Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
03.03.2024
23:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1585]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [167]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2390]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [117]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Боголюбово

Боголюбовская Школа

Боголюбовская Школа

Боголюбовское училище основано обществом и стараниями крест. Захара Ерофеева в 1834 г. Ближайшие училища: Лемешенское в 2-х верст., Новосельское и Ославское — 3-х вер., Добрынское — 4-х верст., Порецкое и Луневское — 7-ми верст.
Священник Евгений Михайлович Воскресенский – студент Киевской духовной семинарии вып. 1857 года, с 1 октября 1858 года по 30 августа 1861 года проходил должность учителя Боголюбского сельского училища; 30 августа 1861 года рукоположен во священника к Вознесенской церкви гор. Владимира…
В 1864 г. рядом с храмом было построено каменное двухэтажное здание земского училища (ул. Ленина, д. 50).


Ул. Ленина, д. 50

В 1876 г. учащихся – 60 мальч., 20 дев. Учительница - оконч. к. епархиальн. женского училища Екатерина Ивановна Смирнова (180 руб. в год). Законоучитель – свящ. Аркадий Неаполитанский (бесплатно). Попечитель – крестьянин Иван Емельяновчи Кузнецов. Содержится на 180 руб. от земства. Помещается в собственном отдельном удобном каменном доме.
В 1884 г. «Помещение общественное, каменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 13 арш. 5 в., шириной 9 арш. 4 в. и вышиной 3 арш. 14 в. Учебных пособий не достаточно — на 30 р. Ни библиотеки, ни книг для чтения нет. Есть сад, которым пользуется церковный сторож. Законоучитель священник Аркадий Неаполитанский, окончил курс в духовной семинарии, преподает в настоящем училище с 1872 г.; учитель Николай Лебедев, окончил курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1875 г, а в настоящем училище с 1876 г. Попечитель крестьянин Сергей Семенович Шорохов, пожертвовал прежде три иконы и портрет Государя. Учащихся к 1-му января 1883 г. 54 м. и 20 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. и 3 дев. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 12 м. и 10 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 55 м. и 27 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 9, 8 — 9 л. - 17, 9 — 10 л. - 9, 10 — 11 л. - 15, 11 — 12 л. - 15, 12 — 13 л. - 13, 13 — и выше - 4. Из учащихся: 72 из с. Боголюбова и 10 со станции железной дороги. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 6 м. и 3 дев., крест. 49 м. и 24 дев. Средства содержания: от земства 350 р., от общества 100 р.; платы за учение нет. Расходы: освещение, отопление, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 300 р. Не посещали училище 5 — 8 ежедневно. Прием в сентябре. Из поступивших 22 неграмотных. Отказа в приеме не было. Учебный год начинается с 19-го сентября и продолжается по 4-е июня. Обучаются нотному и простому пению учителем и поют на клиросе. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому и Славянскому языкам - 20 и более, по арифметике - 5 и пению вне класса. Получили награды 13. Получившие свидетельства учились 4 года. Не окончившие курса учились от 4-х месяцев до 2-х лет. Обозревали училище - инспектор народных училищ и председатель училищного совета. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
В 1 томе Историко-статистического описания церквей приходов Владимирской Епархии (в пяти томах) 1895 г. на странице 231 сообщается «В селе имеется народное училище; в первый раз оно открыто в 1834 г. местным диаконом и помещалось в крестьянских домах; в настоящее время помещается в особом каменном доме при церкви и содержится на средства земства; учащихся ежегодно около 70 человек».
Боголюбовское училище: учительница – Екатерина Фальк (с 1896 года), вторая учительница – Анна Введенская (с 1899 года), законоучитель – отец Василий Лебедев (с 1904 года).
В 1909 году при земском приюте открыта школа на 20 учеников в здании на Центральной улице (ныне ул. Ленина д. 26). Кроме того дети учились в монастырской школе, которая тоже находилась в здании на Центральной улице (ныне улица Ленина д. 40).
В 1910 году школа переехала в дом №50 (ныне улица Ленина д. 26).


Улица Ленина д. 26

В 1908-1910 гг. директором Боголюбовского училища был Зобнин Григорий Яковлевич, родившийся в Боголюбово в 1876 г.
В 1919 году школа II ступени переведена в бывший Дом архимандрита на территории Свято-Боголюбовского монастыря и насчитывала 40 учеников.


Дом архимандрита

В 1925 году при школе создана пионерская организация.
В 1927 г. в Боголюбовом монастыре появился новый арендатор — приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги, который наметил занять три каменных здания, сдаваемых жильцам.
«Реорганизация боголюбовской детколонии. Боголюбовская детская колония реорганизуется в школу крестьянской молодежи. Реорганизация должна быть закончена к 15 августа. К этому же времени должен быть закончен ремонт помещений, оборудование их и т. д. Школа будет укомплектована батраками и бедняцкой молодежью» («Призыв», 28 июля 1930).


Двухэтажный келейный корпус

В 1930 году детская колония и школа были преобразованы в Школу колхозной молодежи. Школа занимала три здания, в том числе бывший келейный корпус. В школе училось 340 учеников.
«В боголюбовской ШКМ до сих пор не организованы горячие завтраки. Вопрос о них был проработан на собрании при небольшом участии родителей и на этом все дело закончилось. В школе много обучается ребят из далеких колхозов и деревень. Живут они в необорудованной, тесном общежитии, так что ребятам приходится готовить уроки в три смены и до 2 часов ночи. При этом общежитие освещается керосиновой лампой, в которой нередко не бывает керосину. И еще один недостаток – в школе имеются кролики, но для них не запасен корм» («Призыв», 28 декабря 1932).
«Педколлектив боголюбовской ШКМ в количестве 13 человек, дополнительно подписался на заем «4-го завершающего года пятилетки» на сумму 370 рублей» («Призыв», 22 февраля 1933).
«Недавно прокуратурой была организована проверка подготовки школ к новому учебному году и состояние материально-бытового положения учительства в боголюбовском сельсовете. Этой проверкой выявлены большие ненормальности, требующие немедленного устранения.
Боголюбовская школа занимает три самостоятельных здания. Одно из них требует капитального ремонта с затратой 25000 рублей.
Сельсоветчики заявляют: денег на ремонт не имеем. Вот почему производится только мелкий текущий ремонт (остекление рам в пр.). На 33-34 учебные год проектируется скомплектовать школу из 320 человек, но где их будет размещать, — сельсовет не знает.
При школе не имеется показательного огородного участка, отчего вопрос о горячих завтраках для учащихся не занимает еще умы руководителей местных советских и др. организаций.
Топливом боголюбовская школа не обеспечена. Средства на учебные пособия имеются всего лишь на половину.
Снабжение учительства поставлено из рук вон плохо — за май учительство еще не получило — сахар, макароны, пшеничную муку и др. продукты.
Боголюбовская школа отнесена к образцовым, но полагающуюся надбавку к зарплате учительство не получает вот уже четыре месяца — март, апрель, май, июнь» («Призыв», 9 августа 1933).
«В 1931 — 32 учебном году боголюбовская ШКМ имела специальный уклон по садоводству. Ребята проходили практику в колхозном питомнике, приобрели навыки по окучировке, прививке и посадке плодовых деревьев. Но вот 32-33 учебный год почему-то РОНО изменило специальный уклон школы.
В текущем году боголюбовскую ШКМ нужно сделать с садоводческим уклоном с тем, чтобы готовить кадры по садоводству» («Призыв», 3 сентября 1933).
«Боголюбовский сельсовет и РОНО нисколько не заботится о школах и школьных работниках.
Что мы имеем в боголюбовской ШКМ и других школах сельсовета на сегодняшний день? В школах дров ни полена. Керосина школьные работники на август, сентябрь и октябрь получили лишь по 2 литра. Керосин в сельПО есть, но его почему-то не дают школьным работникам. А это срывает нормальную работу школьных работников.
Не лучше обстоит и с зарплатой учительства. РОНО мариновало 25-процентную надбавку образцовым школам целый месяц, успокаивая учителей (Зайцев), что уже отослано распоряжение. На самом же деле не было сделано ничего.
В первых числах спустили разрешение, но денег из райФО... и до сих пор не получали. А эту надбавку нужно бы получать с марта регулярно.
Не чище дело происходит и со ставками школьным работникам. Закон гласит, что «специалисты с средним образованием получают второй разряд». Это хорошо знает и РОНО (Зайцев и Клочков), но все же вместо второго платят по первому. Так это обстоит в боголюбовской ШКМ с политехнизатором.
РОНО об этом знает, но ссылается на недостаток лимитов (так выражается Клочков) и уплатить сейчас не может. Когда же они — лимиты будут, т. Клочков?» («Призыв», 21 октября 1933).
«Ударной учебой оправдать звание образцовой школы
Боголюбовская ШКМ считается образцовой школой, но показатели по успеваемости, посещаемости на первую четверть учебного года не образцовые.
Общая успеваемость по первому концентру 88,7 проц., по второму — 84,3 проц.
Значительно лучше учеба идет у пионеров — 93 процента успеваемости.
Средняя посещаемость по школе — 86,5 проц.
Педсостав, учащиеся боголюбовской школы должны оправдать звание образцовой школы и добиваться полной посещаемости и успеваемости!» («Призыв», 28 ноября 1933).
«Учащиеся и учителя боголюбовсвой ШКМ, включись в подготовку к партсъезду, взяли обязательства:
— Довести успеваемость с 86 до 96 проц. Ликвидировать пропуска и опоздания. Повести борьбу за чистоту в школе.
К настоящим дням уже есть результаты.
Пионер-отряд выделил отряд «легкой кавалерии», поручив ему следить за чистотой школы. Группы завели мусорные ящики, полочки для чернил, мела и пр.
7-я группа организовала уголок соцсоревнования и ударничества с результатами за первую четверть учебного года.
Приобретены домино, шашки.
Улучшилась успеваемость. Так, с 26 ноября по 3 декабря по всей школе было только два неуда.
М.И. Лезов» («Призыв», 15 декабря 1933).
«Боголюбовская ШКМ считается образцовой, а к ней самое безобразнейшее отношение сельсовета (председатель Степанов). ШКМ имеет немного дров, при этом они — осиновые, сырые. В школе холодно. Ученики и учителя занимаются в шубах. Квартиры педагога Колычевой и других не отапливаются — нет дров. Не снабжаются учителя и керосином» («Призыв», 18 января 1934).
«Боголюбовская ШКМ не может считаться образцовой. Успеваемость за первое полугодие составляет лишь 89,2 проц.
В школе грязно, холодно. Полы не моются второй месяц. Мастерская из-за недостатка дров не отапливается и сейчас не работает. Лесоматериал мастерской растаскивается техслужащими и сжигается. Школа почти все время отперта, кому не лень, тот в нее и заходит. В школе нет горячих завтраков.
Все это результат ослабленного руководства зав. ШКМ тов. Яковлева, сельсовета — Степанова и непосредственно РОНО, работники которого не раз приезжали в школу, знают ее положение, но ни помощи ни руководства не оказывали.
Яковлев, Степанов и новое руководство РОНО (Зворыкин) должны немедленно улучшить систему своего руководства школой.
Исправить допущенную ошибку и добиться, чтобы боголюбовская ШКМ снова могла по работе считаться образцовой» («Призыв», 30 января 1934).
«Боголюбовские сельские учителя сидят без дров, без керосина. Мука и продукты выдаются с опозданием на 20 и больше дней. Зарплата учителям также задерживается» («Призыв», 20 февраля 1934).
«Плохо работает боголюбовская ШКМ. Методсовещания не собираются, внешкольная работа не организована. Пала дисциплина среди учеников и педагогов. Есть срывы занятий (Яковлев А.Е., брат завшколой). В школе грязно.
Кружки — драматический, ОСО не работают.
Зав. школой Яковлева все это ничуть не беспокоит» («Призыв», 14 марта 1934).

В 1939-40 годы школа преобразована в десятилетку, так как количество учащихся достигло 700 человек.
«Все комсомольцы примут участие в кроссе
Около Боголюбовской школы собралась команда лыжников. У ребят последняя лыжная вылазка в подготовке к комсомольскому кроссу.
15 школьников с звеньевым Соней Дороновой мчат за Клязьму. Скрипит снежок. Быстро пройдены 5 километров.
Комсомольцы Боголюбовской школы любят лыжный спорт.
Комсомольская организация хорошо провела заочные лыжные соревнования. В них участвовало 33 человека. Девушки шли 3 километра, а мальчики — 5 и 10. Вместо полутора часа по норме почти все прошли 10 километров за 48—50 минут.
Комсомолец Марьин занял в соревновании первое место. Он прошел 10 километров в 49,5 минут.
Хорошие показатели дали Валя Товырин, Лолий Нырков, Фаина Круглова, Нюра Щербакова.
Отличных результатов комсомольская организация добилась благодаря многочисленным тренировочным походам. Ребята знакомились в походе с лыжной техникой, упились быть выносливыми, ловкими.
Широкая подготовка велась к комсомольскому лыжному кроссу имени XXIII годовщины РККА. С половины декабря сделано около 10 вылазок.
Военрук т. Лезов проводил беседы по теории и о значении лыжного спорта. На плацу показывал, как нужно ходить на лыжах.
Александр Марьин хорошо овладел лыжной техникой. Успехов достигли Валя Товырин, Лолий Нырков.
Сегодня — день кросса. К выходу на лыжную дорожку мы давно готовы. Пройден медицинский осмотр, сданы нормативы.
В кроссе примут участие все комсомольцы школы.
Подготовка к кроссу повысила интерес школьников к лыжному спорту.
Комсомольцы и несоюзная молодежь овладевают и другими видами оборонного дела. Все комсомольцы члены Осоавиахима, значкисты ПВХО и юного ворошиловского стрелка. В оборонных кружках навыки военного дела получают 200 учащихся. Кружки ПВХО, юного ворошиловского стрелка, физкультурные занятия проводят регулярно.
Секретарь комсомольской организации Боголюбовской средней школы О. Леонова. Член комитета С. Цветков» («Призыв», 2 февраля 1941).
В 1941 году здание школы передано под госпиталь, учебные занятия организованы в здании по улице Ленина, д. 82.
«Школьники в госпитале
Госпиталь, где начальником т. Воронин, на-днях посетили ученики Боголюбовской школы. Они выступили здесь со своей художественной самодеятельностью — поставили пьесу «Капитан Петухов», исполнили ряд других номеров.
После выступления ученики роздали раненым подарки — бумагу, карандаши и т. д.
Раненые остались очень довольны выступлением школьников.
Старший лейтенант Дудоров» («Призыв», 30 марта 1944).

В 1946 году в Боголюбове была создана Школа рабочей молодежи.

«Призыв добрынских школьников, подхвачен. Организованно вышли в поле по сбору колосьев 17 учеников Боголюбовской школы. Учащиеся собрали свыше 40 килограммов колосьев. Помимо этой работы, школьники-пионеры проводят прополку овощей на колхозном огороде. Председатель Боголюбовского сельсовета тов. Астафьев очень доволен работой пионеров в оказании практической помощи колхозу.
Р. Апрятнова, заведующий отделом школ райкома ВЛКСМ» («ВК», 11 августа 1947).

В 1947 году школа переведена в здание по улице Ленина д. 26, школа стала семилетней.
«Изучают биографию И.В. Сталина
Учителя Боголюбовской школы каждую неделю по вторникам занимаются в политкружке. Сейчас они изучают биографию И.В. Сталина. Весь коллектив учителей тщательно готовится к занятиям. В своих выступлениях учителя т.т. И.В. Егоров, 3.К. Николаева, 3.С. Палкина ярко рассказали на занятии кружка о деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина в 1900—1904 годы.
Изучением биографии вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина интеллигенция Боголюбовской школы повышает идейно-политический уровень.
Т. Тихонова, учительница» («ВК», 6 октября 1947).
«В Боголюбовской семилетней школе обучаются дети рабочих и служащих районного центра. Основной же состав учащихся дети колхозников. Боголюбовский колхоз является одним из передовых в районе по всем видам сельскохозяйственных работ. Решением исполкома Боголюбовская семилетняя школа должна быть обеспечена дровами, которые должны быть подвезены подводами сельхозартели. Школе требуется 215 кубометров дров, а подвезено только 3 кубометра.
Несколько раз я обращалась к тов. Шорохову с просьбой обеспечить подвозку дров, но товарищ Шорохов не выполнил своего обещания.
Коллектив учителей надеется, что правление Боголюбовского колхоза полностью обеспечит топливом школу и квартиры учителей.
О.В. Егорова, исполняющая обязанности директора Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 10 октября 1947).
«Село Боголюбово. На улицах с утра оживленно. Со всех сторон дети спешат в школу. Они одеты по-праздничному: у мальчиков белые рубашки с красными галстуками, у девочек на коричневые платья надеты белые фартуки.
Боголюбовская семилетняя школа всесторонне подготовилась к новому учебному году. Ее стены покрашены масляной краской. В классах чисто, светло и уютно. На всю зиму запасено топливо.
Школьники хорошо отдохнули за лето. И вот сейчас они делятся своими впечатлениями, рассказывая друг другу об увлекательных походах и экскурсиях. Многие провели лето в пионерских лагерях. С учащимися всех классов проводились экскурсии во Владимир.
Но дети не только отдыхали, они участвовали в сельскохозяйственных работах. В колхозах имени Ленина, имени Сталина, имени 12 годовщины Октября собирали на полях колосья, убирали горох, заготовили и передали животноводам 135 центнеров веточного корма.
И вот настал долгожданный день, первый день учебы. Директор школы Галина Аркадьевна Гладилова поздравляет ребят с началом нового учебного года. Она рассказывает о том, какую большую заботу проявляют партия, правительство и лично товарищ Сталин о советских детях и призывает учащихся с первых же дней не иметь плохих отметок, закончить учебный год без второгодников.
Начался первый урок. Школьники явились на него все, как один, без опоздания. После звонка в классах воцарилась тишина. Учащиеся внимательно слушают своих преподавателей.
4 класс. Учительница Клавдия Григорьевна Комарова проводит первый урок по истории. Тема урока: «СССР — наша Родина». Учительница знакомит школьников с нашей Родиной, объясняет, почему она называется Советским Союзом и как велики ее необъятные просторы.
В заключение четырехклассники получают задание на дом прочитать из учебника истории статью «Наша Родина», а потом рассказать об этом в классе.
Школа особенно хорошо встретила самых маленьких учеников — первоклассников. Они явились дружно, но за парты садились робко. Учительница Вера Николаевна Данилова на первом же уроке создала такую обстановку, что дети оживились и робость их моментально исчезла.
В классе на видных местах расположены портреты Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Указывая на портреты, учительница объяснила, что великий Ленин завещал нам учиться, учиться и учиться. К этому призывает и товарищ Сталин. Первоклассники разучили стихотворение: «Родину и Сталина любит детвора».
— Повторите это стихотворение дома перед своими родителями, — сказала учительница.
И. РОДИН» («ВК», 3 сентября 1950).
«У нарядной елки
Радостные дни переживают учащиеся Боголюбовской семилетней школы. Дневники пестрят хорошими и отличными отметками. Хорошо потрудились ребята, хорошо и отдохнут во время зимних каникул.
В школе сверкает украшенная разнообразными игрушками и электрическими лампочками елка. Возле елки состоятся бал-маскарад и выступление школьной самодеятельности» («ВК», 31 декабря 1950).
«Наступил торжественный день — день выборов в Верховный Совет РСФСР. Как к большому празднику, готовились к нему учителя и учащиеся Боголюбовской семилетней школы.
Свой первый голос мы отдаем сегодня за великого Сталина. Ведь с именем товарища Сталина связаны все наши успехи, все радости советских людей. Мы, с советские учителя, на каждом шагу чувствуем повседневную заботу и внимание великого вождя. Он — творец самой демократической в мире Конституции, которая открыла нашим детям широкий путь к знаниям, к высотам социалистической культуры.
Сотни тысяч школ построены в городах и селах нашей прекрасной Родины. По размаху народного образования Советский Союз занимает первое место в мире. У нас осуществлено всеобщее обязательное обучение. Огромные средства отпускаются нашим правительством на народное образование.
Сегодня вместе со всем советским народом мы шлем слова горячей благодарности Иосифу Виссарионовичу Сталину за заботу о нас, за все то, что щедрой мерой дает большевистская партия советскому учительству.
В радостный праздник, в день выборов в Верховный Совет Российской Федерации, мы с гордостью опускаем в избирательные урны бюллетени с именем верного сына нашей Родины Ильи Ивановича Чернова. Голосуя за тов. Чернова, мы голосуем за дальнейшее процветание нашей Родины, за дело мира во всем мире.
Г. ГЛАДИЛОВА, директор Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 18 февраля 1951).
«При Боголюбовской семилетней школе работает литературный кружок. В нем состоит 35 учащихся. Кружком руководит учительница Людмила Ивановна Колобкова.
Недавно в кружке была проведена конференция молодых читателей по книге А. Фадеева «Молодая гвардия».
Сейчас участники литературного кружка готовят литературный вечер, посвященный талантливому поэту советской эпохи В.В. Маяковскому» («ВК», 8 апреля 1951).
«На исторические темы проведены пионерские сборы в классах Боголюбовской семилетней школы. В 6 классе «Б» проведен сбор по географии, в шестом классе «А» — по занимательной арифметике, в третьих классах — «О красном знамени» и «Красном галстуке» («ВК», 1 апреля 1951).
«В пионерском отряде имени Героя Советского Союза Сергея Тюленина Боголюбовской семилетней школы хорошо ведется пионерская работа. Сборы у нас проходят регулярно, организованно и интересно. Класс имеет 100-процентную успеваемость.
100-процентную успеваемость имеют также ребята из отряда имени Александра Матросова.
Пионеры из отряда имени Павлика Морозова шестого класса «Б», возглавляемого Кларой Шибашковой являются настоящими организаторами учебы.
Хорошими отрядными вожаками являются ученики 7 класса Юра Горбунов, Надя Волкова, Зоя Веденеева и другие. У нас одно стремление — хорошо подготовиться к экзаменам, ycпешно сдать их.
Е. ПЛАТОНОВА, пионервожатая Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 1 апреля 1951).
«В литературном кружке
Советские школьники, будущие строители коммунизма, должны быть воспитаны на высоком идейно-политическом уровне. Большое воспитательное значение для учащихся имеет художественная литература. Знания, которые получают они на уроках литературы, дополняются на занятиях литературного кружка. Здесь учащиеся получают большую самостоятельность.
Литературный кружок в Боголюбовской школе работает с начала учебного года. Занятия проходят два раза в месяц. Это дает возможность членам кружка лучше подготовиться к работе. Деятельность литературного кружка тесно связана с учебной программой, в кружке еще больше углубляются знания учащихся по пройденным темам. Школьники выступают с докладами. Это также помогает лучше подготовиться к экзаменам и закончить учебный год.
Литературные вечера у нас проходят оживленно. Члены кружка выступают с докладами, песнями, декламациями. Вечер, проведенный на тему «Советская молодежь», напомнил учащимся о героях гражданской и Великой Отечественной войны. С большим вниманием были прослушаны доклады о Павле Корчагине, а также Олеге Кошевом, Ульяне Громовой и других героях Краснодона. Этот вечер еще больше укрепил желание учащихся быть такими же смелыми и мужественными, как краснодонцы — готовыми беззаветно любить и беречь свою Родину, а если потребуется, то и отдать за нее жизнь.
Литературный кружок провел вечер, посвященный памяти В.В. Маяковского.
Л.И. КОЛОБКОВА, руководитель кружка» («ВК», 26 апреля 1951).
«Юная патриотка
Ученица 4-го класса Боголюбовской семилетней школы Лара Репкина решила не отстать от своих родителей в подписке на заем. Она подписалась на 200 рублей. Юная патриотка, посоветовавшись со своей мамой, обязалась внести всю сумму подписки наличными к 17 мая» («ВК», 6 мая 1951).
«Завтра — экзамены! Как же подготовилась наша школа к этому большому и важному делу? Еще в начале второго полугодия у нас началось повторение пройденного материала. В результате многие учащиеся подтянулись и уже в четвертой четверти получили удовлетворительные оценки.
По двум седьмым классам, где классными руководителями являются учителя Тихонова Т.И. и Колобкова Л.И., все учащиеся допущены до выпускных экзаменов. Также допущены к экзаменам учащиеся 4 класса «Б», где классным руководителем Комарова К.Г.
В течение всего года хорошо работали учителя начальных классов Кондалова Е.Ф., Небосенко Е.В., Данилова В.Н. У них все учащиеся успешно закончили учебный год.
В целях успешного проведения экзаменов с учащимися проводились консультации, обзорные лекции, тематические вечера. В классах организованы уголки по подготовке к экзаменам, проведены отрядные сборы, комсомольские собрания, выпущены стенные газеты.
Здание нашей школы полностью подготовлено, классы к экзаменам хорошо оборудованы.
В школе уже созданы экзаменационные комиссии и подготовлен весь необходимый материал.
Г. ГЛАДИЛОВА, директор Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 20 мая 1951).
«Недавно в нашей школе обсуждался план проведения летнего отдыха. На пионерских сборах было дополнительно включено много интересных мероприятий.
В летной период будут организованы экскурсии во Владимир, где учащиеся ознакомятся с историей города, побывают в Дворце пионеров, совершат походы по реке Клязьме. Ребята проведут сбор лекарственных трав, грибов, ягод.
Учащиеся старших классов, кроме ухода за садом на пришкольном участке, окажут помощь колхозу имени 12 годовщины Октября в проведении прополки, рыхлении почвы на овощном участке. Вторая группа пионеров и школьников займется заготовкой веточного корма для животноводческих ферм колхоза.
У пионерских костров соберутся пионеры и школьники, где будут проведены громкие читки книг «Чайка», «Молодая гвардия» и многих других. Затем будут проведены интересные игры.
Мальчики займутся рыбалкой, играми на спортивных площадках, здесь они сдадут нормы на значок БГТО.
Члены ДОСАВ и ДОСАРМ проведут учебные занятия и примут участие в стрелковых соревнованиях.
Е. ПЛАТОНОВА, пионервожатая Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 20 мая 1951).
«Двадцать второе мая. Еще далеко до 9 часов, а школьный двор уже ожил. Сколько здесь радостных ребят! Многие из них — с яркими букетами цветов.
Вот группа школьников входит в класс. По их лицам чувствуется высокая торжественность, приподнятое настроение.
Экзамены начались. Седьмое класс «А». Здесь почти все комсомольцы. Они спокойны, сосредоточены. Пожалуй, больше волнуется учительница. Один мальчик задумался над тетрадью — в глазах педагога тревога. Нет, вспомнил! Пишет. И облегченная улыбка освещает лицо учительницы Л.И. Колобковой.
Многое остается памятным в этот необыкновенный день. Вот ученики Инна Давыдова, Рита Овчинникова, Герольд Данилов, Юрий Горбунов и Эмма Ныркова старательно вывели каждое слово. И экзаменационная комиссия справедливо ценит их добросовестную работу.
Вот тетрадки Валерия Кукушкина и Нади Волковой. Они заполнены красивым почерком. Их письменные работы отмечены высоким баллом.
К концу дня экзаменационная комиссия подвела итоги. Все семиклассники выдержали первый экзамен по письму.
В. ВАСИЛЬЕВ. с. Боголюбово» («ВК», 27 мая 1951).

В 1951 году в школе открыли 8-й класс, школа стала средней.
«Успешно ремонтируется Боголюбовская семилетняя школа. В ней будет произведена покраска полов, стен и оборудования. Школа будет готова к 15 августа. В новом учебном году при школе открывается 8 класс. Приобретены учебные в пособия. На покупку их израсходовано 3 тысячи рублей» («ВК», 29 июля 1951).
«В этом году в Боголюбовской школе вновь открыто два восьмых класса, что предоставило большие удобства для учащихся, проживающих в районном центре и близлежащих деревнях и селах. В них занимается свыше 60 юношей и девушек.
Идет урок по географии.
Преподаватель Таисия Ивановна Тихонова знакомит учащихся с материалом, который им предстоит изучить. Это — экономическая география СССР. С чувством законной гордости за свою Родину рассказывает учительница о том, как за годы советской власти изменилась наша страна.
— В бывшей царской России, — говорит Таисия Ивановна, — все богатства страны принадлежали помещикам и капиталистам. Под руководством большевистской партии и великого Сталина наша Родина стала мощной индустриальной державой, с высокоразвитым сельским хозяйством.
Рассказ окончен. Преподаватель задает вопросы по теме. Четко и обстоятельно отвечает Валя Белова.
— Кто дополнит Валю? — спрашивает Таисия Ивановна.
Встает Наташа Багрова. Ее ответ свидетельствует о том, что материал усвоен хорошо.
Раздается звонок. Первый урок по географии в восьмом классе окончен.
Н. ЛЕОНИДОВ» («ВК», 6 сентября 1951).
«Много молодых специалистов, окончивших недавно Владимирский учительский институт, пришло работать в школы нашего района. Среди них математик Боголюбовской школы В.В. Карташева, биолог Новосельской школы Л.М. Петрухина и другие» («ВК», 9 сентября 1951).
«Многие из воспитанников Боголюбовской школы стали инженерами, врачами, партийными работниками, учителями. Сейчас в школе учительствуют бывшие ее ученики Е. Зобнина, Л. Колобкова, А. Зотова, Т. Тихонова» («ВК», 9 сентября 1951).
«Пионеры школьники Боголюбовой средней школы оказывают активную помощь колхозникам сельскохозяйственной артели имени Сталина в подготовке к весне. В свободное от уроков время, ребята проводят снегозадержание на колхозных полях.
Эта работа пионерами и школьниками и проведена уже на площади свыше 20 гектаров» («ВК», 21 февраля 1952).
«Осенью 1920 года я поступила работать в Боголюбовскую сельскую школу. С тех пор прошло 30 с лишним лет.
Как неузнаваемо выросла и преобразилась за это время наша великая Родина! Самым большим достижением великой Сталинской эпохи явилось становление нового советского человека, достойного хозяина своей прекрасной Отчизны. Этот новый человек в годы Великой Отечественной войны проявил чудеса храбрости и самоотверженного героизма во имя защиты Отечества.
В мирное время советские женщины наравне с мужчинами активно участвуют в строительстве коммунизма. У нас, как ни в каком буржуазном государстве женщина поистине свободна и является большой силой в стране. Женщины — депутаты Верховных Советов ССР союзных и автономных республик, женщины — руководители промышленных предприятий, партийные и советские работники.
За 30 лет учительствования в Боголюбове я явилась свидетельницей того, как простые крестьянские девочки, окончив школу, поступили в высшие учебные заведения. Некоторые из них возвратились в родное село. В их числе А.П. Зотова, Л.И. Колобкова и другие. Окончив учительский институт, они работают в родном селе преподавателями.
Е.В. Доронова также получила высшее образование и работает сейчас председателем плановой комиссии Владимирского районного Совета депутатов трудящихся.
С каждым годом все большее число выпускниц нашей школы идет учиться в высшие и средние учебные заведения. Так сейчас во Владимирском химическом техникуме учатся наши бывшие отличницы Нина Доронова и Нина Фролова. Людмила Тихонравова — студентка Московского института инженеров картографии. Пройдет несколько лет и эти девушки пополнят собой ряды молодых специалистов, будут активными участницами строительства коммунизма в нашей стране.
Е. КОЛЫЧЕВА, учительница Боголюбовской средний школы» («ВК», 6 марта 1952).
«Перед экзаменами
Наступила ответственная пора подготовки к экзаменам. Сейчас необходимо всю работу пионерской и комсомольской организаций школы направить на то, чтобы и досуг ребят и пионерские сборы способствовали усвоению пройденного и нового материалов.
В плане пионерской работы нашей школы намечено уделять исключительное внимание проведению тематических сборов. В течение четвертой четверти будут проведены в отрядах сборы «Русская река — Волга», «Русские математики Чебышев и Лобачевский», «Занимательная математика», «Имена существительные».
Наряду с проведением пионерских сборов оформляем фотомонтажи, где наглядно показано, как готовиться по тому или иному предмету. Подготовке к экзаменам будет посвящен очередной номер общешкольной стенной газеты.
Е. ПЛАТОНОВА, старшая пионервожатая Боголюбовской школы» («ВК», 13 апреля 1952).
«Боголюбовская средняя школа в праздничном убранстве. Всюду плакаты, лозунги, много живых цветов. 20 мая здесь, как и во всех советских школах, начались экзамены и испытания.
Нарядные, веселые ребята пришли в родную школу.
Первый экзамен! Сколько новых и радостных впечатлений!
Подготовка к экзаменам началась давно. Большую работу провели комсомольская организация и ученический комитет. Секретарь комсомольское организации Ростислав Слива и председатель ученического комитета Вера Букина беседуют с отстающими, советуют, как лучше подготовиться к экзаменам.
В школе были организованы дополнительные занятия и консультации. Ученики повторили пройденное, еще раз разобрали наиболее трудные разделы.
В четвертой четверти состоялись две математические олимпиады. На них были предложены вопросы по всем темам учебной программы. Проведение олимпиад способствовало лучшей подготовке к экзаменам. Преподавательница математики Р.Л. Пантофель рассказывает:
— В пятых классах экзамен по арифметике прошел успешно — нет ни одной неудовлетворительной оценки. Ученики, занявшие первое, второе и третье места на олимпиаде, на экзаменах получили только четверки и пятерки. В их числе: Галя Акимова, Коля Хайлов, Коля Борзов, Лена Семенова, Миша Чиркунов и Лида Харитонова.
По русскому языку и литературе проводились обзорные лекции о творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.
По географии учащиеся прослушали лекции: «Волга — великая русская река», «Наука и религия о происхождении человека». Все это помогло им лучше усвоить пройденный материал.
В этот же день четвероклассники сдавали экзамен по русскому языку. Торжественная тишина. Мальчики и девочки пишут диктант, не торопясь, вдумчиво, проверяют каждое слово. Отличные оценки в четвертом «А» классе получили: Галя Куликова, Валя Манасова, Маня Сочелина, Галя Шорохова и многие другие.
Экзамены продолжаются.
Г. БЕЛОБОКОВ» («ВК», 23 мая 1952).
«Пионерское лето. Ребята хорошо отдохнут, помогут колхозам в их общественных делах. Не пройдешь ведь мимо, если увидишь, что на колхозном поле появились сорняки! А осенью непременно захочется принести в класс собранные гербарий пли коллекцию минералов. А кто не мечтает участвовать в походах, экскурсиях по родному краю!
Пионеры Боголюбовской средней школы совершат во время каникул поход по маршруту: Боголюбово — Лунево — лес «Дубровка», ознакомятся с растительным и животным миром родного края. Зоркие глаза ребят найдут и увидят много нового. Много интересного расскажет зеленый лес, цветущий луг, молчаливый камень тому, кто умеет слушать и видеть!
Побываем мы и в саду 16 союзных республик, совершим экскурсию в город Суздаль с целью ознакомления с архитектурными памятниками старины.
Отдыхайте, закаляйтесь, пополняйте знания, занимайтесь общественной работой — так пожелал юным пионерам в своем приветствии в день 30-летия пионерской организации имени Ленина наш родной и любимый товарищ Сталин.
Г. ГАВРИЛОВА, пионервожатая Боголюбовской школы» («ВК», 11 июня 1952).
«В пионерском отряде имени Павлика Морозова идёт подготовка к сбору на тему: «Счастливое детство». С докладами о счастливом детстве советских ребят и о безрадостной жизни детей за рубежом на сборе выступят Таня Короткова, Лёша Чернышёв, Таня Корниенко. О счастливой жизни детей в странах народной демократии расскажет Лаврентьев Витя.
К сбору ребята выпустят фото-монтаж, в котором будет отражена жизнь, пионерская работа в отдых советских детей.
Н. КОКИНА, вожатая отряда Боголюбовской школы» («ВК», 30 ноября 1952).
«В пионерском отряде 7 «Б» класса Боголюбовской средней школы состоялся сбор, посвящённый Ленинско-Сталинскому комсомолу.
К сбору ребята подготовили фотомонтаж «Комсомол страны Советов». B. Степанова выступила на сборе с рассказом о четырёх, орденах комсомола, C. Короленко прочитал стихи о героях комсомольцах — А. Матросове и Ю. Смирнове.
О. МОРОЗОВА, пионервожатая» («ВК», 7 декабря 1952).
«Будем воспитывать строителей коммунизма
Наша партия, весь советский народ, трудящиеся всего мира понесли непоправимую тяжёлую утрату. Умер наш друг и учитель, продолжатель дела Ленина Иосиф Виссарионович Сталин.
Под руководством Ленина и Сталина наш народ в жестоких боях отстоял завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.
Товарищ Сталин и после смерти В.И. Ленина неутомимо продолжал проводить в жизнь ленинские заветы.
Только благодаря В.И. Ленину и И.В. Сталину женщины нашей страны стали равноправными.
Наши права на участие во всех областях культурной и хозяйственной жизни страны закреплены замечательным документом — Сталинской Конституцией.
Сталин умер, но имя его, дело его бессмертны.
Я призываю ещё теснее сплотиться вокруг нашей дорогой Коммунистической партии и Центрального Комитета, удвоить свои усилия по выполнению решений, принятых XIX съездом Коммунистической партии Советского Союза.
Я лично обещаю приложить все силы и умение к тому, чтобы воспитывать своих учеников достойными Строителями коммунизма, патриотами нашей горячо любимой Родины.
Е. НЕБОСЕНКО, учительница Боголюбовской средней школы» («ВК», 13 марта 1953).
«В Боголюбовской средней школе создана первичная организация ДОСААФ. Группа учителей под руководством члена общества тов. А. Сенина изучает устройство парашюта.
Л. НЕБОСЕНКО» («ВК», 2 апреля 1953).
«В пионерских отрядах и звеньях школ нашего района прошли пионерские сборы, посвящённые памяти великого вождя и учителя Владимира Ильича Ленина. Пионервожатые Боголюбовской средней школы Галина Ерёмина, Надежда Кокина, Клара Шибаинкова и другие провели со школьниками беседы» («ВК», 23 января 1954).
«23 февраля в Боголюбовской средней школе состоялся сбор пионерской дружины, посвящённый 36-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Юные ленинцы встретились с дважды Героем Советского Союза лётчиком тов. Махайльченко. Он рассказал ребятам о наших славных воинах, участниках Великой Отечественной войны, о своих боевых делах. Пожелал ребятам новых успехов в учёбе.
После окончания беседы, пионеры задали лётчику много вопросов.
Тов. Михайльченко охотно отвечал на них пионерам.
Г. ГАВРИЛОВА» («ВК», 27 февраля 1954).
«Пионерская дружина Боголюбовской средней школы насчитывает в своих рядах более двухсот юных ленинцев. Всего у нас 9 пионерских отрядов и 20 звеньев. Комсомольская организация выделила для руководства пионерскими отрядами лучших членов ВЛКСМ, которые во всём служат примером своим младшим товарищам.
Возьмем к примеру Лялю Борисову, ученицу 8 класса. Эта девочка учится только на 4 и 5. Она много читает, живо интересуется жизнью школы, с честью носит комсомольский билет. Ляля работает пионервожатой в 5 классе «А».
Так же хорошо учатся и показывают пример другим пионервожатые комсомолки Лена Кочеткова, Ина Ермилова, Галя Ерёмина.
Всю свою деятельность пионерская дружина направляет на воспитание у юных ленинцев добросовестного отношения к учёбе, стремления постоянно овладевать знаниями.
Совет дружины, которым руководит Белова Тоня, ученица 8 класса, заботится о том, чтобы пионерская работа была живой и интересной, чтобы в ней принимали участие все школьники. Много полезного получают ребята на пионерских сборах.
Особенно большое впечатление оставил у ребят сбор дружины, посвящённый дню Советской Армии. Перед ребятами выступал дважды Герой Советского Союза товарищ Михайличенко. Он рассказал детям о советских воинах, о воспитании воли и мужества. Ребята подготовили к сбору литературный монтаж, разучили много стихотворений и песен.
Недавно в 4 классе прошёл сбор на тему: «Мама — самое ласковое слово». К нему ребята подготовили фотомонтаж/где было хорошо показано, как школьники помогают родителям по хозяйству, радуют их хорошими успехами в учёбе. Следует отметить, что в этом отряде успеваемость пионеров стопроцентная.
Также интересно прошли сборы в третьем классе «Широка страна моя Родная», в шестом — «Нерушимая дружба Советского Союза».
Охотно занимаются наши пионеры в шахматно-шашечном, драматическом, физкультурном кружках. Они проводят большую работу на пришкольном участке. С какой охотой несли дети саженцы в школу, как любовно ухаживали за ними! А сколько было радости, когда деревца прижились, зазеленели, зацвели!
Сейчас на участке уже подготовлены парники, в них будет выращиваться огородная рассада. Весной школьники посадят ещё много плодовых деревьев, разобьют цветник. Работа на пришкольном участке прививает детям любовь к природе, помогает углублению знаний, получаемых на уроках биологии.
В дни весенних каникул пионеры и школьники побывали на экскурсии в теплице колхоза имени 12 годовщины Октября.
Но не мало у нас и недостатков.
Одним из них является тот, что не все пионеры сознательно относятся к учёбе. Ученицы 7 класса Соснина, Константинова, Кошутина и другие имеют плохие отметки, а пионерская дружина не смогла на них повлиять по-настоящему. Есть у нас и такие ребята, как Куликов, Белов, Репкин, которые нарушают дисциплину в школе, плохо ведут себя в общественных местах. С ними также предстоит много поработать.
Увлеклись мы предметными сборами, забывая о том, что ребятам на них скучно, что эти сборы по существу являются дополнительными занятиями.
XII съезд ВЛКСМ призвал юных пионеров упорно овладевать знаниями, активно участвовать в общественной работе и общественно-полезном труде, готовиться стать активными строителями Коммунистического общества в нашей стране.
Над претворением в жизнь указаний съезда мы и будем настойчиво работать.
Г. ГАВРИЛОВА, старшая пионервожатая» («ВК», 1 апреля 1954).
«Ежедневно до 60 пионеров Боголюбовской средней школы работают в теплице и парниках колхоза имени 12 годовщины Октября. Ребята изготовляют торфоперегнойные горшочки, пикируют рассаду, закладывают парники.
Хорошо, трудятся учащиеся 3 — 5 — 7 классов. Работой руководят учителя т. т. Шевченко, Зотова, Небосенко и старшая пионервожатая тов. Гаврилова» («ВК», 29 апреля 1954).
«Боголюбовская средняя школа накануне экзаменов
Немало волнений у каждого ученика и учителя перед экзаменами. Да это и не случайно. Ведь знания учащихся и работа всего педагогического коллектива будут проверяться за целый год.
Коллектив Боголюбовской средней школы начал готовиться к экзаменам ещё в марте. Учащиеся были подробно ознакомлены с инструкцией и содержанием экзаменационных билетов. Каждому школьнику вручена памятка, в которой рассказывается, как готовиться к экзаменам.
Немало п других мероприятий проведено в нашей школе.
Организованы экзаменационные комиссии по 7 — 10 классам; составлены задачи и предложения для грамматического разбора. Подготовлена вся документация.
Сейчас в каждом классе кипит напряжённая работа. Учителя проводят консультации и опыты. Наиболее подготовленные учащиеся помогают слабым.
Всё сейчас направлено на то, чтобы каждый школьник сдал успешно весенние экзамены.
Г. ГЛАДИЛОВА, заведующая учебной частью
***
В пионерской дружине
В подготовке к экзаменам помогают ребятам пионерские сборы. Недавно в пятом классе был проведён сбор на тему: «Велики могуч русский язык». На нём было разгадано много ребусов и шарад, рассказано стихотворений о нашем прекрасном русском языке.
На сборе ребята узнали не мало интересного.
Поучительны и небольшие пьески, взятые из журнала «Затейник». В одной из них — «Каспийское море», недавно поставленной кружковцами, рассказывается, каким должен быть ответ по географии. Вторая — «Шум и шумок» помогла ребятам разобраться, как ликвидировать отдельные недостатки в учёбе, укрепить дисциплину.
Среди пионеров хорошо организована взаимопомощь. Валя Зобнина, например, ежедневно занималась с Валентиной Беляковой, которая была в числе неуспевающих. Сейчас Белякова не имеет ни одной плохой отметки.
Г. ЧЕРНОВА, старшая пионервожатая
***
Ученический комитет в эти дни
Члены ученического комитета были очень обеспокоены, когда узнали о том, что Галя Курзанова не имеет возможности по-настоящему готовиться к экзаменам.
— Надо побывать у Гали дома, посмотреть в каких условиях она живёт, может быть и помочь ей чем-нибудь, — сказал кто-то из ребят.
Вскоре группа школьников пришла к Гале на дом. Оказалось, что у девочки много забот по хозяйству. После того, как мы побеседовали с матерью, Гале стало меньше даваться поручений дома. Теперь она имеет больше свободного времени и успешно готовиться к экзаменам.
Члены ученического комитета побывали и у других учащихся.
Н. КОКИНА, председатель ученического комитета
***
Так работает комитет ВЛКСМ
В школе всё говорит о том, что скоро наступит момент, когда каждый учащийся покажет, что он узнал за целый год.
В стенных газетах, которые члены редколлегии выпускают регулярно и стараются сделать интересными и живыми, в уголках, специально оформленных в эти дни по классам, — везде мы видим призывы: «Готовься к экзаменам! Сдай их успешно!»
В нынешнем году экзаменов стало гораздо меньше. Это облегчает подготовку к ним, позволяет наиболее важные предметы повторить тщательно и глубоко.
Комитет ВЛКСМ школы стремится к тому, чтобы помочь каждому школьнику в учебе, устранить недостатки. А они у нас есть. Не все ещё выполняют режим дня. Взять к примеру таких учениц, как Веденеева, Шибаинкова и Лаврова. Чаще всего их можно увидеть на улице. С такими учениками мы беседуем, доказываем им, что сейчас дорога каждая минута.
Не забывают члены ВЛКСМ о своих младших братьях - пионерах. Комсомольские группы шефствуют над пионерскими отрядами.
О. Морозова, секретарь комитета ВЛКСМ» («ВК», 15 мая 1954).
«Солнечный день. Празднично одетые десятиклассники Боголюбовской средней школы с волнением ждут звонка. Сегодня у них первый экзамен на аттестат зрелости. Волнуются не только ученики, но и учителя — члены экзаменационной комиссии. Кажется, всё пройдено, ещё раз повторено, и на консультации учительница тов. Кукушкина, закрепила материал, но волнение тревожит и её.
Всех интересует, какие темы для сочинения будут предложены.
Прозвенел звонок. Ученики сидят за партами. В классе спокойная, деловая обстановка. Ученица Младова начинает своё сочинение с восточной мудрости: «Велик поэт, прославивший великую страну». И чувствуется, что десятиклассница избрала тему о любимом поэте: «Чем нам близок и дорог В.В. Маяковский».
Эту же тему хорошо раскрыл ученик Горбунов. Приведённую им цитату:
«Читайте, завидуйте.
Я — гражданин Советского Союза!» —
невольно относишь и к ним — десятиклассникам.
Скоро они получат аттестаты зрелости. Многие будут учиться в институтах, техникумах, а другие, следуя примеру комсомольцев, может быть, поедут на целинные земли.
Наташа Светозарова избрала другую тему. Ей захотелось рассказать о борьбе коммунистов и руководстве ими комсомольской подпольной организацией «Молодая гвардия».
Первый экзамен в десятом классе прошёл успешно. Все 38 человек справились с сочинениями. Хорошо прошли экзамены и у семиклассников. Они писали изложение на тему: «Горы поют». Хотя текст изложения был трудным, большинство учащихся написали его на 4 и 5.
И. ДУБИНОВ» («ВК», 27 мая 1954).
«В первый поход
— Ну вот и остались позади дни экзаменов. Теперь можно хорошо отдохнуть, — сказала пионерам старшая пионервожатая Боголюбовской средней школы Генриета Чернова. — Впереди у нас целое лето. Давайте обсудим, как лучше его провести.
Ребята наперебой предлагали одно мероприятие за другим. В план были включены интересные походы, спортивные соревнования, работа на пришкольном участке и местном колхозе, коллективные выходы в кино, встречи с передовиками производства.
Вскоре школьники начали готовиться к первому походу. Шили брезентовые палатки, просматривали рюкзаки, обувь, одежду. 6-июня, они выехали во Мстёру на машине, а оттуда шли до Боголюбова пешком.
Хорошо в походе вести тёплые беседы у костра, ночевать под открытым небом, самим готовить пищу! Всё это укрепляет здоровье, закаляет волю, приучает к выносливости.
М. ЗОНИНА» («ВК», 10 июня 1954).
«Ещё в прошлом году началась пристройка нового помещения к зданию Боголюбовской средней школы. По планам строительство должно быть закончено еще в 1953 году. Но этого не случилось, успели сделать лишь одни стены.
Заместитель директора школы по хозяйственной часто тов. Небосенко на вопросы учеников, когда оно смогут учиться в более просторных и светлых классах, обычно отвечал обещаниями, что в 1954 году новое помещение обязательно вступит в строй.
Но вот до начала нового учебного года осталось меньше месяца, а строительство идёт очень медленно. Дело встало из-за отсутствия балок и стропил, хотя деньги и наряды на их приобретение имеются» («ВК», 3 августа 1954).
«Вчера, 1 сентября, в 52 школах района перед учащимися гостеприимно раскрылись двери. Вместе со старшими учениками порог школы переступили многие малыши.
...Боголюбовская средняя школа. Ровно в 8 часов раздался первый звонок нового учебного года. Все ученики первой смены, празднично одетые, выстроились в большом зале на торжественной линейке.
Директор школы тов. Смагин поздравил учащихся с началом занятий и пожелал им больших успехов в учёбе. В ответ раздаются дружные аплодисменты учеников. После торжественной линейки ученики разошлись по классам и приступили к занятиям согласно учебного плана» («ВК», 2 сентября 1954).
«Много плодовых деревьев вырастили боголюбовские школьники на учебно-опытном участке. Осенью нынешнего года они посадят новые саженцы» («ВК», 25 сентября 1954).
«Прозвенел звонок, призывающий ребят занять свои места за партами. Второклассники Боголюбовской средней школы сегодня были особенно взволнованы. В перемену, перед началом четвёртого урока, они оживленно советовались между собой. Некоторые мальчики и девочки забегали в класс, доставали из портфелей различные коробочки и показывали их содержимое товарищам.
Волнение ребят было не случайным. Они готовились к новому уроку, такому, каких до сих пор не было в школе — уроку труда.
В классе воцарился порядок. Все расселись за партами и ждали, что скажет учительница.
Евгения Феофановна Кандалова, старый опытный педагог, объяснила ребятам, что сегодня, на первом уроке труда, они будут лепить экспонаты огородных культур из пластилина.
Ребята обрадовались этому. Еще бы! Ведь каждый хорошо знал форму и цвет картофеля, моркови, свёклы. Слепить их казалось очень заманчивым.
Проворные пальцы ловко разминали пластилин. На партах появились первые фигурки. Они не были похожи одна на другую. Оказалось, что дело не такое уж легкое, как казалось вначале.
Хорошо слепили экспонаты овощей Валя Лопакова, Вера Чибизова, Валя Мольков.
— А какой цвет имеет морковь? — спросила Евгения Феофановна.
— Красный! — ответили дружно ребята.
— А кто думает иначе? — говорит учительница.
— Оранжевый цвет у моркови, — заявил Вова Уваров.
— Правильно сказал Вова, — подтвердила Евгения Феофановна. — Морковь имеет оранжевый цвет.
Интересно прошёл первый урок труда во втором классе. Много нового узнали ребята.
Не менее содержательными и увлекательными были и последующие занятия, на которых ребята учились работать с картоном и бумагой познакомились с геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, треугольником. При этом ребята пользовались измерительными приборами — линейкой и циркулем.
Уроки труда вызвали глубокий интерес не только у второклассников. Успешно они проходят и в других классах.
В нашей стране труд является почётным делом. От самой простой до самой сложной вещи всё делается умом и руками людей. Каждый советский человек должен уметь трудиться. Учиться этому надо с самых ранних лет, чтобы придти к началу своей трудовой жизни с умелыми руками и прочными знаниями всех наук, которые изучаются в школе. Уметь пользоваться различными инструментами, знать устройство простейших механизмов, станков, уметь обращаться с ними, уметь починить любую вещь домашнего обихода обязан каждый ученик.
Вот почему нынче введён в школах новый урок — урок труда. Учащиеся первых и вторых классов будут учиться шитью, лепке, вырезыванию из бумаги и картона.
Третьеклассники сами будут делать простейший компас. А потом научатся находить дорогу по компасу.
С различными породами деревьев, с качеством древесины, и с методами её обработки ознакомятся четвероклассники. По окончанию четвёртого класса они должны научиться пилить, сверлить, сколачивать доски, сами делать различные приборы.
Почти при каждой средней и семилетней школе сейчас имеются учебно-опытные участки. На них ребята выращивают плодовые деревья, ягодные кусты, самые разнообразные сорта овощей. Здесь они изучают растительный мир, с детства привыкают к сельскохозяйственному труду.
Раньше, как правило, на участках больше всего трудились юннаты, теперь же ребята будут работать на учебно-опытных пришкольных участках. На уроках труда школьники с детства научатся применять свои знания на практике.
Наши учащиеся должны расти не только грамотными, но и любящими труд, умеющими трудиться. Об этом постоянно заботятся родная Коммунистическая партия и Советское правительство.
Л. БОЧКАРЁВА» («ВК», 9 октября 1954).
«Хорошо потрудились учащиеся в дни «недели сада». Кончились уроки, и десятки учеников 6-10 классов уходили в Суромну. Там, в саду, они копали ямки под саженцы.
Неплохо работали учащиеся и на уборке овощей.
***
Недавно школа приобрела узкоплёночный киноаппарат. Уже состоялся первый сеанс для учащихся.
При помощи узкоплёночного аппарата школьникам будут демонстрироваться также научно-популярные и учебные фильмы, что будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.
Многие учащиеся изъявили желание заниматься в кружке «юный киномеханик». Руководит кружком преподаватель физики Дмитрий Иванович Небосов.
***
Радиолюбители под руководством преподавателя физики тов. Небосова решили оборудовать свой радиоузел. Для этой цели приобретён магнитофон. При помощи его будут записываться, а затем транслироваться в школе беседы учителей на воспитательные темы, выступления отличников учёбы и концерты участников художественной самодеятельности.
Также намечается выпускать ежедневную радиогазету, широко освещающую новости школьной жизни» («ВК», 19 октября 1954).
«Тихо в классе. Идёт урок русского языка. Учительница Анна Петровна Зотова внимательна к каждому ученику и в то же время требовательна.
Анна Петровна Зотова родилась в 1917 году. В 1936 году она окончила педагогическое училище и с тех пор работает в школе. Анна Петровна не останавливается на достигнутом. Она уже окончила учительский институт. В Боголюбовской школе ее знают и как хорошую общественницу» («ВК», 7 ноября 1954).
«При Боголюбовской средней школе организован кинолекторий для родителей. В план его работы включены лекции на темы: «О гигиене школьника», «Наука и религия», «Значение авторитета и примера родителей в воспитании детей» и другие.
12 ноября состоялась первая лекция на тему: «Роль семьи в коммунистическом воспитании детей». Она вызвала большой интерес у присутствовавших родителей. Лектору Владимирского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний тов. Пахоменко было задано много вопросов» («ВК», 16 ноября 1954).
«Завтра — день выборов народных судов. Не только взрослые, но и дети готовятся к нему, как к большому празднику.
В Боголюбовской средней школе среди участников кружков художественной самодеятельности — оживление. Каждому как-то хочется отметить этот знаменательный день. Ученик Анатолий Тихонов хочет выступить перед избирателями с песней «Давай сегодня встретимся», Костя Борисов пробует свой тенор на песенке «Колокольчики звенят», а Фая Куликова уже уверена, что её песни «У черного моря» и «От Волги до Дона» понравятся слушателям. Ученица четвёртого класса Римма Товарова готовится прочесть для избирателей стихотворение «Золотой закон побед» («ВК», 9 декабря 1954).
«Учащиеся старших классов Боголюбовской средней школы совершили лыжный агитпоход по маршруту Боголюбово — Новое — Ославское — Порецкое — Борисовское — Боголюбово.
Они побывали в агитпунктах, познакомились с работой агитаторов, провели беседы с избирателями о предстоящих выборах» («ВК», 15 февраля 1955).
«В дни весенних каникул ученики Боголюбовской средней школы побывают на утренниках и экскурсиях. Также будет проведён «день птиц» («ВК», 24 марта 1955).
«В дни каникул члены ДОСААФ Боголюбовской средней школы совершили экскурсию в город Владимир.
Школьники побывали в аэроклубе и на аэродроме, где познакомились с историей развития авиации, материальной частью самолётов, их лётными качествами.
Ларисе Репкиной и Фае Куликовой посчастливилось побывать в воздухе.
С аэродрома учащиеся направились в городской тир, затем в морской клуб, где просмотрели макеты кораблей, построенных членами клуба, узнали много интересного из истории кораблестроения, новых достижениях в этом деле» («ВК», 5 апреля 1955).
«14 марта в Боголюбовской средней школе был организован вечер для родителей. С докладом на тему: «Роль матери на жизненном пути» выступила учительница тов. Николаева.
После доклада отрывок из романа «Мать» Горького прочитала ученица 9 класса Галина Акимова. С большим интересом прослушали собравшиеся стихотворения о женщине-матери.
Родители остались очень довольны проведённым вечером» («ВК», 17 марта 1955).

Далее »»» Боголюбовская школа. Часть 2

Категория: Боголюбово | Добавил: Николай (18.08.2023)
Просмотров: 143 | Теги: Боголюбово, Школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru