История школы берет свое начало в первые годы ХХ века, когда в Суздале была открыта женская гимназия. Первоначально для прогимназии снималось помещение на улице Кремлевской, но вскоре стараниями города и при помощи земства было куплено здание у купца В.С. Жинкина на Торговой площади. В 1906 году к зданию гимназии с западной стороны было пристроено двухэтажное здание из красного кирпича. Торжественное открытие прогимназии состоялось 5 октября 1907 года. Набрано 2 класса: 34 и 25 девочек.
Центральная часть города. Слева – Гостиный двор (Торговые ряды). Прямо в центре - дом купцов Жинкиных. Фото А.А. Соболева. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
Ул. Ленина д. 65а
Дом купцов Жинкиных построен в 1813 г. Ул. Ленина д. 65
С 1910 года решался вопрос о преобразовании прогимназии в полную гимназию с 8-м дополнительным классом. Разрешение на преобразование прогимназии в гимназию с 8-м дополнительным классом было получено с 1912 – 1913 учебного года. Первый выпуск гимназии состоялся в 1913 – 1914 учебном году. Всего за время существования гимназии ее окончили: 7 классов – 127 девушек, 8 классов – 96 девушек.
В 1918 год женская гимназия была преобразована в общую школу, а в последствии в школу II-й ступени для лиц обоего пола.
В 1931 г. на основе школы II-й ступени была создана средняя школа имени Максима Горького.
В 20-40-е годы школа была центром культурной жизни Суздаля. По инициативе учителя географии Кузьмичева В.И. в школе был создан учительский драматический кружок. Спектакли пользовался большим успехом у горожан. Под руководством учителя физики В.М. Снегирева в школе велась активная краеведческая работа.
«Пожар oт перегрева печей. 26 декабря 1940 года в 7 часов утра в средней школе № 1 возник пожар. Причиной возникновения пожара явился перегрев отопительных приборов. Лица, которые допустили данные нарушения противопожарных правил, привлекаются к ответственности. Начальник ГПК В. ДАНИЛОВ. Примерный поступок учеников Учениками 10 класса средней школы № 1 Даниловым и Бушневым вечером 1-го января текущего года был подобран валявшийся на снегу по улице Ленина член ревизионной комиссии Суздальского сельпо Состигалов Иван Михайлович. Около него лежал портфель. Состнгалов и его портфель учениками были доставлены в милицию. В портфеле оказалось 2694 рубля 57 копеек денег и карманные часы. После вытрезвления Состигалова ему были возвращены деньги и вещи».
«О РОЛИ МУЗЕЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ Суздальский музей приобрел широкую известность не только у нас в районе и области, но и далеко за их пределами. В подтверждение этого достаточно привести только два факта. Суздальский музей, как один из лучших музеев, включен в Большую Советскую энциклопедию, а также в числе базовых музеев, в котором будут проходить практику студенты одного из московских институтов. В музее широко показано первобытное общество, где не было классов, эксплуатации и государства, показано и то, как в процессе последующего развития был уничтожен первобытно-общинный строй и возникла частная собственность, классы и государство. Важно отметить, что в этом отделе представлено много местного материала, добытого в результате организации ежегодных археологических раскопок. Здесь мы можем увидеть и материалы, характеризующие феодальный строй. Большой интерес для познания быта и нравов феодалов-помещиков представляет макет комнаты феодала, где показана вся внутренняя обстановка и предметы, которыми пользовался феодал. Для ознакомления с понижением крестьян при господстве феодалов в музее дан макет крепостной избы. Ее убогий вид: низкий потолок, прокопченные стены, скудная домашняя утварь — дают яркое представление о тяжелой жизни крестьян при господстве помещиков. Целый ряд экспонатов музея дают возможность ознакомиться с крестьянскими движениями, в частности с восстанием крестьян в 1773 году под руководством Е. Пугачева. При музее создается новый отдел — по истории ВКП(б), который уже экспонирован включительно по девятый съезд РКП(б). Все это далеко не полный перечень того, что имеет Суздальский музей и что может он показать посетителю. Но как граждане нашего района и в частности города используют весь имеющийся материал музея в своей учебе и работе? Ответ получим отрицательный. Музей посетили очень немногие. Взять хотя бы работников школ — учителей-историков. Учитель истории мог бы найти в музее богатый материал, если не по каждому разделу истории СССР, то по большинству ее разделов. Но, к сожалению, очень немногие учителя используют в своей работе это ценное пособие. Возьмем Суздальскую среднюю школу № 1. Из всех учителей этой школы, преподающих историю в том или ином классе, музей посещали только т. т. Егоров И.В. и Шарамова Т.А. Остальные учителя, по заявлению тов. Варганова, ни одного раза в музее не были. Из неполной средней школы музей посетила только одна экскурсия в количестве 35 человек, но и эта группа во главе с руководителем тов. Соловьевым пришла без всякого плана, посмотреть «все, что есть в музее». Нет нужды доказывать, что экскурсия без всякой целеустремленности и подготовки мало что может дать ее участникам. Лучше дело обстоит в средней школе № 2. Учительница истории тов. Дьяконова М.А. горячо любит свой предмет и эту любовь прививает учащимся. Надо сказать, что ее предмет учащиеся знают неплохо. Успеваемость по ее предмету выше 90 процентов. Хорошей успеваемости по истории тов. Дьяконова достигает не только путем тщательной подготовки к уроку, а это, как известно основная и главная причина, — но и потому, что она широко использовала наглядный материал и, в частности, музей. Тов. Дьяконова не раз со своими классами приходила в музей, а в общей сложности от средней школы № 2 посетило музей 177 человек. Приходится отметить как серьезный недостаток в работе учителей начальных классов а в особенности в преподавании истории то, что ни один учитель начальных классов школ города не удосужился выбраться из пределов школы и совершить экскурсию в музей. А ведь многие учителя жалуются часто, что учащиеся 3-4 классов плохо усваивают историю СССР, т. к. имеющийся учебник истории под редакцией Шестакова дает историю в очень сжатом изложении, что затрудняет понимание ее учащимися. Посещение музея необходимо не только с точки зрения закрепления материала и повышения успеваемости по данному предмету. Посещая музей, ребята знакомятся с местным материалом, изучают материал своего села, города и т. д. У них развивается любознательность, стремление к исследовательской работе. Примером этому может служить та работа, которую проводит актив при музее, в котором в большинстве состоят ребята из средней школы № 2, и наконец, краеведческие кружки имеющиеся при Менчаковской, Михалевской и других школах. Сейчас ребята этих школ ведут работу по сбору фольклора. Ученик 8 класса средней школы № 2 Е. Игошин едет на конференцию юных краеведов. Из сказанного достаточно ясно, какую неоценимую услугу может принести учителю истории музей, если его умело использовать в своей работе. А. ПОЛЯКОВА» («Колхозная газета», 5 января 1941 г.).
«Готовимся к кроссу имени XXIII годовщины РККА Комсомольцы средней школы № 1 уже давно готовятся к Всесоюзному комсомольскому лыжному кроссу имени XXIII годовщины РККА. Сначала мы привели в порядок лыжи, палки, закрепили ремни, прокалили и смазали лыжи. Сейчас в школе подготовлено 50 пар лыж. Кроме этого лыжи имеют многие ученики. После подготовки инвентаря скомплектовали семь лыжных команд, выбирали командиров и начали тренироваться. Первую тренировку провели на стадионе. Разучивали приемы скольжения на лыжа, правильное ступание, а затем ход на лыжах без палок, приучая лыжников к устойчивости, правильному шагу. Затем провели три тренировки на пересеченной местности: первая— 4 километра, вторая—8 и третья—12 километров. Еще до каникул мы провели два массовых выхода на лыжах в лес. В общей сложности каждый лыжник уже прошел на лыжах не менее 35 километров. На тренировках у нас присутствует 25-30 лыжников. Тренировки проходят весело и организованно, 8 января мы выезжали в лес. Много радости доставило ребятам катание по рыхлому, мягкому снегу. До конца каникул мы проведем еще 2-3 тренировки. Ребята подготовленными и выносливыми примут участие в кроссе с тем, чтобы наша школа вышла победительницей в соревновании. Евг. ЗАЙЦЕВ, преподаватель физкультуры средней школы № 1» («Колхозная газета», 12 января 1941 г.).
«Собрание коммунистов средней школы. В срок и при полной явке коммунистов 12 апреля открылось отчетно-выборное собрание первичной парторганизации при Суздальской средней школе № 1 имени М. Горького. Доклад секретаря З.В. Смирновой был насыщен фактами и примерами. Выступили все коммунисты. Как доложила тов. Смирнова, парторганизация проделала большую работу. Основное достижение — рост успеваемости и сознательной дисциплины учащихся по сравнению с предыдущими годами. Это явилось следствием того, что парторганизация улучшила руководство профсоюзной и комсомольской организациями. Коммунисты работали над повышением своего идейно-политического уровня и квалификации, а отсюда они смогли занять ведущую и организующую роль среди коллектива учителей. Парторганизация выросла на 6 членов и одного кандидата. Собрание единодушно признало работу парторганизации за отчетный период удовлетворительной. Но коммунистам должно быть чуждо зазнайство и самоуспокоенность достигнутым. Эту партийную истину усвоили товарищи из школы № 1. Большинство выступавших, как и секретарь в докладе, объективно вскрывали недостатки, которых в работе парторганизации также немало, и которые тормозили движение вперед. Например, слабо еще поставлена воспитательная работа не только среди учащихся, но и учителей. Значительно лучшей должна быть вся работа комсомольской организации, авангардная роль комсомольцев в учебе, военная работа среди учащихся, борьба парторганизации за укрепление единоначалия в школе. Серьезной недоработкой парторганизации является такой факт, что среди некоторых учителей, и даже коммунистов, проявляются старые обывательские поступки. Не поставлена на должную высоту проверка исполнения. Выступавшие отметили, что секретарь тов. Смирнова недостаточно проявляла инициативы и требовательности. Конкретные и ценные предложения внесли т. т Луховцев, Куликов, Шелехов и др. Однако, некоторые товарищи, как Беляев и Федорина, в своих выступлениях пытались отгородиться от критики по их адресу. Особо странным было выступление тов. Беляева. Он говорил о работе парторганизации не как ее член, а как посторонний наблюдатель. Присутствовавшие на собраний т. т. Карабанов, секретарь райкома ВКП(б), и Луковкин зав. отделом пропаганды и агитации райкома, заострили внимание коммунистов на усилении работы по политическому пресыщенью учителей, по улучшению дела с трудовым воспитанием учащихся и усилению контроля за поведением и воспитанием их вне школы. В заключение тов. Смирнова подчеркнула необходимость улучшить руководство со стороны райкома ВКП(б) школьными парторганизациями. Партсобрание приняло развернутое решение. Секретарем парторганизации избран тов. Луховцев, его заместителем тов. Смирнова» («Колхозная газета», 20 апреля 1941 г.).
«Более ста родителей учащихся Суздальской средней школы №1 собралось 25 апреля на собрание. Прослушав доклад «О задачах родителей и период подготовки школы к весенним испытаниям», собрание вынесло решение, направленное на оказание практической помощи учащимся в школе в подготовке к испытаниям. Главной задачей в этом деле родители считают борьбу за то, чтобы все учащиеся школы были допущены до испытаний и успешно их выдержали. Родители взяли обязательство установить строгий контроль за работой учащихся дома и в школе, для чего иметь самим расписание испытаний, консультаций и других видов помощи учащимся. Участники собрания выразили единодушное желание провести разъяснительные беседы об испытаниях с другими родителями, призвать родителей крепить связь со школой и помогать учителям в разрешении основных задач, стоящих перед школой в период испытаний. М. КУЛИКОВ» («Колхозная газета», 1 мая 1941 г.).
«Первый день. 20 мая 1941 года — первый день весенних проверочных испытаний. Еще с раннего утра около средней школы № 1 начали собираться учащиеся. Радостные и немного взволнованные они не переставая говорили, делились своими мнениями, рассказывали о своей готовности к испытаниям. Так и тянет их туда, в класс. 8 часов 30 минут. Директор сам осматривает школу и дает свои указания. ... Время идет как будто медленнее обычного. На лицах ребят волнение выражается сильнее. Но вот заиграл оркестр, извещающий о начале испытаний. Ребята занимают места. Звонок... Учитель Ломакин К.В. вызывает учащихся. Первым отвечает Крюков Боря. Оп толково рассказывает о географическом положении Европы. На все вопросы учителя и ассистента у негo готовы ясные, продуманные ответы. Он уверенно показывает на карте нужный объект. За первый час опроса ни одной плохой отметки, большинство хороших и отличных. Учащиеся хорошо владеют картой. Это результат серьезного отношения учащихся к предмету и плодотворной работы учителя тов. Ломакина. В 8 классе испытания по анатомии и физиологии человека. Учитель вызывал четырех учеников. Некоторые уже сразу начинают продумывать ответ. Но вот ученица Б. выдает всем поведением, что материал знает недостаточно — ищет глазами ответ везде, только не у себя в голове. А. СЕРЕГИН» («Колхозная газета», 21 мая 1941 г.).
«Начались школьные испытания. Вчера в школах начались весенние проверочные испытания. В эти дни школы будут отчитываться перед страной о проделанной работе за год, о том, что проделано по реализации указаний партии и правительства о школе. И вполне естественно, что за ходом испытаний будет внимательно следить вся советская общественность. Ибо для каждого советского гражданина работа школы, воспитывающей подрастающее поколение, является родным и близким делом. А это обстоятельство ставит перед учительством большую задачу всесторонне подготовиться и с сознанием всей ответственности провести испытания. Для того, чтобы облегчить эту задачу в нынешнем году, Наркомпрос вынес решения, способствующие улучшению работы школы, преподавания русского языка, укреплению сознательной дисциплины. Испытания покажут, как все это отразилось на содержании учебной работы, на знаниях учащихся. В прошлые годы было много недостатков в проведении испытаний. Так, например, испытания по письменным работам проводились в разные дни, не везде на испытаниях присутствовали ассистенты. В нынешнем году инструкция Наркомпроса кладет конец этим недостаткам. Она устанавливает в определенные сроки для проведения проверки в каждом классе, дающие ученикам время для отдыха и подготовки к испытаниям. Выполняя указания Наркомпроса, школы нашего района успешно подготовились к этому большому делу. Почти во всех школах вывешены расписания проверочных испытаний, проверено чередование предметов, последовательность письменной и устной проверки знаний. Особенно хорошо подготовился к испытаниям коллектив средней школы №1. Здесь каждый ученик и учитель ознакомлен с планом проведения испытанийя, проведена большая работа с родителями. Классные комнаты, кабинеты тщательно оборудованы наглядными пособиями. Даже предусмотрены такие «мелочи», как ручки, перья и бумага для письменных работ. Из этого видно, что директор тов. Крюков и коллектив учителей глубоко и всесторонне подготовились к испытаниям. Первый день испытаний в этой школе показал, что работа не пропала даром. Ровно в 9 часов утра во всех классах точно по расписанию началась проверка знаний. Успешно подготовился к испытаниям коллектив Мнхалевской школы. Здесь весь учебный материал пройден, проведено повторение пройденного материала по точно разработанному плану. Составлены билеты, расписание испытаний, выделены ассистенты. Между тем, некоторые заведующие школам и к проведению испытаний отнеслись несерьезно. В Сизинской школе билеты составлены с заниженной трудностью, подобраны легкие примеры для грамматического разбора. Учительница Кибольской школы тов. Савельева и учитель Коровницкой школы тов. Устинов безграмотно составили билеты для испытаний. В Чернижской школе (зав. Жильцов) классные комнаты не оборудованы, материал не подобран, повторение пройденного проходило беспланово, рабочего плана не составлено. Все эти недостатки должны быть немедленно устранены, чтобы провести испытания на высоком уровне. Для выполнения этой задачи у нас есть все условия. Учителя имеют уже большой опыт в проведении этой работы. Только при наличии твердой дисциплины, объективной оценки знаний и при наличии планомерного и точного режима школы можно успешно выполнить эти задачи. Учителя нашего района неплохо поработали в этом году, успешно подготовились к испытаниям и сейчас необходимо так же глубоко провести решающий этап в школьной работе — проверку знаний учащихся» («Колхозная газета», 21 мая 1941 г.).
«Результаты испытаний. Первые впечатления, полученные от посещения испытаний, позволяют сделать заключение, что учащиеся за пришедший учебный год сознательно относились к учебе. Более 50 процентов учеников по географии в 6а классе, по алгебре в 6в классе, по русскому языку в 6г классе, по алгебре в 9а классе, по русскому языку в 7а классе имеют только хорошие и отличные отметки. Несмотря на трудность тем для сочинений по литературе в 10-х классах, такие ученики, как Пустоханова, Бушнев, Пименов, Бабаков, Смирнова, Александров и др. успешно справились с их написанием. Ученик 10б класса Бушнев для своего зачетного сочинения избрал тему «Образ товарища Сталина в искусстве» (литературе, устном творчестве народов СССР, музыке, театре, живописи). Он умело использует исторические факты, высказывания о Сталине Анри Барбюса, Маяковского, Стальского и др. В конце сочинения Бушнева по справедливости следует резолюция учители В.И. Романовского: «В стиллистическом отношении и по содержанию работа отличная». Ученица того же класса Пустоханова Ксения написала отлично сочинение на тему «Партийное руководство в романе Шолохова «Поднятая целина».»24 мая был последний день испытаний по литературе в 10б классе. Ученики явились в праздничных костюмах и испытывали вполне закономерное волнение. Дьяконову Владимиру достался билет 7. Немного подумав, Дьяконов уверенно объясняет о творчестве Я.В. Брюсова. В процессе ответа он удачно использует отрывки из произведений Брюсова: «Грядущие гунны», «Городу», «Работа», объясняет отношение Брюсова к революции 1905 года. Так же хорошо Дьяконов дает содержание романа Горького «Дело Артамоновых» и в заключение прекрасно читает отрывки из поэмы Маяковского «В.И. Ленин». К испытаниям в этом году проявляется повышенный интерес общественности. Почти ежедневно присутствуют представители райкома ВКП(б) и других организаций. Директор Г. КРЮКОВ» («Колхозная газета», 25 мая 1941 г.). 22 июня 1941 года в военкомат пришли: Директор школы Крюков Глеб Тимофеевич; Учитель физики и астрономии Кронид Васильевич Ломакин; Учитель труда Понамарев Сергей Михайлович; Учитель физкультуры, классный руководитель 10а класса Зайцев Евгений Васильевич.
«Новый учебный год школы начинают в условиях великой отечественной войны, когда народы Советского Союза ведут героическую борьбу с германским фашизмом, вероломно напавшим на нашу родину. Военная обстановка по иному ставит перед школой задачи обучения и воспитания. Школа должна дать не только знания, но и уменье использовать их в борьбе с фашистскими извергами, угрожающими гибелью цивилизации, культуре и свободе народов. Учительский коллектив нашей школы принимает все меры к тому, чтобы так именно и поставить дело. Чернова Н.М., Покровский Н.Д. и другие учителя обеспечили себя необходимой литературой и принимают все меры к наиболее эффективному использованию учебного материала для дачи учащимся военных знаний. Учащаяся молодежь в дни решающих битв с заклятым врагом нашей родины готовит себя для оказания помощи фронту. Многое из учащихся — Никитин Юрий, Марьюшкина Нина и др. еще в каникулы оказывали практическую помощь колхозам в уборке урожая и сейчас готовы в любую минуту сделать все необходимое для победы над врагом. С первого дня занятий в школе среди учащихся, особенно старших классов, чувствуется особая организованность и стремление лучше овладеть знаниями и военным делом. Этому во многом содействовали проведенные с учащимися в первый день беседы о борьбе советского народа с германским фашизмом. Родители, уходящие на фронт, приходя прощаться с детьми в школу, с гордостью заявляли, что они дали детям наказ учиться хорошо и отлично, а сами вдут защищать родную землю. М.С. Куликов. Средняя школа № 1.» («Колхозная газета» 7 сент. 1941 г.).
«Комсомольская организация школы механизации взяла шефство над одним из памятников старины – бывшим архиерейским домом. Ученики школы № 2 решили в образцовом порядке содержать Шатровые ворота. Учащиеся средней школы № 1 взяли на себя заботу о сохранении Рождественского собора» («Призыв» № 257, 28 декабря 1945 г.).
В 1962 году средняя школа №1 была объединена со средней школой № 2.
В 1971 году средняя школа № 1 переезжает в новое здание на улице Лоунской, дом 7а, где располагается и до сегодняшнего дня.
В 1975 году в честь 30-летия Победы во дворе школы был воздвигнут обелиск в форме журавля с раскрытыми крыльями – символ павших на полях Великой Отечественной войны. Инициатором являлся директор школы Клевцов Иван Алексеевич, которого поддержал педагогический коллектив.
Долго искали приемлемый проект. Остановились на форме журавля с раскрытыми крыльями, т.к. в России белые птицы – символ павших на полях Великой Отечественной войны. Это символ, который олицетворяет свет и духовность в большинстве культур.
В создании обелиска участвовали учащиеся школы. Они зарабатывали деньги, а старшеклассники принимали участие в сооружении.
С этого времени, это место стало святым в школе. Ежегодно у Обелиска проходят самые значимые мероприятия: Линейка Памяти, накануне 9 мая, звенят Первые и Последние звонки… Сюда приходят почтить память, воскресить воспоминания, возложить цветы как дань Памяти.
9 Мая 1984 года под руководством первого директора школы Клевцова Ивана Алексеевича состоялось открытие Музея памяти 1941-1945 годов. В 1986 году музей был паспортизирован, и ему было присвоено имя директора школы, инициатора создания музея Ивана Алексеевича Клевцова. В 2010 году музей экспозиция музея была обновлена.
За время своего существования школа внесла свой весомый вклад в дело просвещения. Более 5 тысяч выпускников получили в стенах школы знания, спортивную закалку, добрую поддержку и заботливое внимание учителей. Для каждого поколения она была своей, особенной, но всегда родной и любимой, так как традиции школы сохраняются и передаются из года в год.
МБОУ "СШ№1 г. Суздаля" действует с 11 июля 1997 г.
Директор - Юдин Сергей Александрович.
Юридический адрес: город Суздаль, Лоунская улица, д. 7а.
Сайт: https://suzdalschool.siteedu.ru/
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Суздаля Учебные заведения уездного города Суздаля Суздальская женская гимназия