Кафедра дизайна, изобразительного искусства и реставрации
"Институт искусcтв и художественного образования" ВлГУ (ИИХО ВлГУ)
Кафедра дизайна, изобразительного искусства и реставрации
Художественно-графический факультет (Владимирский государственный педагогический институт)
В 1978 году Министерством Просвещения РСФСР Антонов Алексей Тихонович был направлен в город Владимир для организации художественно-графического факультета при Владимирском государственном педагогическом институте (сейчас – Владимирский государственный университет).
Владимирский художественно-графический факультет открылся в мае 1978 года, на нем была открыта кафедра "Изобразительного искусства" (зав. кафедрой - доцент к.п.н. Антонов А.Т.). Факультет был призван готовить учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ. Инициатива по его созданию принадлежала Б.Ф. Киктеву, ректору ВГПИ, человеку обязательному и авторитетному. Реализовать эту идею было поручено А.Т. Антонову, прибывшему из Йошкар-Олинского педагогического института имени Н.К. Крупской.
Первый просмотр произведений. Преподаватели справа налево: В.И. Рузин, В.А. Мухин, Ю.К. Малинин, А.Т. Антонов, Э.Г. Бабкин, В.Е. Улитин. 1979 г.
В числе первых преподавателей этого факультета были Е.Г. Бабкин, В.А. Мухин, В.Е. Улитин, В.И. Рузин. Позднее со студентами первого выпуска трудились В.А. Басманов, Т.М. Басманова, Ю.К. Малинин, М.Н. Изотов, Г.Ф. Макаревская, А.А. Решетникова, Е.П. Михеева. Они активно включились в создание творческой атмосферы факультета.
Факультет был создан практически на голом месте. На руках у Антонова А.Т. было только разрешение министерства и напутствие ректора, да комната, выделенная ему под деканат в полуподвальном помещении студенческого общежития, между двумя душевыми.
Мастерские для занятий были выделены в спортивном зале факультета физвоспитания. Студенты сразу назвали его «аквариум». В зимнее время громадные окна «аквариума» покрывались слоем инея, на котором студенты рисовали и писали веселые тексты. Работали в пальто и варежках, но добросовестно и с энтузиазмом.
Не хватало преподавателей - обратились с письмами в разные города с просьбой о помощи, объявили конкурс на замещение вакансий. Юрьев-Польское училище отрекомендовало двух опытных преподавателей (В. Мухина и В. Улитина), безвозмездно выделило семнадцать стационарных мольбертов.
На открытие факультета использовали ярко-желтую портьеру с окна комнаты Антонова в общежитии.
Из воспоминаний Антонова А.Т.: «Вспоминаются первые выездные пленэры в Пенкино, вечера с песнями и днями рождения у костра, забытые в черничных зарослях пенкинского леса этюдники, спортивные игры и танцы у соседей в лагере политехнического института, купание в Запольском озере. Приходит на память и другое. Как-то министерская комиссия решила проверить первые наши успехи, но вместо деканата ее члены оказались в душевой комнате. Может быть, это смешное обстоятельство повлияло на щадящую оценку комиссией наших стартовых результатов и условий, в которых формировался факультет. Ректорат же почувствовал пользу от нашего факультета и всячески поддерживал нас».
В.А. Мухин, старший преподаватель кафедры ИЗО: «Когда мы открыли факультет, мне казалось, что мир - это мы и факультет. Первый год был тяжелый, холодно зимой в мастерских. Но нам было легко. Душевное тепло первых студентов и наша молодость создавали особую атмосферу, в которой работали творчески педагоги и студенты. Это было нормой для всех, отношения друг к другу были великолепные, дружеские. Все были полны оптимизма. И вот спустя годы я вижу плоды своих трудов. Появились молодые квалифицированные педагоги, молодые художники - наши выпускники. Жизнь продолжается, они стали похожи на нас, это приятно». Улитин Владимир Ефимович, декан ХГФ (с 1997 г.), доцент кафедры ИЗО, член Союза художников России: «В августе 1978 года прошли первые приемные экзамены на художественно-графическом факультете. Состоялось мое знакомство с нашими первокурсниками. Завершилось волнение от перипетий приемных экзаменов... А 2 сентября я возглавил по приказу ректора института сельхозработы по уборке картофеля в совхозе «Спартак» Вязниковского района. Значительная часть студентов была достаточно взрослой, проявляла самостоятельность в поле и на отдыхе. В свободное время они делали в блокнотах зарисовки сельской природы, техники, людей, архитектуры. Наш труд был отмечен благодарностью руководства совхоза».
Марина Белкина, выпускница Владимира Улитина: «Когда мы закончили педагогическое училище, было приглашение здесь во владимирском институте открыть худграф, его пригласили как преподавателя, и мне, как лучшей ученице, дали направление. Я у своей мамы спросила: стоит ли? Она сказала: а Владимир Ефимович будет? Я сказала: да! - Тогда поезжай».
Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ: «Владимир Ефимович Улитин… Наш учитель. Вспоминается 1978 год, мы только что поступили на художественно-графический факультет пединститута. Жили в общежитии, а рядом в соседних комнатах жили, пока еще бесквартирные, наши преподаватели, приехавшие работать в институт из Юрьев-Польского, в их числе и он – Владимир Ефимович. В первый же год ему пришлось ехать с нами в совхоз на картошку. Там познакомились ближе, прониклись обаянием его личности. Удивительно, но даже в этой, походной обстановке, он находил время для этюдов, писал акварелью. Улучал часик во время обеда, когда мы все отдыхали, писал вечером.
Акварель часто называют чувством, запечатленным в цвете, настолько велик ее потенциал. Работа в этой технике невозможна без высокого профессионализма, подразумевает артистизм и виртуозность мастера, она подвижна и неожиданна. Работа с акварелью всегда – импровизация. Двух одинаковых акварелей не бывает. Не смотря на всю сложность и капризность акварели, Владимир Улитин достиг в ней значительных высот, и считался одним из ведущих акварелистов Владимирского Союза художников».
Людмила Елсукова (Шалгунова), учитель высшей категории, почетный работник образования РСФСР, первый выпуск ХГФ: «О студенческой жизни воспоминания самые теплые. Наверное, были большие трудности, но мы их не ощущали. От наших преподавателей мы слышали добрые слова, они заражали нас своим оптимизмом, задором, казалось, все трудности по плечу, все будет хорошо. Мастерские в спортзале? Это же замечательно! Можно слышать не только объяснения своего преподавателя, но и прослушать лишний раз решения задач по начертательной геометрии у другой группы. Конечно, воздух зимой там был несколько прохладным, порой вода замерзала в банках, но зато как активно работалось и творилось! Сейчас уже понимаешь, что факультет поднимали всем миром. Не было натурного фонда - несли из дома все, что можно было принести. Владимирские свалки оказались кладезем бесценных вещей. Оттуда на худграф перекочевали самовары, глиняные горшки, кринки и всякие нужные мелочи. Учились легко и весело. Каждый преподаватель был личностью, мастером в своем деле, умным собеседником, наставником, старшим другом. Как интеллигентно и тонко мог указать на ошибки В.И. Рузин, примерами из жизни и творчества известных художников вдохновлял на «живописный шедевр» А.Т. Антонов. Юмор и шутки В.А. Мухина, В.Е. Улитина помогали осилить любую работу. Во время подготовки к педагогической практике в пионерском лагере «Сосновый бор» мы так старались не посрамить родной факультет, что везде были первыми. Это время сплотило нас. Именно в те первые «пионерские» дни родился наш коллектив. И сейчас мы встречаемся друг с другом, помогаем и поддерживаем бывших сокурсников, вспоминаем добрым словом преподавателей». Надежда Севастьянова (Матвеева), научный сотрудник областного Центра изобразительного искусства, первый выпуск: «Когда открылся худграф, я работала на заводе художником-оформителем, имея за плечами художественное училище. Факт открытия факультета восприняла с радостью, решила попробовать поступить... И когда поступила, для меня начался счастливый круговорот студенческой жизни. В первый год трудности были, но мы были молоды, студенты и преподаватели жили в одном общежитии, настрой был вдохновенно-приподнятый, все было по плечу. На факультете закладывались традиции. Мы чувствовали особое свое положение и ответственность - на нас смотрели все, мы были первыми. Сейчас, удаляясь в дымку лет, студенческие годы приобретают ореол святого и счастливого времени, наполнившего нас содержанием и смыслом, ценностями, которых придерживаемся и по сей день. Мы благодарны тому началу, в котором приобрели жизненный стержень и самых близких друзей, ставших родными на всю жизнь» (2002 год).
Антонов А.Т. с первым выпуском владимирского худграфа. Начало 1980-х гг.
Наталия Кашникова, зав. лабораторией по керамике Центра народного творчества, первый выпуск: «Яркое воспоминание о вступительных экзаменах: мы сидим верхом на стульях в «аквариуме» и рисуем. Аквариум - это большой спортивный зал, приспособленный под мастерские, куда мы проходили через раздевалки студентов-спортсменов. С большой теплотой вспоминаю наших первых преподавателей: В.И. Рузина - куратора нашей группы, мастерски объяснявшего ошибки в рисунке, с карандашом в руках рисующего на краях листа; Э.Г. Бабкина - преподавателя истории искусств, находящего что-то удивительное в работах скульптора и живописца; А.А. Решетникову - спокойно и разумно объясняющую решение задач по черчению, справедливо оценивающую наши работы; Е.П. Михееву, которая заставляла нас жить интересной жизнью и ценить время; Р.М. Варцаву, учившую нас не только ткачеству, но и заразившую меня творческим «вирусом» керамики. Не забыть удивительный праздник, устроенный нашими преподавателями А.Т. Антоновым и Э.Г. Бабкиным. Они пригласила тогда в гости друга художника, поэта и композитора, автора и исполнителя своих песен Е. Бачурина. Его песни «Дерева вы мои, дерева» и песня Б. Окуджавы «Живописцы, окуните ваши кисти» стали потом гимном факультета».
Владимир Морозов, член Союза художников России, первый выпуск ХГФ: «Часто говорят, что быть первым - трудно. Но вспоминаешь о первых студенческих годах на худграфе, - и трудности уходят на второй план. Было интересно, и было весело в спартанских условиях. Учеба, совместная работа «на картошке», отдых протекали в потрясающей роскоши человеческого общения молодых, самобытных, талантливых людей - и нас, студентов, и наших наставников - основателей, «отцов» факультета.
По моему ощущению, факультет не строился, не организовывался, а вырастал и формировался совершенно естественно, как живой организм. У нас постоянно что-то происходило, вызревало, вырастало... В каждом так или иначе бродил и проявлялся (иногда совершенно неожиданно) ген творчества. Именно этим мы были интересны друг другу, этим подпитывались друг от друга, это продолжается и по сей день. Поэтому так радостно видеть имена однокашников и преподавателей в печати и на визитных карточках, на афишах и в каталогах, на экранах телевизоров и в выставочных залах, да еще в окружении детей».
После революции в здании бывшей семинарии разместились квартиры горожан. В 1922 г. Практическому институту народного образования было передано это здание. До мая 1941 г. в здании располагалась школа № 3. Школа № 11 основана в 1937 г. В 1945 г. начальная школа №11 располагалась в д. №106. 12 ноября 1943 г. была открыта мужская семилетняя Школа №14 в д. № 106. В середине 1980-ых годов для нее было построено новое здание с бассейном и несколькими спортивными залами. В 1988 году школа переселилась на улицу Герцена, а ее здание занял Художественно-графический факультет Владимирского педагогического института.
В этих стенах разместились мастерские рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Здесь будущие учителя ИЗО и черчения получали высшее образование, соприкасаясь с богатыми традициями русского реалистического искусства, основами педагогического мастерства. Здесь обучали мастерству опытные педагоги и известные художники, получившие признание в обществе: доктора и кандидаты педагогических наук, народные и заслуженные художники России, доценты и профессора.
В жизни владимирской молодежи, в том числе и приезжающей из других регионов России, этот факультет занимает особое место. В наше сложное время далеко не все желающие могут получить высшее образование в области изобразительного искусства в столичных ВУЗах. В этом смысле владимирский художественно-графический факультет (ХГФ) стал заметным центром. Тут студенты могли получить знания и высокую квалификацию. Учебное заведение мало чем уступало другим аналогичным заведениям России.
Атмосфера на факультете была колоритной. Слышались голоса иностранцев, знакомившихся с учебным процессом и дипломными работами наших студентов. В мастерских рисунка и живописи теснились китайские студенты, проходившие в наших стенах курс обучения высокой технике. На факультете, помимо получения знаний в мире рисунка, живописи и скульптуры, студенты могли познать искусство резьбы по дереву, керамику, ткачество, офорт. На высоком уровне преподавались сведения по черчению, начертательной геометрии, перспективе.
Многообразный организм факультета формировался более двадцати лет, превращаясь постепенно, шаг за шагом, в авторитетный центр подготовки специалистов с высшим образованием в области изобразительного искусства. Так здание бывшей духовной семинарии наполнилось сложным и богатым содержанием.
Рузин В. - Председатель правления Владимирского отделения Союза художников России, Заслуженный художник России, профессор Владимирского государственного педуниверситета (2002 г.): «Первое знакомство с городом Владимиром состоялось в то время, когда я был студеном Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной и готовился сдавать историю русской архитектуры. Из специальной литературы я узнал о старинных городах Владимирской земли и ее древней архитектуре: храм Покрова на Нерли, Дмитриевский, Успенский соборы... Но первой приехала во Владимир моя жена Татьяна, которая к тому времени закончила в Питере холодильный институт и была распределена на работу сюда. Я заглянул во Владимир во время педагогической практики (ее я проходил в Будапеште, в институте декоративно-прикладного искусства, а потом - на Владимирском тракторном заводе, в бюро технической эстетики). Именно тогда я полюбил город Владимир и решил связать свою судьбу с ним навсегда. До сих пор мои друзья удивляются, почему я не вернулся в Крым, в родную Феодосию? Я и сам не знаю, иногда удивляюсь... Но не жалею! Первые месяцы работы в бюро эстетики меня разочаровали. Получив образование в «Мухинке», полный творческой энергии, я как дизайнер, столкнулся с реальностью - низкой технологией производства. И самое страшное - с инертным мышлением. Все мои разработки остались на бумаге (на ту пору они казались мне хорошими). Плюс неустроенность с жильем (комната в коммунальной квартире на семью из трех человек, включая маленькую дочь). И вот в этот момент мне на глаза попалась областная газета «Призыв», в ней я вычитал о конкурсе на замещение вакантной должности преподавателя художественно-графического факультета, да еще с предоставлением квартиры. Ни минуты не раздумывая, поехал в институт и впервые встретился с человеком, судьба которого круто повернула и мою, направив ее на то поле деятельности, к которому я себя не готовил и не предполагал на нем работать. Этим человеком был Алексей Тихонович Антонов, кандидат педагогических наук, член Союза художников СССР, тогда еще доцент, ныне профессор. В маленькой комнатке студенческого общежития, которая казалась еще меньше от присутствия в ней большого, плотного и высокого Алексея Тихоновича, и решилась моя судьба. Я поверил в серьезность его намерений и уволился с тракторного завода. К тому моменту я работал начальником бюро промышленной эстетики, занимался проектированием интерьеров базы отдыха, столовых, комнат психологической разгрузки. Алексей Тихонович тоже поверил в меня и рекомендовал ректору института Б.Ф. Киктеву на работу преподавателем. Самое большое испытание для меня возникло в момент вступительных экзаменов абитуриентов. Я не имел практики работы с начинающими художниками. В памяти еще были свежи годы учебы в «мухинском» училище, где к рисунку, живописи, композиции предъявляли самые высокие требования. Мои сокурсники к моменту поступления в «мухинку» уже имели творческие навыки, даже успели закончить средние художественные заведения. А тут... Предварительный отбор абитуриентов для нашего факультета проводили по домашним работам. Я был просто в растерянности. Мне казалось, что юноши и девушки недостаточно подготовлены, чтобы учиться художественному мастерству в вузе. Их рисунки и акварели были откровенно слабыми. Мое воображение сразил прямоугольник фанеры с выжженным рисунком, раскрашенным акварелью. Я был расстроен. Меня успокаивала лишь возможность получения квартиры и слова коллег из Юрьев-Польского, у которых имелась богатая практика работы с таким «материалом». Казалось, что большинство работ надо оценить «двойкой», в лучшем случае - «тройкой». В те годы я не умел разглядеть в несовершенных работах положительные качества и сильные стороны творчества студентов, которые следовало развивать и укреплять. Гораздо позже я понял, что из хорошей сырой глины можно вылепить то, что человек представляет из себя. Сложно было работать лишь с убежденной бездарностью. Я бесконечно благодарен моим опытным друзьям, они своими замечаниями, размышлениями вслух помогли мне найти ориентиры, благодаря которым я научился давать объективную, взвешенную оценку студенческим работам - положительную и отрицательную. Их жизненная и профессиональная позиция представляет интерес и сегодня. Среди неустроенности, недостатка натурного фонда, нехватки гипсовых учебных отливок, оборудования в мастерских был еще один принципиальный вопрос, решать который приходилось, вступая в конфликт с руководством института. В то время существовало правило, как говорили, «установка», на подготовку учителей сельских школ. Никто с этим не спорил. В первую очередь принимались на факультет молодые люди из села, которые по окончании обучения направлялись в деревню для работы в школе. При этом нас убеждали, что постановка обнаженной натуры, оплата натурщикам, приобретение обогревателей, штор для переодевания натурщиков - это излишества, необязательные в процессе подготовки школьного учителя рисования, черчения и труда. Дескать, институт готовит не художников, а учителей, и поэтому можно обойтись без этой части программы преподавания изобразительной грамоты. Нехватка материальных средств подменялась вот таким непрофессиональным суждением. Это было очень плохо и против моей души. Всем ясно, что учитель, скажем, иностранного языка должен прекрасно владеть языком, а вот учителю изобразительного искусства, оказывается, не обязательно получить образование по полной программе, Подобное «урезание» программы, принижение роли художника в подготовке учителей ИЗО затрудняло мою работу на факультете, делало ее скучной, заурядной. На несколько лет я покинул стены института, ушел работать в художественно-производственные мастерские Союза художников. Еще в стенах «своего» училища я увлекся графикой, офортом, позже по результатам выставочной деятельности меня приняли в Союз художников СССР, выделили мастерскую. И все-таки моя педагогическая деятельность оставила след в моей творческой жизни: я заразился процессом, когда собственные знания и умения передаешь другим, а позднее с учениками же принимаешь участие на равных в художественных выставках. Отдавая свои знания и умение пользоваться материалом, передавая секреты мастерства, я сознательно опустошал себя, ставил в такие условия, при которых было просто необходимо как-то изменяться в творчестве, не застывать на месте, заполнять новым качеством пустоты, образовавшиеся в результате самоотдачи. Начало моей творческой жизни почти совпало с началом моей педагогической практики. И мне кажется, что именно работа в качестве преподавателя определила мое созидательное движение. Убежден, что работа на худграфе положительно повлияла на мое творчество и его становление, сыграло определенную роль в судьбах первых моих студентов, которые впоследствии стали преподавателями в школах, руководителями разных рангов, профессиональными художниками, членами Союза художников России. Наши дружба и творческое общение продолжаются. Бывшие студенты с радостью откликнулись на мою просьбу поделиться своими воспоминаниями о студенческой жизни на «юном» факультете. Невозможно не сказать о взаимоотношениях между Владимирской организацией Союза художников и художественно-графическим факультетом ВГПУ, который оказал и оказывает влияние на изменение творческого лица владимирского союза художников. В конце 70-х годов в искусствоведческой среде укрепилось понятие «владимирская школа живописи», определились талантливые лидеры, работающие в декоративной, сочной, народной манере, пренебрегая некоторыми обязательными правилами и приемами в технологии создания живописи. Это - В.Я. Юкин, К.Н. Бритов, В.Г. Кокурии, В.С. Егоров, Н.А. Мокров и другие художники, по объективным и субъективным причинам не получившие академического образования. Создав круг единомышленников, они мощно и заметно выступили на крупных художественных выставках и заявили о себе как о ярком, самобытном коллективе, объединенным своим собственным пониманием сути живописного произведения. Владимирские графики сгруппировались вокруг Б.Ф. Французова, отстаивая и защищая своим творчеством реалистические позиции в графическом искусстве. Когда открылся художественно-графический факультет ВГПУ, то его существование первоначально осталось незамеченным Союзом художников области. Художники несколько снисходительно общались с преподавателями и студентами, приносившими свои творческие работы на выставкомы. Их произведения могли быть приняты или отвергнуты, могли быть помещены в экспозицию выставки или в запасник. На выставках царила буйная, декоративно-народная, немного наивная, удалая живопись. Появление в стенах факультета молодых преподавателей, недавних выпускников художественных институтов и высших художественно-промышленных училищ Москвы и Ленинграда, прошедших академическую школу обучения рисунку и живописи, привело к тому, что наши наиболее талантливые студенты стали набирать силу. Их живописные и графические способности укреплялись знаниями, переданными нашими преподавателями. Появились студенты, склонные к активной творческой деятельности. Были приняты в члены Союза художников выпускники художественно- графического факультета - живописцы Юрий Мокшин, Евгений Захаров, Александр Тихонов, Виктор Лещев, Олег Модоров, Дмитрий Холин, Светлана Мымрина-Архиреева; график Владимир Морозов, иконописец Сергей Ратников. Если столичные студенты по окончании учебы обычно оставались в столицах, то выпускники местных художественных институтов пополняли региональные союзы художников. В данном случае Владимирский Союз художников пополняется до настоящего времени выпускниками нашего факультета. Они изменяют творческое лицо Союза художников. Происходит плавная смена творческих поколений, что неизбежно влечет за собой изменения в характере живописных и графических произведений. Об этом красноречиво говорят последние областные художественные выставки. Слово остается за искусствоведами. Время неумолимо идет вперед. Ушли из жизни талантливые живописцы и графики В.Я. Юкин, Б.Ф. Французов, В.Г. Леонов, Н.Н. Мокров, В.С. Егоров, А.А. Бочкин, Л.Я. Елисеев, Е.П. Телегин. Они - творческое лицо владимирского союза в прошлом. Теперь надо смотреть в будущее. Каким будет владимирский Союз художников? Этого никто не может сказать, но я убежден, что основной состав следующих членов союза будет формироваться из выпускников худграфа. От этого никуда не денешься. Будущее владимирского Союза художников создается уже сегодня в стенах бывшей духовной семинарии, на художественно-графическом факультете Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ), а начало будущему положили первые преподаватели и студенты, открывшие много лет назад факультет. Процесс передачи знаний и мастерства от опытных менее опытным продолжается. Традиции, которые существовали в прежние времена в стенах духовного учебного заведения, ныне развивают преподаватели и студенты художественно-графического факультета, они помнят, что их предшественники - юноши и девушки духовного сословия - «были удивительно даровиты на всякие ремесла и даже живопись»» (2002 год).
«Много лет помещения использовались различными учреждениями народного образования, и ни разу не были проведены реставрационные работы. В итоге нисколько лет назад авторитетная комиссия сделала вывод о том, что здание находится в аварийном состоянии. Последний пользователь помещений - художественно-графический факультет пединститута - был переведен в другое место, однако памятник так и не был поставлен на реставрацию» («Призыв», 12 янв. 1990). В 1992 году в этом здании расположилась Владимирская городская детская художественная школа.
1993-2008 гг. - Владимирский государственный университет.
В 2008 году открылось направление "Реставрация".
2008 - 2011 гг. - Владимирский государственный гуманитарный университет. В 2011 году образован Педагогический институт ВлГУ.
12 января 2011 г. скончался Улитин Владимир Ефимович (1936-2011). Он был удивительно человечным, вспоминают бывшие студенты. Владимир Ефимович не только обучал, он и воспитывал... на собственном примере. Глубоко интеллигентный человек, он никогда не повышал голоса, постоянно сам учился. Был педагогом-новатором. Многие его идеи и сегодня находят продолжение.
Институт искусcтв и художественного образования" ВлГУ (ИИХО ВлГУ) Кафедра дизайна, изобразительного искусства и реставрации
Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета был создан в октябре 2011 года в соответствии с приказом №461/1 от 13.10.2011 г.
Институт искусств и художественного образования - это результат реформирования музыкального (ранее музыкального-педагогического, 1966) и художественно-графического (1978) факультетов Владимирского государственного гуманитарного университета.
СТРУКТУРА ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВлГУ:
• Кафедра музыкального образования;
• Кафедра дизайна, изобразительного искусства и реставрации;
• Кафедра театрального искусства.
В 2012 году открылась магистратура "Реставрация".
В 2013 году открыта новая специальность "Графика".
В 2012 году РПЦ задумалась о том, чтобы «прибрать к рукам» здание худграфа, так как там в дореволюционное время находился корпус Владимирской семинарии.
В 2018 году владимирский худграф отпраздновал 40-летие. 15 февраля 2019 года состоялась торжественная церемония, посвящённая 40–летию со дня основания художественно — графического факультета ВлГУ. На юбилейной выставке представлены работы, выполненные студентами следующих направлений: «Дизайн» — дизайн – проекты, направленные на формирование эстетически выразительной предметно – пространственной среды; «Изобразительное искусство» — творческие работы по рисунку, живописи, станковой и декоративной композиции, скульптуре и ДПИ; «Реставрация» — визуальный ряд, наглядно демонстрирующий процесс реставрации. Ректор ВлГУ А.М. Саралидзе поздравил преподавателей, выпускников и студентов в лице зав. кафедрой ДИИР ИИХО ВлГУ, профессора Е.П. Михееву. С пожеланиям дальнейшего развития факультета выступил доктор наук, профессор МПГУ, академик Российской академии образования, С.П. Ломов Профессор, доктор педагогических наук МПГУ, С.Е. Игнатьев отметил высокий уровень представленных работ на юбилейной выставке.
Казалось бы, в юбилейный год учебное заведение должны ждать только радостные новости. Но неожиданно худграф "попросили" с насиженного места в здании бывшей дореволюционной семинарии на Большой Нижегородской и переселили в бывшее здание начфака у Золотых ворот.
Руководство ВлГУ без всяких конфликтов решили не «цепляться» за корпус на Большой Московской по нескольким причинам. Во-первых, оно уже старое, а его ремонт требует значительного вложения средств. Во-вторых, студентам из общежитий неудобно было добираться до этого места, к тому же там не было общепита. В-третьих, у ВУЗа нашёлся другой корпус, куда можно было перевести учащихся. Студенты получили замечательное с точки зрения логистики корпус. От общежитий можно дойти пешком по Октябрьскому проспекту.
Дизайнер Павел Торлов: «О какой-то невероятной атмосфере здания я говорить бы не стал, студенты все таки учиться приходят. Другое дело - расположение мастерских. В худграфе в основном окна выходят на северо-восток, особенно хороша была аудитория № 33 с окнами с двух сторон. Она очень светлой была, многие любили там работать. А в здании начфака, получается, окна в основном выходят на юг. Значит солнце утром и днем будет лупить прямо в окна. Придется чем-то завешивать».
В одном здании с новым худграфом находится сектор искусства областной научной библиотеки, так что студенты смогут читать профильную литературу "не отходя от кассы".
Дирекция Института искусств и художественного образования располагается в учебно-лабораторном корпусе №8 на улице Никитской (д. 1) около Золотых ворот. В 2019 г. Владимирский госуниверситет в соответствии с ФЗ №237 передал Русской православной церкви здание бывшего худграфа. Постановление о переводе здания во владение РПЦ межрегиональное управление Росимущества подписало 19 октября 2020 года.
Ул. Дворянская/Октябрьский проспект, д. 3
Новый корпус Дома политпросвещения был построен в 1985 году по проекту архитектора Е. Мордовского… В здании до 2014 г. располагалась редакция газеты «Молва», потом отделение начального и дошкольного образования Владимирского госуниверситета, но несколько лет назад «начфак» переехал в учебный корпус №7 на проспекте Строителей. В помещениях шел ремонт.
С 1 сентября 2019 года все художники, дизайнеры и реставраторы начали заниматься в аудиториях корпуса №10 на Октябрьском проспекте.
Кафедра дизайна и технической графики
В сентябре 2001 года, в связи с потребностью в профессионалах, способных проектировать и формировать предметный мир и окружающую среду, на художественно-графическом факультете ВГГУ было открыто отделение, осуществляющее подготовку специалистов с квалификацией «Дизайнер».
Названная подготовка проводилась при кафедре Технической графики и декоративно-прикладного искусства.
Со временем это отделение было преобразовано в кафедру Дизайна и технической графики Владимирского гуманитарного университета.
В процессе реорганизации университетов во Владимирской области кафедра была переименована в кафедру дизайна Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Заведующая кафедрой дизайна: д.п.н, профессор Михеева Елена Павловна
Михеева Елена Павловна, доктор педагогических наук. Работает в университете с 1980 г. Является заведующей кафедрой с 1990 года. Научный руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02.,«Теория и методика обучения и воспитания», под её руководством были защищены 3 кандидатские диссертации. Имеет ряд печатных научно-методических работ, в том числе монографию, статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий стаж работы 38 лет. Стаж работы по специальности- 35 лет. Сфера интересов: теория и практика профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях; Методика обучения проектированию (формирование проектного типа мышления).
В 2014-м году проходила повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Проектный и процессный подходы к совершенствованию системы менеджмента качества ВУЗа с использованием методологии ARIS".
Преподаёт следующие дисциплины: Основы формообразования; Конструирование; Методика обучения проектированию; Основы теории и методологии в промышленном дизайне.
Кафедра изобразительного искусства и реставрации На кафедре «Изобразительное искусство и реставрация» ежегодно обучается около 180 студентов по двум направлениям очной, заочной и очно-заочной формы обучения, одной специальности и две магистратуры.
Заведующий кафедрой - Семенов Вадим Николаевич, доцент.
Согласно приказу №293/1 от 01. 09. 2015 "О реструктуризации кафедр ИИХО", кафедра "Изобразительного искусства и реставрации" была объединена с кафедрой "Дизайна и технической графики". Заведующей новой кафедрой была назначена д.п.н, профессор Михеева Е.П. Были утверждены учебно-методические секции: дизайна, изобразительного искусства, реставрации.
Кафедра ДИИР ведёт подготовку студентов по четырём направлениям:
54.03.01 «Дизайн»,
44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Изобразительное искусство») (Заведующий секцией "Изобразительное искусство" - Гунина Елена Викторовна - к.п.н, доцент),
54.03.04 «Реставрация» (Заведующий секцией "Реставрация" - Семенов Вадим Николаевич - доцент.).
Характерной особенностью, визитной карточкой кафедры ДИИР (дизайна, изобразительного искусства и реставрации) является выставочная деятельность студентов и преподавателей, которая стала неотъемлемой частью культуры города и области. Студенты систематически участвуют во всероссийских, международных и областных конкурсах и выставках, научно-творческих конференциях. Ежегодно проводятся выставки дипломных работ. Выпускники кафедры, пополняют ряды Союза художников и Союза дизайнеров РФ.