Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Отчет по Странноприимному дому за 1883 год

Отчет по Странноприимному дому, состоящему при Владимирском кафедральном Успенском Соборе, за 1883 год

Странноприимный дом, существующий при Владимирском кафедральном Соборе с 1871 года, согласно своему назначению, в отчетном году давал в своем помещении приют всем вообще богомольцам, приходившим или исключительно поклониться Владимирским Чудотворцам, или заходившим во Владимир для поклонения Владимирским Угодникам мимоходом и державшим путь в другие места, сияющие святыней: в Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Почаевскую Лавру, Новый Иерусалим, Киев, в Соловецкий монастырь, Верхотурье, на Валаам, Афон, в Старый Иерусалим, Саров, Воронеж, Задонск, Муром, Суздаль, Боголюбов монастырь и т. д. Странники богомольцы в Странноприимный дом для отдохновения приходили ежедневно и весьма часто в немалом количестве. Были даже дни, когда Странноприимный дом был переполнен богомольцами и имел под своим кровом до 400 человек — это преимущественно в день встречи иконы Божией Матери Боголюбовской 21 мая, накануне и на другой день встречи; в эти дин богомольцы занимали не только отведенное для них помещение, но и моленную комнату, столовую, кухню, сени — словом всякий уголок. Вообще в течение месяцев: марта, апреля, мая, июня и июля, как более удобных по теплоте времени для путешествия, богомольцев было сравнительно более, чем в другие месяцы. Нетленно почивающее в кафедральном Соборе Мощи святых благоверных Князей Георгия, Андрея и Глеба привлекали богомольцев со всех концов необъятной России, не только из губерний собственно Российских, но и из отдаленной Сибири — Иркутской, Тобольской губерний, даже Акмолинской, Семиречинской и Забайкальской областей, как видно из приложенной ниже ведомости.
Кроме богомольцев, Странноприимный дом, согласно мысли, подавшей повод первоначальной его основательнице к его учреждению, давал призрение всем вообще лицам, нуждавшимся в бесплатном приюте. В силу чего в нем пользовались приютом: а) безместные священники, причетники и молодые люди, исключенные из духовных училищ, имевшие нужду в приискании себе служебных мест; б) бедные вдовы и сироты-девицы духовного звания, пришедшие в губернский город хлопотать пред Епархиальным Начальством по своим нуждам; в) рабочий класс людей, идущий на заработки или возвращающийся домой после безуспешных поисков работы и не имеющий в кармане ни одной копейки; г) лица, не имеющие ни родства, ни оседлости, по болезненному состоянию неспособные к труду (преимущественно пожилые отставные солдаты) и под видом богомольцев путешествующие по России из одного конца ее в другой; д) слепые, хромые и им подобные убогие, питающиеся Христовым именем; е) подверженные несчастной страсти пьянства и дошедшие до безысходного положения; ж) бедные крестьянки, пришедшие на базар и не имеющие в кармане лишнего пятачка для уплаты за ночлег на постоялом дворе; з) были, наконец, призреваемы в отчетном году освобожденные из тюремного заключения по Всемилостивейшему Манифесту по случаю Коронования Их Императорских Величеств и не имевшие на первых порах ни приюта, ни работы, ни куска хлеба.
Призреваемых в Странноприимном доме, как богомольцев, так и других нуждающихся лиц средним числом ежедневно в отчетном году было 19 человек.
От каждого призреваемого отбирался письменный вид — паспорт, билет, свидетельство и т. п., если он имел его, и прописывался в особой книге, выданной из Городского Полицейского Управлениям отметкой откуда и куда призреваемый идет, и когда прибыл и отбыл. От лиц не имевших письменных документов отбирались сведения о том — кто они, откуда и куда идут и общее число их проставлялось В особой книге под известным числом месяца. Эти последние, согласно существующим постановлениям, пользовались приютом только в течение одних суток, а лица с письменными видами оставались до двух и до трех суток. Были, впрочем, случаи, когда некоторые призреваемые проживали в Странноприимном доме по неделе и более с разрешения о. настоятеля Собора. Таковы странники богомольцы: а) имевшие нужду в починке обуви и белья; б) изнемогшие от далекого и долговременного путешествия и нуждавшиеся в достаточном отдыхе; в) имевшие надобность за просрочкой паспорта через почту выправить из места жительства паспорт новый и по другим уважительным причинам; г) бедняки из духовного звания, приискивавшие себе служебные места или хлопотавшие по другим делам у Епархиального Начальства.
Все призреваемые, имевшие письменные виды, кроме приюта и ночлега пользовались и столом — обедом и ужином; пользовались столом и те из не имевших документов, кои, по своей бедности, не имели с собой, или не имели средств купить куска хлеба. Самое меньшее число ежедневно пользовавшихся столом было 20 человек, но были дни, когда число трапезующих восходило до 400 человек; средним числом ежедневно обедавших и ужинавших было 52 человека. Стол для призреваемых состоял из простых блюд, в будничные дни иногда из двух, а большей частью из трех, в воскресные всегда из трех, иногда и более, а в праздничные всегда из четырех. Кушанья по возможности разнообразились. Вот перечень блюд, подаваемых попеременно: капуста с квасом, иногда и с соленой рыбой, одна рыба, свекла с квасом и огурцами, одни огурцы, щи с сухарями, картофельный суп, горячий горох, каша жидкая, жареный картофель, гороховый кисель, белый хлеб, лапша, гречневая или пшенная крутая каша, иногда мед, в скоромные дни молоко, причем к столу ежедневно подавался ржаной хлеб. Почти все предметы продовольствия жертвовались благотворителями, пожертвования от них делались ежедневно и записывались своевременно в особо заведенную для того книгу, где проставлялось и число ежедневно обедавших и ужинавших. Все жертвуемое благотворителями расходовалось с должной экономией: излишек от пожертвований в известный день сберегался к дням последующим. Благодаря этой экономии, а главное усердию благотворителей в пропитании призреваемых, недостатка не чувствовалось никогда. При чем Странноприимный дом, не считая нескромностью, вменяет себе в священный долг принести глубочайшую благодарность достопочтенным гражданам: Е.В. Васильеву, П.Т. Седову, В.Н. Муравкину и А.Ф. Петровскому, как всегдашним и наиболее усердным благотворителям.
Странноприимный дом в отчетном году, как и в годы прежние, имел счастье удостоиться благотворительности Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Феогноста к праздникам Пасхи и Рождества Христова на стол для странников. Денежные пожертвования на стол были и от других лиц, имена коих остались неизвестны.
Нередко устраивались в Странноприимном доме так называемые поминальные обеды для призреваемых и всех вообще имеющихся в городе нищенствующих по желанию некоторых граждан в день смерти или памяти их умерших родственников, при чем подавалось к столу все, пожертвованное их щедротами; при значительных пожертвованиях излишек оставался в экономии на содержание призреваемых. В числе призреваемых встречались такие личности, у которых в естественную потребность обратилось чаепитие. Странноприимный дом, не имея возможности снабжать таковых чаем, удовлетворял чайным прибором и горячей водой, для чего по первому желанию странников, имевших свой чай, подогревался имеющийся в кухне куб.
Обед и ужин обыкновенно начинался и оканчивался общим пением всеми присутствовавшими положенных молитв; руководила пением, по установившемуся издавна обычаю, старушка, заведующая кухней. Невозможно бессердечного умиления слышать это молитвословие: пение молитвы начинает старческий, тонкий но дребезжащий уже голос, к нему пристают голоса всех, могущих петь. Правда, нестройно это пение, но оно дышит глубокого сердечностью и благоговением; так и чувствуется, что эти молящиеся и поющие начинают и оканчивают не обычную трапезу, а как бы внезапно, сверх всякого чаяния, ниспосланную им Богом. После ужина все призреваемые собирались в моленную комнату для слушания вечерних молитв, которые прочитывались заведующим Странноприимным домом Соборным священником.
Обеспечиваемый предметами продовольствия от щедрот благотворителей, Странноприимный дом имел и другие источники доходов для своего содержания. Это: 1) кружечный сбор добровольных подаяний, для чего в моленной комнате, женском помещении и столовой, с разрешения Епархиального Начальства, учреждены кружки; 2) доход от поминовения о упокоении и о здравии.
С самого начала существования Странноприимного дома при нем учреждено денно-нощное чтение псалтири. На первых порах при чтении псалтири поминались только благоверные Князья и Святители, почивающие в Соборе и усопшие родственники устроителей Странноприимного дома; впоследствии некоторые из граждан стали обращаться с просьбой о поминовении при чтении псалтири и их умерших родственников, обеспечивая поминовение денежным взносом; в настоящее время эта статья дохода делается уже солидным средством к обеспечению Странноприимного дома. Неугасимому чтению псалтири дано правильное устройство. Шесть девиц, служащих при доме, попеременно день и ночь чередуются в чтении псалтири и на славах прочитывают синодик; кроме того каждый день (исключая дни Страстной и Пасхальной седмиц и навечерия двунадесятых праздников), после вечернего богослужения заведующим Странноприимным домом Соборным священником, при участии служащих девиц, совершается лития о всех усопших, имена коих занесены в синодик. Для однообразия установлена приблизительная норма платы за поминовение: так за вечное поминовение с одного имени 20 руб., за поминовение годовое 1 руб., за шестинедельное 30 коп. Не мало впрочем было случаев, когда взималась и значительно меньшая плата: идет, например, старушка из Акмолинской области в Киев на богомолье чуть не Христовым именем; слыша денно-нощное чтение псалтири с поминовением усопших и присутствуя при литии, она убедительно просит записать в синодик и поминать годок ее покойного мужа, выражая при этом, что она и рада бы внести положенную плату, но никак не может уделить более 50 коп. из имеющихся у ней семи — восьми рублей, часть коих она сберегает на свечи Киевским Угодникам и разные непредвиденные надобности. Ее просьба исполнялась. Кроме поминовения усопших, совершалось поминовение о здравии живых. После вечерних молитв прочитывалась молитва о здравии, благоденствии и спасении Благочестивейшего Государя Императора, Благочестивейшей Государыни Императрицы, Благоверного Государя Цесаревича Наследника и всего Царствующего Дома, Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского, Преосвященнейшего Иакова Епископа Муромского и всего освященного чина и причта церковного; за тем за особой молитвой совершалось поминовение о здравии начальствующих в Странноприимном доме лиц и служащих в нем, всегдашних его благотворителей и лиц, желавших поминовения с обеспечением его денежным пожертвованием.
В отчетном году Странноприимный дом, по мере возможности, содействовал распространению между богомольцами листков, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания. Одни из них были куплены на наличные деньги в книжных лавках, а другие взяты из центрального книжного склада Братства св. благоверного Великого Князя Александра Невского на комиссию, с уплатой денег по мере распродажи их. Кроме того о. ключарем Собора протоиереем А.И. Виноградовым пожертвовано было Странноприимному дому в собственность 735 экземпляров житий Владимирских Чудотворцев и 500 экз. брошюрки: «Странноприимный дом и первоначальная его основательница» и Братством св. благоверн. В. Князя Александра Невского 30 экз. брошюрки: «Краткое изложение главных обязанностей народа к Монарху» для безмездной раздачи богомольцам.
В отчетном году было распродано: а) св. Евангелия в русском переводе 10 экз.; б) Троицких листков 405; в) брошюр разных наименований 143; г) житий Владимирских Чудотворцев и других святых 208 экз.; д) истории Странноприимного дома 150 экз. всего на сумму 52 руб. 21 коп. и роздано даром 30 экз. «Об обязанностях народа к Монарху». Велась торговля, кроме того, финифтяными образками Владимирской Божией Матери и Владимирских Чудотворцев и металлическими крестиками, коих распродано на 9 руб. 67 коп. При распродаже Странноприимный дом не пользовался процентом, а каждую брошюрку, каждый образок и крестик продавал за туже цену, за какую покупал. Но были богомольцы, которые добровольно платили цену, значительно большую стоимости вещи; был например, такой случай: одна богомолка из купеческого звания за брошюрку жития Владимирских Чудотворцев, цена коей 7 коп., заплатила 1 руб. Это усердие богомольцев-покупателей дало возможность Странноприимному дому богомольцам бедным, но сердечно желавшим хоть что-нибудь принести домой на память от Владимирских Чудотворцев, раздавать даром кому брошюрку, кому образок, кому крестик. В зимнее время, когда вечера довольно продолжительны, после вечерних молитв, а в летнюю пору между Литургиями ранней и поздней, иногда производилось для призреваемых чтение Евангелия в русском переводе, или жития дневного Святого по имеющимся в Странноприимном доме Четии-Минеям или какой статьи религиозно-нравственного содержания из Троицких листков и других брошюр. Чтение производилось или служащими при Странноприимном доме, или кем либо из призреваемых. Несмотря на то, что Странноприимный дом давал приют без разбора лицам всех званий и состояний, не редко лицам сомнительной нравственности, в нем всегда, соблюдался полный порядок. Все призреваемые смотрели на Странноприимный дом, не как на ночлежный дом, а как на святое место, где, как и в храме, невозможно никакое бесчиние. К такому взгляду на Странноприимный дом призреваемых располагало совершавшееся в нем денно-нощное чтение псалтири, общественное, в присутствии призреваемых, служение литий, чтение вечерних молитв и брошюр религиозно-нравственного содержания.
В отчетном году был один только неблаговидный случай: один странник похитил у другого деньги; вовремя принятыми мерами виновный был открыт и предан в руки правосудия, а похищенное возвращено его законному владельцу.
Кроме начальствующих лиц над Странноприимным домом неослабное наблюдение имела попечительница его Владимирская гражданка Ф.Я. Беляева, принимавшая деятельное участие и личными хлопотами и значительными денежными пожертвованиями в устроении его. Дважды в неделю — среду и пяток — иногда и более она аккуратно посещала Странноприимный дом, входила в хозяйственное состояние и нужды его, и, если последние встречались, принимала меры к их удовлетворению.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 15-го апреля 1884 года).

Владимирский странно-приимный дом при Кафедральном Успенском соборе в 1887 г.

Странноприимный дом скромно выполнял и выполняет свое назначение — принимать, покоить и питать как странников—богомольцев, так и лиц всякого звания и состояния, имеющих нужду останавливаться в нем на непродолжительное время. Посещаемый паломниками из разных концов Европейской и Азиатской России в пятнадцатилетний период времени своего существования, он получил повсюдную известность. Возвратясь с богомолья на родину, паломники в кругу своих родных и знакомых обыкновенно с мельчайшими подробностями рассказывают им обо всем — где они были, что видели и слышали, где какая святыня, и, между прочим, где отдыхали, где ночевали, каков где был приют и т. и. В простом русском народе путешествие по святым местам развито,— и многие, особенно не связанные семейными обязанностями, считают его священным для себя долгом. И вот, заручившись маршрутом от богомольцев бывалых и горя желанием поклониться родной святыне, новые паломники идут тем же самыми путем и по тем же самым местам, о коих они слышали от паломников бывалых. В некоторых местностях России есть лица, исключительно посвятившие себя подвигу путешествия по святым местам; не имея ни оседлости, ни семейства, они путешествуют везде и повсюду, и из конца в конец—во всех направлениях проходят Россию, заходят даже за пределы ее — в Азию, наприм., на поклонение дорогой для всякого христианина святыне — Гробу Господню, находящемуся в так называемом Старом Иерусалиме. Питаясь во время странствования очевидно Христовым именем, они особенно дорожат бесплатным приютом, и сведения об этих приютах разносят по всем тем местностям, где им приходится бывать. В рассказах этих паломников, бывавших в городе Владимире, Владимирский Странноприимный дом, дающий всем бесплатный приют и стол, очевидно занимал не последнее место, тем более, что бесплатных приютов с такими удобствами, какие доставляются в нем призреваемым, в России не много, и потому многие богомольцы, даже из отдаленнейших местностей России, имели о нем обстоятельные сведения, и, еще собираясь из дома в путешествие, рассчитывали иметь в нем отдых, и приходили в него, как в такое место, где им отказа в приюте не будет, где они будут обеспечены столом и где могут пробыть день, два, три, и отдохнуть от путешествия достаточно. Странноприимный дом мог убедиться в этом из рассказов самих странников—богомольцев. Кроме того в последние годы Странноприимным домом были получаемы письма из С.-Петербурга, Одессы, Области войска Донского, с Кавказа и даже из Сибири от лиц совершенно ему неизвестных с приложением известного количества денег и просьбой помянуть за здравие или за упокой таких и таких лиц. Несомненно, что в этих местностях известно некоторым лицам даже и то, что при Владимирском Странноприимном доме совершается неусыпаемое чтение псалтыри, ежедневное после вечернего богослужения служение панихид по усопшим, и после вечерних молитв моление о здравии живых. И эта общеизвестность о существовании при Владимирском Кафедральном соборе Странноприимного дома, а главное, благочестивое желание — помолиться пред Владимирской иконой Богоматери и поклониться нетленно почивающим в древле-престольном граде Владимире мощам державных князей Георгия, Андрея и Глеба — в последние годы привлекало значительное число паломников в г. Владимир, так что Странноприимный дом, особенно в некоторые дни летних месяцев, не мог с надлежащим удобством успокоить всех странников—богомольцев. Теснота в помещении между прочим увеличивалась от того, что Странноприимный дом поставил себе задачей — давать бесплатный приют не только странникам—богомольцам, но и всем вообще лицам, на краткое время по бедности имеющим нужду в нем, каковых лиц во всякое время года в нем бывает немало. Вследствие чего Странноприимный дом в настоящее время поставлен в необходимость расширить свое помещение и сделать пристройки. С самого начала своего существования испытавший и испытывающий на себе благодеющую руку Божию, он не теряет надежды, что вседетельная помощь Божия не оставить его и в предстоящей нужде; ими же весть судьбами Господь поможет ему в благом намерении—доставить успокоение удобное всем нуждающимся во временном приюте беднякам и расположит Христолюбивые души оказать содействие к расширению помещения для призреваемых.
Затрудняясь в известные дни в доставлении удобного приюта как странникам—богомольцам, так и другим нуждающимся лицам, Странноприимный дом никогда не затруднялся в доставлении им пропитания. Каждому, приходящему в Странноприимный дом, голодному, даже не в урочное время, по его просьбе, всегда готовы хлеб и соль, а в свое время и горячее кушанье, и не одно, а два—три. Благодаря щедрой благотворительности Владимирских граждан и отчасти приношениям обывателей не только из окрестностей, но и местностей отдаленных, на прим. Мурома, Москвы, хлеб, мука, крупа, соль, капуста и другие предметы продовольствия оказываются в достаточном количестве, и покупать их на наличные деньги никогда не приходилось; на покупку провизии расходовались только деньги, исключительно на сей предмет пожертвованные благотворителями к нарочитым праздникам или на поминальные обеды по усопших; в этих случаях сверх обычных кушаньев подавались к столу кушанья и блюда особые: в праздник Пасхи, наприм., кулич, сыр, яйца и т. п. при поминальных обедах - блины, кутья и т. д. В течение целого года, ежедневно, для призреваемых готовятся обед и ужин, кушанья — простые, но в достаточном количестве, и, как приготовляемые опытной рукой, очень вкусные. Так как призреваемые большею частью из простого народа, который, как известно, в своей обыденной жизни довольствуется столом суровым и в пище неприхотлив и неразборчив — были бы хлеб да соль, то стол, приготовляемый для призреваемых в Странноприимном доме ежедневно, можно назвать, сравнительно конечно, столом изобильным, каковой у большинства бедняков готовится только в праздничные дни: гречневую кашу, наприм., и белый хлеб на столе нашего крестьянина можно видеть как редкость, а в Странноприимном доме, благодаря усердию благотворителей, и то и другое бывает едва не каждый день. Оттого каждый призреваемый, уходя из Странноприимного дома, сердечно благодарил за приют и хлеб и соль, о каковой благодарности Странноприимный дом имеет долг известить всех лиц, кои сочувственно относятся к нему и уделяют от своих избытков на содержание тех меньших, благотворение коим Иисус Христос на страшном суде вменит в личное Себе благотворение (Мф. 25, 40). Избыток в предметах продовольствия дает возможность Странноприимному дому в известные дни пользовать столом не только призреваемых в нем, но и других бедняков, имеющих свой приют, но нуждающихся в дневном пропитании и приходящих в Странноприимный дом только затем, чтобы пообедать и поужинать. Оттого, между прочим, число лиц, пользовавшихся в Странноприимном доме обедом и ужином, в последние годы значительно увеличилось: так в 1883 году их было 19017, в 1884 году 25805, в 1885 — 24286, а в 1886 — 26585.
В этом последнем году, кроме пожервований от благотворителей предметов продовольствия, источниками содержания Странноприимного дома были: а) денежные пожертвования от усердствующих на стол для призреваемых, б) денежные доходы от поминовения при неусыпаемом чтении псалтыри усопших и поминовения живых о здравии на вечерних молитвах; в) денежный сбор в кружки, находящиеся в помещении Странноприимного дома и г) проценты с капитала, принадлежащего ему. Получаемого от сих статей дохода на удовлетворение текущих, обычных нужд было более, чем достаточно, почему Странноприимный дом находил возможность при случающихся нуждах, так сказать экстренных, удовлетворять их своими средствами; в подобных случаях всегда, впрочем, являлась на помощь и частная благотворительность. В минувшем году Странноприимный дом нашел необходимым устроить подвал каменный, так как прежний деревянный от времени обветшал. Узнав об этом, всегда сочувственно относящиеся к нуждам Странноприимного дома Владимирские граждане: В.Н. Муравкин, В.В. Петровский, Е.Г. Суслова, братья Мошатины, Ананьев и Бабушкин пожертвовали на сей предмет до 10000 кирпичей, а А.Г. Кузнецов три бочонка цементу; на остальной материал, необходимый для устройства подвала, и за работу Странноприимный дом израсходовал своих денег 203 р. 42 копейки. И это благочестивое ревностное внимание к Странноприимному дому Владимирских граждан и имеющиеся на случай крайней нужды собственные средства утверждают Странноприимный дом в той уверенности, что его цели, задачи и намерения поставить себя в более выгодное положение для удовлетворения нуждам призреваемых увенчаются успехом.
Удовлетворяя материальным нуждам призреваемых доставлением приюта и пищи, Странноприимный дом по мере возможности старался удовлетворять и их потребностям духовным, и с этою целью в 1886 г., по примеру прежних лет, для призреваемых производилось религиозно-нравственное чтение, преимущественно в вечернее время, когда все призреваемые были в полном сборе. Брошюр и книг душеполезного содержания в книжном складе Странноприимного дома имеется достаточный запас, и все доступны для понимания простого народа; а потому в доставлении пригодного для призреваемых чтения затруднений не встречалось. Для странников—богомольцев, идущих на поклонение родной святыне по влечению сердечного религиозного чувства, чтение это служило поддержанием молитвенного настроения духа, в каком стараются содержать себя все благочестивые паломники во все время путешествия по святым местам. Не менее полезно оно было для лиц приходивших во Владимир или проходивших чрез него по своим житейским надобностям и останавливавшихся в Странноприимном доме по нужде и бедности: оно хотя на время отвлекало их внимание от их грустного положения и тяжелых житейских дум и, так сказать, мирило их с своим положением. Не бесполезно оно было и для так называемых праздношатающихся и лиц с направлением недобрым, коим, снисходя к их слабостям во имя Христово давал приют Странноприимный дом; оно, по крайней мере, сдерживало их в границах благоприличия и благопристойности. И самый Странноприимный дом через это чтение принимал характер не ночлежного дома, где можно говорить и делать что угодно, а как бы — дома молитвенного, и был как бы четвертой частью соборного храма, где вместе с потребностями духовными можно удовлетворять и потребности телесные. Такое значение в глазах призреваемых Странноприимный дом принимал между прочим и от того, что чрез перегородку от них в моленной комнате совершается неусыпаемое чтение псалтыри. В 1886 году, как и в годы прежние, при Странноприимном доме производилась распродажа брошюр и книг религиозно-нравственного содержания и Троицких листков, из имеющегося при нем книжного склада, и других священных вещей. Покупателями были как местные и окрестные обыватели, так и паломники—богомольцы и преимущественно последние. Распродажа в минувшем году велась не менее успешно, чем в прежние годы.
Недорогих брошюр и Троицких листков беднякам из призреваемых немало роздано даром. Не раз были и такие случаи, что кто-либо из любопытных посетителей Странноприимного дома, лиц достаточных, присутствовавший во время чтения, наприм. известного Троицкого листка, сам заинтересовавшись его содержанием и замечая внимание к читаемому призреваемых, покупал его в книжном складе Странноприимного дома в нескольких экземплярах и раздавал призреваемым бесплатно.
Странноприимный дом, как находящийся при Кафедральном соборе, состоит под главным ведением Кафедрального о. Протоиерея, о. Ключаря и Соборного старосты. Постоянный надзор над ним поручен одному из соборных священников, со званием Смотрителя его, который ежедневно, утром, в полдень и вечером посещает его и наблюдает как за поведением призреваемых, так и за хозяйственною частью и правильным ведением установленных порядков. Он же каждый день после вечернего богослужения совершает литию о усопших Благоверных Князьях от Всеволода Георгиевича до Бориса Данииловича, Благоверных Княгинях и Княжнах и Святителях, почивающих в соборе,—о почивших в Бозе Благочестивейших Государях Императорах Николае Павловиче и Александре Николаевиче, Благочестивейших Государынях Императрицах Александре Феодоровне и Марии Александровне, Благоверном Князе Цесаревиче Николае Александровиче, усопших благотворителях Странноприимного дома и других умерших—по желанию их живых родственников; после литии в присутствии призреваемых прочитывает вечерние молитвы и затем молитву о здравии и спасении Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Благоверного Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича и всего царствующего дома, Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского, Преосвященного Аркадия Епископа Муромского и всего освященного чина и причта церковного, а так же начальствующих в Странноприимном доме лиц, благодеющих ему, служащих в нем и других лиц — по их желанию. Для ведения письмоводства прикомандирован один из соборных диаконов, который каждый вечер от призреваемых в Странноприимном доме отбирает документы, прописывает их в книгу для того заведенную, ведет запись числу лиц, прибывших в приют без паспортов, числу лиц обедавших и ужинавших и предметов продовольствия поступивших за день. Для учрежденного при Странноприимном доме неусыпаемого чтения псалтыри с поминовением на славах усопших проживают в трех кельях при молитвенной комнате семь девиц, кои чередуются в чтении псалтыри, занимаются сверх сего печением просфор для собора и некоторых градских церквей и соблюдают чистоту в помещении Странноприимного дома; одна старушка, проживающая в Странноприимном доме с самого начала его основания, заведует кухней, и три не молодых лет девицы помогают ей в приготовлении кушанья для призреваемых и хлопотах но хозяйству; для черных работ и постоянного наблюдения за порядком на мужской половине имеется сторож. Попечительницей состояла участница в устроении Странноприимного дома достоуважаемая Ф.Я. Беляева; с обычной ей энергией и любовию хлопотала она о благосостоянии Странноприимного дома, входила в хозяйственную часть и всеми мерами содействовала его процветанию.
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном Успенском соборе
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном соборе в 1892 году
Владимирский Успенский кафедральный собор. Часть 1.
Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1917 год
Возвращение Успенского собора Церкви
Больница Красный крест во Владимире

Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.10.2017)
Просмотров: 1018 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru