«НАВСТРЕЧУ ВЕСНЕ Быстрее дать Родине новый трактор «Владимирец» — этим живут сейчас коллективы всех цехов Владимирского тракторного завода. С первого апреля главный конвейер переходит на массовый выпуск новых машин. Уже собраны первые три трактора, которые сейчас проходят полевые испытания в Узбекистане. В. СТРЕЛЬЦОВ» («Комсомольская Искра», 26 марта 1958).
«Готовы ли вы к выпуску деталей для трактора Т-28 «Владимирец»? В социалистическом обязательстве, принятом тракторостроителями на 1958 год, коллектив завода обязался в апреле начать выпуск новых тракторов «Владимирец». До этого срока остаются считанные дни. Сейчас особенно важно закончить последние отладочные работы, подготовить рабочие места, чтобы, не оттягивая, начать выпуск новых машин, с первых дней выдерживая график. К этому обязывает тракторостроителей и постановление февральского Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», ведь социалистическое сельское хозяйство ждет больше совершенных машин и наш долг полнее удовлетворить их возросшие запросы. Мы обратились к ряду руководителей цехов с вопросом: — Готовы ли цехи начать производство новых деталей и узлов? — Если сейчас последует команда начать выпуск новых деталей, то мы вполне можем обеспечить сборку новых машин торционными и трубчатыми валами. Эти детали освоены нами полностью, подготовлено и отлажено оборудование, ждем только команды, — ответил начальник тракторного цеха тов. Ковылин. — Но не подумайте, что у нас все благополучно, — продолжал он. — Дело в том, что в цехе осваивается картер сцепления — узел очень трудоемкий. Для его изготовления выделена специальная линия, и вот ее оснащение вызывает у нас большое беспокойство. На линии должны быть выставлены 6 станков, пять из них полностью смонтированы и налажены, но многошпиндельный станок все еще находится на модернизации в ремонтно-механическом цехе. И хотя ремонтники обещают его выдать в самое ближайшее время, но это нас не успокаивает, надо ведь еще установить его, отладить, а время не ждет. В долгу перед нами и инструментальщики. Задерживается изготовление очень необходимых приспособлений для крепления картера при его фрезеровке на барабанно-фрезерном станке. По вине конструкторов в первый раз они были изготовлены неверно и до сих пор находятся в переделке. — Сколько деталей отлажено полностью? — с таким вопросом обратились мы к заместителю начальника моторного цеха тов. Менакеру. — Объем нового производства, — ответил тов. Менакер, — у нас большой, достаточно сказать, что мы должны освоить вновь и изменить детали 30 наименований. На 24 марта мы можем сказать, что из этого числа сборку новых машин обеспечим 32 деталями. — Какие у вас задержки? — Нерешенных вопросов, к сожалению у нас еще немало. До сих пор, например, не поступили алюминиевые отливки на крышку топливного фильтра. На вопрос, когда поступит литье, работники отдела смежных производств ничего определенного не могут ответить. Беспокоит нас и такая деталь, как колпак центрифуги. Ее намечено производить штамповкой в прессовом цехе, но первая партия деталей показала, что необходимой жесткости у колпака нет. Конструкторы и технологи должны срочно заняться этим вопросом, с тем, чтобы с началом массового выпуска новых машин эта деталь поступала к нам технологичной. — Какие цехи сдерживают производство новых деталей? — Особенно большие претензии у нас к автоматному цеху. Нам кажется, что автоматчики не болеют душой за своевременное обеспечение других цехов новыми деталями. — Нет заготовок, — только один ответ можно услышать от них. В известной мере это так. Но разве то обстоятельство, что, например, деталь 1407575 из-за отсутствия литья временно передана для изготовления ремонтно-механическому цеху снимает с автоматчиков ответственность за своевременную подачу этой детали? Конечно, нет. Однако руководители автоматного цеха забыли о ее существовании. Сейчас нам для испытания центрифуг нужен стенд. Ремонтники сами назначили срок окончания сборки стенда — 20 марта, но слова не сдержали, и чтобы испытать центрифуги, нам приходится ходить в экспериментальный цех. Должны улучшить работу и литейщики, сейчас нам особенно нужны блоки, отлитые по новым моделям. Как известно, на главном конвейере уже собрано несколько новых машин «Владимирец». — Что показала сборка этих тракторов? — спросили мы у начальника техсектора цеха главный конвейер тов. Благовещенского. — Немало было трудностей, большинство деталей, которые поступили на сборку, не соответствовали нужным требованиям, многое пришлось подгонять. В процессе сборки выявился также ряд конструктивных недоделок. — Вот, например, — показывает тов. Благовещенский, — надо изменить крепление радиатора, ведь подобраться с ключом к одному из болтов невозможно, надо снимать другие детали, а при сборке на конвейере это недопустимо. По всем выявленным недостаткам мы составили служебную записку, конструкторам, они должны подумать над тем, как упростить и усовершенствовать процесс сборки новых тракторов» («Тракторостроитель», 27 марта 1958).
«Автоматизация компрессорной Около двух месяцев назад коллектив электросилового цеха начал работы по автоматизации компрессорной станции № 1. Предусматривается запуск компрессоров с одного пульта управления. На щите управления будут сосредоточены все приборы контроля. Станет возможным отключение любого компрессора в случае перегрева подшипников, чрезмерного повышения температуры в цилиндре высокого давления, отсутствия охлаждающей воды, перегрузки. ...Машинист спокойно несет дежурство. Но вот раздалась сирена. Одновременно появился световой сигнал. И сигнал, и сирена предупреждают о ненормальной работе того или иного компрессора, если, например, ненормальное давление в промежуточном холодильнике или отсутствует давление масла для смазки трущихся частей компрессора. Компрессор автоматически остановится, если появился избыток воздуха. Произойдет автоматическое включение одного компрессора при случае недостаточного количества воздуха. Рабочие, инженерно-технические работники взяли обязательство закончить все работы по автоматизации компрессорной во втором квартале этого года. К первомайскому празднику они обещают сделать общую панель и перевести на новые щиты управления два компрессора. Автоматизация компрессорной позволит высвободить рабочих, не говоря о больших удобствах в работе. 40 тысяч рублей экономии в год принесет осуществление этого мероприятия. Вдохновенно трудятся в честь выборов в Верховный Совет СССР коллектив над осуществлением своих творческих замыслов в жизнь. Им подобрана вся аппаратура, составлена схема автоматизации компрессорной. Изготовляется щит управления. А. ИЛЬИНА» («Тракторостроитель», 1 апреля 1958).
С 1-го апреля завод переходит на 7-часовой рабочий день. 1-го апреля 1958 г. завод начал выпускать новые, более производительные машины Т-28 «Владимирец».
«Первое апреля 1958 года войдет в историю нашего завода как дата, положившая начало выпуску более совершенных тракторов Т-28 «Владимирец». Кроме того, в этот день предприятие перешло на семичасовой рабочий день. Два важных события, говоривших о большом техническом росте коллектива, его способности решать большие задачи. Переход на сокращенный рабочий день вместе с тем обязывает любого из нас еще более дорожить каждой минутой, чтобы успеть сделать столько же, сколько раньше. Тысячи тракторостроителей так и поступают. Они за семь часов в полтора-два раза перевыполняют нормы. Как же работал первого апреля завод? Сколько в этот день с главного конвейера сошло тракторов ДТ-24М и Т-28 «Владимирец»? НЕ СОБРАНО НИ ОДНОГО ТРАКТОРА 11 часов дня. Главный конвейер. К этому времени не было сдано ни одного трактора ДТ-24М в счет апреля. Но может быть, люди занимались трактором Т-28 «Владимирец»? — Сколько заложено «Владимирцев»? — обратились мы к заместителю начальника сборочного цеха тов. Нагорному? — Мы сегодня должны сделать и сдать 5 тракторов, но пока не заложили ни одного, — сказал он. Тов. Нагорный продолжал: — Прессовый цех не обеспечил масляными и топливными бачками, воздухоочистителями, кронштейнами управления топливом, облицовкой и другими. От цеха шасси ждем крышки сальника ступицы переднего колеса, грузы на передние колеса. От модельного — крышки аккумулятора. Моторный цех поставил всего 3 мотора, два из них без фильтра. — Скажите, а в вашем цехе все готово к массовому производству модернизированных тракторов? — Недостает части оснастки. Например, приспособление для сборки рукава трансмиссии переделывается в инструментальном цехе почти полгода. Итак 1-го апреля на главном конвейере в 1-ю смену не было собрано ни одного «Владимирца». Виноваты цех шасси, прессовый и другие. Какие же меры там принимают, чтобы обеспечить главный конвейер необходимыми деталями и узлами?
Маркелов Николай Николаевич - начальник цеха шасси
КОГДА ИСТЕКЛО ВРЕМЯ ПЕРЕРЫВА Цех шасси... Было 12 часов 20 минут, т. е. шел обеденный перерыв. Из комнаты техсектора доносился шум. За шахматными досками сидели сам Николай Николаевич Маркелов, начальник цеха и его «противник» — за одним столом, за другим — заместитель начальника тов. Бажанов со своим «противником». Возле них человек семь «болельщиков». Мы не стали отрывать их от любимого занятия. Решили ждать окончания перерыва, хотя до конца было далеко. — Может быть, кто-нибудь из них догадается, что неудобно заставлять себя ждать, — шепчет сотрудница, с которой вместе пришли. — Вряд ли! Но вот, наконец, истекло время перерыва. Однако любители шахмат продолжали играть. Время от времени они поглядывали на свои ручные часы, но оружия не складывали. Не уходили и те, кто «болел». Прошло еще 20 минут уже рабочего времени. — Игра затянулась, — наконец, молвил Николай Николаевич. Он встал и стоя продолжал играть. В игру включились «болельщики». Борьба длилась полтора часа, из них 30 минут в рабочее время. 11 человек потеряли более 5 часов рабочего времени. Но это не все. Николай Николаевич Маркелов после сражения за шахматной доской пошел домой обедать, а его заместитель Бажанов спустился в буфет. Откровенно говоря, у нас пропало желание беседовать этими руководителями о делах. Как могут они воспитывать коллектив в духе строжайшего соблюдения трудовой дисциплины, если сами в этом показывают плохой пример. А как же все-таки обстоит здесь дело с узлами на трактор «Владимирец»? По всему чувствуется, что слабо занимаются. Вот к примеру, грузов на передние колеса на главном конвейере нет, однако руководители цеха шасси заверяют: — Грузов у нас полно, сборку завалим. — А почему не заваливаете? На этот вопрос слышится невразумительный ответ. Ряд деталей, как чека в сборе, до сих пор не освоен. Нет, нельзя, товарищи, так легкомысленно относиться к новому трактору. Главному инженеру и производственному отделу надо усилить спрос за детали и узлы трактора «Владимирец», потребовать, чтобы график сборки машин был обязательным для всех. КРАНБАЛКА ПОДВЕЛА Первый день апреля для литейщиков ознаменовался радостным событием: цех перешел на семичасовой рабочий день. — Праздничное, приподнятое настроение, — рассказывает сменный мастер стержневого отделения тов. Касторский, — чувствовалось у всех. Производственники пришли сегодня пораньше, смена началась организованно. — Да, — подтверждает и одна из лучших стерженщиц отделения Татьяна Яковлевна Ульянова, — за работу мы взялись сегодня горячо, а уж если все пошло хорошо, то темпов не сбавим. За семь часов стержней сделаем не меньше, чем за восемь. — Однако подводит нас сейчас отдел снабжения, — говорит тов. Касторский. — Он завез некачественный маршалит для приготовления натирочных паст и клея, а вот теперь приходится тратить время, чтобы просушить его и просеять. Действительно, если не считать этого недостатка, стержневое отделение работало хорошо. Но когда прошли на формовку, то не услышали четкого, с ритмичного гула оборудования. Стучали лишь формовочные машины второго конвейера, а остальные стояли: нет опок. Но и на втором конвейере было не все благополучно. За три часа, например, 106 форм прошли не залитыми: не было металла, поэтому бригаде тов. Данилова пришлось устроить длительный «перекур» — опоки-то назад не возвращаются. В начале смены в плавильном отделении сломалась кран-балка для загрузки шихты, и вот производственники оказались перед таким фактом, что нет металла для заливки форм, а отсюда простои, которые лихорадили работу формовщиков в первой половине смены. ССЫЛАЯСЬ НА ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ Проходя по прессовому цеху, разговаривая с работниками техчасти, мы не увидели, не почувствовали у них беспокойства за выполнение задания по сборке тракторов Т-28 «Владимирец». — Почему не подаете детали на главный конвейер? — обратились мы к старшему технологу цеха тов. Шилову — Скоро обеденный перерыв, а там нет ни одного масляного бачка. — Как нет, — воскликнул Шилов, — 24-го марта мы им сразу пять таких бачков подали. — Так ведь это семь дней назад, те бачки уже давно поставлены на машины. — Хочу внести ясность относительно масляных бачков, — вступил в разговор технолог тов. Круцкий. — Приспособление 4153372 для их обработки находится в ремонте. Инструментальщики задерживают его выдачу. А без этого приспособления трудно нам, обработку ведем универсально, ну к вечеру-то эти бачки подадим. — От нас требуют деталей, а мы ни оснасткой, ни заготовками полностью не обеспечены, — жалуется технолог тов. Цветков. — Например на деталь 3912030 штамповый цех должен изготовить 3 штампа, но до сегодняшнего дня не подал ни одного, а для трубопровода нет сейчас ни одной заготовки. Много подобных жалоб пришлось нам услышать от работников технической части прессового цеха. Вину за срыв графика по обеспечению сборки новыми деталями они старались переложить на конструкторов, штамповиков, инструментальщиков, заготовителей. Но не вы ли тт. Шилов, Круцкий, Цветков, Кузнецов в первую очередь виновны в неудовлетворительной подготовке цеха к массовому выпуску тракторов Т-28 «Владимирец»? Где вы были раньше, почему своевременно не позаботились, чтобы цех был обеспечен всем необходимым для массового выпуска новых деталей, не проявили настойчивости и принципиальности в деле освоения новой техники? » («Тракторостроитель», 3 апреля 1958).
«Ярославль-Владимир У инициаторов Литейный цех ВТЗ. Торопливо постукивают формовочные машины, дробно стрекочут механические выбивные решетки. Работа в утренней смене только началась, но уже во всем чувствуется большая организованность. Литейщики соревнуются с ярославцами. Это видно по наглядной агитации и в самом ритме работы. Второй конвейер обслуживает хорошо известная бригада формовщиков А. Папулина. Коллектив этой бригады зажег факел социалистического соревнования двух крупнейших заводов — Владимирского тракторного и Ярославского автомобильного. Медленно движется конвейер. Одна за другой опускаются на тележки готовые опоки. Бригада трудится с большим подъемом. Ни одной заминки. На учете каждая минута. Но только ли от них зависит ритмичная работа? Ведь для того, чтобы делать формы, нужны стержни, формовочная земля и другое. В обширном помещении длинными вереницами расположены станки для формовки стержней. Над большим столом, отгороженным пополам бункером, склонились девушки Аля Бокова, Валя Фомичева и Аля Прохорова. Девчата отдают все свои силы, чтобы не сдерживать работу литейщиков. И не даром на заводе стержневое отделение нередко называют «истоком успеха литейщиков». От них стержни уходят к сушильному агрегату. После просушки они попадают на сухую обработку. Это окончательная операция и требует, пожалуй, не меньше хлопот и опыта. На ней занято 4 человека. Лида Маркова обрабатывает жакет низа и производит сборку головки блока. Она настоящий виртуоз в своем деле. Молнией в ее руках снует специальный нож, снимая излишки массы. — Я борюсь за каждую секунду, — говорит Лида,— секунда для меня — это стержень. Сделал лишнее движение — недодал деталь. Самой молодой работницей среди них является Люба Потягалова. Она красит стержни графитной пастой. Через ее руки проходит масса деталей, и все они хорошего качества. Так, ритмичная слаженная работа отдельных людей и участков выливается в общий успех. И. ФИЛАТОВ, И. ФОМИН» («Комсомольская Искра», 2 апреля 1958).
«Заказ выполнен! В конце февраля коллективу цеха нестандартного оборудования был поручен важный заказ: изготовить узлы и смонтировать агрегат для производства комбинированных кормов скоту. Рабочие приняли активное участие в выполнении этого ответственного задания. За короткий срок были изготовлены необходимые узлы. Электромонтажный участок сделал электрооборудование. Монтаж вела комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая тов. Иониным. Заказ выполнен, ведется испытание агрегата. Социалистическое обязательство КОЛЛЕКТИВА РАБОЧИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ НАШЕГО ЗАВОДА С огромным удовлетворением встретили рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода исторические решения первой сессии Верховного Совета СССР, направленные на успешное претворение в жизнь намеченного партией курса коммунистического строительства. Мы отвечаем на эти решения трудовыми делами. Готовясь к встрече международного праздника 1 Мая, мы принимаем на себя следующие дополнительные социалистические обязательства: К 1 Мая выполнить план по накоплениям 4-х месяцев и дать сверхплановых прибылей не менее одного миллиона рублей. Выполнить производственную программу по выпуску запасных частей апреля по всей заданной номенклатуре к 25 апреля с. г. С 1-го апреля перейти на серийный выпуск тракторов Т-28 «Владимирец» и дать сверх плана несколько тракторов. К 1 Мая изготовить опытный образец трактора Т-28 с двигателем воздушного охлаждения Д-30, с прицепной одноосной тележкой и автосцепкой. К 1 Мая внедрить в производство на двигателе Д-28 мероприятия, обеспечивающие гарантийный удельный расход топлива 205 г/эл. с. ч. против 210 г/эл. с. ч. К 25 апреля изготовить для заготовительного цеха два турбогиба новой конструкции. К 1 Мая изготовить, отладить и запустить в производство высокочастотную установку для закалки толкателя. За первый квартал и апрель внедрить в производство 75,5 процента принятых рационализаторских предложений и получить не менее одного миллиона рублей сверхплановой экономии. К 1 Мая изготовить и смонтировать систему автоматического распределения формовочной земли по бункерам первого литейного конвейера в литейном цехе № 1. Капитально отремонтировать к 1 Мая дом № 61, по Тракторной улице и закончить ремонт заводской поликлиники. Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова вызывает на социалистическое соревнование за достойную встречу международного праздника 1 Мая коллектив Владимирского электромоторного завода.» («Тракторостроитель», 8 апреля 1958).
«Что мешает сборщикам Сейчас перед коллективом цеха главный конвейер стоит задача — постоянно наращивать выпуск тракторов «Владимирец». Во второй неделе задание возросло вдвое. Однако выдержать график 7 апреля не удалось. В этот день было заложено только две машины. График сорван по вине прессового цеха, который не подал задние стойки облицовки. Не оказалось этих деталей и в первой смене 8 апреля. Трудно приходится сейчас сборщикам. Ведь кроме овладения приемами сборки новых узлов, необходимо устранить конструктивные недоделки, добиться того, чтобы сборка шла без задержек. Вот, например, во время сборки выявилось, что рулевой вал ложится на бачок радиатора. Работники подотдела технического контроля совместно с прессовщиками занялись этим вопросом. Выяснилось, что радиатор собирался с перекосами. Сейчас дефект устранен. Но по-прежнему затрудняет сборку неправильная конфигурация трубок для гидросистемы. Прессовщикам надо добиться, чтобы эти трубки изготовлялись строго по чертежу. Задерживается также подача передней облицовки для новых машин, собранные тракторы стоят неукомплектованными. Пробная партия передней облицовки должна поступить с Горьковского автозавода только 12 апреля. *** Двигатели с воздушным охлаждением в ближайшее время будут ставиться на тракторы Т-28 «Владимирец». Экспериментальщики уже заканчивают изготовление деталей на опытные образцы и приступили к сборке первых двух моторов, которые будут поставлены на стендовые испытания. Замечательно трудятся над выполнением задания слесарь тов. Грибков, токарь тов. Дмитриев, расточник тов. Савельев и другие. Кроме этого в цехе испытываются полугусеничный ход, уширители и почвозацепы, которые делают трактор наиболее проходимым. М. СИНИЦЫНА, Н. МИХАЙЛОВА» («Тракторостроитель», 10 апреля 1958).
«Основные средства предприятия — здания, сооружения, оборудование нуждаются в повседневной заботе и для бесперебойной работы завода должны постоянно находиться в удовлетворительном состоянии. Организация ухода за этими средствами возложена на ремонтную службу завода, руководимую отделом главного механика. Отдел главного механика, как составная часть заводоуправления, создавался с момента организации завода. Приходили люди, окончившие средние и высшие технические учебные заведения, но редко имеющие специальные знания ремонтника, но им пришлась по душе многосторонняя работа. Рос завод, росли и крепли технические кадры. Всю техническую документацию пришлось создавать своими руками, никакого технического «последства» не было. Теперь архивы не могут вместить огромного количества технической документации. Чертежное хозяйство содержит большую часть деталей общих видов, узлов действующего оборудования, без чего невозможно организовать своевременный и качественный ремонт. Большим экзаменом для отдела явился перевод завода на выпуск новой модели трактора. Перед нами стояла задача — переделать специальное металлорежущее оборудование, в основном многошпиндельные станки. Кроме того, требовалась переделка сборочных конвейеров моторного и тракторосборочного цехов, проектирование новых конвейеров, средств механизации, моечных и сушильных камер. Задача усложнялась еще и тем, что проекты учитывали проведение работ в минимально сжатые сроки в условиях действующего производства. Подобными делами отдел раньше не занимался, не имел необходимой документации. Признаться, трудно было поверить в возможность своевременного, а главное качественного выполнения задания. Ошибки не должны иметь место, это привело бы к срыву сроков. На эксперименты не приходилось рассчитывать. Но именно здесь и показал свои лучшие стороны коллектив. Различные механизмы, спроектированные в отделе, работают в цехах завода. А их немало, например, в тракторосборочном цехе почти все, что представляется взору: сборочные конвейеры, системы монорельсов, окрасочные и сушильные камеры, подвесной конвейер и т. д. впервые родились в чертежах, созданных у нас. Переконструировано много специальных станков, а это далеко не простая работа. Но выполнив ответственное задание, люди как-бы поднялись еще на одну ступень выше, поверили в свои силы. Новое задание — сконструировать специальное оборудование было принято с твердой уверенностью в успешное его выполнение. И вот теперь станки и машины марки Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова можно встретить не только в цехах нашего завода, но и на других предприятиях. В их числе многосторонние агрегаты, многошпиндельные сверлильные, резьбонарезные, расточные полуавтоматы, двухколонные сверлильные станки двух моделей, формовочные машины, гибочные растяжные станки, притирочные полуавтоматы и другие. В настоящее время лучшие конструкторы завода тт. Бубнов, Хамзин, Андреев, Кадецкий, Пищиков и другие создают новое высокопроизводительное оборудование, более совершенные узлы. Позже других в отдел пришли тт. Шмелева, Потапов. Своей аккуратной работой по ремонту оборудования они приобрели заслуженное уважение. Некоторые работники награждены значками «Отличник социалистического соревнования». Под руководством тт. Зуборевой и Шмонина бюро ремонта, модернизации и проектирования нового оборудования объединяют также работу конструкторов ремонтных служб цехов. Именно совместные усилия позволили создать такое большое архивное хозяйство. А осуществление проектов стало возможным благодаря высокой квалификации и культуры рабочих ремонтно-механического цеха. Большим достижением следует считать освоение точных алмазных расточных головок, сконструированных на базе шарикоподшипников сравнительно низкого класса точности. Кроме создания механизмов, много труда вкладывают работники ремонтной службы завода, чтобы поддержать оборудование в работоспособном состоянии. И. ДОКИЛЬ, заместитель главного механика Необходима тесная связь с технологами Наша группа станкостроения обладает достаточным опытом по модернизации действующего оборудования, а также и по изготовлению новых станков, таких как сверлильные, многосторонние резьбонарезные и сверлильные горизонтального типа, трубогибочные и другие. Особенно большие работы осуществлены в период освоения нового трактора «Владимирец». Проводя модернизацию оборудования и проектируя новые станки, нам часто приходится решать вопросы совместно с конструкторами отдела главного технолога. Но надо сказать, что настоящей, тесной связи, согласованности в работе наших отделов нет. Это можно показать хотя бы на таком примере. При отладке двухшпиндельного расточного станка 2А-У32 оказалось, что расстояние от приспособления до шпиндельной коробки не соответствует чертежу наладки. А ведь этого могло бы и не быть, если бы конструкторы центрального конструкторского бюро предварительно ознакомили нас с этим чертежом. Такие случаи не единичны. При проектировании многошпиндельных коробок нам надо установить обязательную сверку координат шпиндельной коробки и приспособления. Это будет верной гарантией от ошибок, выявляющихся при наладке новых станков. Необходимо указать и на то, что технические задания, поступающие к нам из отдела главного технолога, зачастую бывают неполными. Так, например, в задании на изготовление гидропневмозажима на пилу «Берд» не было указано хода зажима. Его конструкция была изготовлена с ходом, достаточным для зажима одной заготовки, но потом оказалось, что необходимо обрабатывать сразу несколько заготовок. Зажим пришлось переделать. А ведь лишней затраты средств и времени можно было бы избежать. Такое положение создалось и с расточным станком 2А-932. В зависимости от конструкции приспособления в некоторых случаях требуется подача шпинделей без вращения. Но почему-то конструкторы «недописали» этого, и вот в результате выход почти готового станка задержался. В. ХАМЗИН, старший конструктор отдела главного механика В ЗАВОДСКОЙ ОРАНЖЕРЕЕ Раскрыв дверь ангара, мы оказались в светлом, теплом помещении. Всюду стояли ящики с цветочной рассадой, из которых поднимались нежные лепестки растений. А на среднем стеллаже, расположенном недалеко от двери, цвели, как маки, тюльпаны. Глядя на их розовые, красные, белые, желтые чашечки, даже не верится, что за стеной снег и лед, а тут, рядом такие чудесные цветы. - А это вон лакфиоль, — говорит заведующий оранжереей тов. Абрамов, — указывая на бордовые бархатные цветы, собранные в красивые соцветия. — Они были посажены прошлой весной, сохранились зиму и в марте зацвели, сейчас уже вянут. Работница оранжереи тов. Дьякова наполнила водой лейку и стала осторожно поливать стоящие тут же в горшочках цинерарии. Эти невысокие растения, состоящие из множества мелких белых, красных или фиолетовых цветов, образовали на стеллаже великолепный, цветной ковер, приятна радовавший глаз. Рядом стояли ящики, наполненные землей, в каждом из них лежала табличка с надписями: «астры», «табак» и т. д. — Два дня назад посеяли мы эти цветы, — рассказывает тов. Дьякова, — одновременно в разведочный ящик высадили в черенках гортензии и хризантемы. Подрастут, высадим их в горшочки. — А вы чем сейчас заниматься будете? — обратились мы к полной молодой работнице, на правившейся к стеллажам, стоящим вдоль западной стены. — Хочу прополоть петунью и душистый табак, — говорит тов. Кулакова. — Высадили их 27 февраля, а вон уже сорняки появились. — Около вас в плошках, что это за цветы? — Канны, — охотно объясняет тов. Кулакова. — Их у нас высажено в горшочки около 500 штук. Красивые цветы, хорошо украсят заводские поселки. Во втором отделении ангара Валентина Ташкова старательно пикировала «львиный зев». Проворные руки девушки осторожно брали хрупкие растения и переносили в другой ящик. — Как бы не погибли, солнце сегодня сильно припекает, — поглядывая на стеклянный потолок, говорит Валя. Чтобы не свернулись свежепикированные цветы, она берет бумагу и прикрывает ею саженцы. — К 850-летию города Владимира, — рассказывает заведующий оранжереей тов. Абрамов, — мы должны вырастить около 300 тысяч цветочной рассады. Сейчас уже более 70 тысяч цветов распикированы. Цветы будут высажены в клумбах на поселках, у детских учреждений, на стадионе, в пионерском лагере, цветы украсят территорию завода. Кроме однолетних цветов, к нынешней осени вырастим около 2,5 тысяч комнатных цветов: глоксинии цинерарии, кипарисы и т. д. Этими цветами украсим помещения цехов и отделов, будем продавать их жителям. Знакомя нас с работой оранжереи, ее работники рассказали и о трудностях, которые серьезно мешают им справляться с поставленными задачами. — Водопровод надо восстановить, очень устаем воду ведрами таскать в бак, — жалуется пожилая женщина. — А какие тяжелые ящики делают нам работники строительного участка, — замечает другая, — каждый пустой ящик весит почти восемь килограммов, доски необстроганы. — Беспокоит нас и неподготовленность парников, — говорит тов. Абрамов. — К 20 апреля надо рассаду выносить на свежий воздух, закалять, а у нас много рам еще не застеклены. Работники отдела снабжения не обеспечили нас ни стеклом, ни замазкой. Потолок и стены в помещении не промазаны, случись сейчас дождь, ну и вся рассада погибнет. Обязательно надо огородить территорию теплицы, чтобы посторонние люди не бывали здесь, не расхищали рассаду. Помощнику директора тов. Скворцову следует позаботиться и об укреплении оранжереи кадрами. Пока здесь закреплено 7 рабочих, причем, двое часто болеют. Смогут ли 5 человек вырастить 300 тысяч цветов, если к тому же надо вручную воду таскать и передвигать тяжелые ящики? Конечно, нет. Укрепляя оранжерею кадрами, необходимо решить вопрос и о ее руководителе. Тов. Абрамов считает себя садовником, а не руководителем, надеется, что все насущные вопросы за него должен решить начальник АХО тов. Васильев или заместитель директора тов. Бражников. И тут надо внести ясность, кто должен заниматься текущими и перспективными вопросами развития оранжереи. Г. ЦЫКИНА» («Тракторостроитель», 12 апреля 1958).
«Сверхплановые комсомольские тракторы — Выпустим в подарок XIII съезду ВЛКСМ 10 сверхплановых комсомольских тракторов, — решили молодые тракторостроители на одном из своих собраний. Этот призыв горячо одобрили и комсомольцы главного конвейера. Немало пришлось им потрудиться, чтобы с честью сдержать свое слово. Временами были задержки с подачей деталей. Но комсомольцы — народ настойчивый, не ждут, когда все придет само собой. Оператор Галя Чуйкина, контролер Гена Балашов не раз появлялись в цехах, которые сдерживали сборку. — Нам нужны детали для комсомольских машин, ускорьте их выдачу, — заявляли они. Быстро спорилось дело в руках опытных сборщиков Сережи Белова, Вали Парфеновой, Клеры Сорокиной. 8 апреля с конвейера сошел последний, 10 комсомольский трактор, «собранный руками комсомольцев Владимира Сорокина, Сережи Суслова, Васи Рожнова. Хорошо потрудился также и сборщик трансмиссий Лева Наследников. За успехи в труде на состоявшемся недавно слете молодых передовиков производства Лева был награжден значком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства» и ценным подарком. — Комсомольское обязательство выполнено! — рапортуют XIII съезду ВЛКСМ молодые рабочие главного конвейера. Первые образцы мебели В мае коллектив модельного цеха приступит к массовому выпуску мебели для торгующих организаций города и области. Сейчас модельщики изготовляют опытные образцы тумбочки для телевизора, шифоньера, серванта, книжного шкафа, кресла-кровати и других. Самое горячее участие в выполнении этой почетной работы приняли молодые модельщики и столяры, окончившие художественное ремесленное училище. Комсомолец Александр Алексеев вместе с модельщиком Николаем Редькиным заканчивает изготовление серванта. С каким вдохновением они трудятся! Очень хочется ребятам, чтобы сервант, изготовленный их руками, был принят для массового производства. Столяры Костя Денисов и Саша Шабанов сделали тумбочку под телевизор. Вот она стоит готовая, сверкая блестящей поверхностью, покрытой бакелитовым слоем, которым производится облицовка всей мебели. Костя и Саша с волнением наблюдают, как товарищи по цеху придирчиво осматривают сделанное ИМИ изделие» («Тракторостроитель», 15 апреля 1958).
16 апреля 1958 г. моторный цех полностью перешел на выпуск моторов ДТ-28.
«Приступают к массовому выпуску моторов Д-28 Дни, полные творческого вдохновения и напряжения, переживает сейчас коллектив моторостроителей. 16 апреля цех полностью переходит на выпуск моторов Д-28. Это важное событие в жизни коллектива является живым откликом на исторические решения февральского Пленума ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР, содержащих программу дальнейшего мощного подъема сельского хозяйства и благосостояния советских людей. Моторостроители проявили большую заботу о своевременной подготовке производства к выпуску более мощных двигателей. Значительный вклад в это дело вложили технологи, наладчики. Хорошо справились с задачами технологи — коммунист тов. Клюшкин, комсомолец тов. Зайцев. Тов. Зайцев молодой специалист. Подготовка нового производства явилась для него настоящим испытанием, которое он выдержалс честью. Он зарекомендовал себя грамотным работником. Много труда и выдумки вложили наладчики тт. Матвеев, Тюрин, Каурцев и другие. Моторостроители выдержали еще один экзамен на техническую зрелость. Первого апреля, как и было запланировано, цех сдал на главный конвейер первую партию моторов на трактор Т-28 «Владимирец». Со второй недели производство двигателей Д-28, согласно графику, увеличилось. Моторостроители сделали все, что от них зависит, чтобы с 16 апреля перейти на массовый выпуск более мощных двигателей. Однако ряд операций им приходится производить до сих пор универсальным методом. Беда в том, что инструментальный цех задерживает выдачу части оснастки. До сего времени нет приспособления 4063662 на валик заслонки. Большое беспокойство у коллектива вызывает отсутствие пяти приспособлений на стяжную трубку центрифуги. Ряд цехов, и в первую очередь прессовый цех, неудовлетворительно поставляет детали. Из того небольшого количества деталей 1100230, 1407592, 1407610, которые подают прессовщики, значительная часть некачественная. Это говорит о том, что техническая часть прессового цеха слабо занимается отладкой. Трудное положение, создавшееся в автоматном цехе с трубками 1407575 из-за отсутствия металла также может плохо сказаться на делах моторостроителей. Это крайне тревожит весь коллектив. Для того, чтобы моторный цех смог 16 апреля перейти на выпуск моторов Д-28, инструментальщикам надо его обеспечить недостающей оснасткой, а цехи-поставщики обязаны до 12 апреля выдать все детали на моторы Д-24, до 16 апреля создать двухсуточный задел на моторы Д-28. Такова задача, и ее надо во что бы то ни стало выполнить. С. АРИСТОВ».
25 апреля 1958 г. - прекращен выпуск тракторов ДТ-24.
Дружба с Китаем
«Для китайских друзей В канун открытия XIII съезда ВЛКСМ коллектив участка приспособлений завершил выполнение заказа для китайского тракторного завода г. Лоян. Изготовлено более 30 приспособлений, с помощью которых китайские друзья будут обрабатывать детали гусеничного трактора новой конструкции. Вместе со старыми квалифицированными сборщиками и станочниками старательно работала над выполнением ответственного задания и молодежь. — Здорово помогли нам комсомольцы и молодые рабочие, — говорит старший мастер тов. Цветков. — Особенно постарались братья Дворниковы. Виталий два сложных приспособления сдал досрочно. С одобрением отзывается мастер и о шлифовщике комсомольце Александре Синигине. Ему пришлось шлифовать много новых деталей. Задание он выполнил быстро и качественно. Добросовестно работали и молодые работники Юрий Ананьин и Анатолий Тюлюлин» («Тракторостроитель», 15 апреля 1958).
«Пусть крепнет содружество народов С каждым годом крепнут и развиваются дружественные отношения советских людей с китайским народом. Центральный Комитет партии в своих первомайских Призывах шлет братский привет великому китайскому народу — строителю социализма. — Да здравствует нерушимая дружба и сотрудничество советского и китайского народов — могучий оплот мира во всем мире! — говорится в Призывах ЦК КПСС. Коллектив нашего цеха с большим одобрением воспринял пламенные слова Призывов и стремится внести свой вклад в дело укрепления этой великой дружбы. В дни предмайского соревнования мы работаем над выполнением заказа для китайских друзей. Делаем штампы Лоянскому тракторному заводу. Восемь штампов уже сделали, на этой неделе закончим изготовление оставшихся двух. Работа сложная, требует высокой квалификации, уменья. И мы стараемся выполнить ее как можно лучше, чтобы наши штампы долго и надежно служили китайским тракторостроителям. Я делал штамп К-405-9004. На его изготовление положено сто часов, но я сделал за 80, старался каждую операцию выполнить внимательно и аккуратно, чтобы штамп имел отличный товарный вид. Сейчас заканчиваю изготовление второго штампа. Старательно потрудился над выполнением заказа китайских друзей и наш слесарь тов. Большаков. Он сделал три штампа. Отсылая штампы китайским тракторостроителям, нам хочется сказать им, что если еще понадобится наша помощь, мы никогда ни в чем не откажем. Пусть и дальше крепнет наше сотрудничество. Ю. ЛЕБЕДЕВ, слесарь штампового цеха» («Тракторостроитель», 17 апреля 1958).
«Голос китайских друзей Дорогие тракторостроители! Горячо и сердечно поздравляем вас с Международным праздником, днем солидарности трудящихся всего мира — 1 Мая! Народы Советского Союза и Китая встречают этот праздник великими достижениями в строительстве социализма и коммунизма, в борьбе за мир во всем мире! Наш завод под руководством Коммунистической партии быстро растет. Откликаясь на призыв партии о механизации сельского хозяйства, коллектив взял на себя обязательство к концу этого года выпустить первую партию тракторов. Вы оказываете нам бескорыстную помощь в решении этой задачи. От души благодарим вас за помощь и дарим вам почетное Знамя, символизирующее нерушимую дружбу между наши двумя заводами. В дальнейшем нам также потребуется ваша помощь. Мы просим вас поставить нам дополнительные заказы по изготовлению технологической оснастки вместо установленного срока в третьем квартале этого года. Уверены, что вы сможете выполнить нашу просьбу. Скоро на полях народного Китая будут работать первые отечественные тракторы, в которых вложен и ваш труд. Мы и наше пятисотмиллионное крестьянство никогда не забудем вашей братской помощи. Желаем вам новых больших успехов в работе и счастья в жизни. Коллектив Первого Китайского тракторного завода в г. Лояне» («Тракторостроитель», 30 апреля 1958).
«Пусть крепнет наша дружба Дорогие наши друзья! Китайский народ, руководимый своей славной Коммунистической партией, с огромным вдохновением строит социализм. По всей стране раскинулись стройки. Наш Тяньцзиньский тракторный завод в апреле этого года с успехом экспериментировал первый универсальный пропашной трактор (40 л. с.) и к Международному празднику Первое Мая выпустил пять машин. Этим радостным событием мы не можем не поделиться с вами, дорогие друзья, ведь вы нам оказываете большую братскую помощь. Сейчас все рабочие и служащие завода заняты производственной подготовкой. В недалеком будущем тракторы, изготовленные нами, будут возделывать поля нашей прекрасной Родины. Желаем вам здоровья! ЛИ ЮЙ-ЧЭН, секретарь комитета партии; ЛЮ ШУ-ИН, директор завода; ЧЖОУ Ю-МИНЬ, председатель профсоюза; ВАН БИН-ХУА, секретарь комитета Союза молодежи» («Тракторостроитель», 27 мая 1958).
«У комсомольцев Владимирского тракторного Много вопросов обсуждалось комсомольцами в этот день. Но вот зашла речь о сборке юбилейных тракторов, и комитет комсомола стал больше похож на кабинет начальника производства. — Необходимо создать ударную комсомольскую бригаду. Юбилейные тракторы должны быть собраны нашими руками, — так решили собравшиеся. ...На город опускалась тихая июльская ночь. Затих шум станков в цехах. Погас свет в окнах домов. Но те, кто остался в этот поздний час на главном конвейере, не думали о сне. Их беспокоило другое: и как быстрее освоить профессию сборщика, ведь для многих это совсем новое дело. Решили поступить так: опытные производственники расставили комсомольцев по рабочим местам, показали, что и как надо делать. И - конвейер был включен. Медленно движется лента. С каждым метром будущий трактор обрастает все новыми узлами. Вот комсомольский вожак моторного цеха Галина Втюрина ставит трос газоуправления. Вот Тамара Пименова, работница машиносчетной станции, крепит стойки крыльев. Конструкторы Владимир Сергеев и Анатолий Григорьев захватывают подъемником колеса и ставят их на трактор. Монтаж электрооборудования ловко ведет технический секретарь комитета комсомола Роза Валеева. Впервые участвуют в сборке эти комсомольцы, но работа спорится в их руках. Не дремлет и стенная печать. Прямо тут же в цехе сочиняется и вывешивается на стене «молния»: «Привет передовикам-сборщикам!». 15 машин со сверкающей на капоте эмблемой «Владимирец» собраны комсомольцами в эту смену. Когда новорожденные тракторы выкатили во двор и поставили на площадку для обкатки — всхолило солнце нового дня. На всю жизнь запомнится это утро комсомольцам. 2. Громыхают формовочные машины, одна за другой на заливку движутся собранные формы. Но нет-нет, да и случится у формовщиков задержка, конвейер останавливается. Здорово лихорадят работу литейного цеха № 1 эти простои. Начав борьбу с ними, комсомольцы решили прежде всего навести порядок в цехе. Ведь чистота и культура производства — немаловажное условие ритмичной работы. Но, глядя на кучи отходов формовочной земли, громоздившиеся возле конвейеров, многие сокрушенно покачивали головами: — Справимся ли? Ведь тут носить не переносить. Что не под силу одному легко совершить вместе эту истину хорошо знают тракторостроители. И вот, комсомольцы всего завода решили помочь литейщикам. Трижды приходили они на субботники и добились своего — в формовочном отделении стало намного чище. Особенно хорошо потрудились И. Пухов, Л. Галанова, А. Пятова и А. Свиридов. Многие тонны отходов спустили в отвал руки этих комсомольцев. Все они работают в других цехах, но знают: первейший комсомольский долг — помогать товарищам. — Юбилей города будем встречать в обновленном цехе, — удовлетворенно говорят литейщики. 3. Виктор Римский — токарь моторного цеха еще очень молодой производственник. Только год, как прямо со школьной скамьи он пришел на завод. Но это время не прошло для Виктора даром. Сейчас он один из лучших рабочих пятого участка. Токарная обработка деталей — первая операция в линии. Поэтому комсомолец работает так, чтобы не задерживать товарищей. Две нормы в смену — такая производительность давно стала для Виктора привычной. Свои успехи молодой токарь посвящает юбилею родного города. В. СТРЕЛЬЦОВ, В. КЛИМОВ» («Комсомольская Искра», 6 августа 1958).
Рабочие и инженеры Первого китайского тракторного завода владимирцам вручили вымпел.
«Одновременно выполняем большой заказ китайских тракторостроителей, делаем им оснастку. Надо изготовить 66 позиций. В первой декаде августа сдали 7 приспособлений. Я обрабатывал крупные детали для делительного фрезерного стола. Токарь тов. Балуков и строгальщик тов. Нехаев также потрудились на славу. Большая дружба связывает нас с китайскими тракторостроителями. К октябрю постараемся выслать им всю оснастку. В. ВОЛЖЕНКОВ, профгрупорг участка приспособлений инструментального цеха» («Тракторостроитель», 14 августа 1958).
«В сентябре выполним заказ С большим волнением рабочие нашего участка следят за происками американских агрессоров у берегов великого Китая и гневно осуждают попытки империалистов нарушить счастливую жизнь китайского народа. Мы помогаем китайским друзьям строить мирную, созидательную жизнь, развивать тракторостроение. Коллектив участка занят сейчас изготовлением приспособлений для Лояньского тракторного завода. В августе мы брали обязательство собрать 20 приспособлений, а собрали на шесть больше. Став на трудовую вахту в честь XXI съезда партии, мы решили в сентябре завершить выполнение заказа китайских тракторостроителей, который был сдан на четвертый квартал. Особенно старательно работают на выполнении этого задания сборщики приспособлений Юрий Дворников и Евгений Егоров. Ежемесячно они выполняют не менее двух норм. Сейчас коллектив участка приступает к изготовлению оснастки для массового выпуска двигателя с воздушным охлаждением. Н. ЦВЕТКОВ, старший мастер» («Тракторостроитель», 20 сентября 1958).
«Успехи китайских друзей Первого октября китайский народ отпраздновал девятилетие Китайской Народной Республики. Девять лет назад в Пекине вождь китайского народа товарищ Мао Цзэ-дун провозгласил рождение нового государства Азии, твердо ставшего на путь социалистического развития. Девять лет — это очень небольшой исторический срок, но перемены, произошедшие в великой стране, поистине грандиозны. Мы радуемся и гордимся успехами 600-миллионного народа — нашего верного друга и брата. Велики успехи китайского народа в деле социалистической индустриализации страны. Успешно решаются задачи в деле механизации сельского хозяйства. На днях в отдел главного конструктора нашего завода пришло письмо китайского переводчика Хуан Цзинь-синя, работающего на тракторном заводе под Пекином. В письме сообщается, что с 1-го июня 1958 года Пекинский завод начал массовый выпуск нашего трактора ДТ-24-2. Это является одним из свидетельств грандиозных успехов китайских друзей. Одновременно в письме выражается большая благодарность за предоставление Пекинскому тракторному заводу всей технической документации, необходимой для изготовления трактора ДТ-24. Дирекция, партком и завком нашего завода в день девятилетия Китайской Народной Республики поздравили трудящихся Лояньского и Пекинского тракторных заводов» («Тракторостроитель», 4 октября 1958).
«Заказ для Китая — досрочно С большим воодушевлением трудится сейчас коллектив участка приспособлений инструментально-штампового производства. Инструментальщики взяли на себя обязательство досрочно выполнить заказ по изготовлению приспособлений для китайских друзей — тракторостроителей Лоянского тракторного завода и с честью сдерживают свое слово. — Почетный заказ обязывает нас трудиться еще настойчивее и старательнее, — говорят производственники участка. Их слова не расходятся с делом. На отлично работают слесари братья Беловы, В. Козлов, Е. Егоров, Н. Силуянов, расточники А. Тюлюлин, Ю. Ананьин, шлифовщик А. Синигин. А разве можно не упомянуть об одном из старейших производственников — шлифовщике Кузьме Ивановиче Шингареве. Он заканчивает свой многолетний трудовой путь, скоро товарищи по работе проводят его на заслуженный отдых. — Наше слово твердое, — говорят инструментальщики, — почетный заказ будет закрыт в октябре. Наряду с окончанием этих работ, коллектив участка приступает к изготовлению приспособлений для двигателя с воздушным охлаждением. — Не задержим изготовление нового двигателя, — таково мнение коллектива участка, — XXI съезд Коммунистической партии мы должны встретить новой трудовой победой. В. СМИРНОВ» («Тракторостроитель», 11 октября 1958).
Китайский трактор Дунфэнхон-28 Трактор Чхоллима-28 (Северная Корея)
Трактор Т-28 по лицензии производился в Китае: там он назывался Дунфэнхон (Dongfanghong-28) и в Северной Корее (корейский Т-28 назывался Чхоллимма-28). Китайский трактор Дунфэнхон-28 отличался оригинальной передней облицовкой двигателя.
1 мая 1958 г. изготовлен опытный образец трактора с двигателем воздушного охлаждения Д-30.
«С честью выполним первый пункт предмайского обязательства Наступил самый ответственный этап в выполнении социалистических обязательств, взятых коллективом завода в честь всенародного праздника — Первое Мая. До конца месяца остается одна декада. Сейчас особенно необходима четкость, слаженность в работе всех цехов, участков. — Ознаменуем первомайский праздник новыми трудовыми победами! — под таким лозунгом должна начинаться каждая трудовая смена. Одной из самых важных задач, которую поставил себе коллектив завода, развернув социалистическое соревнование в честь Первого Мая, является переход на серийный выпуск более совершенных тракторов «Владимирец». Возрастающий график сборки «Владимирцев» дает возможность к концу третьей декады апреля полностью перейти на их массовый выпуск. Почетная, ответственная задача. Сейчас особенно важно устранить те недоделки, которые выявились в процессе сборки Т-28. Заниматься этими работами во время массового производства будет некогда. Одной из важных задач сегодняшнего дня является также создание заделов. Дело сейчас за механическими цехами: кузнецы и заготовители обеспечили их необходимым количеством заготовок. Этого, к сожалению, нельзя сказать о литейщиках. Несмотря на то, что много деталей автоматного цеха постоянно находится в дефиците, литейный цех № 1 плохо обеспечивает его отливками, особенно крышками на трансмиссию. Много неприятностей приносит плохое снабжение литьем на новые детали и цеху шасси, да кроме того, отливки зачастую идут некачественными. — Как устранить приливы по плоскостям разъема на балке передней оси? — раздумывают в цехе. Эта «операция» здесь не предусмотрена и вот теперь сборщики в затруднении. Большие припуска на отливках переднего бруса. Правда и в литейном цехе № 2 положение с этой деталью трудное. Формуется она по деревянной модели, и чтобы более- менее выдержать технологию, технологам приходится постоянно присутствовать при формовке. Модельщики обещают к 22 апреля изготовить металлическую модель, по которой можно будет добиться резкого улучшения качества бруса. В цехе шасси немало еще своих трудностей и неполадок. Несколько месяцев монтажники цеха нестандартного оборудования сооружали конвейер для сборки новых узлов. Но как его сделали! Приспособления фиксируются под углом в 30 градусов, тогда как фиксация должна быть перпендикулярна к плоскости конвейера. Плохо обеспечены средствами малой механизации. Беспокоит и отсутствие спецтележек для транспортировки узлов, но подписание заказа на их изготовление у главного бухгалтера завода тов. Воробьева затянулось. А это не пустое дело, ведь сейчас новые узлы поступают на главный конвейер с дефектами из-за плохой транспортировки. Не все работы доведены до конца и в прессовом цехе, особенно по облицовке, масляным бачкам, воздухоочистителям. Отдел снабжения должен быстрее решить вопрос с трубкой 40X5 миллиметров для цеха шасси и алюминиевым литьем на втулку 1407575 для центрифуги. С каждым днем наращивать выпуск новых тракторов, решительнее устранять недостатки — в этом сейчас основная задача коллективов всех цехов. Все на производственную гимнастику! В цехах и отделах вводятся занятия производственной гимнастикой. 15 апреля такие занятия были проведены для работников заводоуправления. 14 часов 45 минут. На площадке возле здания собираются первые товарищи. На некоторых «настоящий» спортивный костюм: пальто, застегнутое на все пуговицы, шляпа. Но. тем не менее занятия состоялись. Вот, по, одну сторону подъезда, под руководством инструктора тов. Соколовой, вместе с группой работников бухгалтерии старательно выполняет упражнения тов. Куров. По другую сторону четко выполняют команду технологи во
главе с тов. Сорокиной. Халатно отнеслись к этому нужному делу работники отдела снабжения. Ответственный за производственную гимнастику в отделе тов. Антонов пришел лишь к концу занятий. В этот же день должны начаться занятия в цехе шасси и модельном. Но руководители тт. Маркелов и Козлов оказались не подготовленными к этому. Производственная гимнастика — важное средство укрепления здоровья производственников, повышения производительности труда, и считать ее лишней затеей нельзя. Л. ЛАЗАРЕВ» («Тракторостроитель», 19 апреля 1958).
«Дружно взялись за дело — Сделаем сквер возле заводской спортивной площади настоящим местом отдыха! — решил коллектив ремесленного училища № 7. А 23 апреля 75 воспитанников училища дружно принялись за дело. — Расчистим аллеи! Это наша первая задача. А когда эта работа будет выполнена, в центре сквера шефы установим скульптуру футболистов, сделают площадки для отдыха. Со стороны Школьной улицы сквер будут обрамлять тополя. Хорошее, благородное дело начали учащиеся. Пройдет несколько лет и зашумят молодые тополя. К этому времени многие из учащихся станут уже кадровыми рабочими нашего завода и, проходя по зеленой роще, с гордостью скажут: — Это сделано нами в юбилейном году. В. ЧУПРИН» («Тракторостроитель», 26 апреля 1958).
«Как уже отмечалось в нашей газете, не на словах, а на деле шефствуют над липовой рощей возле спортивной площадки сотрудники и учащиеся ремесленного училища. В этой роще часто можно видеть ребят вместе с директором тов. Николаевой. Они расчистили землю под аллеи, пересадили деревья, оставили на место скульптуру. Скоро здесь можно совершать прогулки, посидеть» («Тракторостроитель», 24 мая 1958).
«Прошел уже месяц, как с главного конвейера начали сходить новые тракторы «Владимирец». Возрастающий график сборки новых машин позволяет в последние дни апреля полностью перейти на выпуск тракторов Т-28. Большую работу проделали производственники, технологи, конструкторы, чтобы выдержать новый график, но сделано еще далеко не все. Взять хотя бы главный конвейер. Во многом снижает темпы сборщиков постоянный дефицит по ряду деталей, особенно из прессового и автоматного цехов. Но нельзя закрывать глаза и на то, что и на главном конвейере еще много своих неполадок, не хватает должной организованности о работе смен и участков. Сейчас, с началом массового выпуска «Владимирцев», не должно быть таких фактов, когда рабочим на сборке приходится прибегать к помощи ломика, чтобы подогнать детали. Здесь слово за конструкторами и технологами. Они должны в кратчайший срок устранить те конструктивные недоделки, которые выявились в процессе сборки новых машин. Тракторостроители, не допускайте срыва графика сборки тракторов «Владимирец» Попробуй, установи... В апреле коллектив нашего цеха начал собирать тракторы «Владимирец». Мы устанавливаем на трактор детали, поступающие из прессового цеха. Хочется бросить упрек прессовщикам: «Плохо вы их отладили». Сколько напряжения, усилий приходится прилагать, чтобы установить капот, заднюю или переднюю облицовку. В течение всего месяца эти детали идут нетехнологичные, отверстия не сходятся. Вместо того, чтобы поставить капот за 15 минут, мы на это тратим полчаса, а то и больше. Причем один сборщик с этой операцией справиться не в состоянии, вынужден звать на помощь мастера и контролера. Вот только втроем, общими усилиями закрепляем капот на тракторе. Мучаемся с облицовкой. Так и хочется сказать тем, кто обрабатывает эти детали: «А ну-ка попробуй, сам установи их на трактор. Хватит ли силенок?» Много приходится возиться с гидросистемой. Казалось бы, чего тут трудного подсоединить нагнетательную трубку к патрубку масляного насоса? Но опять она сделана не по технологии, отверстия не сходятся, штуцер не проходит. Приходится выполнять работу, которая не предусмотрена технологией, впустую тратить время на отвинчивание четырех гаек, снимание патрубка, а потом снова все это закреплять. Конечно, этого мы не стали бы делать, если бы трубка была хорошая. Кстати сказать, у нас и такие некачественные трубки постоянно в дефиците. На будущий месяц коллективу нашего цеха спущен повышенный график сборки тракторов «Владимирец». Постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы с честью выполнить поставленное задание. Но нам хочется обратиться к конструкторам, технологам, рабочим механосборочных цехов, чтобы они быстрее устраняли неполадки, помехи, выявленные в процессе сборки первых машин, тем самым помогли нам повысить культуру в работе, увеличить темпы выпуска новых тракторов. И. ТУШИН, В. ШАМРАЙ, слесари-сборщики главного конвейера