Улица Шпалорезка находится в Южной промышленной зоне города Владимира, называемой Владимирцами «Яма». Этот район начинается у моста через Железную дорогу на Москву в конце улицы Верхняя Дуброва, от этого моста начинается дорога к Южной объездной и поселку Мостострой, на которой при выезде из «Ямы» и расположена улица Шпалорезка.
В пос. Шпалорезка располагался начальный пункт узкоколейной железной дороги Шпалорезка - песчаный карьер, расположенный вблизи реки Клязьмы, к западу от посёлка Мостострой. Построена она была в 30-е гг. Использовалась в основном для вывоза песка.
Вблизи песчаного карьера в те времена находился исправительно-трудовой лагерь. В связи с этим, в народе ходили слухи, что данную узкоколейку строили заключённые. Узкоколейная железная дорога Шпалорезка - песчаный карьер была разобрана ещё в 1970-х гг. От перекрёстка Мостостроевского шоссе с южным обходом до Клязьмы сохранилась насыпь бывшей узкоколейной железной дороги.
Завод «Шпалорезка»
Завод «Шпалорезка» принадлежал первому участку ямского лесничества Владимирского леспромхоза.
«Для разбора дела улучшения материально-бытовых условий рабочих КК-РКИ выезжало на завод. Выявлено, что зав. столовой Подрезова систематически занималась хищением продуктов. Зав. общественным питанием ОРС-а Владлеспромхоза Петров не интересовался постановкой общественного питания на «Шпалорезке», состоянием свинарника и т. д. Зав. первым участком Скобенников наплевательски относился к бытовым вопросам рабочих, не обеспечивал своевременной выдачи зарплаты. Отдельным рабочим зарплата не выдавалась по три и больше месяца.
Зав. заводом Шибитов не боролся за улучшение работы завода, проявляя полнейшую беспечность в своей работе, хуже того — обнаружено, что им прикарманивались государственные средства. Выездное бюро жалоб постановило: Подрезову с работы снять и дело на нее передать прокурору на предмет привлечения к судебной ответственности. Скобенникову объявлен строгий выговор с предупреждением. Бюро жалоб обязало Скобенникова в течение недели погасить всю имеющуюся задолженность по зарплате рабочим. Перед райпрофсоветом поставлен вопрос о пребывание председателя рабочкома Жукова на работе с привлечением его к ответственности за бездействие и игнорирование нужд рабочих. Передано дело на члена партии, зав. заводом Шибитова в КК-ВКП(б) на предмет привлечения к партответственности, a также прокурору за невыдачу в срок зарплаты, а также на Петрова» («Призыв», 2 сентября 1933).
«Плохо с охраной труда на шпалорезке (ямской лесоучасток). Многие машины и станки (двигатель, наждачный круг и проч.) не имеют ограждений. А у пилы в распиловочном цехе снят тормоз. Все это грозит несчастными случаями. Механику Сорокину рабочие не раз указывали на эти непорядки, но ему «некогда» — он все лежит, да похрапывает в общежитии» («Призыв», 16 декабря 1933).
«В общежитиях шпалорезки плохо. Вот общежитие, где находится контора. Оно превращено в склад, — там и топоры, и пилы, и что угодно. Сотни приходящих, приезжающих людей идут в контору к заведующему и все через общежитие. А когда дожидаются они администрацию, то садятся на койки, приносят в общежитие снег, сырость. Рабочие, приходя с работы, до 12 часов не имеют покоя и отдыха. О переводе конторы в другое помещение рабочие перед директором завода Глуховым ставили вопрос, но безрезультатно» («Призыв», 29 декабря 1933).
«Шпалорезка срывает подготовку транспорта к осенне-зимним перевозкам Шпалорезка леспромхоза в третьем квартале должна выработать для железной дороги 43 000 шпал. Июльский план разделки шпал сорван, заготовлено всего лишь 800 штук. Шпалорезный завод сейчас ремонтируется и с 1 августа должен приступить к работе. Необходимо организовать трехсменную работу с тем, чтобы июльский и августовский планы разделки шпал к 1 сентябре выполнить. Леспромхоз должен уделить шпалорезке максимум внимания и немедленно создать все условия для нормальной производственной работы. Организовать подвозку леса к шпалорезке, довести вывозку шпального сырья не менее чем до 140 кубометров в день. Колокшанский сельсовет должен выполнить решение райисполкома, выделив для постоянной работы по подвозке шпал 30 лошадей. Не допустим срыва подготовки железнодорожного пути к осенне-зимним перевозкам!» («Призыв», 28 июля 1934).
Улица Шпалорезка, д. 10б. Здесь была пилорама или столярный цех.
При заводе «Шпалорезка» в 30-е годы возник небольшой населенный пункт, расположенный вблизи станции Владимир-Тумская на железнодорожной линии Владимир — Окатово — Тумская.
В 60-е годы поселок Шпалорезка входил в состав Пригородного сельсовета Суздальского района Владимирской области с центром в поселке Коммунар.
С 2006 г. поселок присоединен к городу Владимиру как улица Шпалорезка.
В наше время улица Шпалорезка - это несколько старых зданий постройки 50-70-х годов, плюс парочка более новых, но они смотрятся скорее как исключение на этой неблагоприятной в экологическом смысле улице, шумящая, пыльная и узкая дорога по которой нескончаемым потоком движется большегрузная техника, создает неблагоприятное впечатление о жизни в этом месте.
Административные районы города Владимира