«Бесконечно счастлива Я старый работник театра. В нынешнем году исполняется 35 лет моей работы на сцене. 15 лет прошли в борьбе за свое существование, в тревогах и волнениях за свою дальнейшую судьбу. Дальний восток — Хабаровск, Благовещенск, Барнаул, гастроли с Дальским, с Комиссаржевской по Сибири. В царское время на театр смотрели, как на развлекательное учреждение, а с нами, актерами, даже и не считались. В том или ином городе мы служили не более трех-четырех месяцев и снова двигались в дальнейший путь. Бродячая, кочевая была жизнь! Ни о каких отпусках, курортах, учебе не могло даже быть и речи. А если случалось заболеть, ну и остался без работы, остался на произвол судьбы в чужом городе, покинутый всеми. Много было пережито в прошлом... Помню пришлось даже с больным, умирающим ребенком ехать на сезон в другой город, чтобы не потерять службу, а в день смерти репетировать и играть спектакль... Кому было дело до моего отчаяния и горя? Как же я не могу ценить то, что я имею теперь? Так как же мне не быть радостной, счастливой! Я имею право на труд, отдых, образование, на обеспеченную старость. Я бесконечно счастлива, что дожила до нынешних дней, до дней, когда я радостно отдаю свои силы любимому труду. И я отдам свой голос верным сынам за дело Ленина — Сталина, и в первую очередь Великому вождю, творцу великой Конституции СССР, создавшему для всех нас радостную и счастливую жизнь - товарищу Сталину. «Пусть зимний день цветет неповторимым маем. Пусть сердце тянется к просторам вышины — Своими песнями тебя мы выбираем На всех наречиях и языках страны. Просторы твой закон, как молния рассек. Ты озарил для всех в грядущее разбег. Сегодня по одной шестой земного шара Владыкою земли шагает человек». Артистка драмтеатра Е.В. Мирская» («Призыв», 7 ноября 1937).
Артистка Мирская
«22 декабря драмтеатр показал зрителю пьесу Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Пьеса относится к 90 годам XIX века. В ней — студенческий, молодежный мир. Пьеса пессимистическая, как и все творчество Андреева. Перед нами — студенты Москвы — нищие, разочарованные, чего-то ищущие и находящие только разочарование. Процветает пьянство. Горечь жизни заглушается вином, всякая душевная вспышка заливается им же. Воробьевы горы. Совсем еще девочка, 18-летняя Ольга Николаевна и студент Глуховцев, страстно влюбленные друг в друга. Сцена трогательного объяснения в любви. Студенты в сторонке пьют, поют песни. Как будто все хорошо, горести и невзгоды забыты на миг, но Ольга Николаевна грустит, задумывается о потерянной жизни, о безвозвратно утраченной молодости. А на бульваре разыгрывается драма. Глуховцев узнает, что Ольга два дня ничего не ела и, самое страшное, что она содержанка, что жеманная и бесчестная мать Ольги без малейшего зазрения давно проданной совести торгует своей дочерью. Глуховцев ужасается, узнав, что эта самая милая девушка, «зоренька ясная», которую он так любит, продается разному сброду. В третьем и четвертом действиях самый показ «свинцовых мерзостей». Приходят ночные люди, издеваются над беззащитной девушкой, для своего удовольствия творят под звон монеты самые пакостные дела, если это вообще можно назвать делами. Таким появляется на сцене чопорный и внешне чистый врач Эдуард фон-Ранкен. За ним простой, наивный и глуховатый поручик Миронов, очумевший от впечатлений Москвы. Как прозвучала пьеса Андреева на сцене нашего театра? Основная идея пьесы (режиссер-постановщик В.И. Тургенев) донесена до зрителя. Из исполнителей выделим артистов Сергеева, исполнявшего роль Онуфрия и Тургенева — роль Глуховцева. Николай Глуховцев, почувствовав свое и Ольги Николаевны положение, не ищет путей борьбы, он не понимает, кто виноват в том, что любимая им Ольга оказалась в таком низком положении. Он винит непосредственно фон-Ранкена, поручика Миронова и офицера, который на бульваре взял Ольгу из его рук. Образ Глуховцева верно понят и хорошо передан Тургеневым. Роль Онуфрия Сергеев ведет интересно. Чувствуется понимание души этого своеобразного студента. Весьма удачен и образ Блохина в исполнении артиста Щукина. Образ Ольги Николаевны — центральный персонаж пьесы — этой жертвы условий, жертвы офицеров, фон Ранкена, распущенной матери требует глубокого понимания психологии. Артистка Доранович неплохо трактует образ Ольги Николаевны, но у ней есть и срывы. Например, фальшиво звучат слова о любви к Глуховцеву в первом действии. Артист Расторгуев недоработал образ фон Ранкена, который вышел сух. Роль Миронова в исполнении Астахова и роль матери Ольги Николаевны в исполнении Раминой даны хорошо. Спектакль нужный. Он показывает гнилую жизнь в прошлом. Посмотришь спектакль — лишний раз убеждаешься в величии наших дней. Какая пропасть отделяет нас от старого проклятого прошлого! Советские студенты, не знают этого кошмара. Дни нашей жизни наполнены радостью, счастьем, уверенностью, кипучей творческой энергией жить, работать, учиться на благо прекрасной родины социализма. И. Беликов» («Призыв», 27 декабря 1937).
«Городской театр дает постановку «Дни нашей жизни». Все другие, свободные от постановки, артисты выступают на концертах в клубах, в школах, в доме Красной Армии» («Призыв», 31 декабря 1937).
В 1934 году Владимирский драматический театр посетило 106600 зрителей, а в 1938 году — уже 132020.
«Варвары» Подлинный родоначальник пролетарской социалистической литературы Алексей Максимович Горький в своих художественных произведениях через конфликт внутри семьи, через семейную борьбу отцов и детей, мужа и жены показал внутреннее неустройство общества, его уродливые, безобразные стороны. Коллектив артистов драмтеатра и режиссер-постановщик В.И. Тургенев дали запоминающийся спектакль, тепло встреченный и понятый зрителем. Зритель видит горьковских типов на сцене, так как и артисты, и режиссер добились осуществления одного из требований Алексея Максимовича — речь каждого персонажа должна быть «строго своеобразна, предельно выразительна». Удачны сцены с участием сына Редозубова — Гриши (артист Эльгард), сцены Дробязгина (артист Астахов) с Веселкиной (артистка Амосова) и другие. Инженер Черкун — это интеллигент, жизнь которого надломлена, разъедена внутренней ржавчиной, семейной неудовлетворенностью. Он собирает в себе силы, решимость, но чувствует безнадежность борьбы. Артист Мирвольский не дал законченный образ инженера Черкуна. В исполнении нет строгой своеобразности и предельной выразительности, нет мучительной борьбы, а есть лишь попытка подняться до осознания своего героя. Но и это лишь миг, а потом просто человек, неплохо заучивший роль. Роль Аквы Федоровны — жены Черкуна — исполняест артистка 3.П. Каренина. Образ отвергнутой жены, любящей своего мужа вполне удался. Сколько мучений, переживаний, надежд! Симпатии зрителя на ее стороне, так как она любит мужа не из низких животных побуждений, а как человека, она протестует против бесчеловечности. Противоположность образу Анны Федоровны — Надежда Поликарповна Монахова, роль которой хорошо исполняет артистка Л.А. Матези. В Надежде Поликарповне автор вывел человека, изуродованного обществом, семьей. Весьма к месту артист В.А. Кайданов в роли акцизного надзиратели Монахова. Можно утверждать, что от роли директора завода в «Очной ставке» до роли акцизного надзирателя артистом сделан шаг вперед. Лидия Павловна (артистка Н.Я. Малеева)— племянница дворянки Богачевской — женщина, которую автор поставил в положение, когда она начинает борьбу за женщину-человека. Разойдясь с мужем, она ищет нового человека, спрашивая Черкуна: — Да неужели нет на земле людей-жрецов, людей-героев, для которых жизнь была бы великой творческой работой... Неужели нет? Черкун ей отвечает: — Здесь невозможно сохранить себя, поймите это... невозможно! Сила этой жизни... этой грязи… Где же выход? Выход указывает Степан Лукин — студент (артист А.А. Евдокимов), о котором ходят слухи, что он с рабочими знается. Степан Лукин говорит: — Железную дорогу проведем и разрушим всю жизнь. Артисты Г.М. Расторгуев в роли Редозубова, П.Н. Щукин — Притыкина, В.Д. Волохов - Головастикова, А.Е. Сергеев — Цыганова, А.М. Назаров — исправника, П.К. Капралов — Ивакина дали подлинных горьковских героев. Не забываемы Павлин Головастиков, пошляк и пьяница инженер Цыганов, чинный, гордый городской голова Редозубов и др. Артист П.М. Уздемир не дал горьковского героя. В сцене первого объяснения с Надеждой — какой-то нытик. Во втором случае — чересчур жалкая пародия на трагедию человека. Слишком неподвижен, точно спеленатый. Артистка Е.В. Мирская неплохо раскрывает образ дворянки Богаевской. Постановка пьесы А.М. Горького «Варвары» — положительный факт в работе драмтеатра. Домрачев» («Призыв», 4 января 1938). «Драмтеатр к двадцатилетию РККА Коллектив артистов драмтеатра взял ряд обязательств в связи с подготовкой к 20-й годовщине РККА. Бойцам Красной Армии будут показаны пьесы «Мещане», «Профессор Полежаев» и 23 февраля пьеса Биль-Белоцерковского «Пограничники». Организована концертная бригада, которая даст три выступления для красноармейцев. Первое выступление бригады состоится сегодня. 12 февраля производится тематический вечер, посвященный первому маршалу Советского Союза наркому обороны товарищу К.Е. Ворошилову. На лучшую подготовку и проведение празднования 20 годовщины РККА коллектив драмтеатра вызвал на соревнование коллективы театров Шуи и Кинешмы. Артисты Шуйского театра вызов приняли» («Призыв», 1 февраля 1938). «ГОРОДУ НУЖЕН НОВЫЙ ТЕАТР В связи с большим ростом населения и культурного развития масс тесно становится в кино, театре, клубах. Туда идет не только молодежь, но и пожилые трудящиеся. Приезжают в город и из окрестных сeл и деревень колхозники. Сотни людей остаются вне стен культурных очагов. Никто, например, не даст гарантию, что удастся взять билет. Надо строить в третьей пятилетке большой городской театр. Лазарев» («Призыв», 2 февраля 1938).
«ТОЛЬКО ПИВО, ДА ПЛОХОЕ МОРОЖЕНОЕ В буфете гортеатра 30 января во время антрактов не было ситро, а предлагали пиво. Его не каждый пожелает пить. В бачке воды не было. Посетители покупали мороженое, которое оказалось крайне недоброкачественным (сильно пригорелое молоко). На вопрос продавцу — почему торгуете таким плохим мороженым - следовал спокойный ответ: — Раз его покупают, то и надо продавать. Жалобы и возражения не привели ни к чему. Гортеатр является культурным учреждением. Здесь необходимо и культурное обслуживание посетителей. Тюгова, Райская, Костюковская» («Призыв», 9 февраля 1938). «ПОГРАНИЧНИКИ» Пьеса Биль—Белоцерковского «Пограничники» рассказывает о боевых днях бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии, стоящих на страже советских границ. Драмтеатр, сделав выбор на этой пьесе и посвятив ее славному 20-летнему юбилею РККА и Военно-Морского флота, поступил вполне правильно и поставил пьесу хорошо. Жизнь бойцов пограничной заставы увлекает, волнует зрителя, держит в напряжении. Мы советские границы Никому не отдадим!.. Этой бодрой, уверенной, веселой песней открывается первая картина пьесы. Во жизнь на границе не спокойна. Каждая минута требует величайшей бдительности, чтобы не пропустить коварного врага. Выстрел на границе—это уже тревога; лай собак, шорох, свист—за всем надо чутко следить. Пограничник Сорокин (артист Мирвольский) влюбляется в Лену (артистка Ольхова). Однако любовь пограничника не заслоняет главного — бдительности. Планы мельника и Лены не удаются, так как долг перед родиной превыше всего. Когда пограничник Сорокин стоит на посту, с ним сталкивается Лена, пытающаяся перейти границу. Просьбы пропустить ее — не помогают. Лена бросает горсть табаку в глаза Сорокину, а он убивает ее. — Ну вот тебе, и весь роман..., говорит пограничник после этого случая. Незабываемы три картины пьесы — 4, 8 и 10. Это действия на самой границе. Особое впечатление от 10-й картины. Целый отряд ползучих гадов-шпионов, диверсантов пытается пробраться в нашу страну. Зритель с замиранием сердца следит и когда враги пойманы - бурно аплодирует. Ярко выделяется поведение нашего пограничника Когана (артист Евдокимов), заблудившегося из-за тумана и попавшего в лапы фашистской заставы. — Перед врагом я смирно не стою,— заявляет пограничник Коган, когда фашистское начальство требует стоять «смирно», требует предать родину. «Пограничники» — прекрасный спектакль, хороший подарок юбиляру. Домрачев» («Призыв», 28 февраля 1938).
«Артисты драмтеатра 28 марта провели в цехах завода «Автоприбор» инсценировки по произведениям Горького» («Призыв», 30 марта 1938). «Алькасар» 4 апреля театр ставит премьеру «Алькасар». Этот спектакль работники театра посвящают братскому испанскому народу, героически борющемуся с озверелым фашизмом и его наемниками за свою свободу и независимость. Слова гениального вождя трудящихся всего мира товарища Сталина: «… освобождение Испания от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а – общее дело всего передового и прогрессивного человечества»,- выразили все лучшие чувства советского народа к испанским братьям и сестрам. Театр ясно сознает всю ответственность поставленной перед ним задачи — правдиво, с предельной убедительностью и простотой показать испанскую действительность, доказать любовь народов Союза к испанскому народу и солидарность с ним. Работа над спектаклем об испанских братьях — большое событие в жизни театра, величайшая гордость для всех работников коллектива. Пьеса «Алькасар» драматурга Георгия Мдивани (авторизованный перевод с грузинского Б. Радыша) написана автором на материале испанских событий 1936 года и является ценным вкладом в нашу советскую драматургию. Пьеса рисует один из незабываемых моментов борьбы испанского народа — осаду республиканскими частями в сентябре 1936 года старинной испанской крепости — замка «Алькасар» (в центре города Толедо), где засела фашистская банда. Мятежники спекулировали на том, что республиканцы не будут бомбардировать всемирно-известный своей красотой и древностью замок. Они спекулировали на человечности республиканских войск и спрятали в «Алькасаре» две тысячи женщин и детей, в качестве заложников. Высшие образцы героизма были проявлены испанским народом под стенами этого замка. Осада «Алькасара» республиканцами войдет, как одна из лучших страниц, в историю борьбы испанского народа за свое освобождение. С энтузиазмом откликается наш театр на почетную задачу — будить чувства интернационализма в советском зрителе, еще больше поднять волну горячего сочувствия к испанским братьям. Режиссер-постановщик В.С. Надеждин» («Призыв», 4 апреля 1938).
«ГОРТЕАТР К ГОДОВЩИНЕ РККА Владимирский гортеатр готовит к 21-й годовщине РККА новую постановку — пьесу Н. Погодина «Падь Серебряная». «Падь Серебряная» — это пьеса о наших славных пограничниках, о их мужественной защите советских границ. Театр проводит еще целый ряд мероприятий по подготовке к годовщине Красной Армии. На лучшую подготовку к этой годовщине вызваны на социалистическое соревнование все работники искусств Ивановской области. «ТАНЯ» «Таня» — интересно, хорошо написанная пьеса, с увлекательным сюжетом. Hо она не лишена крупных недостатков. В погоне за излишней театральностью, автор А. Арбузов вводит в пьесу много хотя и занимательных, но в то же время очень мало правдоподобных эпизодов, положений, сцен. И поэтому, несмотря на то, что в пьесе есть яркие, сильные сцены (например, смерть ребенка Тани и ряд других), несмотря на то, что в целом пьеса смотрится с большим интересом — все же достаточно глубокого впечатления у зрителя она не оставляет. Тема пьесы — перерождение человека в нашей стране. Таня, молоденькая женщина, трогательно любит своего мужа, инженера Германа. В этой любви она видит все счастье, весь смысл своей жизни, больше ее не интересует ничто. Ради этой любви, она бросает, против желания мужа, учебу в медицинском институте, ради нее она противится желанию мужа иметь ребенка — ей не хочется делить с ребенком любовь мужа. Конец всего этого ясен. Муж, кроме любви к жене, имеет и другие интересы, его тяготит создавшаяся семейная обстановка. Он работает над созданием новой конструкции электрической драги. Эта работа сталкивает его с директором золотого прииска Марией Шамановой. Возникает новая любовь. Таня, случайно узнав об этом, молча, не говоря ни слова Герману, уходит из дома. Через несколько времени у нее рождается сын, о существовании которого Герман не знает. Затем сын умирает. Таня тяжело переживает эту утрату. На этом кончается первая часть пьесы — о прежней Тане. Во второй части мы видим уже перерожденную, новую Таню. Самое главное — как произошло это перерождение — пьеса совершенно не показывает. Таня, уже врач, с бригадой девушек-хетагуровок едет на Дальний Восток. В 40 километрах от города, где она живет, расположен прииск «Розы». У директора прииска опасно заболевает ребенок. Нужна срочная помощь. Таня вызывается отправиться в опасный путь по тайге, на лыжах, чтобы спасти ребенка. В пути ее настигает пурга, ей грозит гибель. Но неожиданно появляется охотник Соколов, влюбленный в Таню, на руках доносит ее до прииска. На прииске оказывается, что заболевший ребенок — сын Германа и Марии Шамановой. Ребенок спасен... Во многое из всего этого с трудом верится. В действительной жизни редки такие совпадения, как появление влюбленного охотника в глухой тайге как раз в тот момент, когда Тане требуется помощь, дальше болезнь именно ребенка бывшего мужа Тани, затем появление Германа в автобусной станции и многое, многое другое. С трудом верится и в то, чтобы советская девушка бросила институт из-за любви к мужу. В пьесе занят весь творческий коллектив Владимирского театра. В основном, этот коллектив хорошо справился с пьесой. Безукоризненно ведет роль Тани артистка К. Сухарева. Жизненно, правдиво выполнена ею одна из самых сильных сцен пьесы — сцена переживаний матеря при смерти ребенка. Зритель забывает, что дело происходит на сцене, он видит настоящую мать, пораженную тяжелой утратой. Она не плачет. Но это горе без слез еще больше усиливает впечатление. Несколько слабее Сухарева во второй части пьесы. Несмотря на перерождение — все еще невольно чувствуется, что это прежняя Таня, что она еще не забыла свою прежнюю жизнь, все еще страдает от любви к бывшему мужу. В частности, в последней сцене — при встрече с Германом — объяснение с бывшим мужем и особенно неестественный смех заставляют зрителя сомневаться в перерождении Тани. Хорошо исполняет Н. Мирвольский роль Германа. Роль Марии Шамановой ведут по очереди две артистки — А. Неведрина и Е. Новикова. Неведриной удалось правильно создать образ сильной женщины, директора прииска, орденоносца. Зритель видит закаленную в борьбе большевичку. Она симпатизирует Герману. Но при первом его объяснении в любви у нее хватает силы воли дать ему резкий отпор — она, жертвуя личными интересами, не хочет разбивать чужую семейную жизнь. Эта сцена выполнена Неведриной особенно правдиво, естественно. Другое дело у Е. Новиковой — с образом Шамановой она определенно не справляется. В ее игре нет нужной силы, твердости, естественности. На сцене — это женщина, которую зрителю трудно представить на посту руководителя крупного предприятия. Артист Сергеев в роли охотника Соколова, как и всегда, подкупает своей простотой, задушевностью. Но местами на сцене он забывает, что он — охотник, зверобой, живущий все время в тайге, и резко меняет интонацию голоса, в результате зрителю кажется, что это уже не охотник Соколов. Следует также отметить хорошую игру Раминой в роли бабушки, Быкова в роли китайца-буфетчика, Григорьева в роли Башняка, Вершинина в роли врача Канареича и других. Слишком карикатурно дана роль Грищенко (артист Сучков). Грищенко также работает над проектом новой драги. По пьесе — это способный молодой специалист, но на сцене он представлен слишком смешным простаком. Неудачен Громов в роли старого еврея. Устранение всех мелких недочетов в игре отдельных артистов сделает спектакль еще более интересным. Д.А. Степанов» («Призыв», 29 января 1939). «Встреча работников искусств с кружками художественной самодеятельности В городском театре 28 января состоялся вечер встречи работников искусств с участниками самодеятельных кружков города. На вечере присутствовало около 600 человек, в том числе 300 участников самодеятельных кружков. Официальную часть вечера открыл инструктор горкома ВКП(б) т. Рябов. Затем с кратким докладом о задачах и значении художественной самодеятельности выступил директор областного Дома народного творчества т. Пильщиков. Он указал на большое значение тесной связи самодеятельных кружков с профессиональными работниками искусств. Такал связь окажет значительную помощь развитию художественной самодеятельности. В заключение он призвал всех работников искусства последовать примеру народных артистов ССCP И.М. Москвина и В.В. Барсовой и взять шефство над кружками самодеятельности. Далее выступил художественный руководитель гортеатра тов. Радов. Он внес ряд практических предложений по установлению тесной связи между работниками театра и самодеятельными кружками. В частности, тов. Радов указал на необходимость создать в городе методический кабинет для самодеятельных кружков. Говорил он также о том, что до сих пор кружки не используют созданную при театре специальную консультацию. После этих докладов ряд артистов гортеатра взял шефство над самодеятельными кружками. Так, зав. музыкальной частью тов. Ольхов взял шефство над духовым оркестром Боголюбовского колхоза. Он заявил, что подготовит оркестр к участию на областной художественной олимпиаде, которая состоится 10 марта. Артисты Евдокимов и Мирская взяли шефство над драматическим кружком клуба завода «Автоприбор», артист Коротков — над драмкружком союза госторговли, режиссер Волжин — над кружком библиотечного техникума. Директор театра тов. Томский заверил собравшихся, что театр окажет кружкам самодеятельности всемерную помощь. По окончании официальной частя на вечере состоялся смотр художественной самодеятельности города. От клуба им. Молотова выступили духовой оркестр, домбровый кружок, хор народных песен, тов. Кириллова прочла стихотворение Маршака «А что у вас». Ряд песен исполнила т. Рогожина из союза работников потребкооперации. От этого же союза выступил музыкально-хоровой кружок. С большим успехом прошло выступление студентки физкультурного техникума т. Башниной, мастерски исполнившей акробатический этюд. Хорошо исполнен ритмический танец студентами этого же техникума тт. Роговой и Волковым. Рабочий химзавода т. Егоров хорошо исполнил краснофлотскую пляску. Выступили затем хор союза госторговли, джаз-оркестр художественного кинотеатра и т. д. Силами артистов гартеатра была показана четвертая картина из пьесы «Таня». Как недочет, следует отметить, что на вечере отсутствовали кружки из сельской местности. Повинен здесь районо. Проведенный вечер должен служить началом самой тесной связи работников искусств с самодеятельными кружками. М. Макаров» («Призыв», 30 января 1939).
«Нездоровая атмосфера в городском театре Уже продолжительный период работа городского театра проходит в ненормальной обстановке. Наблюдаются нездоровые взаимоотношения, как некоторых артистов друг с другом, так и ряда артистов — с художественным руководителем. Bсe это отражается на творческой работе театра, понижает ее качества, театр в своих постановках не дает зрителю того, что он в состоянии дать. Театр начал сезон сильными и хорошо поставленными пьесами «Как закалялась сталь» и «Честь». Затем работа театра пошла на снижение как по линии репертуара, так и по линии качества постановок. Появилась на сцене, в частности, «Поздняя любовь» — одна из слабых и забытых пьес А.Н. Островского. С крупными недочетами поставлена «Мачеха». В главных ролях выступали здесь люди, в которых зритель не узнает героев бальзаковской пьесы, он не верит, что Фердинанд может любить героинь, неприятное впечатление у зрителя оставляет чрезмерно шаржированная роль Годара и т. д. Нельзя назвать полноценной постановку «Тани» — в игре отдельных артистов, как уже отмечалось в нашей газете, много недостатков. Это только незначительная часть недочетов, которые имеют место в работе театра. На собрании коллектива театра 2 февраля был вскрыт ряд причин, вызвавших такую обстановку. Работая уже пятый месяц, театр еще не имеет твердого репертуарного плана. План менялся несколько раз. На 1939 год Управление по делам искусств РСФСР утвердило для театра твердый план. Но… прошел лишь месяц, а театр уже начал его ломать. По плану, первой в этом году должна была пойти пьеса Горького «На дне». Вместо же нее неожиданно появилась пьеса «Зыковы». Управление предлагало за счет трех классических пьес поставить три пьесы советских драматургов. Это не выполнено. Совершенно вне плана появилась пьеса «Дети Ванюшина». Неожиданно появилась и пьеса «Сынишка», которая из-за непригодности была снята уже после того, как над ней стали работать. Такая чехарда мешает нормально работать над пьесой. Приводили на собрании яркий пример. Артисты собрались на первую репетицию, но не знают, что будут репетировать — «Мачеху» или «Жигули». Оказалось же, что ни ту, ни другую, а «Позднюю любовь». При чем раньше намечалось, что «Мачеху» будет ставить тов. Волжин, а «Позднюю любовь» — тов. Радов. За час же до репетиции режиссеры поменялись пьесами. Трудно здесь говорить о продуктивной работе. В результате бесплановости получилось, например, что сейчас режиссер Волжин одновременно ставит две пьесы — «Падь Серебряная» и «Зыковы». И неудивительно, как указывалось на собрании, что артисты, занятые в пьесе «Зыковы», до сих пор еще не знают идеи пьесы. А пьеса пойдет через два дня. По положению, роли в пьесах должны распределяться за три месяца, чтобы артист мог хорошо к роли подготовиться. Но бесплановость приводит к тому, что это положение не соблюдается. Правда, сейчас, впервые, распределили роли в пьесе, которая пойдет через три месяца. Но зато не распределены роли в пьесе, которую надо ставить через полмесяца. В театре совершенно нет заботы о выращивании кадров, нет чуткого отношения к людям. Среди коллектива много молодежи, особенно женской. Из них не мало талантливых людей, они хотят работать, расти. Условий же для этого нет. — Роли нам только изредка перепадают, — жаловались некоторые товарищи из молодежи. — Право же на них мы имеем. Отдельные артисты ежемесячно имеют огромную переработку, а другие месяцами не работают, не играют ни в одной пьесе. Художественное руководство не доверяет молодежи ответственные роли. Если же кому роль и «перепадает», то ему не помогают над ролью работать. Тов. Лукьянов, например, говорил, что в «Зыковых» ему разрешили играть в очередь роль Михаила. Но за все время подготовки ему дали возможность провести только... одну репетицию. Тов. Юсан, по настоянию дирекции, получила право играть роль Дуси в «Тане». Но ни одной полноценной репетиции ей провести не удалось. Вся «помощь» режиссера выразилась в том, что он грубо заявил: «Ни к чорту не годитесь». Помощи в работе над ролью от ведущих артистов молодежь почти не видит. Некоторые из «ведущих» грубо, барски-пренебрежительно относятся к молодежи. Явно зажимается критика недостатков. — Если говорить, то значит совсем не играть, — укалывала тов. Ольхова. С людьми, сделавшими попытку выступать с критикой, месяцами не разговаривают, с ними не кланяются, не замечают. В таком отношении к критике особенно упреками тт. Радова и Мирвольского. О несоветском отношении к критике ярко говорит последний пример со стенгазетой. В пьесе «Мачеха» главные роли, во изменение первоначального намерения, были переданы артисткам Малеевой и Левговд – женам художественного руководителя и директора театра. Никто не отнимает дарования у этих артисток, их способности удовлетворительно вести эти роли. Но возможно спектакль был бы лучше, если бы роли передать другим артисткам, более соответствующим по возрасту тем героиням, которые выводятся в пьесе. Именно в такой плоскости, отвечая настроениям большой части коллектива, и поставила стенгазета вопрос. Заметка была встречена в штыки художественным руководством. Дошло дело до того, что на справедливое требование редакции дать ответ на заметку Радов сделал антисоветское, клеветническое заявление по адресу пишущих в газету и добавил, что если бы это было в старое время, то он дешево бы с ними разделался… Режиссер Волжин тоже высказывал пошлости по адресу пишущих в газету. Спрашивается, кто дал право этим зарвавшимся руководителям так безнаказанно глушить и опошлять испытанный метод исправления недостатков — большевистскую критику и самокритику в советском театре? Такая обстановка в театре объясняется, главным образом, тем, что директор т. Томский, председатель месткома т. Касаткин и парторг т. Сокова не имеют между собой большевистское спаянности в работе. Они не сумели сплотить коллектив, не создали почву для развертывания здоровой критики и самокритики и не дали отпора явным глушителям критики, они проходят мимо болезненных явлений в жизни коллектива. В театре нет работы по идейно-политическому воспитанию членов коллектива, нет настоящей борьбы за овладение теорией марксизма-ленинизма. В театре много прекрасных работников, глубоко преданных делу партии Ленина—Сталина, желающих не покладая рук работать над теми задачами, которые стоят перед советским театром. Необходимо лишь крепче спаять этих людей, воспитать их в духе большевизма, хорошо руководить ими и повседневно помогать им в работе. Требуется срочно разрядить создавшуюся нездоровую атмосферу в городском театре, мешающую творческой работе коллектива, который, как и все трудящиеся нашей страны, может и должен прийти к историческому XVIII съезду большевистской партии – со своими подарками – полноценными спектаклями. Д.А. Степанов» («Призыв», 6 февраля 1939). «ПАДЬ СЕРЕБРЯНАЯ» «Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом готовности военного нападения, чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох». Это руководящее указание товарища Сталина взято как идея спектакля, подготовленного нами к историческому дню XXI годовщины РККА. Этому дню мы посвятили пьесу Н. Погодина «Падь Серебряная». «Падь Серебряная» — пьеса о простых советских людях-героях, у которых их героизм, их преданность социалистической родине неотделимы от их повседневной жизни. Действие пьесы развивается на далекой пограничной заставе и рисует будни, повседневную жизнь наших славных пограничников. В пьесе ярко обрисована всем известная политика наших соседей за дальневосточным рубежом — спровоцировать нас на войну. Коллектив гортеатра упорной работой старался добиться того, чтобы в знаменательный день годовщины РККА показать зрителю полноценный спектакль. Думаю, что нам это, до известной степени, удалось. Режиссер гортеатра А. Волжин» («Призыв», 24 февраля 1939).
«ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ Я — артистка. Я — женщина прекрасной советской родины. Это великое счастье! Это великая радость! В нашей стране стать артисткой доступно каждой женщине. Другое положение было при царизме. Я родилась в бедной рабочей семье. Когда мне исполнилось 14 лет, я поступила работать в магазин «девочкой». Проработала здесь я на побегушках год, затем пошла на завод, где пришлось исполнять непосильные работы в течение 10 часов. Тяжел был удел девушки и женщины в царское время. В 1916 году я в Саратове за бесплатное посещение театра исполняла в нем кое-какую работу. Потом меня зачислили в штат театра за мизерную плату. Давали маленькие роли. И, конечно, если бы не раздались громовые раскаты Октябрьской революции, я так и не была бы артисткой. При советской власти я стала повышать свои знания и быстро расти. Я работала в театрах многих городов. Перед моими глазами проходили и проходят тысячи зрителей — радостных, счастливых, для которых театр стал культурной необходимостью. Это меня воодушевляет и я буду работать еще лучше. Отдам все свои способности на благо нашей родины. А.Т. Неведрина, артистка Владимирского гортеатра» («Призыв», 8 марта 1939).
«НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ ГОРТЕАТРА В первой половине апреля гортеатр покажет зрителю две новые постановки. Первой пойдет пьеса Найденова «Дети Ванюшина». В главных ролях здесь заняты артисты Волжин, Мирвольский, Евдокимов, Попов, Рамина, Мирская, Малеева и другие. В конце половины апреля пойдет пьеса «Павел Греков» Войтехова и Ленча. «Павел Греков» — это пьеса, ставящая много серьезных, жгучих вопросов партийной жизни - о политической бдительности, о морали, о поведении коммуниста в разные моменты личной и общественной жизни и т.д. Пьеса с большим успехом идет в Москве и ряде других городов СССР. В пьесе занята почти вся труппа гортеатра. На главных ролях играют артисты Волжин, Григорьев, Евдокимов, Новикова, Левговд, Ольхова и другие. Роль Павла Грекова исполняет артист Мирвольский. «ДВА ВЕРОНЦА» В апреле исполняется 375-летие со дня рождения гениального английского драматурга В. Шекспира. Отмечая этот юбилей, Владимирский гортеатр готовит к постановке пьесы Шекспира «Два веронца». Спектакль будет молодежным — в нем играет исключительно молодежь театра - артисты Петров, Лукьянов, Сучков, Ольхова, Опалихина, Никольская, Белыш, Гордеев, Назаров, Соколов и другие, всего 20 человек. Режиссером пьесы является молодой артист Попов. Участниками спектакля проведена уже большая работа. Репетиции пьесы были начаты еще с 15 декабря. Артисты прослушали лекцию о Шекспире, изучают его творчество и эпоху, в которую он жил. Устроена специальная доска с материалами о творчестве Шекспира и его эпохе. Сделан макет оформления спектакля, ведут подготовку костюмерный, поделочный и другие цеха. Руководство театра оказывает молодежи, занятой в пьесе, всяческое содействие. Много внимания уделено подготовке молодежного спектакля областной комитет по делам искусства» («Призыв», 1 апреля 1939).
«Кстати, до сих пор не решен еще вопрос о летней работе городского театра. Есть предположение, что, по примеру прошлых лет, он на летние месяцы поедет на гастроли в другие города. Прошлогодние гастроли принесли театру огромный убыток в 50 тысяч рублей, тяжело отразились на его финансовом положении, вызвали большую задержку в выдаче заработной платы коллективу работников. Не пора ли поставить вопрос о том, чтобы театр был стационарным не только на бумаге, но и на деле и, чтобы он обслуживал трудящихся города и в летние месяцы?» («Призыв», 10 апреля 1939). «ПАВЕЛ ГРЕКОВ» К постановке пьесы в городском театре В ближайшие дни Владимирский городской театр покажет зрителю новую постановку – пьесу Ленча и Войтехова «Павел Греков». С большим волнением и ответственностью приступил коллектив театра к работе над этой пьесой. Достоинства пьесы — в ее политической остроте и правдивости. Перед нами не надуманный, а действительный жизненный конфликт и этот конфликт становится драматическим конфликтом пьесы. Тема пьесы «Павел Греков» — это тема о жизни и судьбе молодого человека нашей замечательной сталинской эпохи. Наши драматурги раньше зачастую забывали в своих пьесах о самом главном — о человеке, его жизни, его судьбе. Молодые драматурги Войтехов и Ленч с показом человека справились очень хорошо. События в пьесе — это события в жизни Павла Грекова. Главное в пьесе — это то, что она несет в себе идеи сталинской заботы о человеке, о члене партии. Никакие козни заклятых врагов, стремящихся опорочить честных и преданных людей, не помогут. Партия всегда нейдет достаточно средств и сил, чтобы разоблачить их подлые интриги и очистить от врагов свои ряды. Достоинство пьесы состоит еще и в том, что она впервые ярко показывает, как именно действует враг, как он маскируется, какие методы применяет в своей подрывной работе. Работая над пьесой, мы поставили задачей особенно заострить внимание на показе истинных характеров передовых людей нашей эпохи. В основу раскрытия этих характеров мы положили выдержку из монолога Павла Грекова: — Мы, Машенька, не простые люди, мы, понимаешь ли, я так думаю, люди передовых чувств, люди передовых мыслей, замечательных дерзновений... величайшей практики... В нашей жизни все эти чувства заполнены... новым содержанием, идейностью. От этого они невиданно жизнерадостны и противоустойчивы панике, отчаянию, безнадежности, как бы ни сильны были колебания, как бы ни тяжелы были временные поражения... Эти новые чувства, эти мысли — колоссальная сила, которая побеждает все. Xудожественный руководитель театра Б. Радов» («Призыв», 12 апреля 1939). «Павел Греков» Пьеса «Павел Греков» до глубины души волнует зрителя. Она мастерски сделана. Ее авторы В. Войтехов и Л. Ленч написали правдивую, волнующую партийную пьесу, пьесу, в которой показано, что для членов партии пребывание в партии или исключение — это вопрос жизни и смерти. В пьесе даны замечательные образы славных советских людей, выведены отвратительные физиономии презренных врагов троцкистов и националистов, двурушников, перестраховщиков и клеветников. Артисты нашего театра полно донесли эти образы до зрителя. Артист Н.Ф. Мирвольский очень удачно исполнил роль Павла Грекова. Он с первой же картины заставил зрителя полюбить Павла. С большим увлечением играл роль Ковалева артист А.Е. Сергеев. Эти талантливые артисты уже не впервые создают удачные образы на сцене Владимирского театра. Нельзя не отметить хорошего исполнения ролей Маши Крыловой (артистка Е.Т. Левговд) и Настасьи Петровны (артистка Т.В. Рамина). Правильно дали образы коварных и хитрых врагов артисты В.И. Григорьев (Нарзулаев) и А.А. Евдокимов (Сорокин). Нужно отметить, что Евдокимов в этой пьесе играл много лучше, чем в предыдущих спектаклях. В спектакле есть небольшие недостатки — режиссерские недоделки, шероховатости в игре артистов, — но они легко устранимы, и будут устранены драмколлективом. В целом же спектакль «Павел Греков» оставляет у зрителя глубокое впечатление. Надолго запоминаются не только образы, но и отдельные места пьесы. Спектакль имеет громадное воспитательное значение. В этом большая заслуга авторов пьесы, коллектива театра и постановщика — главного режиссера Б.В. Радова. А. Дементьев» («Призыв», 17 апреля 1939).
«НА ГАСТРОЛИ В ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ На летний период — с 4 июня по 30 июля — коллектив Владимирского гортеатра выезжает на гастроли в Гусь-Хрустальный. Там, в клубе им. Ленина, им будет поставлено 47 спектаклей. Осенний сезон во Владимире театр предполагает начать с 15 сентября» («Призыв», 27 апреля 1939). «ДВА ВЕРОНЦА» Молодежный коллектив артистов Владимирского гортеатра приступил к работе над Шекспиром с самого раннего его произведения — «Двух веронцев», романтической комедии, которая относится к первому периоду творчества Шекспира (1590 — 1600 гг.), к периоду его живописных, красочных комедий, полных блеска, веселья, остроумия и большой мысли. Мы с большим энтузиазмом работали над этой замечательной комедией. Есть много материала, есть колоссальная глубина в тексте, в тайны которой приходится проникать с большим трудом. Надо было хорошо изучить все творчество Шекспира, его эпоху, современников и т. д., чтобы подойти к раскрытию текста Шекспира. Все это мы проделали и эта огромная работа принесла нам большую пользу. Мы узнали великого драматурга, у которого учатся все поколения, которому подражают во всех эпохах. Остановились мы на спектакле «Два веронца» потому, что для нас, молодежи, он легче других произведении Шекспира. Вторая причина нашего выбора заключается в молодости Шекспира в «Двух веронцах» и нашей собственной молодости. В Ивановской области это первый молодежный спектакль. И мы очень счастливы этим. Руководство театра создало нам все условия для работы. У нас была полная свобода творчества, полный, широкий простор для мысли. И сейчас, после почти пятимесячной работы, мы можем сказать, что в ближайшие дни покажем владимирскому зрителю хороший, жизнерадостный, полноценный спектакль. Это будет нашей благодарностью партии и правительству за их великую заботу о молодежи. Постановщик спектакля В.П. Попов
8500 зрителей просмотрели пьесу «Павел Греков» С большим успехом идет в гортеатре постановка пьесы «Павел Греков». Зал театра все дни, когда шла эта пьеса, был переполнен. За первые 16 спектаклей пьесу просмотрели 8502 зрителя. Сегодня и завтра пьеса «Павел Греков» ставится последние дни» («Призыв», 11 мая 1939).
«Новая мебель для гортеатра Наш гортеатр крайне плохо меблирован, недостаточно оборудован, имеет очень плохой занавес и т. д. В связи с этим президиум горсовета вынес решение об отпуске гортеатру 50 тысяч рублей на приобретение новой мебели. Она поступит к началу зимнего сезона. Новый занавес уже приобретен» («Призыв», 14 мая 1939).
«Творческая победа молодежного коллектива Молодежный коллектив Владимирского драмтеатра много и упорно работал над комедией В. Шекспира «Два веронца». Это — первая молодежная постановка в Ивановской области. И надо признать, что первый опыт оказался удачным, коллектив одержал определенную творческую победу. Показанный им 14 мая спектакль был очень тепло встречен зрителем. Сцена, интересно оформленная молодым художником Шлемовым, содержание пьесы, своеобразные костюмы, сама игра молодых артистов перенесли зрителя на четыре века назад, в далекую шекспировскую эпоху. Но тема пьесы — о долге, дружбе, любви, разрешение этих проблем Шекспиром — близки и нам, глубоко волнуют и современного зрителя. Двух веронцев — Валентина и Протея, молодых дворян из Вероны, отправившихся на службу ко двору в Милан, играют артисты Петров и Лукьянов. Они правдиво передают образы этих героев, влюбленных в дочь герцога Миланского Сильвию (артистка Ольхова). Любовь обоих, предательство Протея, затем его раскаяние — все это показано ярко, естественно. Правда, лишь местами Петров несколько холоден (например, в сцене с письмом, в сцене в лесу), а у Лукьянова иногда уменьшают впечатление слишком резкие жесты, движения. Удачно ведет тов. Ольхова роль Сильвой. Проста, обаятельна в роли обманутой Юлии артистка Белышева, в качестве пажа последовавшая за изменившим ей Протеем. Ее игра, особенно во второй части пьесы, невольно вызывает горячую симпатию зрителей. В своей комедии Шекспир очень много места отвел ролям слуг двух веронцев — Лаунсу и Спиду. Шекспир с большой теплотой их рисует — они умнее своих господ, остроумны, лукавы, они все время враждуют со своими господами. Соколов, играющий Спида, как и в предыдущих своих ролях, подкупает своей задушевностью, простотой. Хорошо ведет роль Лаунса и артист Громов. Очень правдоподобный образ герцога Миланского дал артист Назаров. Не менее правдоподобен и артист Быков в роли отца Протея — не верится, что этого дряхлого, глухого старика, с трудом выходящего на сцену, играет в действительности молодой артист. Наконец, удачный, мягкий гротесковый образ дал артист Сучков, играющий роль Турио — глупого сынка, сынка феодала кичащегося своим знатным родом и богатством, но боящегося рискнуть даже каплей крови за свою возлюбленную. Как общий недостаток исполнения пьесы следует указать на то, что участники постановки далеко еще не овладели стихотворной речью Шекспира. От этого много теряет яркий, образный язык гениального драматурга. И второй, недостаток — в игре, большинства исполнителей еще мало юношеской страстности, пылкости — между тем такая страстность, пылкость — одна из важнейших черт героев Шекспира. Работа над пьесой Шекспира принесла много пользы молодежному коллективу театра. Но это — лишь начало. Надо продолжать работу, еще больше учиться, совершенствоваться, полнее раскрывать образы пьесы, безусловно, коллектив, во главе до своим молодым режиссером тов. Поповым, эту работу будет продолжать. Областное управление по делам искусств предложило коллективу составить историю работы над пьесой с тем, чтобы эта история, в виде небольшой брошюры, могла помочь молодежи других театров в самостоятельной творческой работе над пьесами. Д.А. Степанов» («Призыв», 16 мая 1939).
«Последний спектакль 31 мая в городском театре состоялся последний спектакль зимнего сезона. Зрительный зал был переполнен. Шла пьеса А. Островского «Лес». Надо отдать справедливость коллективу артистов театра — он очень хорошо справился с этой пьесой. Зрители часто прерывали игру артистов долгими аплодисментами. Особенно хорошо играли Е. Мирская в роли Гурмыжской, К. Сухарева в роли Аксюши, А. Сергеев в роли купца Восьмибратова, А. Евдокимов в роли Буланова, Б. Радов в роли Аркадия Счастливцева, А. Волжин в роли Геннадия Несчастливцева, М. Киселева в роли ключницы Улиты и т. д. Зимний театральный сезон закончился. За сезон театр дал 243 спектакля. Их просмотрели свыше 110 тысяч зрителей» («Призыв», 2 июня 1939).
«Итоги зимнего театрального сезона Городской драматический театр им. Луначарского закончил зимний сезон. Подводя итоги, надо сказать, какие пути мы намечали в работе и что практически было сделано. В этом сезоне мы имели три важных исторических даты, мимо которых театр не мог пройти. Это – 20-летие ВЛКСМ, затем – XVIII съезд ВКП(б) и, наконец, 375-летие со дня рождения гениального английского драматурга В. Шекспира. Открытие сезона было посвящено славной 20-й годовщине Ленинско-Сталинского Комсомола. Для этого мы остановились на талантливом произведении Н. Островского «Как закалялась сталь». И, судя по отзывам зрителей, с этим произведением мы справились неплохо. К XVIII съезду партии была намечена пьеса «Павел Греков» Войтехова и Ленча. Но нечеткое планирование привело к тому, что пьесу удалось поставить только после съезда. К 375-летию со дня рождения В. Шекспира мы наметили и поставили его комедию «Два веронца». В подборе репертуара мы старались охватить как можно больше актуальнейших тем нашей действительности и лучшие произведения русской и иностранной классической драматургии. Всего за сезон было показано зрителю 13 пьес: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Сыновья» Финна, «Слуга двух господ» Гольдони, «Честь» Мдивани, «Поздняя любовь» А. Островского, «Таня» Арбузова, «Мачеха» Бальзака, «Падь Серебряная» Погодина, «Зыковы» М. Горького, «Павел Греков» Войтехова и Ленча, «Дети Ванюшина» Найденова, «Два веронца» В. Шекспира и «Лес» А. Островского. Мы поставили 243 спектакля, на которых было около
111000 зрителей. В частности, пьесу «Как закалялась сталь» просмотрели 12061 зритель, «Павел Греков» — 9689, «Мачеха» — 11994, «Таня» — 10376, «Слуга двух господ» — 10418 зрителей и т. д. В работе над репертуаром у нас были и срывы. В частности, неправильное вскрытие некоторых образов в пьесе «Сыновья» снизило качество спектакля, умаляло тему о содружестве старой и новой интеллигенции, о дружбе и любви нашей молодежи. Не совсем удалась работа над некоторыми образами в пьесе «Честь», что также снизило качество спектакля. Были недочеты и в работе над классическими произведениями. Эта работа требует больших знаний, углубленного изучения не только материала пьесы, но и эпохи, в которой жил драматург, требует большой техники и мастерства исполнителей. Причиной недочетов здесь была текучесть и сезонность в прошлом творческого состава. Та учеба, которая проводилась и проводится сейчас, недостаточна по срокам, чтобы можно было приобрести необходимые знания и добиться единой системы, без которой трудно работать театру. Работа с кадрами и театре проводилась по двум линиям. Первая — это выдвижение молодых кадров в основных постановках театра. В пьесе «Слуга двух господ» на ведущие роли были выдвинуты тт. Быков, Вершинин, Ольхова, Лукьянова, Петров, Назаров. В пьесе «Поздняя любовь» - тт. Лукьянов и Быков. В пьесе «Зыковы» - тт. Белышева, Тихонов, Лукьянов и т.д. Менее благополучно было с выдвижением молодых кадров из женского состава группы. Вторая линия работы с кадрами заключалась в самостоятельной постановке молодежью пьесы «Два веронца». Все ведущие роли исполнялись молодыми работниками, ставил пьесу молодой режиссер Попов, оформлял ее молодой художник Шмелев. Благодаря усиленной и долгой работе над пьесой (пьесу готовили пять месяцев), результат получился для первого раза хороший. Самый слабый участок работы — это связь со зрителем. Если в театре работа наладилась путем созыва зрительских конференций, обсуждением премьер после их выпуска, то непосредственно на фабриках, заводах связи со зрителем нет почти никакой. Несколько слов о творческом росте работников. В процессе работы по ознакомлению и освоению системы К. Станиславского, в процессе творческой работы над пьесой и образом, мы имеем положительные результаты, как у ведущих работников, так и у молодежи. В частности, прекрасные образцы работы над собой и над образом в ряде пьес дали тт. Мирвольский, Сергеев, Евдокимов, Мирская, Малеева, Рамина, Болышева, Юсан, Соколов, Громов, Назаров, Никольская, Опалихина, Ольхова, из новых работников, работающих с начала зимнего сезона — тт. Григорьев, Волжин, Коротков, Неведрина, Сухарева, Левговд, Муравская, Новикова, Лукьянов, Сучков, Попов, Петров, Быков, Киселева, художники тт. Глотиков и Шлемов. Сохранение имеющегося состава работников, правильное укомплектование штатов, более углубленная работа по коммунистическому воспитанию кадров — вот главная задача руководства театра на дальнейшее. Сейчас коллектив театра выехал на гастроли в Гусь-Хрустальный. В сентябре мы снова начнем работу во Владимире. До конца текущего года будут поставлены пьесы: «Земля» Вирта, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Ревизор» Гоголя, «Кубанцы» Ротко, «Отелло» Шекспира, «Егор Булычев» Горького. Для проработки и составления репертуара на 1940 год театром выписываются новые пьесы советских драматургов, а также лучшие образцы русской и иностранной классики. Эти пьесы будут читаться активом театра и после обсуждения будут включаться в репертуар. Подбирая репертуар, мы должны хорошо уяснить себе, что чем культурнее и образованнее становится наш народ, тем глубже должно быть искусство. Оно должно быть насыщено теми чувствами и мыслями, которыми живет народ. Мы должны выкорчевывать из искусства штампы, схематизм, беспринципность, должны учиться у народа, чтобы силой нашего искусства помочь росту социалистической культуры. Художественный руководитель гортеатра Б.В. Радов» («Призыв», 4 июня 1939).