Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
18:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Сперанский Николай Иванович, этнограф

Сперанский Николай Иванович

10-го ноября 1904 г. тихо скончался в селе Арбузове, Владимирского уезда, Николай Иванович Сперанский. Со смертью его редакция «Владимирских Губернских Ведомостей» лишилась одного из постоянных сотрудников за последнее время. В № 44-м (от 29 октября 1904 года) была напечатана его статья „Сельские храмовые праздники во Владимирском уезде",— и это была лебединая его песня.


Сперанский Николай Иванович

Николай Иванович, сын священника, родился 16 июля 1860 года в Борисоглебском погосте, что в Баглачеве, Владимирского уезда. Сам очень хорошо образованный по моему времени, отец местный священник Иван Иванович Сперанский дал всем сыновьям возможность закончить высшее образование. Николай Иванович обучался во Владимирском духовном училище и Владимирской духовной семинарии. По окончании 4-го класса последней, он в 1879 году поступил в Ярославский Демидовский лицей, где и окончил курс в 1884 году кандидатом прав.
Служба Н.И. Сперанского по министерству юстиции продолжалась сравнительно недолго: был кандидатом на судебные должности при Владимирском окружном суде, потом получил назначение в отдаленную Сибирь, пробыл там года полтора или два, вернулся на Владимирскую землю, где занял не надолго место судебного следователя, потом был опять кандидатом на судебные должности, и на этом вскоре покончил карьеру. После того он проживал почти безвыездно на родине, вместе с матерью. Осенью 1904 г. старуха-мать скончалась в Москве; совсем одинокий, при том лишенный теплого угла, Николай Иванович перебрался из погоста в Баглачеве к теткам в село Арбузово, где крупозная пневмония и прикончила дни его жизни.

Проведя большую часть своей жизни в селе, человек даровитый, обладавший способностью быстро улавливать явления общественной жизни, комбинировать их и более или менее верно оценивать, Николай Иванович, не смотря на все житейские треволнения, находил возможным время от времени свои наблюдения обрабатывать для печати. Его более всего интересовала бытовая сторона крестьянской жизни, потому и статьи его по большей части этнографического характера, хотя, как юрист, иногда он в них касался и правового порядка.
В 1897 году в 19 номере „Владимирских Губернских Ведомостей“ была напечатана первая статья Н.И. Сперанского «Об упадке народного песенного творчества». В ней автор с сожалением отмечает исчезновение во Владимирской губернии задушевной лирической народной поэзии, которую заменяют циничные и грубые «частушки». Причины упадка народной поэзии Николай Иванович, как и многие люди его времени, видел в крестьянской реформе 1861 года, развитии отхожих промыслов и распространении фабрик и заводов, которые отрывали крестьян от земли, от традиционного быта, уничтожали среду, питавшую народные песни на протяжении веков.
В продолжение этой темы в 1898 году Николай Иванович публикует во Владимирских губернских ведомостях (№№ 32 и 33) работу «Сельские хороводные песни и игры». Во вступлении к статье он с сожалением отмечает, что в его время этнографы очень мало внимания уделяют записыванию песен, обрядов, а по преимуществу предпочитают комментировать уже давно «сданное в архив». В результате такого отношения многие явления сельской духовной жизни отмирают безвозвратно, не оставляя о себе никакого следа. Свою скромную цель Николай Иванович и видел в том, чтобы сохранить для исследователей то немногое, что еще не успело погибнуть.
25 сентября 1898 года во Владимирских губернских ведомостях (№ 39) вышла статья Н.И. Сперанского «Крикуны», в которой он описывал явление характерное, по его собственому замечанию, только для Борисоглебского погоста Владимирского уезда. Крикуны — это временные члены церковного причта, которые в период пасхи помогали переносить иконы из деревни в деревню. В статье он не только описал само явление, но и подробно остановился на причинах его появления, главную из которых видел в обширности прихода.
В начале 1900 года во Владимирских губернских ведомостях ( №№ 1, 2, 3, 4 и 13) выходит составленное Николаем Ивановичем подробное описание крестьянского свадебного обряда („Крестьянский брак"). В этой работе автор поднимает вопрос о сущности крестьянского брака. Он ставит под сомнение точку зрения, что это явление народной жизни является чисто экономическим, связанным с имущественными, материальными интересами, и пытается взглянуть на него с нравственно-этической стороны. В заключение Николай Иванович так же подчеркивает постепенное изживание в браке семейных и общинных начал, когда воля родителей определяла выбор детей, и постепенное возрастание роли личности, желания самих вступающих в брак.
В том же году во Владимирских губернских ведомостях (№№ 25, 26, 32 и 33) публикуется обстоятельный очерк Николая Ивановича под заглавием «Какие песни поет современная деревня». В ней он вновь поднимает вопрос об упадке и отмирании народной поэзии. На этот раз он останавливается на конкретных примерах того, как новые явления в жизни владимирской деревни искажают духовный облик ее жителей, как в песнях появляются чуждые, порой мало связанные с основным смыслом сюжеты.
Когда издавалась „Владимирская Газета", Н.И. Сперанский изредка корреспондировал и в нее, давая сведения о местных промыслах.
Последняя работа, которую Николай Иванович успел опубликовать перед смертью в 1904 году, называлась «Сельские храмовые праздники во Владимирском уезде».
Все появившиеся статьи Н.И. с очевидной ясностью говорят,— сложись у Сперанского жизнь по другому, работай он пером при иной обстановке, мы имели бы, вероятно, ряд более обстоятельных очерков. Но сложилось все иначе.
Хотя наследие Николая Ивановича Сперанского невелико, но его работы имели огромное значение для современников и остаются актуальными в наше время. Они не только содержат уникальные сведения по этнографии Владимирского края. Обращает на себя внимание то, что в каждом очерке Н.И. Сперанский не просто фиксировал то или иное явление, но обращал внимание на причины его возникновения, на факторы, которые вызвали его постепенную эволюцию или отмирание. С сожалением нужно отметить, что такой историческх подход к исследованию явлений народной культуры крайне редко встречается в краеведческих работах.

Источник:
Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 5-й.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Союз Краеведов Владимирской области
Категория: Владимир | Добавил: Николай (12.12.2016)
Просмотров: 1863 | Теги: Владимирский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru