Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
08:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Празднование 19-го февраля 1880 года в городе Вязниках

Празднование 19-го февраля 1880 года в городе Вязниках и на «Вязниковской» станции М.-Н. ж. дороги

Великий для России день 19-го февраля 1880 года, после прискорбных событий двадцатьпятого года царствования Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича, ожидался всеми как великий праздник для истинно-верующей христианской души. Бесстыдные, безумно-дерзкие выходки крамольников — врагов веками сложившегося русского государственного строя и порядка, как будто еще больше возбуждали желание скорее увидеть этот вожделенный день. В понедельник 18-го февраля в 5 ½ часов пополудни на соборной колокольне раздался торжественный благовест, — за ним вслед колокола других городских храмов возвестили о наступлении для России великого праздника. В благоговейном настроении духа, изобразив на челе крестное знамение, свободные от будничных работ и занятий русские люди поспешили ко всенощному бдению, чтобы принести в храме Господу Богу благодарную молитву за благополучно совершившееся двадцати-пятилетие царствования Царя-Освободителя.
Прекрасное утро наступившего праздника, после нескольких бурных снежных дней, с раннего утра раздевавшиеся около многих домов флаги, прекращение всяких работ в городе — все это взятое вместе представляло собою высоко-приятное, воодушевляющее зрелище. В 7 ½ часов раздался праздничный благовест в приходских церквах к литургии; а в 9-ть в Соборе и Благовещенском монастыре. Народ толпами спешил на молитву и наш теплый пространный собор до тесноты был полон молящимися; соборное служение духовенства в светло-праздничном блестящем облачении довершало величие торжества. В конце литургии после заамвонной молитвы соборный священник о. Ф. Лавров сказал следующее Слово:

«Господи, спаси Царя и услыши ны, в онь же аще день призовем Тя» (Пс. 19, 10).

«Ныне мы празднуем 25-ти-летие царствования возлюбленного Монарха — Благочестивейшего Государя нашего. 25 лет жизни и службы всякого человека знаменуется торжеством в кругу того семейства и общества к которому юбиляр принадлежит. Как же нам не праздновать двадцати-пятилетие царствования Государя почти 90 миллионной семьи нашей, Государя пространнейшего в мире государства, благоустройству, безопасности и могуществу которого Он посвятил все свои силы, — всю свою жизнь!.. Чем же всего приличнее нам ознаменовать радость и торжество в настоящий день? По православному обычаю, основанному на слове Божием, и по движению своего сердца, мы первее всего обратимся с единодушною молитвою: Господи! Спаси Царя! За тем, в продолжение двадцати-пятилетнего царствования Благочестивейшего Государя нашего видя на себе бесчисленные опыты любви и заботливости Его, мы должны воздавать Ему благодарную и верноподданническую любовь. Любовь, по слову Писания заключается не в слове, а в деле: «не любим словом ниже языком, но делом и истиною» (Иоан. 3, 19.). Как бы ни были пышны торжества, красноречивы слова, громки восклицания в честь Царя нашего; но без любви искренней, из теплого сердца истекающей и выражающейся в делах правды и добра, — все это будет ложный блеск и пустой звук. Апостол говорит: «аще не человеческими, а ангельскими языки глаголю, любое же не имам, бых яко медь звенящая и кимвал звяцаяй». Искренняя, чистая и нелицемерная любовь по слову Божию: «не ищет своих си, не раздражается, не безчинствует, не радуется о неправде, радуется о истине, — вся терпит, вся уповает, николи же отпадает». Обратимся к своему сердцу и к истории нашей жизни и проверим: имеем ли мы к Царю нашему ту любовь, которую заповедует иметь слово Божие? Возгреваем ли сию любовь воспоминанием тех бесчисленных благодеяний, которые в царствование Свое нам даровал мудрый, попечительный и благосердечный Монарх наш?
Наши Цари во все времена были собирателями земли русской, верными стражами и защитниками пространного отечества. В деле собирания земли русской, охранения безопасности и величия русского н рода, благоустройства и порядка в государстве, — в деле отеческой любви к верноподданным Благочестивейший Монарх Александр II-й потрудился паче всех своих предшественников, паче всех царей земных. 25 лет Его царствования так преизобилуют великими Его подвигами, что один подвиг освобождения от крепостной зависимости 23-х миллионов крестьян, поставляет Его превыше всех владык земных. Великие благотворные его дела: облегчение жестоких обычаев войны, отмена телесных наказаний, гласность, открытый скорый и правдивый суд, земство, быстрота различных сообщений, всем доступное образование, поощрение наукам и искусствам, учреждение человеколюбивых обществ, улучшение быта всех сословий, облегчение участи самих преступников и т. п. займут самое высокое и почетное место не только в летописях нашего отечества, но и во всемирной истории. Самые отдаленные потомки будут с благодарностью и благоговением читать историю славного царствования Благочестивейшего Государя нашего и удивляться Его мудрости и благости. Вполне ли мы чувствуем и понимаем всю силу Его великих к нам благодеяний? Отвечаем ли Ему за Его добро делами любви и благодарности?..
Отечественная история богата многочисленными примерами самоотвержения и преданности русского народа Царям своим. Он готов во всякое время, по одному мановению Царя, жертвовать Ему не только достоянием, но и жизнью. Но к величайшему прискорбию в последнее время, в царствование Государя нашего, Который красен добротой паче всех царей земных, являются на св. Руси ужаснейшие злодеяния с целью покушения на Его драгоценную жизнь, с целью разрушения государственного благоустройства и порядка. Если бы явилось одно такое злодейство, то его можно бы объяснить причиною внешней, случайной. Но к несчастно мы видим, что ужаснейших, небывалых на Руси злодейств является несколько, с рассчитанной последовательностью. От чего же именно теперь видим такие ужасные злодейства, каких прежде никогда у нас не было? От чего при всей мудрости и благости Государя, при всех Его заботах о благе подданных, при всех человеколюбивых установлениях и законах, являются злодеяния возмущающие и потрясающие душу?
Источником злодеяний и многих несчастий мы привыкли считать грубое невежество, необразованность, а источником добра и счастья - просвещение. Настоящий век именуется преимущественно веком просвещения. Науки и искусства двигаются вперед быстро, открытия, усовершенствования, изобретения удобства и удовольствий жизни следуют одно за другим постоянно. Но счастливее ли становятся общество и люди? Сохраняется ли в обществах порядок, а в душе каждого мир и самодовольство? Не томит ли нас при всех развлечениях чувство скуки, которая заставляет переноситься из одного места в другое? Не мучит ли ненасытная жажда чего-то нового, для нас самих не понятного? Мы слышим громкие речи о честности, добродетели и правде; но так как витии многовещанные добродетелей требуют только от других, а не от себя, то их речи остаются пустым звуком. Потребности для материальной жизни растут. Все стремятся к богатству, — всякий высоко ценит только свой труд, требует вознаграждения себе сверх меры и живет большею частью выше своих средств — располагающие сотнями, проживают тысячи, владеющие тысячами проживают десятки их. От того: разорения, бедность, нищета, недовольство и всякого рода злодеяния: общественные неурядицы, нравственное безобразие, убийства, самоубийства, грабежи, поджоги, разбои, каких не знала прежде Русь в таком изобилии как ныне. От чего это просвещение, которое по существу своему должно быть источником добра и счастья для человека, как бы раздражает его, разжигает в нем только жажду счастья, нисколько его не насыщая? Не потому ли в настоящее время приносит мало счастья, что разум вследствие своих успехов и изобретений сделался настолько горд и самонадеян, что хочет сделать человека счастливым один — без помощи св. Веры. Слово Божие заповедует пленять разум в послушание веры. Доколе разум держался в пределах послушания св. вере и по ее указанию, началом премудрости считался страх Божий, дотоле разум был благонадежным руководителем каждого человека, целых обществ, народов и государств на пути к временному счастью и вечному блаженству. Св. вера потому и называется религией, т. е. связью, что она крепко связывает союзом любви Бога и людей. Святая вера Государя окружает недосягаемым величием и заставляет подданных к Нему относиться с благоговением, как к Помазаннику Божию, как к Наместнику на земле Царя царствующих. «Бога бойся, сыне, и царя, и ни единому же их противляйся. Не прикасайся помазанным Моим»! Св. вера ясно определяет все наши обязанности семейные и гражданские, — все правила нравственности и внушает человеку, что он на земле житель временный, а на небе вечный, — примиряет с несчастиями, сдерживает ропот и недовольство обещаниями наград в жизни загробной, самую могилу людей несчастных, труждающихся и обремененных нуждами, заботами и скорбями житейскими, освещает самым успокоительным и отрадным светом блаженной надежды. Внушая непрестанное памятование о Боге вездесущем, ведущем не только тайные дела, но и сокровенные мысли и намерения, она последователей своих делает твердыми в добре и неподвижными ко злу. Истинно верующие христиане были, есть и будут всегда самыми покорными, мирными, верными слугами Престола и Отечества. Доколе на Руси были крепки религиозные основы, — доколе на обязанности смотрели очами св. веры, доколе ложная мудрость не смела подкапываться под основания Божественной веры и церкви, не было волнения в умах, не было возмущений и ужаснейших злодеяний, какие мы видим теперь. Государь был неприкосновенной святыней, к которой с благоговением все обращали свои взоры.
Но с тех пор, как ум человеческий из послушания св. веры вышел, божественное учение дерзнул отвергать, существование человека ограничивать пределами одной земной жизни, с тех пор как ложное учение проникло к нам и стало заражать людей легкомысленных и недозрелых, и у нас начались волнения в умах, и у нас явились небывалые злодейства. Так как разум без руководства веры есть раб страстей, то нет порока и преступления которого бы он не оправдывал, нет преступника и злодея которого бы он не старался извинить. Таким образом не сдерживаемые никакими силами страсти человеческие, что могут рождать кроме пороков и злодеяний? Насколько гибельно безбожное учение это мы можем видеть из пророческого изображения Царя Давида: «рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в начинаниях своих, — вcu уклонишася, неключими быта, несть творяй благостыню, несть до единаго». Не то же ли мы видим и ныне среди людей, зараженных неверием? Посмотрите, что у них теперь делается: несогласие и распущенность в семьях, раздор и развод между супругами, строптивость в детях, неверность в слугах, примеры нравственного растления даже в детстве. Неверие распложает преступников, которые будучи проникнуты мыслью, что все оканчивается землею, делаются бессовестными эгоистами пожираемыми ненасытными честолюбием и корыстолюбием, жестокосердыми и бесчувственными. Св. вера составляет краеугольный камень, на котором основано наше царство и благосостояние каждого из нас, св. вера в государственном организме составляет душу живую. Без основания никакое здание существовать не может, а без души смерть и разрушение неизбежны.
Ныне мы, слушат., собрались в сей храм, чтобы помолиться о здравии и благоденствии Царя нашего, помолиться, чтобы Десница Божия, многократно спасавшая Его от многократных покушений, всегда хранила Его: «ничто же враг успеет на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его» (Пс. 88, 21 и 23). Присутствие наше в сем св. храме и молитва за Царя свидетельствуют о присутствии св. веры и любви к Царю в сердцах наших: позаботимся же как можно больше о начальном домашнем настроении детей в духе православного благочестия. К тому призывает нас Сам Монарх этими великими словами: «Я обращаюсь к родителям детей — ведите их по пути истины и добра, чтобы приготовить из них не злодеев, а полезных деятелей и истинных граждан России». Воспитанием юного поколения в духе св. веры, мы докажем истинную любовь к Царю нашему. Аминь».

По окончании Божественной Литургии, все духовенство города, сопровождаемое громадной толпой народа, из теплого собора с крестным ходом направилось на городскую площадь, где на особо приготовленном месте и было отслужено положенное на 19-е февраля молебствие с коленопреклонением. Судя по незначительности населения в нашем городе, трудно было предполагать, чтобы собралась такая громадная толпа народа, покрывшая даже крыши домов обращенных к площади, чему впрочем весьма много способствовал базарный день и то, что на всех фабриках в городе, работы были прекращены. Говорить ли о том благоговейно-торжественном настроении духа, в котором находился молившийся народ…
Торжественный день двадцати-пятилетия царствования нашего Государя и в среде братии нашего Благовещенского монастыря ознаменован освящением в этот день иконы св. бл. вел. кн. Александра Невского, поставленной именно в память этого дня…

Но особенно сильно проявилась преданность Государю празднеством на «Вязниковской» станции Московско-Нижегородской железной дороги. К дню царского юбилея служащими на станции, при значительном пособии вязниковских граждан, была сооружена икона Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в память пятикратного чудесного спасения драгоценной жизни Государя, освящение которой в 4 часа по полудни этого дня и состоялось при весьма многочисленном стечении народа. По окончании водоосвящения и окроплении иконы святою водою, пишущий настоящие строки обратился к предстоящим с следующею речью:
«Четверть века исполнилось ныне бр. как Царю царей угодно было воцарить над Россией Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича... Четверть века — продолжительный период времени в жизни одного лица, хотя бы и царственного; а в историческом развитии государств — это капля в море. Между тем, если привести на память все, что сделано Государем нашим на пользу России в продолжение минувшей четверти века, тогда удивляться нужно Его беспримерной мудрости... История великих государств обыкновенно слагается тысячелетиями; а история вашего дорогого отечества, хотя существующего тоже слишком тысячу лет, в том самом обыкновенном виде, какою мы ее переживаем, создалась только в продолжение одной четверти века.
Застав Россию в самом тягостном положении от утрат, в самом разгаре бывшей в то время убийственной Крымской войны, миролюбивый Монарх наш, при самом вступлении на прародительский престол, обессмертил Себя подвигом умиротворения со врагами нашего отечества, положив тем конец жестокому пролитью человеческой крови... Затем начинается продолжительный период мирного, безмятежного мудрого управления обширнейшим и многолюднейшим государством к его великой нескончаемой славе.
Но, говорить ли о тех великих неподражаемых подвигах любви к подданным и человеколюбия Государя нашего, свидетелями которых в продолжение 25 лет мы были сами?.. Воспевать ли славу Самим Богом — Царем небесным прославленного Царя земного?.. Прославлять ли те мудрые дела и начертания обожаемого Монарха, которые, как лучезарные звезды небесные, блещут и во веки веков будут блистать на страницах истории бессмертного Освободителя народов? Как новый Моисей, путеводитель нового Израиля, слишком 20 миллионов своих подданных, Он освобождает от крепостного рабства, дотоле тяжелым гнетом тяготевшего над человеческим достоинством русского народа; дает потом всем подданным новый суд скорый, правый, милостивый и для всех равный; отменяет телесное наказание с каждым днем все сильнее и возвышеннее укрепляя наше гражданское и семейное право, расширяя его до пределов городского и общественного самоуправления, возвышая нравственность заботами и попечениями о развитии народного образования до возможных пределов человеческого знания. Развитие промышленности, торговли, удобства путесообщений, множество всевозможных улучшений и усовершенствований на пользу подданных всех званий и состояний, — наконец возвращение утрат, понесенных в злосчастную для России Крымскую компанию — все это такие яркие отблески добродушия и добросердечия нашего Царя, описать которые достойными красками не в силах обыкновенного ума человеческого. При нем Россия, так сказать, переродилась.. Перенесемся ли мы за пределы нашего отечества, — возьмем ли например подвиг защиты братьев наших Балканских христиан, где Царь наш, как великий Архистратиг христолюбивого воинства, стоял Сам во главе защищающих от ненавистников Креста Христова, где Его дети, братья, племянники были первыми Его сподвижниками? Что сие как не ярко сияющая звезда заимствующая свет свой от лучей добродушия и великодушия Богом избранного, Богом венчанного, Богом помазанного и Богом хранимого Государя нашего?
Но не исчислить нам всех благодеяний Его к человечеству вообще и к подданным в особенности, — не измерить глубины Его великодушия, — не взвесить тяжести трудов на пользу народа...
Торжественный день ныне, братие! Вся Россия сегодня коленопреклоненно и особенно усердно молится за Благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича. Не желалось бы омрачать это торжество тяжелыми воспоминаниями о прошедшем; но собственно наше торжество невольно вызывает само собою эти воспоминания. Святая Икона сия освященная и постановленная ныне благодаря доброму начинанию представителя здешней местности, усердно здесь служащих и благотворительности Вязниковских граждан, сооружена в воспоминание пятикратного чудесного спасения жизни нашего Обожаемого Монарха, противники деяний Которого совершили целый ряд отвратительно — дерзких преступлений. Но Всемогущество Божие соблюдая Царя нашего, как единственное в целой России лицо, против которого не может быть выставлено никакого обвинения, к позору злоумышленников, — на глазах их же самих чудесно сохраняло, и веруем всегда сохранит Его драгоценную, — для пользы множества народов необходимую — жизнь.
Считая себя счастливейшими многих, что настоящий день сугубого российского торжества, по случаю исполнившегося двадцати-пятилетия царствования Государя нашего, Бог помог нам ознаменовать и увековечить в памяти потомков сооружением сей Святой Иконы, закончим этот день теплою пред Богом молитвою за нашего Царя — Батюшку, да сохранит Его Господь Бог и еще на многие, многие годы, да сокрушит под ноги Его всякого врага и супостата. А если бы потребовалось, поклянемся беспощадно преследовать нарушающих спокойствие Царя крамольников и, крепкою стеною сплотившись, стать грудью за Его честь и великую дорогую для России жизнь».

После речи было отслужено положенное в этот день молебствие с коленопреклонением и провозглашением многолетия Августейшему Юбиляру. В то время, как молящиеся подходили приложиться ко Кресту, импровизированный хор певчих несколько раз повторил народный гимн: «Боже Даря храни». Крестьяне соседних деревень, бывшие на молебне, со слезами на глазах слушали гимн, а когда провозглашен был тост за Виновника торжества Благочестивейшего Государя России Александра Николаевича Великого Освободителя народов и благополучное, славное и благотворное Его двадцати-пятилетнее царствование, ознаменованное великими деяниями при видимом для всего мира покровительстве Божием, чудесно охранявшем драгоценную жизнь Его Величества, громкое, дружное, долго несмолкавшее восторженное «ура» снова сменилось народным гимном, неоднократно пропетым всеми участниками празднества. Оставался с небольшим час времени до поезда, следовавшего с пассажирами из Нижнего в Москву и этот час был проведен в задушевной беседе, главным предметом которой был всероссийский исторический праздник Царского юбилея.
Наступила уже ночь, вечерняя мгла, по-видимому, должна была прикрыть собою всю торжественность праздничной обстановки; на самом деле эта торжественность вечером еще сильнее выразилась. Город Вязники, вообще говоря небогатый, был настолько красиво иллюминован, что лучшего желать было невозможно. Толпы гуляющих при свете иллюминации, судя по необычайной их восторженности, были живыми носителями той любви, преданности, благоговения и сыновнего почтения к любвеобильному Государю нашему, какими дышит вся здравомыслящая Россия.
Флаги, как торжественное проявление праздничного настроения, развевались в городе целые три дня.
Свящ. Константин Веселовский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. 1880 г., №7)
Город Вязники
Юбилеи в 1880 году.
1. Слово, произнесенное на день восшествия на престол Императора в Юрьевском Георгиевском соборе.
2. Речь, сказанная в зале Переславской Городской Думы 19 февраля 1880 г.
3. Pечь, сказанная в Шуйском Воскресенском соборе 19-го февраля 1880 г.
Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.02.2017)
Просмотров: 1727 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru