Рождественская богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот в гор. Вязниках Присутствующий в Святейшем Синоде, придворный протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский возымел усердие учредить на собственный счет богадельню для призрения священно-церковно-служительских вдов и сирот в городе Вязниках, близ своей родины – Богоявленского Погоста. Заявив об этом желании своем Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому, благотворитель назначил на приобретении здания для богадельни пять тысяч рублей серебром с тем, чтобы купчая крепость была совершена на имя Владимирского Духовного Попечительства. Вследствие сего Высокопреосвященнейшим поручено было протоиерею местного собора Д.Ф. Певницкому, вместе с священником Флегонтом Лавровым приискать в городе Вязниках для покупки каменный дом, удобный для помещения богадельни. Но каменного дома в Вязниках не нашлось в продаже; а потому и приторгован был дом деревянный, принадлежащий купцу Калелейкину, за 3000 руб. серебром. 28 марта 1870-го года последовало Высочайшее соизволение на укрепление этого дома за Духовным Попечительством; причем Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно написать на всеподданнейшем докладе Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода: «согласенъ и благодарить Рождественскаго». 7 мая была совершена купчая крепость на покупку дома для богадельни.
1 июня 1870 г. последовало открытие богадельни. К этому времени прибыл в Вязники Архипастырь, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Владимирский. По окончании литургии в градском соборе, совершенной Владыкой, открылось шествие, со святыми иконами, всего градского духовенства к зданию богадельни и при входе в оную встречено было самим Владыкою. Затем Владыка в сослужении всего духовенства, при многолюдном стечении народа, наполнявшего не только все помещение богадельни, но и двор и все пространство улицы против нее, совершил молебствие Спасителю и Божией Матери с водоосвящением и окропил святой водой все комнаты богадельни. После сего священником Флегонтом Лавровым, определенным на должность попечителя ново-учрежденной богадельни, произнесена была следующая речь:
«Почтенное Собрание! В настоящие минуты мы предстоим и молимся не в доме роскоши и богатства, но в доме милосердия, устроенном для призрения, гонимых бедностью и нищетой, вдов и сирот духовного звания. Бедность и нищета есть зло для всякого человека и зло немалое. Но из всех сословий едва ли кого так сильно преследует бедность, как вдов и сирот служителей церкви. Благородное сословие оставляет своим вдовам и сиротам недвижимые имущества, сословие торгующих – капиталы, землевладельцы – дома, усадьбы и возделанные земли: а служители церкви, вполне преданные своему священному долгу, что могут скопить и передать осиротевшим своим семействам? Духовенство, за не многими исключениями, положительных средств к своему содержанию не имеет; главный источник его содержания – доброхотные жертвы. Но кто не знает, в какой они находятся зависимости от переменчивого усердия прихожан. Которые по нужде и произволу нередко сокращают их, не взирая на возрастающие нужды служителя церкви?.. Служители церкви доброхотными жертвами должны пропитывать себя и свои семейства, строить, поддерживать свои дома, устроят дочерей и последние средства свои истощат на содержание в учебных заведениях своих сыновей. От милостыни, раздробляемой на столько нужд, служителю церкви трудно уберечь какие-либо крохи для семейства, в случае своей смерти. Вдовы и сироты духовного звания не только не наследуют от своих умерших мужей и отцов насущного хлеба,- но даже и земли, на которой был построен родной их дом; и она по закону должна перейти к состоящему на действительной службе священно-церковно-служителю. При старом порядке вещей, когда дозволялась сдача и утверждение за сиротами священно и церковно-служительских мест, этим снисхождением много облегчалось сиротское горе; теперь наступил новый порядок, вполне справедливый и во многих отношениях благодетельный, но крайне не выгодный для существующих сирот тем, что воспрещая для них сдачу и утверждение мест, лишает их возможности удержать даже землю под родным своим домом и оставляет их и без наследственного хлеба, и без крова. Для облегчения бедственного положения вдов и сирот духовенства в настоящее время, трудно найти средство более разумное и вполне соответствующее цели, как устройство для них Богоугодного, совокупного жительства. По милости Божией, для призрения вашего, вдовы и сироты, оно здесь устроено: да узрят нищии и возвеселятся, да взыщут Бога и жива будет душа их. Слово Божие учит: истинная вдовица и одинокая уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь (1 Тим. V, 5). Докажите же своим кротким и Богобоязненным поведением, что вы стоите этого дара милосердия Божия; горяча и усердна должна быть ваша молитва за незабвенного учредителя сего тихого и спокойного пристанища, сего не тесного и не бедного крова, а также за попечительное начальство и за всех состраждущих вашей бедности. Любовь к ближним и сострадание к бедным, доказываемое самым делом, необходимы для христианина. Благотворения и общения не забывайте, говорит Апостол христианам из Иудеев, таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. XIII, 16). Без любви к ближним, без благотворительности бедным, какие бы мы ни приносили жертвы Богу, для нас не возможно душевное спасение; блаженни милостви яко тии помиловании будут. Будем надеяться, что благотворительность христианская, положившая основание сему приюту, а может быть и благотворительность других лиц, не замедлят развиться к полному упрочнению и расширению сего приюта, что он будет началом и образцом для других подобных приютов бедности в пределах наших, во славу Божию и для блага наших ближних».
По окончании речи возглашено было протодиаконом многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Антонию и учредителю богадельни. После сего Владыка благословил святым крестом и окропил святою водою сирот, принятых для призрения в богадельню. Высокое благотворение, оказанное к бедствующей братии родного края досточтимым учредителем покойного и удобного приюта. Внимание к новоучреждаемому заведению со стороны Архипастыря, почтившего своим присутствием открытие его, речь произнесенная попечителем богадельни, вполне соответствовавшая общему настроению собрания, производили на всех глубоко-трогательное впечатление. Не только призреваемые сироты, но и посторонние, сочувствующие доброму делу, молились за незабвенного благодетеля с искренним усердием и непритворными слезами благодарности. По совершении освящения богадельни, старостой Вязниковского Казанского собора купцом Михаилом Григорьевичем Таракановым предложен был в доме его обеденный стол, на котором возглашен был тост и за здоровье виновника торжества – учредителя богадельни. Для призреваемых же в самом здании богадельни приготовлена была скромная трапеза. Почтенный староста, желая выразить свое сочувствие к положению вдов и сирот духовного звания, изъявил усердие пожертвовать из собственных средств в пользу ново-учрежденной богадельни 300 руб. серебром.
Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот, учрежденная о. Протоиереем И.В. Рождественским, по своему устройству и удобствам, какие будут представлены в ней призреваемых, бесспорно есть первое из таковых заведений в нашей епархии. Сколько нам известно, лучшей из богаделен для сирот духовного звания доселе была Бабуринская, названная так по имени учредителя ее, купца Никандра Александровича Бабурина, в селе Иванове Шуйского уезда, при Покровской церкви. Призреваемые в ней сироты пользуются, сверх помещения, еще отоплением и денежным пособием от 2 до 4 руб. серебром в год из процентов с капитала в 1300 руб. серебром, пожертвованного Ивановским купечеством и состоящего в 4 % государственном банком непрерывно-доходном билете. Богадельня И.В. Рождественского, кроме помещения и отопления, представляет сиротам самое необходимое. На отопление и освещение вместе с ремонтом дома даны будут учредителем средства – именно 3000 руб. серебром в 6 % билетах государственной комиссии погашения долгов. На пищу же, по распоряжению Архипастыря, будет выдаваемо вспоможение из сумм Духовного Попечительства, смотря по средствам его в тот или другой год. Сверх того, каждая призреваемая получает от богадельни кровать железную с тиковым матрасом, байковым одеялом и кожаной подушкой. Приготовлена для сирот и приличная мебель – столы, табуреты и гардеробы. Самое помещение светлое и просторное. Из деревянных домов, как по внутреннему расположению его и чистоте отделки, так и по наружному виду это один из лучших домов в городе. Он построен хотя и давно, но около 4-х лет назад обновлен и приведен в отличный вид, а в 1868 году внутри опять отделан заново, и находится на лучшей улице в городе (Благовещенской). В доме имеется 6 комнат, из которых 3 выходят окнами на улицу и 3 на двор; те и другие отделены теплым широким коридором. Сверх того в мезонине 2 просторные комнаты, каждая в 3 окна; одна также выходит на улицу, другая во двор. В мезонин ведет витая удобная лестница из коридора. Все комнаты в доме оштукатурены и оклеены шпалером. Двери дубовые, полированные; рамы также дубовые в три стекла; самые стекла в главных комнатах бёмские двойные, печи изразцовые; полы окрашены под парке. Весь дом обшит тесом и окрашен масляной краской кофейного цвета; крыт железом. С обеих сторон дома парадные крыльца; главное из них покрыто железным навесом, поддерживаемом двумя чугунными столбами.
Вновь открытая богадельня далеко не похожа на заведения этого рода, существующие в наших местах. Многие из них слишком неопрятны так, что иные, не имев случая видеть благоустроенных богаделен, по этим образцам представляют богадельню не иначе, как заведением, в котором неизбежны грязь и нечистота. Такие отзывы приходилось и нам слышать неоднократно. Многие в Вязниках высказывали суждение, что напрасно приобретается для богадельни дом, отделанный так изящно и при этом сожалели, что эта отделка останется не надолго, что скоро нельзя будет и узнать прежнего дома и проч. На это между прочим заметим: ужели для сирот, удостоенных призрения в богадельне, будет излишним приют светлый, покойный, устроенный с удобством и чисто отделанный? Напротив для них-то, быть может, это более необходимо, чем сколько думают. Если несомненно, что светлая обстановка и удобства помещения вообще действуют благоприятно на расположение духа, то можно судить, как это важно для людей, убитых несчастиями жизни! Пусть же сироты, призренные в таком покойном и светлом приюте, найдут здесь отраду в своих скорбях и, хотя сколько-нибудь, забудут свое сиротство и убожество. Но этого-то и не может доставить богадельня, убогая и неопрятная. Напротив, она непрестанно напоминала бы призреваемым в ней об их горьком положении. Что же касается до опасения, что здание богадельни будет содержаться неопрятно, то можем уверить, что это опасение напрасно. Заведение всегда может содержаться в чистоте и опрятности, потому что в средствах к тому недостатка не будет.
В дополнение к описанию новоучрежденного заведения прибавим еще следующее: при здании богадельни имеются две кухни, одна каменная – под домом, другая деревянная на дворе, в отдельном флигеле, все необходимое надворное строение и огород, в котором будут разводиться овощи для употребления сиротам. Все пространство земли занимаемой домом, надворным строением и огородом в длину 30 сажен, в ширину 13 саж. Сам дом имеет как в длину, так и ширину 7 сажен. В богадельне может поместиться без стеснения до 25-ти человек. Согласно воле учредителя: 1) в ней будут призреваемы только лица женского пола; но до определения в училище или до 10-ти летнего возраста при матерях могут жить и дети мужского пола; 2) Богадельня находится в зависимости от Епархиального Преосвященного и Духовного Попечительства, особенно относительно выбора и определения лиц, их числа и главного надзора за ними; 3) Ближайшее же заведывание богадельнею и попечение об ее нравственном и материальном состоянии возложено на священника Вязниковского Казанского собора Флегонта Лаврова (ум. 1889 г.), при совещательно голосе в случае каких-либо недоумений местного протоиерея Певницкого; 4) В здании богадельни ежегодно имеет быть совершаемо молебствие о здравии учредителя ее в день его рождения или именин и в день открытия богадельни.
Приняты на жительство в новооткрытую богадельню следующие лица: города Владимира Борисоглебской церкви вдова священника Марья Павлова Сиротинская, 63-х лет; города Вязников Казанского собора вдова диакона Прасковья Васильевна Спасокукоцкая, 50 лет; села Станков бывшего пономаря вдова Анна Викторовна Ильинская 39 лет, при ней 4 детей не совершенно-летних; Муромского уезда Борисоглебского погоста заштатный диакон Иван Степанов Оранский 68 лет: жена его Александра Федорова 66 лет, при них 3 совершеннолетние дочери. Диакон Оранский помещен в богадельне в качестве надзирателя за домом, без всякого особенного за то вознаграждения…
Участие досточтимого о. протоиерея Иоанна Васильевича в положении бедного духовенства своей родины известно было и до сего времени по тем пожертвованиям, которыми ежегодно пользуются сироты, обучающиеся во Владимирской Семинарии и женском Епархиальном училище; а потому Владимирское духовенство издавна привыкло относиться к нему с особенным уважением и сочувствием. Учреждение богадельни есть новое благодеяние его к бедствующей братии, столько важное, что оно без сомнения сохранит навсегда, из рода в род, имя благотворителя в благодарной и молитвенной памяти служителей церкви не только здешней местности, но и всей Владимирской Епархии. Дай Бог, чтобы редкий пример благотворительности Иоанна Васильевича нашел достойных подражателей, чтобы места призрения умножались не только для вдов и сирот духовного звания, но и для самих престарелых и немощных служителей церкви и для страждущих из всех классов общества, чтобы хотя дети или внуки наши дожили до того желанного времени, когда в каждом приходе, на всем пространстве обширного отечества нашего, будут устроены, в размерах соответственных потребности, приюты, богадельни и лечебницы. Прот. Д. П-кий.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 12 (15 июня, 1870 г.).
Благотворительная деятельность протоиерея И.В. Рождественского в Вязниках Корреспонд. «Голоса» сообщает следующие известия из Вязников, Владимирской губ. В июле 1880 г. Вязники посетил протоиерей малой церкви зимнего дворца, Иоанн Васильевич Рождественский, уроженец погоста Богоявленского, Вязниковского уезда. Сколько известно, цель поездки о. протоиерея заключалась в том, чтоб лично осмотреть предположенный к покупке огромный каменный двухэтажный дом под помещение богадельни для духовенства. Слишком десять лет назад, как на средства о. протоиерея куплен превосходный деревянный дом для той же цели и вскоре тогда сформировался комплект призреваемых в числе около 25-ти человек, исключительно вдов и сирот духовенства. После того с каждым годом средства богадельни о. протоиереем были увеличиваемы, и вот, наконец, у него созрела мысль увеличить комплект призреваемых, как слышно, слишком на 60 человек, для чего потребовалось и помещение, более обширное. Таким образом, наше сиротствующее епархиальное духовенство н исключительно вдовы и сироты в лице п. Протоиерея Рождественского нашли редкого благотворителя, так как призреваемые в богадельне достаточно обеспечены полным содержанием. Слышно, что при богадельне будет устроена и церковь. При настоящем положении духовенства, когда, после сокращения причтов и приходов, осталось множество сирот совершенно бесприютных, которые прежде ютились около своих родственников, состоявших на службе, богадельня о. протоиерея Рождественского имеет громадное благотворительное значение и составляет, едва ли, не единственное в этом роде учреждение в России. Владимирская епархия и семинария много дали нашему отечеству людей высокого образования, прежде занимавших и теперь занимающих видные места в служебной иерархии, но еще никто из них так благородно и щедро не распорядился своими материальными средствами на пользу ближних, как маститый о. протоиерей И. В. Рождественский. («Моск. Церк. Вед.» № 33-й, за 1880 г.).
Богадельня вошла в ведение епархиального попечительства. Содержалась на % с капитала в 38000 руб., пожертвованного смотрителем богадельни протоиереем Рождественским.
«Духовная Рождественская богадельня. Попечитель – о. протоиерей С.-Петербургской Владимирской церкви Леонид Никандрович Павловский. Совет богадельни: свящ. Андрей Яковлевич Розанов; свящ. Константин Александрович Веселовский; свящ. Иоанн Васильевич Крылов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891)
В 1899 году: «Председатель совета – прот. Нарбеков Михаил Ксенофонтович. Члены: Протоиерей Константин Александрович Веселовский; свящ. Иван Александрович Гусев; свящ. Александр Ильич Вознесенский».
В богадельне в 1897 г. было 49 вдов и девиц и 3 малолетних.
В 1903 г. призревалось 50 муж. и 10 жен. В ведении заштатного протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова.
Церковь при богадельне св. Иоанна Златоуста Церковь при богадельне была освящена в 1883 г. Престол в церкви был один – во имя св. Иоанна Златоуста. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. При церкви имелся особый священник и псаломщик. Священник получал от совета богадельни 150 руб. в год, квартиру и стол; псаломщик 36 руб. от церкви. Кроме этого, от служб и требоисправлений получалось до 160 руб. в год. Прихода при церкви не было.
Слово при освящении церкви в богадельне для вдов и сирот духовного звания, произнесенное в гор. Вязниках Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским 7 августа 1883 года
Положение вдовствующих и сиротствующих лиц духовного звания нередко бывает крайне тяжело и горестно. Служители алтаря Господня, пользуясь во время жизни весьма скудными средствами содержания, едва достаточными для удовлетворения жизненным их потребностям, по смерти своей, не редко оставляют свои семейства совершенно необеспеченными в средствах содержания. Трудно и описать, как иногда бедствуют вдовы и сироты, остающиеся после лиц духовного звания. Это глубоко знал и понимал в Боге почивший, приснопамятный отец протоиерей Иоанн. Проникнутый христианскою любовью к неимущим и бедствующим ближним — особенно своего духовного звания, и горячо сочувствовавший горестному положению их, он возымел святое намерение на ниспосланные ему милостью Божией за его неусыпные и разнообразные труды средства обеспечить помещением и содержанием, по крайней мере, несколько вдовствующих и сиротствующих лиц духовного звания. И вот теперь мы видим полное осуществление его святого намерения. На средства, данные отцом протоиереем еще при жизни, устроен поместительный, прочный и удобный дом призрения для вдов и сирот духовного звания. Назначив еще при жизни некоторые средства на содержание призреваемых в богадельне, он не забыл их и на смертном одре, и — завещал в пользу их новые весьма значительные средства. А, так как лица, призреваемые здесь, остались после служителей алтаря Господня, родились и воспитались большей частью под сенью св. храмов, и так как храм Божий должен составлять первую потребность и главное утешение для них; то в сем доме призрения на средства основатели его устроен храм, который ныне и освящен благодатью Божией. Сотвори, Господи, вечную память любвеобильному и многопопечительному о нуждах бедствующих ближних, почившему протоиерею Иоанну, и даруй ему обильное причастие вечных и неизреченных благ за великое дело благотворения, предпринятое им и ныне окончательно осуществленное на его средства! Самое дело благотворения, совершенное в Боге почившим отцом протоиереем, заслуживает особенного внимания и достойно подражания. Дела милосердия, или благотворения неимущим и бедствующим нашим ближним — это долг всякого христианина. Они составляют самое лучшее, самое угодное Господу проявление той святой любви к ближним, заповедь о которой вместе с любовью к Богу есть первая и большая в Законе. Обязанность благотворить понимает и чувствует в сердце своем всякий добрый христианин. Но мы, обыкновенно, оказываем благотворения неимущим и бедствующим — каждому отдельно, и притом в самых незначительных размерах, так что они никогда не сознают себя обеспеченными в содержании, и, употребивши на свое содержание в известный день полученные ими благотворения, на другой день должны снова идти искать благотворителей и обращаться к ним за милостыней. Понятно, что положение неимущих и бедствующих, несмотря на то, что добрые христиане не оставляют их своими благотворениями, бывает крайне тяжело. Жизнь их проходит в искании благотворителей и хождении за милостынею. Они чужды бывают самого вожделенного человеческого блага — спокойствия, не имеют времени заняться теми трудами, к которым способны, не могут исполнять весьма многих обязанностей своих по отношению к церкви, к ближним, к своим семействам и к собственной своей душе. Вот почему в Боге почивший отец протоиерей возымел святое желание и постарался вполне обеспечить средствами содержания хотя несколько вдовствующих и сиротствующих духовного звания, которым, как происходящим от достойных всякого почтения служителей алтаря Господня, особенно неуместно ходить за милостыней. Такой род благотворительности, пример которой показал в Боге почивший о. протоиерей, вполне сообразен с заповедью Божией, по которой мы должны любить ближних, как самих себя, и с самым свойством христианской любви, которая жаждет сделать, сколько возможно, более добра ближним, и достоин общего подражания. Всякому доброму и сердобольному христианину, которому Господь посылает обильные жизненные средства, следовало бы стремиться к возможному обеспечению средствами жизни хотя нескольких бедствующих ближних. Это, скажут, возможно только для весьма немногих из христиан. Совершенно справедливо, ответим мы; но то, что весьма трудно для одного христианина, то легко и удобно для многих христиан. Если бы усердствующие к неимущим и бедствующим ближним соединялись между собою и совокупляли свои средства, назначенные ими на дела благотворения, если бы таким образом составлялись общества благотворительности, то подобные общества могли бы обеспечивать средствами содержания многих неимущих и бедствующих лиц. Примеры таких обществ и существуют, но преимущественно только в больших и богатых городах. Если бы общества благотворительные проникли и в малые города и села, то они могли бы принести такую пользу неимущим и бедствующим, какой теперь мы и вообразить не можем. Но обратимся к первому и главному предмету нынешнего нашего торжества, — к храму Божию, ныне освященному. Для вас, призреваемые в сем доме, главным образом устроен храм, освящение которого мы ныне торжествуем. Ходите же в него всякий раз, когда будет совершаться в нем богослужение, с готовностью и духовным веселием. Для вас, испытавших тяжкие скорби в жизни и до сих пор носящих в сердце своем грусть вдовства и сиротства, должно быть лучшим утешением и первым наслаждением посещать столь близкий к вам храм Божий, чтобы здесь предстать лицу Божию, исповедать пред Господом ваши скорби и нужды, излить пред Ним чувства веры, надежды и любви. Стойте и пребывайте в храме благоговейно и внимательно. Помните, что в храме Господь особенно присутствует своею благодатью, что Он взирает на вас, читает в ваших сердцах, и бойтесь прогневлять Его в храме житейскими заботами и думами о чем-либо земном. У вас не может и не должно быть столько житейских забот, сколько у людей, имеющих свои дома, обязанных житейскими и общественными делами. Поэтому, если кому, то вам грешно во храме Божием предаваться каким-либо земным помышлениям и житейским заботам, и забывать о Господе. Старайтесь во храме со всем усердием молиться Господу. Молитва в храме может быть сильнее и действеннее молитвы домашней. Здесь молитва ваша освящается и очищается благодатью Св. Духа, особенно действующею в храме. Здесь она соединяется с бескровною жертвою и в благоухании ее возносится на небо. Молитесь Господу о спасении вашем, о прощении ваших грехов, о благодатном содействии вам преуспевать в добродетелях, о здравии и спасении ближних и о вечном упокоении раба Божия протоиерея Иоанна, устроившего для вас дом призрения и обеспечившего вас средствами содержания. Надеемся, что и обитатели града сего отнесутся с сочувственною радостью к устройству и освящению храма сего, в котором будут возноситься молитвы о мире всего мира и о благосостоянии града сего, будет приноситься бескровная жертва о здравии и спасении как всех православных христиан, так и в частности здешних граждан. И да не оставят они своим усердием и попечением вместе с другими градскими храмами и сего малого храма Божия! Аминь.Рождественская Вязниковская богадельня и освящение в ней храма
В числе многих, в недавнее последнее время почивших высоких лиц нашей Церкви и нашего Отечества, Владимирская Епархия с особым чувством и правом оплакала смерть приснопамятного о. Протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского, своего земляка, скончавшегося 10-го октября 1882 года. В нем, как писало нам, по случаю смерти его, одно солидно служащее в Св. Синоде лицо, если все белое духовенство наше лишилось в своих нуждах опытнейшего ходатая, то Владимирское — любвеобильнейшего, во всяком добром деле, руководителя и пособника. При всей своей многосложной и многотрудной службе Иоанн Васильевич находил возможность бывать на несколько дней и на своей родине. Отдохнуть, и, так сказать, по-детски хотелось ему подумать и почувствовать здесь. Но разные представления, просьбы законные и незаконные, лезущая всегда к нему беднота стесняли его и на родине. И он порадуется, бывало, на хорошее житье одних своих земляков, глубоко погорюет с бедным житьем других, и поможет им, укорит неразумного, могущего быть благоразумным, пожурит забывшегося, погрозится крепко на сутягу и нетрезвого, а поедет, как и приехал, не высящимся каким либо лицом, а простейшим земляком, все знающим и помнящим, нашим Иоанном Васильевичем. И при кончине своей, среди многочисленных, как оказывается, благодеяний разным лицам, местам и учреждениям, и духовного и светского ведомства нам землякам Иоанн Васильевич оказал особую любовь и память. Учредивши четыре стипендии в нашем Епархиальном женском Училище и еще вторую при нашей духовной Семинарии, он закрепил пожертвованием 30 000 руб. существование на вечное время основанной им в Вязниках в 1869 году богадельни для вдов и сирот духовного звания. В ноябре 1868 г. о. Иоанн Васильевич писал местному Преосвященному, что он предположил учредить в гор. Вязниках, близь своей родины (пог. Богоявленский, в 17 верстах от Вязников), богадельню для бедных вдов и сирот духовного звания. Первые предположения учредителя были следующие: 1) купить на его средства в гор. Вязниках дом; 2) купчую совершить на имя Владимирского духовного Попечительства; 3) на первый раз дать приют для 10 — 12 лиц вдов и сирот; 4) до определения в Училище, или до 10 л. возраста при матерях жить и детям мужеского пола; 5) содержание призреваемых, до времени, должно быть от их собственных трудов, при пособия Попечительства, — но отопление дома, освещение и ремонт на средства учредителя, которым тогда же на покупку дома было дано 5 000 руб. Дом был куплен на большой Благовещенской, гор. Вязников, улице, надлежащим образом он приспособлен для цели призрения. Богадельня открыта, и в 1871 году учредителем на содержание ее отпущено еще 4 000 руб. На первый раз в богадельне получили приют 13 человек; но уже в 1873 г. призреваемых стало 28, богадельня в тогдашнем ее виде стала тесна, и так как вначале куплен был для нее дом деревянный, с течением времени требовавший большого ремонта, то учредитель задумал построить на месте старого и тесного дома новый каменный, при чем, чтобы иметь простор для постройки каменного обширного дома, и обеспечить его усадьбой, куплен был соседний с богадельней дом, и по сломке постепенно того и другого дома в 1881 г., когда в богадельне жило уже 34 человека, приступлено было к постройке нового каменного дома, на что в том же году отпущено учредителем 5 000 руб. и в 1882 г. 3 000 р.; к ним прибавились еще деньги, вырученные по продаже прежде бывших домов. Постройка для богадельни нового каменного дома Епархиальным Начальством была поручена особому Комитету, составленному из постоянно трудившегося по учреждению и устройству богадельни, со времени основания ее, Вязниковского о. протоиерея Ф. И. Лаврова, имевшего особое доверие от учредителя, и игумена Вязниковского монастыря о. Германа с священником М. Нарбековым. Комитет видимо энергически и толково вел постройку. В 1882 году было готово двух-этажное здание для богадельни в 8 саж. длины, по улице, и в 11 саж. ширины, в котором для помещения призреваемых, при значительно обширном коридоре, устроено 9 просторных, высоких и светлых комнат и особая кухня. Сверх того, здесь же — в верхнем этаже, особым попечением Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, согласно известной ему мысли учредителя богадельни, устроена и домовая церковь в честь святителя Иоанна Златоуста, которому учредитель был тезоименит. В общем и в частностях в настоящем своем виде Рождественская Вязниковская богадельня представляет собою одно из лучших в Вязниках зданий и своей цели отвечает как нельзя более. Жаль, что Господь не судил учредителю богадельни дожить до такого обширного и основательного устройства его благого дела, к которому он прилагал свои заботы и средства в течение 14 лет. Но и по смерти своего учредителя богадельня не осталась без его попечения, так как на содержание ее им завещан на вечное время капитал в 30 000 руб., и сверх сего его душеприкащиком С.- Петербургским о. протоиереем Л. А. Павловским выслано в богадельню: 1000 руб. на церковный иконостас, в 3-х экземплярах богатая ризница и другие св. одежды, а также серебро-позлащенная высокой работы священная утварь. Открытие богадельни в новом здании и освящение в ней церкви происходило 7 августа и совершено было Высокопреосвященнейшим Архипастырем Феогностом, нарочито отправлявшимся для сего в Вязники, несмотря на крайне неудобное для поездки туда по железной дороге из Владимира ночное время. В 4 часу утра Архипастырь прибыл в Вязники с кафедральным о. протоиереем М.И. Жудро, протоиереем А.И. Сервицким и с небольшим количеством певчих. Кто сумел, успел отдохнуть до времени службы, — нам же, по беглом осмотре богадельни, захотелось пройти по городу, и — недаром. 7 числа — в Воскресенье — в Вязниках базарный день; не диво было увидеть на базаре рыбу, которая в р. Клязьме при Вязниках обыкновенно успешно ловится, — но стало для нашего времени в своем роде дивом, когда, прошедши все базарные ряды, мы не увидали на базаре ни одной рыбки. Дело объяснилось тем, что теперь Успенский пост и рыбу на базаре не продают. Добронравные, подумалось нам, Вязники, хотя и не хорошо в них то, что держат базары по воскресным дням. Но все Вязники или Вязниковцы сказались уже вполне светлым утром, когда наступило время богослужения Владыки. От Благовещенского монастыря, в котором Владыка имел пребывание, и до здания богадельни, в которой имели совершиться освящение храма и за тем Литургия, все пространство большой Благовещенской улицы было усеяно народом, поистине благоговейно дожидавшимся приезда Владыки в богадельню, а в самой богадельне, не только церковь, но и каждое мало-мальски удобное местечко, были заняты молящимися. Освящение храма имело ту особую торжественность, что св. мощи были поставлены в соборе и за ними в собор и с ними из собора с крестным ходом шествовал сам Архипастырь, на которого Вязниковцы, выражаясь их словами, «со слезами нагляделись». За Литургией, во все продолжение которой масса народа, не могущая вместиться в богадельне, стояла на улице, была, прочитана заупокойная эктения о приснопамятном рабе Божием протоиерее Иоанне, Высокопреосвященнейшим Архипастырем сказано было слово; в конце Литургии была совершена лития о покойном учредителе богадельни. После обеда, который был у постоянного строителя и устроителя богадельни о. Ф. И. Лаврова, Высокопреосвященный Владыка осматривал старый и новый богатейшие Вязниковские соборы, и во всех подробностях богадельню и уже в 5 часу дня возвратился в Благовещенский монастырь, в котором в 6 часов предстояло продолжительное служение всенощного бдения к имеющему на утро совершиться новому освящению в монастыре храма. В настоящее время для богадельни попечительством составлен и Его Высокопреосвященством утвержден особый устав, которым число призреваемым в богадельне полошено 50 человек и определяется как внешняя, так и внутренняя жизнь богадельни. С — кий. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1883 года).
Торжество водружения креста на Богаделенной колокольне и поднятие колокола Скромное, тихое, тем не менее, величавое событие совершилось в городе 30 сентября 1884 г. По окончании поздней Литургии в городском Казанском Соборе, на колокольне этого собора, раздался торжественный перезвон к крестному ходу и через несколько минут действительно из Собора направился крестный ход к зданию «Вязниковской духовной Рождественской Богадельни», сопровождаемый председателем Совета Богадельни протоиереем Ф. Лавровым и о.о. членами этого Совета. На Благовещенской улице, пред зданием Богадельни, заранее сгруппировалась значительная толпа богомольцев и, когда к месту события приблизился крестный ход, толпа эта, прибывшим с ходом народом, увеличилась до значительных размеров. Из богаделенного храма, освященного 7 августа 1883 г. Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом, вынесены были св. иконы и хоругви. Богаделенный старец — священник встретил ход с напрестольным св. Крестом. Пред входом в здание Богадельни, стоял поддерживаемый богомольцами железный вызолоченный, довольно искусной работы высокий крест, а рядом с ним на деревянных подмостках положен небольшой колокол (20 пуд. 2 ф.)... Готовилось торжество водружения креста на Богаделенной колокольне и поднятие на оную колокола. Против этих священных предметов процессия крестного хода остановилась... Началось молебное пение с водоосвящением. Хор призреваемых в Богадельне девиц духовного звания, — этих прежде бесприютных сирот, напоминал нам стройное пение, всегда с большим искусством исполняемое в женских обителях. Кругом невозмутимая тишина и глубоко-прочувствованное благоговение... Водоосвящение кончено, — приготовленный в водружению крест окроплен святой водой, — еще несколько минут и при том же стройном пении: «Вознесыйся на Крест волею» по мере того, как на высоту поднимался св. Крест, душа невольно стремилась выше, несравненно выше этой высоты, на высоту небесную к Распятому за нас на кресте Господу и Спасителю нашему, вложившему в сердце приснопамятного Протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского мысль отдать имение свое нищим и тем на долгие, быть может несчетные, годы утереть слезы множеству бесприютных несчастных духовных сирот, обстоятельствами жизни поставленных в среду безвыходной нищеты и неумытного горя... Но вот св. крест водружен... Яркие лучи солнца, обливавшие его своею теплотой отразили от него кругообразное сияние — видимый отблеск сияния Божественной благодати, согревающей сердца призреваемых молитвенным духом о упокоении в небесных обителях добросердечного учредителя Богадельни… Между тем начато было второе молитвенно пение на освящение кампана, в заключение которого по окроплении колокола святою водою, он был поднят на вновь выстроенную колокольню... Несколько слов по поводу постройки этой колокольни. Когда, благодаря щедротам благотворителя Придворного Протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского, здание Богадельни его имени, было постройкой окончено и Богаделенный храм освящен, Вязниковские граждане к посещению этого храма заявили свое особенное усердие... Ощущался при этом один весьма сильный недостаток — отсутствие колокольного звона, по которому было бы можно узнавать начало времени Богослужения в богаделенном храме. В виду этого Совет Богадельни испросил у Его Высокопреосвященства разрешение: открыть добровольную подписку на сооружение при здании Богадельни небольшой деревянной колокольни и приобретение на оную колоколов... Скорый в помощи всякому доброму начинанию Бог помог, в самое непродолжительное время, собрать на этот предмет до 1000 рублей и наверху передней стороны фасада Богадельни явилась небольшая, но очень красивенькая деревянная колокольня, на которую 30 сентября и были подняты 5-ть колоколов, дающие не громкий, но весьма приятный, — гармоничный звон, призывающий православных на молитву Богу «о всех и за вся», а особенно за тех, кто добрым примером христианского благотворения меньшей братии, побуждает других на этот подвиг, в минуты молитвенного настроения духа приносящих в храм сей иногда и малые, но Господу Богу угодные и приятные лепты, составляющие общею своею совокупностью немалое материальное подспорье и подмогу призреваемым — неимущим иногда не только «где главу подклонити», но и насущного куска хлеба для поддержания немощных, — старческих сил... Когда большой колокол был уже окончательно поднят на колокольню и рабочие приступили к подвешиванию и укреплению его на постоянном месте, крестный ход в том же составе возвратился в Казанский собор, по выходе из которого, мы услышали новый Богаделенный звон, возвещавший гражданам, что их жертва на доброе дело получила должное назначение. Итак теперь Вязниковская духовная Рождественская Богадельня, можно сказать, приведена к окончательному и совершенному благоустройству. Свящ. Константин Веселовский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1-го октября 1884 года). Прошение Совета Вязниковской Рождественской духовной женской богадельни на имя съезда о.о. уполномоченных Владимирского епархиального духовенства.
С 1883 года в гор. Вязниках существует Рождественская духовная женская богадельня. Основана она протоиереем церкви
С.-Петербургского Зимнего Дворца Иоанном Васильевичем Рождественским, урожденцем пог. Богоявленского, Вязниковского уезда. Здание этой богадельни — каменное, двухэтажное с домовой церковью, построено на собственном довольно обширном участке земли, — в центре города. Богадельня находится в ведении Владимирского Епархиального Начальства, а управляется Советом из местных городских священников. Для наблюдения за хозяйственной частью и для отправления богослужений в домовой церкви имеется священник (из заштатных), постоянно живущий в здании богадельни. Средства содержания Рождественской богадельни таковы:
а) 1468 рублей, получаемые проценты из Влад. Епархиального Попечительства (куда Советом богад. представляется отчет по содержанию богадельни) с капитала в 38600 руб. Государственной ренты, пожертвованного учредителем — протоиереем Иоанном Васильевичем Рождественским;
б) 120 руб., ежегодно получаемые богадельнею за аренду луговой земли, приобретенной богадельнею благодаря заботам настоящаго председателя Совета протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова; в) 88 руб. — возмещение 5% налога с капитала и г) до 50 рублей в год за выручаемые остатки от стола; а всего в год на содержание богадельни поступает до 1726 рублей. Из этой общей суммы прихода ежегодно расходуется: на содержание дома со службами (отопление, освещение, страхование и мелкий необходимый расход, а также и ремонт) до 600 рублей, на жалованье священнику по должности эконома и церковному сторожу, обоим 280 руб., а остальные 846 рублей идут на содержание столов (обед и ужин из двух блюд) призреваемых, которых по штату полагается пятьдесят человек. Не велика сумма 846 рублей, чтобы прокормить 50 человек (на каждого падает по 16 руб. 80 к. в год) целый год, но и ее, до наступившей общей дороговизны на продукты первой необходимости, при аккуратном и разумном ведении хозяйства, было достаточно хотя и на скромный, но сытый стол призреваемых. В настоящее же время, когда все почти продукты стали вдвое дороже, таковой суммы уже далеко недостаточно и Совет богадельни должен прибегнуть к каким-либо решительным мерам: либо возбудить ходатайство о сокращении штата призреваемых, либо сократить и без того скромный стол. Не желая прибегать к таким печальным для призреваемых и стремящихся к призрению мерам, как сокращение штата и сокращение в содержании пищею, Совет богадельни предварительно решается обратиться ко всему духовенству Епархии и в лице вас, отцы уполномоченные, просить придти на помощь своими посильными жертвами на святое дело — призрения своих же сирот. Не находя для себя удобным указывать высокочтимому Собранию о.о. уполномоченных размера жертвы на призрение сирот, потому что она должна быть доброхотна, Совет просит о том, чтобы жертва эта была ежегодная и от каждого причта Епархии, так как в Вязниковской богадельне призреваются сироты из всех уездов Епархии. Если о.о. уполномоченные сочувственно отнесутся к настоящей просьбе Совета богадельни, то этим они, во-первых, дадут возможность избежать применения вышеизложенных в высшей степени нежелательных мер к устранению дефицита по содержанию богадельни, а, во-вторых, дадут возможность в будущем несколько пошире отворить двери этого благодетельного для духовенства Владимирской Епархии учреждения. Год от году изо всех углов Епархии все чаще и чаще начали стучаться в двери Вязниковской богадельни нищие — сироты духовного звания. С горькими слезами являются они с малолетними детьми, прося „Христа-ради“ принять в богадельню: „жить негде, есть нечего", вот что слышится каждый раз, когда является в Совет горько плачущая вдова. Таких просительниц записано только еще в число кандидаток на призрение в богадельне свыше двадцати, из коих одна, дочь псаломщика, в прошении на имя Его Высокопреосвященства вот что пишет: „имея от роду 77 лет и находясь в болезненном состоянии, я в силу необходимости вынуждена была обратиться с просьбой к одной крестьянской вдове нашего прихода, чтобы она Христа-ради приютила у себя и ухаживала за мной, но и она отказалась. Из родных никого не имею, кто бы приютил меня, а посему прошу приютить меня в каком-либо приюте..." (прошение в Совете). Скажите: следует ли принять такую сироту и сверх штата?! Председатель Совета богадельни, протоиерей Михаил Нарбеков. Члены: Священник Иоанн Гусев, священник Александр Вознесенский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-й. 1908 г.).
Богадельня существовала до революции 1917 года, после чего была упразднена.
Протоиерей Рождественский Иван Васильевич
Город Вязники Вязниковская земская больница Вязниковское духовное училище Вязниковская женская гимназия Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в ВязникахCopyright © 2016 Любовь безусловная |