Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
09:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Лобачев Григорий Илларионович, летчик

Григорий Илларионович Лобачев

Григорий Илларионович Лобачев родился в 1920 году в деревне Аксёново Судогодского уезда Владимирской губернии. Беда преследовала мальчика с детства. Сначала погиб отец, затем умерла мать, в 5 лет он остался без родителей. Его воспитывал старший брат, живший во Владимире. Гриша учился в средней школе № 4 на улице им. Луначарского. После 7-го класса он пошёл работать на заводе «Автоприбор» - сначала учеником, а затем токарем.
Шёл 1937 год. По радио и в газетах объявлялось о наборе во Владимирский аэроклуб на курсы подготовки лётчиков без отрыва от производства. Он пошёл по объявлению, прошёл медкомиссию и был принят.
В зимние месяцы курсанты аэроклуба занимались теоретической учёбой, изучали материальную часть мотора и самолёта, планера и парашюта, теорию авиации, военно-химическое дело, топографию, метеорологию, аэронавигацию. Весной курсанты сдавали экзамены по теоретическим дисциплинам, после этого начинались занятия: полёты на планерах и самолётах, прыжки с парашютом. Для этих занятий аэроклубовцы выезжали в лагерь. До полётов, утром и вечером, для разведки погоды взлетали руководители аэроклуба, выполняя над городом фигуры высшего пилотажа на тренировочном самолёте Ут-2, как бы заманивая будущих лётчиков в небо.
Перед самостоятельными полётами у курсантов проверяли парашютное мастерство. Обычно за два-три дня до прыжков их освобождали от работы. Всё это время курсанты находились на аэродроме и под наблюдением инструктора тренировались, укладывая парашюты. А затем были прыжки с парашютом. Как правило, прыжки проводились перед закатом солнца, так как в это время было не так ветрено. Совершить прыжок с парашютом было делом непростым. Требовалось определённое мужество, выдержка. Ведь прыгать приходилось с плоскости крыла самолёта на высоте 800-1000 метров при скорости самолёта 120 км в час. Программа практической учёбы была рассчитана на 236 часов, из которых 74 часа отводилось для вывозных полётов. Но почти все курсанты делали свой первый самостоятельный вылет намного раньше намеченных сроков. Самым радостным для них был день первого самостоятельного вылета.
Григорий мечтал стать военным лётчиком, потому что военную службу он связывал с мужеством, стойкостью, выносливостью. Он уехал учиться в лётную школу в г. Новосибирск. Основанная 16 июля 1939 года, Новосибирская школа лётчиков с дислокацией в Толмачёво готовила лётный состав на скоростных бомбардировщиках. С первых же дней нагрузка на курсантов школы была весьма тяжёлой. После подъёма и зарядки - обязательная строевая подготовка, затем теоретические занятия не менее шести часов, так называемое «свободное время» также использовалось для занятий. Будущие лётчики добросовестно изучали «Теорию полёта» Висленёва и Кузьменко, «Аэронавигацию» Кудрявцева и другие учебники, а «Наставление по производству полётов» и «Курс учебно-лётной подготовки» знали почти назубок. Много времени уделялось изучению материальной части самолёта-истребителя И-15бис и мотора М-25. Программа лётной подготовки предусматривала небольшой налёт на самолёте У-2. Время учёбы пролетело стремительно и почти незаметно. Выпуск состоялся уже в первых числах ноября 1940 года. В торжественной обстановке был зачитан приказ наркома обороны о присвоении воинских званий. Курсантам было присвоено командирское звание «младший лейтенант», и на голубых петлицах появился «кубик», соответствующий этому званию.
Выпускник Новосибирской лётной школы Г.И. Лобачев получил назначение на Дальний Восток, в Биробиджан, который был основан в 1915 году как железнодорожная станция Тихонькая. В 1931 году станция была переименована в посёлок Биробиджан, в 1937 году получила статус города. Город был назван по местности Биробиджан: так называли пространство между реками Бира и Биджан. Главной задачей, которую преследовало базирование авиачасти в Биробиджане, было намерение укрепить границы советского Дальнего Востока ввиду близости Японии и возможного вторжения китайцев. Заселение данного региона стало особенно важным для СССР после советско-китайского конфликта 1929 года и оккупации японцами в 1931 году Маньчжурии.
Начало Великой Отечественной войны Григорий Лобачев встретил на Дальнем Востоке, так как существовала угроза нападения на СССР со стороны Японии. Сначала войны он рвался на фронт, заваливая командование рапортами.
В 1943 году произошло важное событие в личной жизни Г.И. Лобачева. Он женился на своей бывшей однокласснице Капитолине Архаровой. Григорий дружил с ней со школьной скамьи, часто бывал у неё дома на Всполье. Её отец Михаил Фёдорович Архаров заменил ему родного отца. После окончания школы Капитолина поступила в сельскохозяйственную академию им. Тимирязева в Москве, училась отлично, была сталинской стипендиаткой. Григорий и Капитолина переписывались. В 1943 году, когда она была в эвакуации, молодые и сыграли свадьбу.
В 1944 году Григорий Илларионович был направлен командиром звена 593-го штурмового авиаполка 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. В действующей армии этот полк был с 23 ноября 1941 года. На вооружении полк имел самолёты Р-5. В конце февраля 1942 года полк был переформирован в штурмовой авиаполк 593. Переучив лётный состав, получив на вооружение штурмовики Ил-2, он был направлен на Западный фронт в составе 1-й Воздушной армии, базировался в районе г. Сухиничи Калужской области. В жестоких боях с противником полк понёс значительные потери, и в конце ноября 1942 года вновь был направлен на переформирование в Кинель-Черкассы. После укомплектования личным составом и техникой полк вошёл в состав 332-й штурмовой авиадивизии, находился в резерве Верховного главнокомандующего.
В начале июля 1944 года 332-я дивизия (593-й, 594-й и 811-й штурмовые авиаполки) вошла в состав 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии И.Х. Баграмян. С этого времени судьба Г. Лобачева тесно связана с историей этого полка. В боях с фашистами он показал себя мужественным, отважным воином, там развернулся его талант руководителя - умного, расчётливого, смелого. Старший лейтенант Г. Лобачев не только был смел, храбр, но и скромен. Он никогда ни перед кем не хвастался своими наградами, даже жене не писал об этом. Писал коротко: «Жив, здоров, воюю».
В июле-августе 1944 года Г.И. Лобачев воевал на Витебском, Полоцком и Двинском направлениях. Он совершил 23 успешных боевых вылета на штурмовку и бомбардировку передовых позиций врага и объектов. Было подавлено 14 зенитных и других артиллерийских батарей, уничтожено 7 складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов, около 20 автомашин с боеприпасами и более 100 человек пехоты. При выполнении задания его звено было атаковано шестью истребителями врага. Командир сумел вывести звено из-под атаки, и ему даже удалось сбить один самолёт врага. Все возвратились на свой аэродром. За успешное выполнение задания лейтенант Г.И. Лобачев был награждён орденом Красного Знамени.
За успешные боевые действия по освобождению от немецко-фашистских войск г. Витебска 332-й штурмовой авиадивизии приказом Верховного главнокомандующего было присвоено наименование Витебской. Летом 1944 года звено Лобачева, выполняя очередное задание, попало под сильный огонь зенитных батарей, а когда возвращалось, было атаковано четырьмя истребителями врага. И опять, благодаря умелому руководству командира, звену удалось не попасть под огонь зенитных батарей, не потерять самолёты и уйти от преследования фашистских самолётов, сбив при этом один «фокке-вульф». За мужество и отвагу Г.И. Лобачев был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
10 января 1945 года для усиления штурмовой авиации 2-го Белорусского фронта 332-я дивизия вошла в состав 4-й Воздушной армии, которой командовал генерал-полковник К.А. Вершинин. В январе-марте 1945 года уже старший лейтенант Г.И. Лобачев, заместитель командира эскадрильи, с группой самолётов уничтожили зенитные батареи и разбомбили скопление вражеских танков. За участие в штурмовке крепости Ново-Георгиевской (Модлинской) под Варшавой 593-й полк был награждён орденом Красного Знамени, и ему приказом Верховного главнокомандующего было присвоено наименование Новогеоргиевского.
В марте-апреле 1945 года группа Лобачева штурмовала порт Гдыня под огнём зенитных батарей. При возвращении на свой аэродром на них напали 8 истребителей «фокке-вульф» и 5 «мессершмиттов». В этом бою Лобачев, умело маневрируя, сумел отразить атаки и благополучно возвратиться в часть. Орден Отечественной войны 1-й степени украсил грудь героя.
В апреле-мае 1945 года старший лейтенант Г.И. Лобачев вновь был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за мужество, отвагу и умелое руководство. Именно умелое руководство группой самолётов дало возможность успешно выполнять боевые задания и не потерять ни одного самолёта, несмотря на сильнейший огонь зенитных батарей и атаки немецких истребителей. Немцы, особенно пехота, очень боялись наших штурмовиков, называя их «летающими танками». Сайт «Подвиг народа» опубликовал список наград Г.И. Лобачева: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды.
Жена Г.И. Лобачева, Капитолина Михайловна, как и весь советский народ, радовалась нашей Победе, радовалась, что муж остался жив, ждала с нетерпением его домой в отпуск.
И очень обидно, что старший лейтенант, заместитель командира авиаэскадрильи, штурман авиаэскадрильи 593-го полка Г.И. Лобачев, пройдя через горнило такой жестокой войны, погиб сразу после войны, за день до отпуска, 3 июня 1945 года - в катастрофе. Вместе с ним погиб его техник Василий Кириллович Аксёнов, уроженец Воронежской области.
Оба лётчика были похоронены в Германии в городе Анклам - в авиагородке, на площади, в 300-х метрах от главного въезда.

Память:
- В городе Анклам высится монумент с именами погибших советских воинов. Среди них и имя выпускника Владимирского аэроклуба Г.И. Лобачева.
- Его имя внесено в Книгу Памяти Владимирской области, в книгу «Поиск».
- О нём рассказывают экспонаты музея гимназии № 3 г. Владимира.
- Гордость школы № 190 г. Новосибирска - музей боевой славы авиации Сибири им. В.В. Магро. Один из разделов музея - «История 31-й авиационной школы лётчиков». В г. Новосибирске школа располагалась с 1939 по 1945 годы, её окончил и Г.И. Лобачев. Каждый год музей принимает более полутора тысяч посетителей, в том числе учеников из других школ и городов.

Источник:
Данила Бескоровайный. Подвиг летчика-штурмовика. Краеведческий альманах «Старая столица». Выпуск 8.
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Владимир и область в 1945-м году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.04.2020)
Просмотров: 798 | Теги: вов, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru