Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
10.08.2020
18:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [130]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [110]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [56]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [103]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [111]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Церковные школы Владимирской епархии в 1910 — 11 уч. году

Церковные школы Владимирской епархии в 1910 — 11 уч. году

I. Школы грамоты

В 1910 — 11 учебном году во Владимирской епархии оставалось только 55 школ грамоты, в коих к 1 января 1911 г. состояло учащихся 1115 мальчиков и 359 девочек. По уездам школы грамоты распределяются так: в Александровском уезде — 1 школа, во Владимирском — 10, в Вязниковском — 2, в Гороховецком — 1, в Ковровском — 1, в Меленковском — 5, в Муромском — 8, в Переславском — 2, в Покровском — 3, в Суздальском — 11, в Шуйском — 3 и в Юрьевском — 8.
По сравнению с предшествующим учебным годом число школ грамоты в епархии уменьшилось на 14 (55 вместо 69). Это систематическое и быстрое из года в год уменьшение количества школ грамоты является естественным последствием тех новых условий, в которые поставлены в последние годы эти школы. Школы грамоты не вошли в школьные сети для введения всеобщего обучения; для этого они должны бы быть преобразованы в школы ц.-приходские, а в случае не возможности такого преобразования, на месте школ грамоты в сети проектированы земские школы. Незначительная часть школ грамоты преобразована в ц.-приходские школы, большая же часть, по недостатку средств у местного церковно-школьного управления, заменяется школами земскими и остающиеся 55 школ в ближайшем будущем заменятся таковыми же. Духовное ведомство не закрывает не вошедших в сети школ грамоты до устройства на месте их земских школ только потому, что не желает оставить население без всякого обучения. Но через 3-5 лет на территории Владимирской губернии, наверное, уже не останется ни одной школы грамоты.
Большая часть из существующих школ грамоты по постановке учебного в них дела стараются приблизиться более или менее к правильно — организованным ц.-приходским школам и по возможности выполнить программы этих школ, представляя окончивших курс учеников и учениц на выпускные испытания вместе с окончившими курс в школах ц.-приходских. В 1910 — 11 учебном году сдали такие выпускные испытания 134 ученика и ученицы.
Незначительная же часть школ грамоты продолжает и до настоящего времени сохранять типические черты школ грамоты прежнего времени. Обучают в них простые грамотеи — старики и старухи, не прошедшие даже курса начальной правильно — организованной школы, учат чтению и письму, молитвам. Продолжают существовать такого рода школы грамоты потому, что духовное ведомство не имеет средств содержать во всех школах грамоты учителей с большим образовательным цензом, эти же школы всецело содержатся на средства местного населения, получая от церковно-школьного управления только учебные руководства.
В истекшем учебном году в школах грамоты Владимирской епархии обучали: 12 священников, 5 псаломщиков, 2 окончивших курс в Епархиальном женском училище, 10 имеющих свидетельство на звание учителя ц.-приходской школы, 1 окончивший курс во второклассной школе, 2 окончивших двуклассную школу, 15 — одноклассную школу и 1 с домашним образованием.

II. Школы церковно-приходские двуклассные и одноклассные

Двуклассных ц.-приходских школ во Владимирской епархии было 9: в г. Вязниках Ярополчская и Николопенская в Вязниковском уезде, Феодоровская при Ковровских железнодорожных мастерских, Меленковская при фабрике Т-ства Меленковской мануфактуры, Муромская (женская) при Троицком женском монастыре, Беречинская и Ореховская в Покровском уезде, Спасская при Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и Кирилло-Мефодиевская при Скорбященской церкви в г. Иваново-Вознесенске.
Самою многолюдною (по второму классу) является школа Феодоровская: здесь во II классе к 1 января 1911 г. было 120 учеников. Программа обучения в этой школе расширена по сравнению с обычною программою двуклассных ц.-приходских школ: проходится полный курс арифметики и сообщаются элементарные сведения из геометрии для того, чтобы дать возможность окончившим курс в этой школе поступить в местное железнодорожное техническое училище. Самыми малолюдными (по второму классу) являются школы Спасская в г. Суздале и Николо-Пенская в Вязниковском уезде. Спасская школа посвящена имени кн. Д.М. Пожарского, прах коего покоится в Спасском монастыре, и по своему первоначальному проекту назначена для сельского населения. Предполагалось, что сюда во второй класс будут поступать окончившие курс в сельских одноклассных школах, для чего при школе существует общежитие. Строитель школы и общежития был намерен обеспечить его содержание особым капиталом, но это его намерение не приведено им в исполнение и дети в общежитии содержатся ныне на свои средства при пособии от Спасского монастыря. Желающих обучаться во втором классе из сельского населения находится сравнительно немного. Число учащихся наверное увеличилось бы, если бы при школе была устроена какая-либо мастерская, но церковно-школьное управление не располагает для этого нужными средствами. Школа Николо-Пенская устроена двуклассной по инициативе покойного учредителя школы, но до настоящего времени местное население относится равнодушно к повышенному образованию, какое дает второй класс, и ограничивает образование своих детей одноклассной школой. Из перечисленных выше школ Беречинская преобразована в двуклассную с начала 1910 — 11 учебного года, имела в этом году только одно четвертое отделение, в котором было 30 учащихся. Предполагается, что во втором классе этой школы не будет недостатка в учащихся, так как местное и окрестное население, работая на соседнем металлургическом заводе (Кольчугинском) ищет для своих сыновей образования несколько большего, чем в одноклассной школе. В остальных пяти двуклассных школах во втором классе обучались: в Муромской — 40 девочек, в Ореховской — 25, в Меленковской — 34, в Ярополчской и Иваново-Вознесенской по 18.
Окончили курс двуклассной школы в 1910 — 11 учебном году 72 мальчика и девочек.
Одноклассных ц.-приходских школ во Владимирской епархии в настоящее время 514, на 4 меньше по сравнению с предшествующим учебным годом вследствие закрытия 4 школ в уездах Вязниковском, Покровском и Судогодском, не вошедших в школьные сети. По уездам ц.-приходские школы распределяются так: в Александровском — 66 школ, во Владимирском — 66, в Вязниковском — 30, в Гороховецком — 26, в Ковровском — 34, в Меленковском — 42, в Муромском — 40, в Переславском — 36, в Покровском — 30, в Судогодском — 26, в Суздальском — 30, в Шуйском — 35 и Юрьевском — 53. Здесь считаются школы городские и сельские.
Отмечая, что 4 школы закрыты, как не вошедшие в школьную сеть, считаем нужным пояснить, что и в числе 514 школ есть школы по уездам Владимирскому, Переславскому и Суздальскому, тоже не вошедшие в школьную сеть этих уездов, но местное церковношкольное управление пока не закрывает эти школы до устройства на месте их земских школ и содержит их за счет кредита, ассигнованного на церковные школы еще по Положению 1902 г. Так каик дополнительного казенного кредита на эти не вошедшие в сеть церковные школы не отпущено, то и жалованье учащим в них выдается не в размере 360 руб., а в прежнем размере 20 — 25 руб. в месяц.
Составление школьных сетей поставило церковно-приходские школы в новые условия в отношении дальнейшего их распространения. До этого времени ц.-приходские школы открывались там, где духовное ведомство находило это нужным и где складывались благоприятные для этого обстоятельства. Сеть зарегистрировала наличное количество существующих школ земских и ц.-приходских и наметила пункты для школ, проектируемых в целях всеобщего обучения. Конечно, духовное ведомство могло бы т. с. взять за себя часть проектируемых школ, но не обладая определенными и достаточными средствами для школьного строительства и для содержания школьных зданий, оно не могло взять на себя обязательства устроить к известному сроку ряд новых школ. Поэтому на месте почти всех проектируемых школ будут устроены школы земские. Только незначительное количество школ грамоты по преобразовании их в ц.- приходские вошли в школьную сеть, как новые церковные школы. Таким образом школьные сети т. с. фиксировали наличное количество ц.-приходских школ. Посему теперь главные заботы как центрального, так и местного ц.-школьного управления должны быть направлены на упрочение существующих церковных школ и на приведение их в соответствие с потребностями всеобщего обучения. И эта сторона дела потребует со стороны церковно-школьного управления громадных средств, так как многие из существующих ц.-приходских школ требуют ремонта, расширения или замены новыми, чтобы дать возможность учиться всем детям школьного возраста данного школьного района.
Впрочем, здесь не лишне несколько остановиться на следующем интересном факте. В школьных сетях исчислено количество детей школьного возраста каждого школьного района, соответственно этому намечено число новых школ и расширение существующих. — Но насколько верны эти исчисления? В действительности приходится считаться напр. с такими фактами. В школьной сети исчислено, что в данной школе при введении всеобщего обучения должно быть 46 учащихся, поэтому школа значится, как однокомплектная т. е. с одним учителем, в действительности же в этой школе в прошлом учебном году было 60 учеников, а в настоящем году — 76. С другой стороны, по сети в данном селении должна быть двухкомплектная школа, — согласно этому строится новое здание с двумя классами и с двумя учительскими квартирами, открываются в новом здании учебные занятия и учащихся набирается только 38, т. е. менее, чем на один комплект, другой класс и другая квартира пустуют. Таким образом, в первом случае предстоят не предусмотренные школьной сетью расходы, а в другом расходы оказались в значительной мере не производительными.
Вот два факта из жизни ц.-приходских школ, выяснившиеся в начале настоящего учебного года. Интересно бы знать, бывают-ли такие факты в жизни школ земских. Говорят, что и там не редки подобные случаи. Недавно губернскою земскою управой сделано подробное и разнообразное статистическое обследование состояния народного образования во Владимирской губернии. Интересно бы при сем обследовать вопрос и о том, как входит в жизнь всеобщее обучение, насколько наличное число учащихся в школах приближается к тому количеству, какое по сети должно быть при всеобщем обучении. Большинство уездных земств уже энергично принялись за школьное строительство и заполняют уже значительную часть школьных сетей, так что если не во всем уезде, то по крайней мере в некоторых школьных районах выяснилось уже, насколько с постройкой школ согласно школьной сети подвигается вперед всеобщее обучение и следовательно, насколько производительны спешные расходы на школьное строительство. Ведь все расчеты школьных сетей имеют в виду всеобщее обучение, прохождение всеми детьми каждого школьного района полного курса начальной школы, в действительности же далеко не все дети проходят полный курс, имея к тому возможность, и не все еще и поступают в школы.
Эта проблематичность всеобщего обучения в ближайшем будущем невольно вызывает вопрос, следует-ли так спешить постройкой школ для всех детей школьного возраста и не следовало-ли бы разрешать вопрос о народном образовании в нашем отечестве каким-нибудь иным способом.
Учащихся в школах одноклассных к 1 января 1911 года числилось 15,881 мальчиков и 9,829 дев., а всего в школах одноклассных и двухклассных к 1 января 1911 г. 28,184 детей обоего пола. По сравнению с предшествующим учебным годом число учащихся в церковно-приходских школах в общем увеличилось на 652, при чем число учащихся мальчиков уменьшилось на 143, а число учащихся девочек увеличилось на 795. Нельзя не порадоваться этому возрастающему стремлению населения дать начальное образование и девочкам, этим будущим матерям и хозяйкам. — Но очевидно, далеко еще не все население одинаково обнаруживает это стремление. Несомненно, что в общем количестве детей школьного возраста число девочек и мальчиков почти одинаково, между тем на 15,881 обучавшихся в одноклассных ц.-приходских школах мальчиков обучалось только 9,829 девочек. Тоже самое наблюдается и в земских школах. Так в сельских земских школах в 1910 г. на 32,782 учившихся мальчиков было только 16,102 учащихся девочек. Так и во всех вообще народных школах Владимирской губернии (земских, городских приходских, железнодорожных, фабричных, частных, министерских, ц.-приходских и городских по положению 1872 г.): во всех этих школах к 1 января 1910 г. состояло учащихся 66.479 мальчиков и 35.454 девочек. Как далеко это до всеобщего обучения в районах каждой из этих школ!
Из общего числа учащихся в двуклассных и одноклассных церковно-приходских школах в конце 1910 — 11 учебн. года выдержали выпускные испытания 3067 мальчиков и девочек или немного более 11% общего числа учащихся. Почти таков же процент окончивших и в земских школах в 1910 г. (5642 на 48984 учащихся. По сравнению с предшествующим (1909 — 10) учебным годом процент окончивших курс в ц.-приходских школах несколько понизился: в прошлом году окончивших курс было 12%. Но это понижение объясняется тем обстоятельством, что в нескольких более многолюдных ц.-приходских школах вследствие введения 4 годичного курса обучения выпускных испытаний в настоящем году не было.
Нередко этим процентом окончивших курс определяют степень успешности обучения в народных школах, но едва-ли этот критерий успешности приложим к нашим народным школам. Известно, что значительная доля учащихся у нас оставляет школу до окончания курса иногда пред самыми выпускными испытаниями и не по малоуспешности, а по иным разным причинам. Это печальное явление — общий недуг всех наших народных школ и церковных, и земских. Интересные данные по этому вопросу получены при последнем статистическом обследовании народного образования Владимирским земством. В 668 земских школах с трех и четырех-летним курсом в течение 1909 — 10 учебного года из 41517 детей обоего пола, бывших в начале года, выбыло 6594 девочек и мальчиков или более 15%. Кроме сего оказывается, что в 737 земских сельских школах с 3 и 4-летним курсом в течение лета выбыло или другими словами не явились для продолжения образования в школе в начале 1910 — 11 учебного года 7182 мальчиков и девочек. Если прибавить это число к выбывшим среди предшествующего учебного года из школ, то получится весьма внушительная цифра детей, не проходящих даже трехлетнего курса наших народных школ, а наши школьные сети рассчитаны на то, что все дети каждого школьного района будут проходить полный школьный курс. Как действительность пока еще далека от этого расчета! Статистическое обследование знакомит нас и с причинами, по которым дети в таком большом числе покидают школу до окончания курса. Таковыми причинами являются: занятие промыслом (27% для мальчиков и 16% для девочек), домашние работы (22% для мальчиков и 45% для девочек), неразвитость родителей (11% для мальчиков и 18% для девочек), малоуспешность (15% для мальчиков и 4% для девочек), далекое расстояние от школы (4% для тех и других), бедность родителей (7% для мальчиков и 4% для девочек), позднее окончание экзаменов (2,3% для мальчиков и 0,5% для девочек), плохая постановка обучения в школе (4% для тех и других) и домашние обстоятельства (3% для мальчиков и 2,9% для девочек). Конечно, теми же причинами объясняется оставление учащимися до окончания курса и ц.-приходских школ. Разбираясь в этих причинах, нельзя не заметить, что главным образом это причины экономического характера: наше население приносит образование своих детей в жертву детскому труду, без которого не находит возможным обходиться хотя бы в течение школьного возраста детей (8 — 11 лет). Естественно, что такие причины не могут быть легко и скоро устранены; при такого рода причинах едва-ли возможно делать обучение и обязательным.
Итак всеобщность обучения в смысле прохождения всеми детьми школьного возраста полного курса хотя бы трехгодичной народной школы в действительности не существует и там, где есть школы, трудно ожидать ее и в ближайшем будущем. После этого кажется несколько странным проект, предложенный на бывшем недавно общеземском съезде по народному образованию, о введении шестилетнего курса в наши народные школы.
Обычный курс одноклассных ц.-приходских школ трехгодичный. Но с недавнего времени, по распоряжению Училищного при Св. Синоде Совета, вводится в этих школах и 4-годичный курс обучения. Такой курс частью уже введен, а частью вводится с начала настоящего учебного года во всех т. н. двухкомплектных школах, т. е. при двух учащих. Попытки ввести 4-годичный курс обучения при одном учащем, при условии прекращения приема учащихся чрез каждые три года в четвертый, чтобы избежать 4 групп учащихся, не имели успеха, потому что население не дало согласия на такой перерыв приема. Да при таких условиях едва ли можно было ожидать заметных результатов и при четырехлетнем курсе школы. Хотя при введении 4 годичного курса программа одноклассной ц.-приходской школы и не расширяется существенным образом, дополнения делаются незначительные, но это увеличение школьного курса заметно отражается на учащихся: знания становятся более прочными и сознательными, повышается и общий уровень развития. И если бы все дети или по крайней мере большинство прошли полный 4-летний курс начальной школы, то можно с уверенностью сказать, что просвещение нашего народа, его т. с. культурность действительно бы повысились.
В числе одноклассных церковно-приходских школ Владимирской епархии числится и Дедюхинская школа глухонемых в г. Вязниках. Школа эта содержится на проценты с капитала, пожертвованного Гл. И. Дедюхиной (100.000 руб., процентов получается ежегодно 3325 руб.), пособие от Св. Синода (1500 р.). В школе обучают, кроме законоучителя, 4 учительницы и 1 учитель глухонемой. Обучалось в 1910 — 11 учебном году в школе глухонемых 36 мальчиков и 13 девочек. Все учащиеся делятся на 6 групп; все они, кроме совершенно неспособных по тем или иным причинам, обучаются членораздельной речи. На первой группе дети научаются произношению звуков и отдельных слов, на второй группе приучаются к разговорной речи, вместе с сим учатся читать и писать. Затем дальше идет сообщение элементарных сведений по Закону Божию, русскому языку, арифметике, отечественной истории и географии. Курс обучения продолжается 6 лет. В прошлом учебном году окончили курс 6 мальчиков и 2 девочки. Совершенно неспособные к членораздельной речи дети обучаются у учителя глухонемого мимическим способом: научаются читать, писать и производить арифметические действия над простыми числами. Кроме сего, все дети обучаются ремеслам: мальчики обучаются ремеслу сапожному, столярному и переплетному, девочки обучаются рукоделью. Все учащиеся, кроме одной девочки, жили в прошлом году в общежитии. Плата за полное содержание в общежитии 100 руб., полупансион 60 руб. в год. Часть бедных учеников содержится в общежитии на средства Гл. И. Дедюхиной, М.А. Гарелиной и др., но большинство содержится на собственные средства. Обучаются в школе глухонемых дети не только из Владимирской, но и из других даже отдаленных губерний. Конечно, и в пределах губернии не мало глухонемых детей, которые остаются без всякого обучения, и было бы весьма полезно при пособии различных общественных учреждений обратить Дедюхинскую школу в центральную школу для глухонемых детей Владимирской губернии.

Кроме школ ц.-приходских двуклассных и одноклассных в ведении Владимирского Епархиального Училищного Совета находятся 4 женских воскресных школы в г.г. Владимире, Муроме и Шуе и в д. Захарове, Шуйского уезда. В Владимирской воскресной школе в прошлом учебном году было 114 учениц, из них 56 взрослых и 58 детей, 91 грамотных, 2 полуграмотных и 21 не грамотных; в Шуйской школе было 260 учениц, из них 114 взрослых и 146 детей, 120 грамотных, 40 полуграмотных и 100 не грамотных, в Муромской школе было 35 учениц в возрасте от 15 до 20 лет, из них 13 грамотных и 22 не грамотных и в Захаровской школе 20 учениц, 12 не грамотных и 8 полуграмотных. Неграмотные и полуграмотные обучаются чтению и письму, Закону Божию и арифметике, вообще проходят курс элементарной грамотности. С грамотными занятия ведутся применительно к программе старшего отделения одноклассной школы и частью второго класса, особенно занятия по русскому языку и арифметике. При Владимирской школе есть рукодельный класс, в котором обучаются шитью и кройке.
Существуют эти воскресные школы исключительно благодаря добровольному и бескорыстному труду занимающихся в них законоучителей, учителей и учительниц, которые жертвуют для этого своим праздничным отдыхом.
Что касается образования профессионального при церковных школах Владимирской епархии, то оно по недостатку средств дается в размерах весьма ограниченных. Для мальчиков существует три учебных столярных мастерских: при школе общества хоругвеносцев в гор, Александрове, при Стоговской школе Александровского уезда и при Беречинской школе Покровского уезда; обучение ремеслам ведется, как сказано выше, и в Дедюхинской школе глухонемых. В учебные мастерские поступают мальчики, окончившие курс начальной школы, обучаются в мастерских два — три года. Первые две мастерские содержатся при пособии Александровского уездного земства, а Беречинская — на средства попечительницы школы Т.П. Мятлевой. Беречинская столярная мастерская преобразовывается в художественно ремесленную и передается в ведение Министерства Торговли и Промышленности. Устав этой мастерской уже утвержден Министром. Заведующим мастерской, по уставу, должно быть лицо из окончивших курс художественно-промышленного училища.
В женских школах девочки обучаются рукоделью. Лучше поставлены рукодельные занятия в школах при женских монастырях, где всегда есть возможность воспользоваться для школы искусными в рукодельных работах монахинями. На первом месте в этом отношении стоит школа при Успенском женском монастыре в г. Владимире. Здесь учрежден специальный рукодельный класс, в который поступают девочки, окончившие курс начальной школы. Курс обучения продолжается три года; обучаются вязанью, вышиванью, шитью и кройке белья и верхнего платья. Ежегодно в рукодельном классе обучается около 40 учениц, но их могло бы быть и больше, если бы помещение было обширнее. Подобные рукодельные классы существуют в монастырских школах в г. г. Александрове и Муроме, но с меньшим количеством учащихся. В большой же части школ обучение рукоделью ведется во время обучения девочек в школе и лучше идет там, где есть особые опытные учительницы рукоделья, как напр. в Симской школе, Юрьевского уезда, у кн. С.А. Голицыной. Собственно говоря, обстоятельное обучение рукоделью должны бы получить все девочки, обучающиеся в народных школах. Не говоря уже о практической пользе этого, рукодельные занятия несомненно удержали бы многих девочек в школе на более долгий срок, чем это бывает теперь. Но духовное ведомство не имеет нужных средств для развития этого дела. Не широко оно поставлено и в школах Министерства Народного просвещения, как видно, из обследования народного образования во Владимирской губернии за 1910 год.
В двуклассных и одноклассных ц.-приходских школах в 1910 — 11 учебном году было 637 учителей и учительниц, не считая законоучителей, в том числе 11 священников, 21 диакон, 6 псаломщиков, 81 окончивших курс в духовной семинарии, 231 окончивших курс в женском Епархиальном училище, 35 окончивших курс в женской гимназии, 28 в церковно-учительской школе, 2 в женском институте, 4 в учительской семинарии, 215 имеющих свидетельство на звание учителя народной школы и 3 имеющих свидетельство на звание учителя школы грамоты, т. е. 342 лица с законченным средним или специально-педагогическим образованием и 245 не получивших среднего и специально-педагогического образования. Обращаясь к составу учащих в земских школах в 1910 г., находим следующие данные: на 1172 учителей и учительниц было 5 лиц с высшим образованием, 664 с средним образованием (дух. семинарии, Епарх. женск. училища, женск. гимназии), 141 с специально педагогическим образованием (учительск. семинарии, педагогич. курсов) и 362 имеющих свидетельство на звание учителя (окончивших прогимназию, выдержавших экзамен). Сравнивая состав учащих в земских и церковно-приходских школах по образовательному цензу, мы видим, что в земских школах процент учащих с достаточным образованием — законченным средним и специально педагогическим выше, чем в церковно-приходских школах, что в последних 30% учителей и учительниц не имеют достаточного общего и педагогического образования. В объяснение этого нужно сказать, что местному церковному школьному управлению до последнего времени при выборе учащих приходилось считаться не только с их образовательным цензом, но и с чисто финансовыми соображениями, т. е. по недостатку средств назначать в школы лиц с меньшим окладом жалованья. Со введением ц.-приходских школ в школьные сети и с назначением им дополнительного казенного кредита, при котором все учащие и в ц.-приходских школах будут получать жалованье в размере 360 р. в год, эта причина устраняется и состав учащих в ц.-приходских школах будет пополняться главным образом лицами с законченным средним или специально педагогическим образованием. К сожалению, этот дополнительный казенный кредит несколько запаздывает и назначается в церковные школы не одновременно с тем, как Министерство Народи, просвещения отпускает казенные средства на жалованье учащим в земских школах того или иного уезда. Так напр. к началу настоящего учебного года уже все уездные земства Владимирской губернии получили от Министерства казенную субсидию, между тем как церковные школы 6 уездов еще не получили дополнительного казенного кредита и учащие продолжают получать прежнее жалованье. Очевидно, того миллиона рублей, который отпускает на этот предмет Государственная Дума в распоряжение духовного ведомства, недостаточно, чтобы поспевать за Министерством Народ. просвещения.

III. Второклассные школы

Второклассных школ во Владимирской епархии в настоящее время шесть: Андреевская в Александровском уезде, Архангельская в Гороховецком, Горицкая в Шуйском, Давыдовская в Переславском, Щербовская в Ковровском и женская Ярополчская в г. Вязниках. Учащихся в них в прошлом учебном году было 309: 242 мальчика и 67 девочек, из них окончили курс 74. По сравнению с предшествующим учебным годом число учащихся во второклассных школах уменьшилось на 41 частью вследствие закрытия (после пожара) 7-й второклассной школы в с. Ильинском, Судогодского уезда и частью вследствие уменьшения числа учениц в Ярополчской второклассной школе. Это уменьшение стало наблюдаться с того времени, как во всех городах Владимирск. губернии были открыты женские гимназии и прогимназии.
Второклассные школы учреждены с специальным назначением подготовлять кандидатов и кандидаток на учительские должности в школах грамоты. Мысль о такого рода школах возникла более 15 лет тому назад, в первой половине девяностых годов прошлого столетия. И тогда думали о скорейшем распространении начального образования в нашем народе хотя бы в форме элементарной грамотности и наиболее подходящим средством для этого, а главное наиболее дешевым, считались школы грамоты, если придать им более правильную организацию при посредстве подготовленных к этому делу учителей. Мысль эта, конечно, и до настоящего времени не утратила свое значение, если принять во внимание, что и в настоящее время, как мы видели выше, значительная доля детей оставляет народную школу до окончания в ней полного курса, проучившись год—два, т. е. довольствуется тою грамотностью, которую могла бы дать порядочная школа грамоты. Но эта мысль в свое время не получила широкого практического осуществления: школы грамоты были переданы епархиальному духовенству, но ему не дано было нужных средств для распространения этого типа народных школ, а затем изменился и самый взгляд на школы грамоты. Теперь и со стороны правительства и со стороны общественных учреждений принимаются самые энергичные меры к осуществлению всеобщего обучения в нашем отечестве, но школы грамоты признаны недостойными принять участие в этой просветительной работе, они не вошли в школьные сети и обречены на быстрое вымирание. Вместе с этим не остается оснований к существованию и второклассных школ с тем специальным назначением, ради коего они учреждались ранее, и они должны быть так или иначе приспособлены к новым условиям жизни. Духовное ведомство и намерено было сделать это тотчас же, как определилось новое положение школ грамоты. Составлен был проект преобразования второклассных школ: меньшая часть их предназначалась к преобразованию в учительские школы повышенного типа, большая — в школы общеобразовательные с присоединением к ним каких либо профессиональных курсов — ремесленных, сельско-хозяйственных и т. п. Но этот проект не был принят междуведомственным совещанием, куда он поступил на рассмотрение, частью по финансовым соображениям, а частью вследствие возражений Министерства Народн. просвещения. Преобразование второклассных школ таким образом затормозилось. Теперь некоторые второклассные школы преобразуются в школы для подготовления низших членов церковного клира — псаломщиков, диаконов. Несомненно нужны и такие школы, чтобы не пополнять состав церковного клира только отбросами духовно-учебных заведений, но в этом направлении могут быть преобразованы только немногие второклассные школы, как напр. в нашей епархии одна из шести. Остальные же должны быть преобразованы как-нибудь иначе. Вопрос этот, наверное, решится вслед за вопросом о дальнейшем существовании церковных школ вообще. Но в организации второклассных школ есть и другая сторона, заслуживающая внимания. Второклассные школы обслуживают не местное только население, где они существуют, в них поступают окончившие курс в начальных школах и других селений более или менее отдаленных, они являются т. с. центральными школами, если не для всего уезда, то для значительной его части. Поэтому при всех школах второклассных существуют общежития для учащихся. В этих общежитиях учащиеся содержатся за самую дешевую плату (30 — 40 руб. в учебный год в мужских школах) при условии, что самое здание общежития содержится (отопление, освещение, прислуга) на средства школы и учащие бесплатно наблюдают за хозяйством в общежитии, наиболее бедные ученики получают небольшое пособие от школы.
В настоящее время (1911 г.) школьные сети имеют в виду только начальные т. н. одноклассные школы с трех или четырехлетним курсом, в них не выделяются даже двуклассные школы. Но скоро, особенно по заполнении школьных сетей, придется подумать о народных школах и повышенного типа для детей, прошедших курс начальной школы. Такие школы могут быть уже только центральными для более или менее обширного района или с общежитиями для учащихся. Опыт второклассных школ показывает, что такой тип повышенных народных школ всегда найдет себе достаточный контингент учащихся. Может быть, настоящие второклассные школы в будущем — с изменением положения церковных школ и преобразованы будут в такие центральные или окружные народные школы повышенного типа.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 46-й. 1911 г.).
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Женская воскресная школа была открыта в 1893 г. при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского.
Епархиальная Школа пчеловодства при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского.
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Владимиро-Суздальская епархия.

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (04.07.2020)
Просмотров: 51 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика