их слово не расходится с делом. Цех на два дня раньше срока завершил месячную программу.
Впереди соревнующихся идет коллектив участка задней оси и полуоси, руководимый старшим мастером тов. Исаевым. Он одним из первых сдал детали на юбилейный трактор.
С особым творческим вдохновением над изготовлением деталей на юбилейный трактор трудились члены бригады тов. Самойлова. Повышая производительность труда, они сдавали ежедневно десятки осей сверх плана.
Немалая роль в успешной работе участка принадлежит старшему мастеру тов. Исаеву. Он повседневно контролировал ход выполнения обязательств каждым рабочим, принимал оперативные меры по оказанию помощи отстающим, тщательно следил за тем, чтобы все рабочие места своевременно обеспечивались заготовками и инструментом.
С утроенной энергией в эти дни на первом участие работала бригада, руководимая тов. Сомовым. 28 числа в четыре часа дня она сдала последний болстер на юбилейный трактор.
Успешно выполнили свои социалистические обязательства и другие участки.
Н. ДАНИЛОВ, секретарь партийной организации цеха шасси
Владимирские тракторы на Миланской выставке
На международные ярмарки посылают свою продукцию самые различные заводы и фабрики нашей страны. Советский Союз демонстрирует на выставках машины, станки, приборы, различные виды сырья, продукцию легкой, пищевой и других отраслей промышленности.
Международные ярмарки-выставки уже состоялись в Милане (Италия), Лионе (Франция) и Копенгагене (Дания). В начале сентября откроется ярмарка в Лейпциге и 1 октября — выставка достижений экономического и культурного строительства СССР в Пекине.
Советские павильоны пользуются на международных выставках большим успехом. Посетители Миланской выставки, например, с интересом осматривали тракторы Липецкого, Харьковского, Минского тракторных заводов, а также тракторы с маркой ВТЗ, которые выпускаются на нашем заводе» («Тракторостроитель», 31 августа 1954).

Эфрос Виктор Валентинович вспоминал:
- В майские дни 1954 года с маленьким рюкзачком, больше ничего у меня не было, я приехал во Владимир рано утром, чтоб немножечко посмотреть город и потом поехать на завод. Приехал каким-то диким автобусом, сошёл на верхушке Студёной горы, где сейчас Авиамеханический техникум - здание интересное! Оттуда посмотрел на Золотые ворота, на большую главную улицу. «Народ есть, люди ходят - не смертельно, пробьёмся», - сказал я сам себе и поехал на завод.
Зашёл в отдел кадров, он находился рядом с заводом. Обратился к заместителю директора по кадрам: «Я к вам по направлению». Он очень радостно меня встретил: «О, молодец, молодец! Как не испугался ехать в нашу дыру?» «Дыру люди делают, - отвечаю. - Если с вами будет скучно, значит, уеду. А если работа будет нормальная, нужная, дело будет гореть и двигаться - будем работать». Он тут же позвонил главному инженеру и направил меня к нему. Главный инженер оказался бауманцем, им был Юрий Иванович Полукаров. Так что первый контакт у меня появился. Юрий Иванович спрашивает: «Куда хочешь пойти работать?» Я ответил, что ещё толком не знаю, но в производство мне не хочется, и конструктором не хочу, опыта ещё мало. Главный инженер был начальником серьёзным, но оказался человеком с юмором. Улыбнулся одними глазами, поднял трубку, просит секретаря соединить его с главным бухгалтером. Его соединили: «Слушай, тут приехал один бауманец, говорит - хочу бухгалтером». Я запротестовал: «Что вы говорите!». «Но ты же сказал, что не знаешь, где хочешь работать, значит, тебе всё равно». Потом положил трубку, позвонил главному конструктору В.Н. Кузнецову. Мы быстро нашли с ним общий язык. Он предложил: «Идите работать в лабораторию, как раз то, что вам надо». «Согласен», - отвечаю. В.Н. Кузнецов взял меня за руку, повёл в лабораторию. Конечно, то, что я там увидел, были далеко не московские картинки - ни одного инженера на всю лабораторию, хотя народу достаточно много, в том числе фронтовиков, коллектив хорошо сложившийся.
Спрашиваю главного конструктора: «Получится у меня?» Он осмотрел меня сверху донизу, сказал: «По-моему, у вас всё получится. Идите спокойно. Только не спускайте ничего». Эту фразу я надолго запомнил, потому что тут же состоялась встреча с Дмитрием Ивановичем Арбузовым - начальником экспериментального цеха, человеком очень опытным, но сложного характера, шутки с которым были неприемлемы, но зато горло у него было мощное. Он привёл меня в лабораторию, где не было руководителя, представил людям. В конструкторском отделе я оказался единственным инженером. Остальные имели среднетехническое образование, но это были люди, прекрасно знающие своё дело. Это мой предшественник - зав. лабораторией Александр Васильевич Титов, Алексей Петрович Метёлкин, Николай Алексеевич Абанин, Анатолий Прохорович Данилов. Эти люди стали моими первыми учителями. Я очень благодарен им за то, что они учили меня уму-разуму. Может быть, кто-то из них рассчитывал стать начальником, но так как инженеров там не было, этот вопрос не стоял.
Стоял другой вопрос - знаю ли я что-нибудь о создании нового двигателя трактора Т-24. Проектировал в ту пору новый двигатель для ВТЗ Харьковский тракторный завод, а всю доводку, постановку его на производство должен был организовывать уже Владимирский тракторный. Интересный был, кстати, двигатель. Это был двухцилиндровый дизель, который запускался от руки. Такого у дизелей не было. У них очень трудно прокручивается коленвал, так как высокая степень сжатия. Меня это сразу повергло в какой-то шок. Потом я получил объяснение. В ту пору в СССР ещё не было производства ни электростартёров, ни аккумуляторов, поэтому надо было искать какой-то выход из положения. Конструкторы нашли такой выход. Они сделали двигатель, у которого была переменная степень сжатия, на период запуска она понижалась специальным клапаном и становилась равной 5 вместо 15. В этом случае двигатель можно было прокрутить рукой за рукоятку. Запускали двигатель на бензине, потом, как только он набирал обороты, его переключали на работу в режиме дизеля. Это значило, что у этого двигателя были две топливных системы - одна бензиновая, другая дизельная - вот такая была машина. Она выпускалась примерно до 65 года. Когда я пришёл, двигатель был в состоянии одного-двух опытных образцов.
В первый же день приезда во Владимир я прошёл пешком от Золотых ворот до Успенского собора. Тогда ещё не было моста в центре города, где сейчас «Макдональдс» - это была сплошная улица. Там, где сейчас находится мост, стоял большущий ювелирный магазин. Меня поразило, что в городе много ювелирных магазинов, причём ювелирные изделия были лучше, чем в Москве. По центральной улице много подворотен. Канализация в городе отсутствовала, поэтому из каждого двора шёл свой запах, причём такой, что приходилось переходить на другую сторону улицы. Народ бродил по центру города с кулёчками семечек. Владимир в ту пору представлял собой молодой город, несмотря на всю его древность, ведь до 1944 года это был всего-навсего один из районных центров Ивановской области.
Ничего неприятного от увиденного у меня в душе не родилось. Познакомившись с заводом, я понял, что буду жить в этом городе, потому что мне стало понятно - ВТЗ будет развиваться.
Несколько слов о заводской столовой, где мне предстояло питаться. Там всюду стоял одинаковый запах, предлагалось одинаковое меню. Меню было напечатано на папиросной бумаге, потому что другой не было. Листок с меню болтался на ветру, так как часть кнопок, с помощью которых он крепился к стене, отсутствовала. Когда я взял меню и прочитал: «котлеты гов. с рисом», мне как-то и обедать не захотелось. Владимирские столовые в ту пору отличались небрежным отношением к клиентам. Однажды мы зашли в столовую с моим другом Михаилом Сергеевичем Столбовым, который приехал во Владимир одновременно со мной. На столах в диетической столовой на ядовито-зелёной бумаге было написано обращение к владимирцам: «Бойтесь дизентерии», причём с описанием всех признаков дизентерии. Я говорю: «Какое свинство, на обеденные столы положить такие плакаты!» М.С. Столбов - человек, родившийся в Праге, очень образованный, говорит: «Я это не снесу». И на следующий день он положил листок о дизентерии в конверт и отправил в журнал «Крокодил». Я ему сказал:
- Миша, ты сделал большую глупость, потому что теперь за тебя возьмутся.
- Кто возьмётся?
- Горком партии.
- Откуда он узнает?
- Узнают немедленно. Ты попадёшь в неприятность.
И действительно, его вызывали, но всё обошлось.
Первым делом при моём появлении в цехе ребята устроили мне всякого рода проверки. Одна из проверок: «Пойдём, поговорим, посидим». Местом для «поговорим» тогда была ранее описанная мной диетстоловая, что располагалась недалеко от завода.
В этой заводской диетстоловой всегда можно было взять бутылку водки. И мы там две бутылки водки втроём усидели. Когда мужики взялись за третью, я сказал: «Ребята, нет. Третья не по мне». Может быть, у них была какая-то обида на меня, но плохого от этой встречи не последовало. Ребята пришли на работу, сказали обо мне: «Ничего мужик, жить можно».
После этого меня стал испытывать начальник экспериментального цеха Дмитрий Иванович Арбузов. Это было посерьёзней. Он мне раз дал какую-то несуразную команду, потом - другой раз. Когда я сказал, что этой «дури» делать не буду, и делу это не надо, Дмитрий Иванович вскипел: «Я твой начальник. Ты понимаешь, что такое начальник! Я тебя обязываю, делай вот так и так». И выдал несколько команд, от которых у меня всё закипело внутри. А потом он взял в руки молоток и стал стучать по чему-то железному, показывая, что вполне может и стукнуть. Но я тоже взял молоток. Надо признаться, быстро успокоились оба, и после этого у нас пошли рабочие отношения. Много всяких проблем возникало, и зарплату надо было с ним согласовывать, и должности - это всё его было ведомство. Через голову начальника решать вопросы с главным конструктором я не считал этичным.
Что касается инженерного состава отдела главного конструктора, там к моему приходу работали такие мэтры как Сергей Павлович Доркунов, Евгения Павловна Качаева, Дмитрий Иванович Мартынов, Николай Григорьевич Ерохин, Михаил Фёдорович Трындин, Борис Васильевич Уткин, Николай Васильевич Поздеев, Василий Тимофеевич Кобычкин, Юрий Сергеевич Костерин. Это были исключительно талантливые люди, которые решали совершенно невероятные задачи.
Первая моя должность на заводе была инженер-экспериментатор. Не прошло и трёх месяцев, меня вызвал главный конструктор: «Знаешь что, хватит тебе тут отсиживаться, езжай-ка ты в Гатиху». Гатиха находилась в 30 километрах от города. Был в распоряжении главного конструктора старый автомобильчик, мы сели в него и поехали по направлению к Нижнему Новгороду до деревни Дворики. В Двориках свернули налево, к церкви в село Гатиха, там от завода работал полевой отряд из нескольких человек. На заводе испытывались моторы, а тракторы испытывали в Гатихе на реальной почве при реальной загрузке. Начал я жить в Двориках. Сняли мы с ребятами квартиру в доме с деревянным вторым этажом и кирпичным низом. Поселиться-то поселились, надо было что-то кушать, а кушать нечего. Нашли женщин, которые яйцами торговали. Первые несколько месяцев яичница на 20 яиц для нас была единственной едой.
Потом как-то наладились - утром и вечером стали есть яйца, а днём оставляли кого-то из нас дежурным, чтоб готовил какое-нибудь первое блюдо - кто что придумает - другого выхода не было.
Работали мы там много, потому что это реальные сельскохозяйственные работы. Трактор был ещё с металлическими колёсами. Их было несколько разных моделей в зависимости от нужд - для пахоты или сева, для культивации или внесения удобрений, во время работ в дождь или в снег. Я там жил больше полугода. Это была моя абсолютно самостоятельная, без всяких руководителей, первая должность, причём она была хороша для меня тем, что была многослойной. Во-первых, райком партии проявлял ко мне повышенный интерес, потому что как только кому-то нужен трактор, звонил какой-нибудь инструктор и говорил: «Пошли трактор вот в такое-то хозяйство». А я отвечал, что не могу послать: трактор занят. «Что значит занят! Пошлите», - слышалось на другом конце провода. Короче говоря, я был в напряжённом состоянии, так как техники не хватало. А во-вторых, мне самому в райком нужно звонить: то бензин не привезут, то запчасть какую-то надо. Поэтому лавировать приходилось, приходилось учиться строить отношения. Гатиха относилась к Камешковскому райкому партии. Проблем много, и их нужно было решать - то воришки залезут на станцию, то кто-то напьётся, кто-то заболеет. Проблемы были разные, пришлось всё это осваивать, но это было хорошее время. Я занимался всем: гидравликой, двигателями, агротехникой, тракторами, и всё было интересно.
В должности начальника полевого отряда произошёл первый мой скандал с областным руководством. Начал я работать в разгар летнего сезона. По этому поводу было собрано областное совещание сельхозработников. Оно проходило в только что построенном Доме культуры Тракторного завода. Меня тоже позвали на это совещание. И вдруг в докладе секретаря обкома по сельскому хозяйству звучит фраза: «А вот у нас завелись такие работнички, к которым мы обращаемся, мол, пошлите технику туда-то, а они не прислушиваются к нам. Таких работников нам не надо, гнать их надо из нашей системы». В зале возникли вопросы: «Кого вы имеете в виду?» «Эфроса Виктора Валентиновича - начальника полевого отряда Тракторного завода. Звонили ему дать трактор, чтобы помочь колхозу, а он говорит: «Не могу». Что значит «не могу», у нас в стране партия командует». Я попросил слова, но мне слова не дали. Такое началось моё воспитание. Потом подошёл ко мне секретарь владимирского горкома: «С кем ты задираешься. Первых секретарей не трогай. Со мной можешь, а этих не трогай, не простят». Выговора, правда, никакого не сделали. Первым секретарём обкома был К.Н. Гришин, потом он уехал секретарём в Рязанскую область. Должность начальника в Гатихе способствовала моему вхождению во владимирскую власть - много знакомств, много гостей приезжающих, и всегда всем нужно было тракторы посмотреть.
Я называю Тракторный завод самым интеллигентным заводом в Советском Союзе. Он был настолько перемешан - со всех городов страны сюда съехался народ самых разных специальностей, разного кругозора. Я даже встретил здесь людей, которые работали с отцом в Свердловске на Турбомоторном заводе. Присылали на ВТЗ специалистов из всех министерств, и это шло целенаправленно.
В этом отношении общежитие ВТЗ на Всполье, в которое меня поселили, я бы сказал, было заповедником разных культур - около ста человек там жили, здание - в три этажа. Часть комнат была передана другим организациям.
Общага была очень интеллектуальная. Сюда съехался народ интересный сам по себе, при этом каждая комната имела своё лицо. В комнате жили 3-4 человека. В соседней с нами комнате проживал Азалий. Он отдыхал, только когда играл на кларнете - приходил с работы и садился играть. В другой комнате рисовали картины. В нашей комнате играли в преферанс - такое было развлечение. Нас жило трое, приехали одновременно: Арон из Волгограда, Миля из Томска и я. Все трое ребят оказались евреями, хотя нам было всё равно, вопрос этот не стоял ни у кого. Через какое-то время Миля сообщает: «Ребята, хочу вас огорчить и напугать. Мне надо маму привозить из Томска». Мы говорим: «Ставь кровать и привози». Было такое братство! С нами стала жить мама Мили, ей было далеко за 70. Это был период, когда у нас троих появились завтраки. Мама Мили была очень заботливая женщина, она ходила в магазин, делала для нас полезную и приятную работу. В то время все ходили на футбол - всем общежитием. Миля и Арон пошли на стадион, и один из них потерял часы. Нудился, нудился, что потерял. Миля за компанию выбросил свои часы, сказав: «Только не ной». Удивительные поступки совершали ребята! Утром пошли искать потерю, не нашли ни тех часов, ни других. Арончик из Волгограда был самый забавный из нас троих. Фамилия его была Гой- фис. Он работал на ВТЗ заместителем начальника строительного цеха - это уже была фигура! Каждый раз в субботу Арон надевал свой чистый костюм, чистую рубашку, чистил ботинки и уходил куда-то. Мы знали, что он явится в районе часа ночи совершенно пьяным, только после этого мы могли ложиться спать. Утром он вставал раньше нас, бежал в туалетную комнату, отчищал свой костюм, гладил его, отмывал ботинки, вешал всё это на вешалку и готовил к следующей субботе. Мы не спрашивали, где он бывал.
В общежитии грузины жили, девочки казашки - представители самых разных народов и профессий. Романы в общежитии крутили, было много свадеб. Отработав три года, многие унеслись в родные края, но кое-кто остался и до сих пор живёт во Владимире.
Общежитие формально было заводским, но там жили и врачи, и следователи, и тюремные работники, и работники прокуратуры. На первом этаже была столовая ремесленного училища, в которой мы благополучно питались. Во дворе была баня. И баня, и здание общежития до сих пор существуют. Общага была с общим туалетом, умывальником и душем в конце коридора. Единственно, что угнетало, это туалеты. Выглядели они экстрапримитивно, то есть сделана бетонная подушка, в ней четыре дырки, ни кабинок, ни дверей не было - всё это ужасно. Жили мы в общежитии полудикой жизнью, хотя народ там был цивилизованный, в основном это москвичи, питерцы, новгородцы, киевляне. Жил вместе с нами и начальник уголовного розыска Владимирской области - Василий Алексеевич Серов, потом ставший генералом. Впоследствии мне приходилось много строить служебных помещений. Первое, с чего я начинал, это строительство достойных туалетов.
Один парень в общаге был кузнецом. Он приходил с работы, снимал носки, которые основательно пропитаны солью (настолько тяжёлый труд был), ребята ставили носки на стол и спорили: упадёт носок к утру или будет стоять - такое у них было развлечение. Главной задачей у молодёжи было - какую бы пакость кому- нибудь сделать, это любили все. Я был самым благодатным объектом для такого рода издевательств. Моя лаборатория находилась в цехе, там рабочий день начинался в 7-30, а в отделах - с 8-00. Я уходил на работу рано, а приходил позже всех - в районе 9-10-го часа, потому что в лаборатории была ночная смена, мне надо всё запустить. Последнее время был занят очень сильно ещё и потому, что уже писал книжки. Пока я жил в общежитии, вышли две моих книги.
Прихожу с работы голодный, мне бы чего в рот сунуть, и тут же кто-нибудь подлетает: «Слушай, батончик свежий хочешь с повидлом?» Особенно Михо Берадзе - грузин, очаровательный совершенно парень - любил меня ловить на всяких глупостях. «Перестань издеваться, - отвечаю, - конечно, хочу». «На», - приносит тарелку с крышкой. Я, не глядя, сую бутерброд в рот, а он с солидолом. Или кто-то высыпет мне 32 шахматные фигуры под простынь. Если вы плюхнулись на них, больше этого не будете делать, будете сначала постель проверять. Весело жили, шутили много. Если собирался человек в баню и где-то зазевался, его ботинки могли подменить на чужие, и он бежит в баню с чужими ботинками. Потом приходит довольный: «Ну что, сволочи, выкинул я ваши ботинки на помойку». Ему говорят: «Твои ботинки, можешь с ними делать, что хочешь». Он: «Я что, свои выкинул?» Ему: «Конечно, свои». В целом, эта общежитская жизнь была праздником.
Моя зарплата была 76 рублей. Меня спасали командировки, вместе с командировочными у меня выходила вполне приличная зарплата. Все мои командировки шли через Москву. Я мог себе позволить ходить в хорошие театры и даже в ресторанчике где- нибудь посидеть.
Суббота была рабочей, единственно только работа заканчивалась на час раньше. Рабочий день длился 8 часов. Ходили мы из общежития на завод по так называемой немецкой дорожке, как правило, в резиновых сапогах. Тогда строился Дом культуры тракторного завода.

100-тысячный трактор

В августе 1954 года на счету у тракторостроителей было уже 100000 тракторов.
«…на заводе развернулось соревнование за досрочный выпуск 100-тысячного трактора. Каждый стремился внести в общее дело свой вклад. Три месяца шла напряженная борьба за успешное выполнение намеченного.
В начале августа 1954 г. коллектив тракторостроителей, взвесив свои возможности, единодушно принял новые социалистические обязательства, кратко сформулированные так: — обеспечить выпуск с главного конвейера юбилейного 100-тысячкого трактора 29 августа 1954 года вместо 5 сентября по плану: — выполнить к этому сроку восьмимесячный план производства запасных частей по всей номенклатуре, а по общему объему валовой продукции завершить план десяти с половиной месяцев.
Тракторостроители свои обязательства выполняли полностью в намеченный срок.
...Многие прислали приветствия коллективу завода по случаю выпуска 100-тысячного трактора. А 31 августа у проходной предприятия по поводу знаменательной победы состоялся многолюдный, радостный митинг. Трибуна была украшена знаменами союзных республик, множеством живых цветов. Над ней возвышался большой портрет В.И. Ленина. Перед трибуной стоял стотысячный трактор, окрашенный в цвет прославленной владимирской вишни. Юбиляр выглядел гордым принарядившимся красавцем.
В пять часов вечера, на стыке двух смен заместитель председателя завкома профсоюза Багаев открывает митинг. Оркестр торжественно исполняет Гимн Советского Союза.
Слово предоставляется исполняющему обязанности директора завода, главному инженеру Юрию Ивановичу Полукарову. Он подошел к микрофону. Глаза выглядит устало. Видно, немало бессонных ночей он провел на заводе. Не легкий труд вместе с другими вложил в создание юбиляра.
— Товарищи!
Это первое слово оратора прозвучало хрипловато. Но зaтo все остальные, усиленные мощными динамиками, прогремели над площадью звонко, призывно, набатно.
Оратор говорил о том, что несмотря на трудные условия военного времени, владимирцы сумели возвести на своей древней и вечно молодой земле крупный завоз по выпуску тракторов для сельского хозяйства. Вместе с заводом росли наши замечательные люди, труженики, каких не знает и знать не может капиталистический мир.
На митинге были названы славные имена некоторых передовых рабочих, чей самоотверженный труд позволил рапортовать о заводской победе.
В 1944 году пришел на завод и стал учеником кузнеца А.И. Трофимов. Теперь, он лучший бригадир штамповщиков по заводам Министерства, участник ВДНХ. В том же году поступил сверловщиком в цех шасси А.В. Арефьев. Нынче этот талантливый рабочий систематически вдвое перевыполняет нормы выработки. Его имя занесено в заводскую Книгу почета.
Для истории сохранились имена тех, кто в этот светлый день поделился с коллективом ВТЗ своими взволнованными мыслями. На митинге выступили: лучший обкатчик главного конвейера тов. Егоров, кузнец кузнечного цеха Епифанов, начальник литейного цеха № 2 Черняховский, заместитель начальника главного управления автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Саблин, первый секретарь Владимирского городского комитета партии Филиппов.
Все они так или иначе мысленно обретались в тот час к Ильичу, мечтавшему о 100 тысячах тракторов. Выступавшие и участники митинга с гордостью думали, что вот и им довелось рапортовать вождю о том, что его мечта свершилась и в это великое дело вместо с другими внесли свой вклад и владимирцы.
...Еще звучали аплодисменты и звуки оркестра по случаю одержанной трудовой победы, а тракторозаводцы уже знали свою новую задачу. Она была выражена словами призывного лозунга, четко написанного на красном полотнище и прибитого к правому крылу трибуны:
«Тракторозаводцы! Еще шире развернем социалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана!» («Призыв», 2 апр. 1970).
«Славная победа тракторостроителей
Сегодня в нашей газете рассказывается о славной трудовой победе тракторостроителей — досрочном выпуске стотысячного трактора. Это победа – итог напряженной творческой работы всего коллектива завода, горячего стремления каждого из нас сделать больше и лучше, чем вчера, а завтра больше и лучше, чем сегодня. Более месяца длилось это боевое социалистическое соревнование, получившее широкий размах на заводе. И оно увенчалось теперь замечательным успехом. Сверкая на солнце свежей краской, юбилейный красавец-трактор готов к отправке на колхозные поля. Он выпущен досрочно.
Провожая в путь своего юбиляра, мы должны поговорить сегодня о тех, чьими руками любовно и старательно изготовляются тракторы, кто не жалея сил трудится над тем, чтобы дать сельскому хозяйству нашей Родины как можно больше машин с маркой Владимирского тракторного завода.
Прежде всего тут следует отметить слаженный коллектив прессового цеха. Прессовщики на трое суток опередили график ритмичности работы, еще 29 августа выполнили месячное производственное задание. Сотни деталей для тракторов здесь изготовлены сверх плана. На 2—3 дня опередили график ритмичности также цехи: термический, кузнечный, моторный, шасси и литейный № 1, коллективы которых изо дня в день наращивали темпы работы, всемерно боролись за снижение себестоимости деталей, снижение брака. Благодаря ритмичной работе этих цехов завод в целом еще 22 августа выполнил 8-месячный план по выпуску валовой и товарной продукции.
Отличных результатов в социалистическом соревновании за досрочный выпуск юбилейного трактора добились отдельные участки и бригады. Всем тракторозаводцам известно имя бригадира Анатолия Сомова, работающего в цехе шасси на линии болстеров. Когда-то эта линия работала в три смены, потом стала работать в две. С созданием на линии комплексной бригады, во главе которой поставили А. Сомова, линия перешла на односменную работу. Бригада всего из четырех человек стала обслуживать одиннадцать станков, успешно справляться с делом. Вместо 40 болстеров по заданию, члены бригады ежедневно дают 60-70 болстеров. Бригада на два дня раньше срока справилась с месячным планом.
Напряженно трудились в августе и коллективы сменных мастеров тт. Гусева и Зыхаревой из литейного цеха № 1, бригады кузнецов тт. Силуянова и Моисеева из кузнечного цеха и многие другие.
Много поработал в августе инженерно-технический персонал, наши конструкторы, изобретатели и рационализаторы. Их творческий труд, направленный на совершенствование технологического процесса, устранение узких мест производства, дальнейшую механизацию трудоемких работ, также способствовал достижению новой победы тракторозаводцев.
Однако, отмечая положительное в работе, нельзя забывать и наши недостатки. У нас еще далеко не все цехи завода работают ритмично, по графику. Более чем на сутки отстал от графика заготовительный цех, отстает со сдачей тракторов главный конвейер. По-прежнему допускает много брака литейный цех № 1.
Руководители этих цехов, цеховые партийные и профсоюзные организации еще не развернули по-настоящему борьбы за повышение производительности труда на всех участках производства. Нередки случаи простоев оборудования, слабо используется комплексная механизация производственных процессов.
Тормозят до сих пор работу главного конвейера работники производственно-диспетчерского аппарата, которые недостаточно проявляют заботы о своевременном снабжении этого цеха деталями.
Вдохновенный труд тракторозаводцев направлен на укрепление социалистического сельского хозяйства, бесперебойное снабжение МТС страны тракторами. Труд большой и почетный. Итоги социалистического соревнования за досрочный выпуск юбилейного трактора убедительно показали, что коллектив нашего завода в состоянии работать без рывков и штурмовщины, добиваться новых и новых производственных успехов.
Общезаводской митинг, посвященный досрочному выпуску стотысячного трактора
Позавчера на нашем заводе состоялся многолюдный митинг, посвященный досрочному выпуску стотысячного трактора. Трибуна украшена живыми цветами, легкий ветер колышет знамена всех шестнадцати союзных республик, на поля которых беспрерывно поступают владимирские тракторы.
Перед трибуной стоит стотысячный трактор. Он окрашен в цвет прославленной владимирской вишни.
В пять часов вечера, на стыке двух смен, к трибуне собрались сотни тракторозаводцев и гостей. Митинг открывает заместитель председателя завкома тов. Багаев. Торжественно звучит Гимн Советского Союза.
Первым выступает главный инженер тов. Полукаров. Он рассказывает о том, что, несмотря на трудные условия военного времени, владимирцы сумели возвести на своей земле крупный завод по выпуску тракторов для сельского хозяйства.
— С ростом завода вырос и коллектив тракторостроителей,— продолжает тов. Полукаров.— Еще в 1944 году пришел на завод учеником кузнеца А.И. Трофимов, а теперь он является лучшим бригадиром-штамповщиком по заводам нашего Министерства, участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В том же году поступил сверловщиком в цех шасси А.В. Арефьев. В настоящее время тов. Арефьев систематически вдвое перевыполняет нормы выработки, его имя занесено в заводскую Книгу почета. Можно назвать много других товарищей, составляющих золотой фонд нашего завода.
Вдохновленный историческими решениями партии и правительства, коллектив нашего завода неустанно борется за повышение производительности труда, увеличение выпуска тракторов и запасных частей. За достигнутые успехи в первом и втором кварталах заводу присуждено третье место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
— Из года в год рос наш завод, увеличивался выпуск тракторов, улучшалось их качество,— говорит лучший обкатчик цеха главный конвейер тов. Егоров.— Вместе с заводом возмужал и коллектив сборочного цеха. В прошлом году сборщики собрали сотни тракторов сверх плана. Напряженно трудятся они и сейчас. Лично я выполняю ежемесячно норму выработки на 150 процентов.
На трибуне передовой кузнец кузнечного цеха тов. Епифанов. Он говорит о сплоченном коллективе своего цеха, который вместе со всеми решает большие задачи, поставленные партией и правительством по оснащению сельского хозяйства тракторами.
— Наряду с выполнением государственного плана,— продолжает тов. Епифанов, — коллектив цеха всемерно добивается снижения себестоимости. За 8 месяцев кузница дала 485 тысяч рублей экономии по себестоимости продукции. Кузнецы досрочно завершили восьмимесячный план, на 113 процентов выполнили августовское задание.
На митинге выступил первый секретарь горкома КПСС тов. Филиппов. Он говорит об огромном политическом и трудовом подъеме на заводе, вызванном решениями партии и правительства об укреплении и развитии сельского хозяйства.
— Коллектив завода,— говорит тов. Филиппов, — еще 22 августа выполнил план восьми месяцев и собрал сверх плана сотни тракторов более, чем на 5 миллионов рублей выпустил запасных частей.
— Сейчас десятки тысяч пропашных тракторов с маркой ВТЗ,— заключает выступающий, — бороздят поля всех братских республик нашей необъятной Родины, способствуют претворению в жизнь выработанной партией и правительством грандиозной программы крутого подъема сельского хозяйства.
На митинге выступили также начальник литейного цеха № 2 Черняховский, заместитель начальника главного управления автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения тов. Саблин.


Митинг тракторозаводцев, посвященный выпуску юбилейного трактора

Владимир, тракторный завод
Товарищам КИРЕЕВУ, КУРЕННОМУ, ТРУНИНУ.
Коллектив и руководство Главтракторопрома шлют сердечные поздравления рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим Владимирского тракторного завода по случаю выпуска стотысячного трактора и желают успехов в дальнейшей работе по обеспечению социалистического сельского хозяйства пропашными тракторами.
Начальник Главтракторопрома ГРИГОРЬЕВ
Владимир, тракторный завод
Директору завода тов. КИРЕЕВУ
Министерство сельского хозяйства СССР поздравляет рабочих и служащих завода с выпуском стотысячного трактора и желает всему коллективу дальнейших успехов в оснащении сельского хозяйства первоклассной техникой.
Заместитель министра сельского хозяйства МАЦКЕВИЧ
Владимир, тракторный завод
Исполняющему обязанности директора завода тов. ПОЛУКАРОВУ.
Парторгу ЦК КПСС на заводе тов. ПОЛУНИНУ.
Председателю завкома тов. ТРУНИНУ.
Поздравляем коллектив руководимого вами завода с большой производственной победой — выпуском стотысячного трактора. Желаем дальнейших успехов на благо Отечества.
Директор ВСХВ ЦИЦИН, Парторг ЦК КПСС ГУЛЕВСКИЙ
Владимир, тракторный завод
Исполняющему обязанности директора завода тов. ПОЛУКАРОВУ.
Парторгу ЦК КПСС на заводе тов. ПОЛУНИНУ.
Председателю завкома тов. ТРУНИНУ.
Управление механизации и электрификации и водного хозяйства сельхозвыставки поздравляет коллектив завода с большой производственной победой — выпуском стотысячного трактора и желает дальнейших успехов.
ДЕМИН, сельхозвыставка» («Тракторостроитель», 2 сентября 1954).

«На сельскохозяйственную выставку
С большим удовлетворением встретил коллектив тракторостроителей решение партии и правительства об открытии первого августа 1954 года в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Это сообщение особенно радостно для нас и еще потому, что наш завод будет участником этой выставки.
В качестве экспонатов завод представит на выставку 29 тракторов «Универсал-2» и «Универсал-4». 17 тракторов уже отправлены в Москву, остальные сейчас изготовляются и к 10 мая будут отправлены в столицу.
Большую работу по отделке, сборке, а также обкатке машин проводят коллективы экспериментального и сборочного цехов. Работники отдела сбыта подготовили для машин специальный брезент.
Маши тракторы разместятся в павильонах механизации, отраслевых, а также в усадьбе МТС.
Колонна Владимирского тракторного завода — наиболее многочисленная. И это не случайно. Тракторы «Универсал», как известно, имеют очень широкое применение в сельском хозяйстве. Они экспонируются на выставке вместе с навесными орудиями, вплоть до хлопкоуборочных и других машин» («Тракторостроитель», 13 апреля 1954).
«ТРАКТОРЫ — НА ВСЕСОЮЗНУЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ
На полях братской Украины, солнечного Узбекистана, Сибири, Дальнего Востока, повсюду можно встретить тракторы с маркой «ВТЗ», выпускаемые на нашем заводе.
Широкую известность и всеобщее признание завоевали они у сельских механизаторов. Продукция нашего завода в этом году будет представлена на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Недавно в Москву отправлена очередная партия тракторов» («Тракторостроитель», 1 июня 1954).
«Наши кандидаты на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку
Не так давно Владимирские тракторостроители направили в Москву, на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, партию новых тракторов. Это были новенькие «Универсалы».
Такое название они получили за то, что на практике выполняют самые разнообразные работы.
Владимирские тракторы экономичны — требуют сравнительно небольшое количество горючего; могут быть использованы в различных климатических условиях, на различных почвах и на очень многих работах.
Вот почему, благодаря этим качествам тракторы марки Владимирского завода применяются во всех уголках Советского Союза, есть они и в странах народной демократии. На полях центральной полосы их можно видеть на окучке картофеля, на рыхлении почвы овощных культур. Особенно возросла роль трактора-пропашника в связи с распространением квадратно-гнездового способа посадки овощей и картофеля.
На Украине владимирские тракторы используются на обработке и уборке сахарной свеклы, в среднеазиатских республиках — на возделывании и уборке хлопка. Трудно перечислить все виды работ, которые выполняются с помощью владимирских «Универсалов». Поэтому и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке владимирских тракторов представлено больше, чем с других заводов.
В павильоне механизации сельского хозяйства, например, будет экспонироваться несколько «Универсалов». Каждый из них имеет на прицепе какое-либо орудие или агрегат, с которым действует машина на колхозных и совхозных полях. Часть машин находится на территории образцово-показательной машинно-тракторной станции и на полигоне механизации. Они предназначены для показа их непосредственно в действии.
Владимирские тракторостроители сделали очень многое, чтобы улучшить их конструкцию, сделать их наиболее надежными и удобными в работе, чтобы, наконец, увеличить выпуск необходимых сельскому хозяйству машин.
В строение трактора внесено много конструктивных изменений. Он стал значительно легче и экономичнее. Что касается увеличения производства, за последние годы завод стал давать намного больше продукции. Достаточно сказать, что только за один последний год производство тракторов возросло более чем на 10 процентов. Значительно снизилась его себестоимость.
Выполняя постановление партии и правительства, тракторный завод из месяца в месяц перевыполняет план, выпуская дополнительно сотни тракторов и большое количество запасных частей и узлов. И все, что достигнуто заводом,— есть результат дружного повседневного труда кузнецов, литейщиков, сборщиков — всего коллектива предприятия.
Вот почему передовым производственникам завода предоставлено почетное право быть участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Среди них: тов. Вехов Г.И., начальник термического цеха тов. Петров С.Ф., токарь цеха коробки скоростей тов. Медведева Н.М., штамповщик кузнечного цеха тов. Трофимов А.И.
***
Долгое время главным инженером завода работал Георгий Иванович Вехов. Специалист советской выучки, он серьезно, по-деловому подходил к решению каждого вопроса. И все, что было направлено на увеличение выпуска продукции, на улучшение ее качества, главный инженер поддерживал, стремился осуществить на практике. Многое было сделано для того, чтобы изготавливать машины с меньшей затратой сил и средств. За проведение технических мероприятий, обеспечивающих увеличение выпуска тракторов и запасных частей, за достижение проектной трудоемкости главный инженер Георгий Иванович Вехов получил почетное право быть участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Получил право быть участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки коммунист — начальник термического цеха тракторного завода Сергей Фролович Петров.
Тов. Петров приехал во Владимир в те дни, когда завод еще строился. До этого он несколько лет работал на московском автомобильном заводе имени Сталина. Приобретенный там практический опыт помог инженеру быстро освоиться с новым производством. Первая должность была на тракторном заводе — начальник гальванического отделения. Но так как в отделении не было и третьей доли нужного оборудования, советскому специалисту пришлось монтировать и пускать его в действие. Здесь-то, как нельзя лучше, пригодились производственный опыт и знания, полученные в Московском институте имени Калинина.
И вот уже несколько лет подряд Сергей Фролович Петров является начальником термического цеха. Цех этот оснащен первоклассным оборудованием: высокочастотными установками, печами для газовой цементации. Есть в цехе так называемые карусельные печи. Работают они так: внутри круглой печи есть постоянно движущийся под. На него-то и загружаются для нагрева части трактора. Вместе с подом они движутся по кругу. Чтобы получить нужную температуру, металлу нужно обойти всего лишь один круг — не меньше, не больше. Здесь его вынимают и опускают для охлаждения в масляную ванну. Происходит закалка. Деталь трактора получает нужную прочность.
Все идет как будто бы хорошо. Но оказывается, между карусельной печью и маслоохладительной системой нет соответствия. В процессе работы веретенное масло перегревается. Пока оно охлаждается, печь несколько часов простаивает.
Перед инженерно-техническими работниками встала задача — переделать маслоохлаждающую систему, привести ее в соответствие с пропускной способностью печи.
Некоторые предлагали такой путь: увеличить в несколько раз резервуар масла. Вполне естественно, что при этом оно будет медленнее нагреваться. Но чтобы осуществить такое мероприятие, требовалась большая перестройка. Нельзя было обойтись без останова закалки.
Работники цехов совместно с инженером Петровым нашли другой, более рациональный путь: к существующей маслоохладительной системе они подключили многосекционный охладитель, предназначенный для охлаждения воздуха в компрессорной завода.
Теперь карусельная печь в термическом цехе действует бесперебойно.
В решении главного комитета Всесоюзной сельскохозяйственной выставки указывается, за какие успехи тот или иной товарищ или коллектив получил право участвовать на выставке. Об инженере Петрове записано так: «За проведение рационализаторских предложений по реконструкции маслоохлаждающих систем у карусельных печей с установкой многосекционных фильтров, за перевыполнение плановых заданий цехом».
Но не только это, много других технических усовершенствований внедрено в термическом цехе. Цех на несколько дней раньше срока завершил полугодовое задание и теперь идет с опережением производственного графика.
Е. АЛЕКСАНДРОВ» («Тракторостроитель», 13 июля 1954).
«Всесоюзная сельскохозяйственная выставка
1-го августа, в 12 часов дня открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Тысячи экскурсантов заполнили ее многочисленные павильоны. Начался всенародный смотр успехов сельского хозяйства.
Среди участников выставки представители нашего завода: начальник термического цеха тов. Петров, бывший главный инженер завода тов. Вехов, токарь цеха коробки скоростей тов. Медведева, штамповщик кузнечного цеха тов. Трофимов.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — это прежде всего выставка высокомеханизированного земледелия. Демонстрируемые на выставке машины вызывают чувство законной гордости. В их числе тракторы, выпускаемые нашим заводом» («Тракторостроитель», 3 августа 1954).
«Три богатыря» на Всесоюзной выставке
В Москве, в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького открыта Всесоюзная выставка художественного творчества рабочих и служащих.
На выставке среди многочисленных работ, сделанных руками рабочих и служащих, и присланных из разных уголков Советского Союза, в отделе художественной выставки экспонируется работа заместителя начальника инструментального цеха К.Я. Киккас «Три богатыря», вышитая художественной гладью.
«Три богатыря» сделаны по мотивам былин. Они выполнены с большой любовью, исключительно тонко, и свидетельствуют о высоком мастерстве исполнителя.
Посетители выставки подолгу останавливаются около этой картины. Многие из них вслух выражают свое удивление тем, что столь изящная работа, свойственная женщинам, выполнена мужчиной.
Тов. Киккас вышивал «Трех богатырей» три года» («Тракторостроитель», 10 августа 1954).
«ВЛАДИМИРСКИЕ «УНИВЕРСАЛЫ» получили широкую известность далеко за пределами нашей области. Тракторы с маркой «ВТЗ» бороздят поля Средней Азии и Поволжья, Украины и Северного Кавказа, они поднимали первые пласты в районах освоения целинных и залежных земель.
Машины Владимирского тракторного завода по праву широко представлены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Несколько. «Универсалов» экспонируется в павильоне механизации и электрификации сельского хозяйства. Часть тракторов находится в образцово-показательной машинно-тракторной станции и на полигоне механизации, где они показываются непосредственно в действии.
Владимирские тракторостроители делают очень много для того, чтобы оснастить социалистическое сельское хозяйство отличными тракторами. Вот почему передовым производственникам, руководителям завода предоставлено почетное право быть участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Об одном из участников ВСХВ — С.Ф. Петрове сегодня мы и рассказываем.
Для сельского хозяйства
В книге отзывов павильона механизации и электрификации сельского хозяйства Всесоюзной сельскохозяйственной выставки есть такая запись, сделанная владимирцем тов. Левченко: «Чувство радости испытываешь здесь, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, когда видишь все величие техники, созданной руками советских людей, подлинных хозяев своего Отечества. На выставке я видел и замечательные тракторы, изготовленные моими земляками — владимирскими тракторостроителями. Каждая, выпущенная ими машина способствует созданию в стране обилия сельскохозяйственных продуктов».
Действительно, стремлением помочь труженикам деревни создать обилие сельскохозяйственных продуктов живут на нашем заводе все рабочие и работницы, все инженерно-технические работники. Десятки тракторостроителей уже давно выполнили своп годовые задания, много передовиков производства наряду с повышением производительности труда, всемерно борются за строжайший режим экономии и бережливость. Лучший штамповщик кузнечного цеха Анатолий Трофимов, прославленный токарь цеха коробки скоростей Нина Медведева по праву утверждены участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Почетное право представлять многотысячный коллектив владимирских тракторостроителей в Москве, на выставке, предоставлено также начальнику термического цеха Сергею Фроловичу Петрову. Тов. Петров начал работу на заводе старшим мастером гальванического отделения, затем был избран парторгом ЦК КПСС на предприятии. Сейчас тов. Петров возглавляет один из важных участков завода — термический цех. Это, так сказать, трудовая «лесенка» в биографии Петрова, но главное, конечно, в другом. Какой бы пост ни занимал тов. Петров, везде он работал от души, творчески, в полную меру своих сил. Возглавляя коллектив термического цеха, он добился того, что все отделения и участки этого цеха успешно справляются с производственными заданиями, работают точно по графику.
Вот гальваническое отделение, работой которого руководит старший мастер Лидия Толкова. Отделение из месяца в месяц перевыполняет план, но его коллектив не довольствуется достигнутым, всегда ищет чего-то новое, прогрессивное. Саму Толкову также перестали устраивать накопленные знания и опыт, она учится на четвертом курсе вечернего машиностроительного техникума.
А вот закалочный участок. Раньше здесь узким местом была маслоохладительная установка, которая не обеспечивала полное охлаждение закалочного масла. По этой причине нередко происходило загорание масла, ухудшалось качество закалки деталей, невысокой была производительность труда.
За устранение этого узкого места взялись руководители цеха, механик тов. Иванов, энергетик тов. Грачев, мастера. Душой большого дела явился начальник цеха тов. Петров. И под его руководством проблема полного охлаждения масла была решена. После ряда рационализаторских усовершенствований маслоохладительная установка получилась более мощной, совершенно прекратились случаи загорания масла даже летом. Кроме всего этого намного улучшилось качество закалки, поднялась производительность труда.
Теперь закалочный участок стал передовым в цехе. В июле его коллектив выполнил производственное задание на 113,5 процента, а в августе — на 116,7 процента. За первую половину сентября коллектив участка выполнил месячное задание почти на 70 процентов.
Высокопроизводительно, без брака работают также другие участки цеха. И в их трудовых успехах немалая доля труда вложена умелым организатором и передовым руководителем Сергеем Фроловичем Петровым, который вместе с другими тракторостроителями утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В. СИМОНЕНКО» («Тракторостроитель», 21 сентября 1954).
«100-тысячный трактор на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
Недавно коллектив нашего завода отпраздновал трудовую победу — выпуск 100-тысячного трактора. Это замечательное событие совпало с очень важным событием — открытием Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в столице нашей Родины — Москве.
Многих тракторостроителей интересует: где сейчас находится 100-тысячный трактор? На этот вопрос отвечает газета «Известия». В номере от 17 сентября в корреспонденции «Новые экспонаты на Всесоюзной выставке» говорится: «Вчера в павильон «Механизации и электрификации сельского хозяйства» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки привезли универсальный колесный трактор «У-2». На его раме яркой краской выведено «100.000». Стотысячный «Универсал» Владимирского тракторного завода только на днях вышел из сборочного цеха».
Стотысячный «Универсал» привлекает к себе внимание многих посетителей выставки» («Тракторостроитель», 25 сентября 1954).

Далее »»» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в октябре-декабре 1954 года

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (25.04.2025)
Просмотров: 22 | Теги: завод, трактор, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru