Памятник дворнику расположен в сквере у здания управления ЖКХ, рядом с ВлГУ.
Улица Горького, д. 95а. Управление жилищно-коммунального х-ва.
Торжественное открытие памятника состоялось 5 июня 2004 г. и было приурочено к 355-летию жилищно-коммунальной отрасли. В этот день во Владимире прошел межрегиональный Форум «ЖКХ России: перспективы развития. Партнерство потребителей, власти и бизнеса». Открывали памятник председатель Совета директоров ОАО «РКС» М. Абызов и губернатор Владимирской области Н. Виноградов. На торжестве открытия памятника скульптор отметил, что на создание этого творения его вдохновил бытописатель Москвы В. Гиляровский, назвавший дворника «уличным философом». Скульптура была подарена Владимиру Российскими коммунальными системами. Она выполнена из специальной бронзы, которую в скупках цветных металлов не принимают. Это защитит ее от возможной кражи. Вес памятника составляет около 270 кг. Высота памятника без постамента – 1,4 м. Авторами памятника являются московский скульптор А. Пахомов и владимирский архитектор В. Торопов. По замыслу авторов, этот памятник должен напоминать горожанам о необходимости поддержания чистоты и порядка в городе. Скульптор запечатлел дворника в минуту отдыха, с выражением легкой грусти и иронии на лице. Дворник изображен в рост, в характерном облачении: косоворотка, пальтецо, фартук, сапоги и картуз. Он стоит, опираясь на метлу, сжимая рукавицы. Небольшие размеры скульптуры и гладкий цилиндрический постамент придают памятнику изящество и классическую камерность.
Памятник дворнику
«НУЖЕН ДВОРНИК ТРЕЗВЫЙ, ОДИНОКИЙ»
Т.А. Пугина. «НУЖЕН ДВОРНИК ТРЕЗВЫЙ, ОДИНОКИЙ» Тёплым апрельским днём 1914 года по аллеям Пушкинского бульвара города Владимира шустро бегали и радостно хрюкали два поросёнка. Похоже, это не слишком-то беспокоило гулявшую на бульваре публику. Горожане давно привыкли к тому, что заблудившиеся домашние животные, будь то козы, свиньи или даже коровы, порой бесцеремонно расхаживали в центре губернского города. Однако местные стражи порядка не оставили поросячью беготню по бульвару без внимания и установили, что хрюшки принадлежат мещанину С.И. Славновуѵ проживавшему по Муромской улице. Был составлен соответствующий протокол, и Славнов привлечён к ответственности по 55-й статье Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Штраф за допущение бродить домашнему скоту в неположенных местах составлял менее одного рубля. Благоустройством бульваров, скверов, мостов, а также тротуаров у казённых зданий ведала городская управа. Собственного штата дворников и плотников в управе не было. К благоустройству привлекали наёмных рабочих. Например, в 1901 году за очистку Пушкинского бульвара от снега и привоз песка пожарным служителям было выдано 24 рубля 15 копеек. Арестанты за уборку бульвара зимой и летом получили 50 рублей 80 копеек. И.С. Никитин за 15 рублей 75 копеек привёл в порядок мосты у Жандармского спуска. Некто Николаев за очистку лестницы у Поцелуева моста получил 1 рубль. Кстати, на 1 рубль в то время можно было купить 12 килограммов гречневой крупы, или 5,5 килограммов телятины, или 24 литра молока.
В 1910 году на благоустройство города было потрачено 15 012 рублей 61 копейка, из них на освещение - 6488 рублей 65 копеек, на содержание и ремонт мостовых, тротуаров и набережных - 848 рублей 39 копеек, на содержание бульваров и общественных садов - 1170 рублей 72 копейки, на содержание и ремонт мостов - 329 рублей 60 копеек, на очистку города от мусора и нечистот - 821 рубль 24 копейки. (Для сравнения: в 1910 году расходы на народное образование составили 14 617 рублей 64 копейки, на содержание водопровода - 37 876 рублей 67 копеек, на содержание городской полиции - 24 910 рублей). Несмотря на то, что полицейские ежедневно контролировали состояние уборки улиц, город порой утопал в сугробах или походил на каток, о чём неоднократно писали газеты. «Тротуар, идущий по спуску к Лыбеди от казарм, совсем исчез под снегом вместе с тумбочками. Спуском оного проходят учащиеся, которым приходится идти посередине улицы, рискуя быть задавленными мчащимися с горы подводами и спасаться от них по колено в снегу». «Спуск к Подсоборной улице от губернаторского дома представляет из себя настоящий ледяной скат, ходить по которому можно только с большим трудом. На спуске нет ни вырубленных ступеней, ни лестницы. Не посыпается он также ни землёй, ни песком». Согласно распоряжению полицмейстера, домовладельцы в пределах своих владений были обязаны сами очищать тротуары от снега и льда, а также посыпать их песком или золой. И ни в коем случае не солью, так как последняя «портит обувь проходящих и, кроме того, разъедает копыта у лошадей». Для свалок снега городская управа ежегодно выделяла специально отведённые места на окраинах города. В 1908 году снег вывозили за тряпичный склад Афанасьева, на огороды, расположенные по правой стороне Нижегородской заставы, за склад Андреева (у наплавного моста), за Юрьевскую заставу. Запрещалось сваливать грязный снег в реки, канавы и пруды. В период оттепели горожанам приходилось копать канавы для стока воды. Не все домовладельцы добросовестно относились к своим обязанностям по части благоустройства. Публикации о некачественной уборке тротуаров периодически появлялись на страницах местной прессы. «2 марта полковник Б., проходя мимо дома В.Н. Тарасова по Ременникам, поскользнулся, упал и получил двойной перелом одной из лицевых костей. И всё потому, что тротуар против дома ничем посыпан не был», - сообщала газета «Старый владимирец» 4 марта 1910 года. В декабре 1903 года городской судья 1-го участка на основании полицейского протокола приговорил владимирскую мещанку Акулину Ивановну Егорову за непосыпку песком тротуара по Егорьевской улице около своего дома к штрафу в размере 2-х рублей с заменой арестом на 1 день. Зимой 1910 года потомственный почётный гражданин С. Муравкин, пользуясь тем, что живёт на берегу Лыбеди, не вывозил снег в указанные места, а сваливал его прямо в реку. Этот факт не ускользнул от бдительных полицейских и почётного гражданина привлекли к ответственности по статье 29 Устава о наказаниях. Состоятельные владимирцы могли себе позволить нанять собственного уборщика придомовой территории. «Нужен дворник трезвый, одинокий. Жалованье 10 рублей. Куткин пер., дом Советкина», - такое лаконичное объявление было размещено во «Владимирской газете» в 1903 году. Обратите внимание, требований к кандидату всего два: трезвый и одинокий. Судя по всему, предполагалось, что дворник должен жить при доме, а наличие семьи создавало лишние проблемы. И, видимо, представители подобного рода занятий злоупотребляли спиртными напитками, что, безусловно, сказывалось на качестве их работы. В дождливую погоду многие окраины города - Боровки, Никитская, Залыбедье - тонули в непролазной грязи. «Старый владимирец» описывает случай, когда приезжий коммивояжёр в Боровках потерял в грязи галоши, которые бедолаге пришлось вылавливать руками. В октябре 1912 года на Зелёной улице завязла повозка продовольственного магазина. На помощь пришлось вызывать солдат гренадерского полка. Бороться с природной грязью можно было только мощением улиц и тротуаров. И городские власти по мере возможностей работали в этом направлении. В 1910 году были устроены тротуары у зданий банка и управы, на Ивановском спуске, у Лавровских казарм, около Богословской церкви, отремонтирован тротуар в проходе Гостиного двора. «Расширить замощение Сулили в этот год, Но вязли в грязи уличной И конь, и пешеход!», - иронизировал местный стихотворец Фома Дормидонтов. 16 мая 1912 года состоялось заседание Комиссии о пользах и нуждах города при городской управе. Комиссия предложила Думе установить, что тротуары в замощённых улицах должны быть только асфальтовые, цементно-бетонные, из белого плитняка и из кирпича на ребре. Не допускалось устраивать тротуары из щебёнки. В 1913 году на устройство новых мостовых было израсходовано 8880 рублей 77 копеек, замощены улицы: Гороховая, Троицкая Безымянная, Малая Мещанская, Часовенная, Верхний Боровок, Дятлов и Читалкин переулки, территория на старой конной площади, у Реального училища. Из-за нехватки средств некоторые улицы мостили не полностью. Так, Большая Нижегородская от «Красной» (Сергиевской) церкви до заставы была замощена только посередине. И летом обе её стороны, прилегающие к тротуарам, были покрыты толстым слоем пыли, которая, при проезде по улице экипажей или порывах ветра, поднималась клубами, обдавая прохожих и залетая в окна близлежащих домов. В 1909 году именно на этом участке дороги потерпел аварию автомобиль В.С. Храповицкого. 21 июня в 9 часов вечера машина губернского предводителя дворянства наскочила на чугунную крышку, прикрывавшую пожарный колодец и разбила бензиновую коробку. Злополучная крышка возвышалась над поверхностью мостовой более чем на четверть аршина (около 18 см). Из-за отсутствия фонарей её не было видно. На некоторых владимирских улицах под слоем асфальта до сих пор сохраняются остатки старых булыжных мостовых. Для домовладельцев мощение тротуара около дома входило в их обязанности. Газета «Владимирец» от 14 сентября 1906 года сообщала, что, несмотря на обязательное постановление городской Думы об асфальтировании тротуаров на Троицкой улице, многие её жители проигнорировали эту повинность. В их числе оказалась и Ираида Васильевна Чернецова. Невзирая на неоднократные напоминания полиции, домовладелица не торопилась асфальтировать тротуар перед своим домом. В результате городской судья, руководствуясь Уставом о наказаниях, приговорил И.В. Чернецову к денежному штрафу в 25 рублей с заменой его арестом на 7 дней. И.В. Чернецова сочла наказание несправедливым и подала во Владимирский уездный суд апелляционную жалобу. Горожанка оправдывалась тем, что исправление тротуара было своевременно поручено подрядчику А.Д. Кирьянову, который не выполнил принятого на себя обязательства. Однако товарищ прокурора постановил, что договор Кирьянова с домовладелицей не имеет для данного дела никакого значения и оставил приговор городского судьи без изменения. В жаркую летнюю погоду пожарные служащие производили поливку улиц. По городу разъезжал обоз лошадей со специально приспособленной для этого бочкой, к которой была приделана сетчатая трубка, разбрызгивающая воду маленькими струйками. Жители сетовали, что поливка велась преимущественно на бульваре и центральной улице. Городской голова Н.Н. Сомов в беседе с корреспондентом «Старого владимирца» пояснил, что «поливка требует особой организации: устройства и оборудования поливочного обоза, покупки и содержания лошадей и найма специального штата служащих, т.к. пользование лошадьми с пожарного двора недопустимо: лошади утомляются и не будут годны в случае возникновения пожара. На организацию поливочного обоза необходимы специальные средства, каковых у города не имеется». Не менее острой для городского управления была проблема санитарной очистки и вывоза нечистот. Как известно, общегородской канализации в то время во Владимире ещё не было. В каждом дворе существовали выгребные ямы, очищением которых занимались ассенизаторы. К санитарной уборке города привлекали частный извоз, также активно использовался труд арестантов. Нередки были случаи, когда рабочие ассенизационного обоза не довозили его содержимое до положенного места. В 1912 году заведующий войсковым провиантским складом написал жалобу в городскую управу на арестантов-ассенизаторов, выливающих нечистоты около склада. В 1913 году мещанин Иван Семёнов задержал рабочего ассенизационного обоза крестьянина Филиппа Лифанова, который выливал нечистоты из бочек близ Юрьевской заставы, причем делал это неоднократно. А горожане выражали недовольство тем, что ассенизаторы начинали свою работу слишком рано: в 9-10 часов вечера. И гуляющая в это время по Большой улице публика была вынуждена зажимать носы платками.
История Жилищно-коммунального хозяйства города Владимира Владимирский водопровод