Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
14:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Цветков Александр Иванович

Александр Иванович Цветков

Александр Иванович Цветков родом был из Селивановой-Горы, Покровского уезда, где отец его, переведенный потом в гор. Покров, был священником. Образование свое Александр Иванович начал во Владимирском духовном училище и продолжал в Владимиpской духовной семинаpии. В 1850 году, как лучший студент, он отправлен был для довершения образования в Московскую духовную Академию. Окончил в ней курс в 1854 г. 20 апреля 1855 года возведен на степень кандидата Богословия. 6 мая 1855 года определен в Скопинское духовное училище Рязанской губернии, инспектором и учителем катихизиса и латинского языка. Здесь он пробыл до января 1857 года. Любовь к родине, приятные воспоминания детства и отрочества, влекли его послужить на пользу образования в духовном заведении родной епархии. По его просьбе, 3-го декабря 1857 г. он был переведен на ту же должность и те же предметы во Владимирское духовное училище. 3 декабря 1860 года Синодальным обер-прокурором перемещен на класс греческого языка во Владимирскую Семинарию на должность учителя по Греческому языку. Здесь он вскоре получил еще добавочную должность помощника инспектора Семинарии (с 1 июня 1862 года по 1 июля 1869 года).
В сентябре 1869 году съезд духовенства Владимирского училищного округа избрал Александра Ивановича смотрителем Владимирского духовного училища, и Архипастырь Владимирский Антоний утвердил его в этой должности. Служба в училище, изобилующем учениками при многосложных смотрительских обязанностях, когда и наблюдение за учебно-воспитательной частью и все делопроизводство, благодаря стечению обстоятельств, падали на долю одного смотрителя, неблагоприятно повлияла на здоровье Александра Ивановича, так что он должен был отказаться от смотрительства.
1 августа 1877 года по прошению перемещен снова в семинарию на класс латинского языка.
По выслуге в 1880 году двадцати-пятилетия на училищной службе, в силу действовавшего тогда устава 1867 года о сроках службы, Александр Иванович избран был на дополнительное пятилетие. В 1885 году кончилось это пятилетие; но тогда вошел уже в силу новый семинарский устав 1884 г., в котором о сроке службы преподавателей не упомянуто. Александр Иванович, чувствуя в себе силы еще послужить делу воспитания и образования, остался на службе и прослужил еще пять лет. Таким образом всей службы его было 35 ½ лет.
Мы только по официальному документу можем судить о деятельности Александра Ивановича в Скопине, где ему на первых же порах преподано было Архипастырское благословение, как «благонамеренному сотруднику ректора училища и отличному преподавателю вверенных ему предметов».
Что касается службы А.И. во Владимире, то он, и как человек, и как преподаватель, отличался превосходными качествами, за которые пользовался всеобщей любовью.
Как человек, он обладал прекрасными, располагавшими в его пользу, душевными качествами. Главными, господствующими чертами его характера были: искренняя любовь к ближним и доброта. В силу этой любви он был в самых лучших отношениях и со всеми сослуживцами, и с знакомыми; а его доброта всегда извиняла и прощала некоторые несимпатичные качества и поступки людей, с которыми ему приходилось встречаться. Из этих основных качеств его души происходили два внешние качества: почтительность и приветливость в обращении с людьми. Встречался-ли Александру Ивановичу человек богатый или бедный, образованный или необразованный, старший или младший, он одинаково оказывал всем уважение, почитал в каждом человеке ближнего и брата о Христе; никому А.И. не давал заметить ни своего превосходства, ни старшинства, со всеми держал себя как равный с равным. В беседе с ним чувствовалось как-то легко, приятно, как это всегда чувствуется в обществе людей симпатичных, располагающих к себе.
Другими характерными качествами его были: честность к скромность. Он никогда, ни при каких случаях не кривил душой, не льстил, не искал себе выгод и наград, никому никогда не напоминал о себе, напротив, даже имея случаи и поводы к таким действиям, он уклонялся от этого, потому что всякое подобное действие требовало больших или меньших уступок совести, а он был слишком честен, чтоб заискивать, и скромен, чтобы напоминать о себе.
Замечательно еще одно качество А. И. Он во всю свою жизнь ни о ком не отзывался дурно, ни к кому не прилагал эпитетов: низкий, негодный и т. п. Если случалось, что в частной беседе при нем говорили о ком-либо дурно, он или старался смягчить отзыв ценителей, указывая на добрые, качества осуждаемого лица, или вовсе уклонялся от подобного разговора, или же старался прекратить разговор. В подобных случаях он говаривал: «ну, уж вы, господа, очень строго судите; ведь в другом-то легко заметить дурное,— не трудно и преувеличить его».
Главное — А.И. был человек глубоко верующий и религиозный. Все его добрые качества, истекавшие из души чистой и любящей, укреплялись и освящались верою. Он всегда проводил в жизнь слова евангелия о любви, стараясь быть истинным учеником Христовым, любящим всех, никого не обидящим.
В своей частной жизни он был прост и умерен, о себе мало заботился, а все попечение сосредоточивал на семье.
Еще замечательна и та черта в жизни А.И.: он, по своей любви к ближним, был отзывчив на нужды бедных и всегда оказывал им посильную помощь. Так, между прочим, он постоянно помогал одному бедному семейству, терпевшему крайнюю нужду. О нищих и говорить нечего,— он всегда наделял их по мере возможности, и особенно любил подавать милостыню женщинам с детьми и малым детям — нищим. Все нищие, особенно малые, звали его не иначе, как Александром Ивановичем. Случалось, бывало, раздает Александр Иванович бывшие с ним деньги в церкви, а на дороге у церкви встретит его еще мальчуган-нищий и станет просить милостинку. Александр Иванович, заметно, смутится и со скорбью скажет малому: «нет, милый, - все роздал; приди буде на дом». И замечательно, мальчик, слыша эти ласковые слова, не пристает более и отходит в сторону; видно, что детская душа чувствовала правдивость слов Александра Ивановича.
Как преподаватель, он был знаток своего дела. Обладая глубоким знанием предметов, которые он преподавал, с любовью относясь к делу преподавания и к ученикам, он старался и в учениках возбудить интерес к преподаваемому предмету, действуя на них не строгостью взыскания, а отеческим внушением.
Во Владимирском духовном училище Александр Иванович преподавал Катихизис и Богослужение. Уроки его по этим предметам были скорее беседами отца с детьми, чем научными объяснениями преподавателя,— так просто, ясно и доступно пониманию мальчиков он вел дело преподавания. Дети-ученики любили слушать своего наставника, - и слово его, проникнутое любовью к детям, глубоко западало в души питомцев.
В семинарии преподавая сначала Греческий, а в последствии Латинский язык, А.И. отличался той же любовью к делу и к воспитанникам. С одной стороны, он заинтересовывал учеников отчетливым разбором переводимых авторов, с другой - перевод статей из классических авторов давал ему случай в живых и интересных рассказах сообщать воспитанникам сведения о внутренней жизни греко-римского мира, о его религии, законах, нравах и обычаях. Кроме того, он выяснял значение и указывал практическую применимость или неприменимость воззрений древних классиков, или же сопоставлял нравственные истины язычества с христианскими, указывая превосходство последних. Читая с учениками творения отцов и учителей Церкви, он останавливал внимание воспитанников на образцах христианской жизни и подвигах мучеников, представляя на основании их идеал истинного христианина, а также уяснял и указывал применение в жизни нравственных начал, проповедуемых отцами Церкви. «И преподаванием латинского языка», - говорил в надгробной речи один из его учеников, «почивший преследовал одну главную цель: указать истину и побудить следовать ей».
В своих отношениях к воспитанникам А.И. был человек весьма добрый, ласковый, одушевленный любовью к ним, умевший соединить строгость с любовью. Следя за успехами и поведением учеников, видя малоуспешность некоторых из них, или уклонении от дисциплинарных требований, он скорбел душою о таких воспитанниках, внушая им неуклонно следовать правилам порядка и законности и серьезно относиться к учебному делу. И всегда его советы и наставления, проникнутые любовью, истекавшие от сердца благородного, любящего, имели целью пользу учеников в настоящем и благо в будущем. А.И., как любящий отец, старался сеять в души питомцев добрые семена и заботился, чтобы сеемое не глохло, но приносило добрый плод. От того все воспитанники Александра Ивановича относились с сыновнею к нему любовью и почтением.

6-го мая 1890 года исполнилось 35-летие службы преподавателя Владимирской духовной семинарии Александра Ивановича Цветкова.
Так как утром 6-го мая, по случаю высокоторжественного дня, бывает продолжительное Архиерейское богослужение, в совершении которого не редко участвует и ректор семинарии, а вечером — ежегодное общее собрание членов Братства св. Александра Невского, то празднование 35-летней службы А. И. Цветкова перенесено было на 10-е мая.
Тем не менее и 6-е мая для почтенного деятеля семинарии не прошло бесследным. В этот день непосредственно после окончания божественной литургии в Богородицкой церкви, несколько воспитанников семинарии (представители от всех классов и отделений) и хор семинарских певчих, во главе с духовником семинарии А. И. Б., явились в квартиру Александра Ивановича,— пропели благодарственное Господу Богу молебствие, поздравили от лица всех воспитанников семинарии своего любимого и всеми уважаемого наставника и в знак своей признательности поднесли ему, на память, его портрет, писанный воспитанником V класса Миртовым.
Вслед за тем Александра Ивановича поздравляли инспектор семинарии А. В Иванов и один из преподавателей — от имени о. Ректора семинарии и всех сослуживцев.
В тот же день Александр Иванович получил поздравительную телеграмму от помощника инспектора Моск. дух. академии Н. М. Миловского и студентов-владимирцев.
9-го мая Владимирское духовное училище, в котором Александр Иванович состоял некогда инспектором и после смотрителем, через уполномоченных принесло слое поздравление бывшему начальнику, и при этом — св. икону Николая Чудотворца.
10-го мая, в день Вознесения Господня, по окончании божеств. литургии в семинарской Богородицкой церкви, все лица семинарской инспекции, все преподаватели и бывшие сослуживцы Александра Ивановича, законоучитель и учитель образцовой при семинарии церковно-приходской школы, некоторые из преподавателей женского училища (бывшие ученики Ал. Ивановича), собрались в квартиру о. Ректора,— и здесь совершено было благодарственное Господу Богу молебствие по случаю совершившегося 35-летия службы Александра Ивановича. По окончании молебного пения о. Ректор семинарии поздравил виновника торжества прежде всего от имени Преосвященнейшего Феогноста, при чем прочитана была его резолюция, разрешающая и благословляющая настоящее празднование. Далее о. Ректор от себя и от лица всех собравшихся поздравил Александра Ивановича, сказан при этом соответствующую случаю речь, в заключение которой благословил юбиляра св. иконою Господа. Вседержителя, особо для этой цели приготовленною от лица всех участвовавших в праздновании настоящего события.
В половине первого часа в квартиру о. Гектора пожаловал Преосвященнейший Александр, Епископ Муромский. Поздравив Александра Ивановича и благословив его св. иконою на продолжение службы при семинарии, Преосвященный много беседовал с ним и со всеми, собравшимися почтить старейшего деятеля семинарии. Во время этой беседы было предложено угощение чаем.
К часу дня продолжение празднования перенесено было в квартиру преподавателя семинарии А. Ф. Скворцова, где приготовлен был товарищеский обед в честь Александра Ивановича. Обед прошел с полным одушевлением.
В конце обеда была получена телеграмма от профессоров Московской д. академии (В. Д. Кудрявцева, Н. И. Субботина, Д. Ф. Голубинского, П. И. Казанского, П. И. Цветкова, И. А. Татарского) следующего содержания:
«Поздравляем с исполнившимся тридцати-пятилетием учебной и воспитательной деятельности. Да укрепит Вас Бог к продолжению трудов во благо учеников Ваших и в радость чтущих и любящих Вас.
(Подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1890 года).

В мае 1890 г. корпорация преподавателей Владимирской семинарии скромно праздновала тридцати-пятилетие педагогической службы Александра Ивановича, и видя его тогда свежим для его лет и бодрым, конечно, никто не думал, что смерть скоро похитит его из среды живых. С первых чисел июня Александр Иванович стал чувствовать легкие боли в полости желудка и груди. В начале августа болезнь усилилась настолько, что даже посторонним стало заметно болезненное состояние Александра Ивановича: он быстро похудел, и видно было, что стал слабеть силами. Сам он жаловался более всего на боль в груди и малый аппетит. Тогда он обратился за советами к специалистам по внутренним болезням. Доктора, вместе с лекарствами, посоветовали ему безусловный покой. Но как было пользоваться покоем человеку служащему? До начала уроков в семинарии больной соблюдал советы докторов, и болезнь, если не уступала лечению, то по крайней мере не усиливалась. Но когда начались занятия в семинарии, то утомление на уроках неблагоприятно повлияло на ход болезни, — она стала усиливаться. В половине сентября Александр Иванович должен был, по необходимости, прекратить хождение на уроки. Он надеялся, что полечившись и отдохнувши недели три, месяц, будет в состоянии опять приступить к обычным занятиям; но дни его были уже сочтены.
В самых первых числах октября больной слег в постель и более не вставал. Не видя никакого улучшения в ходе болезни, а напротив ухудшение, и усматривая в этом ухудшении опасность для жизни, Александр Иванович 13-го октября исполнил христианский долг — исповедался и причастился св. Таин. После причащения больной несколько времени чувствовал себя лучше; но это была последняя вспышка угасающих сил. С 15-го числа он стал часто впадать в забытье, силы окончательно падали, голос ослабел до того, что походил на невнятный шепот, который понимали только семейные. 17-го числа больной провел почти весь день в забытье, и как в предшествующие дни, так и в этот день часто крестился: видно, что дух его имел постоянное молитвенное настроение. 18-го числа октября в начале третьего часа утра Александр Иванович тихо, без агонии скончался.
Утром 18-го числа отслужена была о. Ректором панихида в Семинарском зале, в присутствии всех воспитанников семинарии. Одновременно с этим начались панихиды в доме усопшего, и в продолжение 18-го и 19-го чисел перебывали у гроба почившего все городские священники.
Отпевание Александра Ивановича происходило 20-го числа октября в Семинарской церкви утром. В четверть девятого, по звону к литургии, совершен был вынос. Гроб и обычные принадлежности погребения несли родные покойного и воспитанники Семинарии, которые густым строем шли в погребальной процессии.
Заупокойную литургию совершал Преосвященнейший Александр, Епископ Муромский, в сослужении о. Ректора Семинарии архимандрита Петра, протоиерея Богословской церкви А. Остроумова, смотрителя духовн. училища, священника М.П. Введенского и духовника Семинарии А. Богословского. При отпевании участвовали еще протоиереи: Сергиевской церкви П. Красовский, Воскресенской — П. Спасский, Николо-Златовратской — И. Павлушков. Священники-преподаватели Семинарии в служении не участвовали, потому что в тот же день происходило в церкви женского монастыря погребение законоучителя мужской гимназии, бывшего преподавателя Семинарии, протоиерея С. С. Еленевского, с которым все они были в близких и даже родственных отношениях (Прочие преподаватели Семинарии, бывшие сослуживцами о. Еленевского, желая отдать последний долг обоим почившим, просили Преосвященного Александра начать литургию в Семинарской церкви ранее обычного времени, чтобы иметь возможность после нее быть при отпевании в женском монастыре.) .
За литургией во время причащения служащих произнесено воспитанником Семинарии VI к. Н. Поспеховым приличное случаю слово; при отпевании сказаны были речи воспитанниками: VI к. В. Филаделфиным, V к. И. Троицким и III к. П. Казаковым, в которых они со всего подробностью и отчетливостью охарактеризовали преподавательскую деятельность почившего и его отечески добрые и ласковые отношения к своим питомцам.
С разрешения Архиепископа Феогноста и Начальника губернии, в уважение долголетней службы почившего, бренные останки его погребены подле левой стороны алтаря Богородицкой Семинарской церкви.
N. N. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1891 года).

18 октября 1890 года скончался.
Владимиро-Суздальская епархия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.11.2017)
Просмотров: 1599 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru