Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
08:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Плугин Владимир Александрович

Плугин Владимир Александрович

Плугин Владимир Александрович (30 июля 1937, Гусь-Хрустальный Владимирской области — 6 декабря 2003, Москва) — советский и российский историк-источниковед, доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения исторического факультета МГУ, знаток русских летописей, историк русской иконописи, жизнеописатель Андрея Рублёва.

Плугин Владимир Александрович родился 30 июля 1937 г. в Гусь-Хрустальном.
В 1960 г. окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Учителя — М.Т. Белявский (1913—1989), В.Н. Лазарев (1897—1976).
В течение нескольких лет – до 1964 года – работал в должности заведующего отделом искусства во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
В культурной жизни общества этот период известен как время «музейного взрыва», вспыхнувшего интереса к отечественной старине, увлечения древней архитектурой и русской средневековой живописью. Во владимирском Успенском соборе началась реставрация росписей Андрея Рублева, и будущий ученый получил редкую возможность внимательно рассматривать фрески с лесов, общаться с известными реставраторами С.С. Чураковым и В.Е. Брягиным. Это было начало серьезных занятий Плугина рублевской темой, которая не отпускала его всю жизнь. Его первый опыт – анализ композиции «Идут святые в рай» из росписи Успенского собора был опубликован В.Н. Лазаревым в книге «Андрей Рублев и его школа» (М., 1966).
В ноябре 1964 г. Владимир Александрович переезжает в Москву в связи с поступлением в аспирантуру. А уже в 1966 г. в сборнике «Культура Древней Руси», посвященном 40-летию научной деятельности Н.Н. Воронина (1904 - 1976), появляется его статья о некоторых изображениях в стенописи Андрея Рублева и Даниила Черного, задуманная и частично подготовленная им во время работы в музее.
С 1968 г. Владимир Александрович – на преподавательской работе в МГУ, где специализируется в области истории и культуры средневековой Руси, а также социальной, политической и военной истории России XVIII века.
В 1969 г. В.А. Плугин защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые проблемы мировоззрения Андрея Рублева. Древнерусская живопись как исторический источник».
В 1994 г. он стал доктором исторических наук. Тема его докторской диссертации: «Андрей Рублев и духовная жизнь Руси конца XIV – первой трети XV в. Комплексное исследование изобразительных и письменных источников».

Владимир Александрович Плугин – автор учебных пособий по древнерусскому искусству и источниковедению, многочисленных научных и научно-популярных работ, монографий «Мировоззрение Андрея Рублева» (1974) и «Мастер Святой Троицы» (2001). Последняя монография – том, в котором более 600 страниц итог 40-летнего изучения автором творчества гениального русского художника-иконописца.
Чем бы ни приходилось ученому заниматься на университетской кафедре, он постоянно возвращался к владимирским сюжетам. С его оригинальными текстами в издательстве «Аврора» вышли альбомы, ставшие своеобразными «поэтическими фото-повестями» об архитектуре церкви Покрова-на-Нерли и фресках Дмитриевского собора. Журнал «Вопросы истории» напечатал его большую обзорную статью о культуре Владимиро-Суздальской Руси.
Исследователь отдал дань еще одной теме – он с увлечением работал над биографией графа Алексея Григорьевича Орлова – военного и государственного деятеля, участника дворцовою переворота 1762 года, приведшего на престол Екатерину II, генерал-аншефа, прославившегося победой в морском Чесменском бою 1770 г., а впоследствии, уже будучи в отставке, выведением новой породы рысаков.

Владимир Александрович скончался 6 декабря 2003 г.

С 2007 г. исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова проводит конференцию «Научные чтения памяти В.А. Плугина». Первые научные «Чтения памяти В. А. Плугина» состоялись в МГУ 12 октября 2007 года. Вторые прошли в 2012 году, а третьи в 2017-м.

Библиография:
- Плугин В. А. Храм Покрова на Нерли: Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века: Альбом / Авт. текста В. Плугин; Худож. Ф. Збарский; Фотограф А. Александров. — Л.: Аврора, 1970. — 40 с. — (Публикация одного памятника; Вып. 5).
- Плугин В. А. Эсхатологическая тема в древнерусской общественной мысли. — М., 1971.
- Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва: (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. — М.: Изд-во МГУ, 1974. — 160 с. — 31 000 экз.
- Плугин В. А. Сергий Радонежский — Дмитрий Донской — Андрей Рублёв // История СССР. 1989. № 4. С. 71-88.
- Плугин В. А. Алехан, или Человек со шрамом: Жизнеописание графа Алексея Орлова-Чесменского. — М.: Международные отношения, 1996. — 416 с. — ISBN 5-7133-0853-7. (в пер., суперобл.)
- Плугин В. А. Мастер Святой Троицы: Труды и дни Андрея Рублева / Моск. гор. об-ние архивов. — М.: Мосгорархив, 2001. — 628, [16] с. — (Московская монография). — ISBN 5-7228-0090-2.
- История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов // М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин и др.; под ред. Д. В. Сарабьянова. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. ISBN 5-06-001441-X.

Источники:
- Гордеев С. П. Владимирский исследователь творчества Андрея Рублева // Старая столица. – 2010. – Вып. 4. – С. 61–62.
- Плугин Владимир Александрович [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета : [сайт]. – URL: http://letopis.msu.ru/peoples/6660 (11.07.2019).

Мировидение В.А. Плугина, историка иконописи

Плугин был патриотом русского и советского, притом советского – лишь в том мере, в какой оно оставалось русским. Например, русского человека на фронте Великой Отечественной. Церковную культуру он знал великолепно — специализация обязывала. Судя по его воспоминаниям, к патриотизму примешивалась вера, а возможно, она-то и была основой патриотического чувства. Современный историк А.Е. Тарасов передает любопытные воспоминания коллег о В.А. Плугине: «В своё время в научных экспедициях Владимир Александрович обошёл не одну весь в поисках произведений древнерусского искусства. По свидетельствам очевидцев, селяне видели в пришедшем не бесконечно далёкого от них учёного мужа, но человека своего круга, способного понять и принять их мировоззрение. После долгих бесед об иконах, религии, просто о житии-бытии деревенские бабушки просили его остаться в качестве священника местной церкви…». – Тарасов А.Е. К 70-летию Владимира Александровича Плугина, доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова // Историческая газета. 2007. Вып. 11. С. 7.
Но открыто Владимир Александрович о своих христианских воззрениях не заявлял. Во всяком случае, мне ни разу не пришлось с ним беседовать на подобные темы. Плугин вообще не баловал учеников допуском в трюмы своей души, посвящая разговоры с ними делу, делу, исключительно делу.
Но любовь к Отечеству часто проявлялась у него и в словах, и в поступках. Об этом он имел обыкновение говорить открыто.
Либеральную кашу 90-х Плугин не принял, торгашество и предательское отношение к государственным интересам России в его представлении играли роль очевидного зла. На этот счет он также всегда высказывался прямо, ясно и смело.
Именно с ярко выраженных патриотических позиций Плугин написал поздние свои труды: о графе А.Г. Орлове, о борьбе Речи Посполитой и Московского государства в XVII веке, о русской разведке в старину. Владимир Александрович в середине 90-х предлагал мне дать совместный спецкурс по истории Бородинского поля, соединив в нем события двух отечественных войн. Спецкурс сорвался не по его вине. Однако Владимир Александрович переживал. Ему хотелось поддержать добрую славу своей страны единственным инструментом, каким располагал – словом.
Патриотизм его никогда не был казенным. Правительственная политика «страны советов» не вдохновляла его на дифирамбы, а вот ввернуть едкое словечко на сей счет Плугин мог, нимало не стесняясь. Другое дело – русский народ и великие личности, рожденные на лоне его. Народ свой Владимир Александрович любил какой-то старинной, «земской» любовью. А к историческим персонам, выросшим из русской почвы – правителям, полководцам, святым, государственным деятелям – он относился с глубоким вниманием: тщательно изучал извивы их характеров, усердно реконструировал мировидение, особенно те его составляющие, которые связывали личность с недрами нации, неравнодушно относился к их нравственности… Прощал им малые грехи, впрочем, не забывая о них рассказать читателю, а если и не прощал, то хотя бы объяснял их не как моральную катастрофу а как повод для раскаяния; в то же время, выводил на сцену те лучшие стороны их натуры, которые послужили на благо Отечества; не видел и не хотел видеть, как простить предательство.
Отношение Плугина к своему народу и его героям-богатырям наилучшим образом видно по заключительным словам его книги, посвященной графу А.Г. Орлову: «Была сложная, порой бурная, щедрая на нравственные взлеты и падения жизнь по-настоящему талантливого русского человека, который в лучших своих проявлениях зарекомендовал себя верным слугой России. В блестящем созвездии екатерининских деятелей… Алексей Орлов является одной из самых ярких и самобытных фигур, не теряясь на фоне Панина, Потемкина и даже великого Суворова. Вспоминая то доброе, что он успел сделать для своей страны и народа, невольно думаешь о том, что прав Гоголь: здесь ли, в России, не зародиться богатырю, когда есть, где ему развернуться и пройтись. И еще о том, как нужны такие, не по заморским меркам скроенные натуры, русские не только по рождению, но и по духу. Всем, кому не безразлична судьба Отечества, адресует эту книгу автор».

Источник:
Мировидение В.А. Плугина, историка иконописи, моего учителя [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL : [сайт]. – 2018. – URL: https://volodihin.livejournal.com/1341136.html

Категория: Гусь | Добавил: Николай (30.09.2021)
Просмотров: 555 | Теги: историк, Гусь-Хрустальный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru