В доме-музее Н. Е. Жуковского, расположенном в деревне Орехово, что в Собинском районе Владимирской области, меня привлекла экспонирующаяся в одном из залов фотография. Неизвестный фотограф когда-то запечатлел женщину-офицера у бомбардировщика. Привлекает внимание надпись к ней: «Е. Д. Тимофеева, заместитель командира авиационно-бомбардировочного полка, уроженка дер. Ручейки Юрьев-Польского района. Первая в мире женщина, поднявшая в воздух бомбардировщик «Пе-2».
Евгения Дмитриевна Тимофеева
Евгения Дмитриевна Тимофеева родилась в 1911 году в с. Пьяницыно (Ручейки), Юрьевского уезда, Владимирской губернии.
Детство и юность Жени прошли в тех же дорогих ей и милых сердцу Ручейках, где она родилась. С малолетства приучилась к труду. В суровый 1918 год впервые переступила порог сельской школы, в которой познала первые азы грамоты. Смутное то было время: по ночам за околицей села раздавались выстрелы, чуть ли не каждую ночь полыхали пожары, в школе было холодно, дома — голодно. Отец не раз говорил: «Брось ты, Женька, эту школу, проживешь и без науки. Дома есть дела поважнее. Да и время, видишь, какое, до учебы бы ли теперь!»
Но восемнадцатилетняя Женя не поддалась на уговоры отца, хотя понимала и жалела его: трудно, он как трудно ему содержать семью.
Не легким был и 1922 год, когда она закончила сельскую четырехклассную школу. Нередко кулаки, недовольные советской властью, расправлялись с местными активистами, жгли их дома, травили скот. У юной пионерки с каждым днем росла ненависть к этим людям. Позже она эту ненависть пронесет через всю жизнь, эта ненависть к врагам ее социалистической Родины поможет ей безжалостно истреблять немецко-фашистских захватчиков, пришедших в сорок первом на ее землю.
«Только учиться», — твердо решила Женя и поступила в Юрьев-Польскую семилетку.
Три года учебы пролетели незаметно. После окончания семи классов вернулась Женя к родителям, трудилась в их хозяйстве. Но мысли были далеко от родного дома: в рабочей гуще, там, где кипела большая жизнь, среди тех, кто работал на фабриках и заводах.
— Папа, мама, — как-то за обедом обмолвилась Женя. — Вы не будете перечить, если я подамся в город?
— Я и сам об этом не раз думал, доченька. Если есть желание — иди, — взглянув на жену, по щекам которой уже покатились первые слезинки, проговорил отец. — Обойдемся без тебя.
И Женя, оставив в семнадцать лет родную деревеньку, отправилась в Иваново. Знаменитая «Красная Талка» стала для нее вторым домом. Здесь она приобрела специальность ватерщицы, здесь она стала комсомолкой. Бурные то были годы. Развивалась и крепла молодая республика. Сколько интересных дел! Какие перспективы! Женя всецело отдалась любимой работе. Дни, месяцы, годы проходили в дружном рабочем коллективе, в комсомольских делах. Она гордилась тем, что трудится, живет в пролетарском городе, в том самом городе, где впервые появились Советы.
Крутой поворот в жизни Евгении произошел внезапно. Услыхав, что идет набор в летные училища, она без раздумий отправилась в горком комсомола.
— Хочу быть летчицей, — без обиняков заявила Женя комиссии:
— А как здоровье? Летать — не полотно ткать.
— На здоровье не жалуюсь. Хоть сейчас в небо.
Провожали Женю в Тамбов в летную школу гражданской авиации всем цехом. На перроне — шум, песни. Кругом — знакомые лица, товарищи, друзья. Сквозь звуки гармошки то и дело слышатся возгласы:
— Не подведи, Женечка, нашу фабрику!
— Учись прилежно!
— Прилетай на самолете на нашу «Талку!»
— Не подведу, дорогие мои. Только тосковать по вас буду,— прижимая к груди букет цветов и роняя непрошеную слезу, прокричала Женя, садясь на ходу в вагон.
И не подвела. Училась она в летной школе прилежно. Правда, нелегко все ей давалось. Но упорство, настойчивость в достижении цели дали свои результаты. Безмерно была счастлива, когда впервые самостоятельно поднялась в воздух. Какой простор! Захватывало дух. «А ведь я одна парю в воздухе, меня слушается машина!» — радовалась Евгения.
И вот уже позади и учебные полеты, и школа. Пилот-инструктор, командир авиазвена, командир отряда — это ступени ее служебного роста. В 1938 году в жизни 27-летней Евгении Тимофеевой произошло важное событие — ее приняли в ряды Коммунистической партии. Отныне она — член великого легиона большевиков, член ленинской гвардии. «Теперь я должна быть примером для других, трудиться вдвойне, работать и жить по-ленински, — твердо решила она. — А самое главное, честно и добросовестно служить своей Родине».
Вся ее дальнейшая жизнь была подчинена только этому ее девизу.
Война застала Евгению Тимофеевну в Минеральных Водах, где она работала на курсах высшей подготовки инструкторов слепого и ночного полета. Разволновалась, даже расстроилась: «Как же так? Идет война, враг топчет нашу землю, жжет города и села. Убивает моих соотечественников, а я, летчица, и не на фронте!»
Она не раз собиралась обратиться в соответствующие инстанции с просьбой направить ее в действующая армию, да все откладывала: не слыхала, чтобы женщины-летчицы воевали на фронте.
И вдруг, удобный случай. Ей сказали: «Марине Расковой поручено формирование женского авиационного полка. Ей нужны летные кадры. Вы — опытный летчик...»
Другого Евгения и желать не могла. Военный летчик, да еще под началом прославленного воздушного аса Героя Советского Союза Расковой! Она и раньше слышала об этой бесстрашной женщине: знала о ее участии в 1935 году в групповом женском перелете по маршруту Ленинград—Москва, хорошо была наслышана о рекордном перелете Расковой и Гризодубовой Москва—Актюбинск в 1937 году. С первых дней пребывания в полку Евгения Тимофеева становится воспитателем молодых летчиц и ближайшим помощником Марины Расковой. Готовя к предстоящим боям (а они были не за горами) только что окончивших летные школы летчиц-женщин, она и сама готовилась к ним. Знала: одно дело вести самолет в мирном небе, и совсем другое — во фронтовом. Евгения старалась во всем быть похожей на своего командира, подражала Расковой. Долго не могла усидеть после рассказа Марины Расковой о том, как она в момент перелета В. Гризодубовой и П. Осипенко по маршруту Москва — район Комсомольска-на-Амуре вынуждена была покинуть самолет, как после этого десять суток скиталась по тайге. «Только беспредельное мужество, только железная воля этой женщины помогли ей выжить», — думала Евгения.
Рассказ Расковой не только остался навсегда в ее памяти, но и помог ей в подобной ситуации. «Разок меня подбили, и я садилась в лес, получила сотрясение мозга», — скажет она, спустя несколько лет после того рокового случая. Находясь почти в безвыходном положении, смелая летчица, вспомнив в критический момент рассказ Расковой, нашла в себе силы добраться до своих.
Воевала Евгения Тимофеева неплохо. Свидетельство тому: два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны І-й степени, медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга». К концу 1944 года была уже майором. Она стала первым орденоносцем в полку.
Листаю учетно-послужные документы Е. Д. Тимофеевой. В одном из них записаны благодарности Верховного Главнокомандующего за участие в освобождении Витебска, Орши, Минска, Шауляя, Риги, за прорыв сильно укрепленной, глубоко эшелонированной обороны немцев в Восточной Пруссии, за освобождение городов и портов Мемель, Кенигсберг, за овладение городом-крепостью Пиллау.
Боевой победный путь отважной летчицы от Сталинграда до берегов Балтики был нелегким, но прекрасным. 470 боевых вылетов совершила Евгения Тимофеева. В общей сложности она пробыла в воздухе почти 100 суток. Лично ею сброшено на головы фашистов около 45 тонн бомб. Она водила в бой женские экипажи по три, шесть, девять самолетов, колонны, состоящие из шести, восемнадцати, двадцати семи бомбардировщиков. А каждый вылет на фронте — подвиг. Вот лишь несколько примеров из ее фронтовой биографии, документально зафиксированных.
3 мая 1943 года гвардии капитан Тимофеева получила задание: группой в 6 самолетов оказать срочную помощь пехоте в прорыве линии обороны противника. Цель для бомбардирования находилась в трехстах метрах от наших передовых наземных войск, к тому же плотно прикрывалась зенитной артиллерией гитлеровцев. Встав на боевой курс и ориентируясь по сигналам со станции наведения, Тимофеева точным бомбовым ударом опрокинула узел сопротивления немцев, за что получила благодарность с наземной радиостанции и от маршала авиации Новикова.
2 июня того же года Евгения Тимофеева вела колонну из трех девяток самолетов на бомбардировку резервов противника в районе станицы Киевской, что на Кубани. Слоистая облачность прижимала летчиц к земле. Вот и цель. С высоты 600 метров самолеты пошли в пике. Первой была машина Тимофеевой. И вот уже бушует на земле в стане врага огонь. Но и нашим самолетам достается: немцы открыли по ним ураганный огонь из всех видов оружия. Когда казалось, что дело сделано и пора было возвращаться на свой аэродром, группу Тимофеевой внезапно атаковали двенадцать «мессершмиттов» и «фоккеров». Как назло, 6 наших истребителей, прикрывавших группу, затерялись где-то в облаках. Ведомые Тимофеевой летчицы встретили вражеские истребители мощным огнем, сочетая его с правильным маневром. И что же?! В этой схватке отважные летчицы сбили четыре вражеских самолета, не потеряв ни единого своего! Немного позже в документах будет записано: «Этот исключительный по своему методу бой явился результатом того, что девятки были хорошо слетаны и имели отлично организованное наблюдение с воздуха... Ведущий группы в течение всего воздушного боя держал группу в кулаке, уменьшив скорость, дал возможность подбитым самолетам держаться в общем боевом порядке. Правильно строил маневры, сбивая цель в прицеле противника».
Восточная Пруссия. Ее земля плотно насыщена дотами, дзотами, фортами, огневыми позициями. Стоит появиться нашему самолету над вражеской обороной или в ее глубине, как сразу же извергают огонь сотни зениток, строчат крупнокалиберные пулеметы. Город Гумбинен запружен вражескими войсками, отступающими под ударом наших воинов. К нему-то и устремилась девятка бомбардировщиков. Впереди — ведущая майор Тимофеева. Вокруг самолетов - сотни сизо-синих дымков. Это — разрывы вражеских снарядов. Но ничто не могло остановить отважную патриотку. Тем более если рядом — цель. Выбрав удобный заход, группа дружно и точно обрушила бомбовый удар на врага. Результаты удара были сфотографированы. Они оказались отличными.
В январе 1943 года при исполнении служебных обязанностей трагически погибла командир 587 женского бомбардировочного авиаполка М.М. Раскова. Траурные то были дни и для полка, и лично для Евгении Тимофеевой. Ведь сколько полезного, хорошего было позаимствовано у этой наделенной незаурядным талантом женщины! Сколько бы она еще совершила прекрасного! Скорбила Евгения по своему боевому другу, но не падала духом.
Теперь вся тяжесть командования полком легла на ее плечи. Работы прибавилось вдвойне. И она с ней справлялась успешно.
Уже после войны Евгении Тимофеевой довелось побывать в Москве. С затаенным дыханием и со слезами на глазах она подходила к Кремлевской стене, что на Красной площади, где покоится прах ее соратницы. Долго стояла в безмолвии. Воспоминания, воспоминания...
В боях за Родину летный состав полка проявил образцы мужества, смелости и находчивости. Разве же это не подвиг, когда командир эскадрильи гвардии майор Федутенко, тяжело раненная в голову, теряя сознание и силы, сумела довести свой самолет до аэродрома. Впоследствии она стала Героем Советского Союза. За героизм, проявленный в боях, были удостоены этого высокого звания командир авиаэскадрильи гвардии капитан Фомичева и заместитель командира авиаэскадрильи гвардии капитан Долина. Спасая свой экипаж, погибла командир звена старший лейтенант Губина. Их учила мужеству Евгения Тимофеева.
Где-то совсем на другом участке фронта сражался ее муж, тоже летчик. Изредка получала короткие, но безмерно дорогие для нее весточки: «Жив, здоров. Береги себя».
Она убереглась, а вот он — нет. Тьма застелила глаза, когда на уплывающей из рук бумаге прочитала роковые слова: «Ваш муж не вернулся с боевого задания». Так в 33 года Евгения стала вдовой. Вспомнила своих детей — семилетнюю дочурку Надю и Володю, которому шел лишь пятый годик. Смахнув с ресниц слезы и до боли сцепив зубы, поднялась в кабину своего самолета...
Под крыльями — окопы, траншеи врага. Туда посыпались бомбы. Фашистов расстреливала из пушки, пулеметов. Она мстила, мстила, мстила за поруганную Родину, за мужа, за осиротевших малюток.
Все испытала отважная летчица: и горечь поражений, утрат, и радость побед. Не раз она находилась в таких переплетах, из которых, казалось, нет никакого выхода. Но воля, смелость, настойчивость, жажда жизни, победы всегда брали верх.
В одном из документов есть такая запись: «В жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Отечественной войны гвардии майор Тимофеева показала волю к победе, смелость и находчивость. Каждый ее полет был образцом мужества советской женщины в боях за свою Родину».
Источник: А. НАГОРНЫЙ. Из орлиного племени
Боевой путь 125-го женского ГБАП
125-й женский гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря. Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.
Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиаполка началась на завершающем этапе Сталинградской битвы. 1 декабря 1942 года он убыл в действующую армию. При перелёте на фронт 4 января, попав в сложные метеоусловия, погибла командир полка Герой Советского Союза М. М. Раскова. По просьбе лётчиц Наркомат обороны присвоил полку её имя. Во временное исполнение обязанностей вступила командир 2-й эскадрильи старший лейтенант Е.Д. Тимофеева. С 28 января по 1 февраля 1943 года полк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе посёлка и Сталинградского тракторного завода. На выполнение этой задачи было произведено 50 самолёто - вылетов. Лётчицы сбросили на противника около 15 тонн бомбового груза. Лётчицы 587-го полка хорошо освоили грозные боевые машины - пикирующие бомбардировщики Пе-2 и отдавали все силы тому, чтобы оправдать это большое доверие. На Северо - Кавказском фронте полк произвёл 180 боевых вылетов, на Западном фронте - 234, на 3-м Белорусском - 291, на 1-м Прибалтийском - 379 боевых вылетов и сбросил на врага более 892 тонны бомбового груза. В воздушных боях полк сбил 5 истребителей противника. На земле уничтожил 16 танков, 82 орудия, 45 вагонов. Как говорится в истории боевого пути полка, "количество уничтоженных автомашин, живой силы противника не установлено".
За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й полк был преобразован в 125-й гвардейский, удостоен почётного наименования "Борисовский", награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко - фашистскими захватчиками 5 лётчиц полка - Н. Н. Федутенко, К. Я. Фомичёва, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и Г.И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза.
2 Июня 1943 года на завершающем этапе воздушного сражения на Кубани 9 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 125-го Гвардейского женского авиаполка под командованием командира эскадрильи Капитана Е.Д. Тимофеевой в момент сбрасывания бомб на войска противника в районе станицы Киевская подверглись атакам 8 истребителей. Шестёрка наших истребителей, сопровождавшая бомбардировщиков, в это время попала в облачность и оторвалась от них. В создавшейся сложной обстановке советские лётчицы проявили высокое мужество и самообладание. Не нарушая боевого порядка, они встретили атаки врага сосредоточенным огнём бортового оружия, умело сочетая его с маневром в отрою. В ходе боя они сбили 4 вражеских истребителя и без потерь вернулись на свой аэродром. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко - фашистскими захватчиками 5 лётчиц полка - Н. Н. Федутенко, К. Я. Фомичёва, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и Г. И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза.
Лётчицы эскадрильи следовали примеру своего командира, проявляли смелость, мужество и героизм. На Северо - Кавказском фронте командир звена Шолохова, тяжело раненная в голову и челюсть, на одном моторе перетянула линию фронта и отлично посадила подбитый самолёт на своей территории. Командир звена Губина ценой собственной жизни спасла жизнь своего экипажа. Младшие лейтенанты Язовская и Осадзе, защищая самолёт командира звена, вступили в неравный бой с 4 вражескими истребителями. Лётчик Малютина, тяжело раненная в живот, 4 раза теряла сознание во время полёта. Напрягая последние силы и волю, она довела самолёт до своей территории и благополучно посадила его. Лётчица Тарасенко, получив тяжелое ранение в ногу, трижды теряла сознание в полёте, но нашла силы и волю перетянуть самолёт через линию фронта, спасти дорогостоящую боевую машину и жизнь экипажа.
Командир эскадрильи 125-го Гвардейского полка К. Я. Фомичёва в боях с врагом 2 раза горела в воздухе, получила тяжёлое ранение правой ноги, перелом 6 ребер и дважды - ожоги тела 2-й степени. По излечении Клавдия Яковлевна снова становилась в строй. 25 Июня 1943 года при бомбардировке высоты 103,3 на Кубани её самолёт получил 30 пробоин от сильного зенитного огня противника. В районе цели звено Фомичёвой атаковали 2 немецких истребителя. Интенсивным огнём бортового оружия лётчицы отразили атаку. На следующий день в районе той же цели экипаж Фомичевой в групповом бою сбил немецкого истребителя, преодолел зенитный огонь и выполнил задание по бомбардировке вражеских позиций.
17 Августа 1943 года Клавдия Яковлевна в качестве заместителя ведущего 9 самолётов Пе-2 бомбила артиллерийско - миномётные позиции и живую силу противника под Ельней. Над целью самолёты были встречены сильным заградительным огнём зенитной артиллерии - до 80 одновременных разрывов сотрясали воздух. Но лётчицы сумели прорваться к цели и выполнить задание. Осколком снаряда был пробит бензобак, повреждено управление, осколками плексиглаза обожгло лицо, тяжело ранен штурман. Покинуть плохо управляемый самолёт - значит оставить в беде своего товарища и к тому же - попасть в плен. Отказался покинуть самолёт и стрелок - радист. Фомичёва дотянула машину до ближайшего аэродрома, но там посадочная полоса оказалась занятой. И Фомичёва взяла левее. Здесь их ждала другая беда: при посадке самолёт попал в воронку, скапотировал и загорелся. Оказавшиеся поблизости зенитчики спасли героический экипаж.
23 Июня 1944 года в составе сборной дивизионной колонны, которую возглавлял командир дивизии Генерал - Майор авиации Ф. П. Котляр, К. Я. Фомичёва вела девятку самолётов. На подходе к цели прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии её машина была подбита, загорелся левый мотор, лётчица получила тяжёлое ранение правой ноги. Раненая, на горящем самолёте отважная лётчица прорвалась к цели, сбросила бомбы и повела плохо управляемый Пе-2 на свою территорию. Все члены экипажа отказались прыгать с парашютом на территории, занятой врагом, и решили предпочесть смерть, чем плен. Только перетянув линию фронта, экипаж покинул самолёт. Последней оставляла машину командир, когда убедилась, что штурман и стрелок - радист благополучно раскрыли парашюты...
Источник: Боевой путь 125-го женского ГБАП: [Электронный ресурс] // КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953: [сайт].– URL: http://airaces.narod.ru/woman/125gbap.htm
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны