Хватачево — деревня в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Малыгинского сельского поселения.
Деревня расположена в 12 км на север от центра поселения деревни Ручей и в 16 км на северо-запад от райцентра города Ковров в 1 км от ж/д станции Большаково на линии Новки — Иваново.
Это селение при колодцах в 13 верстах к северу от Коврова в старину входило в состав Стародубского княжества и относилось к вотчине с центром в селе Антилохово, являясь его приходской деревней. В конце 1560-х гг. тогда еще деревня «Хватачово» упоминается в качестве владения князя Силы Григорьевича Гундорова, которое он получил по наследству от своего дяди князя Федора Андреевича Гундорова. Князья Гундоровы являлись потомками князей Стародубских по линии Палецких. В дальнейшем Хватачево оказалось в числе гундоровских вотчин, которые царь Иван Грозный фактически отобрал у опальных князей, в том числе и имения, подаренные монастырям. Так Хватачево оказалось в составе обширной дворцовой государевой волости с центром в селе Большие Всегодичи, расположенном от этой деревни в 8 верстах.
Хватачево, до 1778 года остававшееся в старом Владимирском уезде, а потом вошедшее в Ковровский уезд, являлось достаточно большой деревней.
По первой ревизской переписи 1719 года там значилось 92 мужского пола душ. Спустя столетие, по шестой такой же переписи 1811 года, число ревизских душ (то есть мужского пола) в данном населенном пункте увеличилось до 112. В 1836 году в Хватачево значилось 274 жителя, а в 1850-м - 282 постоянных обитателя. К началу 1860-х гг. в удельной деревне Хватачево насчитывалось 35 крестьянских дворов, там имелась ветряная мельница.
В 1862 году крестьяне шести ковровских деревень: Хватачево, Ворманки, Игониха, Климово, Кусакино, Синогорь и Шушерино – по «благорасположению» епископа Владимирского и Суздальского Феофана (будущего знаменитого святителя Феофана Затворника) начали строить новый каменный храм на окраине деревни Хватачево. Главными благотворителями стали местные крестьяне Семен Илларионович и Леонтий Семенович Чунаевы, а также поручик Петр Гавриилович Гаврилов.
В 1864 году к недостроенной хватачевской церкви был назначен первый священник Евграф Виноградов.
В ноябре 1867-го по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Антония благочинным священником Василием Казанским новопостроенный храм в Хватачево был освящен в честь Боголюбовской иконы Божией Матери. С 1852 года по дозволению Святейшего Синода ежегодно в первой половине мая эту икону доставляли в Ковров и провозили по окрестным деревням и селам, в том числе и через Хватачево. Икона Боголюбской Божией Матери во время поразившей Владимир в 1771 году чумы спасла Владимирский край от этого страшного бедствия, и с тех пор особенно сильно почиталась в народе.
Священствовать в новом храме теперь уже не деревни, а села Хватачево стал сменивший в 1866 году отца Евграфа иерей Владимир Смирнов.
В храме устроены по одной прямой линии три престола, отделенные друг от друга деревянными, оштукатуренными с обеих сторон, стенами; главный средний престол освящен 19 ноября 1867 года в честь Боголюбской иконы Божией Матери, южный придельный освящен 20 июня 1868 года во имя Св. Пророка Божия Илии и северный придельный освящен 30 сентября 1868 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Новопостроенный храм был сравнительно небольшим краснокирпичным зданием, увенчанным одним куполом с маленькими главками над придельными престолами. Трехъярусная колокольня выстроена в «русском романтическом стиле» с шатровым завершением.
Пять деревень, указанных выше, и составили новый хватачевский приход. Хватачевский священник Владимир Смирнов в 1875 году был награжден скуфьей, а в декабре 1876 года скончался и его похоронили рядом с новым храмом, где начало образовываться свое кладбище. Через десять дней после кончины отца Владимира епархиальное начальство перевело в Хватачево из соседнего села Плесец (Малышеве) священника Георгия Остроумова. Он служил там до 1884 года, и его преемником стал иерей Петр Зверев, служивший в Хватачево до 1895 года, после чего поступил в братство Шуйского Николо-Шартомского монастыря. Последними священниками в Хватачево стали отец и сын Леонид Иванович и Иван Михайлович Флеровы. Ризницей и утварью церковь была бедна; богослужебные книги имелись в полном составе и св. икон достаточно. Церкви принадлежала деревянная часовня, построенная среди села. Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 11 десятин и пахотной 21 десятина. Земля значилась в общем плане с крестьянами. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг и исповедных росписей с 1868 года. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с причтового капитала 60 руб. 80 коп., от земли 65 руб., от сбора хлебом 10 руб. и за требоисправления 214 руб., а всего в год до 350 руб. Дома причт имел собственные, построенные на церковной земле. Приход составляли село и деревни: Климово, Сингорь, Игониха, Кусакино, Шушерино и Ворманки. Всех дворов в 1897 г. в приходе 190, душ мужского пола 584 и женского пола 619 душ.
В начале двадцатого века церковь сгорела. После пожара страховую премию от сгоревшего храма учитель Веселовский и председатель крестьянского комитета общественной взаимопомощи Назаров настаивали отдать под школу. «Случалось, что, доведенные до предела, верующие и представители духовенства решались на крайние меры. В с. Хватачево, Ковровского района, священник Фролов и церковник Лексин набросились с кулаками на учителя Веселовского и председателя крестьянского комитета общественной взаимопомощи Назарова, выступивших на сходе с «рацпредложением» - отдать страхпремию от сгоревшей в конце 1920-х гг. церкви под школу» (Головкин А. и Попов М. Церковь в наши дни. - Иваново, 1930; с. 42-43).
«Я, Никольский Н.И., порываю всякую связь с отцом псаломщиком Никольским, прож. в с. Хватачево, Ковров. района и ничего общего с ним не имею с 1929 г.» («Призыв», 16 июля 1930).
26 августа 1941 года, уже после начала Великой Отечественной войны, решением Ковровского райисполкома закрыли хватачевский храм.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в д. Хватачево
В настоящее время церковь Боголюбской иконы Божией Матери пустует, жители села поддерживают порядок в помещениях и на территории, собирают средства на восстановительные работы. Общее состояние комплекса весьма плачевно - кладка повреждена, основной купол и глава отсутствуют, однако внутренняя отделка чудом сохранила различимые фрагменты оригинальных фресок и росписей.
В 1868 году рядом с селом прошла линия железной дороги Новки-Шуя-Иваново-Кинешма, причем Хватачево, Ворманки и Шушерино оказались с восточной стороны от железной дороги, а деревни Игониха, Климово, Кусакино и Сингорь - с западной. Менее чем в версте от Хватачево был устроен разъезд «Большаково», на котором стали останавливаться пассажирские поезда.
1 января 1896 года в селе Хватачево открылось земское начальное училище. В первые годы в нем обучалось около 50 ребятишек, а к 1915 году число учащихся возросло до 94 человек. Первой учительницей в этой школе была Елизавета Альбицкая, а затем ее сменила родственница последних хватачевских священников Наталья Флерова, выпускница Шуйской гимназии.
Большую роль в жизни Хватачевской школы сыграл Прокопий Герасимов. Сын ковровского купца и городского головы Платона Герасимова, он на полученные от отца средства выстроил для училища новое здание и с 1904 года стал там работать учителем. Всего он преподавал там 11 лет. В 1915 году в разгар Первой мировой войны Прокопий Герасимов добровольцем отправился в армию и отправился на фронт в составе 27-го эвакуационного военного госпиталя. Вскоре он тяжело заболел и в октябре скончался. Его тело было привезено в Ковров и погребено на городском Иоанно-Воиновском кладбище.
Официально попечителем Хватачевской сельской школы являлся надворный советник потомственный дворянин Константин Чихачев. Вначале он занимал этот пост в качестве земского начальника 3-го участка Ковровского уезда, но и, покинув эту должность, продолжал оставаться попечителем. В 1909-1912 гг. К. Чихачев состоял по выбору ковровским уездным предводителем дворянства.
В 1895 году в Хватачево насчитывалось 308 жителей, однако из них целых 107 человек - более трети - работали не в своем селе, а на стороне, по большей части на окрестных фабриках. Тем не менее, численность населения росла и в 1904 году достигла исторического максимума - 353 жителя.
С начала 1900-х гг. в Хватачево действовала небольшая бакалейная лавка местного крестьянина Филиппа Фромхина, торговавшего мукой, печеным хлебом и простонародными лакомствами. Среди хватачевцев было немало портных. В конце XIX века крестьянин села Хватачево Андрей Романов открыл в Коврове на Московской улице (нынешней Абельмана) портняжную мастерскую, где на него работали три мастера.
«Отчет о Хватачевских яслях Ясли в Хватачеве устраивались первый раз, функционировали они с 8 июля по 25 июля 1913 г. Заведывал яслями учитель Герасимов под руководством врача П. И. Семенова. Население вначале отнеслось к яслям недоверчиво; некоторые высказывали опасение, что их заставят платить за детей, посещающих ясли. Подготовить же население и ознакомить его с целью яслей учителю не пришлось, так как он был на педагогических курсах в Коврове, почему и ясли открылись позже, чем следовало. В данной местности ясли необходимо открывать в конце июня на время покоса, на который крестьяне уезжают верст за 7-8. Ясли помещались в земском училище в одной из классных комнат. Посещались ясли только местными Хватачевскими и Климовскими детьми, а из соседних деревень не было ни одного ребенка. Родители тяготились приносить утром детей в ясли, а вечером уносить обратно. Ночевать же оставлять не имелось никакой возможности, так как не было никаких приспособлений для спанья, даже днем ребят приходилось укладывать чуть не на полу. День распределялся следующим образом: в 8 часов утра чай с белым и черным хлебом, а иногда с молочной кашей. В 12 час. был обед. На обед отпускались щи или суп или кашица мясные в скоромные дни и грибные в постные дни. На второе давалась каша пшенная молочная, или гречневая с молоком или маслом, иногда жареная картошка, в 5-6 часов вечера чай, а в 8 ужин. Маленьких детей кормили молоком и манной кашей. В течении дня устраивались общие игры. Всего израсходовано 59 р. 16 коп. Продовольствие каждого ребенка стоило 7 коп., а содержание 10 коп. Крестьяне не выражают желания принимать участие в расходе по содержанию яслей. Учитель П. Герасимов» (Летние ясли-приюты для детей в Ковровском уезде в 1913 году).
В начале 1860-х гг. Хватачево оказалось в составе Всегодической волости, а вскоре после революции 1917 года стало центром одноименного Хватачевского сельсовета, куда первоначально входили помимо села деревни Васильково и Швариха.
В 1923 году в Хватачево насчитывалось 262 жителя.
С 1924 года — в Савинской укрупнённой волости Ковровского уезда. В 1926-м 203 жителя в 53 дворах. Помимо школы там имелась еще и почта.
С 1929 года Хватачево входило в состав Авдотьинского сельсовета. С 1929 года оказалось в Ковровском районе Ивановской области.
В 1930-е годы в Хватачево был создан колхоз «Новый поход».
К 1961 году в Хватачево насчитывалось 106 жителей в 30 дворах. К 1970-му население села сократилось до 96 человек, кроме того, еще 41 житель в 10 дворах насчитывался на разъезде «Большаково». В 1984-м в Хватачево значился 31 постоянный житель в 11 хозяйствах, еще 27 человек проживали на станции Большаково и трое - в железнодорожной будке 392-й километр. До села и станции была проведена асфальтированная дорога, способствовавшая тому, что данное селение уцелело до наших дней.
В 1994 году в Хватачево оставалось 15 постоянных жителей, плюс еще 10 на станции Большаково.
Поклонный крест с историческим описанием села.
По переписи 2010 года в селе значилось 6 зарегистрированных граждан, а на станции - 9 человек. Теперь, как почти повсеместно, село Хватачево фактически стало дачным поселком.
Из книги Н.Фролова "Энциклопедия сел и деревень Ковровского края"
Фото с сайта GORODKOVROV.RUГород Ковров.