Село Санино Суздальского района. Свято-Никольский женский монастырь
Село Санино
Санино - село в Суздальском районе Владимирской области, входит в состав Селецкого сельского поселения. Село расположено на берегу речки Уечки в 18 км на юго-восток от районного центра города Суздаля.
Река Уечка
Река Уечка - правый приток Печуги, берёт начало в болотистой местности у юго-западной окраины Дюкова Бора. Сегодня там создан пруд - Синее озеро, из которого и вытекает река. Уечка впадает в Печугу у деревни Дмитриково. Длина реки 12 километров, площадь бассейна 60 кв. км. Половина территории бассейна занята лесами, в том числе 20 кв. км. - Дюковым Бором. По бассейну Уечки проходит граница между Суздальским и Камешковским районами.
Село Санино – бывшая вотчина Спасо-Евфимиева монастыря. Жалованные грамоты монастырю на Санино значатся в описи «монастыря 1660 г.» под №№ 106 – 124. Самая старая грамота на Санино дана Великим князем Иваном Васильевичем в 1462 г. В приходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «съ села Санина взято съ крестьянъ съ 16 вытей съ полуосмухою 16 руб. 2 алтына; платилъ Ивашко Артемьевъ». История Санино в качестве монастырского владения оканчивается после изъятия села из монастырского ведения по указу о секуляризации (1764 г.). Село минула участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Оно вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи.
В конце XIX — начале XX века село входила с состав Быковской волости Суздальского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Санинского сельсовета Суздальского района, с 1954 года — в составе Ляховицкого сельсовета, с 1956 года — в составе Кидекшанского сельсовета, с 1974 года — в составе Селецкого сельсовета, с 2005 года — в составе Селецкого сельского поселения.
Численность населения в с. Санино: в 1859 г. – 348 чел. (44 двора); в 1926 г. – 219 чел. (51 двора); в 2010 г. – 9 муж., 20 жен., всего 29 чел.
КХ Мамулиной Л.Г, действует с 27 февраля 1992 г. Глава хозяйства - Мамулина Людмила Григорьевна. Основным видом деятельности является «Выращивание зерновых культур». Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО МАМУЛИНОЙ Л.Г. ликвидирована 9 января 2018 г.
КХ Дегтярева А.В. действует с 18 марта 1993 г. Юридический адрес: село Санино, Журавлиная улица, 3. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ДЕГТЯРЕВА АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ликвидирована 4 августа 2011 г.
Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Семьянова Александра Владимировича действует с 5 мая 1994 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО СЕМЬЯНОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА ликвидирована 29 марта 2012 г.
Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Иванова Владимира Сергеевича действует с 2 марта 1992 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ИВАНОВА ВЛАДИМИРА СЕРГЕЕВИЧА ликвидирована 4 августа 2011 г.
Санинский приход
12 августа 1868 г. священнику села Санина Александру Беляеву, за переложение канона Божией Матери на четыре голоса, объявлена от Его Высокопреосвященства признательность и благословение. В 1885-м году 22-летний студент семинарии Николай Рождественский был назначен настоятелем храма села Санино. В течение 12 лет иерей Николай Рождественский служил в суздальской глубинке. Казалось, ему так и суждено провести там всю оставшуюся жизнь. Но спокойное существование батюшку не прельщало, и в 1897-м г. по примеру выдающегося проповедника архиепископа Макария (Невского) родом из села Шапкино Ковровского уезда он добровольцем отправился на Алтай, где стал преподавателем училища для миссионеров в городе Бийске.
Причт-штат в кон. XIX века: священник, диакон и псаломщик. Земли при сей церкви: усадебной 70 сажен поперечнику и 60 саж. Длиннику, сенокосной 3 десят. и пахатной 30 дес. План и межевая книга на землю имелись. От земли и за требоисправления дохода причт получал 925 руб. сер. в год. Дома причт имел собственные. [1] Приход: село (78 дворов) и дер.: Зауичье, Пруды, Песочново, Пигасово, Крутово (Деревян Крутово была вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. В приходно-расходных книгах монастыря 1697 года записано: «дер. Крутова, дер. Новоселка, взято съ крестьянъ съ 2 вытей 2 руб.; платилъ Алешка Ивановъ») и Сергеиха; деревни расстоянием от церкви от 1 вер. до 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Всех дворов в приходе 409; душ мужского пола 1160, а женского пола 1294 души. [1]
С благословения Его Высокопреосвященства, в с. Санине Суздальского уезда, в противодействие сектантству (баптизму и пашковщине) с 29-го января по 9-е февраля 1914 года на средства Братства св. Александра Невского Епархиальным Миссионером–Проповедником, о. Григорием Ст. Орфеевым были организованы краткосрочные народно-миссионерские курсы. «Изъявили желание прослушать курсы весь Санинский юношеский миссионерский певческий кружок (23 человека), псаломщик И. Смирнов и пятеро ревнителей прихожан, также о. диакон П. Никольский, несколько человек из с. Мордыша и трое из села Круглова. 29 января 1914 г. после молебна Спасителю и Покрову Пресвятой Богородицы, при очень стройном пении двух местных хоров, при стечении, несмотря на будни, почти всех прихожан, курсы торжественно были открыты. Сослужили о. миссионеру священники села Санина о. А. Кудрявцев и села Мордыша о. С. Шерышев при диаконе села Мордыша о. П. Никольском. О. миссионер предложил народу поучительную речь на текст (1 Петр. 3. 15): «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». В своей речи о. миссионер упомянул о Божественном Откровении, о провозвестниках Божественного Откровения, о непризванных учителях и приглашал слушателей быть внимательными к миссионерским беседам, а курсистов к аккуратности посещать утренние уроки. Беседы велись утром (с ½ 10 час. до 1 час.) специально с курсистами и вечером с 4 час. в храме, куда стекалось от 300 до 500 и более слушателей каждодневно. Постоянными слушателями были также о. местный священник, его жена Вера И. Кудрявцева, местные две учительницы Глафира Д. Марсова и Алевтина Вл. Беневоленская. Посещали беседы: местный о. благочинный о. А.Д. Тихонравов, священник с. Фомихи о. М.В. Капацинский, села Круглова о. И.А. Челышев, уездный наблюдатель о. И.М. Взоров и прихожане соседних приходов верст за 7-8. В перерыв очень стройно всенародно исполнялись различные церковные песнопения: «На реках вавилонских», «Покаяния отверзи ми двери», «Молитву пролию ко Господу» и др. Беседы велись по ранее намеченной программе. Особенно сильное впечатление произвели беседы о Св. Кресте, о Св. иконах, Св. мощах и о молитве за умерших. Народ после каждой беседы усердно благодарил о. Григория за его ясное и толковое изложение православного учения. 30 января. С 5 ½ час. до 9 час. веч. беседа миссионера со слушателями на тему: Что называется Божественным Откровением и почему оно необходимо. О провозвестниках Божеств. Откровения. О способах распространения между людьми Божественного Откровения. 31 января. О священном Предании и Свящ. Писании. 1 февраля. О св. церкви. О составе церкви Христовой. О единстве, святости и непогрешимости церкви. О суде ее над грешниками. О праве церкви вводить новые богослужебные обряды для назидания верующих. 2 февраля о. миссионер в сослужении местного священника при диаконе погоста Семиновой Горы о. М. Смирнове совершил всенощное бдение и литургию. Весьма поместительный храм до тесноты был наполнен народом. О. миссионером произнесено было два поучения: за всенощной о святости и непогрешимости церкви и за литургией на еванг. текст Луки 2. 34. В 2 часа дня в дер. Заучье была беседа о. миссионера о спасении во Христе Иисусе (вера и добрые дела). Тема эта была предложена о. миссионеру самими сектантами еще 21 ноября 1913 г. на беседе в с. Круглове. Однако сектанты на наших глазах ушли из д. Заучья в с. Круглово, получивши из Москвы через Степана Хромова предостережение не вступать в беседу с о. миссионером. Беседа была проведена для православных при сборе всей деревни (200 дворов) в местной церковно-приходской школе по просьбе священника. Здесь хотя сектантов официально значится один (их всего в приходе Санина двое). Но сюда очень часто наезжает из Москвы баптистский проповедник Яковлев, который делает в Заучье и особенно часто с. Круглове в доме Хромова (центр баптизма) собрания, на которые усиленно зазываются и православные. Беседа была прослушана слушателям с большим вниманием и благодарностью. 3 февраля. О взаимных отношениях церкви земной и небесной. О почитании и молитвенном призывании Ангелов и св. Угодников Божиих. 4 февраля. О прославлении и молитвенном призывании Пресвятой Богородицы. 5 февраля. О молитвах церкви за умерших. 6 февраля. О рукотворенной святыне. О св. храмах Божиих. 7 февраля. О почитании св. икон. 8 февраля. О почитании Креста Господня. 4 февраля в село Круглово через священника о. И. Челышева главарю баптистов Ст. Хромому было послано о. миссионером приглашение явиться на публичную беседу в село Санино на 9 февраля. Тема – о почитании Св. Креста. Ответ получен от священника только вечером 8 февраля, с известием, что «Хромов в беседах миссионера не нуждается и беседовать с ним не желает». Тогда решено было 9 февраля курсы закончить благодарственным молебном. 9 февраля литургию служили соборне: о. миссионер и местный священник при диаконе о. П. Никольском из с. Мордыша. За всенощным бдением о. миссионер сказал поучение на 136 псалом, а за литургией – о почитании Св. Креста и о Страшном суде. Перед молебном о. миссионер в краткой речи поблагодарил местного священника за радушие и помощь,- певчих-курсистов за очень стройное пение и усердие к занятиям, прихожан – за их усердие к храму и слушанию слова Божия. В ответ на речь о. миссионера местный священник поблагодарил его следующим кратким экспромтом: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый о. Григорий Стефанович! Позвольте и мне от себя, от своих прихожан – слушателей и особенно курсистов выразить Вам искреннюю и сердечную благодарность за те великие миссионерские труды, какие Вы понесли ради нас, ради религиозного благоустройства моего прихода. Я твердо верю, что Ваши поучения, Ваши миссионерские беседы, растворенные любовью к нам, несомненно принесут и принесли благие результаты: одним – успокоение души, мятущейся под натиском сектантства; другим – предупреждение осторожно, с критикой относиться к ласковым призывам сектанта. Дерзаю сказать,- Вы, как Ап. Павел, первый насадили божественное, противосектантское учение в моем приходе, я, подражая Аполлосу, постараюсь, насколько хватит моих сил и уменья, поливать это учение, твердо надеясь, что Господь Бог, по молитвам нашим, возрастит посеянное Ваше Божественное семя в тенистое дерево, способное своими ветвями заглушать уже начинавшееся пробиваться сектантское терние. Еще раз усердно благодарим Вас, досточтимый о. Григорий. В свою очередь просим Вас от имени причта, прихода и курсистов передать преискреннейшую благодарность и заботливому о религиозных нуждах наших благостейшему ангелу Владимирской церкви - Архиепископу Николаю. Передайте ему, что мы просим его апостольских молитв и благословения на дальнейшую нашу работу по миссии прихода. Хочется верить, что Вы, досточтимый о. Григорий, и впредь не оставите нас сирых без своего опытного руководства и своих св. молитв. И мы помолимся за Вас: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых спаси и сохрани раба Твоего иерея Григория на его многотрудном миссионерском поприще на многая, многая лета». Хор певчих дружно повторил конец речи своего священника. Среди массы народа оказалось были и сектанты; один из них Абрамов Василий в конце литургии подошел к амвону и попросил о. миссионера сказать ему: «где в Св. Писании говорится, что знамение, которое явится на небе при втором пришествии, есть св. Крест?» О. миссионер в ответ провел ему параллель: Чис. 21. 8 и Ев. Иоан. 3. 14, чем ясно объяснил ему, что знамение, которое явится на небе при втором пришествии Господа Иисуса Христа, есть св. Крест. Ответ о. миссионера, видимо, удовлетворил и тронул сектанта, и он оставил храм. Свящ. А. Кудрявцев» («Владимирские Епархиальные Ведомости», Отдел неофициальный, № 3, 18 января, 1914 год). Диакон с. Санина, Сузд. у., Александр Ястребов 9 дек. 1916 г. определен во священника в с. Шегодское, Юрьев. у.
1917 года 15 января Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский, совершил Божественную литургию в Спасо-Евфимиевом монастыре; в конце ее произнес поучение на Евангельское чтение (о Закхее). За Божественной литургией был рукоположен во священника диакон с. Санина Александр Ястребов, определенный в с. Шегодское, Юрьевского уезда 16 янв. Диакон-псаломщик с. Фомихи, Суздальского уезда Николай Болдин 16 января 1917 г. определен на штатное диаконское место в с. Санино, Сузд. у.
Как значительное поселение Быковской волости село располагало церковно-приходской школой. В соседней с ним деревне Зауечье, входившей в тот же приход, имелась школа грамотности. Последняя по статусу была нечто средним между церковно-приходской и воскресной школами. К этому времени население, умножившееся как и в других местах, не могло кормиться одним только хлебородством и огородами. Недостаточность средств, как и раньше, компенсировали отхожие промыслы, занятия хоть и прибыльные, но требовавшие длительного отхода (ухода) в иные города и веси. Для суздальцев они сложились давно в силу традиционно развитого здесь мастерства, прославившего их в основном как искусных каменщиков и кровельщиков. Только в одной Москве ими выстроено было почти половина города. И так до октябрьского переворота в 1917 г. Числом по менее славились выходцы из суздальских деревень и как несравненные богомазы-изографы. Были известны они и в других ипостасях, вплоть до умелых ямщиков и аккуратных грузоперевозчиков. С развитием мануфактур жители суздальской стороны прослыли и ловкими ткачами-умельцами. Домашние станки были существенной частью надомного мануфактурного производства вплоть до самого кон. XIX в. Приказчики регулярно забирали полотно на склады фабрики, где оно доводилось до кондиции. Не стали исключением и санинцы. В статистических данных 1895 г. число ушедших на заработки составляло одну пятую от общего числа мужчин села, включая младенцев. Да и остававшиеся на местах, надо полагать, не сидели дома, сложа руки. Искусные ремесла развивались и на дому. На суздальских базарах распродавались и керамика, и изделия из дерева, и многое другое. Разнообразие занятий выработалось задолго до памятного 1861 г., когда все крестьяне оказались лично свободными. Но и до этого в практике монастырской деятельности часты были случаи отпуска и даже нарочитой посылки крестьян на дополнительные заработки да и просто для исполнения подрядов, заключенных меж монастырем и заказчиком. Искусные мастера, а они водились более всего в монастырских селах, посылались Спас-Евфимиевым монастырем и в близкие и дальние края: от центра страны до самого Урала. Недаром следы влияния суздальских древодельцев и каменных дел мастеров мы имеем по всей Сибири и на Алтае. Такой широкой "экспансии" немало потворствовало и правительство, поощрявшее отходничество. Нелишне заметить, что именно монастыри выступили инициаторами проведения ярмарок, больших и малых, на которые свозились излишки продукции основных занятий и всякого "протчего" ремесла.
Свято-Никольский женский монастырь Никольская женская община
Святые ворота обители
Южные ворота
Церковь Николая Чудотворца с колокольней
К сожалению, мы не знаем, как называлась ранее сгоревшая деревянная церковь в Санино. Но, учитывая традиции преемственности, предполагавшей передачу имени (посвящения) сломанного или сгоревшего храма вновь возводимому, можно предположить, что прежняя церковь была также посвящена свт. Николаю Чудотворцу. Новый храм возвели между приблизительно 1775 г. и приблизительно 1800 г. большей частью на средства прихожан. Из их же числа, надо полагать, происходили мастера и рабочие. Благородное каменное и "древяное" дело для селян было не в новинку. Сэкономив на мастерах, а в суздальских селах это было в порядке вещей, значительную часть средств направляли на дорогостоящий кирпич, кровельное железо и другие материалы. Вот и в Санино мы видим пример рачительности, позволившей благочестивым прихожанам выстроить не заштатно скромный, а довольно внушительный по высоте и объему храм, состоящий из основного четверика, просторной паперти и светлого алтаря. С северной стороны к церкви примыкает небольшой придел в честь Богоявления Господня.
С запада по продольной оси общего строения примыкает высокая колокольня (восьмигранник на нижнем четверике с вытянутым ввысь конусом-свечей завершения). Она же служит входом, воспринимаясь как парадное крыльцо с всходнями по трем сторонам. Крест колокольни высится над округой вровень с главным крестом храма. Вся церковь настолько удачно вписана в общую архитектонику ландшафта, что впечатление от встречи с ней еще на дальних подступах наполняет душу красотой и восторгом от соразмерности рукотворного и нерукотворного. Впечатление это не изглаживается и вблизи. Трудно удержаться, чтобы царящий над равниной храм не назвать кораблем, уверенно плывущим по безоглядной глади обоих морей: небесного голубого и земного зеленого. Красив храм и зимой, белое в белом... Основное помещение Свято-Никольской церкви являет собой классический двухъярусный куб с окнами, окруженными благородными древнерусскими наличниками с кокошниками. Они несколько контрастируют с новациями кон. XVIII в. — треугольными фронтонами, охватывающими ширину стен по всем четырем сторонам. Куб завершен объемным восьмигранным шатром, увенчанным небольшой, также восьмигранной, башенкой с великолепной луковкой и крестом. Вокруг стен Никольского храма расположено несколько примечательных могил. Одна из них особо привлекает внимание. Над мраморным изножьем высится великолепный кованый крест. Здесь покоятся патриарх сих мест на протяжении всей второй пол. XIX в. — священник о. Антоний (Антоний Димитриевич Декаполитов) и его супруга-матушка Евдокия Александровна. Награжденный почти всеми знаками церковного отличия сельский батюшка священствовал в Санино 52 года, приняв кончину 5 ноября 1892 г. Сколько жизней принял он и проводил на тот свет за свой долгий пастырский путь?! Воистину, перед нами подвиг подвижничества и священнодействия!
Никольская церковь. Южный фасад четверика, разделенный фризом на 2 яруса и завершенный фронтоном.
Покровская церковь
Рядом с Никольской церковью стоит невысокая Покровская церковь с придельным престолом во имя Св. Пр. Божия Илии. Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и завершили в 1825 г. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний. Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений.
К Покровской церкви примыкает придел св. пророка Илии.
«В селе Санино, Владимирского уезда крестьяне решили выселить дьякона местной церкви, а дом его передать сельсовету для культурных нужд села: превратить в избу-читальню. Крестьянское решение было передано в быковский волисполком, в район которого входит Санино. Волисполком согласился с савинцами и по их предложению постановил: — Выселить дьякона в административном порядке. Владимирский УИК, на утверждение которого постановление ВИК-а поступило, нашел необходимым его отменить: УИК предложил выселение дьякона провести в судебном порядке. Такое же указание сделал и президиуму улыбышевского ВИК-а, который постановил выселить в административном порядке обитателей церковного дома в селе Буланове, предоставив его для служащих местной больницы. Предлагаемая волисполкомом мера также, по решению УИК-а, должна быть проведена через судебную инстанцию» («Призыв», 31 окт. 1924 г.). В Санино, где традиции благочестия и верности православию оказались сильны, обе жуткие волны в 1930-е и 1950-60-е гг. государственного терроризма, вандализма и откровенного грабежа не нанесли, к счастью, того урона, что был нанесен повсеместно. Это произошло благодаря самоотверженности причта и местных жителей. Старостами и священниками придумывались мыслимые и немыслимые способы-хитрости, чтоб отвести террор подальше от храма. Особенно изобретательна оказалась тайная монахиня, она же и староста, сестра Ангелина (Семенова), "вовремя" прятавшая от всевозможных комиссий ключи от храмов. И хотя церкви поновлять внутри и снаружи не разрешалось, отчего потихоньку сыпались стены, фрески и рушилась кровля, внутреннее убранство удалось сохранить почти нетронутым. Воистину, чудо! Царство небесное всем "черным" и "белым платочкам — известным и неизвестным санинским подвижницам и подвижникам. Матерь-Церковь и их усилиями устояла на ногах. Обидно, что варварам новейших времен, откровенным ворам и святотатцам, в перестроечное время удалось все же в одну из ночей ограбить храмы, унеся из них 260 икон.
Николай Александрович Урбановский был пострижен в монашество с именем Серафим, возведен в сан игумена в 1959 году. Подвергался репрессиям, воевал и тяжело ранен в Великую Отечественную. 15 февраля 1961 г. — настоятель Никольской церкви с. Санино Суздальского района. Переведен к Владимирской Богородицкой церкви поселка Мстера Вязниковского района, где среди прихожан имелось значительное число единоверцев. В 1963 г. назначен настоятелем Благовещенского собора г. Мурома.
Игумен Серафим (Урбановский). Фото 1963-66 гг. Фонд ВЕА
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Санино Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
Председатель приходского совета - Котикова Нонна Павловна (до 2021 г.), Глотова Галина Ивановна (с 25 мая 2021 г.), настоятель - Нечитаев Игорь Юрьевич (с 29 сентября 2010 г.).
В октябре 2001 г. образовалась Свято-Никольская женская община из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, представляющая собой подворье Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Сестры поселились в старом бревенчатом доме. Постепенно стали благоустраивать храмы и прилегающую к ним территорию. Нашли спонсора, который дает деньги на реставрацию двух церквей - храма Покрова и храма Николая Чудотворца. На церквях восстановлены купола, отремонтирован фасад. В храмах установили сигнализацию, ведь грабители неоднократно покушались на чудом уцелевшие иконы. Несколько икон, каждая из которых более двух метров высотой, имеющие серебряные оклады, украдены вандалами. А в одну из ночей они унесли 260 икон. Чудеса позолоты обоих храмов стали итогом умелой масштабной реставрации 2002-2006 гг. На нач. 2007 г. община насчитывала 15 человек, из них 5 монахинь, 3 инокини и 7 послушниц. Самая пожилая, монахиня Фомаида, является местной жительницей. Более сорока лет прослужила она здесь уставщицей прихода и была хранительницей святынь села. Преодолевая сегодня хвори и немощи она участвует во всех службах. С душевным трепетом монахиня вспоминает, как приняла когда-то эстафету от не менее героической женщины, монахини Ангелины (Семеновой), принявшей тайный постриг в начале большевистской эпохи и упокоившейся здесь в 1967 г. Сколько мужества и изобретательности проявили они в сталинские и хрущевские гонения вместе с другими подвижниками, дабы уберечь без потерь все великолепие внутреннего убранства обеих церквей. Венец мученичества стяжал себе в 1930-е гг. местный иерей Евгений. Чтоб заставить его отречься от истин православия, палачи мучили его в тюрьме Спас-Евфимиева монастыря. Потом, не добившись желаемого, полуобнаженного священника лютой зимой облили посреди двора ледяной водой. В 2008 г. в обители трудились на подворье около 30 монахинь и послушниц. Монахини живут в деревянном благоустроенном теплом доме, строго соблюдая посты. Есть среди них искусные вышивальщицы, швеи и огородницы, повара, молодая Еликонида - художница и отменный звонарь. Сегодня на территории монастыря строят современную гостиницу для гостей и паломников - едут они со всей России. Игумения, основательница общины – матушка Ирина приехала в пенсионном возрасте на святую Суздальскую землю из далекой Риги. Необычайно энергичная, цепкая на идеи и конкретные, полезные для монастыря затеи, она прослыла как деятельная, умная и, что важно, терпеливая руководительница. Дух согласия в сестринской общине непоколебим. Помимо поисков благодетелей игумения Ирина решительно ищет и умеет добиваться понимания и помощи от властей всех уровней. Качество не частое и в светских руководителях. Судите сами! Сколько лет страдали местные жители, а потом сестры от гнетущего всех бездорожья! И вот, спустя считанные годы после образования монастыря, при содействии губернатора области Санино ныне связано новой асфальтной дорогой с основной трассой Суздаль – Камешково. Приехать в монастырь сегодня во всякое время не проблема. Надежно добирается теперь до сестер и своей паствы иеромонах Сергий. Дважды в неделю для совершения литургии приезжает он из Васильевского монастыря г. Суздаля. Мечтают санинцы и о прибытии к ним вновь владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Памятный его приезд сюда и красочная служба в 2003 г. существенно подвинули ход развернувшихся тогда масштабных восстановительных работ в Санино. Имеются среди инокинь и прекрасные вышивальщицы, швеи и огородницы с тонким чувством земли и возможных на ней цветений. Бог собрал в сей ковчег носителей многих талантов. В планах деятельной и неуемной игуменьи стоит расширение хозяйства. Учитывая ленивую обработку земель вокруг Санино, следует не в шутку предложить создать здесь целый агро-животноводческий комплекс. Ну, совсем как в прежнее, — вспомните историю Санино! — монастырское время. Подобные прецеденты в России уже имеются. Целыми деревнями переходят под руку сельских батюшек и восстановленных обителей. Много ли может сделать сегодня для поднятия былого престижа села малочисленное ныне его население, большей частью пенсионеры да дачники?! А будет колоситься рожь вокруг – возрадуются тогда, оживут людские сердца, да и ангелам меньше слез придется лить за нас грешных, в большинстве своем, как правильно отметил Пушкин, "ленивых и нелюбопытных".
Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем. По внешнему кругу церковь достойно завершают дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами.
Монастырская ограда
Целебная вода Святого Никольского источника
Святой Никольский источник
Древнейший свидетель старины Санино - небольшая, почти с ручей, речка Уечка. Течет она скромно мимо села, занимая своей долиной пространство меж Нерлью и Печугой. До прихода славян была она полноводной, пили из нее всласть и поили живность первожители суздальской земли. Сейчас речка почти пересохла, лишь на краю села метрах в 500 от храма бьет животворный источник, к которому в любое время суток спешат набрать воды верущие в чудо православные. Хотя и обустроен деревянный дом над источником, в нем не купаются, а лишь обливаются в любое время года. Предание гласит, что родник на территории монастыря появился еще в XVII в. по молению двух монахинь. Никаких чудесных явлений за родниковой водой тогда не замечали. В прошлом веке храмы пришли в упадок, постепенно разрушаясь. Забросили и родничок, а потом местные жители и вовсе позабыли, где он бил. Как только в монастырь вернулись монахини, стали происходить удивительные вещи. Дачница Людмила, каждое лето живущая в Санино, рассказала, что ей стали сниться необычные сны: будто к ней в дом кто-то входит и начинает с ней разговаривать. Этот "кто-то" говорил женщине, что рядом с ее домом пробивается необычный ключик. Воде нужно помочь выйти из земли. - "Пришелец" из сна говорил мне, где нужно копнуть лопатой, чтобы вода вырвалась на волю, - говорит Людмила, - сон повторялся вновь и вновь. В итоге я сдалась и решила пойти на указанное место. Взяла лопату. Копнула пару раз. Никакой воды не было. Решила: копну еще пару раз и уйду. По крайней мере, совесть моя будет чиста. Так и сделала. Смотрю, а сквозь земляной срез вода пробивается, как буравчик. Все, как во сне было предсказано. О появлении родника дачница рассказала монахиням. На всякий случай воду проверили в санэпидемстанции на питьевую пригодность. Вода, как показал анализ, чистейшая, обогащена серебром. Некоторые монахини обливаются родниковой водой. Одна из сестер, страдавшая артритом, заметила, что вода снимает приступы боли. Стала обтираться водой ежедневно, и болезнь отступила. Целебные качества родниковой влаги испытали на себе многие паломники, которые прибывают в Свято-Никольский монастырь. Экземы исчезают, проходит головная боль. Один случай произошел с приезжим из Воронежа, который гостил в паре километров в дачном поселке Пруды. Мужчину сильно искусали пчелы, он начал задыхаться, его срочно привезли к источнику и облили водой. Он быстро пошел на поправку.
Чудеса
В храме села Санино Суздальского района иконы восстанавливаются без участия реставраторов. На чудо, которое происходит в церкви, обратили внимание сами художники. Научного объяснения этому факту пока не найдено. Монахини Свято-Никольского женского монастыря не знают, что означает проявление Божьего внимания к их обители. Главные чудеса богомольцев ожидают в храме, где можно наблюдать за процессом самообновления икон.
На одной из икон усилилось мироточение.
Мироточит и икона Господа Саваофа.
ПО РУСИ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ Д. Ляляев Блеск свечей озаряет погоны, Тонут звезды в пасхальной крови. «По Руси мироточат иконы! – Громогласно вещает TV. – Невозможное стало возможным, Торжествуйте, богач и бедняк!» Невдомек недоумкам вельможным: То не радостный – горестный знак. И ученые копят вопросы, Но далек от них истины час. Если в мирре содержатся слезы, Что сие означает для нас? Сколько раз ты меня поражало, Быв однажды ниспослано в плоть, Раскаленное жгучее жало, Коим сердце пронзает Господь! Сердце вещее снова хворает И готовит прискорбный ответ: Кто в России сейчас умирает, Тем не светит на небо билет. Оттого-то и плачут святые И слезами с икон говорят: Все развратные, злые, «крутые» После смерти ввергаются в ад. В преступленьях, галденьях и спорах Мы свою разбазарили суть. На кладбищенских русских просторах Свято место загадила муть: «Все пристойно у нас и законно, Спи спокойно, родная страна!» По Руси мироточат иконы, А в Кремле правит бал сатана.
Сказание об Ангелине
Каждому приезжающему матушка Ирина рассказывает о монахине Ангелине (Семеновой) и ее подвиге. Во время первых лет после революции всех монахов монастыря отвезли в Суздаль, где и убили. Ангелина, будучи тогда старостой монастыря, спрятала в храме Николая Чудотворца между входными дверями иконы с серебряными и золотыми окладами, а огромные ключи от церкви закопала в лесу. Когда власти потребовали ключи, отказалась отдать их, за что поплатилась 15 годами тюрем и лагерей. Вернувшись в родное село спустя годы, она снова стала служить в храме. Умирая весной 1967 г., просила похоронить ее у храма, но половодье не позволяло переправить тело на погост. Неожиданно ночью ударил крепкий мороз, и прихожане, переправившись по льду, все же похоронили Ангелину там, где она просила. Наутро лед опять растаял. Женщины из Владимира, узнавшие историю Ангелины, решили собрать деньги и поставить памятник на ее могиле. Художница сделала два эскиза, но не решалась выбрать. И тогда ей во сне приснилась Ангелина, которая ей сказала: "Я - девица, сделай мне памятник легкий, изящный и белый". Кстати, ключами, которые 15 лет пролежали в земле, до сих пор открывают и закрывают храм. Многие верят, что они лечебные.