Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
18:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Камешковский районный историко-краеведческий музей

Камешковский районный историко-краеведческий музей

29 апреля 1977 года был открыт Камешковский музей. В то время он располагался в помещении районного Дома культуры «13-й Октябрь» и носил название «Музей истории трудовой и боевой славы фабрики имени Я.М. Свердлова». Создатель и первый директор музея - историк-краевед Михаил Васильевич Воронцов.


Михаил Васильевич Воронцов

Михаил Васильевич Воронцов в 1934 году начал свой жизненный путь учителем русского языка. В 1939 году был призван в Армию. Затем участие в Великой Отечественной войне. 1 сентября 1946 года он вернулся к мирному труду, снова учителем русского языка. До 1966 года работал в разных школах района.
В 1968 году становится редактором газеты «Знамя». М.В. Воронцов привлекал к себе людей жизненной энергией, интересом ко всему, происходящему в районе. Сотрудники газеты с удовольствием работали под его началом, молодежь тянулась к нему. Многим начинающим корреспондентам помог в их становлении. Все годы М.В. Воронцов был в центре жизни газеты. Сам много писал. Стал членом Союза журналистов СССР. Умел быть требовательным и справедливым. Самым поразительным и отличительным его качеством было умение и желание объединить вокруг газеты самые разные категории людей. Он создал в редакции университет рабочих и сельских корреспондентов. Печаталось много заметок нештатных авторов. Газета не раз выходила победителем в конкурсах. Особенно по патриотическому воспитанию. Это было его заслугой.
В 1975 году Михаил Васильевич ушел на пенсию. И в пенсионные годы он горячо взялся за воплощение своей давнишней мечты. Он создал музей истории и трудовой славы фабрики имени Свердлова.
Михаил Васильевич часто публиковал в районной и областной газетах материалы из музея. Он был патриотом родной природы, родного края. Много времени уделял краеведению и изучению истории родной стороны. Он как бы следовал А.С. Пушкину: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Под его редакцией выходит книга о владимирских рожечниках, сбору материала о которых он посвятил, можно сказать, полжизни. Работая в музее, подготовил и издал книгу «Живая нить» о фабрике имени Свердлова, несколько буклетов, посвященных знатным людям района.
До конца дней своих Михаил Васильевич Воронцов был другом районной газеты «Знамя».
ВОРОНЦОВ Михаил Васильевич умер 1 мая 1992 года на 77 году жизни после тяжелой болезни.

Оформлением первой экспозиции занимались художник Константин Георгиевич Панов и столяр Александр Васильевич Морозов. Все витрины и макеты – дело их умелых рук.


К. Панов, М. Воронцов, А. Морозов

Посетителей музея встречал уголок жилища рабочего текстильной фабрики, который наглядно иллюстрировал быт до революции и в 20-х годах XX в. Стенды и витрины музея заполняли экспонаты, рассказывающие об истории фабрики и поселка с момента постройки текстильного предприятия и времен Советского союза.
«С открытием музея работа только начинается. Ведь музей – это не только экскурсии», - писал М.В. Воронцов. И работа действительно продолжилась - он заложил основу фонда музея. Музейный фонд этого времени пополнили брошюры «Владимирские рожечники», «Камешковцы — герои Советского Союза» и книга по истории города Камешково «Живая нить».
Михаил Васильевич возглавлял музей с 1977 по 1991 год. В 1991 году директором музея стала Лидия Сергеевна Баташова (1991-1998 гг.), она продолжила дело М.В. Воронцова, и к 100-летию фабрики имени Я.М. Свердлова, которое отмечали в 1992 году, музей встретил посетителей обновленной экспозицией. Тогда же в музее появилась книга отзывов, в ней посетители сделали первые записи. Вот одна из них: «Музей – это наша история. Кто бывает в музеях, тот думает о прошлом, настоящем и будущем. Наш музей очень содержательный и интересный. Из его материалов видно, что камешковцам можно гордиться своей историей».
Л.С. Баташова главным считала работу с молодежью, она активно привлекала учащихся к поисковой работе. Одно из направлений поиска под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто!» позволило пополнить имеющийся в музее материал об участии камешковцев в Великой Отечественной войне. В те же годы Л.С. Баташова разработала цикл лекций: «Боевой и трудовой подвиг камешковских текстильщиков в Великой Отечественной войне», «Их именами названы улицы города», «История географических названий населенных пунктов, рек, озер нашего района». Эти лекции служили для учащихся и молодежи источником пополнения исторических и географических краеведческих знаний местного значения.
Своим преемником на посту руководителя музея Л.С. Баташова назвала Надежду Павловну Куликову (1998-2001 гг.).
В январе 2002 года музей истории и трудовой славы фабрики имени Я.М. Свердлова получил новый статус: он стал муниципальным учреждением культуры «Камешковский районный историко-краеведческий музей».
С этого времени и до сего дня директором музея является Светлана Борисовна Кудряшова. Историческое образование позволило ей взглянуть на работу музея более широко. «В музее мы могли бы проводить свои выставки и принимать передвижные выставки картин…», «…Мы можем создать продолжение уголка старого быта - воссоздать интерьер купеческой лавки, крестьянской избы…» - делилась своими планами Светлана Борисовна в своем первом интервью для газеты «Знамя».
Работа в музее получила новый импульс - 5 февраля 2002 года открыта новая экспозиция, посвященная заслуженному художнику-графику Борису Федоровичу Французову. Это событие стало новым направлением в деятельности музея.
МУК "Краеведческий Музей" Камешковский район зарегистрирован 26.12.2002 г.
В 2002 году музей был переведен из районного Дома культуры в здание школы № 2, под музей была выделена часть здания на втором этаже школы, где после ремонтных и реконструкционных работ разместились залы и галерея современного Камешковского музея.
Первая экспозиция в помещении школы открылась в июне 2003 года, она была посвящена основанию города Камешково. Сейчас в музее 5 постоянных действующих экспозиций: «Основание города», «Русская изба», «Владимирские рожечники», «Его присутствие на Земле» (посвященная графику Б.Ф. Французову) и «Фронт. Тыл. Плен» (посвященная вкладу Камешковского района в победу в Великой Отечественной войне).
Филиалом музея с 2002 года стал единственный в мире дом-музей композитора А.П. Бородина в селе Давыдово. Директором музея с января 2002 г. является Светлана Борисовна Кудряшова.
Созданию первой экспозиции современного Камешковского музея предшествовал напряжённый период кропотливой поисковой работы по сбору экспонатов, а также архивных материалов, их обработке. Производился ремонт и реконструкция помещения. Жители Камешково активно участвовали в создании музея: многие приносили в дар музею старинные вещи, посуду, книги, мебель, местные предприниматели выделили стройматериалы. Мастера и учащиеся местного ПТУ произвели реставрационные работы.
Проект первой экспозиции «Т-во Н. Дербенёва С-вья. Фабрика в Камешкове» был подготовлен директором музея С. Б. Кудряшовой совместно с художником-дизайнером Владимиро-Суздальского музея-заповедника С.К. Кузнецовой. Монтаж экспозиции произвели Э.В. Орлов и музейные работники Н.А. Обиткина и Ю.Б. Романова.
Эта экспозиция, посвящённая истории города Камешково в конце XIX - начале XX в., представляет интереснейший, а тогда многим совершенно не известный материал об «отцах города» - предпринимателях рода Дербенёвых - иваново-вознесенских купцах, основателях местной прядильно-ткацкой фабрики и самого города. Род замечательный: вышли Дербенёвы из крепостных крестьян и, выкупившись, сумели своим трудом благодаря сметливости и яркой предпринимательской жилке пройти все стадии купеческой лестницы, стать членами первой гильдии и получить звание потомственных и почётных граждан Иваново-Вознесенска. На выставке вместе с фотографиями Никанора и Петра Дербенёвых, их сыновей, а также семьи управляющего фабрикой А.И. Самойлова представлены и впечатляющая пунктирная карта владений Дербенёвых.
Музейная выставка позволила создать живой образ, к тому времени почти напрочь забытых камешковцами «отцов города», хорошо известных в деловом мире дореволюционной России: их основной капитал в 1913 г. составлял 5 млн. рублей, продукция их текстильных предприятий успешно реализовывалась не только в России, но и вывозилась в страны Южной Америки, Африки, Австралии; за высокое качество изделий фирма награждалась на промышленных выставках в Москве, Париже, Чикаго.
Документы, представленные на выставке, свидетельствуют, что у фабрикантов Дербенёвых была и своя социальная программа: уже в 1894 г. на фабрике имелась харчевная лавка, где отоваривались рабочие. Фабриканты содержали больницу и баню. На их средства были построены школы в Камешково и в селе Эдемское, жильё для рабочих и служащих, фабричная контора, особняк управляющего; а в 1906 г. на окраине посёлка была воздвигнута величественная Вознесенская церковь. В экспозиции представлено благодарственное письмо Дербенёвым за постройку храма от рабочих и крестьян близлежащих деревень. Свои личные средства Дербенёвы вложили в ремонт церкви в селе Эдемское, о чём до сего дня свидетельствует надпись на стене этого храма: «От благодарных прихожан Эдемской церкви В.А. Дербенёву и управляющему фабрикой А.И. Самойлову».
Представлен в экспозиции и результат деятельности Дербенёвых. За несколько лет на пустом месте бывшей пустоши Камешковской вырос большой посёлок со всеми необходимыми социальными учреждениями. Строительство велось без всякой помощи государства, исключительно на частные средства. Построенные тогда производственные и другие здания, сооружения эксплуатируются до сих пор. За свою деятельность Дербенёвы не раз имперской властью награждались медалями «За усердие». На выставке были представлены подлинные экспонаты начала XX в. из семей Полторацких и Самойловых.
Выставку открывал уголок старого быта: висячая керосиновая лампа, на полках - нехитрая кухонная утварь, у стены под небольшим окном - лавка. Был оформлен и кабинет фабричного служащего с настоящим телефоном тех времён. Посреди «кабинета» - старинный дубовый стол, обтянутый зелёным сукном.
А на стене под стеклом поместили реликвию музея - небольшой платок с вытканным на нём портретом царя Михаила - родоначальника династии Романовых.
В простенке окон музейного зала - фотографии первых построек фабричного посёлка: церковь, школа, квартал, застроенный деревянными домами, кругом лес.
Воссоздали сотрудники музея и фабричную лавку с товаром на полках, весами на прилавке, фигурой приказчика.
Большая, во всю ширину стены зала, старая фотография представляла улицу Ивановскую, тех самых первых лет существования посёлка, построенную когда-то Иваном Дербенёвым, а в советское время переименованную в честь немецкого революционера К. Либкнехта, ни малейшего отношения к этому среднерусскому городку не имевшего. На старой фотографии - первые постройки посёлка, у домов - палисадники, а посреди улицы - глубокие колеи. У начала фотографии - манекен девушки в старинной одежде - поселянки тех лет.
И ещё одна экспозиция: комната служащего фабрики. Стол, на стене - семейные фотографии, в старом шкафу - посуда.
В центре той первой музейной экспозиции находилась стеклянная витрина, в ней макет фабричного посёлка тех лет с фабрикой, церковью, школой, некоторыми строениями.
Открытие в июне 2003 г. первой экспозиции, посвящённой Дербенёвым, было торжественным и праздничным. Помимо руководителей района, представителей общественности города и района, учителей, на празднике присутствовали разысканные сотрудниками музея и приглашённые в Камешково замечательные гости. Татьяна Викторовна Полторацкая - внучка Григория Васильевича Полторацкого, Денис Глебович Подвойский - преподаватель Московского университета Дружбы народов, правнук управляющего фабрикой Алексея Ивановича Самойлова, который вместе со своей женой Еленой Борисовной вырастили 15 детей. Он выразил благодарность сотрудникам Камешковского музея, которые кропотливо собирают и изучают материалы прошлого, знакомят с ними сегодняшнее поколение молодёжи, увековечивая тем самым память о людях, в том числе и о его родственниках, живших и работавших здесь, на их малой родине.
«История повседневности» ожила на выставке в этом небольшом провинциальном музее. Его взволновало, как он поделился с присутствующими, всё: старинная лестница, ведущая в музей и как будто пришедшая из прошлых веков, которая, по его мнению, сама является интересной музейной реликвией (по ней, вероятно, ходили когда-то его прадед и прабабушка) и неповторимая история Камешково: были люди, на пустом месте они основали посёлок и построили фабрику, управляли ею, так возник город, который дорос до районного масштаба.
У этого небольшого районного центра есть своя интересная история, история повседневности. Сохранить эту историю в музее, - подчеркнул гость, - очень важно и благородно. Денис Глебович передал в дар музею фотографии из своего семейного альбома.
Выступила на празднике и бывшая прядильщица Л.П. Судакова, рассказавшая о работе фабрике в советское время. А представители местной власти сердечно поздравили присутствующих с открытием музея и экспозиции и поблагодарили сотрудников музея за проделанную ими работу.
Таким образом, первая экспозиция, рассказавшая на документальных материалах историю возникновения города, являлась важным вкладом вновь рождённого музея в восстановление исторической справедливости: она способствовала возврату из небытия преданных забвению, забытых имён тех людей, деяниям которых город Камешково и обязан своим возникновением. Так началось развитие музея.

Светлана Борисовна Кудряшова собрала в музее творческий коллектив, в котором каждый взаимно дополняет друг друга: Нина Алексеевна Сбиткина – бессменный хранитель фондов уже на протяжении многих лет; Анна Сергеевна Белова – методист, представляет музей в социальных сетях; Юлия Борисовна Романова и Александра Александровна Фомина - экскурсоводы музея.
В музее в разное время работали Елена Викторовна Колесникова, Юрий Александрович Епишин, Сергей Сергеевич Харитонов, Надежда Павловна Куликова, Татьяна Константиновна Ерлыкина, Нина Борисовна Матреничкина, Игорь Александрович Елизаров, Сергей Рудольфович Перевезенцев.
Музей стал инициатором проведения Дней памяти заслуженного художника, Бориса Французова на его малой родине, организатором регулярных пленэров художников и разнообразных выставок.
Фонд музея составляет более 6 тысяч единиц хранения, из них 4500 единиц - основной фонд. В музейном собрании хранятся вещественные, письменные экспонаты, фотодокументы и произведения изобразительного искусства, они становятся материалами для экспозиций музея. Учет фондов представляет собой непрерывный процесс, поскольку они постоянно пополняются, ведется контроль за движением предметов и их состоянием.
С 2017 года музейные экспонаты регистрируются в государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации. Музейный фонд постоянно пополняется интересными экспонатами.
В разные годы были приняты в дар предметы от внучки архитектора Н.Д. Корицкого, который спроектировал храм Вознесения Господня, экспонаты от дочери писателя И.А. Удалова-Митина. Родственники передали в музей документы ученого-экономиста П.А. Хромова, пополняется фонд живописи картинами владимирских художников.
В связи с расширением площади перед музеем стоят новые задачи. Начала работать творческая мастерская «Рисуем в музее». В планах - создание своей художественной галереи, новых экспозиций «Советский период» и «Знаменитые земляки», интерактивной карты Камешковского района со всеми населенными пунктами, природными и архитектурными достопримечательностями.

Экспозиции

В главном зале музея расположилась экспозиция «Русская изба». Экспонаты - настоящие традиционные сельскохозяйственные орудия русского крестьянина - серпы, цепы, плуг, топоры и т.п., а также орудия труда и домашняя утварь хозяйки: прялка, станок, ухват, рубель для отглаживания белья и многое другое.
Здесь же реконструкция внутреннего вида традиционного крестьянского дома с окнами, задёрнутыми занавесками, семейным столом с лавками в красном углу, русской печью. Живость реконструкции придаёт фигурка крестьянского паренька (манекен), сидящего на печи и укрывающегося лоскутным одеялом. Именно в этом зале проводятся многие экскурсии-игры и календарно-обрядовые праздники.
В другом зале музея, весьма скромном по своей площади, рационально размещён обширный материал: объёмная экспозиция «Т-во Н. Дербенёва С-вья. Фабрика в Камешкове».
В этом же зале разместилась и выставка «Страницы советской истории», в экспонатах которой отражён советский период истории страны. К сожалению, недостаток выставочных площадей позволил отразить это легендарное 70-летие лишь фрагментарно: достижения науки и техники, предметы быта разных периодов жизни советских людей. Здесь размещены различные радиоприёмники, от первых - знаменитых чёрных тарелок - до самых современных, проигрыватели с виниловыми пластинками, швейные машинки всех времён, телефоны от самых первых раритетных до современных. Самые обычные, будничные предметы домашнего обихода вызывают у современной молодёжи неподдельный интерес: многое тогда было иным, непохожим на современные вещи, выставленные предметы - «дедушки» и «прадедушки» знакомых и привычных им вещей.
В этом же зале посетителям представлен и ещё один раритет: комплект иллюстраций художника Б. Французова к книге С. Никитина «Чудесный рожок», купленный музеем у вдовы художника Ю.Н. Французовой. Художник-график Б. Французов иллюстраций никогда не создавал, это был единственный случай, когда он допустил исключение по просьбе своего личного друга известного владимирского писателя С. Никитина. Борис Фёдорович Французов проиллюстрировал его книгу рассказов. Теперь комплект этих уникальных иллюстраций - достояние Камешковского музея и его посетителей.
Третий зал музея столь же насыщен интересной информацией, как и два предыдущих. Тема Великой Отечественной войны представлена всеобъемлющим местным материалом в предметах военного быта, набора орденов и медалей, фотографий и многого другого. Здесь же уголок «Жизнь военного тыла». Экспонатов у музея хватило бы и на гораздо более солидную экспозицию, но недостаток места не даёт возможности их представить.
Очень зрелищна и галерея музея. Здесь выставлены самобытные народные костюмы разных поселений Камешковского края - подлинные и реконструированные (один из этих оригинальных нарядов выполнен собственноручно директором музея С.Б. Кудряшовой). Эти костюмы производят впечатление на посетителей отменным вкусом, оригинальностью, сочетанием простоты и народной изобретательности мастериц, их выполнявших. Экспонаты галереи знакомят посетителей с происхождением древних названий местных деревенек: Суслово - от слова «сусло», Усоль напоминает о соли, Лаптево, как видно, славилось своими лаптями.
Отдельный разговор во время экскурсии по галерее ведётся о Мишнёве, прославившемся своими рожечниками. Не случайно и центром реконструкции в галерее является воспроизведённый в витрине уголок сельской жизни - манекен сельского паренька с рожком, присевшего у снопа, рядом с ним на белом вышитом полотенце кринки, корзинка-плетёнка, туесок - всё воспроизведено так жизненно, правдоподобно, что, бывало, посетители невольно и раскланяются с манекеном-пареньком, приняв его за живого рожечника.

Культурно-образовательная деятельность

Коллектив сотрудников Камешковского музея, несмотря на свою малочисленность, работает много, заинтересованно, проводит содержательные экскурсии на высоком научном и методическом уровне, активно используя интерактивные формы.
Социокультурной функции музея в современном её понимании соответствует термин «музейная педагогика», уже прочно вошедший в научный оборот. Посетитель музея сегодня, в контексте теории музейной коммуникации, - не пассивный объект воздействия на него культуры прошлых веков, он - полноправный субъект общения и диалога с этой культурой. Музейная педагогика в понимании сотрудников Камешковского музея, как то следует из разработанной ими «Музейно-педагогической программы для детей-дошкольников и учащихся начальных классов», - это направленное воздействие на посетителя музейными средствами с целью формирования у него определённых навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от вещи (экспоната) и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции. В краеведческом музее это будет диалог с миром традиционной культуры русских крестьян.
Сотрудники музея основывают свою музейно-педагогическую программу на игровой методике, разделяя мнение, что для детей игра - не развлечение, а естественный способ общения с окружающим миром. В музее эффективность работы с детьми неизмеримо возрастает, так как общение проходит на специальной площадке, в интерактивной зоне, оборудованной адекватно требованиям программы. Методика построения игровых занятий с детьми в музее предусматривает обязательное включение практической части (плетение, лепка). Навыки, приобретённые в музее, дети закрепляют на уроках труда. Интерактивная экскурсия-игра стала основной формой общения с посетителями.
Объём мероприятий, проводившихся в этом небольшом музее, впечатляет и количеством, и разнообразием. Основные виды деятельности: интерактивные экскурсии-игры, календарно-обрядовые праздники, в том числе с кукольными представлениями. Часто местом проведения праздников становится зал с экспозицией «Русская изба».
Интересны этнографические, углублённо знакомящие с исконно русскими традициями, бытовой культурой предков, такие программы музея, как «Плачет хлебушко, когда ест его лентяй», «Как рубашка в поле выросла», «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна», «Как учились в старину», «Крестьянский дом», «Ой вы, гости-господа», «Чудесный рожок», «Потешный промысел».
В игровом занятии «Хлеб», например, прослеживается весь процесс выращивания хлеба. Начиная с обработки земли, подготовки её к посеву зерна. Дети подробно рассматривают плуг, борону, серпы, цеп, ручную мельницу... Все предметы, о которых говорит экскурсовод, - рядом, их можно потрогать, взять в руки. Разрешается покрутить ручную мельницу. Это - дело мальчиков, и они лично убеждаются, как это было непросто перетирать зерно в муку. А девочки стараются споро через решето просеять муку. Так зримо дети прослеживают до конца весь процесс производства хлеба и, наконец, апофеоз - экскурсовод торжественно выносит только что испечённый, вкусно пахнущий каравай: «Вот ребята, мы с вами и испекли хлеб». Его разрезают и каждый получает по кусочку этого мягкого душистого и очень вкусного хлеба.
С выноса перед детьми снопа льна начинается программа «Как рубашка в поле выросла». Демонстрируется, как лён мнут, треплют, получают, наконец, кудель. И тут девочкам разрешается сесть за настоящую прялку. Они сами тянут кудель, совсем как когда-то пряли их прабабушки. Есть в музее и другой экспонат - прялка механическая. И с ним знакомят ребят. Интересный момент экскурсии: девочкам позволяют самим побыть ткачихами, встать за настоящий ткацкий станок. Они сами нажимают на педальки... Берда переходят, челнок ходит... Пусть недолго этот процесс длится, но впечатление незабываемое.
Ещё одна интересная экскурсия-игра «Крестьянский дом» начинается с непосредственного знакомства (можно потрогать, рассмотреть) с реальным строительным инструментом, с помощью которого крестьяне и строили свои дома.
Знакомя далее ребят с планировкой, устройством дома, экскурсовод попутно затрагивает и более глубокие вопросы традиционного восприятия сельским жителем окружающего его мира и своего места в нём. Отсюда происходит представление крестьянина о мистическом предназначении его жилища, внутреннее пространство которого как бы повторяет в миниатюре вселенную. Школьники узнают, что сени - это как бы преддверие того особого внутреннего мира избы, где всё имеет своё значение. Особое место - красный угол с иконами (связь членов семьи с высшим миром), под которыми располагался широкий семейный обеденный стол, наделяемый своим смыслом - это как ладонь Божия, подающая пропитание (а потому на стол не разрешалось, например, класть бельё).
Печь в избе наделялась своим смыслом - она, как маленькое солнце (строение и роль русской печи - предмет особого повествования). Оживление ребят, как правило, вызывает разъяснение, что у печи располагалась отдельная «женская территория», имеющая и своё название - «бабий кут» с чугунками, сковородами, горшками, ухватом, кочергой и прочими предметами обихода хозяйки.
Вызывают интерес молодёжи и действия крестьян, помещавших под каждый угол своего дома особый «оберег», которому придавалась своя значимость: под первый угол клали бревно, под красный угол - ладан, хлеб (зерно), под два других угла - шерсть и монетку. Вполне прозрачна символика каждого из «оберегов», которые совокупно, по понятиям селян, обеспечивали прочность дома, его освящение и достаток в нём.
Популярна у местных школьников и программа «Ой вы, гости-господа» о традициях русского чаепития и гостеприимства. И в ней экспонаты музея становятся жизненными: и настоящий самовар на столе, за которым собрались ребятишки (идёт интересный рассказ об истории возникновения этого водяного сосуда, о том, как прежде его «разжигали» и прочее), а также и настоящие щипцы, которыми дети сами колют сахар, и традиционное угощение. Экскурсовод знакомит молодёжь с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях: в любой крестьянской семье считалось крайне неприличным «налетать» и хватать со стола угощение. Знакомятся ребята с особым своеобразным обрядом перед чаепитием, называемым «поноки» (от слова понукать), и экскурсовод демонстрирует, в чём его суть, изображая хозяйку, которая многократно приглашает («понукает») гостей отведать со стола угощение. И только в ответ на её неоднократное искреннее приглашение-просьбу гости могли начать трапезничать. Исполнив весь обряд полностью и с удовольствием чаевничая, ребятам, судя по их довольному виду, удаётся прочувствовать, каким вкусным становится и весьма скромное угощение.
Нравятся посетителям музея и экскурсия-игра «Каша из топора», и все другие.
Особую программу посвятили сотрудники музея трём летним Спасам - медовому, яблочному и хлебно-ореховому. По их замыслу, программа эта о былых сельских традициях периода заготовки овощей, поэтому в игре идёт рассказ и о языческом, и о религиозном обрядах.
На медовый Спас молодёжь всех возрастов захватывает игра в пчёлки, что, кстати, подтверждает, насколько недостает детям в наш компьютерный век обычных простых подвижных игр. Все посетители, даже великовозрастные старшеклассники, с удовольствием и азартом включаются в игру, изображая в движениях (в «полёте») все этапы сбора пчёлкой мёда. Не наигравшись в малолетстве в прежде традиционные подвижные игры, и получив неожиданно такую возможность в 15-16 лет, они мигом включаются в игру, увлекаются ею. Так что даже те, кто пришёл в музей скорее по желанию учителя, чем своему, теперь никак не хотят прерывать игру и уходить по истечению времени экскурсии. Та, конечно, совсем крошечная порция меда, которую каждый получает в завершение игры, как продукт труда его - «пчёлки» - приобретает неповторимый вкус.
Столь же интересны экскурсии-игры, посвящённые второму - яблочному и третьему - Спасу «на воде», хлебному и ореховому.
А в зимнее время в музее проводится игровая программа «Праздничное колесо», посвящённая циклу традиционных праздников от Рождества Христова до Крещения, включая и Святки.
Игровая программа «Рождественская сказка» включает в себя традиционную вертепную драму - религиозную мистерию из Священной истории. В музее есть и такой экспонат, как настоящий традиционный «вертеп» - большой ящик с марионетками - куклами на высоких палочках. Перед посетителями музея разыгрывается увлекательное драматическое представление о Рождестве Младенца Христа и событиях, сопровождавших Его появление на свет. Кукловоды - сами сотрудники музея, включая и директора, успешно освоившие искусство управления куклами.
В Святки посетители весело включаются в рассмотрение самых разных видов традиционного гадания, происходившего в эти дни в русских деревнях.
Весной знакомство своих гостей с праздником Масленицы сотрудники музея сопровождают ещё одним кукольным представлением - масленым балаганом. В нём они вновь становятся кукловодами-актёрами, управляющими теперь уже «пальцевыми куклами». Они приводят кукол в движение и заставляют их играть спектакль.
Разработана в музее и осуществляется музыкальная программа «Чудесный рожок». Цель её - познакомить гостей музея с русской народной музыкальной культурой, обучить умению различать музыкальные инструменты по типу - ударные, струнные, духовые - и по звучанию. Особое внимание уделено владимирскому рожку - истории его возникновения, развития, заслуженной мировой известности этого народного музыкального инструмента. Прослушиваются записи ансамблей рожечников. В конце экскурсии к особому удовольствию юных посетителей им разрешается самим стать исполнителями оркестра народных инструментов. Рожок - инструмент очень непростой даже для взрослых музыкантов, детям его пока, конечно, не одолеть. Зато всевозможные деревянные ложки, трещотки, свистульки их стараниями превращаются в оригинальный шумовой оркестр, что и доставляет им самим непритворное удовольствие.
Много других интересных мероприятий проводится Камешковским музеем.
Среди них забавная программа «Потешные промыслы», знакомящая посетителей музея с русской народной игрушкой - матрёшки, медведи, соломенные куклы и прочее - и крупнейшими центрами «потешного промысла».
Особое внимание сотрудники музея уделяют организации всевозможных выставок. Ежегодно музей организует по 9 выставок. Традицией музея стало ежегодное проведение в течение 1-1,5 месяцев выставки, посвящённой жизни и творчеству земляка художника-графика Бориса Французова.
Примечательно, что ни одна из проведённых выставок не повторяет другую. Не всякому большому музею это по силам. Остаётся удивляться энтузиазму сотрудников этого небольшого музея, которые с такой настойчивостью, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, несут своим землякам свет «разумного, доброго, вечного», не позволяют замкнуться в узком кругу бесконечных бытовых хлопот.
На выставках, посвящённых очередному дню рождения художника, представляются его работы - офорты, линогравюры, рисунки, экслибрисы, гуаши, знаменитый автопортрет. Экспонируются на выставках и работы друзей Б. Французова - художников А. Солодилова и Д. Маслова. В период работы выставки сотрудники музея, как правило, проводят встречи или конференции, посвящённые дню рождения Б.Ф. Французова, умея на них создать тёплую атмосферу настоящего праздника.

Редчайшая выставка была устроена в Камешковском музее в феврале 2013 г.: экспонировали репродукции необыкновенной силы фресок. Они были выполнены в начале XX в. земляком камешковцев академиком живописи Николаем Николаевичем Харламовым в петербургском храме Спаса на крови. За эту роспись художник был награждён орденом Святого Владимира. Камешковский музей их в виде больших фотографий получил. Благодаря упорным хлопотам директора С.Б. Кудряшовой их прислали из Петербурга, из самого храма Спаса на крови, расписанного Н.Н. Харламовым.
В музее постоянно проводятся и выставки из различных музеев и частных коллекций. Среди них «На морском дне» из коллекции И. Сбиткиной и С. Ивановой, представляющая всё, что можно обнаружить на дне моря: ракушки, морские звёзды, кораллы и т.п. Интересна выставка «Куклы народов мира» из коллекции О. Полисадовой. Оставила добрые воспоминания выставка «Ветка сакуры», экспонаты которой создали атмосферу самобытной и колоритной японской культуры. Экспонаты выставки рассказывали о самураях и гейшах, о традициях чайной церемонии и искусстве оригами, вводили посетителей музея в овеянный загадочностью мир Востока.
Особый интерес представляют выставочные проекты Камешковского музея за пределами родного города. Музей - участник различных межрегиональных и общероссийских выставок. Большой резонанс вызвал проект (2010 г.) четырех музеев в «Палатах» г. Владимира «Из Владимирских далей в мировое пространство». В нём наряду с Центральным музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, музеем «Усадьба Танеевых» в Маринино, участвовал и Камешковский районный историко-краеведческий музей. Он представил на выставке свой филиал, по-видимому, единственный в мире, «Дом-музей композитора А.П. Бородина» (в с. Давыдово). Были выставлены интересные экспонаты, а также солидный материал из фондов музея, вся родословная великого композитора получила подробное освещение.
С оригинальной композицией «Владимирский рожок» выезжал Камешковский музей в Москву, где в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки с большим интересом были встречены уникальная выставка иллюстраций Б. Французова к книге «Владимирский рожок» и выступления директора музея С.Б. Кудряшовой и вдовы художника Ю.Н. Французовой. А затем был дан концерт. Камешковские музейщики привезли с собой в Москву современный ансамбль «Владимирские рожечники» под руководством А. Лебедева. Внимая его игре, столичные слушатели убедились, что традиция виртуозной игры на владимирском рожке жива и успешно развивается.
Замечательным проектом «Николай Харламов» был представлен Камешковский музей в Иваново в 2011 г., где вместе с музеями из Шуи, Палеха, Холуя принял участие в совместной выставке в Ивановском художественном музее. Камешковцы привезли туда свою выставку больших фотографий фресок, выполненных в начале XX в. их земляком художником Н. Харламовым в петербургском храме Спаса на крови.
Множество интересных мероприятий проходят в стенах Камешковского музея: научные конференции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённые Дню Победы, Сталинградской битве, презентации книг и т.д. Особое место среди всех этих встреч занимают праздники, посвящённые дню рождения замечательного художника земляка Б.Ф. Французова. В 2013 г. вдень его рождения в музее состоялось открытие «Дней памяти» художника из цикла «Художник, перед именем твоим». На встречу пришло так много заинтересованных участников, что стульев на всех едва хватило. На стенах музейного зала были размещены работы Б. Французова, а рядом - работы юных художников из местной Детской школы искусств. На встрече брали слово и присутствующие на ней представители местной власти, писатели, художники. Ретроспективный анализ совместной работы Фонда Б. Французова (его председатель - вдова художника Ю.Н. Французова) и Камешковского музея дала директор музея С. Б. Кудряшова.
Участники встречи делились своими впечатлениями о неповторимом самобытном творчестве Б. Французова, который, несмотря на свою иноземную фамилию, как беспредельно преданный отчизне человек вёл в своих работах, по сути, эпическое повествование о судьбах России. Шла речь и о наследовании художественных приёмов Бориса Фёдоровича в процессе подготовки молодых дарований и о духовной значимости его работ в деле воспитания молодого поколения. Отличала эту встречу, «теплом согретую», та трогательная душевная атмосфера, которая свойственна встречам в стенах этого небольшого музея. Дополнило её выступление владимирского камерного хора «Распев» под управлением Н. Колесниковой, исполнившего фрагменты из музыкальных произведений А.П. Бородина, духовную музыку, старинные русские романы. Как отметила местная пресса, «публика была очарована». А заслуженный художник России К. Ткачев очень тепло отозвался о деятельности Камешковского музея, который делает очень много для того, чтобы творчество Б. Французова было знакомо и любимо на его малой родине. Ещё гости отмечали, что стены этих музейных залов располагают к теплоте и камерности встреч, а также к особому восприятию того, о чём здесь говорится и самими камешковцами и гостями, приезжавшими на встречу из других городов - из Нижнего Новгорода, Коврова, из Владимирского коллежа культуры и других мест. Участники этих встреч с теплотой вспоминают демонстрировавшийся на подобной встрече в 2011 г. документальный кинофильм «Жёны художников» с воспоминаниями Ю.Н. Французовой о муже, с показом родных мест художника,

Ещё одна сторона деятельности сотрудников музея - серьёзная научно-исследовательская работа. Авторский коллектив Камешковского районного историко-краеведческого музея - директор С.Б. Кудряшова и научные сотрудники Ю.А. Епишин и С.С. Харитонов - включились в большой проект «Великий призыв» по созданию Книг памяти о земляках-воинах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны по каждому муниципальному образованию.
Проект был запущен несколько лет назад, в его рамках уже были выпущены несколько Книг памяти. Но время требует дополнительных научных изысканий: в 90-е годы XX в., когда издавались те первые Книги памяти, многое при описании событий Великой Отечественной войны запрещено было освещать. Это касалось штрафных рот, репрессий, военных трибуналов и т.п. Теперь запреты сняты, архивы открыты. Поиск материалов, их исследование ведутся на новом научном уровне.
В новом проекте задумано издать шесть Книг памяти. Три сейчас уже выпущены. Авторским коллективом Камешковского музея проделана кропотливая работа огромного масштаба. Только для составления третьей книги «По велению долга», вышедшей в 2013 г., составлены памятные списки по 27 населённым пунктам, насчитывающие 1102 человека, исследованы сотни документов в архивах разного уровня, проанализированы тысячи справок, нередко противоречащих друг другу, привлечены многие новые публикации из местной периодической печати, собраны воспоминания ветеранов - участников войны. Этот трудоёмкий научный поиск помог сделать более понятными судьбы многих ушедших на фронт земляков.
Большую активность в исследовании проблем, связанных с Великой Отечественной войной, проявляет научный сотрудник музея Юрий Александрович Епишин, он и был инициатором включения сотрудников музея в данный проект. Ю.А. Епишин, раскрывая на презентации книги новый подход к теме, обратил внимание на то, что памятные списки погибших и пропавших без вести даны в новой книге по каждому населённому пункту в двух вариантах - хронологическом и алфавитном, в конце каждого списка - общие сведения по селу, деревне или посёлку. Кроме того, авторы представили в книге документальную характеристику района: сведения о колхозах тех лет, деревнях, предприятиях, об их руководителях, о том, как жители трудились в тылу, помогали фронту (в архиве местной газеты «Знамя» найден интересный материал). Особый раздел книги содержит списки попавших в немецкий плен, а также тех, кто воевал в штрафных батальонах (приговорённые к различным срокам заключения). Прежде о них умалчивали. Все они (в книге содержатся сведения о 48 человек) реабилитированы.
В книге «На огненных рубежах» опубликован список павших - 671 человек, а в Книге памяти, изданной ранее, в списке 550 человек. «Потерянные» люди были найдены благодаря пытливому поиску сотрудников музея. Все данные дополнялись, уточнялись и исправлялись в ходе поисковой работы, использовались документы Центрального архива Министерства Обороны РФ (фондов «Мемориал» и «Подвиг народа»), архива Камешковского РВК, многие другие документы и материалы.
Теперь в новой книге практически о каждом погибшем можно узнать, откуда он призывался, где служил, где погиб.
Особый интерес исследователей вызывают Приложения к книге: они включают таблицы о жизни края в период Великой Отечественной войны. А ещё включена в Приложение таблица очень оптимистических маленьких открытий. В ней - о тех воинах, оплаканных их семьями, получившими «похоронки» (имена некоторых даже были высечены на памятниках погибшим воинам), оказавшихся после войны живыми. Теперь в книге опубликована «похоронка», а рядом - фото этого воина, оставшегося живым. Вышедшая книга вызвала искренний интерес. На её презентации ныне здравствующие родственники тех, о ком повествует новое издание, получили подаренные авторами книги. Сравнительно-сопоставительному методу работы над Книгой памяти Сергеихинского муниципального образования Ю.А. Епишин посвятил своё выступление на Воронцовских чтениях в январе 2013 г. во Владимире. Работа над Книгой памяти продолжается. Одно из направлений научного поиска директора Камешковского музея Светланы Борисовны Кудряшовой - творчество ещё одного земляка, родного брата писателя-народника Ивана Николаевича Харламова - Николая Николаевича Харламова, академика живописи, автора потрясающей фресковой живописи храма Спаса на крови в Петербурге. О результатах своего научного поиска С.Б. Кудряшова рассказала на межрегиональной научной конференции в г. Владимире в 2010 г.
А на Воронцовских чтениях в январе 2013 г. во Владимире С.Б. Кудряшова выступила с новыми фактами из биографии писателя земляка Ивана Александровича Удалова-Митина, который во время войны был военным разведчиком. Материалы о подвигах морской разведки в Великой Отечественной войне до сих пор засекречены. И в этом смысле особое значение приобретают рассказы о морских разведчиках.

Активный научный поиск ведёт и молодой научный сотрудник музея Сергей Сергеевич Харитонов. Предмет его исследований уже в течение нескольких лет - жизнь и творчество такого в дореволюционном прошлом широко известного, а ныне почти забытого писателя второй половины XIX в. земляка камешковцев, как Иван Николаевич Харламов. Предмет исследования - воззрения писателя-народника И.Н. Харламова по проблемам церковного раскола. Среди научных интересов С.С. Харитонова и краеведческая тема, связанная с историей города. В своём выступлении на тему «Новые страницы из истории Камешковского края» на VIII районных историко-краеведческих Воронцовских чтениях, проходивших в январе 2013 г. в г. Владимире, С.С. Харитонов поделился новыми краеведческими находками из истории Свято-Вознесенской церкви г. Камешково. Сейчас музей совместно с настоятелем отцом Анатолием готовят к изданию книгу, посвящённую истории этого храма. Новые материалы, раскрывающие тему, были найдены исследователями в Государственном архиве Ивановской области, во Владимирской областной библиотеке, в семейных архивах камешковцев.


Школа №2. Ул. Ленина, д. 2

А. Белова, Ю. Романова, С. Кудряшова, Н. Сбиткина

Директор - Кудряшова Светлана Борисовна (с 26 декабря 2002 г.).
Адрес: город Камешково, ул Ленина, д. 2
Режим работы:
МУК «Камешковский районный историко-краеведческий музей»: ПН-ПТ с 8-00 до 17-00, СБ-ВС — выходной (экскурсии по предварительной заявке);
Музей А.П. Бородина: ВТ-СБ — с 8-30 до 16-30 (перерыв с 12-00 до 13-00), ВС-ПН — выходной (экскурсии по предварительной заявке).
Сайт: Камешковский районный историко-краеведческий музей.
Город Камешково
Музеи Владимирской области

Категория: Камешково | Добавил: Николай (30.07.2022)
Просмотров: 397 | Теги: музей, Камешково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru