«Заждались «кормача» Почему не налажен выпуск нового трактора для арендаторов Год назад на праздновании дня города во Владимире под горячие аплодисменты собравшихся по ярко-зеленому полю стадиона прошли в торжественном строю красные тракторы — первые из новой опытно-промышленной партии. Прошли и скрылись, как и полагалось по сценарию. Только легкий дымок остался, но и он быстро развеялся. К сожалению, как теперь выясняется, надолго. Двумя годами раньше о новом детище владимирцев В. Красильщиков, в то время секретарь парткома производственного объединения «Владимирский тракторный завод», рассказал с трибуны XXVII съезда партии. Оратор доложил: «В честь XXVII съезда КПСС на год раньше установленного срока изготовлены первые пятьдесят новых тракторов Т-30!» И продолжал: «По сравнению с ныне выпускаемым производительность его повышена в полтора раза. Система навесных орудий позволяет увеличить с 80 до 120 количество выполняемых работ на полях, овощных плантациях, в садах и теплицах. Повышение долговечности и надежности, снижение расхода топлива и масла дают возможность сократить эксплуатационные расходы более чем на 50 миллионов рублей в расчете на годовой выпуск тракторов. Одним словом начало положено. Получена поддержка правительства, создан трактор». Это сообщение явилось прямым ответом на принятое в 1985 году постановление Совета Министров СССР о создании на Владимирском тракторном мощностей по выпуску тракторов Т-30 и двух новых двигателей, о реконструкции и техническом перевооружении объединения. Для завода, имевшего к тому моменту почти 40 % морально и физически изношенного оборудования, с большим напряжением сил выпускающего более 36 тысяч пользующихся неограниченным спросом в нашей стране и за рубежом универсальных тракторов Т-25, новое задание означало долгожданное возрождение. Жилье и соцкультбыт, новые цехи и современное оборудование, новейшая технология и новый трактор... Государство выделило на эти цели в общей сложности 240 миллионов рублей - деньги немалые. Из нашего народного кошелька отсчитывались они на благое дело. Приняв правительственный заказ к исполнению, сначала группа заводских энтузиастов взялась за осуществление идеи рационализатора Пономарева. «Кормач» (так окрестили новый агрегат) по его чертежам получился неуклюжим, малоэффективным и строгих экзаменов не выдержал. Идея, однако, осталась, и осталось желание воплотить ее. Всего за полгода в содружестве с конструкторами Орла и Риги владимирцы создали новую конструкцию — универсальный, малогабаритный трактор с прицепной тележкой, погрузчиком и другими навесными орудиями. На все руки мастер — пахать и сеять, убирать и возить, сено косить, справлять другую тяжелую работу. Новая машина сединам сразу приглянулась. Все, кто видел ее просили: давайте скорее вашего «кормача», в условиях семейного и коллективного подряда, на малых и нетиповых животноводческих фермах, она будет прекрасным помощником. Было это в апреле 1988 года, а в начале нынешнего в присутствии министерского руководства, приехавшего на ВТЗ, назвали «кормача» «Зорькой». Но от этого дело вперед не двинулось. Нынче «Зорька» прошла «смотрины» на региональных совещаниях в Омске, Бресте, Ставрополе, Калуге. Отзывы специалистов добрые. Все бы хорошо, но по постановлению правительства уже в 1987 году владимирцы должны сделать 200 новых тракторов, в 1988 году — 3,5 тысячи, в нынешнем — 10 тысяч и в 1990-м — 25 тысяч. Фактически счет готовым машинам идет пока лишь на десятки штук, нынче намечается сделать только три с половиной сотни машин переходной модели от Т-25 к Т-30, а «Зорек» и того меньше — всего полтораста агрегатов. На каких же непроходимых дорогах застряла новая техника? Разговариваем с главным инженером Владимирского тракторного завода А. Голубевым: — Машина — есть, конструкция — есть, технология - есть, а ставить некуда — нет производственных площадей, нет места и для «Зорьки», и для новых двигателей. Разработали переходную модель от Т-25 к Т-30 — та же история. Мы не можем больше работать на корзину. Связаны по рукам и ногам. Сделаем нынче 150 «кормачей», но какими усилиями и с какими затратами?! По обходной технологии во вспомогательных цехах руками инженеров и служащих — золотые получаются «Зорьки»! А что делать? Где взять производственные мощности? Создание мощностей на выпуск Т-30 отстает от планов на два с лишним года. Сдана первая очередь инструментального корпуса, но не введена: Минстанкопром не поставил оборудование. Стоит без автоматических линий блок цехов № 2. К строительству блока цехов № 3 даже не приступали. Механический корпус собираются расширять не раньше, чем через два года. Строительство цеха кабин только начинается... По понедельникам планерки на стройке проводит начальник «Владимирстроя» В. Маркин, опытный строитель и организатор. Перед началом он, как обычно, прошел по готовому инструментальному корпусу. Ему, может быть, привычно, а меня поразила странная тишина: в огромных пролетах цеха не слышно заводского шума. Кое-где работали человек двадцать, не больше. Попалась на глаза «Тревога», писанная черной краской, она сообщала о нулевом выпуске трех деталей к Т-30. В. Маркин кипел от возмущения: год назад построили здания первой очереди и до сих пор не сдали. — «Гуляют» 13 тысяч квадратных метров. Не буду больше строить! Не цех, а склад оборудования, 200 станков стоят! Возразить по существу нечего. Начальник блока цехов № 2 В. Арсеньев и X. Константинов, заместитель начальника инструментального цеха, рассказали мне: — В инструментальном корпусе по проекту предполагалось наладить изготовление инструмента. Сейчас его переориентировали на выпуск деталей к Т-30. Освоили десять наименований, будем делать 60. Наверное, план дадут в 1990 году. Но с набором рабочих трудно, лишней рабочей силы в городе нет. Жилье в скором времени пообещать не можем. Выход — строить его самим. Недавно во Владимире проходил пленум областного комитета партии. Обсуждались задачи областной партийной организации по выполнению постановления мартовского (1989 года) Пленума ЦК КПСС. Обычно эмоционально выступающий генеральный директор Владимирского тракторного объединения А. Гришин на этот раз был сдержанным. В перерыв подошла к нему: — Ждала от вас взрыва, Анатолий Васильевич. Он махнул рукой: — Взрывался. Без толку. Минавтосельхозмаш выделил на промстроительство на 90-й год 11,9 миллиона рублей. На жилищное строительство — 8,37 миллиона рублей. Но Владимирское ГлавПЭУ, а затем и Госплан установили нам общий лимит всего 7,5 миллиона рублей. Это все, что удалось выбить. При отставании строительства на 20 миллионов рублей. Значит, снова ни жилья для рабочих, ни площадей под Т-30. Сейчас мы отправили письма на имя Председателя Совета Министров СССР тов. Рыжкова и председателя Госплана тов. Маслюкова. Правительство, не исполняющее собственных постановлений, — мы привыкли уже к этому феномену, а привыкать бы не надо. Постановления, которые вырождаются в лозунги, в благие пожелания, в мечтательный перечень того, что надо бы иметь и сделать, — едва ли не главная беда, доставшаяся нам в наследство от застойных лет. Согласимся с тем, что в прошлые годы всякого рода строек затевалось столько, что средства поневоле распылялись, рассредотачивались, «спящих» миллионов у нас множество всюду, нельзя больше допускать этого. Думается, однако, с нынешним отношением к Т-30 смириться нельзя. В стране наши общие планы на будущее неразрывно связаны с Продовольственной программой, арендой. Новый трактор как раз и стал бы мощным подспорьем сельской аренде, сельским кооперативам. Нельзя, говоря короче, замораживать владимирскую стройку, а это по существу сейчас и делается. На сколько она затянется? Трудно сказать. Где выход? Он есть, о нем говорили в Госплане СССР, о нем говорил и А. Гришин. Раскроем секрет, который еще недавно держали, что называется, за семью замками: в объединении существует завод, продукция которого не трактор, а транспортные армейские машины. Огромные просторные пролеты цехов, современное, с иголочки оборудование — линии с ЧПУ, обрабатывающие центры, новейшие прессы, гальваника, красильные камеры... Вот она, «чужая квартира», которую мечтает занять А. Гришин. И не просто занять, а еще и попросить хозяев вместе с их продукцией. — Миллионы сюда вложены. Спящее царство, — негодует А. Гришин, — а в прошлом году оборудование было задействовано всего на несколько процентов. Не хватает квалифицированных рабочих. До проектной мощности далеко. Машины для нас убыточные. Делаем некоторые детали для Т-30, но выстроить параллельно технологическую цепочку для производства нового трактора рядом с военными машинами невозможно, совершенно разные технологии. Начальник главного автомобильного управления Министерства обороны генерал-полковник И. Балабай придерживается иного мнения: — Был во Владимире на заводе. Предлагал организовать выпуск деталей для Т-30 на «безработных» станках. Мне ответили — трудно. Согласен, трудно. От военного заказа отказаться легче, чем делать то и другое. Но это можно и нужно. Да, я защищаю интересы армии и страны. Когда армия сокращается, потребность в средствах передвижения возрастает. Лишая себя часто самого необходимого, мы верили, что за занавесом секретности каждая копейка на счету. Теперь обнаруживаются спящие, брошенные миллионы. В какой-то мере потеря эта запланированная. Почему, собственно военные затеяли стройку в Нечерноземной области, где и без того остро недостает рабочих рук? Ради соседства с Москвой? Ничем иначе не объяснить! И почему заранее не подумали, где брать рабочую силу? Тут и гадать нечего: скорее всего боялись, если раскроют все будущие трудности, стройку переместит куда-то подальше, есть у нас трудоизбыточные, как принято говорить, районы. Полезно бы разобраться в этом. Это, так сказать, попутное замечание. Сейчас, когда назад ничего не вернешь, А. Гришин убежден: — Замораживать новые производственные мощности для Т-30 нельзя. Без них мы никогда не поставим на поток новую машину, речь ведь не о том, чтобы заменить Т-25, оба потока будут существовать одновременно — на одном старый трактор, на другом Т-30 с «Зорькой». Логично, но прав и генерал. Почему, собственно, в объединении мирятся с тем, что у них пустуют огромные помещения? Как построена система хозрасчетных отношений в министерстве, если предприятие может существовать, используя новые мощности на 15 %?! Конечно же, следует возможно скорее ввести в действие какой-то временный вариант и наладить производство тракторов на пустующих площадях. Это при любых ситуациях делу не пользу; отработанную, отточенную технологию потом легче будет переносить в новые корпуса, предназначенные специально для Т-30. Как подвигнуть на это коллектив объединения? Не берусь давать какие-то рецепты, но от многих слышала: поднять нужно плату за основные производственные фонды. Недопустимо, чтобы оборудование и помещения, которые не дают продукцию, разоряли бы предприятие. Пусть ищут себе работу, заказы. В заключение еще одно соображение. На заводе многие высказывали такое сомнение: — Дороговат будет новый трактор. Для арендаторов, получается, за четыре с лишним тысячи рублей. Конструкцию еще надо доводить, а Т-25 отработан хорошо, оптовая цена всего две с половиной тысячи, спрос на него просто огромный. У нас их 170 тысяч только в одной Польше работает. Это за рубежом. А у нас? Сколько Т-25 трудится на родной земле? Наконец, можно ли вообще купить этот трактор? — Только из числа сверхплановых, а их мы сделали нынче 270 штук. Все остальное строго по фондам, — отвечает А. Гришин. — Работаем с большим напряжением, перегрузкой. Мощности на Т-25 задействованы на 107 %. Цехи и оборудование на пределе. Каждые пять минут — готовый трактор, каждую минуту — двигатель. На двигатель. На двигатели огромный спрос. Считается, вероятно, что на иностранную валюту продавать трактор выгоднее, чем на рубли. Но задумайтесь: куда, собственно, тратится валюта? На закупки зерна, мяса. Так не разумнее ли тракторы дать арендаторам, которые это самое зерно и то же мясо произведут у нас дома? Л. ГЛАДЫШЕВА. («Советская Россия», 8 июля)
Владимирская «Зорька»
«ЗАБАСТОВКА» Как мы и обещали, сегодня это событие комментирует заместитель генерального директора объединения по экономическим вопросам И. Бакалейник: — Выдача заработной платы в окончательный расчет за июнь растянулась на неделю вместо обычных трех дней. Повторилась ситуация, с которой мы впервые столкнулись год назад, летом 1988 г. Повторилась, к сожалению, в результате тех же недостатков в работе объединения, которые отмечались тогда как главные причины финансовых затруднений. Эта связь прослеживается вполне определенно: в четвертом квартале прошлого года и в первые месяцы текущего при стабильной работе объединения сбои по срокам выдачи заработной платы были редки и незначительны. Однако уже в мае ухудшилась ритмичность производства, стали возникать все более длительные задержки со сдачей и отгрузкой продукции. Так, на 12 мая отставание от месячного графика сдачи тракторов составило 372 штуки, на 12 июня — 713 шт. В июле первые 50 тракторов были сданы только 11 числа, а на 12 июля отставание составило 989 шт. Аналогично нарастает отставание по производству и сдаче двигателей. В июне впервые в этом году не выполнен месячный план реализации продукции. Провален во втором квартале и план прибыли. В результате замедлилось поступление средств на расчетный счет объединения, стала расти задолженность поставщикам материалов и комплектующих изделий. Так называемая картотека № 2, в которой накапливаются эти не оплаченные в срок счета, на 10 июля достигла 5,8 млн. рублей. Чтобы погасить этот долг, требуется не менее 6 дней, т. к. суточный объем реализации продукции составляет по плану 970 тыс. рублей. Соответственно на те же 6 дней должна быть задержана банком выдача заработной платы. Год назад мы отмечали, что второй главной причиной финансовых трудностей является накопление сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей на складах объединения и готовой продукции на сбыте. Приказами генерального директора были установлены задания соответствующим отделам и службам по вовлечению этих запасов в хозяйственный оборот, что позволило бы высвободить для текущих нужд около 5 млн. рублей и практически снять проблемы со своевременной выдачей зарплаты. Однако эти задания отделами снабжения и организаторами основного производства сорваны. Запасы не только не снизились, а даже возросли почти вдвое и составили на 1 июля текущего года 14,4 млн. рублей. Дополнительные проблемы создает постоянная нехватка денежной наличности в городе. Заметная часть выдаваемых в виде в зарплаты денег вывозится из города отпускниками, через колхозный рынок, в поездках за покупками в Москву и т. д. Это одно из проявлений общего неблагополучия в финансовом хозяйстве страны, о котором говорилось на Съезде народных депутатов. С учетом сложной финансовой ситуации администрация и профсоюзный комитет в проекте коллективного договора на 1989 г. предложили установить, что выдача заработной платы производится «по мере поступления средств на счет объединения». Колдоговор был утвержден на конференции трудового коллектива. Поэтому попытки использовать прекращение работы как средство давления на администрацию в данной ситуации неправомерны. Кроме того, объективно такая тактика только усугубляет положение, поскольку приводит к невосполнимым потерям рабочего времени, к уменьшению выручки от реализации продукции, и, в конечном счете, к еще более длительным задержкам получения зарплаты. В целях стабилизации положения администрация объединения принимает меры по привлечению заемных средств на возвратной основе. Так, в ближайшие дни в дополнение к уже имеющимся займам будет заключен договор с Автобанком о получении ссуды под сверхнормативные запасы товаро-материальных ценностей. Однако это временная мера, поскольку кредиты и займы надо возвращать, а за пользование ими платить проценты из прибыли объединения. Главным направлением нашей деятельности остается поддержание высокой ритмичности производства, снижение затрат и потерь, сокращение сверхнормативных запасов. Нам всем не следует забывать, что в условиях полного хозрасчета весь трудовой коллектив — от рабочего до генерального директора — несет ответственность за конечные результаты нашей хозяйственной деятельности» («Тр-ль», 21 июля 1989). «БАНК БЕЗ ДЕНЕГ По просьбе редакции бюллетеня «Аргументы и факты» на вопрос, почему в стране происходят задержки в выплате зарплаты, ответил управляющий Краснопресненским отделом Жилсоцбанка СССР П. Гончаров. Причина, по которой происходит невыплата зарплаты в любом регионе нашей страны и на любом предприятии, одна, поскольку денежное обращение едино. Отношения двух масс — предложения и спроса регулируются так называемым кассовым планом, который составляется для каждой территории, вплоть до района. За исполнение кассового плана несут ответственность исполкомы Советов народных депутатов. Кассовый план имеет доходную и расходную части. Первая формируется из денежных средств, изымаемых у населения (торговля, квартплата, услуги, зрелища, платежи), расходная часть составлена из выплат населению (зарплата, пенсии, пособия, стипендии и т. д.). При соответствии спроса и предложения кассовый план сбалансирован и реален. Если соответствия нет, нет и гарантий исполнения этого плана. При этом особое значение приобретает доверие населения к гарантиям государства по покрытию денег. Примерно с 1978 г. в стране стали развиваться инфляционные процессы, но «лишние» деньги из-под печатного станка, не обеспеченные товарами, существенного влияния на денежное обращение в государстве не оказывали, так как ежегодно около 20 млрд. «лишних» рублей, выданных населению с очередным звоном литавр, перекочевывали во вклады Сбербанка,
все в большей степени перекручиваясь по пути через «черный» и «серый» рынок. С точки зрения государства, баланс сохраняется — «лишние» деньги дали — «лишние» деньги взяли. Примерно в середине 1987 г. стали сокращаться закупки товаров народного потребления по импорту, объем государственного предложения товаров в покрытие денежной массы постоянно уменьшаться, и доверие к обеспеченности и неизменности рубля стало падать. В денежное обращение вступили «квазисокровища» — деньги из «чулок», которые еще более ухудшили соотношение товарной массы и противостоящих ей наличных денег. Начинает работать экономический парадокс: чем больше наличных денег в обращении, тем более они становятся дефицитными, так как путь их обращения все в меньшей степени соответствует лабиринтам движения «официальных», государственных товаров и услуг. Бурно развиваются «черный» рынок, спекуляция и все те асоциальные явления, которые сопутствуют «дурным» деньгам. Расхожее представление о том, что по всем виноваты кооператоры, не соответствует действительности. Во всем виновата привычка жить не по средствам и в значительной степени — за счет долга населению. Возникает проблема: «лишних» денег много, но они бегут мимо государства на «черный» рынок. Выплаты населению совершать надо, но наличных денег нет. Включать печатный станок? Напечатанные деньги «убегут» на тот же «черный» рынок галопом, и проблема еще более обострится. Выход один — надо быстро искать, что продать населению, быстро продавать и физически уничтожать «лишние» деньги, чтобы восстановить баланс. Быстро мы ничего делать не умеем, поэтому идем привычным путем: коль нам нужно побольше денег получить, доходная часть кассового плана завышается, а чтобы меньше выдать — расходная часть этого же плана занижается. На каждую квартальную дату все банки страны лихорадит — Госбанк денег не дает, иначе говоря, печатные машины не включаются. Где день, где неделю банки не выдают ни рубля заводам и фабрикам, кооперативам и кассам взаимопомощи. Бушуют страсти, подходит 1-е число следующего квартала, и все «долги» гасятся — банки отдают все, что задолжали. Эту практику нельзя назвать даже тактикой — существенно она проблемы обращения не решает, позволяя лишь обмануть себя «по состоянию на первое число». Единственное, что удается, это накопить за несколько дней торговую выручку, да заставить прийти за деньгами «после 1-го числа». До тех пор, пока в стране не будет осуществляться активная финансовая политика, пока мы не решимся продавать населению все, что оно хочет купить, проблемы с выплатой заработной платы из касс банка будут нарастать» («АиФ» № 28 1989 г.).
«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫМИ оказались 18 тысяч работников объединения — по сути единственного в стране, серийно выпускающего трактора малой мощности. Два года назад его бывший хозяин, Минсельхозмаш, выдал заведомо убыточное задание (коллектив терял 8 млн. руб.) с гарантией компенсировать все потери. А затем канул в Лету управленческой реорганизации, влившись в Минаватопром. Один долг обрастал другими, владимирцы не успевали рассчитываться с банком (которому все равно, как возникли эти долги) и в конце концов оказались с 25-миллионной задолженностью. Ничего не нарушая, выполняя планы и иные директивы, они превратились в жертву абсурдных экономических отношений, опутавших крайне важное производство: на мировом рынке за эту продукцию платят валютой, а на отечественном очередь фермеров и арендаторов вытянулась от Прибалтики до Владивостока. Потребность в малых тракторах велика, и этот завод, по замечанию Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, оказался стране очень нужным. Стране — да, а системе управления ее экономикой, видимо, нет ... Таким унылым был пейзаж с чахнущим Владимирским трактором три месяца назад, когда «МН» впервые обратились к этой теме (№ 13, «Фальшивый долг»). Чем была интересна ситуация? Своей очевидностью: для решения проблемы не требовалось почти ничего, кроме здравого смысла. Хватило ли его? ВИКТОР НОВИКОВ, заместитель министра (Минавтосельхозмаш СССР): Мы недавно выделили владимирцам 2,5 млн. руб. А целиком рассчитаемся до конца года. Это действительно хороший завод, и проблема не в нем. А в том, что с переходом к нам предприятий бывшего Минсельхозмаша нам подвесили уйму долгов! Просто неподъемный груз, не знаешь, кого вытягивать. Мы вообще превратились в министерство — гигант — концерн, которого в мире нет. Мыслимо ли, почти половина всего объема машиностроения такой огромной страны? Вот как: предприятие мучается под взваленным на него долгом в несколько миллионов, а министерство — под всей пирамидой долгов своего собрата. Сегодня, когда вступаем в пору очередного министерского слияния - укрупнения, поумерить бы нам радости от сокращения их численности. Велик шанс заполучить «сверхминистерства», еще менее способные что-либо «поднять» и «оздоровить». Больше шансов на это, вероятно, у банковской системы. Конечно, не у прежней, пассивно-рестриктивной (ограничивающей), а у новой, живущей от оборота и видящей толк в деловом партнерстве. В таком режиме активного поиска действуют появляющиеся сейчас коммерческие банки: финансисты из Мурманска и Калуги, поняв, что владимирские долги — фальшивые, а продукция — настоящая, дали заводу кредит. Еще не спасение, но уже — поддержка. А какие мысли у тех банкиров, чья монопольная финансовая помощь до сих пор была так же велика, как их коммерческая немощь? ВИКТОР ПЕРСИДСКИЙ, начальник отдела (Промстройбанк СССР): Вы думаете, наши кредитные ресурсы бездонны? Положение очень сложное. И долги без конца прощать нельзя — их надо гасить. Но... Мы вникли во «владимирскую» ситуацию и решили активно к ней подключиться. Готовы дать кредит на организацию сервис-центров, которые завод хочет создать по стране. Намерены купить его акции. Изыщем средства на освоение новой модели владимирского трактора, кормораздатчика для малых ферм и двигателей для мотоблоков: кредитовать хотим по полному циклу — от научной разработки до серийной реализации. Есть идея создать в объединении внутрипроизводственный банк, может быть, наш филиал: коммерческий или акционерный. И, наконец, с претензиями по долгу подождем, поскольку министерство обязалось с ними расплатиться. Вот такой план. Председатель правления Промстройбанка Михаил Зотов его полностью одобрил. Так что и у нас появляется вкус к коммерции. Интерес тут видим двойной: и партнер на ноги встанет, и мы прибыль получим ... — Да, у нас наметилось партнерство. И мы действительно хотим создать свои сервис-центры по стране: Тюмень, Прибалтика, Одесса, Закавказье, — подтвердил Иосиф Бакалейник, зам. генерального директора объединения по экономике. — Будет фирменная торговля, ремонт, обучение. Плюс прокат: сдача тракторов в аренду на сезон. Хотим также скупать отработавшие ресурс машины и восстанавливать — тоже для аренды. Деньги можно заработать и пустив часть тракторов с аукциона. Или выпустив облигации для крестьян: под обязательство продать им через пару лет дефицитный трактор. В общем, идей хватает, не хватает прав. В первую очередь нет по-прежнему права распоряжаться собственной продукцией. Говорят: распоряжайтесь сверхплановой. Но это похоже на экономическую издевку: при мощностях на 33 тыс. машин завод и так выпускает 36,5 тыс. И все «плановые». Откуда взять «сверх»? Не отпустит государство хоть чуть-чуть узду: это забираем, а это — бери, твое, — никогда не возникнет ни интереса, ни рынка средств производства. НИКОЛАЙ ПОТАПЕНКОВ, начальник подотдела (Госснаб СССР): Некоторые тракторные заводы уже имеют право на установление прямых связей, самостоятельный сбыт. Но владимирский в их число пока не входит. Хотя, возможно, Госплан разрешит ему самому продавать часть своей продукции. ЕВГЕНИЙ КОШЕЛЕНКО, заместитель начальника отдела (Госплан СССР): Сейчас взят курс на то, чтобы заводы могли самостоятельно реализовывать какую-то долю своих тракторов. Что касается нужд села, то, чтобы гарантировать их доставку по адресу, считаем нужным пока рекомендовать их целенаправленное распределение. Однако уверен, что часть машин должна идти в свободную, рыночную продажу. Все так, но на Съезде депутаты - аграрии выступили резко против того, чтобы даже небольшую часть техники снимали с централизованного распределения. И это стало, мне кажется, одним из съездовских парадоксов. Ведь от рыночной продажи село не потеряет, вопрос лишь: кто их там получит и как? Если обычным агропромовским порядком, то сельская бюрократия будет привычно распоряжаться (как это уже происходит с землей): давать ли их крестьянину и на каких условиях. Во-вторых, агропром оплачивает трактора с опозданием (и это еще одна причина финансовой лихорадки, в которой пребывает владимирский завод), а арендатор сразу. И к тому же наличными, а это очень важно, чтобы избавиться от финансовой лихорадки, в которой пребывает вся экономика с ее массой бумажных денег. Причем в розницу трактор идет за 5,5 тыс. руб., а агропрому — за 2,6 тыс. Где же тут «равные условия» для разных форм собственности, если из более чем полумиллиона выпускаемых в стране тракторов мы не хотим дать крестьянину самому купить хотя бы какой-то их процент? Это уж не говоря о разнице в цене. Да, малых тракторов на всех не хватает. Значит, имеет смысл развивать владимирское и ему подобные производства? Тогда еще один парадокс, уже послесъездовский. После многочисленных (и совершенно справедливых) призывов депутатов максимально сократить производственное строительство, на местах, включая Владимирскую область, бросили клич: промышленные стройки заморозить, все отдать селу. И уже на будущий год владимирскому тракторному областные власти хотят скостить запланированное строительство в три раза! Ради «нужд села» бьют по тому, что ему и нужно... — Мы могли бы в короткий срок увеличить годовой выпуск «Владимирца» до 50 тысяч и ослабить дефицит, — говорит Бакалейник. — У нас в прямом смысле имеются резервы, которые недавно перестали быть тайной. В составе объединения есть завод, выпукающий армейские транспортные машины. Разумеется, военные доказывают, что это производство очень нужно, хотя верится с трудом, поскольку оно загружено едва ли на одну шестую часть. Если бы этот завод отдали под выпуск малых тракторов, многие проблемы были бы решены. Уж не говорю, что то самое задание, которое породило наш долг, и было заданием по выпуску военных машин. Тема конверсии также оказалась на Съезде среди самых популярных. Так, может депутатам имеет смысл побороться не только в сфере распределения, а прежде всего за то, чтобы малых тракторов стало больше? Владимир ГУРЕВИЧ (Газета «Московские новости», 23 июля 1989 г., № 30).
НЕВАЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В июле наш коллектив постигла неудача. Не выполнен план месяца по основной номенклатуре. Задание по производству тракторов, например, осуществлено лишь на 83,2 %. Это значит, что мы «потеряли» 480 машин. План по экспортным поставкам и вовсе провален (он выполнен на 59.8 %, недодан 671 трактор). На 80,7 % выполнен план по производству двигателей. Особенно тяжелое положение сложилось с изготовлением спецдвигателей и двигателей поставляемы по внутриотраслевой комплектации на Липецкий и Ташкентский тракторные заводы. Сорван государственный заказ на изготовление кормораздатчика. Надо было сдать 15 агрегатов, но ни одного не сдано. План по запасным частям выполнен на 78,4 %. Отставание тут допустили коллективы цехов моторных № 1 (начальник тов. Рубцов), № 2 (тов. Сазонов), № 3 (тов. Куракин), термического (тов. Лейкин), тракторосборочного (тов. Шенаев), моторосборочного (тов. Семенов), Колокшанского агрегатного завода (директор тов. Столяров). Июльский план кооперированных поставок выполнен только на 85 %. Это — результат плохой работы цехов литейного № 1 (начальник тов. Петров), кузнечного (тов. Шишов), моторного № 3, литейного № 3 (тов. Пименов), Колокшанского агрегатного завода. Невыполнение плана выпуска товаров культурно-бытового назначения явилось следствием срывов поставок материально-технических ресурсов и отсутствии оснастки. ВЗИТО (директор тов. Ефремов) практически парализовал производство штампов на изготовление шайб для замкового «секрета». ОМТС (начальник тов. Серов) не поставил пленку для теплиц и поролон - для щетки комбинированной. МЕКСИКАНСКИЙ «ВЛАДИМИРЕЦ» Этот снимок сделан в Мексике в городе Селая на Второй промышленной и сельскохозяйственной выставке штата Гуанахуато. Представитель мексиканского «Национального металлического завода», более известного по своему сокращению как «Сидена», Хуан Юдико Ромо объясняет одному из посетителей достоинства трактора «Сидена-310» советского происхождения. Ибо речь идет о Т-25А. Не вдаваясь в историю советско-мексиканского торгово-экономического сотрудничества, скажу, что по части сборки в Мексике и сбыта на местном рынке советских тракторов наши деловые связи с «Сиденой» развивались до определенного момента. Однако настало время, когда в силу внутренних обстоятельств финансовое положение «Сидены» ухудшилось настолько, что завод оказался на грани закрытия, а рабочие — перед угрозой безработицы. Тогда-то и было принято советской стороной неординарное решение: приобрести часть акций «Сидены». Став первым в Мексике смешанным мексикано-советским предприятием, «Сидена» обрела второе дыхание. Другая проблема, которая была также успешно решена, — «адаптация» советских тракторов к привычкам мексиканцев, имеющих дело с тракторами главным образом английского и американского производства. Мексиканский земледелец не мог «перепривыкнуть», скажем, к тому, что у наших тракторов один рычаг переключения скоростей. Инженеры «Сидены» поставили на трактор Т-25А второй рычаг скоростей, «обули» машину в более широкие покрышки, что позволило использовать ее и на тяжелых работах. И когда трактор «Сидена» вышел на мексиканский рынок — а это самый маленький из всех продающихся здесь тракторов, — он принес и продавцам, и покупателям обоюдное удовлетворение ... В. Листов» (Газета «Правда», 3 августа 1989 г.).
«В конце этого месяца должна быть сдана в эксплуатацию первая очередь реконструируемого стадиона «Торпедо», где 27 августа намечено отпраздновать День города. Уже справили новоселье в детском комбинате на 140 мест. Скоро будет заселен и 12-этажный жилой дом, где сейчас идет отделка 96 квартир. В перспективе — строительство целого ряда жилых домов и детсадов, профилактория на 200 мест, поликлиники на 1000 посещений в смену, для которых разрабатываются ныне проекты» («Тр-ль», 4 авг. 1989).
Активист Народного фронта, ведущий технолог Моторосборочного цеха Корнилов Николай Михайлович. Стадион «Торпедо»
«Много проблем на предприятии. Одна из самых болезненных — кадровая. Острый дефицит рабочих рук ощущает едва ли не каждый цех. Ежегодно принимаем на работу все больше и больше людей (за 6 месяцев с. г. — 1614 человек против 1306 за аналогичный период прошлого
года), но еще больше их уходит с предприятия. Вот некоторые цифры по итогам первого полугодия. В моторный цех № 1 принято 79 человек, уволилось — 116. Численность в постоянных рабочих сократилась с 664 до 622. Аналогично в прессовом цехе: принято 78 (в два с лишним раза больше, чем за первые шесть месяцев 1988 года), уволилось — 88. Было 552 постоянных рабочих, стало — 519. В цехе шестерен соответственно: 438 и 395. В целом по объединению текучесть кадров возросла с 4,33 до 6,35 %. Особенно она увеличилась, кроме перечисленных цехов, также в литейном № 4, кузнечном, моторном № 2, от тракторном, автоматических линий, мелких серий, тарном. Как подчеркивается в приказе, изданном на предприятии, в этих подразделениях не проводится постоянной целенаправленной работы по формированию стабильного трудового коллектива. По-прежнему оставляют желать лучшего условия труда и производственного быта. В тракторосборочном, литейном цехе № 4 и ряде других несвоевременно решаются вопросы оплаты труда, что отрицательно сказывается на морально, психологическом климате в коллективе. Особенно высока (в некоторых цехах до 80 %) текучесть кадров среди молодежи и новичков, иные из которых рассчитываются через несколько месяцев. Это и понятно, ибо они чаще всего используются на непристижных рабочих местах с низкой зарплатой. Не выполняются многие пункты приказа - постановления № 693-68-29 от 15.10.88. «О задачах коллектива объединения по изысканию резервов в использовании трудовых ресурсов и стабилизации кадров». В частности, не очень заметно высвобождение численности персонала от внедрения в производство технических и организационных мероприятий. С большим отставанием от намеченных планов решаются социальные вопросы. В очереди за путевками в детские учреждения более 1000 человек. Потому многие женщины своевременно не могут выйти на работу из декретного отпуска. Практически заморожено строительство домов для малосемейных. А ведь в нынешнем году намечалось заселение одного из них. Из-за этого не хватает мест в общежитиях. Приходится отказывать в приеме на работу многим иногородним гражданам. Приостановлен организованный набор рабочих из других регионов страны, ведущийся по линии Госкомтруда. На текучесть кадров существенно влияет неритмичность производства и нестабильное финансово-экономическое положение объединения. В приказе, который здесь излагается, намечены некоторые дополнительные меры по стабилизации кадров. Директорам заводов, главным специалистам, начальникам цехов и отделов предложено незамедлительно выполнить в полном объеме план мероприятий, содержащийся в вышеупомянутом приказе-постановлении от 15.10.88. Заместителю генерального директора по кадрам тов. Бабаеву, и. о. начальника отдела кадров тов. Гуляеву предписано обеспечить первоочередное комплектование рабочими кадрами и специалистами определяющих участков цехов основного и вспомогательного производства. Через областные, районные газеты и по радио необходимо дать объявления о приеме на работу рабочих и специалистов по оргнабору и прямому найму. Заместителю генерального директора по быту тов. Страху, начальнику ЖКУ тов. Белкину следует провести ревизию мест в заводских общежитиях и совместно с юридическим отделом подготовить документы на выселение лиц, утративших трудовые отношения с объединением» («Тр-ль», 18 авг. 1989). «ДЕТАЛЬ С НАЧИНКОЙ Пирожок без начинки не бывает. А вот деталь с начинкой... Сказали бы раньше — не поверила. Но тут как-то самой довелось увидеть такую. Промежуточный вал из двигателя нашего Т-25, присланный по рекламации из Пакистана, внешне выглядел обыкновенно. Померили твердость. В разных точках — разная. Сделали химический анализ — разные марки стали. Разрезали вал, чтобы приготовить микрошлиф (образец для исследования под микроскопом). Тут и обнаружила себя «начинка» — из самой сердцевины вала выпал кусок цилиндрической формы. Дальше, конечно, мы быстро все разгадали. Деталь в свое время сломалась и была отремонтирована: внутри ее укрепили стержнем, а с поверхности наварили шлицы. Только не подумали «ремонтники» - бракоделы, что в таком виде вал не сможет долго работать, износится раньше срока. Вот какой клубок пришлось распутать. Досадно: ведь с экспортного же трактора деталь! Теперь вы имеете приблизительное представление, чем иногда приходится заниматься нашему научно-исследовательскому отделу, который в этом году отметит свое сорокапятилетие. В составе НИО сегодня 168 человек: 44 инженера и 124 лаборанта. Нет, наверное, «железки» на заводе, какая не исследовалась бы у нас. Все экспериментальные, рекламационные детали, так называемая «текучка» — все проходит через руки работников 14 лабораторий. Среди наших людей немало толковых рационализаторов. Только в прошлом году подано 17, внедрено 14 предложений с экономическим эффектом 43,8 тыс. рублей. В данном случае не ставлю себе задачей подробно рассказать обо всех сторонах работы НИО. Подчеркну только, что никто на предприятии не сомневается в нужности, полезности нашего отдела. Тем обиднее, что условия, в которых мы работаем, давно оставляют желать лучшего. Оборудование очень старое, особенно станки, не отрегулирована проточно-вытяжная вентиляция. Коллектив устал от частой сменяемости руководящих работников отдела. На любом предприятии ЦЗЛ (а именно так раньше назывался НИО) считается лицом завода. А у нас это самoe «лицо» загнано в грязный угол! По долгу службы к нам приходят со всех цехов, бывают гости и с других заводов. И что они у нас видят? Стесненность, нарушения санитарно-технических норм. С 1953 года НИО в основном размещается на части площадей ВЗИТО. Вон сколько времени прошло. Помещения требуют ремонта, а он проводится нерегулярно и некачественно. Крыша над химической лабораторией протекает, на потолки страшно смотреть. Ну, а перспективы такие. Нам собираются предоставить новые площади, да только в разных местах. Вряд ли такая разобщенность лабораторий пойдет на пользу делу. Но тут уж, видимо, ничего не попишешь. Хорошо бы к моменту переселения заменить устаревшее оборудование. М. КОСТЮНИЧЕВА, инженер металлографической лаборатории НИО» («Тр-ль», 25 авг. 1989). «ТОРПЕДО» В ИГРЕ. Товарищескую встречу с одноименной столичной командой провели в минувшее воскресенье наши тракторозаводцы. Иногда владимирские футболисты не уступали в игре своим более именитым коллегам. Счет — 1:4. Менее острой была встреча по графику первенства СССР с «Красной Пресной». В итоге — 1:0. ЦЕХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Руководство объединения со свое стороны, сознавая важность сохранения чистого воздуха и незамусоренной земли, распорядилось создать в структуре ПО «ВТЗ» цех по переработке вторичных материалов и отходов производства, о чем гласит приказ генерального директора от 18 августа с.г. В его функции будут входить переработка металлолома и других отходов производства, отгрузка их другим организациям согласно заключенным договорам, контроль за сбором отходов и вторсырья, сжигание не подлежащего переработке мусора, поддержание порядка на территории заводского шлакоотвала. Начальником нового цеха назначен Ю.А. Сергеев. Ему поручено до 20 сентября с. г. разработать совместно с ООТиЗ и ОГТ положение о цехе, его структуру управления и штатное расписание. К 5 октября с. г. должен быть готов разработанный ПЭО план производственно-хозяйственной деятельности. Сроки пуска нового цеха пока не определены — идут поиски кирпича для достройки здания, где разместятся печь для сжигания мусора и мусородробильное устройство. Но работы по подготовке нового производства ведутся» («Тр-ль», 8 сент. 1989). «УСКОРИТЬ ВЫПУСК НОВОЙ ТЕХНИКИ Как известно, 14 сентября наше предприятие посетил член Политбюро ЦК КПСС секретарь ЦК КПСС В.П. Никонов. Он осмотрел ряд участков моторного и тракторосборочного цехов, механосборочного завода. В беседах с рабочими, инженерно-техническими работниками, конструкторами он интересовался вопросами, связанными с перспективами развития объединения, выпуском новой продукции, повышением технического уровня предприятия и качества продукции, социальными проблемами. В актовом зале заводоуправления состоялась встреча с представителями трудового коллектива. Ее открыл генеральный директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин. Перед собравшимися с большой речью выступил Виктор Петрович Никонов. Секретарь ЦК КПСС поставил перед тракторостроителями задачу по ускорению массового выпуска универсальной машины «Зорька» на базе трактора Т-30, которая, как показывает практика, незаменима на небольших животноводческих фермах, а к тому же может быть с успехом использована и на других работах. Один из путей наращивания выпуска новой сельскохозяйственной техники —
конверсия, т. е. перепрофилирование ВМСЗ. Необходимо быстрее решать вопросы, связанные с этим важным делом.
В.П. Никонов призвал руководителей, трудовой коллектив объединения детально, со всей ответственностью рассмотреть вопрос об организации на ВТЗ серийного выпуска разработанного владимирскими конструкторами двигателя с воздушным охлаждением Д-181Т, в котором очень нуждается Липецкий тракторный завод. На встрече были подняты некоторые другие проблемы развития объединения. В тот же день В.П. Никонов побывал на областной выставке промышленной продукции, ознакомился с деятельностью Всесоюзного научно-исследовательского конструкторского и проектно-технологического института органических удобрений и торфа и объединения «Полимерсинтез». В ходе поездки вместе с В.П. Никоновым были первый секретарь обкома партии Г.Ф. Кондрюков, секретари обкома КПСС В.К. Елисеев, В.А. Косарев, руководящие работники ряда министерств и ведомств. КООПЕРАТИВ ПРИ МЕДСАНЧАСТИ Он назван без претензий — «За здоровье». Действует при медсанчасти нашего предприятия. Объединяет терапевта, пульмонолога, хирурга, стоматолога, окулиста, уролога, отоларинголога, логопеда, педиатра. Кооператив организует и проводит врачебные консультации, ведет прием пациентов» («Тр-ль», 22 сент. 1989). «Сколько у директора «хобби»?» В последнем, девятнадцатом номере «Правительственного вестника» случайно или нет сошлись на развороте два материала из Владимирской области. Один из них («Куда идет «Экспресс») рассказывает об одном из производственных кооперативов в городе Коврове — домостроительном объединении. Ряд подразделений нашего предприятия перешел или собирается перейти на различные формы подряда. Эта публикация для таких коллективов представит особый интерес. Мы же здесь остановимся подробнее на другом материале «Заботы завода», так как он касается непосредственно некоторых проблем ВТЗ. Одна из главок корреспонденции называется интригующе — «Сколько у директора «хобби»?» Однажды генеральный директор объединения А.В. Гришин рассказывал о своих фермах (подсобном сельском хозяйстве) зарубежным гостям. И давал пояснения с полным знанием дела. — Простите, кем вы работаете? — спросили у него. — Вы директор завода или фермер? — Это у меня хобби, — отшутился Гришин. Таких «хобби» у директора очень много. На балансе завода — 250 тысяч квадратных метров жилья, Дом культуры, три поликлиники, больница на 500 коек, профтехучилище, 22 дошкольных учреждения, база отдыха, пионерский лагерь и т. д. ... Чем больше такого рода забот принимает на свои плечи директор, тем ... уязвимей становится его позиция (да и администрации в целом). Именно за состояние социальной сферы его и критикуют чаще всего: и сверху, и снизу, и «сбоку»... Между тем «натуральное хозяйство» захватило не только социальную сферу, оно решительно вторгается и в производственную. Объединение само обеспечивает себя станками, оснасткой, инструментом. В конечной продукции удельный вес, как говорят производственники, собственного передела составляет 60 %, а комплектующих изделий — всего 40 %. На родственных предприятиях соотношение, как правило, обратное. Нет худа без добра. Собственный передел ослабляет зависимость завода от внешних хозяйственных связей. Вопрос только один: откуда взять деньги, чтобы содержать все более дорогостоящее ... «натуральное хозяйство»? ... Общая сумма прибыли — 24 миллиона. Из нее на счет объединения поступает примерно половина. 12 миллионов рублей... Их не хватает на все нужды ... Все собственные ресурсы для роста производства уже использованы. И в 1985 году было принято постановление о реконструкции завода, на что целевым назначением выделено 240 миллионов рублей. Реконструкция идет полным ходом... И снова «но»... Финансирование из централизованных источников решено прекратить. Лишь на будущий год удалось «отвоевать» средства. А дальше надо рассчитывать на собственные ресурсы. «Где же их взять? — размышляли производственники. — Сейчас идет подготовка новой модели трактора Т-30. Эта «малютка» … будет пользоваться неограниченным спросом. Однако цена ей уже определена — 3,9 тысячи рублей, что даже при серийном выпуске едва оправдает все затраты. Так откуда же добыть деньги на дальнейшую реконструкцию?» Вот ведь парадокс: теоретически действующий ныне Закон о госпредприятии предусматривает такую возможность. Сами зарабатывайте средства, сами ими распоряжайтесь... Но на практике многие предприятия страны оказываются не заинтересованными в техническом перевооружении производства. И накладно, и хлопотно… С 1 октября поправки к Закону о госпредприятии ... вступают в силу. Тем временем полным ходом идет подготовка проекта закона о социалистическом предприятии. Будем надеяться, что этот документ ответит на все недоуменные вопросы производственников, которые они задают сегодня. И позволит включить на полную мощность экономические рычаги», — заключают авторы корреспонденции в «Правительственном вестнике» В. Покровский, Ю. Рытов, Л. Черненко. Кубок области — у «Мотора» В финальной игре на Кубок области по футболу команда «Мотор» со счетом 3:0 победила александровский «Рекорд», успешно завершая нынешний сезон. Многочисленных зрителей финальная встреча порадовала динамичным футболом. «Мотор» доминировал на поле все игровое время. Особенно — во втором тайме, когда был забит первый гол. что сделал Н. Латин, воспользовавшись ошибкой защитников. Через четыре минуты ворота «Рекорда» поразил В. Новиков, реализовав штрафной удар. Он же поставил точку в этом матче, неотразимо пробив в ворота с близкого расстояния. Обладатель Кубка области близок и к чемпионским лаврам. Он лидирует в областном первенстве, опережая на одно очко муромский «Темп». Став же чемпионом. «Мотор» может опять сразиться с александровским «Рекордом» в последней игре сезона на кубок «Большой Бисер». Н. ЗАСЕДАТЕЛЕВ, тренер команды «Мотор» («Тр-ль», 29 сент. 1989). «Тракторы, а не тягачи Сегодня дорогие товарищи, мы откроем вам тайну, о которой многие из вас и раньше знали: механосборочный завод, входящий в состав объединения, выпускает военные тягачи. Пока выпускает. Сейчас, как вы тоже знаете, решается вопрос о конверсии, т. е. перепрофилировании ВМСЗ на выпуск мирной продукции. С первого квартала будущего года здесь предполагается начать массовое производство трактора Т-30, кормораздатчика «Зорька» и двигателя МД-3. В связи с этим по объединению издан приказ, определяющий этапность подготовки к выпуску новых изделий. В ближайшее время должно быть представлено на утверждение новое положение о заводе. Предусматривается упразднение ряда отделов. В связи с этим кадровым службам предложено занятия трудоустройством высвобождаемых работников. Все работы, связанные с конверсией, подчеркивается в приказе, следует считать первоочередными и особо важными.
«Хозрасчетная «ГАЛАКТИКА» В начале января 1989 г. комитет ВЛКСМ ВТЗ утвердил положение о молодежном центре «Галактика», создав тем самым при себе хозрасчетную организацию, на которую возложены задачи, связанные в основном с укреплением заводского комсомола, a также развитием и реализацией молодежных инициатив. Создание центра стало как бы логическим завершением поиска комитетом комсомола новых форм работы с молодежью. Мы пытались и раньше создать нечто подобное. Это - культурный центр и видеообъединение. Но только с выходом постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от 12 июля 1988 года мы получили полные права на инициативу. За 9 месяцев «Галактика» сумела окрепнуть. Создана определенная материальная база для дальнейшего развития. И если отношение государства к молодежной инициативе существенно не изменится, то в недалеком будущем это движение будет не менее массовым, чем МЖК. Комитет комсомола с самого начала оказывает центру финансовую и хозяйственную поддержку. «Галактике» выделены помещения, налажена связь с администрацией предприятия. Но главное, на мой взгляд, — это помощь в становлении коллектива, его подбор. От того, кто будет трудиться в центре, кто будет его возглавлять, зависит многое, если не все. Прием работников в центр ведется только через комитет ВЛКСМ. Директор центра Сергей Титов — член комитета, заместитель Дмитрии Трубин — бывший секретарь одной из крупных парторганизаций завода. Фактически, вся молодежь, работающая в центре, трудилась на нашем заводе. На предприятии в ноябре, по всей видимости, произойдет сокращение госприемки, и уже сейчас комитет ВЛКСМ совместно с центром предлагает некоторым представителям этой организации (все они члены ВЛКСМ) работу близкую по профилю той, которой они занимались — это сервисное обслуживание тракторов, выпускаемых объединением. В будущем не исключено привлечение к деятельности центра учащихся подшефных школ и СПТУ. Это даст подросткам возможность найти применение своим способностям, а также заработать деньги. В плане политического укрепления центра также сделан, на мой взгляд, серьезный шаг — создана партийная организация, которая будет состоять из коммунистов, работающих в центре и комитете комсомола. 27 сентября состоялось заседание бюро парткома завода, и оно нас поддержало, теперь слово за бюро райкома. Что касается основных направлений в деятельности центра, то они, на взгляд комитета комсомола, фактически все перспективны и необходимы как предприятию, так и жителям города. Особенно хочется отметить бригаду строителей — 50 % работы которой приходится на жилой фонд, включая и молодежные общежития. Начато производствo молодежной обуви, впереди - выпуск швейной продукции. В молодежных общежитиях завода открыта мастерская по ремонту бытовой радиоаппаратуры. «Галактика» в ближайшее время должна вступить в создаваемую координационно-методическим центром при ЦК ВЛКСМ ассоциацию социально-экономического развития. Эта ассоциация призвана создать в стране инфраструктуру комсомольской экономики, обеспечить ей правовую основу. Oт партийных органов поступило много нареканий на работу наших видеотек. В основном речь идет о репертуаре. Комитетом комсомола сделан анализ, и все жалобы признаны необоснованными. Фактически еженедельно члены комитета проверяют работу видеосалонов, особенно уделяя внимание вечерним и ночным сеансам. Как-то был установлен показ не рекомендованного обкомом ВЛКСМ фильма. В результате видеотеку закрыли. Под руководством комитета комсомола центром разработана социальная программа, которая предусматривает отчисления средств в Фонд милосердия и Детский фонд, финансирование клубов по интересам, материальную помощь молодежным общежитиям завода. Последнее, учитывая хроническую нехватку средств на их содержание, является важным. Комсомольская организация ежемесячно получает на счет около двух тысяч рублей. Это является серьезной финансовой поддержкой. Благодаря этому в следующем году фактически каждый комсомолец, желающий отдохнуть по линии БММТ «Спутник», будет иметь льготную путевку. Также за счет средств центра комитет комсомола готовит предложения об увеличении числа освобожденных комсомольских работников непосредственно в цеховых организациях. Часть имеющихся средств комитет комсомола планирует направить на организацию и проведение турнира на приз «Памяти воинов-интернационалистов». Совместно с центром предполагается провести ряд работ по благоустройству спортивных площадок у общежитий. Комитетом ВЛКСМ также выдан центру социальный заказ на создание молодежного кафе на базе заводской столовой. О. ФЕДОТОВ, секретарь комитета ВЛКСМ ВТЗ *** 13 октября исполняется тридцать лет школе-интернату №1, над которым шефствует коллектив ВТЗ. Силами ВТЗ ежегодно проводится ремонт помещений интерната. В среднем на это затрачивается 25 тысяч рублей. Большое содействие оказывает клуб «Мотор». В частности, при активном участии его председатели А.И. Митрофанова произведена реконструкция школьного спорткомплекса. Из подразделений ВТЗ за интернатом непосредственно закреплен ВЗИТО, директор которого В.А. Ефремов даже является председателем совета школы» («Тр-ль», 6 окт. 1989). «На паях с заводом На базе цеха шестерен создано производственное государственно-кооперативное объединение «Эвольвента». Насколько коллектив психологически готов работать в новых условиях. И ответы показали, что такая готовность есть, но она не подкреплена точной информацией об «Эвольвенте», и лишь начальнику цеха А.Н. Кузину ведомо о судьбе государственно-кооперативного объединения. Ему и предоставим слово: - Действительно, наши работники слабо пока представляют себе особенности труда в государственно-кооперативном объединении. Но, думается, понимают главное: от «Эвольвенты» им будет польза. А мне, как руководителю, важно то, что в новых условиях у людей разовьется реальное чувство хозяина производства. Чтобы взрастить такое чувство, надо знать, что ему мешает у нас развиваться. И что же именно? С помощью представителей внедренческого кооператива «Эко» мы проанализировали производственно-психологический потенциал нашего коллектива. И вот, что установили. Возьмем оборудование. Большая его часть физически и морально изношена. Понятно, оно часто ломается, что выливается в значительные внутрисменные простои. А их приходится компенсировать сверхурочными работами. К этому добавим весомую долю ручного труда и вредные для здоровья условия производства. Вот причины высокой текучести и нехватки кадров в нашем цехе. Уходят квалифицированные работники. Зачастую з кооперативы. Действовавшая у нас система организации и оплаты труда не позволяла эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы, вскрывать резервы на каждом рабочем месте, совмещать профессии. Это касается и инженерно-технического персонала, специалистов. Казалось бы, бригадная форма организации труда позволяет решить указанные проблемы. В нашем цехе этой формой охвачено 434 человека (среднесписочная численность промышленно-производственного персонала - 496 человек). Большинство из них трудятся на единый наряд, а зарплату распределяют по КТУ. Но это заставляет людей лишь производить больше и — любой ценой. Поэтому не снижаются у нас затраты на запасные части, инструмент, ремонт оборудования и т. д. Значит, необходимо стимулировать труд тех, кто добивается высоких результатов, при наименьших затратах ресурсов. Но где изыскать средства? Тем более, что по вине заводских смежников тот или иной участок нашего цеха простаивает без заготовок. И, понятно, тут, как говорится, не до жиру. Но именно это обстоятельство заставило нас задуматься вот о чем: технологический процесс в цехе шестерен позволяет без ущерба для основного производства, используя сэкономленное сырье, в сверхурочное время выпускать дефицитные запчасти для легковых автомобилей и сельхозтехники. Реализуя же потребителям этот дефицит по договорным ценам, можно получить финансовые средства, чтобы преумножить главный капитал квалифицированный труд, чтобы создать для него и приличествующий технический базис. Закон о кооперации подсказывал необходимый путь к цели. И ее можно было реализовать, заключив договор с ПО «ВТЗ» о новых хозяйственных и финансовых взаимоотношениях. Так возникла идея создать производственное государственно-кооперативное объединение. Почему «государственно-кооперативное»? В наш кооператив - цех на правах коллективного члена входит ПО «ВТЗ», которое владеет основной долей уставного фонда. Что из этого следует? Это — форма экономического руководства. ПГКО «Эвольвента» — структурное подразделение тракторного завода и не вправе выйти из его состава. Оно обязано выпускать в полном объеме и строго по номенклатуре ту продукцию, которая регламентирована госзаказом для ПО «ВТЗ», для чего неукоснительно подчиняется внутризаводскому плану производства и приобретает сырье, материалы, комплектующие изделия по ценам, действующим внутри предприятия. По этим же ценам реализуется изготовленная продукция. Хозяйственно-экономическая деятельность внутри ПГКО базируется на арендных отношениях между руководителем кооператива и коллективами его структурных подразделений. «Эвольвенте» предоставлено право выкупать у ПО «ВТЗ» взятые в аренду основные производственные фонды (оборудование, здания). Может приобретать сырье и материалы, чтобы выполнять заказы по договорам со сторонними организациями, а реализовать таким образом запланированную продукцию — по коммерческим ценам. В соответствии с Законом о кооперации ПГКО осуществляет эмиссию, т. е. выпускает ценные бумаги (акции и облигации), и также распространяет их по определенной стоимости. Член нашего кооператива будет получать дивиденды в размере 5 % стоимости материальных и финансовых средств, вложенных им в развитие «Эвольвенты». Цех шестерен на основе кооперации сможет преодолеть многие проблемы, пока обрекающие его на незавидную жизнь. Станки, инструмент, материалы перестанут быть ничейными, обретут настоящих хозяев, материально и морально заинтересованных в достижении наивысшей эффективности производства, отождествляющих его интересы со своими собственными» («Тр-ль», 14 окт. 1989).