Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
09:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. город Вязники

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Покровского Храма Города Вязники Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Сопиков Владимир Леонидович.
Адрес: Владимирская область, город Вязники, улица Мочалова, д. 2.

1626 г. Челобитная Вязниковской слободы Покровского попа Лукьяна Ондреева на товарища ево попа Федора Яковлева.
«Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и Великому Господину Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии бьет челом и являет Богомолец ваш Государевой Володимерского уезду, Ярополческие волости, Вязниковские слободки, Покровский поп Лукоянище Ондреев тое ж слободки на товарища своего на Покровского ж попа Федора, Яковлева сына, в том, что меня Вашего Государского Богомольца бранит и оглашает не подобными делы и называет вором, татем и разбойником и взводит на меня иныя не подобныя дела, и тем меня гоняет напрасно, отживаючи меня от Вашего Государева Богомолья - от церкви. Да тот же, государь, поп Федор как приехал с Москвы, и в те поры была моя неделя служити, и он целовальнику Федору ключей церковных давати не велел, и как я, Государи, отслужил свою неделю, и он поп Федор те ключи церковные взял к себе и отдал пономарю, а меня Богомольца Вашего пономарю слушати не велел ни в чем в церковной службе, - да тот же, Государи, поп Федор держит у себя племянника своего родом Тимошку Иванова, и тот племянник его подломал было ящик церковный казенный с деньгами Пречистыя Богородицы, а владеет он поп Федор всею церковной, казною, - да и тот же поп Федор крал твою Государеву казну Святительскую венешные деньги, и по извету Богоявленского попа Алексея те твои Государевы Святительские деньги на том попе Федоре доправлены, а мне подле ево, в ево воровстве, стало убытку: на Москве два рубли четыре алтына полторы деньги, - да тот же поп Федор на меня Богомольца Вашего, и впредь похвалился и на женишку мою и на детишек своим умышленьем, всякими лихими делы, и продажами и поклепом - и что, Государи, учинитца мне и женишке моей и детишкам моим впредь на домишке моем, или на дороге от тово попа Федора и мне бы Вашему Государей Богомольцу в конец не погибнуть, а окромя, Государи, тово попа Федора недруга к себе инова никово ничем не ведаю. Милосердный Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович всея Русии и Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии, пожалуйте меня своево Государского Богомольца, велите мое челобитье и явку записать, смилуйтеся пожалуйте».
На обороте столбца написано: «дана явка Октября в 12 день нынешнего 135-го году».
/На сайте «БЫЛОЕ» размещено по сборнику: Л.И. Аносов «Ярополч Залесский и Вязниковский край в документах». Вязники. 1985–2005 гг./

На средства купца Василия Иустиновича Водовозова была выстроена каменная кладбищенская церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта новая кирпичная церковь была освящена в 1806 году.

В ноябре 1864 г. по желанию граждан, при этой церкви был открыт особый причт, но в январе 1868 г. за переведением священника в Ярополч, снова закрыт.
5 мая 1865 г. преподано благословение Его Преосвященства церковному старосте г. Вязников Покровской кладбищенской церкви, Вязниковскому мещанину Федору Лисину за усердную службу в сей должности.
В 1867 г. потом. поч. гражданин Вязниковский 1-й гильдии купец Иосиф Иосифович Сеньков, пожертвовал в Покровскую церковь полное священническое и диаконское облачение, стоящие 600 руб., за это пожертвование Сенькова Епархиальное Начальство изъявило признательность.
18 декабря 1867 г. протоиерей с. Иванова Шуйского уезда Дмитрий Певницкий перемещен в г. Вязники к Казанскому собору на место умершего прот. Псальтова, на место же его священник Вязниковской Ярополческой Троицкой церкви Василий Богородский, а на место последнего тамошней Кладбищенской церкви Константин Веселовский с тем, чтобы Кладбищенская церковь по-прежнему была приписана к собору.

Престолов в церкви в кон. XIX века было три: главный в холодной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе тёплой - во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в правом приделе, а также во имя Иоанна Златоуста в левом приделе.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В церкви замечательно рукописное юсовое Евангелие в лист, писано крупными буквами. На заглавных листах каждого Евангелиста нарисованы золотом и красками узорчатые бордюры, первые буквы золотописные. Евангелие в медном окладе, который прежде был золоченый; обрез листов покрыт красной краской. Есть остатки подписи: «продалъ черный диаконъ, а взялъ за него 5 руб., черный диаконъ Фаддей своею рукою». Когда и кем приложено это Евангелие в Покровскую церковь, неизвестно. Хранился также в церкви небольшой Крест с частицами Св. мощей.
При церкви заводится библиотека с книгами религиозно-нравственного содержания (1892).
Земли для причта при церкви значилось три десятины.
Причт при церкви с 1886 г. состоял из священника и псаломщика. На содержание их получалось – процентов с причтового капитала (11200 руб.) – 448 руб. и от служб и требоисправлений до 400 руб. в год. Церковных домов для причта не было.
Прихода при церкви не было.

Кладбище обнесено каменной оградой.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 8-го ноября 1890 г. преподано благословение Святейшего Синода без грамоты церковному старосте Покровской гор. Вязников церкви вязниковскому купцу Ивану Порошину, за пожертвование на ремонтировку теплого придела приходской церкви 300 рублей.
Определен псаломщиком студент духовной семинарии Василий Скипетров 5-го сентября 1891 г. к Покровской Кладбищенской гор. Вязников церкви. Василий Павлов Скипетров; диаконский сын, окончивший курс во Владимирской Духовной Семинарии по 1-му разряду с званием Студента. С 14-го сентября 1891 г. занимается обучением детей Закону Божию в фабричном Сеньковском училище; а с 21 марта 1892 года и в городском приходском училище. 10 июня согласно прошению уволен от должности Псаломщика, а на его место того же числа перемещен псаломщик села Сеславского Петр Вигилянский.
Церковный староста Покровской Кладбищенской церкви Вязниковский купеческий сын Андриян Михайлович Барыбин (29 лет) состоит в должности с 18 марта 1892 года.
Священник Владимир Андреев Смиренин (в 1892 г. было 59 лет), дьяческий сын. По окончании курса наук во Владимирской Духовной Семинарии в 1856 году уволен с аттестатом 2 разряда. 17 ноября 1856 года Преосвященным Иустином посвящен в диакона к Христорождественской церкви села Лежнева, Ковровскаго уезда. 13 августа 1867 года Архиепископом Антонием посвящен во Священника к Успенской церкви села Шиморского, Меленковского уезда. С 1869 года проходил должность Законоучителя в Черновском сельском училище, и с ноября 1873 года должность Учителя и законоучителя в Шиморском училище, после чего в том же училище состоял Законоучителем до октября 1886 года. 5 ноября 1876 года за успешное обучение крестьянских детей награжден Архиепископом Антонием Набедренником, на что и имел свидетельство. В 1878 году Меленковским Училищным Советом объявлена ему благодарность за пожертвование 45 руб. на нужды училища. Того же 1878 года закрытой баллатировкой был избран на должность ведомственного Депутата, каковую проходил до июня месяца 1884 года, после чего резолюцией Архиепископа Феогноста возведен в звание Настоятеля Шиморского прихода, с поручением ему исправления должности Благочинного, а с 25 ноября того же года утвержден Благочинным, каковую и проходил по 6 февраля 1892 года, от которой и уволен согласно прошению. 20 апреля 1880 года за отлично усердное при отличном поведении прохождение возложенных на него должностей Всемилостивейшее награжден бархатною фиолетовою Скуфью, в удостоверение чего выдано свидетельство от 24 июня 1880 года за №8765-м; в 1881 году Архиепископом Феогностом преподано ему благословение Божие за труды по дознанию от 29 Марта за №1778-м и за ревностную и усердную службу по народному образованию, а так же и в 1882 году за весьма усердное преподавание Закона Божия в сельской школе; в 10/17 марта 1887 года св. синодом за отлично усердное при честном поведении прохождении должностей награжден Камилавкою, на что и выдано свидетельство от 13 Апреля того года за №3180; неоднократно получал благодарность и благословение Божие Архиепископа Феогноста за ведение внебогослужебных противораскольнических собеседований, с пропечатанием о сем в Епархиальных ведомостях; в 7 апреля 1891 года преподано ему благословение Божие и благодарность Архиепископа Феогноста за обращение заблудших на путь истины и за старание об утверждении православия в приходе, на что выдано свидетельство от 19 октября 1891 года за №9579-м.
Священник села Шиморского, Меленковского уезда, Владимир Смиренин 20 марта 1892 года перемещен в гор. Вязники к Покровской кладбищенской церкви, на что и выдан ему указ Владимирской Духовной Консистории от 26 марта того года за №2536.
В семействе у него: жена Надежда Иванова (57 лет), дети: Сергей (29 лет) состоит на должности лесничего по Казенному ведомству; Николай (28 лет) состоит диаконом при Иоанно-Предтеченской церкви в Нижнем Новгороде.
17 ноября 1906 г. исполнилось пятидесятилетие служения в священном сане священника Покровской Кладбищенской церкви г. Вязников Владимира Смиренина. В день юбилейного торжества в церкви была произнесена приветственная речь юбиляру о. Благочинным протоиереем Василием Орловым, в доме — сыном юбиляра управляющим имением С.В. Смиреннным. Сын о. Владимира при этом вручил отцу 2 свидетельства 4 % ренты на номинальную сумму в 200 р. с тем, чтобы эти деньги были переданы в Правление Владимирского дух. училища и %% с них выдавались по усмотрению Правления одному из бедных учеников, сыну псаломщика. Деньги эти вручены были о. Владимиром благочинному прот. В.М. Орлову для передачи в Правление училища при особом отношении, в котором юбиляр коснулся своей прежней жизни в училище и пояснил, почему сын его пожелал именно в такой форме отметить и увековечить пятидесятилетний юбилей служения своего отца.
«17 ноября 1906 г., в день 50 летнего юбилея моего служения в священном сане, пишет о. Благочинному юбиляр, сын мой управляющий удельным имением, коллежский ассесор, Сергей Владимирович Смирении, наслушавшись из млада моих рассказов о крайне бедственном моем положении при обучении во Владимирском духовном училище, а потом и в семинарии, вручил мне два свидетельства 4% государственной ренты, по 100 руб. каждое, а всего двести (200) рублей, с тем, чтобы я эту сумму препроводил в Правление Владимирского духовного училища, в котором я получил первоначальное образование и с тем условием, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а %% с оного выдавались по усмотрению Правления училища одному из бедных учеников, сыну псаломщика, того училища. Я знаю, как и помянутый мой сын, что жертвуемая эта сумма мала и ничтожна, а особенно в нынешнее время, но мною доселе не позабыты вопиющие нужды бедняков учеников, к числу коих принадлежал и я; так что не только рубль, но и мелкие монеты очень были дороги и ценны для многих паче тысящ злата и сребра; каковые бедняки, к горю и великой печали духовенства, имеются и в настоящее время. При этом вспоминается мне и то, что, получа отпуск из училища домой, с большим трудом, низкопоклонничеством и клятвою и едва не до залога последнего своего состояния: войлока и подушки, на которых опочивал, достанешь гривенник на дорогу, с которым и совершаешь пешком, с сумкой за плечами, немаленькую 97 верстную дорогу и при том с оторванным козырьком у картуза и в худых сапогах, в которые тотчас по выходе с квартиры попадала снежная вода (отпуск на Пасху). И вот, шествуя в таком-то растерзанном виде, еще издали слышишь журчание ручья снежной воды, и ничтоже сумняся, во всем своем дырявом наряде, перекрестясь, по пояс бредешь чрез воду, а затем бегом стремишься до ближайшего селения и на печку сушиться. И нужно наметить, что описанное не присказка н не сказка, а сущая быль. Из этой были я многое бы мог сказать печального, а пожалуй н невероятного в настоящее время, но я нахожу неуместным распространяться здесь о своем тяжелом положении, при котором я учился назад тому более 50 лет. Вот эти-то невзгоды и вопиющие нужды училищной моей жизни и понудили сына моего, самого многосемейного (7 человек детей), внести помянутую сумму и не от излишества своего, а в полной мере из сострадания к бедствующим». (В. Е. В. № 5-й. 1907).
К 6 мая 1913 г. пожалован в звание потомственного почетного гражданина – староста Покровской кладбищенской церкви гор. Вязников 2-й гильдии купец Адриан Барыбин.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Наступили тяжёлые времена для каждого верующего человека, и во время гонения на Церковь со стороны советской власти в конце 1930 года храм был закрыт. После закрытия здание храма было использовано в качестве склада зерна, подсобного помещения для хранения различных товаров торга, приёма стеклотары и к концу 80-го-дов XX века выглядело поруганным и разрушенным.


Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Впервые заговорили о Покровском Храме в начале 1989 года. Начиналась подготовка к 45-летию Великой победы, и в горисполкоме собрали совещание, которое должно было наметить план мероприятий, посвящённых этому событию. На совещании присутствовали представители горисполкома и представители Горкома КПСС во главе с секретарём по идеологии Мошновым А.В. Вела совещание Председатель горисполкома Котлова Р.А. Большой блок вопросов касался состояния Покровского воинского кладбища, которое находилось в весьма запущенном состоянии. Когда все вопросы по кладбищу были обсуждены и был составлен план восстановительных работ, инициатор его восстановления, в будущем Почётный гражданин города Г.С. Зудилов задал вопрос: «А что будем делать с Покровским храмом?». Храм представлял из себя картину полного запустения, здание было без окон и дверей. Лет 5 назад из него выехал ОРС леспромхоза, который использовал его под склады, оставив здание в безобразном виде. На совещании возникла полная тишина. Ни у кого не было никаких предложений.
Тогда Виноградов Е.М. сказал: «Как что? Надо отдавать его церкви». Наступила ещё более гнетущая тишина. Никто не ожидал подобного предложения, почти все, сидевшие за столом, были членами КПСС. Но и сказать что-то против никто не решился. Страна жила еще при власти КПСС и обсуждать такие вопросы, идущие вразрез с линией партии, было опасно. Выход из возникшей паузы нашла Котлова Р.А. Она быстро объявила совещание закрытым.
Эта информация видимо ушла в народ. Её продолжение случилось после того как осенью этого же года Виноградов Е.М. стал председателем горисполкома. К нему на приём пришла пожилая женщина с улицы им. Хорохонова Носова Нина Дмитриевна и сказала, что есть желание создать приходской совет по восстановлению Покровского Храма. Она уже успела поговорить с людьми, и желающие нашлись. Просила поддержать их и всячески помочь им силами власти.
- «Я смотрел на эту худенькую пожилую женщину со следами многочисленных жизненных переживаний на болезненного цвета лице и думал: «Что же толкает таких людей браться за работу без какой-либо базы помощи за спиной, без рубля и гвоздя в кармане?». Позднее я узнал, что она ещё тянула на себе взрослого сына-инвалида первой группы по психическому заболеванию. Как она всё это выдерживала, на чём держалась её воля, было трудно понять.
Ну поскольку её предложение совпадало с моим видением дальнейшей судьбы Покровского Храма я дал обещание Нине Дмитриевне помочь их будущей общине в их богоугодном деле. Вспомнил я при этом и слова Архиепископа Валентина о единственном человеке, которого достаточно для начала восстановления Храма» (Виноградов Е.М. ВЯЗНИКОВСКИЕ ХРАМЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. - г. Вязники.- 2019 г.).
В 1989 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина было проведено собрание окрестных жителей во главе с Н.Д. Носовой и Г.С. Зудиловым об открытии храма, составлена община религиозного общества в количестве 36 человек.



Иконы на западном фасаде церкви Покрова Пресвятой Богородицы


Носова Н.Д. энергично взялась за дело. У неё сначала не оказалось какого-либо серьёзного спонсора. Да и зачем он ей был нужен если ей взялся помогать сам Председатель Горисполкома. Она чистосердечно верила, что власть может всё. Приходила она в кабинет Председателя Горисполкома как на работу, чуть ли не ежедневно и просила, просила, просила. Стараниями верующих и настоятеля прихода отца Святослава при поддержке главы администрации г. Вязники Е.М. Виноградова в храме были произведены первые восстановительные работы. Е.М. Виноградов занимался поисками стройматериалов, рабочей силы, различных механизмов. Промышленные предприятия, различные службы с пониманием относились к просьбам в этом новом для всех деле. Работы были завершены к концу 1990 года.
Центральный престол был вновь освящен 21 ноября 1991 года. На открытии храма побывал и секретарь ещё действующего ГК КПСС Мошнов А.В.
У Храма стали постепенно появляться спонсоры, в нём постоянно велись работы по его благоустройству и украшению. Вязниковец А.Н. Фролов подарил храму звонницу.
Так Покровский Храм стал первым Храмом Вязников, восстановленным из небытия, а община церкви стала жить духовной жизнью.


Участникам Бородинской битвы 1812 г. на Покровском кладбище.

В Вязниках на Покровском кладбище установлен белый обелиск, надпись на котором гласит: «Вечная слава вязниковцам, скончавшимся от ран и погибшим в боях с наполеоновским и захватчиками на Бородинском поле 1812 года».
Когда был установлен обелиск неизвестно, но предполагают, что в 1962 году в рамках празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года. В 1989-1991 гг. он был отремонтирован.
В пользу версии о захоронении на Покровском кладбище погибших участников Бородинского сражения может говорить лишь факт существования в 30-е гг. XX в. нескольких могил и надгробий, относящихся к началу XIX в. Не так давно были установлены имена двоих участников Бородинского сражения, захороненных на Покровском кладбище. Это рядовой Владимир Никитин и офицер Александр Страдинов.

ВЯЗНИКОВСКОЕ РАЙОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО" действует с 1 октября 1998 г.
Исполняющий обязанности председателя совета Мустафин Нурхамад Ахметович.
Адрес: город Вязники, улица Мочалова, д. 2.

Церковь Иоанна Златоуста при Рождественской богадельне

Адрес: г. Вязники, Благовещенская улица.
Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот была устроена в 1870 году на средства члена Св. Синода протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского.

Церковь при богадельне была освящена в 1883 г.
Престол в церкви был один – во имя св. Иоанна Златоуста.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
При церкви имелся особый священник и псаломщик. Священник получал от совета богадельни 150 руб. в год, квартиру и стол; псаломщик 36 руб. от церкви. Кроме этого, от служб и требоисправлений получалось до 160 руб. в год.
Прихода при церкви не было.

Храм-часовня на городском кладбище


Храм-часовня на городском кладбище

Церковь Иннокентия, митрополита Московского

См. Церковь Иннокентия, митрополита Московского
Адрес: мкрн. Нововязники, ул.1-я Шоссейная, д. 6а
Церковь действует.
Престол: Иннокентия, митрополита Московского.
Год постройки: между приблизительно 2005 г. и приблизительно 2007 г.
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня
Церковь Александра Невского при Вязниковской тюрьме
Город Вязники
Категория: Вязники | Добавил: Николай (30.07.2016)
Просмотров: 2639 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru