Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
14:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Экскурсия учащихся Суздальских начальных школ в Ризположенский женский монастырь в 1912 г.

Экскурсия в Суздальский Спасо-Евфимиев мужской монастырь и Вознесенскую, приходскую церковь

23-го сентября 1912 года

По заранее намеченному плану, учащие и учащиеся Суздальских начальных школ, во главе с г. Инспектором Ильей Ивановичем Александровским, 23-го сентября 1912 года, в 8 ½ часов утра, совершили экскурсию в Суздальский мужской Спасо-Евфимиев монастырь, как знаменательный в историческом отношении, а тем более — по нетленному почиванию в нем мощей Святого угодника преп. Евфимия. Отстоявши Божественную литургию и отслушавши молебен Преп. Евфимию, учащие и учащиеся приложились к мощам Преп. Евфимия. После этого, о. Казначей монастыря иеромонах Иларий, сказав юным паломникам несколько назидательн. слов, начал знакомить их с историей монастыря и его достопримечательностями.
Монастырь сей, говорил он, был построен в 1352 году, при Велик. Кн. Борисе Константиновиче, по благословению Святителя Иоанна, Еписк. Сузд., Преп. Евфимием, учеником Св. Дионисия Нижегородского Печерского монастыря. Благоверный Князь Борис Константинович сам начал копать ров для основания храма, и когда клали фундамент, то Преп. Евфимий испросил благословения Святителя Иоанна теперь-же скласть себе могилу. Для этого он сам обтесал своими руками три больших камня. Молитвами Свят. Иоанна и подвигами Преп. Евфимия, храм сооружался поспешно, и в 1357 году он был освящен Свят. Иоанном, в присутствии Великого Князя, во славу Преображения Господня:, основатель же Преп. Евфимий был поставлен от Епископа в сан Архимандрита. По прологу и древнему рукописному житию Преп. Евфимия, сей основатель великой обители начальствовал над нею 52 г.; вся жизнь его запечатлена резкими чертами подвижничества и любви к ближнему. Сам изнурял свое тело постом и молитвою, одежду носил скудную, под которой скрывались тяжелые железные вериги, из коих одни он носил вместо парамона, весом в 5 ½ фунтов, другие возлагал на себя в то время, когда становился на молитвенный подвиг, — в этих 16 фун. весу. Эти вериги и теперь надеваются многими благочестивыми богомольцами, для получения здоровья душевного и телесного.
На 88 голу от рождения, почувствовав приближение смерти, Преп. Евфимий причастился Святых Христовых Таин и затем мирно скончался. Это было 1 апр. 1404 г. С подобающей честью братья обители погребли Преп. Евфимия в том самом каменном гробу, который он сам приготовил, при заложении храма.
В 1507 году Архимандрит Кирилл возымел желание расширить храм Преображения Господня; работники, копавшие землю под фундамент по правую южную сторону храма, обрели могилу, покрытую досками и обложенную тремя камнями, приготовленными за полтораста лет Свят. Евфимием, и поведали Архимандриту о найденном.
Сей повелел ударом колокола благовестить братии радость велию, а сам поспешил к Епископу Симеону с радостным донесением. Святитель в ту же минуту явился с сонмом братии, открыл гроб — и все удостоились узреть сияющий лик праведного и даже ризы его нетленные. Сие обретение совершилось 4-го июля 1507 года.
В 1511 году главный храм, по окончательном возобновлении после пожара, бывшего в 1501 г, был освящен при Вел. Кн. Василье Иоанновиче, а в боковом приделе, где почивали нетленные мощи Преп. Евфимия, устроен престол во имя Преп. Евфимия, и с того времени монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым.
В 1657 году 22 февраля мощи были перенесены в соборную монастырскую церковь, а в 1823 году переложены в новую серебро-позлащенную раку. При этом Свят. Мощи обносимы были вокруг обители с торжественною духовною церемонией, в воспоминание чего доныне, в девятое воскресенье по Пасхе, бывает ежегодно крестный ход вокруг монастырских стен.
В настоящее время рака со Святыми Мощами Препод. Евфимия находится с южной стороны правого клироса на возвышенной солее, под балдахином изящной резной и раззолоченной отделки. При раке святых мощей находятся те самые вериги, которые носил Преподобный при жизни, с таким же настоятельским посохом. По северной лицевой стороне раки изображены чернью две надписи, из которых одна излагает вкратце повествование о летах жития, преставлении и прославлении Преподобного, а другая — историю сооружения гробницы. Текст последней следующий: «Устроена сия при державе БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ВСЕЯ РОССИИ, по благословению Преосвященного Парфения, еписк. Владимирского и Суздальского и кавалера, тщанием настоятеля сей обители архимандрита и кавалера Парфения с братиею, коштом монастырским и собранным от доброхотно—дателей подаянием, 1823 г. месяца марта 20 числа мастером московским Иваном Гавриловым Завьяловым. Чистаго серебра на раку употреблено 1 пуд. 27 ¾ фун.» — В возглавии почивающего поставлена большая серебряная, местами позолоченная, в виде чаши, лампада на оловянном поддонке, с вырезанною на четырех клеймах надписью «Лета 7143/1635 месяца апреля в 20-й день сделана бысть сия лампада в град Суздаль, в пречестную и великую обитель Боголепного Пребражения Господа нашего Иисуса Христа пред раку преподобного Евфимия Чудотворца; сделана повелением князя Ивана Ивановича Шуйского, и пожаловать велеть наливать монастырскою казною, и кто веру поддержит Евфимию Чудотворцу, тот и нальет, а из монастыря не выносить никуда». Над ракой святых мощей подвешено много ценных лампад, поднесенных в дар от разных городов ко дню 500-летия Преп. Евфимия (1904 г. июля 4 дня).
С северной стороны клироса в обширном застекленным деревянным, изящной работы, шкафе помещаются:
1) Евангелие, писанное полууставом, обложенное серебром с дорогими камнями; пожертвовано оно князем Дмитрием Михайловичем Пожарским великому Чудотворцу Евфимию, а также — бархатная фелонь, сделанная из входной шубы боярина Кн. Дмитрия Михайловича Пожарского, и две эпитрахили — даяние жены Кн. Дмитрия Михайловича Пожарского Федоры Андреевны.
2) Шапка, или митра, Преп. Евфимия, шитая золотом, серебром и шелками по вишневому атласу, с горностаевой опушкой; по фасону, сия древняя митра почти вдвое меньше нынешних; рядом с сею святынею хранится почти такая же митра, только с обнизанными на образах венцами и ризами средним и мелким жемчугом; на серебряном, позолоченном обруче ее вырезано: «подаяние князя Дмитриевы жены Михайловича Пожарского, княгини Федоры Андреевны в дом Всемилостиваго Спаса». Далее была осмотрена икона Умиления Богоматери, известная более под названием Корсунской, почитаемая местно-чудотворной, по преданию, привезенная из Корсуни, откуда блеснул яркий луч православия в наше отечество. Граждане г. Суздаля и все окрестные жители питают к сей иконе глубокое уважение, берут эту икону в села с крестным ходом и обходят с ней жилье и поля свои; в градских церковных церемониальных шествиях также выносят из монастыря эту святую икону. Помещается сия икона на первой южной колонне, при входе из западных дверей. Обложена она чеканным золотом и украшена крупным жемчугом и драгоценными камнями — приклад Демида Черемисинова, который был — лицо важное государственное, как видно из истории Карамзина. Икона вставлена в два киота, из которых в одном — серебряная.
В симметричном с нею, но менее ценном, киоте, на северной колонне, к западу, помещается Икона Владимирской Богоматери, также украшенная в венцах по золоченному серебру драгоценными камнями и жемчугом.
По середине храма спущено паникадило о 28 свечах, с двуглавым орлом в вершине; приклад Кн. Дмитрия Михайловича Пожарского по своем брате Кн. Василие Михайловиче, в иноцех Вассиане, в вечный помин.
В 1689 году соборный храм внутри расписан стенным письмом, при Преосвященном Илларионе, Суадальском митрополите; в позднейшее время оно было по местам подправлено. Снаружи этот храм украшен художественной живописью, сделанной при архимандрите Серафиме (Чачагове) в 1903 году.
Выйдя из соборного храма, с южной стороны, под сводами Евфимиевого придела, осматривали место погребения, Преп. Евфимия, и далее с восточной стороны — мраморный памятник, воздвигнутый над бренными останками незабвенного Кн. Пожарского — Спасителя Отечества в годину тягчайшего, безвыходного положения России. Этот памятник привлекает на себя общее внимание посетителей своей изящной отделкой. Сделан он за границей и привезен сюда по частям. Обращаясь к востоку входной стороной, он обнесен прекрасной, мелкой резьбы, баллюстрадой. Входная дверь внутрь самого памятника — бронзовая, с рельефными изображениями на ней Минина и Пожарского, где они изображены во весь рост в момент призвания воеводы на великое ратное дело: у подножия рассыпаны приношения. Над входной дверью памятника, на лицевой стороне вставлена Икона Спасителя, сидящего на троне, мозаической работы, — стоимость ее 9 тысяч рублей. Внутри памятника, на западной стороне, стоит Икона Казанской Божией Матери - тоже мозаической работы. Под фронтоном, на лицевой стороне, крупная подпись полукругом: «боярину Князю Дмитрию Михайловичу благодарное потомство». На северных, восточных и южных внешних сторонах памятника сделана краткая надпись славянскими буквами о заслугах Кн. Пожарского. Памятник сей воздвигнут по призыву приснопамятного Императора Николая 1-го и Высочайшей Воле Августейшего Его Преемника, по Всероссийской подписке. Стоимость памятника 500000 р.
Затем направились осматривать, за северной стеной обители, древнейший, одноглавый, воздвигнутый основателем монастыря, храм во имя Свят. и Чудотворца Николая, и к нему, с западной стороны пристроенный, одноэтажный, низменный корпус, длиной в 45 саж., а шириной в 13 арш., со многими камерами. Устроен он был Архимандритом Питиримом в 1730 году. И храм и пристрой к нему в древние времена именовались больничными, потому что и устроены были с целью особого помещения болящих из многочисленной братии, — затем он в скором времени был занят Суздальской семинарией, и наконец через полвека, по упразднении семинарии, он сделался арестантским отделением Спасо-Евфимиева монастыря, куда ссылались важные преступники, одержимые более недугами нравственными; чем физическими. Арестантское отделение; учреждено, по повелению Императрицы Екатерины II-й, в 1766 г. Комендантом крепости был назначен по указу Ее Импер. Величества Настоятель монастыря, который должен был назидать заключенных колодников в пастырском духе кротости и смирении. В Высочайшем же повелении, между прочим, выделена и инструкция обращения с колодниками: «содержать оных безумных в отведенных от архимандрита порожних двух или трех покоях, однако не скованных, и иметь за ними присмотр такой, чтобы они себе и другим, по безумию своему, не могли учинить какого вреда; чего ради такого оружия, чем можно вред учинить, отнюдь бы при них не было, так как и писать им не давать. Буде же бы который из них стал сумазбродничать, то в таком случае посадить такого одного в покой, не давая ему несколько времени пищи, а как усмирится, то тогда можно свести, его, по прежнему, с другими. Кои же смирны и сумазбродства не делают, таких пускать для слушания Божественн. пения в церковь, однако под присмотром же караульных, при чем смотреть за ними того, чтоб они с посторонними не вступали в непристойные разговоры, так же бы не ушли из монастыря. Караульным с ними, сколько возможно, поступать без употребления строгости; а поелику они люди, в уме поврежденные, то обращаться с возможною, по человечеству, умереннностию. Буде же бы который из них стал произносить что важное, но как сие происходит от безумного, то оного не слушать и в донос о том не вступать, а только, что произнесено будет, — репортовать воеводе!» Условием свободы от заключения полагалось только решительное оставление сумазбродства. В числе подвергавшихся участи заключения были личности, не лишенные значения в нашей истории, как например сын графа Разумовского Алексей Кириллович и известный ересиарх — скопец Селиванов.
С 1907 года, со времени религиозной свободы, здесь заключенных нет.

Осматривали также монастырскую, оригинальной древний архитектуры, колокольню, каких у нас в России, говорят, всего только три. Это невысокое четырехугольное здание, в виде галереи, и разделенное в верхнем ярусе на три для колоколов помещения. Поверх колоколов, на срединной части колокольни, устроен шатер для боевых часов.
Наконец отправились осматривать древнюю драгоценную, монастырскую ризницу. Приступая к обозрению наличных драгоценностей, прежде всего обратили, внимание на особый футляр, в котором хранятся: 1) медный крест — моление Преп. Евфимия; вложен он в серебряный чеканный ковчег, сделанный. на подобие того же креста. 2) Рукописное, в 1/8 долю, Евангелие, по преданию, также принадлежавшее первому строителю Обители. Здесь-же сохраняются древние панагии, дароносицы, складни, кресты и орнаменты прежних настоятелей.
В обширном застекленном шкафе помещаются группы ценных Евангелий, напрестольных крестов, Богослужебных сосудов, митр и кадил. Замечательнейшие из них:
1) Евангелие, писанное полууставом, обложенное серебром с дорогими камнями — приклад Кн. Дмитрия Мих. Пожарского. 2) Серебряный, позолоченный и украшенный камнями, напрестольный крест, со вложением частей Святых мощей приклад Иова, Еп. Суздальского и Тарусского. 3) Крест серебряный, чеканной работы, со вложением тоже частей Свят. мощей. 4) Сосуды серебро-позолоченные, чеканной работы, 1600 г.; дар Княгини Анны Федоровны. 5) Сосуды серебро-вызолоченные, весом 9 ф. 36 зол. 6) Из чистого золота — потир, дискос, звездица и блюдца с серебряными, вызолоченными при первых двух вещах, поддонками. Сии сосуды сооружены тщанием Благоверной Государыни и Вел. Княжны Марии Алексеевны 1710 г. Всех митр хранится в ризнице 13, из них обращают на себя внимание: 1) митра, унизанная довольно крупным жемчугом с камнями по красному бархату; на серебряном обруче вырезана надпись:
«Лета 7153 (1643) при ГОСУДАРЕ ЦАРЕ МИХАИЛЕ ФЕОДОРОВИЧЕ, в дом Всемилостивому Спасу и Чудотворцу Евфимию, боярина кн. Дмитриева жена Михайловича Пожарского, княгиня Федора Андреевна дала сию шапку по муже своем и по своей душе». Весу в 11 фун. 2) Митра, обнизанная жемчугом довольно крупным по золотой ферязе й украшенная камнями; на серебряном обруче вырезана надпись: «Зделана сия шапка по указу ГОСУДАРЯ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, по святейшем Питириме, Патриархе Московск., на его келейныя деньги». 3) Митра — по малиновому бархату унизана жемчугом, с серебряными позолоченными дробницами; на серебряном обруче надпись: «лета 7199 (1691 г.) Ианнуария 26 дня построена сия шапка, великим господином Преосвященным Павлом Митрополитом Тобольским». Золотое кадило, в виде чаши, пожертвованное Нижегородским Обществом, весом 11 фунтов.
Из прочих принадлежностей ризницы древнейшая суть — плащаница, шитая золотом, серебром и шелками; на ней вышита надпись: «лета 5152 (1644 г.) марта в 22 день дала сей Покров в дом Боголепного Преображения Господня и Великаго Чудотворца Евфимия, боярина князя Дмитрия жена Михайлова Пожарского Федора Андреевна по муже своем и по душе своей».
По выходе из ризницы, в особой палатке осмотрены были: несколько старинных железных, незначительного калибра, пушек, бердышей, ружейных прикладов, с старинными замками.
В заключение краткого обзора редкостей монастырских, не лишним считаю сделать описание наружного вида монастыря, о колоссальной твердыне, которою он обнесен, и которая, на первый же взгляд, представляется сильною древнею оборонною крепостью, или грозной неусыпной стражей вольных и невольных отшельников мирских.
Расположенный на возвышенном отлогом берегу реки Каменки, он почти за 10 верст с северной и южной сторон привлекает взоры путешественника массою своих каменных строений, обнесенных массивною стеною на протяжении 542 сажен и пересеченных на 12-ти пунктах высокими башнями. Громадные твердыни монастыря, воздвигнутые в XYII столетии, как пишет Иеромонах Иоасаф, без сомнения, сооружены с оборонительною целью, что доказывается их зубчатою, архитектурою, обсервационною башнею, в 11 саж. высоты до кровли, хранящимися до сего времени старинными пушками и пищалями, несколькими бердышами, воинской броней, ружейными прикладами с старинными замками.
Высота ограды сторон: южной, восточной и северной достигает 4-х сажен, а западной — 3 ½ сажен; толщина стены везде — 3 аршина. Кстати, приведу еще местное народное убеждение, что от центрального пункта гор. Суздаля существовал подземный ход к Спасскому монастырю, как убежищу.
С южной стороны этой массивной ограды входная башня, высота которой — 11 саж. до кровли, длина и ширина по — 7 кв. сажен. Эта башня посредине разделена капитальною стеною, промежуточною между въездными и святыми воротами, отворяющимися лишь для церковных процессий. На святых воротах снаружи — живописное изображение Преподобных Сергия и Евфимия, а над святыми воротами в стене вставлена Икона Спасителя. Со всех 4-х сторон башни, в два ряда, пробиты узкие продолговатые окна, изнутри к ним сделан довольно прочный вход. От этой башни, направляясь к северу приблизительно около 20 саж., нужно пройти еще над таким-же сводом, над которым возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. За этою церковью открывается вся чудная перспектива монастыря. Широкая площадь от Благовещенского храма до Соборного прорезана посредине густолиственной аллеей из старинных лип и берез; по восточной ее стороне, вплоть до братского корпуса, расстилается разведенный в недавнее время сад с цветочными клумбами, душистыми деревьями и плодовым кустарником; летнею порою здесь — и прохлада и свежесть воздуха, с наслаждением для чувств зрения и обоняния. Столь приятная обстановка довершается построенным здесь в 1876 году прекрасным бассейном, обнесенным семью раскрашенными, столярной работы, колоннами, поддерживающими сводообразный балдахин, увенчанный отзолоченным металлическим крестом; бассейн этот, доставляя, особенно в жаркое летнее время, усладительное утоление жажды для посетителей — богомольцев, вместе с тем имеет важное применение к церковным церемониалам, заменяя водосвятную, по примеру Афонских Обителей, чашу в известные дни, напр. в Преполовение, в 1 число августа и в некоторые храмовые праздники. Справа от входа в монастырь — братский двух-этажный корпус на протяжении 53 сажен. На левой стороне - настоятельский корпус, вполне приспособленный не только к удобствам жизни начальника обители, и послушников при нем, но и к приему посторонних начальствующих лиц. Так Владимирские Архипастыри иногда пребывают здесь от 3-х до 7 дней; посылаемые от высшего начальства ревизоры духовного училища тоже проживают немалое время, не стесняя настоятеля и сами не встречая стеснения, при своих занятиях и приемах.
К этому корпусу примыкает крытая теплая галерея, которая соединяет их с папертью теплой церкви. Храм теплый помещен в верхнем ярусе двух-этажного здания; он имеет вид шатра, об одной главе, трехпрестольный; настоящий престол — в честь Успения Богоматери, приделы: правый — во имя Св. Иоанна Лествичника; левый — во имя Св. Иоанна Предтечи. Из сего придела ведет дверь в палатку, где хранятся монастырская ризница и библиотека.
Вот что мы видели и слышали в Спасо-Евфимиевом монастыре, где, «яко светозарная звезда», сияет светоносными лучами достоублажаемый друг и собеседник Преподобного Сергия Радонежск., Преподобный Евфимий, строитель и первый Архимандрит ныне стрегомой им Обители.

Осмотрев достопримечательности означенного монастыря, экскурсанты направились для осмотра Вознесенск. приходского храма, который также не лишен исторического значения. Объяснения давал настоятель сего храма, священник о. Димитрий Иоаннович Остроумов (он же законоучитель 3-го начальн. училища). Он говорил, что в прежнее здесь был Александровский женский монастырь. Обитель первоначально была основана в 1240 г. Св. Вел. Кн. Александром Ярославичем Невским в честь своего Ангела — мученика Александра, — и назывался в древности большою Лаврою — Александровским девичьем монастырем.
В 1774 году монастырь был упразднен и обращен храм в приходскую церковь, которая ныне каменная, с двумя престолами: в холодной — в честь Возн. Господня, а в теплой - во имя Св. мученика Александра Римлянина и Св. Благов. Кн. Александра Невского. К числу святынь, особенно местно-чтимых, относится явленная чудотворная икона Святителя Николая, в серебряно-вызолоченной ризе и вызолоченном киоте; помещается она на северной стороне, у левого клироса.
В паперти теплого храма до сей поры сохранились надгробные плиты, из надписей на которых видно, что покоятся тела Вел. Кн. Суздальской Марии — в инокинях Марины, преставившейся в 1262 году, и Велик. Кн. Агриппины, скончавшейся в 1293 году; самые же гробницы их находятся под полом, где имеется усыпальница. Сохранилось предание между местными жителями (что подтверждал один из старожилов — 95-ти летний старец, который сообщал как местному о. настоятелю храма, так и члену Владимирского губернского статистического комитета Константину Никитичу Тихонравову), что вышеозначенные гробницы каменные, висят на цепях, прикрепленных к каменным столбам, а не на земле стоят. В старину был ход в усыпальницу снаружи, что заметно и теперь; но когда заложен означенный ход — неизвестно. Тот же старик передавал, что, когда сгорел монастырь, игуменью на пути в губ. гор. Владимир убили; монастырь был закрыт, и когда теплый храм оказался велик, не по приходу, то хотели пробить свод в усыпальницу и убрать гробы; но какая — то невидимая сила оттолкнула рабочих, вследствие чего все и осталось на прежнем месте. То же предание говорит, что в Александровской Обители была родная сестра Преп. Евфимия, Суздальского Чудотворца, которая, по основании Покровского женского монастыря в гор. Суздале, была назначена первой игуменией.
Вот что можно сказать про Александровский монастырь — ныне приходскую Вознесенскую церковь.
От этих экскурсий учащие и учащиеся получили самое приятное и сильное впечатление.
Законоучитель Суздальск. женск. начальн. Училища священник Павел Казанский.

Историческая экскурсия в Суздальский Покровский женский монастырь

В экскурсии в Суздальский Покровский женский монастырь, бывшей 15 октября 1912 г., участвовали учащие Суздальских городских начальных школ с учениками II и III отделений. В теплом храме сего монастыря экскурсантами была выслушана поздняя литургия, с молебном Покрову Пресвятой Богородицы, после чего законоучитель женского начального училища (он же — и священник Покровского монастыря) о. Павел Казанский преподал учащимся пастырское наставление: всегда и во всем, как к надежному Покрову, прибегать к Царице Небесной. Он же — о. Павел Казанский взял на себя труд показать учащимся исторические святыни и достопримечательности монастыря. Прежде всего он указал, что сей монастырь был основан в 1364 г., при. Вел. Князе Суздальском Андрее Константиновиче. В новоустроенной обители, с благословения Святителя Иоанна, была поставлена игумениею близкая родственница Преподобного Евфимия. Новый монастырь стал пользоваться вниманием Великих князей и Царей Московских, которые проявляли здесь свою строительную деятельность и жертвовали сюда много драгоценных вещей. Соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен Вел. Кн. Mоск. Василием Ивановичем в 1518 г. Из святынь сего храма о. Павлом было обращено внимание учащихся на украшенную золотом, серебром и драгоценными камнями Грузин. икону Б. М.; подаренную Царем Иоанном Васильевичем Грозным, возвращавшимся с победы из Казани.
Весьма достойно примечания то обстоятельство, что в этом монастыре были заточены две развенчанные царицы: 1) Супруга вел. кн. Василия III Соломония, в иночестве София, ныне почивающая под спудом, как прославленная чудесами, по успении своем, и 2) Евдокия Феодоровна Лопухина – супруга Петра Великого. Первая из них — Соломония Сабурова - была заточена в монастырь в 1526 г. и прожила здесь 17 л. и 1 ½ мес.; преставилась же в 1543 году. Предание говорит, что «в 1609 г. приходил пан Лисовский со товарищи на разорение града Суждаля и обителей; тогда преподобная Княгиня София грозным явлением в иноческом образе с горяще свещою внезапу явися и нача его жещи и палити; в том часе оный пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся и отъиде от Покровския обители». Кроме Софии, в усыпальнице, под холодным храмом, находятся гробницы: 1) Благоверной царицы Анны – супруги В. К. Василия III, 2) пятой супруги царя, Иоанна Грозного – Анны Васильчиковой и 3) Великой княгини Александры, супруги царевича Иоанна Иоанновича и мн. др.
Между прочим, участниками экскурсии было высказано желание осмотреть богатую монастырскую ризницу, с драгоценными вкладами Царей Московских; но осмотреть ее в этот раз не удалось, т. к. Матушка Игумения не могла выйти в холодный храм, по слабости здоровья, а Казначее монастыря была в отлучке.
Учитель Суздальск. прих. училища А. Шерстнев.

Экскурсия учащихся Суздальских начальных школ в Ризположенский женский монастырь

28 октября 1912 года учащиеся Суздальских начальных школ, вместе с своими учащими, совершили экскурсию в Суздальский Ризположенский монастырь. Организатором ее был г. Инспектор народных училищ Илья Иванович Александровский.
День был воскресный. В 9 час. утра, по удару колокола, учащиеся вышли из своих школ и попарно направились к монастырю к поздней обедне. Богослужение происходило в теплом Сретенском храме. Учащиеся заняли лучшую часть храма, впереди, так что им удобно было видеть ход богослужения. По окончании обедни, старший священник монастыря о. Александр Цветков обратился с приветственной речью к юным паломникам, а потом предложил помолиться Св. Угоднице преподобной Евфросинии, мощи которой почивают в этом монастыре. Начался молебен, который совершен священником о. Цветковым, в сослужении о.о. законоучителей начальных школ. Приложившись к Св. Кресту, участвующие в экскурсии направились в главный монастырский храм, где почивают Св. Мощи. Здесь все приложились к Мощам Преподобной, и учащиеся встали в ряды; старший священник монастыря познакомил паломников с историей монастыря и жизнью Преподобной Евфросинии.
Преп. Евфросиния, в мире Феодулия, была дочь Черниг. Кн. Михаила, который был замучен в орде, по приказанию хана.
Она отличалась необыкновенной красотой, блестящими способностями и нравственными качествами. Воспитанная в духе благочестия, княжна более любила иноческую жизнь и с ранних лет горела желанием посвятить жизнь свою Богу. Но родителям хотелось выдать ее замуж, так как многие знатные князья искали ее руки. Когда исполнилось ей 15-ть лет, родители обручили ее с Суздальским князем. Повинуясь воле родителей, в 1227 г. Княжна Феодулия поехала в Суздаль. На дороге ей пришло известие, что ее жених заболел и скончался. Действительно, когда она приехала в Суздаль, то не застала его в живых. Известие о его смерти она приняла, как указание Божие избрать иноческую жизнь, а потому, не возвращаясь к родителям, она осталась в Суздале, постриглась под именем Евфросинии и вступила в число инокинь Ризположенского монастыря.
Основание Ризположенского монастыря относится к временам глубокой древности, когда Русь была разделена на уделы и татары еще не производили своих опустошительных нападений. «Ризположенскимъ» он называется потому, что первоначально в нем была построена церковь во имя Положения Ризы Пресвят. Богородицы. Сначала этот монастырь был мало известен, но подвиги Препод. Евфросинии прославили его далеко за пределами Суздальской области.
В монастыре Преп. Евфросиния, забыв свое высокое происхождение, начала вести строгую подвижническую жизнь, смиренно несла послушание, а свободное время проводила с игуменией в чтении Св. Писания, при чем эта великая старица, ее принявшая, объясняла ей то, что она плохо понимала из прочитанного. Слава о подвижнической жизни Преподобной стала привлекать много богомольцев из города; много народа посещало монастырь, чтобы послушать ее пение; чтение, а еще больше — для того, чтобы послушать ее поучения, т. к. Преп. Евфросиния, без книги, давала душеполезные наставления в трапезе собравшимся. Эти наставления и строго-подвижническая жизнь побуждала многих родителей отдавать своих дочерей в монастырь; еще более туда поступало вдов. По совету Св. Угодницы, игумения разделила монастырь на две половины: в одной, где находился Ризположенский храм, жили девицы, а в другой жили вдовы; здесь была устроена церковь во имя Живоначальной Троицы, и монастырь назван был Троицким. Таким образом, при жизни Преп. Евфросинии, монастырь достиг цветущего состояния и разросся до того, что образовалось два самостоятельных женских монастыря, и только с 1764 года они оба соединились в одно целое.
Живя в монастыре Преп. Евфросиния примером своей высоконравственной жизни оказывала сильное нравственное влияние на монашествующих, а своими молитвами спасала монастырь от разных бедствий. Так, когда в 1238 году хан Батый, разоряя Суздальскую область, дошел до города Суздаля и разорил его, то Ризположенский монастырь, молитвами Св. Угодницы остался невредим. В конце своей подвижнической жизни Препод. Евфросиния была удостоена дара творить чудеса. Она скончалась около 1250 г. Память о ней свято хранилась в обители. Но, после ее кончины, слава монастыря скоро была затенена славой новых женских монастырей — Александровского и Покровского. Однако несколько чудес, совершившихся на гробнице Преподобной, обратили снова внимание на Ризположенский монастырь. Явилась мысль о канонизации Преп. Евфросинии, что и было исполнено в 16 веке.
В 17-м веке случилось важное для монастыря событие - открытие мощей Преподобной Евфросинии. Это великое торжество и многочисленные чудеса, совершенные при открытии их, снова обратили внимание благочестивых людей на Ризположенский монастырь; сюда стало стекаться много народа, и монастырь стал известен под именем «Преподобенскаго».
Выслушав объяснения о. Александра, паломники направились в Троицкий храм, который отличается оригинальностью постройки и изящностью орнаментации. При этом храме находится ризница; в ней среди богатой старинной утвари замечательны две иконы Преп. Евфросинии, вышитые золотом монахинями монастыря.
Осмотрев ризницу, учащиеся были отпущены домой, а г. Инспектор и учащие были приглашены казначеей монастыря в ее келью, где был им предложен чай.
Учительница Суздальского 3-го начальн. училища А. Покровская.

Экскурсия в Суздальский Богородице-Рождественский Собор, совершенной учащими и учащимися Суздальских городских школ в сопутствии Инспектора народных училищ Суздальского уезда, 17-го октября 1912 года

В назначенный для экскурсии день — 17 октября 1912 года — все учителя и учительницы, а также законоучители Суздальских городских школ, со своими учениками и ученицами прибыли в Соборный храм к 9 часам утра, где молились за Божественной литургией, по окончании которой отцами законоучителями тех же школ был отслужен молебен Суздальским Святителям Феодору и Иоанну; после сего все экскурсанты приложились к Свят. Мощам сих святителей. Затем священник соборного причта о. Иоанн Взоров приветствовал краткой речью юных экскурсантов и дал свои пояснения об основателях Соборного храма и ознакомил с драгоценными древностями соборной ризницы.
Обитателям Суздальской страны, по сказанию летописца, принес слово спасения сам Равноапостольный князь Владимир, что случилось в 990 г. Сей Великий Князь, просветив святым крещением Россию в городе Суздале, устроил храм во имя Рождества Богородицы и основал в нем епископ, кафедру, вручив паству Христовой церкви Феодору Гречанину, который управлял ею по 913 год. В 1222 г., Вел. Кн. Георгий Всеволодович заложил новую церковь — каменную, и через три года церковь эта была окончена и освящена епископом Симеоном 8 сентября 1225 г. В 1238 году при нашествии на Русскую землю войск Батыевских, эта церковь была разрушена, а в 1582 году перестроена Геннадием — епископом Суздальским. В начале 17 столетия Собор вновь подвергся ограблению буйной толпы поляков, занявших Суздаль, под предводительством Лисовского. В 1614 году Серапион — Суздальский архиеписк. привел храм в прежнее положение, по повелению царя Михаила Феодоровича. Внутренность храма украсил лучшим в то время живописным художеством, работы знаменитого художника Ушакова.
В Соборе открыто почивают мощи Святителй Феодора и Иоанна – Суздальских Епископов. Святитель Феодор занимал Суздальскую Архиерейскую кафедру с самого построения Соборного храма; а Святитель Иоанн был преемником сей кафедры гораздо позднее. Он еще при жизни своей прославился благочестием и стал известен Суздальскому князю Андрею Константиновичу, по просьбе которого, был хиротонисан в Епископы Царь-града в 1340 году, а поступил на Суздальскую архиерейскую кафедру в 1352 году и управлял ею 11 лета. В 1363 году он принял схиму и жил в Боголюбовском монастыре до самой кончины, последовавшей в 1372 году, и погребен в Суздальском Соборе, где нетленные мощи почивают в раке открыто. Мощи Святителей Феодора и Иоанна ранее покоились в деревянных позолоченных раках, а в 1879 г, были переложены в серебряные раки, устроенные на средства умершего помещика Алексея Антоновича Томезова, пожертвовавшего на это дело из своих средств около восьми тысяч рублей, а также на доброхотные деяния двух жертвователей, при главном участии протоиерея Собора Александра Евфимовича Кроткова, умершего в 1885 году.
Мощи Святителя Феодора почивают у северных дверей а Святителя Иоанна — у южных, дверей, ведущих в алтарь; а деревянные раки хранятся в притворе того же Собора в нишах. В северо-западном углу Собора, в приделе под спудом, покоится тело Митрополита Суздальского Иллариона, чтимого гражданами г. Суздаля и окрестных селений за его богоугодную жизнь. По нем служатся панихиды. В этом Соборе похоронено много лиц из рода Князей Шуйских, Бельских, Скопиных и пастырей церкви Христовой: митрополитов, архиепископов и епископов.
Из древних достопримечательностей Соборного храма заслуживает особого внимания литое паникадило довольно большой величины, пожертвованное Князем Василием Ивановичем Шуйским; в средине кадила находится литая фигура, изображающая самого жертвователя, а несколько выше ее виднеется другая фигура, изображающая, по словам археологов, супругу сего князя. Затем была предложена вниманию экскурсантов старинная церковная утварь: деревянный восьмиконечный крест, резной работы, привезенный Епископом Феодором из Греции; серебряная водосвятная чаша довольно большой величины; Евангелие в золотом окладе, унизанное крупными драгоценными камнями — дар царя Алексея Михайловича. Затем другое — запрестольное Евангелие — рукописное, пожертвованное митрополитом Илларионом; каждый лист сего Евангелия имеет свою особенную виньетку; весом оно около трех пудов. В торжественный праздник Рождества Богородицы, во время малого входа, оно выносится двумя диаконами; фонарь круглый, изображающий вид Собора, увенчанный пятью медными главами, носимый четырьмя богоносцами в крестных ходах, устроенный митрополитом Илларионом; в нем зажигается множество свечей. Здесь же до сего времени хранится времен митрополита Иллариона редкая, по худож. древн. росписи, «ИОРДАНЬ» (см. Иорданская сень), которая ежегодно в праздник Богоявления Господня устанавливается на р. Каменке.
При Соборе находится обширное каменное здание с подвалами, — это бывший архиерейский дом, построенный в конце 17 столетия Илларионом Суздальским митрополитом. Больше половины этого здания ныне занята Суздальским духовным училищем. В 1882 г. при училище устроена домовая церковь, освященная Феогностом — архиепископом Суздальским.
Учитель Суздальского 2-го начальн. училища Николай Зайцев.
1912 г. 4 ноября

Экскурсия в Суздальский Васильевский женский монастырь

4 ноября 1912 года учащие и учащиеся Суздальских начальных училищ, во главе с г. Инспектором народных училищ Ильей Ивановичем Александровским, посетили Васильевский женский монастырь.
Прослушав Божественную литургию и молебен, отслуженный соборне местно-чтимой Иконе Владимирской Божией Матери и приложившись к ней, экскурсанты потом осматривали зимний и летний храмы этого монастыря. Зимний храм имеет два этажа. В верхнем этаже престол посвящен в честь Владимирской Иконы Богоматери, а в нижнем — два придела, из коих один (по правую сторону) — во имя Святителя Николая, а другой (по левую сторону) — во имя Священномученика Харлампия. Летний храм — соборный посвящен в честь Василия Великого.
Монастырь этот заштатный. Находится он на окраине города и расположен на возвышенном берегу реки Каменки. Точных сведений об основании монастыря нет. Предание гласит, что он основан князем Владимиром Св. (в крещении Василием) в честь своего ангела. Сначала, по основании, монастырь был мужской, а в женский обращен лишь в 1899 году и приписан к Суздальскому Ризположенскому женскому монастырю.
Из святынь этого монастыря первое место занимает местно-чтимая икона Владимирск. Б. М. Она находится в зимнем храме (в верхнем этаже, за правым клиросом). В летнем храме (в честь Василия Великого) с древних времен хранится замечательный напрестольный крест, серебро-вызолоченный, сооруженный в 1673 году.
В летнем соборном храме, при колокольне, есть ризница, в которой хранятся разные облачения церковно-служителей и церковная утварь. Между прочим, есть старинная Библия, с художественной иллюстрацией своего времени – Императрицы Елизаветы Петровны. В ризнице же помещается церковная библиотека, по отзыву матери казначеи — очень ценная.
Около храма, в монастыре находится памятник, поставленный в 1825 г. над могилой Христа — ради Юродивой девицы Евдокии, умершей в 1776 году. На стене памятника помещен ее портрет. Предание гласит, что эта юродивая перед своей смертью предсказала, что монастырь этот со временем будет женским, что действительно и оправдалось.

Этим и закончился ряд экскурсий по обителям города Суздаля. Благодаря им, учащиеся могли наглядным образом познакомиться со святынями родного города и понять его важное значение, как в религиозном, так и в историческом отношениях.
Учительница жен. нач. училища А. Соколова.

/Экскурсии учащих и учащихся суздальских городских начальных училищ в местные обители и храмы. И. Александровский. Типография Н.В. Козлова гор. Суздаль. 1913./
Учебные заведения гор. Суздаля
Спасо-Евфимиев монастырь

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (14.12.2017)
Просмотров: 1090 | Теги: Суздаль, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru