Главная
Регистрация
Вход
Вторник
16.04.2024
09:57
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [132]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд»

Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд»

В 1923 году в Александрове были открыты мастерские по бытовому обслуживанию населения: ремонт часов, фотография, лужение посуды.
В 1929 году была зарегистрирована артель «Квалифицированный труд», в которой работало 30 человек.
В 1930 году она слилась с артелью «Культпром», изготовлявшей куклы и другие детские игрушки.
В 1931 году был открыт цех росписи (по трафаретам) скатертей, портьер, салфеток, косынок, а также по выпуску женских блузок, жакетов и мужских сорочек, украшенных художественной вышивкой. Искусно вышитые изделия получили признание потребителей, возросший спрос на них определил дальнейшую специализацию производства.
В суровые годы Великой Отечественной войны здесь выполняли спецзаказ государства «Все для фронта» - шили нижнее белье для военных. Рабочих к тому времени было уже 100 человек.
В первые послевоенные годы директором артели «Квалифицированный труд» был Василий Павлович Сизов, отличный хозяйственник. В годы его руководства был построен первый фабричный 7-квартирный жилой дом (одну квартиру использовали как общежитие), улучшены бытовые условия на фабрике для рабочих. Проработал он мало (трагически погиб), но оставил о себе добрые воспоминания.


Фабрика "Квалифицированный труд". Корпус общежития. 1984 г.

В послевоенные годы артель перешла на изготовление мирной продукции: делали детские игрушки - набивали опилками мишек и зайчиков. Одновременно продолжали выпускать изделия в технике холодного батика (наносили на ткань масляными красками разного цвета узоры по трафарету согласно образцу). Рисунки делал технорук Василий Ефимович Захаров.
Первые образцы с вышивкой были разработаны в артели в 1944 году, ещё и война не окончилась.
Издавна вышивали и в крестьянских избах, и в монастырских кельях, и в царских палатах. Расшивали полотенца к иконам, пелены и покрывала для вкладов на помин души, а также сарафаны к празднику. Невеста сама готовила себе приданое: вышивала полотенце к свадьбе, подзоры, рубаху в подарок суженому.
Узор простой - чем одарила природа, то и переносили на самотканый холст. Цветок в узоре символизировал «солнце», дерево - «жизнь», птица - «женщину-берегиню». Это могли быть и гордые павлины со сказочным оперением, и лесные пташки с хохолками и пестрыми крылышками. Такие вышивки считались оберегами, хранителями домашнего очага.
Сначала вышивали крестиком и гладью по счету ниток, потом освоили цветную двухстороннюю гладь. Вышивали скатерти, накомодники, дорожки на стол, салфетки, подстаканники. Искусству вышивки обучали репрессированные женщины, которых забросила в город Александров роковая судьба: одних временно, других - навсегда... Это были творчески одаренные люди, образованные русские интеллигенты, которые, обучая вышивке, учили и культуре поведения. Просто жили, работали - и никто не жаловался на судьбу.
Вот их имена: Анна Платоновна Грачева, Любовь Хрисанфовна Прокофьева, Вера Даниловна Запорожец, Анна Абрамовна Штеренгоф, Нина Александровна Сперанская.
Первым профессиональным художником в артели была Елена Ивановна Горская, москвичка, тоже репрессированная. Именно она первая разработала рисунки на блузки. Один рисунок - «розочки» на креп-жоржете в технике вышивки крестиком - выпускали не на отдельных блузках, а купоном, так и продавали. Один купон был отправлен на выставку в Брюссель, а два купона вышивали для двух дочерей индийского посла. Это был первый профессиональный образец. Купон не сохранился...
Ксения Андреевна Егорова - руководитель артели «Квалифицированный труд» в 50-е годы. Хоть образования у нее и не было, руководила она коллективом по-хозяйски. Строга была, побаивались ее, но уважали. Ксения Андреевна всегда поддерживала людей образованных, умных и некоторых из сторожей и уборщиц переводила на ответственные должности.
Она первая начала создавать художественный фонд артели. Все образцы, начиная с холодного батика, хранились в большом сундуке под замком.


К.А. Егорова - директор артели - в первом ряду в центре (1959 г.)

В 1950-х гг. директор артели Ксения Андреевна Егорова купила две строчевышивальные машины. Освоение машинной вышивки означало для артели большие объемы производства при меньших затратах времени. Одной из первых вышивальщиц машинной вышивки была Екатерина Степановна Лытова.
Для александровских изделий, выполненных машинным способом, присущ тамбурный шов (тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно в другое). Машинной вышивкой мастерицы выполняли сложные строчевые разделки и кропотливые швы, трудно выполнимые вручную.
Со времени образования артель располагалась в здании усадьбы Первушиных на Советской улице. С расширением производства вышивальный и швейный цеха были размещены на улице Новые Конопляники, закройный цех остался в здании на Советской площади.
В 1956 году было построено новое артельное здание, установлено более совершенное оборудование, разработаны образцы новых изделий по самой последней моде. Эти образцы получили высокую оценку на ряде областных и республиканских выставок-распродаж.

Строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд»

С октября 1960 года артель перешла из кооперативной собственности в государственную и отныне стала называться строчевышивальной фабрикой «Квалифицированный труд».
Строчевышивка в Александрове продолжала развиваться. Постепенно изменялись материалы, используемые для изготовления вышитых изделий, менялся и ассортимент строчевышитых изделий. Исчезла чесуча (плотная шелковая ткань), появился лен с лавсаном, который использовался в качестве основного материала. Ушли в прошлое накомодники, ламбрекены, дорожки. Появились небольшие предметы утилитарного характера — сухарницы, полотенца, красивые пляжные комплекты и халаты, платья и костюмы, вышитые мастерицами вручную или на машинах.
Цветовая гамма стала более лаконичной, мягкой; формы орнамента — крупней. Чтобы подчеркнуть орнамент, александровские вышивальщицы часто применяли в узоре цветной контур, резко контрастирующий с основным тоном узора.
Но основная техника вышивки оставалась той же — односторонняя гладь, сочетающаяся с различными декоративными разделками. При вышивке блузок применялась белая гладь.
Не сразу александровские вышивальщицы нашли свой стиль. Льняные скатерти и салфетки 1960-х годов украшены маленькими букетиками полевых цветов, исполненных красными, коричневыми и белыми нитками мулине. Как вспоминала Альбина Ивановна Садова, главный художник фабрики 1980-х годов на формирование стиля сильное влияние оказала Людмила Семеновна Филонова из Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.


Вышивка А.И. Садовой. Из фондов музея-заповедника «Александровская слобода»

При ее содействии определились тип Александровской ручной вышивки - городской, утонченный, с разнообразной цветовой гаммой; растительный орнамент, в котором то, что душе мило: рябинка, смородина, цветы и непременно тонкий вьющийся стебелек; техника - двусторонняя гладь. В ней вышивка выполняется одинаково на лицевой и изнаночной сторонах. Возник и термин, включавший в себя эти особенности - «Александровская гладь».


Александровская гладь: картина и закладка для Библии. Видно, что вышивка двусторонняя, изнанка вышивки ничем не отличается от лицевой стороны. Благодаря чему и закладка с обеих сторон красивая и живая.

Полотенце из полульняного полотна. Украшено яркой вышивкой в технике тамбурной строчки и вологодским кружевом ручной работы

По словам Екатерины Андреевны Богатюковой, главного художника фабрики в 1960-70-ые годы поиск новых орнаментов велся постоянно. Их черпали в изумительно красивой природе нашего края. Однако в ее бытность наряду с натуральными цветами русских полей и лесов в них стали вводиться и стилизованные, среди которых появлялись сказочные птицы. На жизнерадостных работах художницы засияли яркие краски солнечного лета.

Вкус и мастерство александровских умелиц были оценены по достоинству. В 1976 г. бронзовой медали ВДНХ удостоены два полотенца и фартук, автором которых являлась Екатерина Андреевна Богатюкова.
В живописный растительный орнамент на сувенирных панно главные художники попытались вписать и уникальную историю города Александрова. Альбина Ивановна Садова - древнюю, с куполами храмов дворцового ансамбля Александровского кремля, Екатерина Андреевна Богатюкова - современную, со строящимся городом.
Создать изделие - это дружный совместный труд всего коллектива творческой лаборатории фабрики. Художник-модельер создает модель, художник - рисунок. Затем исполнителями - вышивальщицей и швеей - создается единичное изделие. Будет ли оно образцом для изделий массового спроса или так и останется единичным изделием, покажет жизнь. И она показала изделия пользовались большим покупательским спросом и выпускались большими тиражами.
После показа своих изделий на Международной выставке в Москве в 1967 году фабрика получила заказы на экспорт. Женские платья, халаты, блузки, полотенца, украшенные нарядной вышивкой, теперь в немалых количествах отправляются в Англию, Францию, Голландию, Японию.
За период 1960-х - 80-х годов фабрика принимала участие в выставках в 11 странах мира.
Мария Петровна Голубева - незаменимый директор во все времена. В 1949 году приехала из Мстёры в артель после профтехучилища молодая девушка Маша. Приехала на 3 месяца по вызову как инструктор ручной вышивки счетной глади. Только судьба распорядилась по другому - осталась в Александрове, корнями вросла в эту землю и «вышивалка» для нее родной стала. Выйдя на пенсию, вела большую общественную работу.
Талантливым руководителем, творческим работником, отличным хозяйственником была для фабрики директор Елена Леонидовна Соленова. Она окончила школу с золотой медалью (выпускница александровской школы № 1), институт - с красным дипломом, и работа ее на фабрике оценивалась «Знаком качества». Елена Леонидовна сама ездила на оптовые ярмарки, знакомилась с работой других фабрик.
Годы работы Елены Леонидовны Соленовой - это зарубежные поставки продукции фабрики, знамена, премии и награды за перевыполнение плана, за участие в соцсоревновании.
В годы ее работы началось строительство 80-квартирного дома, которое заканчивал уже следующий директор - А.Б. Корелов.
Областной комитет партии заметил талантливого руководителя, одаренного и целеустремленного, и Елену Леонидовну Соленову перевели на работу в областной центр.


Александр Борисович Корелов

Александр Борисович Корелов - руководитель с большим опытом работы на художественных предприятиях. Как никто другой понимал и поддерживал творческий коллектив. Впервые художнику стали предоставлять творческие дни. Особое внимание уделял качеству выпускаемой продукции. Появилось звание рабочего «С первого предъявления». Работа таких вышивальщиц не проходила технический контроль.
Среди первых вышивальщиц, удостоенных этого звания, была вышивальщица Людмила Андреева. Качество ее работ было просто безукоризненно.
В годы его руководства художники начали смелее осваивать новые виды отделочных материалов: применяли шнур, тесьму и даже бусины «под жемчуг». Александр Борисович первый предложил ввести в вышивку метонить - серебристый и золотистый люрекс.


Вышивка А. И. Садовой. Из фондов музея-заповедника «Александровская слобода»

Художники на фабрике, поначалу, были все приезжие, по распределению Московского художественно-промышленного училища им. Калинина (МХПУ). Это две сестры москвички Вера и Надежда Карелины, Аделаида Александровна Ефимова.


Екатерина Андреевна Богатюкова

Окончив Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, пришла на фабрику молодая художница Екатерина Андреевна Богатюкова. Все свои знания, энергию и дарование отдала талантливая художница служению любимому искусству вышивания. Ее высокохудожественные изделия не раз экспонировались на различных выставках, завоевывая награды, дипломы, медали. В 1960-е - 1970-е годы Екатерина Андреевна Богатюкова - главный художник фабрики. Одаренной художницей разработаны изделия, которые фабрика выпускала со Знаком качества. Работы этой художницы занимают достойное место во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике и в музее-заповеднике «Александровская слобода».


Альбина Ивановна Садова

Альбина Ивановна Садова - главный художник фабрики 80-х годов. Пришла в артель в 1955 году, в 16 лет, после 8 класса александровской школы № 3. Начала работать ученицей ручной вышивки, среднее образование получила в вечерней школе. Позже направили учиться в высшую школу промкооперации. Сейчас это Московский государственный университет дизайна и технологии (РГУ им. А. Н. Косыгина). На фабрику вернулась в качестве художника. Поначалу работала инженером-технологом, потом художником. 30 работ художницы хранятся в коллекции музея-заповедника «Александровская слобода».
Бессменный модельер-художник фабрики Нина Александровна Виноградова. Молоденькой девушкой пришла она на фабрику в 1958 году по распределению после швейного техникума. Весь свой трудовой стаж отработала на фабрике и вышла на заслуженный отдых с весомой пачкой наград и грамот.
Жадовская Валентина Григорьевна одна из лучших вышивальщиц фабрики. Никогда не позволяла себе лениться, постоянно колдовала над новыми темами вышивок, вкладывала в них смысл, заботилась о неповторимости задумок и вышивки у нее получались яркие, красивые, утонченные. Работы мастерицы всегда выставлялись на показы и в России, и за рубежом.
Мария Ивановна Беликова мастер машинной вышивки. Обладая большим художественным вкусом сама создавала рисунки и сама вышивала. Даровитая мастерица участвовала во всех конкурсах, где представляла свои изделия строчевышивальная фабрика.
Среди талантливых мастериц александровского художественного промысла можно также назвать Надежду Никитичну Шестакову, Антонину Федоровну Гаврилову, Нину Александровну Еремину, Веру Степановну Рябову, Лидию Григорьевну Кудряеву, Валентину Федоровну Екимову, Пелагею Яковлевну Балашкову, Таисию Александровну Захарову, Альбину Марееву, Тамару Макарову, Елену Лазареву и Ирину Шишову, Марию Копанцеву и многих других.


Работницы фабрики «Квалифицированный труд» в 1974 г.

Творческий коллектив фабрики представляли исключительно женщины, люди серьезные, знающие свое дело. Это конструкторы-профессионалы Людмила Михайлова и Людмила Харитонова, технологи - Татьяна Худякова и Татьяна Платонова, швея Наталья Фролова, накольщица рисунков Светлана Федоровна Захарова и другие.
В 1970 году коллективу фабрики за успехи в труде была вручена Ленинская Почетная грамота Министерства местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. Многие мастерицы отмечены Дипломами и медалями ВДНХ СССР, награждены орденами и медалями. Среди них Е.А. Богатюкова, Н.А. Виноградова, Н.В. Куликова, Т.А. Захарова и другие.


Барченкова А.А., вышивальщица Александровской фабрики "Квалифицированный труд", за работой. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

Вышивальщицы смены мастера Бадаевой Н.М. за работой в цехе машинной вышивки Александровской фабрики «Квалифицированный труд». 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

В цехе ручной вышивки Александровской фабрики «Квалифицированный труд». Вышивальщицы бригады А.В. Куликовой за работой. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

Кулагина В.М., мастер-вышивальщица Александровской фабрики «Квалифицированный труд», за работой. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович

Абрамова Надежда, вышивальщица Александровской фабрики «Квалифицированный труд». 1978 г. Фото: Шлионский Григорий Борисович

В X пятилетке (1976-1980 гг.) коллектив фабрики освоил выпуск изделий из джинсовых и новых блузочных тканей, набивного льна с лавсаном. За выпуск изделий отличного качества с символикой «Олимпиада-80» коллектив был отмечен Благодарственным письмом Олимпийского оргкомитета.
Двадцати семи изделиям фабрики был присвоен Государственный знак качества, около сорока изделий выпускались с индексам «Н» (штучные изделия улучшенного качества).
Художники и мастера александровской строчевышивальной фабрики постоянно работали над разнообразием форм вещей, над расширением ассортимента, соответствующего современному быту, над обогащением строчевышитых изделий новой тематикой.


Производственная гимнастика в цехе. 1984 г. Фото: Цветков Александр Николаевич

Портрет швеи Егоровой Т. 1984 г. Фото: Цветков Александр Николаевич

Политинформация в цехе машинной вышивки. 1984 г. Фото: Цветков Александр Николаевич

С 70-х годов на фабрике проводился внутрифабричный конкурс на создание изделий массового выпуска. У каждого нового изделия - своя особая модель, своя вышивка. Например, в 1983 году, по итогам конкурса, получили жизнь 23 модели и 24 рисунка.
«Удивительное оно - творчество вышивальщиц, художниц: всего неделю выделили участницам конкурса на самоизготовление новых изделий, а сколько создано! - писала о конкурсе газета «Призыв» в июне 1983 года. - Здесь и тамбурная вышивка, и машинная, и автоматная (как ЭВМ, со своеобразной перфолентой), и ручная — в Александрове вышивают двусторонней гладью: и на изнанку вывернешь, а все равно красиво.
Еще в Александрове свои цвета — красный с включениями желтого и черного. Это издавна повелось, от бабушек. Но и новое появилось в вышивке: всегда вышивали на плотном полотне. А сейчас что модно? Легкие, почти невесомые ткани со многими-многими складками и сборками. И вот проблема: плотная ткань эти «складчатые» веяния моды принимает, что называется «в штыки», а на прореженной, то есть легкой, мягкой ткани сложно вышивать.
И с этой проблемой мастерицы справляются. Вшиваются плотные куски в прореженную ткань, да и мастерство вышивальщиц так высоко, что их работа на «неудобной» ткани ничем не отличается от вышивки на традиционных полотнах... Вот такой конкурс... И главное то, что эти конкурсы рождают от 22 до 25 моделей в год, от 38 до 45 рисунков».
Развитие творческой инициативы, совершенствование мастерства обеспечивало александровским строчевышитым изделиям достойное представительство среди произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Корелов мечтал создать на фабрике музей вышивки. Во все времена на фабрику приходило много экскурсий, и музей был бы замечательным дополнением к фабрике. К сожалению, этот проект не осуществился.
Начало 1990-х годов связано с переходом промышленности на новые хозрасчетные отношения. Спрос на продукцию фабрики упал. Росли долги. Людям стало не до вышивки, спрос на продукцию фабрики резко упал. Чтобы хоть как-нибудь сохранить коллектив рабочих, удержать фабрику, А.Б. Корелов нашел в Москве заказ на изготовление формы для налоговой службы: на нагрудном кармане вышивали маленький российский флажок — триколор. Фабрика продержалась так три года. Фабрика постепенно перешла на выпуск швейных изделий.

АО «Элита»

В 1994 году фабрика «Квалифицированный труд» стала акционерным обществом «Элита».
В начале 90-х коллектив «Элиты» был занят выполнением специального заказа - пошив формы для сотрудниц налоговой службы России. Блузы были украшены крошечной вышивкой - эмблемой трехцветного Российского флага. Эта вышивка предельна скромна и, конечно же, далека от многообразия александровских шелковых узоров.
С 1997 года серьезным деловым партнером для фабрики стало Сергиево-Посадское производственное объединение «Чайка», по заказу которого «Элита» выпускала утепленные куртки (с молниями, на синтепоне), то есть по сути новую для себя продукцию. Легкие швейные изделия и сувенирные (шторы, скатерти и т. д.), а также модную женскую одежду «Элита» шила и поставляла для нескольких московских фирм.
По плану диверсификации (то есть освоению нового профиля продукции) акционерное общество «Элита» продолжало развивать свое кондитерское производство, где, помимо выпечки, планировалось выпускать полуфабрикаты, котлеты, рагу. В планах «Элиты» было открытие своего магазина «Русские узоры», где будет продаваться продукция «Элиты» и продукты питания.
Но этому не суждено было сбыться. В мае 2002 года акционерное общество «Элита», бывшая фабрика «Квалифицированный труд» перестала существовать.
«Одно из печальных событий последнего времени - банкротство фабрики «Квалифицированный труд», - писала газета «Голос труда» в мае 2002 года. - Безусловно, это большая потеря не только для людей, которые там трудились, но и для всех александровцев. Хотелось бы, чтобы страницы истории города и предприятий сохранились в памяти потомков».
В настоящее время на производственной территории Александровской строчевышивальной фабрики «Квалифицированный труд» размещается торговый комплекс «Милена».
ООО "Милена" зарегистрирована 17.09.2004 г. Директор Иванова Екатерина Юрьевна. Адрес: г. Александров, ул. Восстания 1905 г., д. 2

В последней четверти XX века каждый житель города Александрова при желании мог иметь красивый эксклюзивный сувенир с «александровской гладью». Ассортимент был довольно богатым: вышитые салфетки, носовые платки, фартуки, скатерти, шторы, постельное белье, полотенца и даже детская и женская одежда.
К сожалению, уже нет той фабрики, где с большой выдумкой и любовью все это делалось. Но, к счастью, есть прекрасная коллекция в музее-заповеднике «Александровская слобода» из замечательных образцов вышивки мастериц города Александрова. Она складывалась на протяжении нескольких десятилетий при активном участии заместителя директора музея Надежды Ивановны Шириня, заслуженного работника культуры РФ. Во многом благодаря ей, состав коллекций и ее разнообразие дают достаточно полное представление об искусстве Александровской вышивки. О том, как оно развивалось, совершенствовалось, становилось частью городской культуры, получало общероссийское и международное признание. Дошедшие до нас образцы старинной вышивки из собраний различных музеев, в том числе и Александровского, свидетельствуют о высокой культуре вышивальщиц, обладающих хорошим художественным вкусом и владевшим всеми секретами удивительного искусства.
Традиции александровской вышивки бережно хранят и передают подрастающему поколению мастерицы в поселке Майском Александровского района. В местном музее создана студия «Ремесла из сундука», где работают удивительные люди, образом жизни которых, стало сохранение традиций русского рукоделия.
Среди художественных ремесел - плетение кружев, изготовление валенок, матрешек-столбушек - вышивка занимает свое достойное почетное место.
Кружок вышивания в студии - это памятник александровской фабрике «Квалифицированный труд».
Главный художник фабрики Альбина Ивановна Садова подарила студии ремесел альбомы с эскизами вышивок. Вот по этим схемам и вышивают мастерицы и обучают вышивке воспитанников студии.


Панно «Александровская слобода». Художник А.И. Садова. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1978 г. Лен; машинная, мережка
Из фондового собрания музея-заповедника «Александровская слобода»
Полотенца. Художник Е.А. Богатюкова. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1970-е гг. Лавсан, нить хлопчатобумажная; ручная работа, машинная
Панно. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1970-е гг. Лавсан, нить хлопчатобумажная; ручная и машинная вышивка
Платье. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1980 г. Ткань шерстяная; фабричная вышивка
Платье-халат. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1989 г. Лавсан; фабричная.
Из фондового собрания музея-заповедника «Александровская слобода»

Полотенце. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1978 г. Лавсан, нить шерстяная; ручная работа
Сарафан. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1980 г. Лен, лавсан; вышивка машинная
Костюм. СССР, Александровская строчевышивальная фабрика «Квалифицированный труд». 1990 г. Лавсан, нить шерстяная; фабричная
Из фондового собрания музея-заповедника «Александровская слобода»

Источник:
И дивный видится узор… История Александровской строчевышивальной фабрики «Квалифицированный труд». МБУК «Централизованная библиотечная система г. Александрова» Отдел информационно-библиотечных и библиографических услуг.
Центр традиционной Мстёрской миниатюры
Промышленные предприятия Владимирской области
Категория: Александров | Добавил: Николай (12.06.2023)
Просмотров: 256 | Теги: Фабрика, Александров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru