Главная
Регистрация
Вход
Среда
29.03.2023
22:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1532]
Суздаль [453]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [488]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [144]
Юрьев [248]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [169]
Гусь [198]
Вязники [348]
Камешково [114]
Ковров [430]
Гороховец [131]
Александров [297]
Переславль [116]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [122]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [133]
Учебные заведения [164]
Владимирская губерния [45]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [64]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2322]
архитекторы [30]
краеведение [69]
Отечественная война [270]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [43]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Ковровский экскаваторный завод

Ковровский экскаваторный завод

Начало » » » Ковровские железнодорожные мастерские

Ремонт вагонов закончен в 1928 году, и железнодорожные мастерские переданы в ведение УЧСТРОЙ НКПС для организации ремонта строительной техники - Ковровский ремонтно-механический завод УУСТРОЯ НКПС. В 1929 году образовано управление по строительству НКПС, образован Главкстроймашгранс, куда и входил завод.
«Заканчивается переоборудование жел.-дорожного ремонтного завода. Все цеха и отделы перешли на ударную работу.
Ковровский железно-дорожный ремонтный завод раньше занимался исключительно ремонтов подвижного состава. Сейчас на заводе заканчиваются работы по переоборудованию производства для выпуска строительных машин и приспособлений для механизации строительных работ. Завод уже работает по заданиям Цустроя.
Организуется производство бетономешалок, копров и экскаваторов. До сих пор они ввозились из-за границы. Завод, кроме того, будет выпускать стандартные дома для житья рабочих на строительных работах. Они заменят не гигиеничные и неудобные общие бараки. Для постройки этих домов завод будет вырабатывать особый материал - ксилобетон из опилок.
Первый целый экскаватор, целиком изготовленный на заводе из советских материалов, производственными планами завода предусмотрено выпустить в мае текущего года. В настоящее время уже начато производство отдельных частей для сборки экскаваторов.
На заводе широко развернуто социалистическое соревнование и ударничество. Зa последнее время завод целиком перешел на ударную работу. Все цеха и отделы, включая расчетные конторы заводо-управления, объявили себя ударными. Они оправдывают свое звание.
Например, в ударном электросварочном цехе совершенно изжиты самовольные прогулы. Производственные программы во многих цехах значительно превышаются. По формовке тачечных колес в литейном цехе каждый рабочий в день выполняет 24 штуки, планом же предусмотрено 22.
В кузнечном цехе ежедневно выпускается по три экскаваторных зуба, планом предусмотрено два зуба. По плану завод должен выпускать в день по четыре штуки осей для путевых вагонеток, а выпускается по четыре с половиной штуки. Задания по выпуску кувалд, формовке колес для путевых вагонеток и костыльных молотков выполняются на сто процентов.
В недалеком будущем ковровский ремонтный завод превратится в мощный завод экскаваторных машин. Его продукция даст возможность экономить значительное количество золотой валюты, уплачивающейся сейчас за заграничную продукцию» («Призыв», 16 марта 1930).
В 1930-1931 гг. директор КЭЗ - Широков Николай Николаевич (1889-1984).


Митинг, посвященный закладке стальцеха Ковровского экскаваторного завода. 7 ноября 1930 г.

В 1930 г. на базе вагоноремонтного завода были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.
В начале 1930-х гг. развитие ковровской промышленности продолжалось быстрыми темпами. Например, выпуск валовой продукции вагоноремонтного завода (бывших железнодорожных мастерских) с 1,2 млн. руб. в 1928-1929 гг. вырос в 1929-1930 гг. до 3,1 млн. руб.

Школа фабрично-заводского ученичества при Ковровских жел.-дорожн. мастерских. В 1926 г. учащихся было 93, учителей 13.

Своих экскаваторов в Советском Союзе тогда не производилось. Землеройные машины закупались у зарубежных фирм: «Бьюсай-русы», «Любеки», «Марионы», «Шкоды» и «Рустоны». Американский экскаватор «Марион», исполняющий огромную службу на крупнейших стройках республики, взрывающий и убирающий землю на берегах Днепра, в степях Турксиба и на горе Магнитострой, стоил очень дорого – 140 000 руб. Израненный в первых боях на фронте индустрилизации экскаватор «Марион» попал на излечение в ковровский «лазарет» больных вагонов и паровозов. Ответственная и сложная операция над невиданным чужеземным чудовищем была выполнена безукоризненно энтузиазистами-рабочими. «Марион» был отремонтирован капитально, несмотря на всю сложность этой работы; экскаватор удалось восстановить только благодаря исключительному старанию, вдумчивости, изобретательности тех, кому поручили ремонт. Воодушевленные первым удачным опытом рабочие мастерских выдвинули перед НКПС и ВСНХ идею производства экскаваторов в Коврове.
С марта 1930 г. приступили к постройке первого экскаватора. Он создавался непросто, исключительно благодаря энтузиазму строителей. «Нет преград, которые нельзя побороть большевистским напором. Делали все, чуть ли не голыми руками, все-таки победили...», — так писали об эпопее проектирования и постройки экскаватора «Ковровец № 1» в былые советские годы.


Первый советский экскаватор «Ковровец»

Групповой портрет коллектива строителей первого экскаватора «Ковровец-1». 22 апреля 1931 г.

При проектировании «Ковровца» за основу был взят экскаватор «Путиловец», изготовлявшийся до 1917 г. в Петрограде. Стрелу и рукоять сделали из дубовых брусьев с армировкой полосовым железом. Экскаватор имел три паровых машины: подъемную, поворотную и напорную. Общая мощность всех трех машин составляла 150 лошадиных сил. Полный вес этой довольно громоздкой землеройной машины достигал 75 тонн, а скорость передвижения самоходом 2,5 км в час. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней — бригадир и 6 человек рабочих. Часовая производительность экскаватора составляла от 150 до 300 м3 в час.
Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста «Строймаштранс». Но инженеры и рабочие «сквозной ударной бригады» завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.
21 апреля 1931 года выпустил первый советский экскаватор «Ковровец № 1», чем положил начало производства советских экскаваторов.
Рождение экскаваторостроения в Коврове проходило далеко не гладко. Руководство Наркомата путей сообщения (НКПС), которому подчинялся вагоноремонтный завод, противилось переходу предприятия на выпуск экскаваторов. Секретарь Ковровского райкома ВКП (б) Мертешев 21 апреля 1931 г. писал директору экскаваторного завода Черняку: «По имеющимся в райкоме сведениям вам поступило распоряжение от треста, в систему которого входит ваш завод, о переименовании завода из Экскаваторного в Ремонтный. Райком предлагает вам впредь до решения на этот счет Бюро райкома никаких переименований завода не производить».
Дело о судьбе завода тянулось достаточно долго. «...Развертывание нового экскаваторостроения на Ковровском заводе стоит под угрозой срыва. С тех пор, как завод перешел на экскаваторостроение, он лишился настоящего хозяина и фактически предоставлен сам себе», — писала еще 4 марта 1932 г. центральная газета советских железнодорожников «Гудок».
Благодаря твердой позиции райкома, поддержанной в Ивановском обкоме и Центральном Комитете партии, вагоноремонтный завод окончательно стал экскаваторным, и была начата его коренная реконструкция.
21 апреля 1931 года из ворот завода вышел первый отечественный экскаватор «Ковровец», новый экскаватор прошел испытания. Своей работой он был способен заменить тысячу рабочих. После приемки Государственной комиссией «Ковровец» был отправлен в город Горький (Нижний Новгород) для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже «Ковровец № 1» работал на строительстве «Беломорканала», близ города Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.

В 1931 г. был выстроен новый сталелитейный цех.
Следующую машину, «Ковровец № 2», построенную по новым, исправленным чертежам, завод смог изготовить только в октябре того же 1931 г. За 1931 год ковровский завод выпускает 25 экскаваторов.
Ввод в строй новых цехов и коренная перестройка всего предприятия позволили перейти к массовому выпуску «Ковровцев». Всего к концу 1934 г. экскаваторный завод произвел 177 подобных землеройных машин. По имеющимся сведениям, первые ковровские экскаваторы эксплуатировались десятки лет. Некоторые из них использовались по назначению еще в конце 1980-х гг.
В 1932 г. выстроен сборочный цех.
В декабре 1933 года завод был передан из НКПС в ведение Наркомата внутренних дел на два года, после чего в 1935 году был возвращен вновь в ведение НКПС.
С 1933 г. началась серийное производство экскаваторов. В 1934 г. закончилось строительство нового кузнечного цеха, электростанции, трансформаторной подстанции, компрессорной и автогаража.
В 1934 году здесь был создан полноповоротный полууниверсальный экскаватор на гусеничном ходу — ППГ-1,5, приводимый в действие так же, как и «ковровец», паровыми машинами. Рабочим оборудованием у него были прямая лопата с емкостью ковша 4,5 кубометра, драглайн емкостью ковша 1,0 кубометр и кран грузоподъемностью 10 тонн. В 1935-1936 гг. таких экскаваторов было выпущено 360 таких машин.
Большинство ковровских экскаваторов направлялись на стройки, состоявшие в ведении Наркомата внутренних дел и печально знаменитого ГУЛАГа. Поэтому в 1934 г. для более ритмичной работы и прямой связи со стройками страны экскаваторный завод сроком на два года был передан в ведение НКВД. Помимо гражданского руководства предприятия на среднем и высшем уровне управления завода были назначены сотрудники НКВД. В этот же период на экскаваторном заводе работала группа специалистов, осужденных по процессу «Промпартии». Во время нахождения в составе НКВД завод работал как никогда ритмично и с перевыполнением плана. После истечения двухлетнего срока экскаваторный завод вновь перешел в состав НКПС.
В 1936 году заводом освоен серийный выпуск первого в СССР универсального дизельного гусеничного экскаватора с ковшом емкостью 0,5 кубометра — ЛК-0,5. Его марка расшифровывалась как «Лазарь Каганович» — в честь тогдашнего наркома НКПС Л.М. Кагановича. Он имел рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, грейфер, кран грузоподъемностью 7 тонн, струг (емкость ковша 0,5 кубометра), копер с весом бабы 800 килограммов. План производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами. Экскаватор ЛК-0,5 выпускался вплоть до Великой Отечественной войны, когда завод стал работать на нужды фронта.
Все предвоенные годы завод выпускал экскаваторы «Ковровец» на железнодорожном ходу, ППГ-1,5м3, ЛК-0,5, 45 тонн монтажные краны.
В годы войны завод выпускал продукцию «Всё для фронта», «Всё для победы». Завод назывался Государственный Ковровский машиностроительный завод. См. Ковровский экскаваторный завод в годы Великой Отечественной войны
В феврале 1946 года с образованием МСДМ - министерство строительных и дородных машин - экскаваторный завод входил в «Главэкскаватор».
В конце 1945 года, впервые в отечественной практике экскаваторостроения, на заводе был сконструирован, а с 1946 года поставлен на промышленное производство экскаватор с гидравлическим управлением Д-107, имевший небольшой вес и высокие технико-экономические и эксплуатационные показатели.
Но и на этом не остановился коллектив. Одна за другой создавались новые модели все более совершенных землеройных машин.
С 1948 года стал выпускаться экскаватор марки Э-505. Он имел сменное оборудование: прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер с ковшами емкостью 0,5 кубометра, кран грузоподъемностью 10 тонн, кодер с весом бабы 1250 килограммов, и находился на уровне лучших мировых образцов. За его создание и промышленное освоение группа инженеров — Н.К. Гречин, Б.К. Рогов, А.С. Ребров и А.П. Никитин — удостоена в 1949 году Государственной премии.


Начальник инструментального цеха Ковровского экскаваторного завода Максимов В.М. 1948 г.

Главный инженер Ковровского экскаваторного завода Рогов Борис Константинович. 1949-1950 гг.

В 1949 году завод первым из отечественных экскаваторных заводов начал экспортировать свои машины. Первые экскаваторы были отправлены в Польшу, Чехословакию, Венгрию, Монголию и в Афганистан. Экспортировалось от 20 до 50 машин в год. В дальнейшем экспорт экскаваторов увеличился и к началу 70-х годов достиг 350—400 машин в год.
Ковровские экскаваторы участвовали в таких всемирно известных стройках, как строительство металлургического комбината в Бхилаи, гидроэнергетического комплекса в Асуане и многих других.
В 1950-1953 гг. - директор Ковровского экскаваторного завода Гречин Николай Константинович.
В 1954—1959 гг. - директор завода Гришин Пётр Иванович.

С образованием совнархозов в 1957 г. завод входил во Владимирский, а впоследствии в Верхне-Волжский экономический район. Выпускал экскаваторы и запчасти к ним.
С образованием МСДиКМ - Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения - завод вошёл в него и выпускает экскаваторы Э-652А и запчасти к экскаваторам.


Экскаваторы Э-651 производства Ковровского экскаваторного завода на погрузочно-разгрузочной площадке. 1961 г. Фото: Менькова Нина Васильевна

Сборка ковровских экскаваторов. Из подборки фотографий второй областной фотовыставки «Семилетка в действии». 1961 г. Фото: Акимов Николай Михайлович

Митинг по поводу присвоения экскаватору Э-652 Г государственного знака качества. 30 января 1969 г.

Выпускаемые в нач. 1970-х годов экскаваторы Э-652Б по своим техническим характеристикам и эксплуатационным качествам стояли на уровне лучших мировых образцов. В январе 1969 года эта машина удостоена государственного Знака качества.
Э-652Б — универсальный, полноповоротный экскаватор. Он роет каналы, траншеи и котлованы, разрабатывает карьеры, использовался для погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ. Машина имела различные виды сменного оборудования.
«Это было в канун празднования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Ковровские пионеры, члены детских клубов им. Володи Дубинина, Лени Голикова и Павлика Морозова, решили собрать столько металлического лома, чтобы его хватило на изготовление экскаватора «Э-652Б». И вот работа закипела. Мальчики и девочки, руководимые А.Ф. Скачковой, М.А. Нейман и Н.К. Михайловой, быстро справились со своими обязательствами. Они собрали двадцать две тонны металлолома. Отличились пионеры из клуба им. Володи Дубинина. Их вклад был самым весомым — шестнадцать тонн.
Комсомольцы экскаваторного завода построили экскаватор. На стреле написали: «Пионерский». К кабине прикрепили специальную бирочку. На ней написано: «Пионерский экскаватор Э-652Б № 773 имени большевика - революционера А.Я. Малеева изготовлен из металлолома, собранного пионерами детских клубов Ковровского экскаваторного завода в честь 100-летия В.И. Ленина».
Землеройная машина была отправлена в город Набережные Челны Татарской АССР, где сооружается - автомобильный завод. Труженики «Камгэсэнергостроя», ведущие строительство, торжественно приняли подарок. На партийном собрании управления «Строймеханизация» коммунисты утвердили экипаж пионерского экскаватора. В него вошли лучшие механизаторы — В.А Зайченко, В.Н. Синчуков, Н.А. Царев и Е.В. Дмитриев. Каждый из этой дружной четверки в совершенстве владеет своей профессией. Старшим экипажа назначен коммунист В.А. Зайченко.
Члены экипажа экскаватора «Пионерский» очень довольны машиной. Она безотказна в работе. А механизаторы единодушно взяли обязательства: бороться за звание экипажа коммунистического труда, до конца года вынуть 90 тысяч кубометров грунта, т. е. на 15 тысяч больше положенного, добиться снижения себестоимости земляных работ на 1.5 процента за счет экономии запчастей и повышения производительности труда.
— Мы постараемся выполнить каждый пункт этих обязательств — говорит старший машинист «Пионерского» В.А. Зайченко.
Сейчас экскаваторщики из экипажа, руководимого Зайченко, намного перевыполняют сменные нормы выработки.
А. САВЕЛЬЕВ, корр. «Призыва» («Призыв», 12 июня 1970).
Небольшими партиями завод с 1966 года выпускал роторный экскаватор ЭР-0251. Он применялся при вскрышных и добычных работах в карьерах строительных материалов, рытье крупных котлованов в промышленном и транспортном строительстве, выполнении погрузочно-разгрузочных работ на крупных складах, а также в гидротехническом строительстве при возведении дамб и плотин и прокладке каналов.


Экскаваторы производства Ковровского экскаваторного завода перед отправкой. 1970 г. Фото: Архипов Владимир Яковлевич

Непрерывно рос выпуск землеройных машин. Если за десять предвоенных лет заводом изготовлено 1253 экскаватора, то за один 1970 год — 2488 — почти вдвое больше. А в годы восьмой пятилетки выпущено 11825 экскаваторов. В октябре 1971 года из ворот завода вышел 40-тысячный экскаватор.
Завод стал крупнейшим в мире производителем одноковшовых землеройных машин на гусеничном ходу. С конвейеров предприятия ежесуточно сходили 9—10 экскаваторов. Каждый десятый из выпускаемых предприятиями Советского Союза экскаваторов выходил из ворот ковровского завода.


Сборка гидравлических экскаваторов ЭО-4121 на Ковровском экскаваторном заводе. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

Экскаваторы с гидравлическим приводом ЭО-4121 производства Ковровского экскаваторного завода. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

Экскаватор марки ЭО-4121, созданный конструкторами завода совместно с работниками Всесоюзного научно-исследовательского института Стройдормаша и прошедший государственные испытания в ноябре 1970 года, выгодно отличался от выпускаемого в то время по технико-экономическим параметрам. Это универсальная машина на гусеничном ходу с дизель-гидравлическим приводом. ЭО-4121 предназначен для производства земляных работ, разработки карьеров, рытья котлованов, траншей, каналов и других подобных работ, а также для погрузки грунта и других сыпучих материалов.


Ковровский экскаваторный. Из подборки фотографий с VIII областной выставки фотографий «Край наш Владимирский». 1973 г. Фото: Егоров В. А.

Митинг на Ковровском экскаваторном заводе по случаю выпуска 50-тысячного экскаватора. 21 апреля 1976 г. Фотограф: Ларин В.

Приказом директора завода от 28 марта 1988 г. № 167 Ковровский ордена Ленина экскаваторный завод был преобразован в Производственное объединение «Экслесмаш».
Приказом Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР от 2 августа 1989 г. № 359 Производственное объединение «Экслесмаш» преобразовано в Ковровский экскаваторный завод.
С 11 октября 1989 года вновь произошла реорганизация, приказом директора завода от 11 января 1990 г. № 40 к осуществлению своей деятельности приступила Организация Арендаторов «Ковровский экскаваторный завод». Организация занималась производством экскаваторов, машин и механизмов для индустриального и жилищного строительства, лесной промышленности, использования в коммунальных и сельскохозяйственных предприятиях, домохозяйствах. Кроме основного направления работы, организация осуществляла внешнеэкономическую деятельность, занималась сдачей имущества в аренду и другой не запрещенной законодательством деятельностью.
Во исполнение Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» 2 июля 1992 года Организация Арендаторов «Ковровский. экскаваторный завод» была преобразована в акционерное общество «Ковровский экскаваторный завод».
В 1996 году АО "КЭЗ" преобразовано в закрытое акционерное общество "КЭЗ", которое было ликвидировано решением суда в 2004 году.
В 1999 году решением общего собрания акционеров ЗАО "КЭЗ" из его состава выделено новое общество - открытое акционерное общество "Экскаваторный завод "Ковровец" (ОАО "ЭЗК"), которое существовало до 2009 года и было признано банкротом решением Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2009.
Вскоре после своего создания в 1999 году ОАО "ЭЗК" выступает учредителем ООО "ЭЗК", которое было признано банкротом решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2004.
В феврале 2004 года общим собранием учредителей принято решение о создании ЗАО "Машиностроительный завод "Ковровец", которое не являлось правопреемником каких-либо юридических лиц и просуществовало до своей ликвидации в 2006 году.
Решением единственного участника от 16.03.2006 г. было учреждено общество с ограниченной ответственностью «Экскаваторный завод «Ковровец» (ООО «ЭЗК»). Арбитражный суд Владимирской области от 22.08.2013 решил признать ООО «ЭЗК» несостоятельным (банкротом); определил конкурсным управляющим утвердить Гусева Бориса Евгеньевича.
Адрес: г. Ковров, ул. Лопатина, д. 5
См. Парк ЭКСКАВАТОРОСТРОИТЕЛЕЙ.

Товарищество с ограниченной ответственностью фирма "Елена". Решением исполнительного комитета Ковровского горсовета от 24.09.91 № 434/9 кооператив "Елена" был перерегистрирован в ТОО "Елена", учредителями выступили ОА "Ковровский экскаваторный завод" и 95 физических лиц. В составе ТОО был деревообрабатывающий цех, магазин, участки пластмассы, строительный, мебельный, лесопилка.

Узловая санитарно-эпидемиологическая станция Горьковской железной дороги на станции Ковров Врачебно-санитарной службы Горьковской железной дороги Министерства путей сообщени

Железнодорожная санитарно-эпидемиологическая станция как самостоятельная организация была организована в 1935 году, располагалась на территории железнодорожной больницы в г. Коврове. Находилась в подчинении врачебно-санитарной службы (или отдела санитарной службы и лечебно-профилактических учреждений) Горьковской железной дороги.
В ее функции входила борьба с эпидемическими заболеваниями, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием условий работы на Ковровском экскаваторном заводе и железной дороге, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием условий быта, жилищ и контроль за санитарным состоянием территории, водоснабжения на ст. Ковров и по линии ст. Новки-Муром, Храповицкая, Вязники, контроль за пищевыми точками - столовыми и магазинами.
Ликвидирована в 1957-1958 годах.
Город Ковров.
Московско-Нижегородская железная дорога
Волнения рабочих на постройке Московско-Нижегородской железной дороги 1859-1860 гг.
Промышленность гор. Коврова в 1927 г.
Подольная Зоя Михайловна - инженер-новатор Ковровского экскаваторного завода, народный депутат.

Категория: Ковров | Добавил: Николай (16.06.2022)
Просмотров: 298 | Теги: Ковров, Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2023
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru