Гастелло Николай Францевич, Герой Советского Союза
Гастелло Николай Францевич
На пятый день Великой Отечественной войны всю нашу страну облетела весть о беспримерном героическом подвиге, совершенном на одном из участков Западного фронта летчиком капитаном Н.Ф. Гастелло. Короткие строки сообщения Советского Информбюро извещали: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло.
Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».
Метрическая выписка гласит, что Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 года в Москве. Николай Гастелло родился в том самом районе Москвы — на Красной Пресне, где за два года до этого полыхало пламя первой русской революции.
Портрет Франца Павловича Гастелло
Мать Гастелло – Анастасия Семеновна
Отец его, Франц Павлович, был белорус, мать, Анастасия Семеновна Кутузова,— русская, была белошвейкой. Франц Павлович из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия) в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А.С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»).
Выходец из семьи рабочих, Николай с юных лет стал приобщаться к труду. В свободное время отец подолгу рассказывал ему о рабочих, которые в 1905 году выходили с оружием в руках бороться за лучшее будущее. Эти рассказы навсегда остались в памяти Николая. Он подолгу думал о своем месте в жизни, желая быть похожим на отца и его товарищей — крепких, обожженных пламенем доменных печей людей.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром.
Дом, в котором жила семья Гастелло
В городе Муроме, неподалеку от Оки, есть тихая улица, носящая имя Николая Гастелло. На ней стоит одноэтажный деревянный домик под № 14, в котором прошла юность героя. Долгое время четыре небольшие комнаты домика составляли мемориальный музей Н.Ф. Гастелло. В них экспонировались документы, фотографии, предметы, рассказывающие о жизненном и боевом пути воспитанника муромского комсомола. Сейчас все эти реликвии находятся в Муромском краеведческом музее. Перед входом в музей был установлен памятник Герою работы белорусского скульптора А.О. Бембеля. Памятник впоследствии был перенесен на привокзальную площадь.
У входа в мемориальный музей Гастелло. 1950-е гг.
У Николая была мечта, он страстно хотел стать летчиком. Но чтобы стать им, необходимо было учиться, физически закалять себя, уметь трудиться не покладая рук.
Молодые руки Николая искали настоящего дела. Вскоре он поступает на паровозоремонтный завод (ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского). Сначала был стерженщиком, затем работал слесарем, литейщиком. В музее хранится немало предметов, сделанных в цехе руками Гастелло.
Параллельно с трудовой деятельностью Н.Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33).
Здание школы № 33, в которой в 1925-1926 гг. учился Н. Гастелло
Николай был энергичным человеком, отзывчивым товарищем, хорошим общественником. Вот что рассказывает житель г. Мурома Н. Исаев: «Старожилы Мурома и теперь хорошо помнят Николая Гастелло как энтузиаста заводского коллектива художественной самодеятельности и активного участника футбольных и хоккейных состязаний».
В 1925 году в жизни восемнадцатилетнего Николая Гастелло произошло важное событие — его приняли в ряды Ленинского комсомола. Являясь членом заводского комитета ВЛКСМ, он ведет большую общественную работу. Прошло еще два года, и Николая Гастелло, как лучшего производственника, принимают в члены Коммунистической партии. И не было в его жизни радостней и торжественней минуты, чем та, когда ему вручали партийный билет.
Николай Гастелло со своими друзьями: справа на лево Н.Гастелло, Н.С. Егоров (сидит). 1926 г.
Гастелло Н. В группе военных за столом. Первый слева. Арзамас. 1928 г.
Н. Гастелло среди футболистов Мурома 5-й слева.
В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н.Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
Гастелло Н. среди рабочих з-да им. 1 Мая. Москва. 1931 г.
Н. Гастелло в группе конькобежцев (в центре). Муром. 1932-1933 гг.
В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Вся дальнейшая жизнь Николая Гастелло была посвящена беззаветному служению Родине, своему народу. Одним из первых он откликнулся на призыв Коммунистической партии и Ленинского комсомола: «Молодежь, на самолеты!». В 1932 году Николай Гастелло отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Трудолюбивый, любознательный юноша вскоре становится одним из лучших курсантов. Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н.Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.
Молодой офицер настойчиво готовил себя и своих подчиненных к защите Родины. И вскоре пришло время, когда приобретенные в упорном труде теоретические и практические знания пришлось применить в боевой обстановке. В 1939 году в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в боях с японскими самураями в районе реки Халхин-Гол Николай Гастелло принял первое боевое крещение. Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Н.Ф. Гастелло в летной форме. 1939 – 1941 гг.
Опыт, приобретенный в боях, Николай Гастелло умело передает своим подчиненным, упорно готовя их к защите Родины. Боевой командир не останавливается на достигнутом. Он постоянно работает над собой, совершенствует свои знания и вскоре становится в один ряд с лучшими летчиками военной авиации. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф. Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941). Когда началась Великая Отечественная война, капитан Николай Гастелло командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). Безгранично преданный Родине, он встретил войну с единым стремлением — победить врага. «Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем и выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе не сдержать. Фашистские бандиты будут уничтожены», — эти слова капитан Гастелло произнес перед своими однополчанами через несколько часов после вторжения фашистских войск в нашу страну. Всего пять дней сражался отважный сокол. Но и за это короткое время он доказал, на что способны советские летчики, как коммунисты умеют умирать за Родину. Только три боевых вылета успел совершить капитан Гастелло. Но и они показали, как умел воевать храбрый сокол. Первые десятки бомб Николай Гастелло сбросил на врага 22 июня в районе Брестской крепости, где с беспримерным мужеством сражались наши воины. Капитан Гастелло всегда был верен воинскому долгу и свято выполнял правило: «Сам погибай, а товарища выручай». Вот что рассказал однополчанин Николая Гастелло — В. Лобанов. — В борьбе с численно превосходящим врагом самолет Гастелло был подбит. Из скупой радиограммы, переданной с борта самолета, на командном пункте узнали о тяжелом положении экипажа: один мотор выведен из строя, повреждена бензосистема и механизм выпуска шасси. В этих условиях командование разрешило экипажу оставить самолет. Но Гастелло знал, что раненый штурман не сможет воспользоваться парашютом. И ради спасения боевого товарища он принимает решение — дотянуть до своего аэродрома во что бы то ни стало. И этого он добился: машина с ходу зашла на посадку и благополучно приземлилась. На третий день войны Николай Гастелло совершил новый боевой подвиг. Над аэродромом, где находились Гастелло и его товарищи в ожидании боевого задания, внезапно появился немецкий самолет «юнкерс-88». Уверенный в безнаказанности, фашистский летчик снизился до 80—100 метров. Пролетая над аэродромом, воздушный пират открыл из передних и люковых пулеметов стрельбу, сосредоточив огонь по самолету, в котором находился Гастелло. Но капитан не дрогнул. Длинной пулеметной очередью он вывел из строя правый мотор вражеского самолета и тяжело ранил пилота. Враг пытался уйти, но не смог. Совершив вынужденную посадку, фашистский летчик попал в руки наших воинов. Немец оказался отъявленным гитлеровцем: за варварские дела он был награжден тремя фашистскими орденами. 26 июня капитан Гастелло с членами экипажа лейтенантами А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатым и младшим сержантом А.А. Калининым в третий раз повел звено бомбардировщиков на штурм вражеских войск. Находясь в воздухе, Гастелло заметил на шоссейной дороге Молодечно-Радошковичи вражескую моторизованную колонну. Не раздумывая, он развернулся и пошел в пике. Его примеру последовали и ведомые. Сбросив бомбы в самую гущу скопившихся на заправку фашистских танков и обстреляв колонну из пулеметов, советские летчики стали уходить в сторону своего аэродрома. Но в это время вражеский зенитный снаряд догнал самолет Гастелло. От прямого попадания машина вспыхнула. Вот как описаны в одной из книг последние минуты жизни героя. Гастелло произносит скороговоркой: — Предлагаю оставить самолет. В ответ послышалась такая же скороговорка штурмана: — Предлагаете или приказываете? Гастелло колебался сотую долю секунды: — Предлагаю решать самим... — Штурман? — Остаюсь. — Радист? — Остаюсь. И, не дожидаясь вопроса, негромко сказал стрелок: — Остаюсь. Трудно предположить, что еще думал тогда Гастелло. Ясно лишь одно: зная о предстоящей гибели, он не покинул самолет. Горя ненавистью к врагу, бесстрашный советский сокол развернул пылающий воздушный корабль вдоль дороги и на бреющем полете пошел над вражеской колонной, цепляясь за танки и бензозаправщики, наводя страх и ужас на фашистов. Из пробитых баков самолета Гастелло лился горящий бензин, оставляя за собой огненный след. Один за другим вспыхивали и взрывались бензозаправщики. Взрываясь, они все уничтожали вокруг себя. Пронесясь от головы огромной колонны до ее хвоста, герой направил охваченный пламенем самолет в группу вражеских танков и автомашин. Раздался огромной силы взрыв. Подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года: «На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя… Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек. Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». 25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано: «… 26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…»
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июля 1941 года бесстрашному советскому соколу, совершившему беспримерный в истории подвиг во имя своей Родины, командиру авиационной эскадрильи дальнебомбардировочного авиационного полка капитану Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А.А. Бурденюк
Лейтенант Г.Н. Скоробогатый
Сержант А.А. Калинин
Члены экипажа Гастелло — А.А. Бурденюк, А.А. Калинин и Г.Н. Скоробогатый — остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
Нельзя без волнения читать письмо М.И. Калинина, которое он писал жене героя — Анне Петровне Гастелло. Михаил Иванович писал: «Геройский подвиг, совершенный Николаем Францевичем Гастелло в борьбе с германскими фашистами, никогда не забудется нашим народом». «Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Молодые летчики, ведя в бой свои самолеты, всегда помнили имя своего старшего товарища по оружию. И не случайно, что в годы войны легендарный подвиг Гастелло — огненный таран — был повторен десятки раз. Так, 23 марта 1944 года, когда наши штурмовики атаковали вражеские корабли, ставившие мины в водах Нарвского залива, майор В.Н. Каштанкии направил свой горящий самолет на сторожевой корабль и потопил его. Старший лейтенант И.С. Пантелеев направил объятый пламенем самолет на вражескую автоколонну. О Николае Гастелло написаны стихи, сложены песни. Нет меры храбрости, геройству нет предела, Воистину велик советский человек! Твой славный подвиг, капитан Гастелло, В преданиях останется навек.
Родной орел! Твой дух геройский с нами, Величью твоему поклонится народ И понесет в сердцах, как огненное знамя, Пылающий и грозный самолет. Так воспел легендарный подвиг капитана Гастелло поэт В. Лебедев-Кумач. Спустя несколько месяцев после начала Отечественной войны подвиг героя нашел свое воплощение в песне композитора А. Хачатуряна «Капитан Гастелло». В послевоенный период драматург И. Шток написал пьесу «Гастелло», в которой раскрывается величие его подвига.
В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана», для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207-й дальнебомбардировочного авиаполка капитана А.С. Маслова и его стрелка-радиста младшего сержанта Г.В. Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло (однако в настоящее время в минском Музее истории Великой Отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88, применявшихся на ДБ-3ф, с подписью «Двигатель с самолёта Маслова»; впрочем, в 207-м дальнебомбардировочном авиаполку в реальности были машины, оснащенные более старой моделью двигателей — хоть и того же семейства — а именно М-87). На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н.Ф. Гастелло.
В 1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия событий около деревни Декшняны. Её автор — майор в отставке Эдуард Харитонов. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).
Его брат — Виктор Францевич 1913 г.р., погиб 28 сентября 1942 года в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Жена Гастелло Анна Петровна с сыном. Муром. 1940 г.
Славные дела Н.Ф. Гастелло продолжил его сын — Виктор Гастелло. Успешно окончив Калининское суворовское училище, а затем — Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, проходил службу в одной из авиационных частей Советской Армии.
«О ВЕЛИКОМ СЫНЕ Сейчас, в эти дни, Белоруссия республика отмечает двухлетие своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков. На торжественных заседаниях, собраниях, на беседах — повсюду трудящиеся, чтя лучших людей, отдавших жизнь за Родину, с особой трогательностью вспоминают и называют имя легендарного летчика Н.Ф. Гастелло. Он, сын белорусского народа, был крепко связан с ним до самой последней минуты своей жизни. Накануне войны Гастелло, назначенный командиром эскадрильи скоростных бомбардировщиков, часто летал над белорусской землей, над страной своих предков. Довелось пролетать Гастелло и над селом Плужаны, где родился и вырос его отец. Об этом он ему писал: «Теперь могу описать свое, или правильнее сказать, твое село. Правда, в нем лично не был, но над ним пролетал два раза и славное озеро Сытязь, отец, увидел. Находится оно в лесу, недалеко от села Плужаны, — все, как ты нам paссказывал...». Всю последнюю неделю перед войной Николай Гастелло провел в частых полетах. А потом боевая работа... Об этом сейчас немало пишется в центральных белорусских газетах. Большим вниманием у трудящихся пользуется работа скульптора А. Бембеля, выставленная в государственной галерее БССР. Скульптор запечатлел прославленного летчика в момент принятия им решения пойти на «огненный таран». У скульптуры подолгу останавливаются люди. Владимирцам интересно все это знать о великом патриоте Родины, молодость которого прошла в Муроме. А. ШУЛЬПИН. г. Минск» («Призыв», 20 июля 1946).
Память:
- Приказом Министра обороны Союза ССР капитан Н.Ф. Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Каждый день на вечерней поверке старшина 1-й эскадрильи в торжественной тишине произносит: — Герой Советского Союза капитан Гастелло Николай Францевич. И с правого фланга отвечает боец: — Герой Советского Союза капитан Гастелло пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость нашей Родины.
- «О домике-музее Гастелло Приближается пятая годовщина со дня героической смерти легендарного героя Отечественной войны капитана Гастелло, который проживал в Муроме с 1924 по 1930 год. Решением Муромского горисполкома от 18 декабря 1945 года в доме, где жил прославленный летчик, было решено организовать музей. Сейчас собрано почти две сотни экспонатов и документов. Скульптор-художник, заслуженный деятель искусств Лебедев закончил работу нал бюстом П.Ф. Гастелло. У семьи героя в Москве приобретено 15 документов, в том числе редкий снимок Гастелло — в бытность его летчиком в Ростове. Семья Гастелло передает музею часть личных вещей героя — футболку, чемодан, письмо М.И. Калинина жене Гастелло. Музеем приобретены также письма друзей героя. Но все эти экспонаты сейчас находятся в одной маленькой комнатке городского музея. А дом, в котором проживал Гастелло, занят жильцами. Горисполком еще в феврале этого года предложил начальнику жилищной части железнодорожного узла Малясову освободить дом и передать его под музей. 23 мая Малясов на заседании бюро ГК ВКП(б) дал слово освободить дом к 1 июня, но не выполнил своего обещания. В. АЛЕКСЕЕВ» («Знамя», 21 июня 1946). «Зеленая Рабочая улица. На небольшом домике №23 мемориальная доска: «Здесь с 1925 по 1930 год жил Герой Советского Союза капитан Николай Францевич Гастелло». К пятилетию со дня смерти отважного летчика общественность города открывает в домике музей его имени. Для домика-музея заслуженный деятель искусств Лебедев слепил скульптуру летчика. Жена героя подарила новому музею фотографии мужа, его личные вещи, письма от друзей, а также письмо М.И. Калинина, присланное ей, Михаил Иванович писал: «Геройский подвиг, совершенный Николаем Францевичем Гастелло в борьбе с германским фашизмом, никогда не забудется нашим народом». Собраны интересные материалы о жизни Гастелло в Муроме. После приезда в город он поступил на вечерние общеобразовательные курсы, стал комсомольцем. Через год, окончив учебу, начал работать на паровозо-ремонтном заводе вначале учеником, затем слесарем в бригаде по текущему ремонту оборудования. С юношеских лет Гастелло был активным общественником. Первое время работал пионервожатым, секретарем цеховой комсомольской организации, принимал деятельное участие в клубных мероприятиях. Сверстники помнят его как подвижного, энергичного и неутомимого товарища, футболиста, музыканта, живгазетчика, туриста. Через два года Гастелло вступил в ряды ВКП(б). За год до отъезда из города он женился на дочери паровозного машиниста Анне Петровне Мотосовой. Семья переехала в Москву, где Николай Гастелло настойчиво учился летному делу. Таким же «живым пучком энергии» будущий герой оставался и в дальнейшем. Об этом говорят письма друзей летчика, собранные работниками домика-музея. Герой Советского Союза капитан Орлов, которому при переходе в другую часть Николай Гастелло передал штурвал своего самолета, так отзывается о знаменитом летчике: «Жизнь и подвиг Гастелло — это компас для нас. Этим компасом мы проверяем свой курс в небе войны при каждом полете. Этот компас никогда не откажет». Для домика-музея собрано более двухсот экспонатов. Знакомишься с ними и невольно убеждаешься, что героическая смерть Николая Гастелло стала его бессмертием. Н. МОРСКОВ» («Призыв», 3 июля 1946).
- Драматург И.В. Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой главный герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
- В городе Муроме ежегодно проводился 20-километровый легкоатлетический пробег.
- Гастеллово — посёлок в Славском районе Калининградской области;
- Гастелло — село в Тенькинском районе Магаданской области;
- Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области;
- Гастелло — железнодорожная станция Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги;
- Гастелловка — река на острове Сахалин;
- Гастелло — село в Жаркаинском районе Акмолинской области Казахстана;
- Имени Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области.
- Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии (Приднестровья). В городах Керчь и Симферополь Республики Крым есть улица Гастелло.
- В городе Кызыл (Республика Тува) есть парк культуры и отдыха имени Н.Ф. Гастелло;
- В городе Хабаровске есть сквер и парк имени Гастелло;
- В городе Краснодаре имя Гастелло носит средняя школа № 17;
в г. Муроме имя Николая Францевича Гастелло носит школа № 33, которую он окончил.
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа средняя школа № 366;
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа улица. В городе Енисейске Красноярского края именем Гастелло названа улица в микрорайоне "Авиапорт".
- В честь Н. Ф. Гастелло названо сельскохозяйственное предприятие в Минском районе Минской области Белоруссии (ОАО «Гастелловское»).
- Стадион им. Гастелло в городе Муроме (Владимирская область) и в городе Уфе (республика Башкортостан).
Памятники Н.Ф. Гастелло установлены:
- на шоссе Минск-Вильнюс — на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976);
- в Москве, в Сокольниках;
- в городе Кулебаки Нижегородской области;
- в городе Починке Смоленской области (на въезде в город);
- в городе Ростов-на-Дону Ростовской области;
- в городе Уфе, Республика Башкортостан (1985). В Уфе есть также микрорайон города, памятный сквер и стадион, названные в честь Н.Ф. Гастелло. В 1977—1992 гг. в чемпионатах СССР по футболу Уфу представлял спортивный клуб имени Николая Гастелло (футбольный клуб «Гастелло»), в городе имеется также шашечный клуб «Гастелло»;
- в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов), Украина;
- в городе Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена средняя школа № 31 имени Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло;
- в городе Фергане Узбекской ССР на территории дислокации полка военно-транспортной авиации, носящего имя Гастелло, ему был установлен памятник;
- в городе Чойбалсан (Монголия) во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе;
- в пгт Радошковичи (Молодечненский район Минской области Белоруссии) в сквере на площади, носящей его имя;
- в посёлке Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный) Московской области, около средней школы № 3, носящей его имя.
в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря имени капитана Гастелло.
- Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.
- В связи с 40-летием со дня подвига Н.Ф. Гастелло в 1981 г. на территории Парка имени Н.Ф. Гастелло гор. Мурома в честь его имени был воздвигнута Стела «Крыло».
Бюст Н.Ф. Гастелло на Привокзальной площади гор. Мурома
- Памятник "В честь 40-летия бессмертного подвига капитана Н.Ф. Гастелло" - архитектурно-художественная композиция, посвященная Н.Ф. Гастелло располагается на привокзальной площади города Мурома. Бюст был создан белорусским скульптором А.О. Бембелем в 1943 году. После войны установлен у дома-музея, а в 1964 г. перенесён к ж/д вокзалу. Архитектор Н. Беспалов. Динамическая композиция выражает напряжение сил и воли человека, идущего на смерть во имя победы.
«Гастелло Николай Францевич. 26 июня 1941 г. при штурме вражеских войск его самолет был подбит. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и танков противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».