Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
12:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [684]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [27]
Александров [131]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Варваринская церковь гор. Юрьев-Польского

Варваринская церковь


Варваринская церковь

Для зимнего богослужения усердием прихожан в 1826 г. была построена каменная церковь с одним престолом в честь св. великомученицы Варвары.

Неброская Варваринская церковь имеет интереснейшую историю обновления, инициаторами которого стали «два родственных семейства» - церковный староста Николай Алексеевич Ганшин (1843-?, совладелец фабрики, почетный мировой судья, городской голова с 1906 г., и вновь выбранный на ту же должность в 1910 г., по его инициативе в городе устроен водопровод, положено начало электрическому освещению, учрежден городской общественный банк, благодаря пожертвованию им личных средств в городе были открыты женская гимназия и реальное училище) и Алексей Михайлович Ганшин с сыном Александром Алексеевичем (его сын Алексей Александрович, 1869-1940 гг., окончил Петербургский технологический институт, во время учебы сблизился с участниками марксистского кружка, в котором занимался В.И. Ленин, переехав в Москву вошел в состав первой московской социал-демократической организации, в 1894 г. имении отца Горки, Переславского уезда, встречался с Лениным и печатал на гектографе его работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов».
В 1895 г. арестован после 2-хлетнего заключения в Таганской тюрьме, сослан в Вятскую губернию), жертвователи задумали: «воспроизвести в своем родном храме, по крайней мере в его главной, алтарной части, приблизительную копию с Московского храма Христа Спасителя». Один из лучших московских архитекторов трудился над планом иконостаса, черновой вариант которого был начертан церковным старостой Ганшиным. Известный московский художник Владимир Алексеевич Комаровский (1883-1937 гг., расстрелян на Бутовском полигоне близ Москвы) исполнил на цинке всю «иконную живопись в иконостасе», используя «эстампы живописи Храма Спасителя». «Когда для всех открылся свободный доступ к осмотру возобновленного храма, - рассказывал священник Воскресенской церкви Алексий Беляев, - то каждый приходивший сюда не мог не поражаться его благолепием и красотой: нигде в провинции не приходилось нам еще видеть такого храма и в особенности такого редкостного алтаря...»
Особую заботу церковный староста проявил о хоре. Для него было отведено особое место, «с этой целью ко входным церковным дверям пристроен деревянный, из мореного дуба, весьма красивый тамбур с обнесенным вокруг него балюстрадой из точеных тумбочек того же дерева». Воскресенский хор продолжал славиться и в 1910-е гг., когда давал даже публичные концерты.
Накануне освящения обновленного храма, 29 октября 1888 г., при небывалом стечении народа состоялось всенощное бдение, богослужение совершил настоятель Юрьевского Архангельского монастыря Архимандрит Митрофан - известный в городе проповедник, проповеди он произносил не по написанному, а импровизируя на тему дневного евангелия. Для этого надо было очень хорошо знать Священное Писание.
Особенно любопытно юрьевцам было послушать знаменитого о. протодьякона Московского Успенского собора Шеховцева, который, благодаря личному знакомству с А.А. Ганшиным, согласился принять участие в служении. Торжества продолжились на следующий день, в воскресенье, о чем известил юрьевцев праздничный перезвон к водосвятию. Праздник завершился в доме старосты Воскресенской церкви Н.А. Ганшина, куда приглашено было до двухсот граждан Юрьева. Благодарные прихожане вручили Н.А. Ганшину икону Святителя Николая в сребропозлащенной ризе.
Священник Алексий Беляев так описал во Владимирских епархиальных ведомостях за 1889 г. внешний вид нового иконостаса: «...при входе в храм Святой Великомученицы Варвары чрез западные двери взору посетителя прежде всего открывается во всем величии и священной лепоте святой алтарь с иконостасом в виде восьмигранной часовни из белого искусственного мрамора. По обеим сторонам циркульных низменных царских врат постановлены два колонных столба из натурального зеленого мрамора с капителями изящной лепной работы, с позолотой.
По за колоннам царских врат, как к южной, так и северной стороны, в нижнем ярусе иконостаса идут иконы, числом десять, включая сюда и две дверных иконы с правой и левой стороны алтаря. Верхняя часть часовни, более суженная представляет шестигранную стопу с куполообразной оконечностью и завершается вызолоченным крестом, уходящим вплоть к сводам храма. Она образует второй ярус иконостаса... Как в верхнем, так и в нижнем ярусах все иконы, за исключением «Тайной вечери», имеют сверху закругленную в полуциркуль форму. В поясе иконостаса, между нижним и верхним ярусами, утвержден бронзовый позолоченный балюстрад в высоту около аршина, что придает часовне еще большую красоту и изящество».

Обновление и освящение теплого храма св. Великомученицы Варвары, в Воскресенском приходе гор. Юрьева

Наше время не редко обзывают временем спекуляций, временем личной денежной корысти и всякого рода аферт. Говорят, что ныне вообще трудно найти людей, которые были-бы готовы бескорыстно жертвовать своими личными средствами для общественного блага и целей благотворения. Но если наше время по справедливости и несвободно от упрека в корыстолюбии, то с другой стороны можно указать на целый ряд фактов, взятых прямо из жизни последнего времени, чтобы доказать несостоятельность приведенного мнения. Цель нашей заметки, впрочем, вовсе не та, чтобы всесторонне исследовать этот довольно сложный вопрос. Наша задача гораздо частнее! Нас отрадно интересуют не редко повторяющиеся факты благотворительности в пользу храмов Божиих. Кто может с точностью определить размер постоянно и отовсюду притекающих сюда жертв, есть-ли этим жертвам счет и мера? Но кроме этого, так сказать, непрерывного и неиссякаемого источника приношений, текущих в святые храмы мелкой струей, мало-ли поступает сюда приношений крупных и богатых! Нет, не иссяк и не может иссякнуть в нашем православном народе дух благотворений и доброхотной жертвы, и в особенности не оскудела в нем дающая рука на святыню храмов Божиих; как в былое время, так и теперь приносятся сюда не только копейки и рубли, но и десятки тысяч рублей. Факты эти имеют место не только в наших столицах и больших городах, но не редко и в городах уездных, обыкновенно не изобилующих капиталами. Вот местный факт позднейшего времени.
30-го октября минувшего года в Воскресенском приходе гор. Юрьева-Польского происходило освящение небольшого теплого храма в честь св. Великомученицы Варвары. Нужно сказать, что храм этот не вновь созидался, а лишь только возобновлен. И однако ж на его обновление израсходовано до 30,000 рублей, а главное – весь этот расход, за исключением самой незначительной суммы, собранной, по добровольной подписке от местных прихожан, приняли на себя только два родственных семейства: местный церковный староста, Николай Алексеевич Ганшин, и Алексей Михайлович Ганшин с сыном Александром Алексеевичем. Это-ли не благотворительность, это-ли не жертва, достойная быть отмеченной в наше время, если оно есть по преимуществу время своекорыстных стремлений и ненасытной жажды денежных приобретений!
Когда Высокопреосвященнейшему Феогносту представлен был на утверждение Воскресенским церковным старостою проект реставрации вышеозначенного храма и план нового иконостаса, то Владыка не мог скрыть особенного удовольствия при тщательном рассмотрении всех детальных частей постройки, имеющих быть выполненными по плану. При этом Владыка, как-бы невольно, выразил некоторое сомнение, достанет-ли у предпринимателей такой капитальной постройки настолько доброго усердия и денежных средств, чтобы представленный ими проект в точности был выполнен: «вед это потребует слишком большой суммы», сказал Владыка. Но ревность благотворителей, в таком приятно-поощряющем отзыве Архипастыря, очевидно могла лишь только почерпнуть для себя еще большую энергию и готовность к выполнению задуманной мысли. И действительно, храм Великомученицы Варвары, менее чем в полгода был совершенно преобразован с самым точным выполнением утвержденного плана до мельчайших подробностей. Когда для всех открылся свободный доступ к осмотру возобновленного храма, то каждый приходящий сюда не мог не поражаться его благолепием и красотой: «ни где, в провинции, не приходилось нам еще видеть такого храма, и в особенности такого редкостного алтаря»,- говорили все. И такой отзыв нисколько нельзя назвать преувеличенным. По всей справедливости можно сказать, что храм этот и с технической и с художественной стороны представляет действительно редкое явление в нашей провинции. Желая удовлетворить любознательного читателя хотя кратким описанием храма, о котором идет у нас речь, постараемся, насколько сумеем, представить здесь его общий вид и план.
Прежде всего нужно заметить, что в проекте реставрации храма, главная мысль у жертвователей была та, чтобы воспроизвести в своем родном храме, по крайней мере в его главной, алтарной части, приблизительную копию с Московского храма Христа Спасителя, насколько это могут дозволить местные условия – высота здания, его пространство и денежные средства благотворителей. С этою целью первый черновой план иконостаса был начертан самим церковным старостою Ганшиным, и лично им-же самим представлен был для окончательной обработки одному из лучших Московских архитекторов. Итак, при входе в храм св. Великомученицы Варвары чрез западные двери, взору посетителя прежде всего открывается во всем величии и священной лепоте святой алтарь с иконостасом, в виде восьмигранной часовни из белого искусственного мрамора. По обеим сторонам низменных царских врат поставлены два колонных столба из натурального зеленого мрамора (Эрантик) с капителями изящной лепной работы, с позолотой. По за колоннам царских врат, как к южной, так и северной сторонам, в нижнем ярусе иконостаса идут иконы, числом десять, включая сюда и две дверных иконы с правой и левой стороны алтаря. Каждая из них постановлена также между двумя колоннами из искусственного дикого мрамора с такими-же лепными капителями, как в главные колонны царских врат. Над царским вратами помещена икона тайной-вечери, обрамленная мраморной каймой изящного рисунка. Верхняя часть часовни, более суженная, представляет шестигранную стопу с куполообразною оконечностью и завершается вызолоченным крестом, подходящим вплоть к сводам храма. Она образует второй ярус иконостаса. Между восьмью гранями, по вертикальным стенкам шатра, помещены восемь одномерных икон, из которых каждая также окружена соответствующими их величине колоннами из искусственного мрамора. Между гранями куполозавершающейся часовни наложена золотая резьба. Вся иконная живопись в иконостасе исполнена известным Московским художником Комаровым на цинке, по эстампам живописи храма Христа Спасителя, и не оставляет желать ничего лучшего. Как в верхнем, так и в нижнем ярусах все иконы, за исключением тайной-вечери, имеют сверху закругленную в полуциркуль форму. В поясе иконостаса, между нижним и верхним ярусами, утвержден бронзовый позолоченный балюстрад в высоту около ¾ аршина, что придает часовне еще большую красоту и изящество. Весь иконостасный цокуль, а равно и постамент, идущий овальной каймой внизу колонн, над панелью, из натурального голубого мрамора. Внутри алтаря часовня представляет, с западной стороны, в нижнем ярусе, полуоткрытый шатер, опирающийся на две больших мраморных колонны, и образует собой надпрестольную сень. Вся алтарная часть возвышена на три ступени. Оба клироса устроены по образцу и чертежу клиросов в храме Спасителя. С лицевой стороны их, обращенной к народу, помещены две иконы, писанные на цинке тем-же художником Комаровым,- за правым клиросом икона Московского святителя и Чудотворца Алексея, за левым – Алексея человека Божия. Перила клиросов и цокуль из натурального синего мрамора. В профиль к клиросам, по южной и северной стенам, устроены из искусственного белого мрамора две, совершенно одинаковые по форме и величине, большие киоты, в которых помещены старинные иконы, бывшие на тех-же местах в прежнем иконостасе Варваринского храма,- за правым клиросом образ Успения Божией Матери, за левым – св. Великомученицы Варвары с иконописным изображением ее жития и страданий. Обе иконы обложены серебряными, вызолоченными через огонь, ризами. Рядом с клиросами, в сторону к алтарю на золоченых тумбах резной работы по дереву, постановлены две небольшие иконы в золотых окладах – одна Великомученика и целителя Пантелеймона, особо чтимого прихожанами, другая – лицевые святцы. Перед всеми вышеуказанными иконами, находящимися вне иконостаса, поставлены дорогие по работе и ценные по материалу,- из позолоченной бронзы, одинаковой формы подсвечники, только что купленные ко дню освящения храма в мастерской Московского фабриканта Оловяничникова. Большое подвесное паникадило, стоимостью в две тысячи рублей, заказанное тому-же фабриканту, к сожалению, не было изготовлено к освящению храма и было заменено другим, взятым у Оловяничникова на время. В средней части храма, по южной и северной сторонам, в простенках между окон, помещены 6 живописных картин, сюжет которых взят из жизни и страданий Великомученицы Варвары, небесной покровительницы храма. Весь церковный пол, как в средней, так и в алтарной части храма, из дубового паркета. Остается указать еще на одну оригинальную особенность этого храма. Чтобы большими клиросами не стеснять и без того необширного храма, имеющего в длину лишь 10 сажен и в ширину 6 сажен, церковный староста придумал устроить для певчего хора особое место. С этой целью ко входным церковным дверям пристроен деревянный, из мореного дуба, весьма красивый тамбур с обнесенным вокруг него балюстрадом из точеных тумбочек того-же дерева. Здесь и отведено место для помещения певчего хора. Чтобы скрыть входную винтовую лестницу на хоры, с правой и левой стороны тамбура по западной стене, в симметрии устроены из того-же материала две не глубокие ниши, в виде шкафов, запирающиеся на ключ. Один из этих шкафов назначен быть гардеробной для верхней одежды священнослужителей, в другом помещена вышеуказанная лестница для входа на хоры.
Все здание храма отапливается снизу, из особо устроенной камеры одной духовой печью новейшей конструкции.
Воскресенские прихожане и граждане гор. Юрьева, не говоря уже о самых главных благоукрасителях Варваринского храма, выражали единодушное желание, чтобы освящение возобновленного храма было совершено самим Архипастырем. Еще в июне месяце, бывши в городе Юрьеве при обозрении епархии, Владыка высказал милостивое обещание лично совершить освящение Варваринской церкви, если она будет вполне окончена до осенней бездорожицы. Между тем все работы по церкви пришли к окончанию лишь только в последних числах октября, когда действительно не было ни колесного, ни санного пути. Отсрочивать день освящения еще далее не представлялось удобным ввиду того, что служба в холодном Воскресенском храме становилась почти невозможной. Таким образом общее желание Юрьевских граждан не могло исполниться,- и освящение возобновленного храма, было совершено, по Архипастырскому благословению, настоятелем Юрьевского Архангельского монастыря, о. архимандритом Митрофаном.
Накануне освящения, 29-го октября, 5 ½ часов вечера начался колокольный благовест в Воскресенской церкви к всенощному бдению. Еще задолго до начала звона густая толпа народа окружила здание храма. Зная небольшую поместительность теплой Варваринской церкви, каждый хотел достать себе здесь место, как говорится, с бою; но несмотря на все старания едва ли и 5-я часть желающих могла достигнуть своей цели. Кроме весьма понятного желания каждого присутствовать в храме при торжественном богослужении, не часто повторяющемся, желание это удваивалось еще не меньшим любопытством послушать знаменитого о. протодиакона Московского Успенского собора, Шеховцева, который, благодаря личному знакомству с одним из крупных жертвователей на возобновление храма Александром Александровичем Ганшиным, не отказался от приглашения принять участие в служении при освящении храма. Через полчаса после звона в церковь прибыли о. архимандрит Митрофан и вместе с ним соборный о. протоиерей Алексей Успенский. Всю службу всенощного бдения, от начала до конца, по желанию благоукрасителей храма, совершал сам о. Архимандрит. В служении с ним находились: упомянутый о. протоиерей Успенский, местный настоятель церкви, благочинный градских церквей, священник о. Алексей Беляев, и протодиакон Шеховцев. Всенощное бдение началось в 6 часов. Внятное, выразительное и благоговейное возглашение каждого слова первенствующего священно-служителя о. Архимандрита, гармонически стройное пение соборного певчего хора, необычайная мощь и интонация голоса столичного о. протодиакона, с его неподражаемым умением выражать мысли и чувства произносимых им молитвенных прошений, редкая красота богатоосвещенного храма,- все это производило на присутствующих в храме неотразимо глубокое впечатление, трудно поддающееся описанию.
На другой день праздничный перезвон к водоосвящению начался в 8 часов. По первому удару колокола все священники города, заранее приглашенные местным церковным старостой Ганшиным к участию в освящении храма, явились сюда, каждый с своим причтом. Вскоре прибыл и о. Архимандрит. Так как день 30-го октября был днем воскресным, и все городские священники должны были служить литургию, каждый в своем приходе, поэтому для священнослужения в Варваринском храме были назначены лишь только 5 лиц. Кроме накануне служащих, в совершении литургии участвовали: градский духовник, священник о. Александр Минервин, и кладбищенской церкви священник о. Сергий Извольский; диаконский чин состоял из трех лиц – протодиакона и двоих местных диаконов. Все остальные градкие священники дополняли этот священный собор лишь только на водоосвящении и за благодарным молебствием по окончании литургии. Желающих присутствовать в церкви при освящении и за Божественной литургией было еще более, чем накануне этого дня. Но, к сожалению, счастливцев оказалось еще меньшее число, чем за всенощным Богослужением, так как присутствие в алтаре, уже освященном, где многие из мирян стояли накануне, теперь для них не могло быть дозволенным. После заамвонной молитвы о. архимандрит Митрофан вышел из царских врат и, принявши посох, обратился к предстоящим с красноречивым и глубоко прочувствованным словом, которое произнесено было устно.
По окончании Божественной литургии отслужен был благодарный молебен с присоединением канона Великомученице Варваре, при участии 12-ти иереев, с о. Архимандритом во главе, и приглашено о. протодиаконом Шеховцевым громогласное многолетие: Государю Императору со всем Царствующим Домом, Святейшему Правительствующему Синоду, Высокопреосвященнейшему Феогносту, и благотворителям и украсителям храма. Церковное торжество окончено в исходе 2-го часа дня.
Прямо из церкви все священнослужители, участвовавшие в торжестве освящения, отправились по приглашению церковного старосты в его дом, куда немедленно собрались и граждане гор. Юрьева, числом до 200 лиц. Всех собравшихся ожидала здесь новая торжественная минута: благодарные прихожане Воскресенского храма, желая почтить ктитора своей церкви особым видимым знаком признательности, заранее приготовили ему в дар довольно ценную, в серебро-позолоченной ризе, икону Святителя Николая, а кроме того составили за общим подписом благодарственный адрес. Когда все гости были в полном сборе, местный священник о. Алексей Беляев, от лица всех Воскресенских прихожан, внятно прочел этот адрес перед чествуемым ктитором, и вслед за тем вручил ему приготовленную от прихожан икону Святителя Николая. С чувством умиления принявши этот священный дар из рук своего духовного отца и с благоговением приложившись к иконе, Николай Алексеевич дрожащим от волнения голосом сказал, что он глубоко тронут такой признательностью своих одноприхожан и, принимая этот дорогой для него дар, считает своею обязанностью сказать, что и заботы его по украшению храма и жертва, принесенная им на это святое дело, были лишь прямым исполнением его долга, как церковного старосты. Званием которого он почтен от прихожан,- что труд его, в данном случае, наполовину облегчался тем отрадным единодушием и взаимопомощью, какие встречаемы были им отовсюду при благоукрашении общей всем и родной святыни.
После этого был предложен гостям чай и приличная торжеству трапеза. Во время стола самим хозяином дома была составлена и послана Его Высокопреосвященству телеграмма о совершившемся, по Его Архипастырскому благословению, освящении Варваринского храма, причем выражено было глубокое сожаление об отсутствии в этот радостный для всех день глубокочтимого Архипастыря. Телеграмма была подписана несколькими лицами. В конце обеда был провозглашен хозяином дома тост за здравие Высокопреосвященнейшего Феогноста.
В заключение всего справедливость требует сказать, что первоначальная мысль о возобновлении теплого Варваринского храма была подана прежним церковным старостой Воскресенского прихода, Алексеем Васильевичем Ганшиным, отцом Николая Алексеевича; но вскоре постигшая его смерть не дала ему исполнить задуманного дела. Умирая, добрый старец положил заветом своему сыну исполнить его желание. Единогласно выбранный прихожанами – добре преемствовать отцу в заботах о святом храме, Николай Алексеевич вполне оправдал как завет своего покойного родителя, так и доверие прихожан. Прослужа лишь всего один год в звании ктитора церкви, он сделал то, чего Воскресенские прихожане не могли и не смели ожидать целые десятки лет, как выражено в поднесенном ему благодарственном адресе.
/Священник Алексей Беляев/

25 февраля 1918 г. освящён новый придел Святой Великомученицы Варвары.
14 апреля 1918 г. освящен второй придел в храме Великомученицы Варвары во имя святого Победоносца Георгия.

В советское время на месте храма стоял кафетерий "Ветерок". Сейчас на месте храма Святой Варвары пустырь и остатки фундамента.

Город Юрьев-Польский.

Церковь Вознесения Господня
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Святого Никиты Мученика
Церковь Рождества Христова

Copyright © 2017 Любовь безусловная




Источник: http://Юрьев-Польский
Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (24.07.2017)
Просмотров: 69 | Теги: Юрьев-Польский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика