Новгородские Васильевские и Тверские медные двери, в Троицком соборе Успенской обители
(Кавелин Л. А. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). – Изд. 2-е. – М. : Типо-литография И. Ефимова, 1891. – 160 с.).
К числу драгоценных художественных произведений наших предков могут быть отнесены медные створчатые двери, находящиеся ныне в Александровском Успенском девичьем монастыре. Двери эти поставлены, по распоряжению вывезшего их из опального Новгорода, в 1570 году, царя Ивана Васильевича Грозного, в южном входе в соборную монастырскую церковь Святой Живоначальной Троицы (В стене, отделяющей внутренность храма от окружающей его, с трех сторон, паперти.). При отличной сохранности, они представляют важнейший памятник, как в живописном, так и в палеографическом отношении.
Васильевские двери (назовем их так в честь строителя, Новгородского архиепископа Василия, в 1336) состоят из двух створов или деревянных половинок, обложенных сверху медными листами, которые исписаны по коричневому полю золотыми рисунками. Створы обеих половинок прикрыты столбиками (накладкой), прикрепленными к левой половине и также обложенными медными листами с изображением на них ликов святых. Так как медные листы, по большей части, разной величины (каждый, примерно положить, в высоту до 8-ми, а в ширину до 6 вершков), то места, где они соединены, прикрыты выпуклыми кругами, имеющими в диаметре около 2 ½ вершков, и также с узорчатыми оконечностями. В верхних рядах на них нарисованы лики святых, а в нижних звезды. Высота дверей по столбику или накладке доходит до 4 ½ аршин; ширина обеих половинок около 14 вершков, а столбики до 4 вершков. Накладные листы все из хорошей красной меди, большей частью коричневого цвета, и в немногих (более потертых руками) красно-багрового. Каждая створа или половинка дверей состоит из семи рядов изображений, а каждый ряд переделен на две половины так, что как одна так и другая створка состоит из 14 квадратов, в которых на левой стороне 13, а на правой 12 изображенных картин, а всего 25 картин. Из них две самые верхние, приходящиеся к концу дверной дуги, имеют округленные крайние концы, в виде сегментов.
Изображения на дверях, по 4 в каждом ряду, размещены в следующем порядке — при чем в первом ряду изображения надобно считать с права на лево, а со второго ряда и до конца с лева на право:
4) Моление Анны. 3) Введение во храм. 2) Рождество Богородицы. 1) Моление Иоакима.
5) Благовещение. 6) Благовещение. 7) Рождество Христово. 8) Сретение Господне. 9) Крещение Г-не. 10) Распятие Г-не. 11) Снятие со креста. 12) Воскресение Христово (Сошествие во ад).
13) Лазарево Воскресение. 14) Вход во Иерусалим. 15) Преображение Г-не. 16. Вознесение Г-не.
17) Успение Пр. Богородицы. 18) Гроб Господень. 19) Сошествие Св. Духа. 20) Троица Святая (в виде Ангелов у дуба Мавриского).
21) Давид «скакаше играя», пред святым кивотом. 22) Суд Душ. 23) Единоборство Давида с Голиафом. 24) Китоврас «меце» братом своим, обетованную землю зр…
Арабески. 25) «Сладость мира сего». Арабески. Арабески.
Это размещение изображений на Васильевских дверях показывает, что мнение Н.И. Мурзакевича о том, что будто «при постановке этих дверей на теперешнее место, от незнания или небрежения мастеров, изображения размещены как попало», справедливо лишь отчасти. Можно заметить, что правильность размещения требует: 1) чтобы изображения Рождества Пресв. Богородицы и моление Иоакима стояли на месте изображений: Моление Анны и Введение во храм Пресв. Богородицы и 2) чтобы три первых изображения 4-го отдела или ряда стояли выше трех последних изображений 3-го ряда; сказать же, что все изображения размещены «как попало», не совсем верно, что справедливо заметил ему г. Шевырев в своем сочинении «поездка в Кириллов Белозерский монастырь», в 1847 г., ч. 1, стр. 40.
Васильевские двери
Описание изображений
а) РЯД ПЕРВЫЙ (справа налево).
1) Удалившийся в пустыню Богоотец Иоаким, сидя под древом, скорбит о неплодии супруги своей Анны. Явившийся Ангел Господень возвещает ему, что Бог, услышав молитву его, благословляет его рождением Девы Марии; надпись: «МОЛЕNIЕ IАКИМА».
2) Праведная Анна, дщерь Матфанова, возлежит на одре в Назаретской храмине одна часть ее рабынь прислуживает ей, другая омывает в купели новорожденную Пречистую Деву Марию. В другом отделении храмины Богоотцы Иаким и Анна с родительскою нежностью держат на коленах Матерь Божию. Надпись на изображении: РОЖЕСТВО (Бцы).
3) Первосвященник Захария принимает трехлетнюю Пречистую Деву Марию во «Святая Святых» Иерусалимского храма. За Девою стоят родители ее Иаким и Анна и несколько девиц, посвященных на служение храму Господню. Во внутреннем отделении Святая Святых, сидящая Пресвятая Богородица беседует с Ангелом.
4) Архангел Гавриил является Преподобной Анне, молящейся под лавровым деревом, и возвещает ей, что Господь, услышав ее скорби и молитву, разрешает ее неплодие.
б) РЯД ВТОРОЙ (слева направо).
5) Посланный Господом Гавриил Архангел, со знамением креста в руке, возвещает смущенной его пришествием Пречистой Деве, что она зачнет и родит Сына Божия. Надпись: «БЛАГОВЕЩNИЕ».
6) Обрученица Иосифова, Пречистая Дева Мария, во время появления Архангела, сидя на возвышенном стуле, прядет нити для соткания завесы, обещанной ею в храм Господень (без надписи).
7) Ангелы, ликующие над Вифлеемским вертепом, славославят новорожденного Богочеловека, к которому, равно как и к возлежащей близ него Богоматери, приходят на поклонение: справа пастыри, а с лева восточные мудрецы: Гаспар, Волтасар и третий непоименованный. Внизу этого изображения, в одном отделении: омовение в купели новорожденного младенца Иисуса; в другом: стоящий о агиос еси(ф) и размышляющий о совершившемся вочеловечении Мессии. Надпись: РОЖЕСТВО ХВО.
8) Праведный и благочестивый Семеон, по обетованию Божию, видит младенца Исуса, которого, в исполнение закона Моисеева, принесли в Иерусалимский храм и Богоотцы Иаким и Анна.
в) РЯД ТРЕТИЙ.
9) Пришедши из Галилейской страны, Ис. Хс. принимает крещение от Иоанна в реке Иордане, в которой рыбы и люди плавают среди воды. Святому таинству присутствуют Ангелы; из них Михаил готовится покрыть Господа тканию, когда Он выступает из воды. Надпись: КРЕЩЕНИЕ. 10) Осужденный Иудейским судилищем Ис. Хс. распят на кресте. Вольной страсти Господа соболезнуют предстоящие, Иван Богослов и Мария Клеопова. Надпись: РАСПЯТИЕ.
11) Праведный Иосиф Аримафеанин, испросив у Пилата позволение погребсти тело Иисусово, снимает его со креста, в присутствии скорбящих: Матери Божией, Иоанна, Марии Магдалины, Марии Иосиевой матери и Марии Иаковлевой. Сидящий у подножия креста Никодим вынимает клещами гвоздь из ноги распятого Господа.
12) Ис. Хс. воскресший от гроба и, знамением победы над смертию, снисшедший в преисподняя земли, освобождает узников смерти, праотца Адама и других. За Господом стоят некоторые святые мужи.
г) РЯД ЧЕТВЕРТЫЙ.
13) За шесть дней до иудейской Пасхи, Ис. Хс., пришедший в Вифанию, по зову двух сестер Лазаревых, для исцеления болящего их брата, приходит в сопровождении Апостолов ко гробу уже умершего Лазаря, и всемогуществом слова своего воззывает к жизни четверодневного мертвеца. Марфа и Мария, сестры воскресшего, пораженные ужасом чуда и радостью, припадают к стопам Источника воскресения, а слуга снимает с него пелены. Примеч. Эта надпись, прямо Сербская, дает право полагать не был-ли и художник, расписывавший сии врата, серб по происхождению? Влияние на Сербов итальянского искусства при кралях известно; тогда легко объясняется и происхождение изображений: снятие со креста и гроб Господень, — которым нет особых праздников в святцах. Но вернее будет предположить, что Русский художник пользовался Сербскими подлинниками, составленными под влиянием западного искусства.
14) Ис. Хс., окруженный шествующими за ним Апостолами из Вифании, на однолетнем жребяти, торжественно въезжает во Иерусалим; некоторые из народа, вышедшего на встречу Господу, устилают путь тканями.
15) Апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, пораженные ужасом Преображения Господня и небесного к Нему гласа, лежат внизу горы Фавора, на вершине которой Ис. Хс. беседует с ветхозаветными пророками: Моисеем и Илиею.
16) Вознесшийся в окружении Ангелов на небо, Господь Ис. Хс. Благословляет, стоящих внизу Матерь Божию и Апостолов, которые со вниманием взирают на отходящего от них Учителя. Ангел Господень, находящийся среди Апостолов, утешает их тем, что Господь вторично снидет на землю.
д) ПЯТЫЙ РЯД.
17) Собранные в Гефсимании Апостолы и некоторые святители совершают надгробное пение над преставльшеюся Пресвятою Богородицею; вознесшаяся святая душа Ея уже покоится в объятиях Господа Ис. Хс. А выше, и самое тело Пресвятой, с ветвию в руках (вравие), возносится Ангелами на небо.
18) Благочестивые мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, пришедшие ко гробу помазать благоуханиями тело Господа Иисуса, извещаются Архангелом Михаилом, что Иисус воскрес от гроба. Внизу сего последнего приставленные Иудейские стражи лежат на земли пораженные страхом.
19) По велению Ангелову, сидящие во Иерусалимской храмине Апостолы: Петр, Павел, Матфей, Иоанн, Лука, Марко, Иаков, Андрей, Симон, Варфоломей, Фома, Филипп, ждут обетованного Духа Утешителя.
20) Господь, в виде трех Ангелов, вкушает пищу у праотца Авраама, который с благоговением прислуживает за столом.
е) ШЕСТОЙ РЯД.
21) Ковчег завета, по некоторым обстоятельствам находившийся в доме благочестивого Аведдара Гефеанана, перевозится на двух тельцах в Сионскую крепость. Сам о Агиос царь и пророк, сопровождаемый хором певцов и музыкантов, скачет пред ковчегом и играет на гуслях. Мелхола (дочь царя Саула) из окна смотрит с неудовольствием на непристойный (по ее мнению) поступок мужа.
22) Совлекшийся всего мирского человек предстоит на судилище. В одной из чаш, висящих на цепи весов, находятся правет (добрые дела) судимого, в другой грехи. Человеконенавистник диавол, над коим следующие слова: ..., видя, что добрые дела судимого перевешивают его грехи, зацепив крюком чашу со грехами, старается перетянуть их на свою сторону, чтобы получить в свою власть душу человека. Душа устрашается власти диавола; но Ангел-хранитель с негодованием противопоставляет диаволу копье со следующими словами: ... Надпись: СУДЪ ДУШЪ.
23) Юный Давид, одетый в пастушеское платье, выходит на единоборство с Голиафом. Исполин весь покрыт медною бронею и вооружен огромным мечем и копьем. Давид снабжен «тобольцем» (мешком), с пятью камнями и пращей. Царь Саул и другие смотрят со стены городской.
24) Увенчанный короной Китоврос держит на правой руке человека (брата своего), тоже коронованного, а левую простирает к царю (Соломону) «на обетованную землю зря». Надпись: «Китоврас меце (мечет) братом своим на обетованюю землю зр.» Повесть о Китовросе см. в Хронографе, писанном в 1494 г. (Опис. рук. Рум. музея, л. 725 об.). «Нач.» Тогда же убо бысть потреба Соломону вопросити о Китоврасе «осочиша ж и, где живет в пустыне далней»... По поводу сей повести Востоков делает след. замечание: «сей Китоврос (Полкан), был какое-то чудесное существо, исполненное мудрости и предвидения, и между тем род дикого человека, подобного отчасти простотою и грубостию Калибану Шекспирову. При всей мудрости своей он дает себя обмануть посланным от Соломона для приведения его, которые налив вином и медом колодцы, из коих Китоврос обыкновенно пил воду, упоили его и сонного заключили в оковы. Соломону понадобился этот мудрец для совету, как тесать камни без помощи железа на строение храма и проч.».
ж) РЯД СЕДЬМОЙ.
25) Изображение с надписью: «в сладость сег мира», заимствовано из статьи, которая в Измерагдех (древнейший Рум. музея перг. XIV века) надписана так: Слово о богатых притча О болгарскихъ книгъ. Нач. Члкъ некий хожаше на поле чиста, и не бе на поле там ни дебри, ни леса…
Содержание притчи следующее: «некоторый человек, ходя по чистому полю, увидел идущих на него льва и верблюда, от которых он бросился в глубокую пропасть и при падении в нее ухватился за ветви растущего в нем серебряного древа. Пока он находился там, прилетали к колодцу горлица, плакавшая о нем и ворон. Заметив, что корень серебряного древа грызут две мыши, одна белая, а другая черная, человек тот поспешно рвет серебряные листья, кладет их «в недра своя», и решается спуститься на ниже растущее золотое древо, но падает на дно пропасти, где страшный змий, дышущий огнем, оглушает его своим свистом — и так безумный «зле погибе». Толкование притчи: поле означает мир сей, верблюд немощь человеческую, а лев — смерть. Глубокая пропасть — это сеть «многоимения хотение, в нихже мнози человецы погибают»; серебряное древо — богатство, белая и черная мышь — день и ночь, горлица—ангел, а ворон—диавол. Желание спуститься на золотое древо, означает ненасытимость богатства, а страшный змий служит образом вечной муки, к которой приводит человека ненасытная алчность к богатству.
Вторая часть дверных украшений состоит из накладки.
Столбик или накладка содержит следующие изображения. В верхней части, на выгнутой заголовке столбика, начертано «отечество», т. е. восседающие Бог Саваоф и Ис. Хъ., а над ними парящий в виде Духа Святого. Непосредственно за сим начертана надпись, объясняющая время сооружения описываемых дверей. Надпись, писанная, как и все упомянутое, золотыми буквами, содержит в себе следующее:
Возле нее изображен Господь Иисус, сидящий на престоле, правая десница благословляющая, левая держит разгнутое Евангелие на словах:
«аз есмъ дверь, аще кто внидет спасется» (Иоан. X, 9). С левой
стороны внизу, у ног Спасителя, изображен в молении Новгородский архиепископ Василий. Он изображен в куполе, фелони и омофоре. Обе его руки в нарукавниках (поручах) благоговейно подняты к изображению Господа Иисуса. Молитвенное обращение Василия ко Господу объясняет следующая мелкая надпись, помещенная сверху святителя: «(мо)литъ архппъ Васили» (Новгородский архиепископ Василий хиротонисан в 1331 году; Новгородская (первая) летопись, согласно с надписью оных дверей, свидетельствует, что архиеп. Василий сделал в Софийскую церковь медные вызолоченные двери в 1336 году: «в лето 6844 (1336) Боголюбивый Архиепископ Василий у святыя Софии двери медные золочены устрои»). Потом опять следует продолжение прежней подписи таким образом:
Под изложенною надписью представлена Пресвятая Дева, стоящая с воздетыми руками и предстательствующая у Господа о всем мире. Благочестивый Василий изобразил под святым ликом Ея следующую, вероятно им самим сочиненную, молитву:
Ниже этой надписи изображен Предтеча так, как его описывает Евангелист Матфей, т. е. в одеянии из верблюжьей шерсти, подпоясанным кожаным поясом, с большою тростью в руке. Под Предтечей начертаны трое святых. Только на одном из них уцелела объяснительная надпись: о аг(иосъ) Самон; над прочими же святыми стерлась; остались только одни неявственные лики угодников Божиих. Впрочем, легко угадать, что это изображения св. мучеников Гурия и Авива. Этими изображениями на дверях Рождества Богородицы и св. мучеников Гурия, Самона и Авива указывается и самое место, какое занимали эти двери в Новгородском Софийском храме, именно с южной стороны, где и поныне существует придел во имя оных мучеников. Ряд исповедников заключен каймою, составленною из арабесков.
Третью часть украшения дверей составляют: переплет из рамочек, покрытых узорчатыми каймами, с разнообразными на них цветами и выпуклые круги с изображениями ликов разных святых. Первый ряд кругов, на правой половине двери, изображает так называемый «деисус», т. е. лики Господа Иисуса, Матери Божией и Иоанна Предтечи. На левой половине двери новый ряд кругов составляют три шестокрылатых Серафима. Второй ряд кругов: на правой половине дверей: Евангелист Иоанн Феолог и святые: Василии великий и Иоанн Златоуст. На левой половине: о аг(iосъ) авка, мафеи и марк агiосъ. Третий ряд составляют на правой половине священномученик Климантос, папа Римский, чудотворец Николае и святый Ипатий. На левой половине: о аг(iос) козма, епископ Маiумскiй, Григорий Богос(лов) и святый Елпатий. Четвертый ряд первой половины: крайнее изображение святого, по причине изгладившейся надписи, неизвестно. Средину этого ряда занимает медная ручка для этой половины. Литейный мастер ручку изобразил в виде человеческой головы, во рту которой находилось кольцо, давно затерянное. Крайнее изображение — святого Прокопия (Прокопий Христа ради юродивый Устюжский, ум. 1303 г. И сам мастер, который наводил золотом украшения на двери, вероятно был родом из Устюга Великого, издавна славившегося черневою работой, почему и дано преимущество изображению святого Устюжского перед Новгородскими.). На левой половине изображен великомученик и победоносец Георгий. Соответствующая правой половине медная человеческая голова и здесь имелась, но теперь ее нет; далее изображение архидиакона и мученика Лаврентия. Пятый и шествий обоих половинок ряды кругов имеют, вместо священных изображений, звезды.
Васильевские двери, как справедливо заметил первый описатель их Н. И. Мурзакевич, в общем сходные с южными дверями Успенского и северными Благовещенского Московского соборов, превосходят их далеко в частностях. Мурзакевич полагает, что их делали два мастера: Грек и Гусский, но Шевырев не разделяет его мнения, а полагает, что художник был один и притом Русский. Такие сложные изображения, как: «Снятие со креста», и «Гроб Господень» (Ангел, жены мироносицы и иудейская стража, ниц падшая), — событий, коим особых празднований нет в святцах, доказывают знакомство живописца с западными образцами, кои легче могли увлечь Русского, и вообще Славянина, чем Грека, не терпевшего преступить предания в области церковного искусства, во избежание подражания Латинянам.
Двери эти представляют нам древнейший образец того, как иконописцы Новгородской школы писали господские и богородичные праздники в начале ХIV века, и можем надеяться, что исследователи Русской иконографии не преминут воспользоваться этим прекрасно сохранившимся памятником Русской иконографии, для восстановления Новгородского подлинника.
Повторим вкратце наши соображения о сих дверях: они деланы не Новгородцем, а жителем Устюга Великого, который на кругах, в числе святых Греческой церкви, поместил своего родного святого (или его Ангела в честь его), Прокопия Христа ради юродивого Устюжского (fум. 1303), коему вероятно был современником, тогда как в числе святых не поместил ни одного Новгородского святого. Двукратное изображение в тех же кругах св. Ипатия (св. Ипатиев два: священномученик и преподобный) дают право полагать, что этот святой был ангел нашего художника, которого посему и назовем Ипатий Устюжанин. Искусство наводки золотом изображений замечательно и удивительно: протекло более 500 лет со времени создания этих дверей, а изображения на них еще свежи и ясны, чему, впрочем, много способствовало помещение их во внутренней галереи, сберегая наводку от действия солнечных лучей. Влияние западного искусства на тот подлинник, с которого мастер брал свои изображения, по нашему мнению, очевидно, на том основании, что в числе изображений есть два таких, которых по Русским святцам не находится среди господских праздников, а именно: Снятие со креста, и Проб Господень с Архангелом и женами мироносицами, и падшею ниц кустодиею (без Воскресшего). Заметим, что Устюг Великий и до сих пор славится своим металлическим так называемым «черневым производством», к сожалению мало поддерживаемым.
Другие входные западные двери в Троицкой соборной церкви состоят из медных листов, покрывающих деревянные двери и кроме резных репьев по филенкам и наличнику не имеют никаких украшений; отличаются простотой и величием древнего Греческого искусства. На одной половинке оных, в верхнем переплете, вставлен резной образ Св. Троицы под Маврийским дубом с надписью над ликами: «агiа Трiас»; на другой половине нет никакого соответствующего оному изображения. И этот памятник, должно думать, вывезен царем Иоанном Васильевичем, как полагают, из Твери, где, как известно, он жил некоторое время пред разгромом Новгорода в 1569 году.
Троицкий собор Александровского Успенского женского монастыря
1. Великая (Старая) Слобода.
2. Александровская Слобода при князе Василии III
3. Александровская Слобода при Иване Грозном.
4. Александровский Успенский женский монастырь
5. Город Александров
|