Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
18:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальские медники Чичерины (кон. XVIII века)

Суздальские медники Чичерины

Л.В. Дудорова. Суздаль из века в век. Владимир 2015.

Город Суздаль в XVII веке
Суздаль XVIII века – город теремов и мастеров.
Суздальские кожевники 2-я пол. XVIII–нач. ХХ вв.
Вторыми по числу занятых после кожевников в Суздале были кузнецы. В 1784 году насчитывалось 14 кузниц, в 1791—1794 годах кузнечным ремеслом занимались 23 человека. Кроме кузнецов Калининых, Глятковских были и другого рода кузнецы. Их заведения стояли, как правило, при дорогах, и здесь подковывали лошадей, служивших основным средством передвижения. Кузницы устраивались на заставах, откуда шли пути в разные стороны. На бывшем пути во Владимир стояла кузница Агапова (ул. Толстого, 7).
В «Обывательской книге» Суздаля за 1791—1794 годы о купце Иване Яковлевиче Агапове говорилось, что он «имеет дом на Щепачевой улице на каменной кузнице подле огородной земли его, Агапова». При этом уточнялось, что кузница, а следовательно, и деревянный жилой дом на ней построены им самим. Название же улицы — измененное от бывшей Щупачихи, поскольку здесь находился «Щупок», т. е. своего рода таможня, на которой проверились, или «щупались» возы. Возможно, Агаповская кузница была единственной каменной, о которой упоминалось в «Топографическом описании» 1784 года. У Ивана Яковлевича своих детей не было. Дом с кузницей после его смерти перешел к его приемному сыну, а с 1816 года — к жене этого сына Стефаниде.
В 1885 году уже другой Иван Яковлевич Агапов имел «на Борисовой стороне деревянный на каменном фундаменте дом двухэтажный, в нижнем этаже — кузница под каменным сводом, с домашними службами и дворовою землею. При доме огородная земля, мерою по линии дома и двора 17 саж., взади огорода — 8 саж., длиннику с дворовою по 49 саж., всего 480 кв. саж.». В 1912 году в помещении бывшей кузницы была устроена механическая мельница, работавшая сначала на нефтяном движке, а позднее переведенная на электрическую тягу.

В «Топографическом описании Владимирской губернии» за 1784 год, после того как были отмечены успехи суздальцев в огородничестве, садоводстве и кожевенном производстве, сообщалось: «Прочие жители занимаются медною и серебряной работой». Однако анализ «Обывательской книги» 1791—1794 годов позволил установить, что среди суздальцев лишь два человека были медниками и четверо занимались изготовлением изделий из серебра. Этими двумя медниками были Чичерин и Гребенщиков, жившие в подмонастырской Скучиловой слободе. В приходо-расходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря за 1768 год есть запись, что Михаилу Чичерину, бобылю подмонастырской Скучиловой слободы, было заплачено за полуду монастырских кастрюль и за прибавленную к этому процессу его собственную медь — полтора фунта — 1 рубль 63 копейки. В том же году бобылю той же слободы Якову Гребенщикову было заплачено 20 копеек за починку медного кумгана, подсвечника и большой разливном оловянной ложки. В следующем году Михаил Чичерин чинил медный ковшик и подсвечник, лудил медную кастрюлю, за что получил 60 копеек. В 1770 году Михаил Чичерин получил 50 копеек в том же монастыре «от дела из монастырской жести под крышки к течению воды жестяных желобов».
Опись 1764 года сообщала, что у папертей Спасо-Преображенского собора были деревянные «русла», т. е. водосточные желоба, выдалбливавшиеся обычно из бревен диаметром до 9 см. и длиной до 9 метров, укрепленные на узорчатых железных подставах. Позднее вместе с металлическими кровлями стали появляться такие же водосточные желоба. Под ними находились вырезанные из дерева так называемые «ендовы». Так называлась посуда, использовавшаяся в быту, — и деревянная, и металлическая. Отмечу, что такая посуда сохранялась еще в 70-х годах XX века у последнего суздальского медника Кузьмы Михайловича Чичерина, с которым мне посчастливилось познакомиться. В его мастерской, расположенной в цокольном этаже дома, находилось несколько старинных медных вещей, а также полный набор инструментов. С их помощью Кузьма Михайлович выполнил последний в жизни заказ: медные таз и умывальник для «Трапезной», расположившиеся затем в Архиерейских палатах и выполненные по проекту реставратора К. С. Лимоновой.
По рассказам Кузьмы Михайловича, дед его еще делал медную посуду: ендовы, котлы, чайники, медные и бронзовые лампады, подсвечники, люстры. Отец К. М. Чичерина — Михаил Федорович делал подсвечники, ковши, шумовки, люстры. А сам Кузьма Михайлович редко отливал по формам целые предметы, больше лудил самоварные и другие изделия из цветных металлов. Посуда из этих материалов, в состав которых входит медь, обязательно должна лудиться через определенный промежуток времени, иначе можно при пользовании ею отравиться. Перед лужением чайника или самовара их очищали от накипи, протравливали в соляной кислоте, помещая ее вместе с предметом в свинцовую посудину, затем чистили паклей с песком и вновь протравливали, причем в соляную кислоту добавляли уже цинк. Поскольку посуда, состоящая из отдельных частей, во время лужения распаивалась, необходимо было все вновь спаять, пользуясь припоем, состав которого чаще всего составлял тайну мастера. После всех описанных манипуляций посуда покрывалась так называемым японским лаком.
Кузьма Михайлович мечтал передать секреты своего мастерства ученикам. У него сохранялись связи со старыми угольщиками из деревни Самойловой, которые поставляли специальные угли для горна, а в Боголюбове он знал места, где можно было найти особую глину для форм. В них можно было бы отливать изделия из меди и бронзы. Увы, все это ушло вместе с Кузьмой Михайловичем, светлая ему память. Сохранился дом, где жил старый мастер (ныне это дом № 7 по ул. Шаховского).
В «Обывательской книге» Суздаля 1791—1794 годов сообщалось, что цеховой Михайла Яковлев сын Чичерин, живший медным промыслом, «имеет дом на каменном фундаменте и большой Скучилихе, при котором каменная кузница и огород, наследственные». Очевидно, это тот самый мастер, о котором сообщалось в приводимых выше документах. А Кузьме Михайловичу он был прапрадедом. Его дедом был Федор Иванович, упоминавшийся в документах 1839 года вместе с братьями Петром и Дмитрием Ивановичами, а также их матерью Анной Яковлевной Чичериной, которым принадлежал дом в Скучиловой слободе, купленный, по словам К. М. Чичерина, их отцом Иваном Чичериным у Симских.
В те же годы существовал в Скучилихе еще один дом, принадлежавший Дмитрию Андреевичу Чичерину, построенный в 1805 году по плану и фасаду (чертеж дома с 5 окнами по фасаду хранится в Суздальском музее). Однако это была уже другая чичеринская ветвь.

Известными мастерами «медного и котельного дела» были Гребенщиковы. В 1788—1791 годы, согласно «Обывательской книге», Иван Михайлов сын Гребенщиков, 52 лет, женатый на дочери бобыля Шипова Дарье, имел двух сыновей — Петра, 25 лет, и Федора, 8 лет, владел домом с огородом в Скучиловой слободе. Иван Гребенщиков входил в сословие цеховых.
Суздальские огородники
Текстильная промышленность гор. Суздаля в XIX – нач. ХХ вв.
Город Суздаль
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.12.2017)
Просмотров: 1387 | Теги: Промышленность, Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru