Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
04:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Монахи — первые садоводы в России

Монахи — первые садоводы в России

С водворением православного греческого христианства в России, 900 лет тому назад, переселялись в нее и греческие монахи, которые не только просвещали погруженную во тьме язычества «обширную Скифию и страну Гиппербореев» светом учения Христова, но и могущественно содействовали общей ее цивилизации.
Так, между прочим, мы находим известие, что начиная с XI века они разводят, начиная конечно с Киева и Киевского княжества, при княжеских теремах и при устраиваемых ими монастырях сады с культивированными плодовыми деревьями и кустарниками: питиями, яблонями, грушами, ели нами, смородиной, малиной, крыжовником и пр. и пр.
С половины XII века, с преобладанием северо-восточной России, при благоверном князе Юрии Долгоруком и сыне его святом Князе Андрее Боголюбском, монашеские сады стали появляться и в медвежьей, суровой стране, в Суздале и Владимире. Князь Юрий Долгорукий, когда не удалось ему занять Киевский великокняжеский престол, навсегда поселился на северо-востоке, захватив с собою из Киева Греков, опытных не только в христианском миссионерстве, но и в разных промыслах, в зодчестве, иконописи, литейном и каменном деле, в торговле, а также и в садоводстве. Святой Великий Князь Андрей Боголюбский, во второй половине XII века, насадил сад при своем загородном тереме в Боголюбове, что ныне село и монастырь, в десяти верстах от Владимира к востоку, на носу, образуемом слиянием реки Перл и с рекой Клязьмой. С тех пор вот уже 700 лет сады процветают во всей Владимиро-Суздальской области, особенно в городах Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и Гороховце. Еще ныне находятся во Владимире и Боголюбове старейшие и толстейшие, уже дуплистые, вязы и липы, продолжающие доселе каждое лето зеленеть, которые по преданию были посажены Великим Князем Андреем Боголюбским. Способ посадки, прикрытия и сохранения вишневых деревьев в Суздале оставался до половины XIX столетия древнейший со времен первого водворения их на северо-востоке греческими монахами. Сажают и выращивают там вишни не высокими и толстыми деревцами, а гибкими лозами, которые было бы легко на зиму пригибать к земле и прикрывать ею, как малину или как на юге России пригибают виноградные кусты; тонкие лозы и сами легко могут нагибаться под тяжестью снега до земли и под снеговой покрышей сохраняться невредимо даже в сильнейшие морозы.
Нежнейшие и лучшие из владимирских вишен, так называемые вишни Васильевские, не способные даже к недальней перевозке, растущие в Патриаршем саду, по преданию, перенесены были сюда в начале XVII века некиим Грузинским патриархом с родины Св. Василия Кесарийского, почему и называются Васильевскими, а сам сад Патриаршим, в память устроителя оного. Владимирские темные родительские вишни, так славящиеся в Москве, составляют уже второй сорт.
К первоначальным распространителям садов во Владимире и его окрестностях Владимирцы причисляют и святителей Московских митрополитов Петра и Алексия, пребывавших первоначально в городе Владимире; им приписывают во Владимире насаждение садов Патриаршего и Добросельского, при бывшем там монастыре с загородной в нем дачей Святителя Алексия. Точно также пользуются заслуженною славой старинные Муромские, Вязниковские, Ярополчьи, Гороховецкие и Суздальские сады, в особенности сад Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, прекрасно возобновленный и поддерживаемый в последнее двадцати-пятилетие теперешним настоятелем, архимандритом Досифеем.
С перенесением великокняжеского стола и митрополии в Москву, с самого начала XIV века и с водворением в ней монахов, сады появились и в Москве при монастырях и княжеских теремах; с XV века они отсюда стали распространяться не только при боярских теремах, но даже между сельским населением в селах и деревнях, особенно в бывших монастырских вотчинах, в которых процветают и доселе около пяти столетий.
Мы не будем перечислять все древние подмосковные сады, а упомянем только Воробьевские, Троице-Сергиевские сады, а также сады в Московском Донском и Николо-Угрешском монастырях.
По примеру древнейших монастырей, основанных в XI, XII, XIII и XIV веках, сады появлялись и при всех последующих монастырях, даже пустынях и в монастырских вотчинах, где только дозволяла земля, в XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веке.
Так, например, в Новоспасском Московском монастыре на левом нагорном берегу Москвы реки устроен яблонный обширный сад даже очень недавно, всего каких-нибудь лет сорок пять, при настоятеле архимандрите Агапите, монахом Даниилом, родом из Черкесов, с лучшими сортами яблонь, числом около 300 дерев. Со смертью архимандрита Агапита, сад и обширные три пруда в нем стали было приходить в упадок: сад до небрежения был запущен; в нем даже без призора паслись все летнее время коровы, обламывая, огладывая, ощипывая и вытаптывая молодые и старые яблоня. Только в последний три года, с настоятельством в Новоспасском монастыре преосвященного Петра, сады и пруды его стали заметно улучшаться год от года, благодаря попечениям иеродиакона Иоанна, с особою любовью ухаживающего за своими яблонями, по примеру вышеупомянутых первых монахов-садоводов в России.
При Московских, монастырях расположенных внутри столицы, также были прекрасные сады; но они, к сожалению, выводятся, как в Златоустовом, Петровском, Сретенском, Богоявленском, Никитском, Страстном и Рождественском монастырях, уступая землю под более выгодные жилые и торговые помещения, а сохраняются в цветущем состоянии только при монастырях на окраинах столицы, как в Новоспасском и Донском, где земля пока еще сравнительно дешева.
Из-за стен этих-то рассадников христианства и образования в народе Русском постепенно распространились сады и в окрестном сельском населении, боярском и крестьянском, составляя ныне весьма обширную и выгодную отрасль сельского хозяйства, как и огороды.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1889 года).


Суздальские огороды близ Покровского и Спасо-Евфимиевого монастырей в Суздале


Владимирская городская станция юных натуралистов
Музей Владимирской вишни
Свято-Васильевский мужской епархиальный монастырь
Аптекарский огород в Спасо-Евфимиевом монастыре
Суздальские огородники
Основная статья: Сельское хозяйство Владимирской губернии

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.02.2018)
Просмотров: 1236 | Теги: Суздаль, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru