Уводский Николай Петрович
Владимирская духовная семинария выпустила за время своего существования целую вереницу полезных деятелей на общественном поприще. В ряду их нельзя не отметить и Николая Петровича Уводского, труды которого были посвящены далекой от нас Волыни; эти труды со временем принесут большую пользу для историка тамошнего края.
Николай Петрович Уводский родился 30 апреля 1818 г. в с. Карачарово Муромского уезда Владимирской губ. Он — сын протоиерея Петра Герасимовича Уводского с. Больших Всегодич, Ковровского уезда, Владимирской губернии.
Василий Петрович Уводский (апрель 1814 - 19 ноября 1896) - брат Николая Петровича Уводского, Анны Петровны Казанской и Серафимы Петровны Радугиной
Глубоко религиозно-воспитанный в доме благочестивых родителей, а затем во Владимирской духовной семинарии, за год до окончания ее, в 1837 г. поступил в Киевскую духовную Академию для продолжения богословского образования. Здесь он имел товарищами по курсу знаменитого в последствии нашего отечественного церковного историка Высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского, а также Преосвященного Феофана, после Епископа Владимирского, известного затворника-святителя. С первым, Высокопреосвященным Макарием Николай Петрович был очень дружен на школьной скамье, о чем он неоднократно рассказывал. В воспоминаниях его образ Владыки Макария всегда представлялся в высшей степени светлым и симпатичным. О Преосвященном Феофане (Говорове) он рассказывал, что это был юноша чрезвычайно скромный и глубоко сосредоточенный, любимейший товарищ в курсе. Окончив Академию в 1841 г., Николай Петрович в том же 1841 г. 27 августа был определен профессором по библейской и церковной истории в Волынскую дух. Семинарию, а в 1842 г.
9 — 17 декабря Свят. Синодом утвержден в ученой степени магистра Богословия.
Служа в должности профессора Семинарии, он по резолюции Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Волынского, от 1 ноября 1850 г., был назначен членом вновь организованного при семинарии «Историко-статистического Комитета» для составления церковно-исторического и статистического описания Волынской епархии, при чем ему, по представлению Правления Семинарии, поручено было заняться исследованием — «о начале и распространении христианской религии в Волынской епархии, о времени учреждения самой епархии на Волыни и об иерархии Волынской епархии в непрерывном порядке — с кратким жизнеописанием архиереев, которые заслуживают чем-либо особенное внимание» (см. Дело в Архиве Правления Волын. дух. Семинарии за 1850 г. № 90). Свои труды по исполнению этого поручения он в свое время напечатал в «Волын. епарх. Ведомостях», а именно — «Историческое изследование об епископах Волынской епархии со времени ее учреждения до 1867 г.» — за 1867-68 гг. №№ 1, 9, 20 и за 1869 г. №№ 22 и 24; и «Исторический очерк древних Волынских епархий — Владимирской и Луцкой»; — за 1878 год №№ 5, 9 — 12. Сверх того, Николаем Петровичем в разное время напечатаны в тех же Ведомостях: 1) «Слово в день Св. Пасхи» за 1872 г. № 8; 2) «Слово в день Сошествия Святаго Духа на апостолов» за 1867-68 гг. № 19; 3) ,,Слово в Великий Пяток» за 1872 г. № 7; 4) «Слово в день Рождества Христова» за 1872 год, № 1; 5) «Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы» — за 1869 г. № 7; 6) «Слово в день Успения Божией Матери» — за 1871 г. № 16; 7) «Слово в день рождения Государя Императора Александра Николаевича» за 1871 г. № 8; 8) «Слово в день рождения Государыни Императрицы Марии Александровны» за 1871 г. № 15; 9) «Слово в день Архистратига Михаила и тезоименитства благоверного Государя и великого князя Михаила Николаевича» за 1872 г. № 21; 10) О жизни прародителей после их падения, по взгляду Библии» — за 1873 г. № 13; 11) «О действиях Бога Спасающего» — за 1874 г., № 20; 12) ,,О белом клобуке» — за 1873 г., №13; 13) Нечто по поводу предложения, данного Преосвященным Вениамином Черниговской духовной Консистории касательно поминовения умерших па их могилах» — за 1884 г. №№ 16 и 17; 14) «О религиозно-нравственном просвещении народа и о преимущественном значении в этом деле внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами, за 1883 г. №№ 28, 29, 31 и 32; 15) Проект Московского земского собрания о реформе приходов» — за 1881 г. №№ 35 и 36, а также им веден отдел «Иноепархиальных известий» за 1879 г. № 17, за 1880 г. №№ 23, 24 и 33, за 1881 г. №№ 16, 17 и 29, и за 1882 г. №16 10-11, 25.
Как преподаватель, Николай Петрович отличался замечательным знанием своего предмета, умея заинтересовать им и своих юных слушателей.
На 11-м году службы он, как выдающийся наставник семинарии, был назначен 5 апреля 1852 г. на ответственный пост Ректора Дерманских уездного и приходского духовного училищ и учителя высшего отделения по латинскому языку.
В Дерманском училище Николай Петрович начальствовал слишком 9 лет (1852 — 1861 г.). Еще раньше, служа в семинарии, он женился на дочери Заславского протоиерея Бендеровского. В Дермани он зажил счастливою семейной жизнью.
В 1861 г. 15 августа Николай Петрович был возвращен в Волынскую семинарию, но уже на должность инспектора семинарии, уступит, свое место по Дерманскому училищу Хотовицкому (после Ректор Волынской семинарии). Состоя инспектором, он был в то же время и профессором во 2 классе высшего отделения по собеседовательному, обличительному, нравственному и пастырскому Богословию. В должности инспектора он пробыл слишком 6 лет — по 24 сентября 1867 г., когда он оставил эту должность, оставшись только преподавателем семинарии с назначением членом Педагогического Собрания Правления семинарии.
В 1873 г. Николай Петрович вышел в отставку, прослужив, таким образом, на духовно-учебной службе 32 года. Он поселился в Кременце, где и жил до самой смерти. С 1873 г. он пожизненно состоял сотрудником Волынских епарх. ведомостей. По приезде на службу в 1841 г., он ни разу не ездил на родину во Владимирскую губернию, и вообще в течение слишком 59 лет ни разу не выезжал с Волыни. В последний год жизни, весною 1900 года, он был утешен посещением его родной сестрой, женою протоиерея Радугина из г. Коврова Владимир. губ.
По выходе в отставку, Николай Петрович вел замкнутую жизнь, все время занимаясь чтением книг и газет. Позднейшие поколения помнят его, как маленького согбенного старичка, который всегда аккуратно являлся к богослужению в семинарскую церковь, а также приходил ежедневно в семинарский сад для прогулок.
Николай Петрович обладал вообще прекрасным здоровьем. В последнее десятилетие он раза два болел воспалением легких, но крепкий от природы организм благополучно выдержал эту болезнь. Несколько притупился слух. С лета 1900 г. явился упадок сил, притупилось и зрение. Потеря зрения заставила его сильно скучать, при непрерывной привычке читать книги...
Скончался Н.П. Уводский в г. Кременце 20 октября 1900 года, в 7 часов утра, на 83 году от роду. Погребен он там же па Туницком кладбище.
/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 5-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
|