Главная
Регистрация
Вход
Пятница
24.11.2017
06:43
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 382

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [16]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]
Революция 1917 [43]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Отчет по Странноприимному дому за 1883 год

Отчет по Странноприимному дому, состоящему при Владимирском кафедральном Успенском Соборе, за 1883 год

Странноприимный дом, существующий при Владимирском кафедральном Соборе с 1871 года, согласно своему назначению, в отчетном году давал в своем помещении приют всем вообще богомольцам, приходившим или исключительно поклониться Владимирским Чудотворцам, или заходившим во Владимир для поклонения Владимирским Угодникам мимоходом и державшим путь в другие места, сияющие святыней: в Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Почаевскую Лавру, Новый Иерусалим, Киев, в Соловецкий монастырь, Верхотурье, на Валаам, Афон, в Старый Иерусалим, Саров, Воронеж, Задонск, Муром, Суздаль, Боголюбов монастырь и т. д. Странники богомольцы в Странноприимный дом для отдохновения приходили ежедневно и весьма часто в немалом количестве. Были даже дни, когда Странноприимный дом был переполнен богомольцами и имел под своим кровом до 400 человек — это преимущественно в день встречи иконы Божией Матери Боголюбовской 21 мая, накануне и на другой день встречи; в эти дин богомольцы занимали не только отведенное для них помещение, но и моленную комнату, столовую, кухню, сени — словом всякий уголок. Вообще в течение месяцев: марта, апреля, мая, июня и июля, как более удобных по теплоте времени для путешествия, богомольцев было сравнительно более, чем в другие месяцы. Нетленно почивающее в кафедральном Соборе Мощи святых благоверных Князей Георгия, Андрея и Глеба привлекали богомольцев со всех концов необъятной России, не только из губерний собственно Российских, но и из отдаленной Сибири — Иркутской, Тобольской губерний, даже Акмолинской, Семиречинской и Забайкальской областей, как видно из приложенной ниже ведомости.
Кроме богомольцев, Странноприимный дом, согласно мысли, подавшей повод первоначальной его основательнице к его учреждению, давал призрение всем вообще лицам, нуждавшимся в бесплатном приюте. В силу чего в нем пользовались приютом: а) безместные священники, причетники и молодые люди, исключенные из духовных училищ, имевшие нужду в приискании себе служебных мест; б) бедные вдовы и сироты-девицы духовного звания, пришедшие в губернский город хлопотать пред Епархиальным Начальством по своим нуждам; в) рабочий класс людей, идущий на заработки или возвращающийся домой после безуспешных поисков работы и не имеющий в кармане ни одной копейки; г) лица, не имеющие ни родства, ни оседлости, по болезненному состоянию неспособные к труду (преимущественно пожилые отставные солдаты) и под видом богомольцев путешествующие по России из одного конца ее в другой; д) слепые, хромые и им подобные убогие, питающиеся Христовым именем; е) подверженные несчастной страсти пьянства и дошедшие до безысходного положения; ж) бедные крестьянки, пришедшие на базар и не имеющие в кармане лишнего пятачка для уплаты за ночлег на постоялом дворе; з) были, наконец, призреваемы в отчетном году освобожденные из тюремного заключения по Всемилостивейшему Манифесту по случаю Коронования Их Императорских Величеств и не имевшие на первых порах ни приюта, ни работы, ни куска хлеба.
Призреваемых в Странноприимном доме, как богомольцев, так и других нуждающихся лиц средним числом ежедневно в отчетном году было 19 человек.
От каждого призреваемого отбирался письменный вид — паспорт, билет, свидетельство и т. п., если он имел его, и прописывался в особой книге, выданной из Городского Полицейского Управлениям отметкой откуда и куда призреваемый идет, и когда прибыл и отбыл. От лиц не имевших письменных документов отбирались сведения о том — кто они, откуда и куда идут и общее число их проставлялось В особой книге под известным числом месяца. Эти последние, согласно существующим постановлениям, пользовались приютом только в течение одних суток, а лица с письменными видами оставались до двух и до трех суток. Были, впрочем, случаи, когда некоторые призреваемые проживали в Странноприимном доме по неделе и более с разрешения о. настоятеля Собора. Таковы странники богомольцы: а) имевшие нужду в починке обуви и белья; б) изнемогшие от далекого и долговременного путешествия и нуждавшиеся в достаточном отдыхе; в) имевшие надобность за просрочкой паспорта чрез почту выправить из места жительства паспорт новый и по другим уважительным причинам; г) бедняки из духовного звания, приискивавшие себе служебные места или хлопотавшие по другим делам у Епархиального Начальства.
Все призреваемые, имевшие письменные виды, кроме приюта и ночлега пользовались и столом — обедом и ужином; пользовались столом и те из не имевших документов, кои, по своей бедности, не имели с собой, или не имели средств купить куска хлеба. Самое меньшее число ежедневно пользовавшихся столом было 20 человек, но были дни, когда число трапезующих восходило до 400 человек; средним числом ежедневно обедавших и ужинавших было 52 человека. Стол для призреваемых состоял из простых блюд, в будничные дни иногда из двух, а большей частью из трех, в воскресные всегда из трех, иногда и более, а в праздничные всегда из четырех. Кушанья по возможности разнообразились. Вот перечень блюд, подаваемых попеременно: капуста с квасом, иногда и с соленой рыбой, одна рыба, свекла с квасом и огурцами, одни огурцы, щи с сухарями, картофельный суп, горячий горох, каша жидкая, жареный картофель, гороховый кисель, белый хлеб, лапша, гречневая или пшенная крутая каша, иногда мед, в скоромные дни молоко, причем к столу ежедневно подавался ржаной хлеб. Почти все предметы продовольствия жертвовались благотворителями, пожертвования от них делались ежедневно и записывались своевременно в особо заведенную для того книгу, где проставлялось и число ежедневно обедавших и ужинавших. Все жертвуемое благотворителями расходовалось с должной экономией: излишек от пожертвований в известный день сберегался к дням последующим. Благодаря этой экономии, а главное усердию благотворителей в пропитании призреваемых, недостатка не чувствовалось никогда. При чем Странноприимный дом, не считая нескромностью, вменяет себе в священный долг принести глубочайшую благодарность достопочтенным гражданам: Е.В. Васильеву, П.Т. Седову, В.Н. Муравкину и А.Ф. Петровскому, как всегдашним и наиболее усердным благотворителям.
Странноприимный дом в отчетном году, как и в годы прежние, имел счастье удостоиться благотворительности Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Феогноста к праздникам Пасхи и Рождества Христова на стол для странников. Денежные пожертвования на стол были и от других лиц, имена коих остались неизвестны.
Нередко устраивались в Странноприимном доме так называемые поминальные обеды для призреваемых и всех вообще имеющихся в городе нищенствующих по желанию некоторых граждан в день смерти или памяти их умерших родственников, при чем подавалось к столу все, пожертвованное их щедротами; при значительных пожертвованиях излишек оставался в экономии на содержание призреваемых. В числе призреваемых встречались такие личности, у которых в естественную потребность обратилось чаепитие. Странноприимный дом, не имея возможности снабжать таковых чаем, удовлетворял чайным прибором и горячей водой, для чего по первому желанию странников, имевших свой чай, подогревался имеющийся в кухне куб.
Обед и ужин обыкновенно начинался и оканчивался общим пением всеми присутствовавшими положенных молитв; руководила пением, по установившемуся издавна обычаю, старушка, заведующая кухней. Невозможно бессердечного умиления слышать это молитвословие: пение молитвы начинает старческий, тонкий но дребезжащий уже голос, к нему пристают голоса всех, могущих петь. Правда, нестройно это пение, но оно дышит глубокого сердечностью и благоговением; так и чувствуется, что эти молящиеся и поющие начинают и оканчивают не обычную трапезу, а как бы внезапно, сверх всякого чаяния, ниспосланную им Богом. После ужина все призреваемые собирались в моленную комнату для слушания вечерних молитв, которые прочитывались заведующим Странноприимным домом Соборным священником.
Обеспечиваемый предметами продовольствия от щедрот благотворителей, Странноприимный дом имел и другие источники доходов для своего содержания. Это: 1) кружечный сбор добровольных подаяний, для чего в моленной комнате, женском помещении и столовой, с разрешения Епархиального Начальства, учреждены кружки; 2) доход от поминовения о упокоении и о здравии.
С самого начала существования Странноприимного дома при нем учреждено денно-нощное чтение псалтири. На первых порах при чтении псалтири поминались только благоверные Князья и Святители, почивающие в Соборе и усопшие родственники устроителей Странноприимного дома; впоследствии некоторые из граждан стали обращаться с просьбой о поминовении при чтении псалтири и их умерших родственников, обеспечивая поминовение денежным взносом; в настоящее время эта статья дохода делается уже солидным средством к обеспечению Странноприимного дома. Неугасимому чтению псалтири дано правильное устройство. Шесть девиц, служащих при доме, попеременно день и ночь чередуются в чтении псалтири и на славах прочитывают синодик; кроме того каждый день (исключая дни Страстной и Пасхальной седмиц и навечерия двунадесятых праздников), после вечернего богослужения заведующим Странноприимным домом Соборным священником, при участии служащих девиц, совершается лития о всех усопших, имена коих занесены в синодик. Для однообразия установлена приблизительная норма платы за поминовение: так за вечное поминовение с одного имени 20 руб., за поминовение годовое 1 руб., за шестинедельное 30 коп. Не мало впрочем было случаев, когда взималась и значительно меньшая плата: идет, например, старушка из Акмолинской области в Киев на богомолье чуть не Христовым именем; слыша денно-нощное чтение псалтири с поминовением усопших и присутствуя при литии, она убедительно просит записать в синодик и поминать годок ее покойного мужа, выражая при этом, что она и рада бы внести положенную плату, но никак не может уделить более 50 коп. из имеющихся у ней семи — восьми рублей, часть коих она сберегает на свечи Киевским Угодникам и разные непредвиденные надобности. Ее просьба исполнялась. Кроме поминовения усопших, совершалось поминовение о здравии живых. После вечерних молитв прочитывалась молитва о здравии, благоденствии и спасении Благочестивейшего Государя Императора, Благочестивейшей Государыни Императрицы, Благоверного Государя Цесаревича Наследника и всего Царствующего Дома, Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского, Преосвященнейшего Иакова Епископа Муромского и всего освященного чина и причта церковного; за тем за особой молитвой совершалось поминовение о здравии начальствующих в Странноприимном доме лиц и служащих в нем, всегдашних его благотворителей и лиц, желавших поминовения с обеспечением его денежным пожертвованием.
В отчетном году Странноприимный дом, по мере возможности, содействовал распространению между богомольцами листков, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания. Одни из них были куплены на наличные деньги в книжных лавках, а другие взяты из центрального книжного склада Братства св. благоверного Великого Князя Александра Невского на комиссию, с уплатой денег по мере распродажи их. Кроме того о. ключарем Собора протоиереем А.И. Виноградовым пожертвовано было Странноприимному дому в собственность 735 экземпляров житий Владимирских Чудотворцев и 500 экз. брошюрки: «Странноприимный дом и первоначальная его основательница» и Братством св. благоверн. В. Князя Александра Невского 30 экз. брошюрки: «Краткое изложение главных обязанностей народа к Монарху» для безмездной раздачи богомольцам.
В отчетном году было распродано: а) св. Евангелия в русском переводе 10 экз.; б) Троицких листков 405; в) брошюр разных наименований 143; г) житий Владимирских Чудотворцев и других святых 208 экз.; д) истории Странноприимного дома 150 экз. всего на сумму 52 руб. 21 коп. и роздано даром 30 экз. «Об обязанностях народа к Монарху». Велась торговля, кроме того, финифтяными образками Владимирской Божией Матери и Владимирских Чудотворцев и металлическими крестиками, коих распродано на 9 руб. 67 коп. При распродаже Странноприимный дом не пользовался процентом, а каждую брошюрку, каждый образок и крестик продавал за туже цену, за какую покупал. Но были богомольцы, которые добровольно платили цену, значительно большую стоимости вещи; был например, такой случай: одна богомолка из купеческого звания за брошюрку жития Владимирских Чудотворцев, цена коей 7 коп., заплатила 1 руб. Это усердие богомольцев-покупателей дало возможность Странноприимному дому богомольцам бедным, но сердечно желавшим хоть что-нибудь принести домой на память от Владимирских Чудотворцев, раздавать даром кому брошюрку, кому образок, кому крестик. В зимнее время, когда вечера довольно продолжительны, после вечерних молитв, а в летнюю пору между Литургиями ранней и поздней, иногда производилось для призреваемых чтение Евангелия в русском переводе, или жития дневного Святого по имеющимся в Странноприимном доме Четии-Минеям или какой статьи религиозно-нравственного содержания из Троицких листков и других брошюр. Чтение производилось или служащими при Странноприимном доме, или кем либо из призреваемых. Несмотря на то, что Странноприимный дом давал приют без разбора лицам всех званий и состояний, не редко лицам сомнительной нравственности, в нем всегда, соблюдался полный порядок. Все призреваемые смотрели на Странноприимный дом, не как на ночлежный дом, а как на святое место, где, как и в храме, невозможно никакое бесчиние. К такому взгляду на Странноприимный дом призреваемых располагало совершавшееся в нем денно-нощное чтение псалтири, общественное, в присутствии призреваемых, служение литий, чтение вечерних молитв и брошюр религиозно-нравственного содержания.
В отчетном году был один только неблаговидный случай: один странник похитил у другого деньги; вовремя принятыми мерами виновный был открыт и предан в руки правосудия, а похищенное возвращено его законному владельцу.
Кроме начальствующих лиц над Странноприимным домом неослабное наблюдение имела попечительница его Владимирская гражданка Ф.Я. Беляева, принимавшая деятельное участие и личными хлопотами и значительными денежными пожертвованиями в устроении его. Дважды в неделю — среду и пяток — иногда и более она аккуратно посещала Странноприимный дом, входила в хозяйственное состояние и нужды его, и, если последние встречались, принимала меры к их удовлетворению.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 15-го апреля 1884 года).
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном Успенском соборе
Владимирский Успенский кафедральный собор. Часть 1.
Владимирский Успенский кафедральный собор. Часть 2.
Возвращение Успенского собора Церкви
Больница Красный крест во Владимире

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (27.10.2017)
Просмотров: 19 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика