В.М. Савина. «УЧИТЕЛЬ ЗЕМЛИ ВЛАДИМИРСКОЙ»
Жила в городе Владимире замечательная женщина, известный всей области педагог, Александра Михайловна Пудкова. Из своей 85-летней жизни 55 лет отдала она благородному и многотрудному делу - подготовке учителей русского языка и литературы - сначала в Муромском учительском, потом педагогическом институте (1945-1966), позднее во Владимирском педагогическом институте (1966-2000), который в 1993 году получил статус университета. Не менее пяти тысяч учителей, работавших и работающих не только во Владимирской области и не только в России, знают её как высококвалифицированного методиста, знающего лингвиста, строгого и справедливого педагога, прекрасного и чуткого человека.
Восприятие мира, взгляды на жизнь, отношение к делу и людям формировались у Александры Михайловны под влиянием, прежде всего, отца и бабушки. Отец, Михаил Дмитриевич Вишняков, был человеком сильным и волевым, редкого ума и таланта. Оставшись в детстве круглым сиротой, рано познав нужду и тяжёлый труд, он всю жизнь занимался самообразованием, овладевал разными профессиями, любил русскую литературу и старался пробудить у своих детей любовь к книге и интерес к знаниям.
Необыкновенной была и бабушка Федосья Ионовна Васильева (в те времена именно бабушки воспитывали вставших на ноги внучат), беззаветно любящая внуков, необыкновенно добрая и отзывчивая на боль и нужду людей. Она любила природу, хорошо знала целебные свойства трав (Александра Михайловна бережно хранила сё записи), стойко переносила несчастья и лишения, выпавшие на долю отца и матери Александры Михайловны.
С 1931 года, когда отца Александры Михайловны и всю его семью выселили из родной Тверской области на север Урала, для них началась жизнь, полная невзгод и лишений. Холод, голод, болезни были бы не так страшны, если бы не унижения, которым они подвергались, как и все сосланные. Выживали и обустраивались благодаря силе воли и способностям отца. Умеющий делать все своими руками, он первым среди высланных в Южный Котлымёнок построил дом для своей семьи, сам сложил печь. Это стало важным событием: больные из бараков приходили погреться на печи! Скоро начальство, заметив у отца Александры Михайловны организаторский талант и знание механики и механизмов (раньше он работал на Путиловском заводе, помощником машиниста на Николаевской железной дороге), оторвало ею от семьи и увезло в другое место для организации и налаживания производства кирпича. В 1937 году снова беда: отца арестовали и посадили в тюрьму, где он тяжело заболел и умер в 1941 году.
В том же году Александра Михайловна с отличием окончила школу. У неё была мечта - стать учителем. После некоторых мытарств, связанных с тем, что она - дочь осуждённого по политическим мотивам, её зачислили на филологический факультет Пермского университета. Здесь она слушала лекции эвакуированных ленинградских преподавателей: известного пушкиниста Б.П. Городецкого, историка литературы Д.К. Мотольской; большое влияние на неё оказали лекции по истории русского литературного языка С.П. Обнорского. Незаурядные личности, они были для молодёжи всем: вдохновителями и наставниками, строгими педагогами и образцом служения делу.
Несомненно, война не могла не сказаться на качестве образования: университетские курсы были урезаны до четырех лет, студенты совмещали учёбу с каждодневной работой на военном заводе (с 18 до 24 часов), а весной и осенью трудились на колхозных полях.
В сентябре 1945 года Александра Михайловна приехала по направлению в Муромский учительский институт. Через год она привезла сюда младшую сестру и маму. В 1957 году она поступила в аспирантуру при кафедре методики преподавания русского языка Московского педагогического института им. В.И. Ленина. За два года написала диссертацию, которая была рекомендована к защите.
В Муроме Александра Михайловна вела большую общественную работу. Пять раз избиралась депутатом городского совета, была внештатным лектором при Муромском горисполкоме. Чтобы понять, какой за этим стоял труд, стоит добавить, что у неё была семья, подрастали две дочки, что она разрывалась между семьёй и работой. Работа отнимала её у детей и мужа, но без неё она не мыслила своей жизни.
Влюблённая в своё дело, неравнодушная, строгая и справедливая, Александра Михайловна на своих курсах умела добиваться хороших результатов. Студенты понимали её подвижнический труд, подчинялись её требованиям и радовались, попадая к ней на курсы. Об отношении муромских студентов к своей преподавательнице говорит эпизод, произошедший на нашем курсе. В 1962 году на кафедру русского языка приехал молодой кандидат наук, которому и поручили курс современного русского языка, ранее читаемый А.М. Пудковой. Прослушав несколько лекций, которые показались нам примитивными, а сам лектор безразличным, мы объявили ему бойкот, а декану поставили условие: вернёмся в аудиторию, если лектором будет А.М. Пудкова. Мы праздновали победу, а Александре Михайловне пришлось целый год дополнительно к своей нагрузке вести 14 аудиторных часов (две лекции и по два семинара в двух группах), а ещё самостоятельные и контрольные работы, диктанты и работа над ошибками, зачёты и экзамены. И ещё один показательный факт. В 1966 году Муромский институт был расформирован. Перевод филологических групп во Владимирский пединститут сопровождался переводом двух преподавателей - одного с кафедры русского языка и одного с кафедры литературы. Проблему выбора специалистов доцент Р.Л. Засьма, декан факультета русского языка и литературы Владимирского пединститута, решила просто и мудро. Она встретилась с муромскими студентами старших курсов, объяснила им ситуацию и спросила, кого, по их мнению, следует пригласить во Владимир. Единодушно и без колебаний были названы имена А.М. Пудковой и И.Л. Альми. Александра Михайловна проработала на кафедре русского языка во Владимирском пединституте 34 года. И здесь её любили студенты, уважали за бескорыстный труд коллеги и сотрудники, ценило начальство. Простая в обращении, щедрая на помощь не только студентам, но и молодым коллегам, готовая всегда поделиться опытом, Александра Михайловна постоянно была окружена молодёжью. Она всегда знала, кто нуждается в поддержке и помощи, организовывала эту помощь, оставаясь в тени. Она оставалась скромным человеком, и не любила говорить о своих проблемах.
Знания и богатый опыт А.М. Пудковой были востребованы городским и областным отделами народного образования. В течение многих лет она читала лекции в институте повышения квалификации учителей (сейчас это ВИПКРО - Владимирский институт повышения квалификации работников образования). Принимала активное участие в эксперименте по апробации нового школьного учебника по русскому языку (авторы: Кулибаба И.И. и др.), а также в подготовке и проведении Институтом методов обучения при Академии педагогических наук в Москве. Выступала на ней с докладом по обобщению эксперимента в школах Суздальского района и циклом лекций по материалам учебника.
В трудовой книжке Александры Михайловны всего несколько строчек записей о приёме на работу, переводе на должность, потом в другой вуз и о прекращении работы. Всё остальное пространство заполнено записями о многочисленных благодарностях, о награждении Почётными и Благодарственными грамотами факультета, института, городского и областного отделов народного образования, областного совета народных депутатов, обкома профсоюза, ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, Министерства просвещения СССР, записи её имени в Книгу почёта и на Доску почёта педагогического института (сейчас - университета). Среди них есть памятные и дорогие - Почётная грамота муромского завода им. Дзержинского от 8 мая 1943 года за самоотверженную работу на трудовом фронте Великой Отечественной войны и медаль Президиума Верховного Совета СССР в год 50-летия Победы, а также медаль «Ветеран труда», знак «Отличник народного просвещения», знак «Отличник просвещения СССР»...
Но не было для неё большей награды, чем память учеников. У многих из них, кто испытал на себе благотворное влияние Александры Михайловны Пудковой, её обаяние и мудрость, умение бескорыстно помогать и поддерживать идущего к знаниям, при мысли о ней невольно возникают слова Л.Н. Толстого о настоящем учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». 5 апреля 2008 года Александра Михайловна скончалась. Проводить её в последний путь собрались многочисленные ученики - не только из Владимира, но и из других городов, посёлков, деревень...
Учебные заведения города Владимира