Главная
Регистрация
Вход
Суббота
19.09.2020
14:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [408]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Залыбедская сторона города Владимира в XVIII веке

Залыбедская сторона города Владимира в XVIII веке

Планы XVIII в. дают редкую возможность составить представление о Залыбедской стороне г. Владимира в прошлом. К ним относится единственный рукописный план - так называемый «чертёж» 1715 г. и топографические планы, как дорегулярные, так и регулярные. Топографических планов несколько; мы воспользовались следующими: межевания 1769 г., «города Володимера, имеющего герб льва» 1779 г., с трёхвёрстной округой около 1780 г., конфирмованным планом 1781 г. с поправками около 1794 г., прожектированным планом из «Атласа Владимирской губернии 1801 г.».

Дороги

В XVIII в. через Залыбедскую сторону из Владимира проходили две северные дороги - Юрьевская и Суздальская.
Выход из крепости на Юрьевскую дорогу до перепланировки был, вероятно, не единственный. «Чертёж» 1715 г. показывает дорогу, идущую от Торгового моста через Новый город и затем разветвляющуюся. Одна из ветвей выходит в разрыве вала у Никитской церкви и пересекает Лыбедь, следуя дальше, судя по дорегулярным планам, по линии нынешней улицы Гороховой. По некоторым данным, так заканчивалась во Владимире большая ямская дорога из Москвы через Переславль-Залесский и Юрьев-Польский. Этой улицей, затем по бревенчатому мосту через Лыбедь и далее вдоль вала к Золотым воротам подъезжал к Владимиру в ноябре 1549 г. царь Иван Васильевич Грозный. Это направление в XVIII в. уже, вероятно, устарело и им не пользовались для выезда на Юрьевскую дорогу, поэтому его связь с дорогой никак на «чертеже» не подчёркнута.
Другая ветка, проходящая от Торгового моста через Новый город, названа на «чертеже» 1715 г. «дорогой из посацких слобод от Юрьева полского к городу». Эту дорогу из крепости можно отождествить в целом с направлением Царицынской улицы (нынешней улицы им. Гагарина). Судя по дорегулярным планам, эта дорога после перехода через Лыбедь уклонялась к западу и затем выходила на собственно Юрьевскую трассу, которая проходила также несколько западнее, чем впоследствии. Был и третий выход на Юрьевскую дорогу, на «чертеже» 1716 г. называемый в пределах крепости «дорога круг города рвом», что соответствует нынешнему Ерофеевскому спуску, а затем - «дорога чрез реку Лыбедь».
После большого городского пожара 1778 г. ив связи с перепланировкой города по конфирмованному плану 1781 г. отрезок пути по линии улицы Гороховой был закрыт, а начало Юрьевской дороги пролегло по новой трассе, названной впоследствии Юрьевской улицей (ныне ул. им. Горького). На дорегулярных планах выход на Юрьевскую дорогу в пределах города совпадает с этими тремя направлениями. Их соотношение с улицами после перепланировки показывает совмещение дорегулярных и регулярных планов г. Владимира. Особенно показательно совмещение плана Владимира с трехвёрстной округой 1779 - 1782 гг. и плана 1899 г. Первое направление совпадает на плане 1899 г. с улицей Гороховой, второе - с рудиментарным Дятловым переулком, третье направление проходит западнее Юрьевской улицы.
Дороги, вообще крайне слабо изученные, естественно связывать с внешними воротами. Так, во Владимире в XII в. Серебряные ворота вели в Боголюбов-город, а позже и в Нижний Новгород, Волжские - к речному пути Клязьма-Ока-Волга, Золотые - во вновь построенную крепость Москов. Предполагая, что Юрьевская дорога начиналась на севере, от Нового города, сюда (между средней и западной частями) помещают Оринины ворота. Следуя этой логике, Медным отводят место между средней и восточной частями города, при выходе через Лыбедь на северо-восток, к нынешней Суздальской улице. Однако в XII в. здесь не было Суздальской дороги у в Суздаль ездили через восточные Серебряные ворота, т.е. через Боголюбово, затем только поворачивая на север. Вероятно, Суздальская дорога через Красное село образовалась, вместе с Суздальской улицей, довольно поздно, едва ли не в губернское время, во всяком случае, не в домонгольское время. Скорее всего, это направление сложилось с освоением Залыбедской стороны, т.е. не ранее XV - XVI веков.
Дорога на Суздаль не обозначена на «чертеже» 1715 г., хотя названия Нижегородской и Юрьевской дорог присутствуют (Московская, правда, тоже не обозначена, но она и без того очевидна). Однако на дорегулярных топографических планах дорога в Суздаль показана и обозначена, что, вероятно, и приводило исследователей к мысли о положении Медных ворот между средней и восточной частями города. Более того, направление Суздальской дороги не менялось после перепланировки и почти совпадает с направлением на дорегулярных планах.
Выход на север из восточной части города, пересекающий Лыбедь, на «чертеже» 1715 г. проходит в двух местах: ниже, т.е. западнее, Зачатьевского монастыря, и «дорога круг города» по рву между средней и восточной частями. На топографических планах к этим выходам из города прибавляется ещё три: один мимо Сергиевской церкви и два от Богословской церкви. В XIX в. сохранялись все эти спуски; два крайних существуют и теперь. Надо полагать, спуски были по преимуществу пешеходные, а съезд был один, по рву. К сожалению, топографические планы не показывают, как шли дороги непосредственно после перехода через Лыбедь. «Чертёж» 1715 г. также не даёт возможности составить ясную картину направления и пересечения северных залыбедских дорог. Возможно, эта картографическая неопределенность отражает неустойчивость трассы, что объясняется низким рельефом и разливами Лыбеди.

Мосты

Мост через реку Лыбедь, видимо, общий для обеих дорог, прослеживается до перепланировки не по планам, а по документам. 21 февраля 1779 г. владимирский комендант Яков фон Каулбарз направил в наместническое правление доношение о мостах и их содержании, где сообщал: «...по Суздальской и Юрьевской дороге от самой площади даже чрез реку Лыбедь и несколько сажен за оную всегда в летнее время бывает и с лёгким возом самой труднейший проезд, а при случившейся дождевой погоде и пешему проходить способу мало. Но как сие место лежит от начала городового мосту да и до конца без всякого по обе стороны жилья, следовательно, по оной дороге мостов сделать неким, а хотя пред недавним временем чрез реку Лыбедь и был накатной деревянной мост, но оной неведомо кем, когда и куды снят... ». На регулярных планах через Лыбедь с северной стороны показан единственный мост - при выходе из крепости, на дороге по рву к Юрьевской дороге.
На «чертеже» 1715 г. мост через Лыбедь показан в другом месте - напротив кремлёвской Фроловской башни с пешими Тайнишными воротами. Изображён этот мост очень крупным, однако недостающим до реки, и обозначен лаконично: «Мост». Сомнительно, чтобы мостов было несколько, поскольку их содержание представляло большую трудность. Возможно, во второй половине XVIII в. мост перенесли от Тайнишной башни, уже разрушенной, к западному выезду из города.
По берегу реки Лыбеди проходила деревянная мостовая, о чём становится известно из ордера, посланного 1 ноября 1786 г. землемеру Епишеву: «Его сиятельству (графу Салтыкову) <...> угодно иметь план и профиль дороге за Лыбедью, лежащей мимо генерал-губернаторского дома внизу по рву начиная сверху от дому купца Лазарева чрез реку Лыбедь до мостовой, коя идет за оною речкою по берегу...». 4 апреля 1789 г. тот же комендант доносил в наместническое правление о мостах, которые «необходимо следует подмостить вновь», имея в виду, очевидно, не собственно мосты, а мостовые. В их числе оказались «за рекою Любедью на вынутых в горе местах по Суздальской дороге 75 сажен, по Юрьевской 30 сажен».
Заставы и другие постройки. При выезде из города на «большую» дорогу полагалось иметь заставный комплекс построек. На дорегулярных планах заставы не показаны, а вот на регулярных присутствует и Юрьевская, и Суздальская заставы.
На «чертеже» 1715 г. помимо посадских дворов показано единственное сооружение - винокурня. На дорегулярных планах единственная казённая постройка — питейный дом, который мог появиться ещё в XVI — ХѴП вв., поскольку государственная винная монополия была учреждена при Иване Грозном. Подобные заведения часто находились при началах дорог. По питейному дому и можно судить о начале старой Юрьевской дороги. Новая дорога, судя по планам, начиналась от прежнего места, и питейный дом также остался.
На «Плане города Володимера, имеющего герб льва» 1779 г. обозначены, уже за городской чертой, два лазарета: «володимерского нутреннего баталиона и при нем абтека» и лазарет, «оставшей после володимерского пехотного полку». На плане из «Губернского атласа» за Лыбедью на интересующей нас территории указана ещё пивоварня (возможно, на месте винокурни «чертежа» 1715 г.) и питейный дом - восточнее, чем упоминавшийся выше.

Воскресенская церковь

Важной константой Залыбедской стороны являлась Воскресенская церковь. «Чертёж» 1715 г. посредине Залыбедской стороны показывает « церковь Воскресения Христова за рекою Лыбедью». До сооружения каменного здания, частично сохранившегося доныне, деревянный ансамбль Воскресенской церкви состоял из самой церкви и отдельно стоящей к северу от неё, в близком соседстве с обывательскими дворами, трапезной. Церковное место, как правило, не менялось, и новые здания строились в его пределах. Судя по планам, церковь после сооружения в 1789 г. каменного здания осталась в пределах прежнего церковного места.

Жилые кварталы

Населяли Залыбедскую сторону в XVIII в. посадские люди. «Чертёж» 1715 г. показывает за Лыбедью исключительно «слободы поса(д)цкие» без каких-либо дополнительных топонимов. Одна из этих слобод должна быть Варваркой, которую образовали 17 семейств, переселённых в 1489 г., при Иване Грозном, из Новгорода во Владимир. В эту слободу ведёт дорога через Лыбедь, показанная и на «чертеже» 1715 г. (выше винокурни), и на топографических планах ХѴIII и XIX веков. На планах XVIII в. можно также узнать будущую улицу Нижние Ямки, лежащую вдоль Лыбеди восточнее Варварки. Улица Верхние Ямки, которая выходит на пределы города XVIII в., сложилась, вероятно, позднее. Планы XVIII в. не показывают часовню в слободе Варварке, известную в более позднее время, но она существовала и прежде. В 1916 г. жители Варварки и Ямок собирались на месте ветхой деревянной часовни построить небольшую каменную церковь во имя св. великомученицы Варвары с собственным приходом, поскольку в древности на месте ветхой часовенки стоял храм.
В губернское время заселение Залыбедья проходило, надо думать, по конфирмованному плану. Документы конца XVIII в. сохранили некоторые сведения об отводе земли за Лыбедью для постройки обывательских домов. Так, в 1780 г. участки земли за рекою Лыбедью у большой Суздальской дороги, рядом с двором Воскресенского дьякона, отвели купцам Василию и Степану Вороновым, вблизи Суздальской же дороги — протоколисту Ивану Звереву. В 1784 г. «за рекою Лыбедью близ церкви Воскресения» получили земельные участки губернский казначей Степан Осипов, коронный поверенный Филипп Сопельников, секунд-майор Пётр Епимахов, причём последнему отвели землю «за рекою Лыбедью по Юрьевской дороге на правой стороне в первом квартале на углу Мещанской улицы», по соседству с усадьбами регистратора Василия Снегирёва и мещанина Петра Яркина.
Две улицы с таким названием - Большую и Малую - заново проложили по конфирмованному плану за Золотыми воротами. Под другими именами они существуют и ныне. А вот о Мещанской улице в Залыбедской стороне известно не было. Возможно, в XIX в. она стала называться по-другому; во всяком случае, план 1899 г. такой улицы не показывает. Дома в Залыбедской стороне строили попроще, не такие, как, например, на Большой улице. Так, Петру Епимахову разрешили строительство «по плану 4-го номера на каменном фундаменте деревянного дома». В 1787 г. «по Юрьевской дороге на выезде из города по правую сторону в поле» получил землю регистратор Иван Александровский.
Надо думать, значительные городские территории в XVIII в. за Лыбедью, помимо «пустопорозжей» земли, занимали огородные и садовые владения, и не только обывателей, но и других собственников. «Сотная с владимирских писцовых книг Р.И. Образцова с товарищем на вотчины Рождественского Владимирского монастыря от 20 мая 1544 года» указывает: «Да на Всполье за посадом выше Фроловские улицы огород Рожественого манастыря». Топоним «Всполье», как видно отсюда, существует уже в XVI в. и, как можно думать, относится к Залыбедью, где известен и в более позднее время. В этом же документе упоминается Фроловская улица. Идентифицировать её, конечно, невозможно, но почему бы не связать её с направлением, идущим от Фроловских ворот городской крепости к Лыбеди и дальше?
С XVII в. по документам прослеживается в Залыбедской стороне фамилия Столетовых - новгородских переселенцев. В 1613 г. дворовое и огородное место за Лыбедью продали посадскому человеку Потешке Столетову Иван и Григорий Зловидовы, а тот позже продал её своему родственнику Ларке Столетову. А Обывательская книга купечества г. Владимира за 1794 г. упоминает в самом городе каменный дом Дмитрия Акимовича Столетова - прадеда широко известных ныне братьев Столетовых.
За Лыбедыо находились садовые, огородные и усадебные места священников и служителей Успенского собора, о чём свидетельствует «выпись», составленная в 1770 г. В этой «выписи», между прочим, упоминается Спицынская улица за Лыбедью.
Впоследствии на огородных местах и «пустопорозжей» земле появились новые улицы, проложенные по конфирмованному плану. Земля за пределами города вдоль Юрьевской дороги принадлежала городским обывателям и служила выгоном для скота. На городской выгонной земле при первом наместнике Р.И. Воронцове в 1778 г. было отведено 6 участков для устройства кирпичных заводов - по правую и левую сторону Юрьевской дороги. Земля за городской чертой к западу и востоку от Суздальской дороги принадлежала помещикам села Красного и ведомству Коллегии экономии.

Источник:
Т.П. Тимофеева. МАТЕРИАЛЫ Третьей и Четвёртой городских краеведческих конференций. Владимир, 2010
Оборонительные укрепления г. Владимира
Поселок Молодежный
Поселок Всполье
Улица Горького
Улица Луначарского, огородники Столетовы, Династия огородников Муравкиных
Улица Варварка
«Грамзаводская слободка» (ФУБРА)

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (21.08.2020)
Просмотров: 34 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика