«Перед нашим объединением поставлена задача в кратчайшие сроки освоить производство нового трактора Т-30, превосходящего по технико-экономическим показателям выпускаемый в настоящее время Т-25А. Новый трактор оснащен двигателем Д-120, мощность которого на 20 процентов возросла по сравнению с Д-21А1. Повышение мощности позволило расширить круг технологических операций, выполняемых трактором, повысить его производительность. В конструкции появилось много новых узлов и агрегатов, которые позволяют значительно эффективнее использовать трактор. Это регулятор глубины пахоты, пневматическая система приводов тормозов прицепа, передний ведущий мост и ряд других узлов, повышающих универсальность, а также конкурентоспособность машины на внешнем рынке. Новый трактор Т-30 выгодно отличается от Т-25А компоновочными решениями, что позволило значительно улучшить условия труда механизатора. Центрально расположенная кабина позволила сгруппировать органы управления и приборы таким образом, чтобы значительно снизить утомляемость механизаторов во время работы. КОНСТРУКЦИЯ трактора Т-30 разработана специалистами ГСКБ. Опытные образцы успешно прошли государственные испытания. Для того, чтобы организовать производство нового трактора, специалистами объединения предстоит выполнить большой объем работ по формированию мощностей и технологической подготовке. Чтобы осуществить поэтапный переход на производство нового трактора, не прекращая выпуск серийного, необходимо построить и ввести в строй блок цехов автоматических линий, цех корпусных деталей трактора, новый корпус инструментального завода. Коренным образом будет реконструировало моторное производство. Предусмотрено освоить изготовление основных деталей дизеля: цилиндров, шатунов, картеров, головок цилиндров на автоматических линиях. Будет смонтирована автоматизированная линия для сборки дизеля Д-120, построена новая испытательная станция, внедрено 163 робота, 80 станков с числовым программным управлением. Это позволит значительно улучшить условия труда работающих, повысит производительность и качество продукции. Что касается технологической подготовки производства, то на сегодня закончена отработка конструкции деталей и сборочных единиц трактора на технологичность, разработано 238 у технологических процессов механической обработки. Всего же в процессе подготовки специалистами отделов главного технолога, металлурга, сварщика предстоит разработать 2665 технологических процессов, спроектировать 12786 позиций технологической оснастки, выдать задания более чем на 1000 специальных и агрегатных станков. Как видно из перечисленного, перед специалистами объединения стоят сложные задачи и решить их надо в сжатые сроки. Однако уже сегодня они не выдерживаются. Так, сроком выдачи конструкторской документации установлен второй квартал 1984 года, а она еще только сейчас выдается на технологическую подготовку производства. В то же время в ГСКБ продолжается ее корректировка по результатам проработки на технологичность. В результате значительно сдерживаются разработки чертежей отливок и поковок, технологических процессов и технических заданий на проектирование оснастки и нестандартного оборудования. Не в полком объеме решены сегодня вопросы реконструкции головного завода объединения для выпуска новой машины. Не согласован и не утвержден проект расширения и реконструкции предприятия. Понимая важность поставленных задач, стремясь внести весомый вклад в выполнение Продовольственной программы, коллектив нашего объединения выступил с инициативой о завершении подготовки производства и освоения трактора Т-30 и двигателя Д-120 на год раньше установленного срока. Первая партия тракторов будет выпущена к открытию XXVII съезда КПСС. Какие же меры принимаются для выполнения принятых обязательств? Во-первых, для сокращения сроков по разработке технологических процессов и проектированию технологической оснастки, введена аккордная оплата труда технологов и конструкторов, участвующих в подготовке производства. Во-вторых, при содействии областного комитета партии объединению будет оказана помощь в проектировании и изготовлении технологической оснастки к нестандартного оборудования со стороны предприятий Владимирской области. Кроме этого, в значительной мере результатам будет способствовать договор о творческом содружестве между коллективами строительных организаций: трестов «Владпромстрой», № 94, «Владспецстрой», ряда управлений и Владимирским тракторным заводом по досрочно у вводу строительных объектов. Г. ГАЛКИН, начальник отдела развития и планирования подготовки производства Вся жизнь с заводом Сколько человеческих судеб вобрала в себя сорокалетняя история нашего завода! Одни люди приходили не надолго, уходили, найдя себе иное место. Другие начинали с заводской стройки, их судьбы проходят через все заводские годы. Шестнадцатилетним пареньком пришел на ВТЗ Вениамин Герасимов, от школьной скамьи шагнул к станку, стал учиться токарному делу. Его первым учителем был К.М. Федоров, сам немного старше своих учеников, но уже сумевший получить профессию. Необычна учеба в военное лихолетье. Уже через год Вениамин стал мастером участка — и специальностью овладел и руководить людьми начал. Не соблюдали в те годы различий между совершеннолетними и несовершеннолетними работниками, поэтому не уходили из цехов сутками. — Самым первым из общего корпуса выделился моторный цех, — рассказывает В.Е. Герасимов. — Его новоселье хоть и радовало нас, но больше тревожило. Мы переезжали 14 марта 1945 года, а весна выдалась холодная. Отогревались у костров. Их разводили недалеко от станков — эмульсия замерзала, приходилось ее размораживать. Смотришь сейчас на современное производство, вспоминаешь то, что было сорок лет назад, и диву даешься — какая громадная разница. Сколько было ручного труда! Картер двигателя «Универсала» весом 85 килограммов таскали вручную — никаких транспортеров. Да и сборка деталей происходила на полу — все двенадцать часов на коленках. Вспоминается сейчас и наше общежитие — в комнате двадцать шесть человек. Лишь узкие проходы к кроватям. Для всех маленькая печка. А дрова — что подберем на улице: старые бочки, заборы. Достанем топлива на один день — и всем тепло. Удивительно дружно жили. Все было вместе! Мерзли вместе, голодали вместе. Кто-то привез картошку из деревни — ели все вместе. Кто-то обновку себе купил, а радость для всех. Военные годы незабываемы для заводчан не только трудностями становления, но и особенной спаянностью людей. Характер каждого из нас формировался в условиях высочайшего напряжения духа и воли всего народа. Действительно, время было такое, что от людей требовалось очень многое. Во имя высочайшей цели — победы каждый истинный патриот не щадил своей собственной жизни, не говоря уж о лишних переработанных часах. Отстояв смену, шли разгружать вагоны с торфом для завода. Случалось и так, что отогревались в термичке, немного отдыхали и снова на рабочее место. Была в людях особая одержимость. Брались за любое дело, не боялись нового, незнакомого, понимали только одно — надо. Вениамин Герасимов на всю жизнь сохранил тот напряженный настрой — и сейчас работает с полной отдачей. Почувствовав, что современное производство требует, кроме опыта, прочных теоретических знаний, поступил в машиностроительный техникум на вечернее отделение и успешно закончил его. Вся трудовая деятельность В.Е. Герасимова прошла в моторном цехе № 2, где он долго был старшим мастером, лотом начальником ПРБ, и вот уже третий год является заместителем начальника цеха по производству. Завод стал родным не только для Вениамина Евстигнеевича, здесь работали его брат, две сестры, жена, сын, сноха. Их общий трудовой стаж насчитывает без малого двести лет. Для предприятия с сорокалетней историей такая цифра значительная. О. ТИМОФЕЕВА» («Тракторостроитель», 21 августа 1984). В августе 1984 г. газете «Тракторостроитель» исполнилось 40 лет. «ВНИМАНИЕ КАЧЕСТВУ Владимирский тракторный завод — одно из тех немногих промышленных предприятий области, которые непосредственно участвуют в выполнении Продовольственный программы. Это накладывает особые обязанности на деятельность нашего объединения, ибо от того, какую продукцию отправим мы сельским труженикам, во многом зависит количество и качество урожая. Наше объединение 63 процента продукции выпускает со Знаком качества, т. е. высшей категории и, казалось бы, у народных контролеров нет серьезных проблем в этом вопросе. Однако, чтобы получить Знак качества и потом удерживать его длительное время, нужна кропотливая постоянная работа всего коллектива. Немалую роль в этой деятельности играют народные контролеры. На качество продукции, как известно, влияет много факторов: культура производства, техническая оснащенность, ритмичность, трудовая и исполнительская дисциплина и т. д. За состоянием этих факторов и следят наши дозорные. Вопросы качества продукции ведет отдел по контролю за плановой, договорной и технологической дисциплиной. Для более четкой организации работ по качеству в этом отделе создан специальный сектор. Такое строение комитета народного контроля позволило активизировать работу, проводить ее более квалифицированно и целенаправленно. Нельзя сказать, что до этого не проводилась работа по проверке качества продукции. Так, например, два года назад штабом «КП» была проведена проверка качества экспортной продукции. Тогда же КНК проверял качество изделий продукции в тракторосборочном и моторосборочном цехах, а также выполнение объединением плана по новой технике и оргтехмероприятий. Комитет тщательно разбирался по каждому вопросу, выявлял виновников, определял ущерб, нанесенный предприятию ответственными лицами, и меры наказания. Однако, как показала практика, меры воздействия, которые применялись комитетом, оказывались недостаточно эффективными, а бесконтрольность со стороны КНК позволяла лицам, ответственным за производство, работать по-старому. Новый состав КНК учел эти недоработки. В частности, усилил меры наказания вплоть до денежных начетов в случае нанесения материального ущерба. А самое главное — были взяты под строгий контроль принимаемые решения. И это дало положительные результаты. В январе текущего года КНК была проведена проверка расхода смолы в литейном цехе № 4. Выявилось, что в числе причин, приведших к перерасходу смолы в количестве полуторамесячной нормы, явился выпуск некачественных цилиндров. На заседании комитет объявил начальнику цеха В.Н. Хорошеву и руководителю отдела снабжения Н.Н. Серову выговоры. Кроме того, на начальника цеха был произведен денежный начет в размере оклада и он освобожден от занимаемой должности. КНК взял под контроль работу цеха по обеспечению плана выпуска цилиндров. В настоящее время брак снизился, цех работает более ритмично, справляется с планом. В феврале этого года КНК рассмотрел вопрос о ходе подготовки производства нового трактора Т-30. Выявилось, что на стадии проектирования отсутствовала технологическая проработка. А ведь от того, насколько технологичны в изготовлении детали и узлы, зависит качество будущего трактора. Кроме того, выяснилось, что дизель Д-120 по ряду параметров не отвечает требованиям не только будущего, но и сегодняшнего дня. Поэтому последующие доработки двигателя могут привести к издержкам в производстве, тем более, что завод сейчас соориентирован на выпуск новой продукции на автоматических линиях. Комитет потребовал от отделов конструктора и технолога немедленного устранения недостатков, а график подготовки производства Т-30 взял под контроль. На заседаниях комитета при принятии постановления устанавливается срок исполнения и дата повторной проверки. Повторная проверка осуществляется комиссией в том же составе, которая готовила вопрос на заседание КНК. Персональную ответственность за выполнение постановления несет тот исполнитель, который отчитывается на заседании. По истечении срока в КНК от исполнителя направляется информация о выполнении постановления, и комитет на своем заседании заслушивает ее и акт повторной проверки и принимает решение о снятии с контроля или о продлении срока. Сроки исполнения устанавливаются вполне выполнимые, с учетом особенностей рассматриваемых вопросов от 10—15 дней до нескольких месяцев. Работу по качеству комитет ведет по плану с привлечением дозорных, объединенных в группах и постах народных контролеров. Комитет координирует работу групп и постов. В частности, у нас тесная связь с группой дозорных приемщиков продукции на заводе. Председатель этой группы А.Н. Соколов является внештатным инспектором нашего отдела по контролю за соблюдением плановой, договорной и технологической дисциплины. В своей работе КНК осуществляет также связь с комиссиями парткома и профкома. Большое значение КНК придает гласности работы. Здесь используются различные формы: выступления в печати и по радио, организация стендов, участие в выставках городского и районного комитетов, выпуск «листка бесхозяйственности», выставки бракованной продукции. Комитет постоянно совершенствует свою работу, старается не допускать ошибок в работе, а если они и случаются, то по возможности быстро их устраняет. Немало уже сделано, много еще предстоит сделать. Но уже сегодня видно, что работа дозорных объединения приносит свои плоды. В. РОМАНОВ, председатель комитета народного контроля» («Тракторостроитель», 18 сентября 1984). «Высокая ответственность Почти тридцать лет работает на нашем заводе Николай Иванович Кириллов и почти все это время в экспериментальном цехе. Он слесарь-сборщик самого высокого. шестого разряда. Своим самоотверженным и творческим трудом Николай Иванович способствует совершенствованию конструкции новых образцов тракторов. При его непосредственном участии шло изготовление, испытания и внедрение в производство Т-25А, Т-25А2 и Т-25АЗ. Каждый образец, собранный при его участии, комиссия принимает с первого предъявления. Ни один дефект, малейший отказ не выпадет из поля зрения высококвалифицированного рабочего. Его наблюдения, советы становятся предметом внимания инженеров-конструкторов. В настоящее время Н.И. Кириллов работает на сборке опытных тракторов Т-30А, Т-30АТ, Т-30АН, Т-30АК. С его участием проводятся испытания этих тракторов на машиноиспытательных станциях, где получены рекомендации по усовершенствованию конструкций. В 1960 году Николаю Ивановичу присвоено звание «Ударник коммунистического труда» и с тех пор он ежегодно подтверждает его. Он систематически перевыполняет производственные задания и социалистические обязательства, принятые в честь 40-летия Великой Победы, 40-летия ВТЗ и 115-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Н.И. Кириллов всегда занимает активную жизненную позицию. На его счету немало рационализаторских предложений. Он охотно передает опыт товарищам по работе. Свыше 15 человек обучил ветеран своей профессии. Н.И. Кириллов также удостоен наград Выставки достижений народного хозяйства. В эти дни Николай Иванович находится в Москве, на приеме, устроенном для передовиков Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроение СССР в честь Дня машиностроителя. Ю. ИВАНУШКИН, мастер экспериментального цеха» («Тракторостроитель», 28 сентября 1984).
Николай Иванович Кириллов
«НОВОМУ ТРАКТОРУ - КОМСОМОЛЬСКУЮ ЗАБОТУ Обновление машинно-тракторного парка более производительной техникой, создание новых машин и оборудования для механизации трудоемких сельскохозяйственных работ вот та главная задача по реализации Продовольственной программы, в решении которой принимает активное участие коллектив нашего предприятия. Достойным вкладом тракторостроителей станет новый трактор Т-30, который по своим технико-экономическим показателям значительно превосходит Т-25А. Освоение новой машины на заводе решено осуществить в кратчайшие сроки. Понимая важность и сложность проводимой работы, комсомольцы взяли шефство над внедрением в производство нового трактора. Они разработали мероприятия по конкретной помощи заводу. И сейчас этот план является одним из направляющих документов в деятельности заводской комсомолии. Многие наши задумки уже претворены в жизнь. Так, в целях безусловного выполнения принятых социалистических обязательств по досрочной поставке трактора на конвейер, мы разработали дополнительные условия социалистического соревнования, стимулирующее участие молодежи в освоении производства новой техники и технологии. У нас налажена тесная связь со штабами комсомольских прожекторов предприятий-поставщиков, проведены совместные комитеты ВПИ и ВТЗ, где заключены договоры о сотрудничестве двух организаций. Проводится большая работа по обеспечению комсомольской гарантией качества деталей: гнездо главной передачи, седло головки цилиндров, распредвал, ось поворотного кулачка, хвостовик рулевой колонки. Большие задачи стоят перед советом молодых специалистов, который решил в работу творческого комсомольского молодежного коллектива привлечь работников и студентов политехнического института с тем, чтобы совместными усилиями способствовать повышению технического уровни изделий, усилению работы по конструкторско-технологической доводке новой машины и двигателя для нее. Активно включились в работу по досрочному освоению трактора Т-30 комсомольцы ГСКБ. По ударному потрудились здесь молодые инженеры тт. Смородинкина, Моляков, Воротынцев над разработкой деталей трансмиссии, гидропневмосистемы, рабочего места водителя, рулевого управления. Много творчества, энергии проявили также тт. Ешану, Белоусова, Кутузова, Самойлова, занимавшиеся для Т-30 новым дизелем, который в сжатые сроки был опробован молодыми испытателями тт. Александровым, Головановым, Журавлевым. Осуществлять задуманное молодым специалистам помогали комсомольско-молодежные бригады, руководимые тт. Рындиным, Баранниковым, Перепекиным. Это их руками изготовлены и собраны в кратчайшие сроки экспериментальные машины. Приняла дополнительные социалистические обязательства по досрочному выпуску трактора Т-30 в производство комсомольская организация Отдела главного технолога. Молодые специалисты работали со значительным опережением графика. Они внесли определенный вклад в подготовку производства. При их непосредственном участии в настоящее время разработано более 120 технологических процессов. В деле эффективного производства, ускорении выпуска нового трактора комитет ВЛКСМ отводит большую роль развитию бригадной формы организации труда. А. КУРАКИН, секретарь комитета ВЛКСМ Слово о ветеране С этим человеком мне приходится встречаться каждый рабочий день. Утро для него, как правило, начинается с обхода цеха, встреч с мастерами, руководителями участков, бесед с рабочими. И любой разговор сводится у него к соблюдению дисциплины, технологии на каждом рабочем месте. Он проверяет в первую очередь, как выполнены задания, установленные накануне, намечает план действий на текущий день. У заместителя начальника цеха кабин по техчасти Всеволода Михайловича Лебедева забот немало. О них мы нередко вместе советуемся, сравниваем, определяем, что изменилось после решения тех или иных вопросов. Это потому, что цель у нас общая. Ведь строгое соблюдение технологического процесса положительно сказывается на многих показателях. Тут и культура производства, и соблюдение правил техники безопасности, охрана труда... За последнее время мой собеседник все чаще вспоминает пройденный им путь за сорок лет. И на то есть у него веские основания. ...Партийное собрание в тот памятный для Лебедева день проходило бурно. Выступали убеленные сединой коммунисты, стахановцы сороковых, ветераны. Смысл их речей сводился к одному: фашизм обречен на неминуемую гибель и пора думать о завтрашнем дне. А поразмыслить коммунистам тех грозных лет, действительно, было о чем. Война подходила к своему концу, и стране нужны были не только пушки да танки, но и трактора. В Коврове к тому времени уже знали о принятом партией и правительством решении возвести во Владимире тракторный завод. И туда требовались не только рабочие руки, но и специалисты, руководители среднего звена, в первую очередь, молодежь. Тогда-то и решил Всеволод Михайлович податься на большую стройку. Начинать пришлось почти на пустыре. — Растерялся поначалу, — откроено признается Лебедев. Даже нервы стали сдавать, решил было обратно... Прошло немного времени и душевные колебания уступили место трезвому рассудку: ты молодой коммунист, кавалер первой правительственной награды — медали «За трудовую доблесть», а впереди —вся жизнь. Я прекрасно понимаю Всеволода Михайловича: начинать с нуля всегда не просто. Но вдвойне легче, когда рядом старшие товарищи, коммунисты, прошедшие закалку военных лет. Они-то и направляли энтузиазм молодых по нужному руслу. Под их руководством мужала юность, обретала свою значимость. ...Мастер, начальник ШИХа, зампотех, начальник цеха — это ступени его быстрого роста. Хотя бывало всякое: и взлеты, и падения, радости и неудачи. Но было и главное-достижение общей цели. Позади остались выпуск первых тракторов, первого двигателя. Свежи и сегодня в памяти ветерана вехи становления завода, собственного становления. Меня невольно заинтересовало, что же у Лебедева осталось памятным на всю жизнь. — В те годы, — отвечает Всеволод Михайлович, — памятным для нас, молодых тракторостроителей, было все первое — конвейер, корпус, цех, трактор... В личной жизни —высшая правительственная награда — орден Ленина. Эта награда именно за работу прессового цеха, в создании которого Всеволод Михайлович участвовал и оставался у руля этого важного участка производства тридцать пять лет. Сегодня ветеран принимает поздравления от друзей и знакомых, а порой и незнакомых (его помнят, а он просто был не в состоянии всех запомнить). Поздравления в связи с двумя знаменательными для него датами — сорокалетием трудовой и общественной деятельности на заводе и своим шестидесятилетием. Ничего не скажешь, ему по-хорошему можно завидовать. Славную жизнь он прожил. Да почему, собственно, прожил? Всеволод Михайлович многое еще сделает в совершенствовании производства, в воспитании кадров молодых тракторостроителей. Как поется в песне, все еще впереди. А. МИРОШНИЧЕНКО, инженер отдела охраны труда и техники безопасности» («Тракторостроитель», 2 октября 1984).
Всеволод Михайлович Лебедев
«ВИНОВАТ ВО ВСЕМ... ХУДОЖНИК В нынешней пятилетке на заводе решается очень важная для предприятия задача: предстоит обновление номенклатуры выпускаемых изделий. Сейчас в объединении идет подготовка производства к выпуску трактора Т-30. Естественно, каждое подразделение имеет свой объем работ, сроки его исполнения. В целях ускорения работ в этом направлении во многих отделах организовано социалистическое соревнование между различными подразделениями. Такое творческое состязание дает положительные результаты. Так, в ГСКБ, например, развернув соревнование между КБ и группами отдела, профсоюзной организацией были разработаны условия соревнования, система определения победителей, меры морального и материального поощрения, создана и смотровая комиссия, которая на своих заседаниях рассматривала ход выполнения конструкторских работ по всем переделам. Все это находило отражение на специальном стенде. Нечто подобное хотелось увидеть и в отделе главного технолога, который также имеет большой объем работ по подготовке производства трактора Т-30. Технологи должны разработать и оснастить 1860 техпроцессов, спроектировать и изготовить рабочих приспособлений, холодных штампов, пресс-форм, вспомогательного и мерительного инструмента около двадцати тысяч позиций. Кроме того, необходимо приобрести 1280 единиц металлорежущего оборудования, в том числе тысячу единиц специального. Надо сказать, что коллектив со своими задачами справляется неплохо. Многие задания выданы раньше срока. Но речь, собственно, не о том, а о причастии к этому делу профсоюзной организации, которой для ускорения технологической проработки конструкторской документации предлагалось организовать социалистическое соревнование между бюро и группами. Однако оказалось, что профсоюзный комитет отдела во главе с тов. Ухоловой самоустранился от этой работы. Ни условий соревнования, ни социалистических обязательств, ни гласности, ни наглядности в отделе не существует. За то время, что ведется работа по Т-30, в ОГT ни разу не появлялись ни «молнии», ни «тревоги», которые, имея свое прямое назначение, добились бы определенной цели. Разве нельзя было вывесить тревожный сигнал о том, что коллектив по проектированию оснастки на новый трактор имеет отставание на 20 процентов, и указать конкретных виновников. Или другой пример. В отделе есть немало специалистов, которые четко, грамотно ведут технологические разработки на новый трактор. И, наверное, приятно было бы узнать всему коллективу отдела о том, что технологи О. Заботина и И. Лактионов, А. Соколов и Я. Бутенко отлично справляются со своими обязанностями. Цель такой гласности ясна. Равняясь на этих правофланговых, и другим было бы самое напряженное задание по плечу. Нейтральную позицию в этом вопросе заняли коммунисты отдела. Ни на заседаниях партбюро, ни на собраниях ни разу не поднимался вопрос о том, как профсоюзная организация думает организовать соревнование между бюро и группами. Ничего не было сделано со стороны секретаря партийной организации тов. Кудряшова, чтобы направить работу по нужному руслу. Да, трудности встречались в решении этого вопроса: то художник был занят на сельхозработах, то еще что-то. Но, наверное, не художник должен разрабатывать условия соревнования и создавать смотровую комиссию. Это не причина, а способ прикрыть профсоюзному комитету свою бездеятельность в этом вопросе. В. ЕФРЕМОВ, заместитель председателя профкома объединения» («Тракторостроитель», 16 октября 1984). «ВСЕГДА НА ПЕРЕДОВОЙ Когда выбирали делегатов на профсоюзную конференцию объединения в ОМАПе, участники собрания единогласно проголосовали за Д.Ф. Муравкина. Большой жизненный путь прошел Дмитрий Федорович. Он принадлежит к тому героическому поколению, которому выпала самая тяжелая доля в Великой Отечественной войне. Первую владимирскую среднюю школу он окончил в 1941 году, и с первых дней войны комсомолец Муравкин стал стремиться на фронт. Но горком комсомола распорядился по-другому, и юноша с большой группой комсомольцев был направлен на строительство 303 объекта, ставшего впоследствии основой ВТЗ. Но душа Муравкина рвалась на фронт, и не зря он и его товарищи обивали пороги военкомата. Уже в июле 1941 года его мечта исполнилась. Его призвали в армию, послали в Ташкентское пехотное училище, и после окончания ускоренного курса Муравкин оказался на фронте в знаменитой 18 армии Закавказского фронта. В 1942 году под Краснодаром вражеская пуля сразила смельчака. Его приняли за убитого и направили родным похоронку. Но Муравкин оказался живуч. Вылечился, встал на ноги, работал какое-то время военруком в школе, а потом снова попросился в действующую армию. И снова на фронт. Второе тяжелое ранение командир пулеметной роты Муравкин получил уже в самом логове фашистской Германии — в Берлине. После лечения и демобилизации из армии он поступает в Московский технологический институт. С 1951 года он уже в новом качестве — инженером работает на одной из фабрик области. 1954 год запомнился Д.Ф. Муравкину особенно. Страна приступила к освоению целины. И снова коммунист Муравкин рвется туда, где труднее. Он едет в Казахстан главным инженером МТС, и к боевым наградам фронтовика Муравкина добавились медали — «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Как писал поэт: «медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют». С 1957 года Д.Ф. Муравкин на ВТЗ имени А.А. Жданова. Сначала мастером, потом старшим мастером. Работали тогда в цехе шасси в три смены. Рабочие жаловались — третья смена выпадала в ночь. Прикинув производственные возможности цеха, Муравкин поговорил с рабочими, обратился в профсоюз. Добился— цех перевели на работу в две смены, и с планом стало лучше. Много лет отдал Д.Ф. Муравкин работе в отделе механизации и автоматизации производства. Все механизмы окрасочной линии на заводе сконструированы этим отделом и изготовлены на заводе. Да и можно ли перечислить все работы, которые прошли через руки инженера-конструктора Д.Ф. Муравкина и его товарищей. Дмитрий Федорович живет заботами завода, своего отдела. С деловой озабоченностью говорит он о подготовке к пуску экспортного механосборочного цеха, о работах по созданию нового трактора Т-30... Много и общественных нагрузок у Д.Ф. Муравкина. Был он и парторгом, членом цехового комитета профсоюза, заместителем председателя цехкома. Много лет он редактирует стенную газету «Прогресс». И сейчас несмотря на возраст характеризует его неизменное желание вгрызаться в жизнь, быть на передовой линии трудового фронта. Ю. ШИКАНОВ» («Тракторостроитель», 19 октября 1984). «КРЕПНУТ СВЯЗИ НАУКИ С ПРОИЗВОДСТВОМ Крепнут связи тракторостроителей с Владимирским политехническим институтом. Стало не в диковинку то, что ученые — кандидаты и доктора наук — проводят разработки научных тем в стенах нашего производственного объединения, а работники ВТЗ преподают технические дисциплины, участвуют в определении тем дипломных работ студентов. Цель такого сотрудничества очень важная — на основе научных разработок помочь ВТЗ осуществить большую программу технического перевооружения. Совместно решаются вопросы сокращения рабочих мест — роботизация производства, совершенствование технологии, конструкции двигателей и тракторов. Это содружество в феврале этого года скреплено договором и был разработан совместно конкретный план действий. Прошло не так много времени, но что-то уже есть в активе. Например, кафедра литья политеха работает над вопросом перевода ряда заготовок с ковки на литье. Технологические кафедры включили в свои планы работы по роботизации и по лазерному упорядочению ряда ответственных деталей. Кафедра двигателей внутреннего сгорания работает над повышением технологического уровня двигателей, улучшения их энерго-экономических показателей. Кафедра метрологии разрабатывает новые присадки к смазывающим и охлаждающим жидкостям, которые призваны продлить срок инструментов, улучшить качество деталей, условия труда. Заключен также договор о творческом содружестве с кафедрой теории машин и механизмов по совершенствованию коробки передач, которая пойдет на новые образцы тракторов. И это далеко не полный перечень заводских проблем, над чем работают ученые института. В дальнейшем творческие связи производства и науки будут крепнуть. На заводе запланировано создание филиалов двух кафедр института: литейного производства и двигателей внутреннего сгорания. В перспективе — открытие в ВПИ отраслевой лаборатории по роботизации. В повседневной практике стало обыденным консультации специалистов завода с учеными ВПИ, использование вычислительного центра института для решения производственных задач. Институт планирует предоставить площади лабораторного корпуса под заводские нужды. Со стороны ВТЗ намечается и частично уже проводится обучение студентов в заводских лабораториях. Теснее увязываются темы дипломных работ будущих инженеров с нуждами предприятия, ряд исследовательских работ студенты проводят также на заводе. И это только начало. Союз науки и производства, инициаторами которого в нашей области выступили партийные организации ВПИ и ВТЗ имени А.А. Жданова, будет расти и крепнуть. Ю. ШИКАНОВ *** На нашем заводе трудится большая группа рабочих, относящихся к категории глухих. Как и все тракторостроители, они вносят весомый вклад в осуществление планов одиннадцатой пятилетки. Сейчас члены ВОГ несут вахту в честь 40-летия Великой Победы и юбилея завода. О том, как они трудятся, рассказано на этой странице. На завод Радик Гильфанович Гилязов пришел из конструкторского бюро, где работал после окончания техникума. Но встал молодой специалист не за кульман, а решил узнать поближе производство. И лишь спустя семь лет вернулся к конструкторской работе. Теперь он трудится в бюро холодной листовой штамповки ОГТ. В своей работе Гилязов всегда в поиске, стремясь усовершенствовать технологическую оснастку, позволяющую увеличить производительность труда» («Тракторостроитель», 23 октября 1984).
Радик Гильфанович Гилязов
«Месяц его появления на свет совпадает с датой рождения ВТЗ им. А.А. Жданова. Оба готовятся к своему сорокалетию — возрасту зрелости, и ответственные посты, которые занимает В.Н. Романов, оценка его способностей руководителя, ученого, коммуниста. Родился и вырос Виктор Романов на Владимирщине в семье рабочего, фронтовика — участника Сталинградской битвы. И хотя в том сражении был тяжело ранен Романов— старший, комиссован вчистую из армии по инвалидности, сразу же по возвращении в родные края он пошел на производство. И работал он как и воевал — по-сталинградски, упорно, настойчиво, не считаясь со временем и здоровьем. Почетные грамоты украшали стены комнатушки, которую снимала семья в то время в Ставрове. Очевидно, с детских лет на примере отца появилась у Виктора любовь к рабочей профессии, а экскурсия школьного класса на Владимирский тракторный завод окончательно определила выбор юноши. Его одноклассники дружно мечтали о военном училище, о том, как погоны со звездочками украсят их плечи, а Виктор, завороженный видом расплавленного металла, твердо решил идти в металлурги. Настоящее это дело, мужское! Романов с отличием закончил Владимирский машиностроительный техникум. Юношеская мечта увлекла его в новые края — он попросился на Магнитогорский металлургический комбинат. Многое дала молодому специалисту работа на прославленном комбинате — трудовую закалку он получил именно там. Но его влекло на родину, и он все чаще вспоминал ВТЗ, где прошло его первое волнующее знакомство с литейкой, студенческая практика. На заводе им. А. А. Жданова он
уже двадцать один год. Сначала работал в отделе главного металлурга, потом в отделе главного конструктора. Любознательного паренька страстно повлек к себе мир науки, и он поступает во Владимирский политехнический институт на вечернее отделение. Днем работа на заводе — вечером институт. И так шесть лет. При этом ни единой учебной задолженности, в студенческой зачетке одни пятерки, и диплом он защитил тоже с отличием. Теперь уже в новом качестве И. Романов в отделе главного конструктора, где получает лабораторию, которую ему предстояло создать заново. Направление работы — надежность тракторных двигателей. Этот год работы на заводе молодой инженер резюмирует так: «Работа была интересная. Все время надо было искать какие-то решения». Впрочем, последняя фраза характерна для всей деятельности В. Романова. Человек он ищущий и что для него свойственно — решения он любит искать сам! Как говорили древние, умный человек всю жизнь учится. Вскоре В. Романов поступает в заочную аспирантуру, ни на один день не переставая жить интересами завода. Здесь же Виктор Николаевич встретился с Галиной, которая и стала его женой. Но и теперь ритм его жизни — работа—учеба — не нарушился, а напротив обрел еще большую четкость, дополненную семейной гармонией. С рождением сына, а затем и дочери Романов стал чаще ощущать, что в жизни его появилось противоречие. Он не хотел отстраняться от воспитания детей, но производство и наука продолжали властно съедать все его время. В эти напряженные дни он все-таки стал выкраивать часы для семьи, спорта и даже рыбалки. Влекли его к себе озера Войхра и Рупское, тихая речка Судогда. Рыбалка не мешала думать, принимать решения. Аспирантуру он закончил также с отличием, защитил кандидатскую диссертацию. Друзья советовали молодому кандидату технических наук перейти в политехнический институт преподавателем. Работа спокойная. Человека с ученой степенью всегда там примут с распростертыми объятиями. Однако завод к тому времени, действительно, стал для Романова родным. Без него он уже не мыслил себя и отклонил заманчивые предложения. Завод стал его жизнью. В 1974 году комсомолец В. Романов стал коммунистом. Надо сказать, что на общественной работе он со школьной скамьи: был членом комитета ВЛКСМ, комсоргом. С течением времени общественные нагрузки его постоянно росли. Сейчас он член бюро, заместитель секретаря парткома предприятия, председатель комитета народного контроля.
В.Н. Романов
С 1982 года В. Романов возглавляет научно-исследовательский отдел. Неизмеримо вырос объем работ. Многие важные вопросы решает отдел: проверка качества материалов от сырья до готовой продукции, создание новых материалов и внедрение их в производство, освоение прогрессивной технологии... В три раза возрос объем научно-исследовательских работ, когда отдел возглавил коммунист В. Романов. Только сумма экономии от внедрения мероприятий оргтехплана составила в текущем году 49 тыс. рублей, и это далеко не предел. И преподавателем политехнического института Романов тоже стал. Он читает лекции, вырастил уже 15 дипломников. Кроме того, он активно занимается научной работой, имеет 9 авторских свидетельств на изобретения, три из них уже внедрены. Сумма экономического эффекта от рационализаторских предложений составляет около ста тысяч рублей. Сутки Виктора Николаевича уплотнены до предела. Даже каждая вечерняя минута на учете: подготовка к политинформациям, к лекциям в институте, научная работа, новая литература... И так до поздней ночи. Этот строгий режим он освоил однажды и навсегда. «Жизнь такая — добровольная каторга», невольно напрашивается вывод. — Нет, — отвечает Романов, — без самозабвенной работы и жизни настоящей не ощутишь. И сколько еще надо сделать! Сейчас работаем над заменой органического масла для закладки деталей на синтетическую среду. Внедрим в следующем году. Тут и решение проблемы охраны окружающей среды и охраны здоровья рабочих. Планируем перевод изготовлении ряда деталей со штампа на литье... Есть задумки и в области научных разработок. — Хватит ли на все времени? — Выход виден только в себе. Еще более уплотнить жизнь, чтобы хватило времени и для работы, и для семьи. Вот для нас новая программа действий, — Виктор Николаевич разгладил на столе газету «Правда» с речью К.У. Черненко «Высокий гражданский долг народного контролера», многие абзацы которого подчеркнуты. Невольно бросаются в глаза слова Генерального секретаря ЦК КПСС: «Народный контролер всегда, везде, в любой обстановке — борец. И пусть он будет борцом несгибаемым». Думается, что эти слова целиком и полностью можно отнести к коммунисту В.Н. Романову. Ю. ШИКАНОВ ПОСЛЕ РАБОТЫ В... САНАТОРИЙ Наш дом оживает рано. Около шести часов люди уже на ногах: совершают туалет, делают зарядку. И хорошо отдохнувшие за ночь, бодрые, посвежевшие, они спешат в столовую, где ждет плотный завтрак. Все тихо, спокойно, каждый относится друг к другу доброжелательно, приветливо. Такая обстановка в заводском санатории-профилактории помогает коллективу этой здравницы более эффективно организовывать лечение и отдых наших пациентов. После завтрака группа отправляется или на работу, или на отдых — в зависимости от смены. А соберутся отдыхающие в обед, потом в полдник и за ужином. Заводчане, страдающие недугом, проходят всевозможные процедуры: массаж, физиолечение, получают кислородные коктейли, принимают хвойные, жемчужные ванны и т. д. Активное лечение сменяется отдыхом. Наш коллектив старается все сделать для того, чтобы больные не скучали. Проводятся вечера знакомств, читаются лекции. Недавно чествовали «всем миром» наших поваров А. Субботину и В. Репину. По итогам социалистического соревнования им присвоено звание «Лучшая по профессии». Много теплых задушевных слов услышали в тот вечер наши работники общественного питания. И они заслужили это. О том, как вкусно, разнообразно и питательно готовят они пищу, можно узнать и из «Книги отзывов». Сколько здесь добрых лестных слов написали о них заводчане. Во время досуга мы стараемся покидать стены нашего санатория. В выходные дни бывали в лесу, на кинопремьерах... Безусловно, такой заботой и вниманием окружен у нас каждый заводчанин, который у нас отдыхает, который доверил нам охрану своего здоровья. В течение года в заводском санатории-профилактории побывают четырнадцать групп, или более восьмисот человек с различными заболеваниями. Заплатив за путевку всего-навсего 16 рублей (почти одну пятую всей стоимости), пациент проходит определенный курс лечения, назначенный врачом. Он находится в профилактории под постоянным наблюдением, получает необходимую врачебную консультацию. Подобная лечебная профилактика дает положительные результаты. После почти трехнедельного пребывания в профилактории, отдыхающие получают определенный заряд бодрости и здоровья. Такой отдых, такое лечение — это великое достижение нашей советской власти. С. БАЛАБАНОВА, главный врач заводского профилактория» («Тракторостроитель», 6 ноября 1984).
«ВСЕМ МИРОМ Апрельский (1984 года) Пленум ЦК КПСС и первая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва явились крупнейшими политическими событиями в жизни нашей страны. Материалы Пленума и высшего органа государственной власти встречены советскими людьми как долговременная программа работы, направленная на дальнейшее укрепление экономического и оборонного могущества нашей Родины, совершенствование социалистической государственности и демократии, коммунистического воспитания молодого поколения страны. Увеличение производства и поставки техники для села было и остается важнейшим политическим и социально-экономическим вопросом, главным направлением современной аграрной политики партии. Как известно, успех развития сельскохозяйственного производства, повышение урожайности, сокращение потерь и улучшение качества сельскохозяйственной продукции, снижение затрат на ее производство в значительней мере зависят от уровня комплексной механизации. В настоящее время партией и правительством намечены кардинальные меры по техническому перевооружению села. Нашему объединению определено важное задание: разработать конструкции тракторов типа Т-30 с увеличенной мощностью двигателей до 30 л. с. и тракторов типа Т-30А с увеличенной мощностью и проходимостью, создать мощности по производству этих тракторов и двигателей и организовать их серийное производство. Тракторостроители, учитывая необходимость новой техники для села, взяли повышенное обязательство: выпустить первую промышленную партию новых тракторов в 1986 году, приурочив это важное событие к открытию XXVII съезда КПСС. Сегодняшний день нашего завода — напряженная работа каждого подразделения. Особенно много проблем у ВЗИТО, обеспечивающего инструментом и технологической оснасткой еще 19 предприятий отрасли. Начато строительство нового корпуса, в ближайшие годы острота проблемы будет снята, но современные проблемы требуют скорейшего решения. Конечно же, выходов из сложившейся ситуации могло бы быть несколько, и само объединение, в конечном итоге, справилось бы с заданиями. Какими усилиями — вопрос другой. Помощь пришла от машиностроительных предприятий области. 18 передовых заводов выразили согласие оказать тракторному заводу помощь в изготовлении инструмента и технологической оснастки. Эту инициативу одобрил областной комитет партии. Бюро обкома КПСС признало необходимым считать создание и досрочную постановку, на серийное производство нового трактора задачей всей областной партийной организации. С большинством предприятий уже решен ряд практических вопросов, заключены или подготовлены договоры, подобрана необходимая документация. Несколько странную позицию заняли некоторые предприятия Коврова, Вязников, Александрова, которые первоначально поддержали предложение о помощи, а впоследствии, когда настала пора переходить к конкретным мероприятиям, затягивают' решение совместных важных вопросов. Думается, что коллективы этих предприятий найдут возможности, чтобы своевременно выполнить просьбу-заказ наших тракторостроителей. О. ТИМОФЕЕВА» («Тракторостроитель», 23 ноября 1984). «Золотые руки С самого первого дня трудится на нашем заводе сменный мастер второго моторного цеха Виктор Михайлович Матвеев. Пришел он на завод 18 марта 1945 года в тот самый цех, где и трудится по сей день. И хотя было пареньку всего 17 лет, имел он уже за плечами производственный стаж — с 1942 года работал слесарем в цехе ремонта моторов московского авторемонтного завода. Выглядел второй моторный в те времена по иному. Под одной крышей размещались еще и другие цеха — инструментальный, сборки моторов. Да и добраться до цеха было трудно — грязь по колено. Зимой в цехе было холодно. Для разогрева эмульсии костры разводили прямо в цехе, да и сами обогревались у этих костров или бегали в термичку, литейку. — Обогреешься немного, придешь в себя, — рассказывает В.М. Матвеев — и снова к станку. Но, несмотря на такие трудности, работали с огоньком. Коллектив был замечательный. С большой благодарностью вспоминаю я своего учителя Виктора Михайловича Петрова. Много перенял я от него. Но профессиональное мастерство пришло не сразу. Немало пота впитала моя рабочая спецовка, прежде чем я овладел специальностью ремонтника. Хотя ремонтная работа в те годы была попроще — не было такого сложного оборудования. Но по мере поступления новой техники, учились и мы, ремонтники. В 1969 году В.М. Матвеев окончил школу мастеров, хотя к тому времени уже три года работал мастером. Забот и обязанностей прибавилось. И они постоянно растут, так как техника становится сложней, сложней становится и ремонт. Иной раз приходится крепко поломать голову, попадаются такие поломки, которые не с одним чертежом не согласуются. Тут приходится думать, то ли выгодней новую деталь изготовить или быстрей реставрировать старую. А ведь главная задача быстрей и лучше произвести ремонт. — Да, таких мастеров своего дела у нас мало, — отзывается о В.М. Матвееве заместитель начальника цеха В.Ф. Козлов. — Редкий специалист и прекрасной души человек. Хороший наставник молодежи. Сколько он на ноги поставил? Сосчитать невозможно. Технически грамотен. Руки у него золотые. Болеет душой о производстве, не уйдет из цеха, пока не доведет дело до конца. Ю. ДОБРОВОЛЬСКИЙ» («Тракторостроитель», 27 ноября 1984).
В.М. Матвеев
«В СЖАТЫЕ СРОКИ Среди задач, стоящих перед коллективом предприятия на одиннадцатую пятилетку, одна из главных — в кратчайшие сроки провести подготовку производства трактора Т-30 с двигателем Д-120. Большой вклад в это дело должен внести коллектив отдела главного металлурга, которому необходимо разработать 1187 технологических процессов и спроектировать оснастку на 274 заготовки, причем 107 из них будут оснащаться на стороне. Надо заметить, что подготовка по литейному производству несколько осложняется. Дело в том, что заводы-поставщики смогут обеспечить нас стальным и цветным литьем лишь через три года, когда будут иметь для этого необходимые мощности. В связи с этим мы вынуждены вести подготовку производства параллельно с ними, чтобы обеспечить выпуск промышленной партии в три тысячи штук собственным литьем. А это значит, что металлургам необходимо спроектировать оснастку на детали 107 наименований, составить технологические процессы, модельному цеху и ВЗИТО изготовить ее, а третьему литейному выдать литье. В настоящее время отделом разработаны 169 технологических процессов и спроектирована оснастка на пятнадцать горячих штамповок и семнадцать отливок. Правда, около 60 процентов технологических процессов находятся на нормировании в цехах и ООТиЗе завода, где завершать эту работу не спешат. Однако несмотря на ряд трудностей — отвлечение сотрудников отдела на несвойственные работы, согласование чертежей с заводами-поставщиками — коллектив сделает все возможное, чтобы справиться с задачами. У нас составлен и утвержден календарный график, в соответствии с которым каждому бюро определены конкретные задания. Организовано социалистическое соревнование по досрочному завершению работ. В технологических и конструкторских бюро приняты дополнительные обязательства по разработке технологических процессов и проектированию оснастки. Действенным явилось соревнование по договорной системе между термическим и технологическим бюро. Ход соревнования систематически освещается на специальном стенде. С полной отдачей сил, не считаясь со временем, включились в работу по досрочному освоению трактора Т-30 конструкторское бюро, возглавляемое тов. Демским, и бюро термической обработки во главе с тов. Сафроновым. 'Творчески, с большим вдохновением грудятся конструкторы О. Куликова, И. Прокошева, К. Москалев, В. Беккер, технологи Н. Маркова, Л. Лобашов, Л. Сычева, Н. Игошина. Творческая обстановка, стремление каждого с честью выполнить задание являются основными слагаемыми успешной работы всего коллектива в освоении нового трактора. Ю. АЛЕКСЕЕВ, заместитель главного металлурга» («Тракторостроитель», 4 декабря 1984). «ЗЕРКАЛО ПРЕДПРИЯТИЯ Крупным резервом улучшения экономических показателей является повышение качества продукции. В нем, как в зеркале, отражаются сильные и слабые стороны коллектива. По нему можно судить о технической оснащенности производства, квалификации кадров, дисциплине и культуре производства. Качество продукции оценивается большим количеством показателей, на его формирование оказывает влияние работа всех служб предприятия и добросовестное отношение каждого труженика. С целью выпуска изделий, отвечающих современным требованиям по качеству исполнения и высокой эксплуатационной надежности, коллектив объединения провел и проводит большую работу по совершенствованию технического уровня собственного производства. В этом направлении тракторостроителями достигнут неплохой результат. Удельный вес продукции, которая выпускается государственным Знаком качества, на 2,3 процента выше плановой. Однако в целом качество труда и технический уровень производимых изделий полностью не отвечает возросшим требованиям. У нас не редки еще случаи, когда — тракторы и двигатели возвращаются на завод по разного рода причинам. Так, в нынешнем году заказчикам было предъявлено 26967 машин, из которых 2575 были возвращены на дальнейшую доработку. Кстати, это на 150 тракторов больше, чем за тот же период прошлого года. Велики потери от брака, которые за девять месяцев составили 979 тысяч рублей, что также превышает лимитные планы. Почти в три раза по сравнению с прошлым годом возросло удержание за брак с конкретных виновников. Но и то, что удержано не смогло полностью возместить убыток, причиненный заводу. Задача руководителей всех рангов — полнее использовать действующее законодательство по борьбе с бракоделами. Это особенно касается коллективов литейных, моторных цехов, цехов кабин и шестерен. Увеличился на завод поток рекламаций тракторов. За десять месяцев их поступило 73. Каждая из них — это справедливая претензия заказчика на работу того или иного коллектива, по вине которого в продукцию попали дефектные детали и узлы. Так, моторный цех № 1 оказался повинен в том, что у одиннадцати двигателей сломался шатун, у семнадцати оборвался болт шатуна, у 22 обнаружен задир шатунных вкладышей, у 14 лопнули болты противовесов, у трех —трещины на шейке коленвала. Немало рекламаций адресовано коллективу моторосборочного цеха. И в таких неполадках, как выпадание стопорного кольца поршневых пальцев, обрыв болтов маховика и крепление шестерни распредвала, течь масла, отсутствие давления, задиры цилиндров и вкладышей, стук шатуна — повинны моторосборщики. Стопроцентной добротностью не отличаются товары народного потребления. Почти на каждую номенклатуру на завод приходят рекламации. А все поступившие в продажу теплицы (их было три) оказались недоброкачественными. Все эти вопросы не остаются без внимания. Борьба за эффективность и качество стала стержнем социалистического соревнования, особенностью которого является комплексный подход участников к решению проблемы добротности и надежности. В нем участвуют не только непосредственные создатели материальных благ, но и широкий круг инженерно-технических работников. И сейчас, когда на заводе идет подготовка к проведению Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы повышения технического уровня, надежности и качества тракторов, двигателей и сельскохозяйственных машин», все подразделения должны суммировать все нерешенные вопросы и представить их для обсуждения на этом совещании. В. ОРЛОВ, заместитель начальника отдела технического контроля» («Тракторостроитель», 11 декабря 1984). Всего за 1984 г. на ВТЗ выпущено: 36400 тракторов и 175604 двигателей.