Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.02.2019
05:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 581

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1013]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [347]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [60]
Юрьев [129]
Судогда [74]
Москва [42]
Покров [78]
Гусь [109]
Вязники [219]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [81]
Александров [172]
Переславль [96]
Кольчугино [39]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [40]
Селиваново [22]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Железнодорожная линия Владимир - Тумская

Железнодорожная линия Владимир - Тумская

История Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги началась в 1890-х годах. Тогда была построена лесовозная узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой являлось село Шумашь (расположено на левом берегу реки Ока, напротив города Рязань). Эта узкоколейная железная дорога вела к селу Солотча, и далее в северном направлении.


В 1901 году было открыто сквозное ж.д. движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяжённость линии - 211 километров).
В районе современного мкр. Мостострой был построен деревянный мост через Клязьму.
Из воспоминаний одного охотника - В.А. Зворыкина, вступившего в члены общества в 1917 г.: «Помню, как мы, бывало, ездили на охоту на Орлов перевоз в поезде по узкоколейной железной дороге, которая называлась "Манжуркой". Необходимо было ехать в закрытом вагоне, так как в паровозной топке использовались дрова, и из трубы по ту и другую сторону состава летели горящие искры. Никаких населенных пунктов, кроме рабочего барака на Орловом перевозе да лесной сторожки, по ходу движения поезда не было. От Владимира до моста по правую сторону тянулся сплошной лес. Подъезжая к деревянному мосту через Клязьму, поезд резко сбавлял ход и ехал с такой скоростью, что его мог легко обогнать пешеход, идущий нормальным шагом. Мост местами шатался и скрипел».


Ж.д. мост через Клязьму

Вид на реку Клязьму с моста

«Станция «Владимир», Рязанско-Владимирской жел. дор.
Начальник Станции — Иван Владим. Щербаков. Помощн. Начальн. Станции: Харитон Степан. Панков, Петр Логинович Зайцев.

Станции Рязанско-Владимирской жел. дор.:
«Улыбышево». Начальник — Владим. Ал-сеев. Горохов.
«Головино». Начальник—Василий Полик. Корнеев. Помощник—Савелий Савел. Рогалев» (Календарь и Памятная Книжка Владимирской губернии на 1913 год).
«Станции Рязанско-Владимирск. жел. дор.:
«Улыбышево» начальник — Владимир Алексеев. Горохов,
«Головино» начальник — Василий Поликар. Корнеев» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
В 1920-х годах был построен участок Гуреевский - Голованова Дача (согласно некоторым источникам - Дача).
«В 1921 году была закончена постройка жел. дор. ветка Черусти—Уршель. В проекте эта ветка предназначалась для эксплуатации лесных массивов и перевоза грузов с Уршельского завода и на завод.
В настоящий же момент ветка работает очень плохо. В беседе с инженером Орловым выяснилось, что получить вагоны для перевоза грузов стоит больших хлопот, волнений и тревог. Администрация-же ст. Черусти, Московско-Казанской железной дороги говорит, что ветка находится не в нашем распоряжении и т. д.
И кто ее хозяин — сказать трудно. Совсем без хозяина...
Спрашивается, для чего же ее строили и для чего она существует?» (И. Иванов». Газета «Призыв», 16 января 1923 года).

«ПРОФСОЮЗ, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ (Агрозавод при Тумском вокзале).
Не было такого месяца, чтоб рабочим, занятым в производстве агро-завода, администрация не задержала бы выплату жалованья меньше на 5 дней.Однажды рабочие решили закупить муки и сахару на деньги, подлежащие к выдаче.Председатель Толкачев не пошел навстречу рабочим и в просьбе отказал. Когда же выдали жалованье, муки купить никому не удалось, она подорожала на 40 проц.
Профсоюз, устрани эту ненормальность» (Газета «Призыв», 17 мая 1923 года).


«Конец «душегубки». Рязано-Владимирской узкоколейкой железной дороге, в просторечии именуемой «душегубкой», «костоломкой» и другими выразительными, но не совсем удобосказуемыми прозвищами, пришел конец. Она, наконец то, перешита на широкую колею.
Вопрос с перестройкой узкой колеи на широкую имеет порядочную давность, не только давность, но целую историю или, вернее, целый ряд «историй». Мы все помним в свое время шум и гам, поднятый вокруг вoпроса о переустройстве, помним, как велось это переустройство, какие были штаты служащих, как по всей линии, образно выражаясь, сыпали сахарным песком, вместо балласта, как кто то был арестован, потом, кажется, освобожден и т. д. и т. п.
Тем не менее, начатая так жарко работа, видимо, для всех застыла… Обыватели смеялись, честные граждане негодовали... И вдруг, в начале весны т. г., как то бесшумно и просто, после долгого перерыва, работы начались вновь. Признаться, мы опять не верили, что работы будут доведены до конца, но, именно, отсутствие этого шума, отсутствие громоздких «контор по переустройству» действовало подкупающе и мы видим теперь, что задача разрешена.
Мы можем сообщить, что эта победа на хозяйственном фронте, одержана только дружными усилиями рабочих и служащих М.-Кур. ж. д. Ни центром, ни НКПС, на последний период переустройства не отпущено ни копейки, все сделано за счет так называемых «местных» средств М.-Кур. ж. д., т. е. путем экономного и умелого хозяйствования правления указанной дороги.
Особые трудности представились при работе у большого моста через Клязьму около Владимира.
Пока открывается широко-колейное сообщение лишь между станц. Курлово и Владимиром.
Экономическое значение этого богатого лесом района, для М.-Кур. ж. д. весьма большое, да я для хозяйства нашей губернии и соседней Рязанской оно также великое. Открытие широкой колеи состоится в воскресенье 30 сентября и будет ознаменовано скромными торжествами.
В 10 ч. в воскресенье на Рязанском вокзале состоится митинг, после чего уже широко-колейный состав поезда с представителями железно-дорожных организаций, администрации, НКПС, местных советских и др. учреждений проследует до ст. Курлово, где тоже будет проведен митинг. По пути будет осмотрен и открыт переделанный мост через Клязьму. Hа обратном пути поезд остановится в Гусе, где и будет устроено торжественное заседание, посвященное этой победе на хозяйственном фронте. По возвращении поезда во Владимир, по новой линии будет открыто сообщение, уже заготовлены три ширококолейных состава, которые и будут пропущены: один с грузом крепежного леса для Донбасса, другой с грузами местной промышленности и третий с материалами дороги» («Призыв» 29 сентября 1923 г.).
«Рабочие железных дорог СССР, могут отметить очередную победу в своей борьбе по восстановлению транспорта. Сегодня открывается новь перешитая на широкую колею Рязано-Владимирская линия.
Длинна история работ по переустройству линии Рязань-Владимир. Прошло не мало времени с тех пор, когда возникла первая мысль перешить ее на широкую колею. Товарищи, работавшие 1919/20 гг. на Рязанке, учли важность этой линии в экономической жизни республики, видя, что в будущем эта линия может быть прямым и коротким путем между Севером и Югом. Центр также обратил на это внимание и принял меры к проведению в жизнь намеченных мероприятий по перешивке.
Но, вспоминая теперь об этом первом периоде работ (1920/21 гг.), досадно становится, что лучшие порывы руководителей транспорта, как можно скорее восстановить расшатанное хозяйство, срывалась черной рукой преступного элемента враждебно относившегося к начинаниям рабочих Совреспублики устроить самим свою собственную жизнь. Многие, наверно, помнят, что самое начало переустройства линии связано с громадными преступлениями лиц, коим было поручено столь ответственное дело, Личные шкурные интересы одержали верх над вопросами общегосударственного характера. Много миллионов денег, не учтенное количество вагонов сахара, муки — этого ценнейшего продукта в то время, бесхозяйственно расходовались.
Когда сами рабочие увидели не целесообразность расходования средств, неправильное ведение дела, не дававшее никаких результатов, oни потребовали через свои профессиональные организации изъятия дела из преступных рук и передачи руководства работами надежным представителям хозяйственной организации. Начало 1922 года кладет конец этой бесхозяйственной картине. Специальный отдел по переустройству распускается. Весь паразитический элемент от руководства работами отстраняется и управление дороги передает дело начальнику участка сл. пути Чичагову, который хозяйственным способом начинает вести работу. Но в связи уже с недостатком средств, работу широким размахом повести не удается и осенью 1922 г. приходится прекратить переустройство.
Много было негодования, бесчисленных проклятий со стороны рабочих на тех, кто не хотел умело использовать отпущенные ранее достаточные, интернациональные средства. Работы замирают. Надежды на скорое их возобновление абсолютно нет никакой.
Наступает 1923 год. Нужда республики, и в частности нашей Курской жел. дороги в топливе, лесных материалах,- все возрастает. А между тем в пределах Рязано-Владимирской линии, подвезенный к станциям и выработанный в лесу древесный материал — дрова, доски, бревна в огромном количестве непроизводительно продолжают лежать.
Лесная промышленность, из-за недостатка подвижного узкоколейного парка, не может использовать в должной мере свою продукцию, неся лишние, громадные расходы по перегрузке с узкой на широкую колею, не может в достаточных размерах подвезти на свои заводы сырья, продовольствия и т. д. Железная дорога не в силах выполнить предъявленные к ней требования по перевозкам.
Лесные массивы, расположенные в пределах Рязано-Влад. ж. д., тронутые пожаром 1921 года, гниют, их нельзя использовать. Колоссальные убытки, потери ценного материала, тревожат наши хозяйственные органы, но отсутствие средств, а может быть, в некоторых случаях, и боязнь снова попытаться создать на Рязанке более сносные условия перевоза грузов, не дают возможности взяться за работу. Главным образом, что не давало возможности приступить вновь к работам по перешивке, так это — неуверенность в силах построить новый мост через реку Клязьму, без которого считалась перешивка излишней. Тех руководители дороги, иного исхода, как построить заново мост, не видели.
Но богат русский рабочий своей творческой силой, видя, что на его глазах гибнет народное достояние, рабочий принимает все меры, чтобы не дать лишний раз подорвать где-либо налаживающееся народное хозяйство. Взвешивается в данных условиях положение, предугадываются последствия, выводятся заключения.
Председатель правления дороги т. Жуков во время весеннего осмотра в мае с. г. моста, предлагает спецам решить вопрос возможности пользоваться имеющимся мостом для продвижения составов ширококолейной дороги, приняв соответствующие меры к его укреплению, и видя колеблющееся настроения инженеров, лично сам берет на себя инициативу осмотра моста. Убеждая технические силы проявить инициативу, поближе стать к действительности, ему удается заинтересовать технических руководителей дороги поставленным вопросом. И действительно, когда последние произвели соответствующее расчеты, они уже твердо решили, что стоит только приложить свой опыт, проявить побольше энергии, усилить инициативу и опереться на широкие рабочие массы — можно скоро разрешить эту трудную задачу.
Было решено, что за счет сбережения дороги, при экономном ведении хозяйства, немедленно начать работы по переустройству можно. Поддержанное жел. дорожными организациями, местными губернскими органами, а также встретив сочувственное отношение в Центре, правление дороги, во главе с уполнаркомпуть т. Жуковым деятельно приступили к работе. Правда, хотя опять пришлось порой сталкиваться с инертностью отдельных лиц, но при дружном общем подъеме эти затруднения были преодолены.


Львов — уполномоченный Владимирского района М.К.-Н. ж. д., принимавший самое близкое участие в переустройстве линии Рязань-Владимир на широкую колею.

Ан. Тим. Чичагов - руководитель переустройства линии Рязань-Владимир. На транспорте работает уж более 30 лет. В 1905 г. принимал участие в революционном движении железнодорожников, за что был посажен в тюрьму и уволен со службы. В настоящее время он является н-ком 13 участка службы пути М.-Н ж. д.

Инженер Г. Г. Лебедев - непосредственный руководитель работ по переустройству моста. Всю гражданскую войну провел на фронтах, работая в качестве н-ка 18 головного ремонтного поезда.

Без всякой излишней хозяйственно-организац. надстройки, под руководством практиканта техника Чичагова, при деятельном участии представителей уполномоченного Наркомпути на линии т.т. Львова, Циклина и прибывшего ремонтного восстановительного поезда, закипела работа. Срок окончания работ был намечен — 1-ое сентября т. е. через 3 месяца.
Сложная и трудная предстояла работа. Отсутствие необходимых материалов верхнего строения, рельс, необходимых лесных материалов высокого качества для ремонта моста по выработанному проекту, отсутствие в достаточном количестве рабочей силы в первое время тормозили работу. Но стремление достичь наметенной цели, создать более выгодные для республики условия пользования богатствами природы, увлекали с большой силой руководителей работами и самих рабочих.
Нельзя сказать, что дело шло гладко, были и недоразумения, но они изживались. Дружным натиском на работу — последняя подвигалась вперед. Например, на мосту можно было видеть что и днем и ночью при электрическом освещении копошились рабочие, ни одной свободной минута не проходило даром. День за день, по мере приближения к сроку окончания работы, под ударам топора и молотка рос мост, все дальше и дальше прокладывался широкий рельсовый путь. И досадно стадо, когда вследствие несвоевременной доставки материалов, к сроку не были закончены работы. Прошло - 1-е сентября. Но много еще надо было сделать, чтобы можно было пользоваться широким путем.


Центральные фермы моста длиной по 13 саж.

Длина моста — 152 саж. Высота от уровня реки до головки рельс - 4,87 саж. Мост состоит из 10 ферм.

Однако темп работ усилился еще больше. И вот уже 23 сентября намеченные работы закончены.
Открывая новый Рязано-Владимирский путь, транспорт усиливает свою хозяйственную мощь, предает бодрость нашей промышленности, которая шире может использовать средства передвижения. Крепкий и новый гвоздь мы сегодня забиваем в устрой нашего экономического строительства.

Открытие широкой колеи ж. д. Владимир-Рязань

«В воскресенье, 31-го июля, по просьбе начальника 5-го участка переустройства линии Рязань—Владимир, состоялся организованный тов. Степановым воскресник. Прибывшие на ст. Владимир красноармейцы в числе до 250 человек, во главе с тов. Ефимовым, в три с полoвиной часа погрузили сорок пять платформ с ширококолейными шпалами и развезли по линии 22 платформы. Во время работы, воскресники проявили достойные звания красноармейцев усердие к делу и расторопность, благодаря чему ст. Владимир была своевременно разгружена.
Причитавшийся воскресникам заработок в размере 19750 руб., 3 пуд. 38 фун. мукой, 18 фун 89 зол. сахаром и 3 фун. 28 зол. солью, было решено, по их инициативе, передать в пользу голодающих Поволжья. Означенные деньги и продукты отосланы и Губ. комиссию помощи голодающим» (Газета «Призыв», 20 августа 1921 г.).
30-го сентября 1923 года состоялось торжественное открытие широкой колеи ж. д. Владимир-Рязань, перешитой с узкой колеи на протяжении между станциями Владимир-Курлово.
К 10 ч. мы уже на празднике, у Тумского вокзала, ждем открытия митинга, ждем, когда этот гигант-поезд ширококолейной дороги тронется в путь.
Невольно бросается в глаза не гармоничность этого поезда со строениями маленькой-маленькой станции Тумки, когда не только сараи, но и сама станция кажется гораздо меньше одного этого, украшенного зеленью, красного паровоза... Сегодня здесь все в зелени и паровоз и арка впереди его, и малюсенькая станция, и трибуна, на которую взошел т. Львов В. Н. открывать митинг.
— Товарищи, даже не верится, что все то, что сегодня перед нашими глазами, выстроено в четыре месяца.
Сам срок говорит за то, что здесь не было принуждений, здесь не было рабов, что здесь были только свободные строители хозяйства Советской республики—рабочие и крестьяне и техники-специалисты железнодорожники…
И только мозолистая рука,— заканчивает т. Львов,— под руководством Коммунистической партии, сможет восстановить хозяйство страны и наладить ее благополучие.
Да здравствует Коммунистическая партия!.. Да здравствует вождь мирового пролетариата т. Ленин!
Да здравствует наша, сегодня открывающаяся, ширококолейная дорога!»
Дальше т. Чичагов — начальник работ по перешивке дороги с узкой колеи на широкую, отдает рапорт о ходе работ на всем протяжении.
— «Богатство района, по которому протянулась теперь ширококолейка, лесными угодьями и топливом, натолкнуло на мысль постройки здесь хорошей ж.-д. eщe царское правительство.
Но кроме мысли о постройке, у царского правительства нечего не осталось, дорога осталась в таком же положении, т.-е. осталась «душегубка».
Но вот революция... Упадок транспорта, отсутствие топлива. На этот район обращается внимание, решается постройка дороги.
И не глядя на то, что на всю эту, по существу грандиозную работу при наших условиях, мы получили всего лишь 220 000 руб. золотом.
Дорога готова. Hа рельсах стоят красный паровоз и восемь вагонов, готовые каждую минуту двинуться вперед по широкой колее»…
Тилякитов — начальник дороги — говорит о значении, какое будет иметь вновь открытая ветка для укрепления мощи республики.
-- «Расположенные по линия ветки заводы сумеют при транспортировке грузов по широкой колее понизить себестоимость продукции, что еще сильнее укрепит смычку фабрики и деревни, что положит лишний камень на весы событий в Западной Европе, приблизив мировую социальную революцию»...
Осьмов Н. (секретарь Губкома РКП) приветствует от имени Губернского комитета партии всех участников перешивки дороги и поздравляет с праздником еще одной победы на хозяйственном фронте.
— «Это, товарищи, не первая и не последняя победа, за нами имеется уже целый список таких побед, что говорит за правильность линия, взятой Коммунистической партией в восстановлении хозяйства страны».
Товарищ Осьмов, останавливаясь на роли интеллигенции в революции, между прочим указывает:
— «Если мы в 1918, 19 и даже 20 году была бедны научными силами, если в эти годы наблюдали картину открещивания интеллигенции от РКП, то теперь мы видим, что интеллигенция идет с нами нога в ногу».
Далее т. Осьмов останавливается на событиях на Западе, на грядущей германской революции и отмечает:
— «Каждый лишний гвоздь, употребленный в дело восстановления нашего хозяйства в данный момент,— есть могила буржуазии мира н толчок мировой социальной. Революции»...
Михайлин — (Губвоенком) приветствует собравшихся здесь железнодорожников и поздравляет с праздником победы.

— «Не в одной стране нет того, чтоб рабочие и крестьяне сами восстанавливали хозяйство страны, это имеется только в Советской России,— отмечает т. Михайлин и продолжает — «и это русские рабочее и крестьяне делают правильно, так как власть может быть прочной только тогда, когда крепко в стране хозяйство, когда крепка экономика».
Останавливаясь на событиях в Германии, т. Михайлин говорит:
—«Захватническая Польша в союзе с Фракцией ждут с нетерпением революции в Германии; Польша думает отхватить кусок от Германии для расширения своих границ, а Франция готовит для германских рабочих чернокожие войска - Франция в союзе с Польшей хотят задушить германскую революцию, но мы, товарищи, выйдем тогда на помощь западным братьям и заставим замолчать о своих помыслах Францию и Польшу».
Далее выступает целый ряд товарищей: т.т. Гаврилов (от Губпрофсовета), т. Иванов (от местных транспортных рабочих и трансп. организаций), т. Чернов (от нар'компути), т. Спиридонов (ОТ местного дорожного к-та профсоюза).
Все выступающие, в основном, проводят одну и ту же мысль.
Перешивка дороги — ценный вклад в основной капитал республики, вклад в укрепление смычки города и деревни.
Все выступавшие товарищи в своих выступлениях отмечали и те заслуги, которые ложатся на тех, кто участвовал в перешивке этой дороги.
Открытие ветки
После небольшой речи т. Казаров (уполномоченный от управления дороги) перерезает красную ленту, загораживающую дорогу поезду.
Под крики «ура», с гимном «Интернационал», исполняемым оркестром железнодорожников, поезд медленно проходит первую арку и, захватив участников торжества, уже быстро, не как «душегубка», развивая иногда скорость 60 верст в час, несется по новой широкой колее...
Мост
У моста останавливаемся для осмотра и открытия прохода.
Сплетенный тысячью столбиков, перекладин, подпорок и т. п., мост напоминает гнездо, кропотливо и упорно плетенное хорошим умелым мастером, и мастеру имя — пролетариат.
Работа проделана колоссальная и еще совсем не закончена, работы будут протекать еще весь зимний сезон...
Казарин, разрезая красную ленту, загораживающую проход поезду, говорит:
— «420 кв. саженей мостов переклали рабочие по линии этой дороги. И пусть каждый из этих мостов служит связующим звоном между городом и деревней, а этот большой мост пусть послужит связью пролетариата севера с пролетариатом юга и пусть эта связь будет крепка и долговечна»...
В пути
На каждой из встречающихся на пути станций поезд встречают толпы крестьян, рабочих и молодежи и на каждой станции едущие с поездом устраивают летучие митинги, отмечают события, говорят о значении широкой колеи, говорят о смычке города и деревни.
На Гусю поезд встречает тысячная толпа рабочих, восторженно приветствуя строителей дороги.
На ст. «Курлово» поезд встречают с криками «ура» рабочие местного стекольного завода, а их любимец—красный директор тов. Кузнецов – от имени рабочих благодарит тех, кто строил эту дорогу.
В заключение празднования в г. Гусь-Хрустальный устраивается в бывш. соборе, теперь Дворце Труда, торжественное заседание.
С приподнятым настроением возвращались строителе широкой колеи домой.
Они слышали от самих рабочих, что и стеклянная, и хрустальная, и текстильная промышленность района много выигрывают от новой дороги, от их упорного труда.
Да и само проведение праздника говорило уже о многом рабочему, доказывало ему наглядно, что в России власть рабочих и крестьян и что первое место на разного рода красных торжествах всегда остается за рабоче-крестьянской массой.
Дмитрий Рабочий» (газета «Призыв», 2 октября 1923 г.).
Нет жилья (Погрузочно-разгрузочное бюро ОМК-а).
При открытии движения широкой колеи, грузчики ст. Владимир-Рязанск. были переведены для работ на ст. Гусь. Все бы ничего, да ночевать в Гусю рабочим пришлось в бочках, ящиках и узкоколейных вагонах, в ужасных антисанитарных условиях.
Рабочие не вытерпели и подали в свой союз просьбу об улучшении их положения.
Профсоюз постановил: заведующему бюро Нилову и месткому ходатайствовать перед ж. д. об улучшении помещений для рабочих.
Но... оказывается, одно дело постановить, а другое провести в жизнь, последнего то, как раз, и нет до сих пор. А на дворе осень» (Газета «Призыв», Среда, 24 октября 1923 года).

«Около Тумского вокзала по Нижегородской Ж. Д. под откосом на 174 версте стоит казарма, в которой живут рабочие пути со своими семьями. Рабочие живут в невыносимо тяжелых жилищных условиях. В 20° зимний мороз рабочие в своих квартирах мерзли, окна затыкали чем попало, одеялами и пр. Сейчас в квартире рабочих окна не выставлены, духота, отчего рабочие часто болеют.
Вот как заботятся начальнички о рабочих, вот как они улучшают жилищный вопрос.
Санитарная комиссия и профсоюз, загляните хоть вы к рабочим, да устройте им сносное жилище. Рабочим нет времени заботиться о себе» («Призыв» 31 мая 1923 года).
«Изоляционный пункт.
Эпидемия скарлатины среди учащихся ж. д. в районе ст. Тумской побудила комитет Учк-5 и Уск-5 открыть на этой станции изоляционный пункт на 20 коек» (газета «Призыв», 11 ноября 1923).

«Без бани невозможно.
По Рязано-Владимирской линии все станции расположены в лесу. Деревень в окрестности нет и т. о. рабочие сильно страдают из-за отсутствия бани.
Рабочие и служащие ст. Комиссаровка стали просить построить баню, тем более, что лес есть.
Учкопрофсож подтвердил просьбу, но начальник службы ответил, что, из-за отсутствия денег баню построить не придется.
Служащие теперь говорят — ну теперь придется терпеть до мая м-ца, когда солнце будет греть, тогда опять будем в лесу мыться.
— А паразиты не съедят? А вдруг эпидемия? — Волнуются рабочие.
Надо бы баню построить, без нее рабочий, как без рук.
Да и построить то станет недорого, лес есть, а деньги можно достать, урезав какую-нибудь командировку» (газета "Призыв", 30 ноября 1923 года).

В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки Владимир - Тумская - Гуреевский - Рязань-Пристань и Гуреевский - Дача). По узкоколейной железной дороге перевозился лес, хлопок, потреблявшийся ватными фабриками в городе Спас-Клепики и его окрестностях, и многие другие грузы.
Позднее участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. Она строилась в непосредственной близости от неё (по другим данным, рельсовый путь широкой колеи укладывался на месте рельсового пути узкой колеи). Точная дата открытия железнодорожной линии широкой колеи к настоящему времени не выяснена. Скорее всего, это 1924 год. Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданному НКПС СССР в октябре 1928 года, участок Тумская - Владимир был ширококолейным. На станции Тумская было построено совмещённое локомотивное депо, обслуживавшее локомотивы колеи 1524 мм и 750 мм, а также вагонное депо и другие предприятия железнодорожного транспорта.

Протяжённость железнодорожной линии Владимир - Тумская составляет 121 километр. По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия относится к Владимирскому и Муромскому отделениям Горьковской железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована.
В 1970-х годах железнодорожная линия получила некоторую известность благодаря тому, что являлась «паровозным заповедником». Паровозы использовались в регулярной поездной работе вплоть до 1978 года. В середине 1970-х годов они ещё водили пригородные поезда.
Позднее в пассажирском движении использовались дизель-поезда Д1, в грузовом движении - в основном, тепловозы 2М62. По состоянию на 1996 год, в связи с нехваткой дизель-поездов некоторые пригородные поезда состояли из плацкартных пассажирских вагонов, их вели тепловозы 2М62 либо ЧМЭ3.
В 1990-х годах на станции Тумская ещё существовало самостоятельное локомотивное депо (ТЧ-1 Горьковской железной дороги). К нему были приписаны тепловозы 2М62, ЧМЭ3, дизель-поезда Д1, а также локомотивы узкой колеи.
В 2000 году депо Тумская было ликвидировано и превращено в подменный пункт депо Муром (однако фактически не перестало работать). Эксплуатация дизель-поездов Д1 была прекращена. Все пригородные поезда на линии Владимир - Тумская с этого времени состоят из пассажирских вагонов, обычно их водят тепловозы ЧМЭ3.
Станция Тумская традиционно используется как место отстоя и разделки списанного подвижного состава.
По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия действует. В ходу - три пары ежедневных пригородных поездов сообщением Владимир - Тумская, 1 пара поездов сообщением Владимир - Курлово (летом, по выходным дням).
Грузовая работа производится главным образом по станциям Комиссаровка, Гусь-Хрустальный, Курлово, Тумская. Объём грузовых перевозок незначителен.

По состоянию на 2007 год, небольшой сохранившийся участок этой узкоколейной железной дороги является единственной в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм, составляющей часть сети железных дорог общего пользования, находящихся в ведении ОАО «РЖД» (без учёта детских железных дорог). Местонахождение сохранившегося участка - Клепиковский район Рязанской области. В 2011 году узкоколейная железная дорога была полностью уничтожена. Все без исключения участки пути были разобраны, многие станционные постройки снесены. Уничтожение ценнейшего исторического и технического памятника выполнило ОАО «РЖД».
30.03.2007 © С. Болашенко.
Московско-Нижегородская железная дорога
Музей железнодорожного транспорта.
мкр. Мостострой.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.07.2018)
Просмотров: 317 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика