Главная
Регистрация
Вход
Суббота
17.11.2018
04:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 538

Категории раздела
Святые [133]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [974]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [313]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [184]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [160]
Переславль [91]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [40]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [36]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [29]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [55]
Учебные заведения [21]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Монахи — первые садоводы в России

Монахи — первые садоводы в России

С водворением православного греческого христианства в России, 900 лет тому назад, переселялись в нее и греческие монахи, которые не только просвещали погруженную во тьме язычества «обширную Скифию и страну Гиппербореев» светом учения Христова, но и могущественно содействовали общей ее цивилизации.
Так, между прочим, мы находим известие, что начиная с XI века они разводят, начиная конечно с Киева и Киевского княжества, при княжеских теремах и при устраиваемых ими монастырях сады с культивированными плодовыми деревьями и кустарниками: питиями, яблонями, грушами, ели нами, смородиной, малиной, крыжовником и пр. и пр.
С половины XII века, с преобладанием северо-восточной России, при благоверном князе Юрии Долгоруком и сыне его святом Князе Андрее Боголюбском, монашеские сады стали появляться и в медвежьей, суровой стране, в Суздале и Владимире. Князь Юрий Долгорукий, когда не удалось ему занять Киевский великокняжеский престол, навсегда поселился на северо-востоке, захватив с собою из Киева Греков, опытных не только в христианском миссионерстве, но и в разных промыслах, в зодчестве, иконописи, литейном и каменном деле, в торговле, а также и в садоводстве. Святой Великий Князь Андрей Боголюбский, во второй половине XII века, насадил сад при своем загородном тереме в Боголюбове, что ныне село и монастырь, в десяти верстах от Владимира к востоку, на носу, образуемом слиянием реки Перл и с рекой Клязьмой. С тех пор вот уже 700 лет сады процветают во всей Владимиро-Суздальской области, особенно в городах Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и Гороховце. Еще ныне находятся во Владимире и Боголюбове старейшие и толстейшие, уже дуплистые, вязы и липы, продолжающие доселе каждое лето зеленеть, которые по преданию были посажены Великим Князем Андреем Боголюбским. Способ посадки, прикрытия и сохранения вишневых деревьев в Суздале оставался до половины XIX столетия древнейший со времен первого водворения их на северо-востоке греческими монахами. Сажают и выращивают там вишни не высокими и толстыми деревцами, а гибкими лозами, которые было бы легко на зиму пригибать к земле и прикрывать ею, как малину или как на юге России пригибают виноградные кусты; тонкие лозы и сами легко могут нагибаться под тяжестью снега до земли и под снеговой покрышей сохраняться невредимо даже в сильнейшие морозы.
Нежнейшие и лучшие из владимирских вишен, так называемые вишни Васильевские, не способные даже к недальней перевозке, растущие в Патриаршем саду, по преданию, перенесены были сюда в начале XVII века некиим Грузинским патриархом с родины Св. Василия Кесарийского, почему и называются Васильевскими, а сам сад Патриаршим, в память устроителя оного. Владимирские темные родительские вишни, так славящиеся в Москве, составляют уже второй сорт.
К первоначальным распространителям садов во Владимире и его окрестностях Владимирцы причисляют и святителей Московских митрополитов Петра и Алексия, пребывавших первоначально в городе Владимире; им приписывают во Владимире насаждение садов Патриаршего и Добросельского, при бывшем там монастыре с загородной в нем дачей Святителя Алексия. Точно также пользуются заслуженною славой старинные Муромские, Вязниковские, Ярополчьи, Гороховецкие и Суздальские сады, в особенности сад Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, прекрасно возобновленный и поддерживаемый в последнее двадцати-пятилетие теперешним настоятелем, архимандритом Досифеем.
С перенесением великокняжеского стола и митрополии в Москву, с самого начала XIV века и с водворением в ней монахов, сады появились и в Москве при монастырях и княжеских теремах; с XV века они отсюда стали распространяться не только при боярских теремах, но даже между сельским населением в селах и деревнях, особенно в бывших монастырских вотчинах, в которых процветают и доселе около пяти столетий.
Мы не будем перечислять все древние подмосковные сады, а упомянем только Воробьевские, Троице-Сергиевские сады, а также сады в Московском Донском н Николо-Угрешском монастырях.
По примеру древнейших монастырей, основанных в XI, XII, XIII и XIV веках, сады появлялись и при всех последующих монастырях, даже пустынях и в монастырских вотчинах, где только дозволяла земля, в XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веке.
Так, например, в Новоспасском Московском монастыре на левом нагорном берегу Москвы реки устроен яблонный обширный сад даже очень недавно, всего каких-нибудь лет сорок пять, при настоятеле архимандрите Агапите, монахом Даниилом, родом из Черкесов, с лучшими сортами яблонь, числом около 300 дерев. Со смертью архимандрита Агапита, сад и обширные три пруда в нем стали было приходить в упадок: сад до небрежения был запущен; в нем даже без призора паслись все летнее время коровы, обламывая, огладывая, ощипывая и вытаптывая молодые и старые яблоня. Только в последний три года, с настоятельством в Новоспасском монастыре преосвященного Петра, сады и пруды его стали заметно улучшаться год от года, благодаря попечениям иеродиакона Иоанна, с особою любовью ухаживающего за своими яблонями, по примеру вышеупомянутых первых монахов-садоводов в России.
При Московских, монастырях расположенных внутри столицы, также были прекрасные сады; но они, к сожалению, выводятся, как в Златоустовом, Петровском, Сретенском, Богоявленском, Никитском, Страстном и Рождественском монастырях, уступая землю под более выгодные жилые и торговые помещения, а сохраняются в цветущем состоянии только при монастырях на окраинах столицы, как в Новоспасском и Донском, где земля пока еще сравнительно дешева.
Из-за стен этих-то рассадников христианства и образования в народе Русском постепенно распространились сады и в окрестном сельском населении, боярском и крестьянском, составляя ныне весьма обширную и выгодную отрасль сельского хозяйства, как и огороды.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1889 года).
Владимирская городская станция юных натуралистов
Музей Владимирской вишни
Свято-Васильевский мужской епархиальный монастырь
Аптекарский огород в Спасо-Евфимиевом монастыре
Суздальские огородники
Основная статья: Сельское хозяйство Владимирской губернии

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (16.02.2018)
Просмотров: 129 | Теги: Суздаль, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика