Боголюбовское училище основано обществом и стараниями крест. Захара Ерофеева в 1834 г. Ближайшие училища: Лемешенское в 2-х верст., Новосельское и Ославское — 3-х вер., Добрынское — 4-х верст., Порецкое и Луневское — 7-ми верст. Священник Евгений Михайлович Воскресенский – студент Киевской духовной семинарии вып. 1857 года, с 1 октября 1858 года по 30 августа 1861 года проходил должность учителя Боголюбского сельского училища; 30 августа 1861 года рукоположен во священника к Вознесенской церкви гор. Владимира… В 1864 г. рядом с храмом было построено каменное двухэтажное здание земского училища (ул. Ленина, д. 50).
Ул. Ленина, д. 50
В 1876 г. учащихся – 60 мальч., 20 дев. Учительница - оконч. к. епархиальн. женского училища Екатерина Ивановна Смирнова (180 руб. в год). Законоучитель – свящ. Аркадий Неаполитанский (бесплатно). Попечитель – крестьянин Иван Емельяновчи Кузнецов. Содержится на 180 руб. от земства. Помещается в собственном отдельном удобном каменном доме. В 1884 г. «Помещение общественное, каменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 13 арш. 5 в., шириной 9 арш. 4 в. и вышиной 3 арш. 14 в. Учебных пособий не достаточно — на 30 р. Ни библиотеки, ни книг для чтения нет. Есть сад, которым пользуется церковный сторож. Законоучитель священник Аркадий Неаполитанский, окончил курс в духовной семинарии, преподает в настоящем училище с 1872 г.; учитель Николай Лебедев, окончил курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1875 г, а в настоящем училище с 1876 г. Попечитель крестьянин Сергей Семенович Шорохов, пожертвовал прежде три иконы и портрет Государя. Учащихся к 1-му января 1883 г. 54 м. и 20 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. и 3 дев. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 12 м. и 10 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 55 м. и 27 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 9, 8 — 9 л. - 17, 9 — 10 л. - 9, 10 — 11 л. - 15, 11 — 12 л. - 15, 12 — 13 л. - 13, 13 — и выше - 4. Из учащихся: 72 из с. Боголюбова и 10 со станции железной дороги. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 6 м. и 3 дев., крест. 49 м. и 24 дев. Средства содержания: от земства 350 р., от общества 100 р.; платы за учение нет. Расходы: освещение, отопление, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 300 р. Не посещали училище 5 — 8 ежедневно. Прием в сентябре. Из поступивших 22 неграмотных. Отказа в приеме не было. Учебный год начинается с 19-го сентября и продолжается по 4-е июня. Обучаются нотному и простому пению учителем и поют на клиросе. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому и Славянскому языкам - 20 и более, по арифметике - 5 и пению вне класса. Получили награды 13. Получившие свидетельства учились 4 года. Не окончившие курса учились от 4-х месяцев до 2-х лет. Обозревали училище - инспектор народных училищ и председатель училищного совета. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). В 1 томе Историко-статистического описания церквей приходов Владимирской Епархии (в пяти томах) 1895 г. на странице 231 сообщается «В селе имеется народное училище; в первый раз оно открыто в 1834 г. местным диаконом и помещалось в крестьянских домах; в настоящее время помещается в особом каменном доме при церкви и содержится на средства земства; учащихся ежегодно около 70 человек». Боголюбовское училище: учительница – Екатерина Фальк (с 1896 года), вторая учительница – Анна Введенская (с 1899 года), законоучитель – отец Василий Лебедев (с 1904 года).
В 1909 году при земском приюте открыта школа на 20 учеников в здании на Центральной улице (ныне ул. Ленина д. 26). Кроме того дети учились в монастырской школе, которая тоже находилась в здании на Центральной улице (ныне улица Ленина д. 40).
В 1910 году школа переехала в дом №50 (ныне улица Ленина д. 26).
Улица Ленина д. 26
В 1908-1910 гг. директором Боголюбовского училища был Зобнин Григорий Яковлевич, родившийся в Боголюбово в 1876 г.
«Боголюбовское училище — каменное, 2-этажное, 2-комплектное, отопление голландское. В нынешнем году в квартире учительниц был произведен ремонт, а в классах еще пока чисто; заявлено, что в помещении тепло. На будущий год по смете предполагается необходимый ремонт: окраска крыш, в сенях и на лестнице исправить штукатурку и все обелить; промазать в окнах стекла и произвести другие мелкие работы; по смете на сумму 215 р. 65 к.» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1915 г.).
В 1919 году школа II ступени переведена в бывший Дом архимандрита на территории Свято-Боголюбовского монастыря и насчитывала 40 учеников.
Дом архимандрита
В 1925 году при школе создана пионерская организация.
«В селе Боголюбове работает кружок радиолюбителей, под руководством школьного работника. Объединяет кружок 25 человек» («Призыв», 14 декабря 1928).
Школа колхозной молодежи
В 1927 г. в Боголюбовом монастыре появился новый арендатор — приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги, который наметил занять три каменных здания, сдаваемых жильцам. «Реорганизация боголюбовской детколонии. Боголюбовская детская колония реорганизуется в школу крестьянской молодежи. Реорганизация должна быть закончена к 15 августа. К этому же времени должен быть закончен ремонт помещений, оборудование их и т. д. Школа будет укомплектована батраками и бедняцкой молодежью» («Призыв», 28 июля 1930).
Двухэтажный келейный корпус
В 1930 году детская колония и школа были преобразованы в Школу колхозной молодежи. Школа занимала три здания, в том числе бывший келейный корпус. В школе училось 340 учеников.
«В боголюбовской ШКМ до сих пор не организованы горячие завтраки. Вопрос о них был проработан на собрании при небольшом участии родителей и на этом все дело закончилось. В школе много обучается ребят из далеких колхозов и деревень. Живут они в необорудованной, тесном общежитии, так что ребятам приходится готовить уроки в три смены и до 2 часов ночи. При этом общежитие освещается керосиновой лампой, в которой нередко не бывает керосину. И еще один недостаток – в школе имеются кролики, но для них не запасен корм» («Призыв», 28 декабря 1932). «Педколлектив боголюбовской ШКМ в количестве 13 человек, дополнительно подписался на заем «4-го завершающего года пятилетки» на сумму 370 рублей» («Призыв», 22 февраля 1933).
«Недавно прокуратурой была организована проверка подготовки школ к новому учебному году и состояние материально-бытового положения учительства в боголюбовском сельсовете. Этой проверкой выявлены большие ненормальности, требующие немедленного устранения. Боголюбовская школа занимает три самостоятельных здания. Одно из них требует капитального ремонта с затратой 25000 рублей. Сельсоветчики заявляют: денег на ремонт не имеем. Вот почему производится только мелкий текущий ремонт (остекление рам в пр.). На 33-34 учебные год проектируется скомплектовать школу из 320 человек, но где их будет размещать, — сельсовет не знает. При школе не имеется показательного огородного участка, отчего вопрос о горячих завтраках для учащихся не занимает еще умы руководителей местных советских и др. организаций. Топливом боголюбовская школа не обеспечена. Средства на учебные пособия имеются всего лишь на половину. Снабжение учительства поставлено из рук вон плохо — за май учительство еще не получило — сахар, макароны, пшеничную муку и др. продукты. Боголюбовская школа отнесена к образцовым, но полагающуюся надбавку к зарплате учительство не получает вот уже четыре месяца — март, апрель, май, июнь» («Призыв», 9 августа 1933). «В 1931 — 32 учебном году боголюбовская ШКМ имела специальный уклон по садоводству. Ребята проходили практику в колхозном питомнике, приобрели навыки по окучировке, прививке и посадке плодовых деревьев. Но вот 32-33 учебный год почему-то РОНО изменило специальный уклон школы. В текущем году боголюбовскую ШКМ нужно сделать с садоводческим уклоном с тем, чтобы готовить кадры по садоводству» («Призыв», 3 сентября 1933). «Боголюбовский сельсовет и РОНО нисколько не заботится о школах и школьных работниках. Что мы имеем в боголюбовской ШКМ и других школах сельсовета на сегодняшний день? В школах дров ни полена. Керосина школьные работники на август, сентябрь и октябрь получили лишь по 2 литра. Керосин в сельПО есть, но его почему-то не дают школьным работникам. А это срывает нормальную работу школьных работников. Не лучше обстоит и с зарплатой учительства. РОНО мариновало 25-процентную надбавку образцовым школам целый месяц, успокаивая учителей (Зайцев), что уже отослано распоряжение. На самом же деле не было сделано ничего. В первых числах спустили разрешение, но денег из райФО... и до сих пор не получали. А эту надбавку нужно бы получать с марта регулярно. Не чище дело происходит и со ставками школьным работникам. Закон гласит, что «специалисты с средним образованием получают второй разряд». Это хорошо знает и РОНО (Зайцев и Клочков), но все же вместо второго платят по первому. Так это обстоит в боголюбовской ШКМ с политехнизатором. РОНО об этом знает, но ссылается на недостаток лимитов (так выражается Клочков) и уплатить сейчас не может. Когда же они — лимиты будут, т. Клочков?» («Призыв», 21 октября 1933). «Ударной учебой оправдать звание образцовой школы Боголюбовская ШКМ считается образцовой школой, но показатели по успеваемости, посещаемости на первую четверть учебного года не образцовые. Общая успеваемость по первому концентру 88,7 проц., по второму — 84,3 проц. Значительно лучше учеба идет у пионеров — 93 процента успеваемости. Средняя посещаемость по школе — 86,5 проц. Педсостав, учащиеся боголюбовской школы должны оправдать звание образцовой школы и добиваться полной посещаемости и успеваемости!» («Призыв», 28 ноября 1933).
«Учащиеся и учителя боголюбовсвой ШКМ, включись в подготовку к партсъезду, взяли обязательства: — Довести успеваемость с 86 до 96 проц. Ликвидировать пропуска и опоздания. Повести борьбу за чистоту в школе. К настоящим дням уже есть результаты. Пионер-отряд выделил отряд «легкой кавалерии», поручив ему следить за чистотой школы. Группы завели мусорные ящики, полочки для чернил, мела и пр. 7-я группа организовала уголок соцсоревнования и ударничества с результатами за первую четверть учебного года. Приобретены домино, шашки. Улучшилась успеваемость. Так, с 26 ноября по 3 декабря по всей школе было только два неуда. М.И. Лезов» («Призыв», 15 декабря 1933). «Боголюбовская ШКМ считается образцовой, а к ней самое безобразнейшее отношение сельсовета (председатель Степанов). ШКМ имеет немного дров, при этом они — осиновые, сырые. В школе холодно. Ученики и учителя занимаются в шубах. Квартиры педагога Колычевой и других не отапливаются — нет дров. Не снабжаются учителя и керосином» («Призыв», 18 января 1934). «Боголюбовская ШКМ не может считаться образцовой. Успеваемость за первое полугодие составляет лишь 89,2 проц. В школе грязно, холодно. Полы не моются второй месяц. Мастерская из-за недостатка дров не отапливается и сейчас не работает. Лесоматериал мастерской растаскивается техслужащими и сжигается. Школа почти все время отперта, кому не лень, тот в нее и заходит. В школе нет горячих завтраков. Все это результат ослабленного руководства зав. ШКМ тов. Яковлева, сельсовета — Степанова и непосредственно РОНО, работники которого не раз приезжали в школу, знают ее положение, но ни помощи ни руководства не оказывали. Яковлев, Степанов и новое руководство РОНО (Зворыкин) должны немедленно улучшить систему своего руководства школой. Исправить допущенную ошибку и добиться, чтобы боголюбовская ШКМ снова могла по работе считаться образцовой» («Призыв», 30 января 1934). «Боголюбовские сельские учителя сидят без дров, без керосина. Мука и продукты выдаются с опозданием на 20 и больше дней. Зарплата учителям также задерживается» («Призыв», 20 февраля 1934). «Плохо работает боголюбовская ШКМ. Методсовещания не собираются, внешкольная работа не организована. Пала дисциплина среди учеников и педагогов. Есть срывы занятий (Яковлев А.Е., брат завшколой). В школе грязно. Кружки — драматический, ОСО не работают. Зав. школой Яковлева все это ничуть не беспокоит» («Призыв», 14 марта 1934).
Боголюбовская неполная средняя школа
«Учащиеся боголюбовской неполной средней школы разбивают около школы площадку, на которой будут проводиться физкультурные занятия, игры. При площадке оборудуются шахматные столы и столы для чтения» («Призыв», 24 апреля 1935).
«Из 7 класса боголюбовской неполной средней школы будет выпущено более 20 человек. Все оканчивающие школу горят желанием продолжать учебу в техникумах и в восьмых классах. Испытания в школе проходят почти без участия общественности. Плохой пример подает сам председатель сельсовета тов. Никитин, заявивший недавно учителям: — А что я не видал в школе?» («Призыв», 4 июня 1935). «9 июня в боголюбовской неполной средней школе состоялся вечер, посвященный выпуску учащихся седьмого класса и окончанию учебного года. На вечере присутствовали все учащиеся и их родители, пришедшие из ближних и дальних селений. Вечер начался после того, как все собравшиеся почтили память великого садовода И.В. Мичурина. Итоги учебного года намного лучше прошлогодней учебы. Растет количество отличников. Укрепилась дисциплина. Лучшие выпускники были премированы. Вечер, вылившийся в большой праздник школы, закончился угощением и играми. Приходится снова (в который раз?) отметить безразличное отношение к школе сельсовета и комсомольской организации, — представители их не присутствовали на вечере. В. Анфимов» («Призыв», 12 июня 1935).
«Ремонт боголюбовской школы под угрозой срыва Партия и правительство проявляют исключительно большую заботу о детях, о создании им необходимых условий для учебы. Такую-же заботу должны проявлять и местные организации, но колхозы боголюбовского сельсовета почему то решили, что заботиться о подготовке школы к новому учебному году — не их дело. Боголюбовская неполная средняя школа, в которой будут учиться сотни ребят, к встрече учебного года не готова. Ремонт школы под угрозой срыва. В школе необходимо произвести штукатурные работы, сделать двери, остекление и отепление окон, ремонт мебели. Для выполнения всей этой работы требуются штукатуры, столяры, плотники. По решению сельского совета рабочую силу выделяют колхозы: боголюбовский (председатель Шорохов), лемешенский (Поляков), суромский (Власов). В ремонте школы должны принять участие и новосельский колхоз (Воронин), суворотский и ославский. Однако, эти колхозы не выделили рабочую силу, а также и подводы для перевозки строительных материалов. Председатели колхозов, ссылаясь друг на друга, на требования директора школы заявляют: — Детей моего колхоза учится немного, идите в другой колхоз! Сельский совет все видит, но не требует от колхозов выполнения своего решения. Партийная и комсомольская организации (Кокин и Шибанов) до сих пор занимают роль наблюдателей» («Призыв», 6 июля 1935).
«На оздоровительной площадке боголюбовской школы находится 40 детей. Дети питаются хорошо. Для них есть всевозможные игры, газеты, журналы» («Призыв», 14 июля 1935).
«Пионеры и школьники боголюбовской неполной средней школы на полях колхоза собрали 17 килограмм колосьев. Сбор колосьев продолжается» («Призыв», 17 августа 1935). «В большой праздник вылился первый день учебы в боголюбовской неполной средней школе. Все ученики аккуратно явились на учебу. В перемены играл духовой оркестр колхоза. Детям выданы гостинцы. В школе присутствовало много колхозников» («Призыв», 5 сентября 1935).
«Пионерские отряды сейчас проводят перевыборы актива: вожатых звеньев, редакторов стенгазет, председателей советотрядов. В отряде боголюбовской школы перевыборы проходят успешно. Вожатая отряда Рая Тюрина указала нам на то, что только лучшие пионеры-ударники учебы должны быть выбраны руководителями звеньев. Мы так и сделали. В одном звене выбрали вожатым пионерку активистку Веру Алирханову, редактором газеты мы выбрали Анфимова Ваню, а председателем советотряда — нашего лучшего товарища Колю Фокина. Наш отряд приступил к работе. Дисциплина и учеба пионеров стала лучше. Деткор Дуся Доронова» («Призыв», 5 октября 1935). «Равнодушные родители В боголюбовской школе обучается 479 детей. Среди них есть несколько ребят, за воспитание которых родители не хотят нести ответственность. Шура Моисеев — ученик четвертого класса плохо ведет себя в школе. На уроках грубит учителю. Отец Шуры неоднократно вызывался в школу. Последний раз он явился пьяным и тоже наговорил много грубостей работникам школы. Родители учеников Гришина, Анисимовой, Исаевой, Рычагова, Куликова также не заботятся о воспитании своих детей и не следят за их поведением дома и на улице. С 25 мая начинается проверка знаний, полученных детьми за учебный год. А родители этих учеников остаются равнодушными и не помогают школе воспитывать их детей. В. Анфимов» («Призыв», 17 мая 1936).
«Жена, дочь Фаня и я были на новогодней елке в Боголюбовской школе. Мне уже 48 лет, но что значат теперь года! На новогодней елке я был так же весел, как и счастливая детвора. Мне очень понравились выступления Витеевой Клавди, Николаевой К. и Мани Барсуковой. Глядел я на наших малышей и вспомнил другую елку, при царском строе. В деревне Виселки в новогодний вечер кулак Федотов устроил богатую елку. Украсил ее всякими сластями, игрушками. А мы, дети бедняков, у его окошка зябли. Да и от окошка то потом прогнали нас. Ф.П. Круглов» («Знамя», 5 января 1937).
«В Боголюбовской школе во время каникул проведено две великолепных елки. Свыше 500 человек побывали на новогодних вечерах. Были здесь и родители, и старшие братья, и сестры школьников. Боголюбовские школьники во время каникул много читали, преимущественно пушкинские произведения. Ученикам было показало несколько кино-картин. Особенно школьникам поправился фильм «Искатели счастья». 6 января школьники участвовали в проведении антирелигиозного вечера. А сколько ребят побывало на катках, каталось на лыжах, на санках!» («Знамя», 12 января 1937).
Директор неполной средней школы – Анфимов.
«Его жизнь и работа - пример для нас Мы, учащиеся Боголюбовской НСШ, заслушав сообщение директора школы Анфимова, глубоко скорбим по поводу смерти любимого Наркома товарища Орджоникидзе. Никак не верится, что нет больше любимого Наркома. Спи наш любимый, дорогой учитель и друг, товарищ Орджоникидзе. Память о тебе навсегда будет свежа в наших сердцах. Твоя жизнь и работа будет примером для нас. Учащиеся Боголюбовской НСШ Образцова, Кротова, Семенов» («Знамя», 16 февраля 1937).
«В Боголюбово на дачу приедут московские пионеры и школьники. Они поместятся в Боголюбовской школе» («Знамя», 23 июня 1937).
«В школе обучается 580 детей рабочих и колхозников. Их обучают 17 учителей. Только в седьмых классах учится 87 человек. Много молодых людей, закончив седьмой класс, продолжают образование в других учебных заведениях. Сестры Кротовы, Вера Посульникова и Клавдя Яльцова готовятся в учительницы. Горохова Люба учится в фельдшерско-акушерской школе. Степанов Александр заканчивает обучение в механическом техникуме. Прихудалов Коля и Образцова Нина продолжают образование в восьмых классах. Немало людей, получивших начальное образование в Боголюбовской в школе, стали специалистами. Анна Петровна Куликова учительница в Боголюбовской школе. Валентина Сергеевна Кондакова обучает детей в этой же школе, в которой училась сама. Ее сестра окончила сельскохозяйственный техникум и теперь работает агрономом» («Знамя», 22 ноября 1937). «Хорошо проведут каникулы боголюбовские школьники Веселый, интересный отдых ожидает боголюбовских ребят во время каникул. С каким нетерпением ждут они новогодней елки! В школе, вечером дома, готовят они причудливые украшения для этой жительницы леса. После новогоднего праздника школьников ждет свежий морозный воздух, санки, лыжи, коньки. Еще многолюднее будет на горках и на катке! 3 января 50 юных лыжников придут участие в эстафете. Старт — Боголюбово, финиш — Доброе село. На другой день в школе состоится шахматно-шашечный турнир, а к вечеру — коллективное катание на санках и коньках учащихся младших классов. Много интересного представит школьникам поездка в городской дом пионеров и педагогическое училище. Приехав из города они просмотрят кино. 6 января лучшие ученики школы займут места в городском драматическом театре. На следующий день ребята соберутся на литературный утренник. Молодые декламаторы, чтецы художественной литературы, певцы уже готовят выступления. 7 января — выезд во Владимир на литературный вечер. За время каникул для учащихся будет поставлено несколько киносеансов. В школе организуются комнаты тихого чтения, массовых и настольных игр, художественного чтения и загадок. Сколько новых сил и здоровья дадут ребятам зимние каникулы! В. Кротков» («Знамя», 29 декабря 1937).
«ВСТРЕЧА С УЧАСТНИКОМ БОЕВ В РАЙОНЕ ОЗЕРА ХАСАН Учащиеся Боголюбовской неполной средней школы весело проведут каникулы. Они посетят городской музей, кино. В школе будут работать кружки, библиотека. Организуется встреча учащихся с участником боев в районе озера Хасан т. Евстигнеевым. В школе будут проведены две елки — для старших и младших классов. На елке дети выступят с художественной самодеятельностью. Е. Кузнецова, М. Щербакова» («Призыв», 1 января 1939).
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОЛИМПИАДА Учащиеся Боголюбовской средней школы усиленно готовятся к районной художественной олимпиаде. На-днях в клубе состоялась школьная олимпиада, целью которой было отобрать лучших ребят на районную олимпиаду. Всего учащиеся исполнили одиннадцать номеров. Особенно хорошо исполнила акробатический танец ученица Волкова, затем хорошо прочла «Письмо Татьяны к Онегину» (А. Пушкин) ученица Кротова, успешно прошли выступления Барсуковой, Куликовой и других. На олимпиаде присутствовало 80 детей и 60 чел. взрослых. А. Борисов» («Призыв», 6 января 1939).
«Открыть детский сад Давно уже райисполком вынес решение об открытии в Боголюбове детского сада для детей работников школы и детей воспитателей детдома. Сельсовет также постановил открыть этот сад к февралю текущего года, изыскал помещение, была создана комиссия. Но… все же детского сада еще нет. Сейчас педагогический коллектив Боголюбовской школы составляет 18 человек. Тезисы доклад товарища Молотова на XVIII съезде ВКП(б) предусматривают введение на селе семилетнего обязательного обучения. Следовательно, детский сад для детей работников школы еще более будет нужен. И мы, матери-просвещенцы, обращаемся к райисполкому и районо с просьбой скорее выполнить решение об открытии у нас детского сада. Николаева, Панфилова, Шпагина, Гарева» («Призыв», 12 февраля 1939).
«УТРЕННИК УЧАЩИХСЯ БОГОЛЮБОВСКОЙ ШКОЛЫ 23 февраля в Боголюбовской неполной средней школе состоялся утренник учащихся, посвященный ХХI годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота. С докладом выступила учительница тов. Кондакова В.С. Все учащиеся горячо приветствовали родную непобедимую Красную Армию. В своей резолюции учащиеся написали: «Мы будем готовиться к обороне нашей страны, охватим всех учащихся изучением военного дела». После доклада были художественные выступления: физкультурные пирамиды, частушки, песни и т.д.» («Призыв», 27 февраля 1939).
«Примерная вожатая пионерского звена Лида Жигалова из Нового села учится в седьмом классе «А» Боголюбовской школы. Она является одной из лучших учении класса. Лида — примерная пионерка, готовится вступить в ряды Ленинско-Сталинского комсомола. Наряду с учебой Жигалова ведет большую общественную работу. Комсомольская организация Нового села поручила ей руководить звеном пионеров в 12 человек из учащихся 3 и 4 классов. Свои обязанности вожатой она выполняет с честью. За третью четверть успеваемость у этого звена была стопроцентной. Все ребята охвачены социалистическим соревнованием, налажен учет соревнования. Результаты работы звена освещаются в стенной газете. Всего за период с декабря было выпущено пять номеров газеты. Пионеры звена Жигаловой регулярно знакомятся с интересными статьями из газет «Пионерская правда», «Всегда готов» и других. Ребятами, под руководством Жигаловой, было подготовлено несколько выступлений на утренниках и на колхозных собраниях. Коллективно ребята просмотрели кинокартины «За советскую родину» и «Человек с ружьем». Директор Боголюбовской школы В. Анфимов» («Призыв», 6 мая 1939).
«Год работы методического объединения Ha-днях в Боголюбовской школе состоялось последнее в текущем учебном году кустовое методическое совещание учителей. Были подведены итоги годовой работы. Методическое объединение работало регулярно, годовой план выполнен, поставлено 16 методических докладов. Ставились для молодых работников доклады теоретического характера. В частности, хорошо был подготовлен доклад т. Е. Жигаловой «Типовые задачи в 3-4-х классах». Доклад сопровождался наглядными пособиями. Затем хорошо проведены доклады т. А. Барской (Лемешенская школа) «Домашние задания и контроль их выполнения со стороны учителей», т. Калининой (Сувороцкая школа) «Письменные работы в третьем классе» и т. д. Состоялось четыре открытых урока. Они дали большую пользу молодым учителям. Совещание вынесло решения: В будущем учебном году больше иметь таких ценных открытых уроков. Районо позаботиться о регулярном снабжении методических объединений литературой. Развернуть соревнование между методическими объединениями. Директорам и заведующим школами озаботиться приобретением наглядных пособий по развитию устной речи в начальных классах и принимать активное участие в работе методических объединений. Руководитель методического объединения Е. Кандалова» («Призыв», 4 июня 1939).
«В Боголюбовской школе нужен восьмой класс Село Боголюбово и весь сельсовет имеют большое количество населения. Кроме того, здесь расположен ряд предприятий и учреждений — кирпичный завод, плодоперерабатывающий завод, железнодорожная станция, МТС, сельпо, детский дом и т. д. Большое население имеют соседние Добрынский и Новосельский сельсоветы. Все это настоятельно ставит вопрос о расширении Боголюбовской школы, об организации в ней восьмого класса. Ha-днях на собрании колхозников, на котором присутствовало около 250 чел., вынесено решение просить районные организации открыть в Боголюбове восьмой класс» («Призыв», 21 июня 1939).
«Интересно проводят каникулы боголюбовские школьники. Они веселились у елки, провели шахматно-шашечный турнир. Впереди школьников ждет интересная встреча с писателем В. Светозаровым и поход в село Доброе, где они примут участие в проведении детского кинофестиваля» («Призыв», 3 января 1940).
«Основное — тщательно готовиться к уроку В этой статье мне хочется рассказать, как я веду борьбу за высокую успеваемость учащихся. Самое основное, на что я обращаю внимание — это сделать урок занимательным, доходчивым. Для этого я тщательно готовлюсь к уроку. В моем распоряжении — марксистско-ленинская литература, много классической. Я часто ее перечитываю, а идя на урок еще раз просматриваю. Особенно помогает энциклопедия всех наук — «Краткий курс истории ВКП(б)». В подготовке к уроку много дает мне журнал «Литература в школе». Так, например, прочитав методическую статью в помощь учителю по теме «Былины», я организовала монтаж «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Монтаж в снимках и рисунках говорил, что все, о чем мечтал раньше народ, — сбылось. Монтаж сделали сами ребята, вышел он красочный и на уроке помог уяснить учащимся проходимый материал. Моей повседневной работе много помогают литературные кружки. В них ребята читают разбираемые на уроках произведения, интересуются биографиями изучаемых писателей. Среди кружевцев есть такие, которые уже сами делают доклады на литературные темы. Тихонова Соня и Андреева Нина, например, сделали доклад о Шота Руставели, а Маня Зобнина и Нина Тихонова — о жизни и творчестве Лермонтова. Таких активных кружковцев больше 20. Для того, чтобы бороться за высокую успеваемость, каждому преподавателю надо знать не только способности учащегося, но и домашние условия, чтобы более чутко подойти к нему. Был у меня такой случай. Ученица Лена Родионова в конце первой четверти стала получать плохие отметки. Девочка способная. В чем дело? Навела справки. Оказалось, что у Лены нет отца, мать уехала. Девочка предоставлена сама себе. Строгостью тут не поможешь. Поговорила с Леной, сказала, что учиться ей
необходимо. Во вторую четверть она исправила свои отметки. К каждому учащемуся я имею строго индивидуальный подход. В борьбе за успеваемость очень большое внимание я обращаю на организацию социалистического соревнования. С первого же дня учебы в моем 6 классе «в» все ученики взяли индивидуальные социалистические обязательства. Добились, чтобы выполнение их аккуратно проверялось. Что мы должны потребовать от районо на будущее время? Необходимо улучшить методическую помощь и работу среди учителей, надо побольше методических совещаний с качественными, содержательными докладами. Е.В. Колычева, учительница русского языка и литературы Боголюбовской средней школы *** Но в районе не мало и таких комсомольских организаций, где не понятна роль комсомольцев в работе школы. К таким относится организация Боголюбовской средней школы (секретарь тов. Андреев). Здесь плохая дисциплина среди учащихся, чрезвычайно низкая успеваемость (59 процентов), но комсомольцы ничего не делают, чтобы укрепить дисциплину и добиться лучшего качества учебы» («Призыв», 8 января 1940).
«Еще 14 декабря прошлого года бюро райкома ВКП(б) на основе материалов проверочной комиссии установило, что директор Боголюбовской неполной средней школы Баринов занимается в школе всем, только не руководством учебно-воспитательной работой. Среди учителей Баринов сеял склоку, вражду друг на друга. В школе создалась нездоровая обстановка, организацией учебно-воспитательного процесса никто не занимался. Тогда бюро РК ВКП(б) обязало Баринова в течение месяца исправить имеющиеся недостатки в школе. Это решение Баринов не выполнил. Сейчас бюро РК ВКП(б) постановило Баринова от должности директора школы освободить. В. Конушкин» («Призыв», 8 февраля 1940). «Готовимся к испытаниям Учащиеся Боголюбовской средней школы давно готовятся к испытаниям. Я, например, закончила повторение по немецкому языку и уже заканчиваю повторять материал по геометрии, физике, анатомии и др. В школе много учащихся, которые примерно подходят к решающим дням. Ученица 8 класса Шура Викулова, например, сама образцово повторяет пройденный материал и освещает весь ход подготовки к испытаниям в школьной и классной стенгазетах. Ученица Боголюбовской школы Нина Ромашихина» («Призыв», 18 мая 1940).
В 1940 году школа преобразована в десятилетку, так как количество учащихся достигло 700 человек. «Все комсомольцы примут участие в кроссе Около Боголюбовской школы собралась команда лыжников. У ребят последняя лыжная вылазка в подготовке к комсомольскому кроссу. 15 школьников с звеньевым Соней Дороновой мчат за Клязьму. Скрипит снежок. Быстро пройдены 5 километров. Комсомольцы Боголюбовской школы любят лыжный спорт. Комсомольская организация хорошо провела заочные лыжные соревнования. В них участвовало 33 человека. Девушки шли 3 километра, а мальчики — 5 и 10. Вместо полутора часа по норме почти все прошли 10 километров за 48—50 минут. Комсомолец Марьин занял в соревновании первое место. Он прошел 10 километров в 49,5 минут. Хорошие показатели дали Валя Товырин, Лолий Нырков, Фаина Круглова, Нюра Щербакова. Отличных результатов комсомольская организация добилась благодаря многочисленным тренировочным походам. Ребята знакомились в походе с лыжной техникой, упились быть выносливыми, ловкими. Широкая подготовка велась к комсомольскому лыжному кроссу имени XXIII годовщины РККА. С половины декабря сделано около 10 вылазок. Военрук т. Лезов проводил беседы по теории и о значении лыжного спорта. На плацу показывал, как нужно ходить на лыжах. Александр Марьин хорошо овладел лыжной техникой. Успехов достигли Валя Товырин, Лолий Нырков. Сегодня — день кросса. К выходу на лыжную дорожку мы давно готовы. Пройден медицинский осмотр, сданы нормативы. В кроссе примут участие все комсомольцы школы. Подготовка к кроссу повысила интерес школьников к лыжному спорту. Комсомольцы и несоюзная молодежь овладевают и другими видами оборонного дела. Все комсомольцы члены Осоавиахима, значкисты ПВХО и юного ворошиловского стрелка. В оборонных кружках навыки военного дела получают 200 учащихся. Кружки ПВХО, юного ворошиловского стрелка, физкультурные занятия проводят регулярно. Секретарь комсомольской организации Боголюбовской средней школы О. Леонова. Член комитета С. Цветков» («Призыв», 2 февраля 1941).
В 1941 году здание школы передано под госпиталь, учебные занятия организованы в здании по улице Ленина, д. 82.
«Школьники в госпитале Госпиталь, где начальником т. Воронин, на-днях посетили ученики Боголюбовской школы. Они выступили здесь со своей художественной самодеятельностью — поставили пьесу «Капитан Петухов», исполнили ряд других номеров. После выступления ученики роздали раненым подарки — бумагу, карандаши и т. д. Раненые остались очень довольны выступлением школьников. Старший лейтенант Дудоров» («Призыв», 30 марта 1944).
«Призыв добрынских школьников, подхвачен. Организованно вышли в поле по сбору колосьев 17 учеников Боголюбовской школы. Учащиеся собрали свыше 40 килограммов колосьев. Помимо этой работы, школьники-пионеры проводят прополку овощей на колхозном огороде. Председатель Боголюбовского сельсовета тов. Астафьев очень доволен работой пионеров в оказании практической помощи колхозу. Р. Апрятнова, заведующий отделом школ райкома ВЛКСМ» («ВК», 11 августа 1947).
В 1947 году школа переведена в здание по улице Ленина д. 26, школа стала семилетней.
«Изучают биографию И.В. Сталина Учителя Боголюбовской школы каждую неделю по вторникам занимаются в политкружке. Сейчас они изучают биографию И.В. Сталина. Весь коллектив учителей тщательно готовится к занятиям. В своих выступлениях учителя т.т. И.В. Егоров, 3.К. Николаева, 3.С. Палкина ярко рассказали на занятии кружка о деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина в 1900—1904 годы. Изучением биографии вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина интеллигенция Боголюбовской школы повышает идейно-политический уровень. Т. Тихонова, учительница» («ВК», 6 октября 1947).
«В Боголюбовской семилетней школе обучаются дети рабочих и служащих районного центра. Основной же состав учащихся дети колхозников. Боголюбовский колхоз является одним из передовых в районе по всем видам сельскохозяйственных работ. Решением исполкома Боголюбовская семилетняя школа должна быть обеспечена дровами, которые должны быть подвезены подводами сельхозартели. Школе требуется 215 кубометров дров, а подвезено только 3 кубометра. Несколько раз я обращалась к тов. Шорохову с просьбой обеспечить подвозку дров, но товарищ Шорохов не выполнил своего обещания. Коллектив учителей надеется, что правление Боголюбовского колхоза полностью обеспечит топливом школу и квартиры учителей. О.В. Егорова, исполняющая обязанности директора Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 10 октября 1947).
«Село Боголюбово. На улицах с утра оживленно. Со всех сторон дети спешат в школу. Они одеты по-праздничному: у мальчиков белые рубашки с красными галстуками, у девочек на коричневые платья надеты белые фартуки. Боголюбовская семилетняя школа всесторонне подготовилась к новому учебному году. Ее стены покрашены масляной краской. В классах чисто, светло и уютно. На всю зиму запасено топливо. Школьники хорошо отдохнули за лето. И вот сейчас они делятся своими впечатлениями, рассказывая друг другу об увлекательных походах и экскурсиях. Многие провели лето в пионерских лагерях. С учащимися всех классов проводились экскурсии во Владимир. Но дети не только отдыхали, они участвовали в сельскохозяйственных работах. В колхозах имени Ленина, имени Сталина, имени 12 годовщины Октября собирали на полях колосья, убирали горох, заготовили и передали животноводам 135 центнеров веточного корма. И вот настал долгожданный день, первый день учебы. Директор школы Галина Аркадьевна Гладилова поздравляет ребят с началом нового учебного года. Она рассказывает о том, какую большую заботу проявляют партия, правительство и лично товарищ Сталин о советских детях и призывает учащихся с первых же дней не иметь плохих отметок, закончить учебный год без второгодников. Начался первый урок. Школьники явились на него все, как один, без опоздания. После звонка в классах воцарилась тишина. Учащиеся внимательно слушают своих преподавателей. 4 класс. Учительница Клавдия Григорьевна Комарова проводит первый урок по истории. Тема урока: «СССР — наша Родина». Учительница знакомит школьников с нашей Родиной, объясняет, почему она называется Советским Союзом и как велики ее необъятные просторы. В заключение четырехклассники получают задание на дом прочитать из учебника истории статью «Наша Родина», а потом рассказать об этом в классе. Школа особенно хорошо встретила самых маленьких учеников — первоклассников. Они явились дружно, но за парты садились робко. Учительница Вера Николаевна Данилова на первом же уроке создала такую обстановку, что дети оживились и робость их моментально исчезла. В классе на видных местах расположены портреты Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Указывая на портреты, учительница объяснила, что великий Ленин завещал нам учиться, учиться и учиться. К этому призывает и товарищ Сталин. Первоклассники разучили стихотворение: «Родину и Сталина любит детвора». — Повторите это стихотворение дома перед своими родителями, — сказала учительница. И. РОДИН» («ВК», 3 сентября 1950). «У нарядной елки Радостные дни переживают учащиеся Боголюбовской семилетней школы. Дневники пестрят хорошими и отличными отметками. Хорошо потрудились ребята, хорошо и отдохнут во время зимних каникул. В школе сверкает украшенная разнообразными игрушками и электрическими лампочками елка. Возле елки состоятся бал-маскарад и выступление школьной самодеятельности» («ВК», 31 декабря 1950).
«Наступил торжественный день — день выборов в Верховный Совет РСФСР. Как к большому празднику, готовились к нему учителя и учащиеся Боголюбовской семилетней школы. Свой первый голос мы отдаем сегодня за великого Сталина. Ведь с именем товарища Сталина связаны все наши успехи, все радости советских людей. Мы, с советские учителя, на каждом шагу чувствуем повседневную заботу и внимание великого вождя. Он — творец самой демократической в мире Конституции, которая открыла нашим детям широкий путь к знаниям, к высотам социалистической культуры. Сотни тысяч школ построены в городах и селах нашей прекрасной Родины. По размаху народного образования Советский Союз занимает первое место в мире. У нас осуществлено всеобщее обязательное обучение. Огромные средства отпускаются нашим правительством на народное образование. Сегодня вместе со всем советским народом мы шлем слова горячей благодарности Иосифу Виссарионовичу Сталину за заботу о нас, за все то, что щедрой мерой дает большевистская партия советскому учительству. В радостный праздник, в день выборов в Верховный Совет Российской Федерации, мы с гордостью опускаем в избирательные урны бюллетени с именем верного сына нашей Родины Ильи Ивановича Чернова. Голосуя за тов. Чернова, мы голосуем за дальнейшее процветание нашей Родины, за дело мира во всем мире. Г. ГЛАДИЛОВА, директор Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 18 февраля 1951).
«При Боголюбовской семилетней школе работает литературный кружок. В нем состоит 35 учащихся. Кружком руководит учительница Людмила Ивановна Колобкова. Недавно в кружке была проведена конференция молодых читателей по книге А. Фадеева «Молодая гвардия». Сейчас участники литературного кружка готовят литературный вечер, посвященный талантливому поэту советской эпохи В.В. Маяковскому» («ВК», 8 апреля 1951).
«На исторические темы проведены пионерские сборы в классах Боголюбовской семилетней школы. В 6 классе «Б» проведен сбор по географии, в шестом классе «А» — по занимательной арифметике, в третьих классах — «О красном знамени» и «Красном галстуке» («ВК», 1 апреля 1951).
«В пионерском отряде имени Героя Советского Союза Сергея Тюленина Боголюбовской семилетней школы хорошо ведется пионерская работа. Сборы у нас проходят регулярно, организованно и интересно. Класс имеет 100-процентную успеваемость. 100-процентную успеваемость имеют также ребята из отряда имени Александра Матросова. Пионеры из отряда имени Павлика Морозова шестого класса «Б», возглавляемого Кларой Шибашковой являются настоящими организаторами учебы. Хорошими отрядными вожаками являются ученики 7 класса Юра Горбунов, Надя Волкова, Зоя Веденеева и другие. У нас одно стремление — хорошо подготовиться к экзаменам, ycпешно сдать их. Е. ПЛАТОНОВА, пионервожатая Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 1 апреля 1951).
«В литературном кружке Советские школьники, будущие строители коммунизма, должны быть воспитаны на высоком идейно-политическом уровне. Большое воспитательное значение для учащихся имеет художественная литература. Знания, которые получают они на уроках литературы, дополняются на занятиях литературного кружка. Здесь учащиеся получают большую самостоятельность. Литературный кружок в Боголюбовской школе работает с начала учебного года. Занятия проходят два раза в месяц. Это дает возможность членам кружка лучше подготовиться к работе. Деятельность литературного кружка тесно связана с учебной программой, в кружке еще больше углубляются знания учащихся по пройденным темам. Школьники выступают с докладами. Это также помогает лучше подготовиться к экзаменам и закончить учебный год. Литературные вечера у нас проходят оживленно. Члены кружка выступают с докладами, песнями, декламациями. Вечер, проведенный на тему «Советская молодежь», напомнил учащимся о героях гражданской и Великой Отечественной войны. С большим вниманием были прослушаны доклады о Павле Корчагине, а также Олеге Кошевом, Ульяне Громовой и других героях Краснодона. Этот вечер еще больше укрепил желание учащихся быть такими же смелыми и мужественными, как краснодонцы — готовыми беззаветно любить и беречь свою Родину, а если потребуется, то и отдать за нее жизнь. Литературный кружок провел вечер, посвященный памяти В.В. Маяковского. Л.И. КОЛОБКОВА, руководитель кружка» («ВК», 26 апреля 1951).
«Юная патриотка Ученица 4-го класса Боголюбовской семилетней школы Лара Репкина решила не отстать от своих родителей в подписке на заем. Она подписалась на 200 рублей. Юная патриотка, посоветовавшись со своей мамой, обязалась внести всю сумму подписки наличными к 17 мая» («ВК», 6 мая 1951).
«Завтра — экзамены! Как же подготовилась наша школа к этому большому и важному делу? Еще в начале второго полугодия у нас началось повторение пройденного материала. В результате многие учащиеся подтянулись и уже в четвертой четверти получили удовлетворительные оценки. По двум седьмым классам, где классными руководителями являются учителя Тихонова Т.И. и Колобкова Л.И., все учащиеся допущены до выпускных экзаменов. Также допущены к экзаменам учащиеся 4 класса «Б», где классным руководителем Комарова К.Г. В течение всего года хорошо работали учителя начальных классов Кондалова Е.Ф., Небосенко Е.В., Данилова В.Н. У них все учащиеся успешно закончили учебный год. В целях успешного проведения экзаменов с учащимися проводились консультации, обзорные лекции, тематические вечера. В классах организованы уголки по подготовке к экзаменам, проведены отрядные сборы, комсомольские собрания, выпущены стенные газеты. Здание нашей школы полностью подготовлено, классы к экзаменам хорошо оборудованы. В школе уже созданы экзаменационные комиссии и подготовлен весь необходимый материал. Г. ГЛАДИЛОВА, директор Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 20 мая 1951).
«Недавно в нашей школе обсуждался план проведения летнего отдыха. На пионерских сборах было дополнительно включено много интересных мероприятий. В летной период будут организованы экскурсии во Владимир, где учащиеся ознакомятся с историей города, побывают в Дворце пионеров, совершат походы по реке Клязьме. Ребята проведут сбор лекарственных трав, грибов, ягод. Учащиеся старших классов, кроме ухода за садом на пришкольном участке, окажут помощь колхозу имени 12 годовщины Октября в проведении прополки, рыхлении почвы на овощном участке. Вторая группа пионеров и школьников займется заготовкой веточного корма для животноводческих ферм колхоза. У пионерских костров соберутся пионеры и школьники, где будут проведены громкие читки книг «Чайка», «Молодая гвардия» и многих других. Затем будут проведены интересные игры. Мальчики займутся рыбалкой, играми на спортивных площадках, здесь они сдадут нормы на значок БГТО. Члены ДОСАВ и ДОСАРМ проведут учебные занятия и примут участие в стрелковых соревнованиях. Е. ПЛАТОНОВА, пионервожатая Боголюбовской семилетней школы» («ВК», 20 мая 1951).
«Двадцать второе мая. Еще далеко до 9 часов, а школьный двор уже ожил. Сколько здесь радостных ребят! Многие из них — с яркими букетами цветов. Вот группа школьников входит в класс. По их лицам чувствуется высокая торжественность, приподнятое настроение. Экзамены начались. Седьмое класс «А». Здесь почти все комсомольцы. Они спокойны, сосредоточены. Пожалуй, больше волнуется учительница. Один мальчик задумался над тетрадью — в глазах педагога тревога. Нет, вспомнил! Пишет. И облегченная улыбка освещает лицо учительницы Л.И. Колобковой. Многое остается памятным в этот необыкновенный день. Вот ученики Инна Давыдова, Рита Овчинникова, Герольд Данилов, Юрий Горбунов и Эмма Ныркова старательно вывели каждое слово. И экзаменационная комиссия справедливо ценит их добросовестную работу. Вот тетрадки Валерия Кукушкина и Нади Волковой. Они заполнены красивым почерком. Их письменные работы отмечены высоким баллом. К концу дня экзаменационная комиссия подвела итоги. Все семиклассники выдержали первый экзамен по письму. В. ВАСИЛЬЕВ. с. Боголюбово» («ВК», 27 мая 1951).
В 1951 году в школе открыли 8-й класс, школа стала средней.
«Успешно ремонтируется Боголюбовская семилетняя школа. В ней будет произведена покраска полов, стен и оборудования. Школа будет готова к 15 августа. В новом учебном году при школе открывается 8 класс. Приобретены учебные в пособия. На покупку их израсходовано 3 тысячи рублей» («ВК», 29 июля 1951).
«В этом году в Боголюбовской школе вновь открыто два восьмых класса, что предоставило большие удобства для учащихся, проживающих в районном центре и близлежащих деревнях и селах. В них занимается свыше 60 юношей и девушек. Идет урок по географии. Преподаватель Таисия Ивановна Тихонова знакомит учащихся с материалом, который им предстоит изучить. Это — экономическая география СССР. С чувством законной гордости за свою Родину рассказывает учительница о том, как за годы советской власти изменилась наша страна. — В бывшей царской России, — говорит Таисия Ивановна, — все богатства страны принадлежали помещикам и капиталистам. Под руководством большевистской партии и великого Сталина наша Родина стала мощной индустриальной державой, с высокоразвитым сельским хозяйством. Рассказ окончен. Преподаватель задает вопросы по теме. Четко и обстоятельно отвечает Валя Белова. — Кто дополнит Валю? — спрашивает Таисия Ивановна. Встает Наташа Багрова. Ее ответ свидетельствует о том, что материал усвоен хорошо. Раздается звонок. Первый урок по географии в восьмом классе окончен. Н. ЛЕОНИДОВ» («ВК», 6 сентября 1951).
«Много молодых специалистов, окончивших недавно Владимирский учительский институт, пришло работать в школы нашего района. Среди них математик Боголюбовской школы В.В. Карташева, биолог Новосельской школы Л.М. Петрухина и другие» («ВК», 9 сентября 1951).
«Многие из воспитанников Боголюбовской школы стали инженерами, врачами, партийными работниками, учителями. Сейчас в школе учительствуют бывшие ее ученики Е. Зобнина, Л. Колобкова, А. Зотова, Т. Тихонова» («ВК», 9 сентября 1951).
«Пионеры школьники Боголюбовой средней школы оказывают активную помощь колхозникам сельскохозяйственной артели имени Сталина в подготовке к весне. В свободное от уроков время, ребята проводят снегозадержание на колхозных полях. Эта работа пионерами и школьниками и проведена уже на площади свыше 20 гектаров» («ВК», 21 февраля 1952).
«Осенью 1920 года я поступила работать в Боголюбовскую сельскую школу. С тех пор прошло 30 с лишним лет. Как неузнаваемо выросла и преобразилась за это время наша великая Родина! Самым большим достижением великой Сталинской эпохи явилось становление нового советского человека, достойного хозяина своей прекрасной Отчизны. Этот новый человек в годы Великой Отечественной войны проявил чудеса храбрости и самоотверженного героизма во имя защиты Отечества. В мирное время советские женщины наравне с мужчинами активно участвуют в строительстве коммунизма. У нас, как ни в каком буржуазном государстве женщина поистине свободна и является большой силой в стране. Женщины — депутаты Верховных Советов ССР союзных и автономных республик, женщины — руководители промышленных предприятий, партийные и советские работники. За 30 лет учительствования в Боголюбове я явилась свидетельницей того, как простые крестьянские девочки, окончив школу, поступили в высшие учебные заведения. Некоторые из них возвратились в родное село. В их числе А.П. Зотова, Л.И. Колобкова и другие. Окончив учительский институт, они работают в родном селе преподавателями. Е.В. Доронова также получила высшее образование и работает сейчас председателем плановой комиссии Владимирского районного Совета депутатов трудящихся. С каждым годом все большее число выпускниц нашей школы идет учиться в высшие и средние учебные заведения. Так сейчас во Владимирском химическом техникуме учатся наши бывшие отличницы Нина Доронова и Нина Фролова. Людмила Тихонравова — студентка Московского института инженеров картографии. Пройдет несколько лет и эти девушки пополнят собой ряды молодых специалистов, будут активными участницами строительства коммунизма в нашей стране. Е. КОЛЫЧЕВА, учительница Боголюбовской средний школы» («ВК», 6 марта 1952).
«Перед экзаменами Наступила ответственная пора подготовки к экзаменам. Сейчас необходимо всю работу пионерской и комсомольской организаций школы направить на то, чтобы и досуг ребят и пионерские сборы способствовали усвоению пройденного и нового материалов. В плане пионерской работы нашей школы намечено уделять исключительное внимание проведению тематических сборов. В течение четвертой четверти будут проведены в отрядах сборы «Русская река — Волга», «Русские математики Чебышев и Лобачевский», «Занимательная математика», «Имена существительные». Наряду с проведением пионерских сборов оформляем фотомонтажи, где наглядно показано, как готовиться по тому или иному предмету. Подготовке к экзаменам будет посвящен очередной номер общешкольной стенной газеты. Е. ПЛАТОНОВА, старшая пионервожатая Боголюбовской школы» («ВК», 13 апреля 1952).
«Боголюбовская средняя школа в праздничном убранстве. Всюду плакаты, лозунги, много живых цветов. 20 мая здесь, как и во всех советских школах, начались экзамены и испытания. Нарядные, веселые ребята пришли в родную школу. Первый экзамен! Сколько новых и радостных впечатлений! Подготовка к экзаменам началась давно. Большую работу провели комсомольская организация и ученический комитет. Секретарь комсомольское организации Ростислав Слива и председатель ученического комитета Вера Букина беседуют с отстающими, советуют, как лучше подготовиться к экзаменам. В школе были организованы дополнительные занятия и консультации. Ученики повторили пройденное, еще раз разобрали наиболее трудные разделы. В четвертой четверти состоялись две математические олимпиады. На них были предложены вопросы по всем темам учебной программы. Проведение олимпиад способствовало лучшей подготовке к экзаменам. Преподавательница математики Р.Л. Пантофель рассказывает: — В пятых классах экзамен по арифметике прошел успешно — нет ни одной неудовлетворительной оценки. Ученики, занявшие первое, второе и третье места на олимпиаде, на экзаменах получили только четверки и пятерки. В их числе: Галя Акимова, Коля Хайлов, Коля Борзов, Лена Семенова, Миша Чиркунов и Лида Харитонова. По русскому языку и литературе проводились обзорные лекции о творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова. По географии учащиеся прослушали лекции: «Волга — великая русская река», «Наука и религия о происхождении человека». Все это помогло им лучше усвоить пройденный материал. В этот же день четвероклассники сдавали экзамен по русскому языку. Торжественная тишина. Мальчики и девочки пишут диктант, не торопясь, вдумчиво, проверяют каждое слово. Отличные оценки в четвертом «А» классе получили: Галя Куликова, Валя Манасова, Маня Сочелина, Галя Шорохова и многие другие. Экзамены продолжаются. Г. БЕЛОБОКОВ» («ВК», 23 мая 1952).
«Пионерское лето. Ребята хорошо отдохнут, помогут колхозам в их общественных делах. Не пройдешь ведь мимо, если увидишь, что на колхозном поле появились сорняки! А осенью непременно захочется принести в класс собранные гербарий пли коллекцию минералов. А кто не мечтает участвовать в походах, экскурсиях по родному краю! Пионеры Боголюбовской средней школы совершат во время каникул поход по маршруту: Боголюбово — Лунево — лес «Дубровка», ознакомятся с растительным и животным миром родного края. Зоркие глаза ребят найдут и увидят много нового. Много интересного расскажет зеленый лес, цветущий луг, молчаливый камень тому, кто умеет слушать и видеть! Побываем мы и в саду 16 союзных республик, совершим экскурсию в город Суздаль с целью ознакомления с архитектурными памятниками старины. Отдыхайте, закаляйтесь, пополняйте знания, занимайтесь общественной работой — так пожелал юным пионерам в своем приветствии в день 30-летия пионерской организации имени Ленина наш родной и любимый товарищ Сталин. Г. ГАВРИЛОВА, пионервожатая Боголюбовской школы» («ВК», 11 июня 1952).
«В пионерском отряде имени Павлика Морозова идёт подготовка к сбору на тему: «Счастливое детство». С докладами о счастливом детстве советских ребят и о безрадостной жизни детей за рубежом на сборе выступят Таня Короткова, Лёша Чернышёв, Таня Корниенко. О счастливой жизни детей в странах народной демократии расскажет Лаврентьев Витя. К сбору ребята выпустят фото-монтаж, в котором будет отражена жизнь, пионерская работа в отдых советских детей. Н. КОКИНА, вожатая отряда Боголюбовской школы» («ВК», 30 ноября 1952).
«В пионерском отряде 7 «Б» класса Боголюбовской средней школы состоялся сбор, посвящённый Ленинско-Сталинскому комсомолу. К сбору ребята подготовили фотомонтаж «Комсомол страны Советов». B. Степанова выступила на сборе с рассказом о четырёх, орденах комсомола, C. Короленко прочитал стихи о героях комсомольцах — А. Матросове и Ю. Смирнове. О. МОРОЗОВА, пионервожатая» («ВК», 7 декабря 1952).
«Будем воспитывать строителей коммунизма Наша партия, весь советский народ, трудящиеся всего мира понесли непоправимую тяжёлую утрату. Умер наш друг и учитель, продолжатель дела Ленина Иосиф Виссарионович Сталин. Под руководством Ленина и Сталина наш народ в жестоких боях отстоял завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Товарищ Сталин и после смерти В.И. Ленина неутомимо продолжал проводить в жизнь ленинские заветы. Только благодаря В.И. Ленину и И.В. Сталину женщины нашей страны стали равноправными. Наши права на участие во всех областях культурной и хозяйственной жизни страны закреплены замечательным документом — Сталинской Конституцией. Сталин умер, но имя его, дело его бессмертны. Я призываю ещё теснее сплотиться вокруг нашей дорогой Коммунистической партии и Центрального Комитета, удвоить свои усилия по выполнению решений, принятых XIX съездом Коммунистической партии Советского Союза. Я лично обещаю приложить все силы и умение к тому, чтобы воспитывать своих учеников достойными Строителями коммунизма, патриотами нашей горячо любимой Родины. Е. НЕБОСЕНКО, учительница Боголюбовской средней школы» («ВК», 13 марта 1953).
«В Боголюбовской средней школе создана первичная организация ДОСААФ. Группа учителей под руководством члена общества тов. А. Сенина изучает устройство парашюта. Л. НЕБОСЕНКО» («ВК», 2 апреля 1953). «В пионерских отрядах и звеньях школ нашего района прошли пионерские сборы, посвящённые памяти великого вождя и учителя Владимира Ильича Ленина. Пионервожатые Боголюбовской средней школы Галина Ерёмина, Надежда Кокина, Клара Шибаинкова и другие провели со школьниками беседы» («ВК», 23 января 1954). «23 февраля в Боголюбовской средней школе состоялся сбор пионерской дружины, посвящённый 36-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота. Юные ленинцы встретились с дважды Героем Советского Союза лётчиком тов. Махайльченко. Он рассказал ребятам о наших славных воинах, участниках Великой Отечественной войны, о своих боевых делах. Пожелал ребятам новых успехов в учёбе. После окончания беседы, пионеры задали лётчику много вопросов. Тов. Михайльченко охотно отвечал на них пионерам. Г. ГАВРИЛОВА» («ВК», 27 февраля 1954).